43 Арх. Сергий перечисляет три редакции: к 1–й относит Око церковное, ко 2–й – синодальные списки , к 3-й – Устав Тверской. (Агиол. I, 137). 45 Мы не имели в руках берлинской рукописи (Typik Romanow), но судя по выдержкам из нее, приводимым у гг. Ягича и Воскресенского, видно, что это есть сербский список иерусалимского устава. Он начинается чином вседневной вечерни (начала не сохранилось) и, следовательно, с общей части. Затем следует изложение службы по месяцеслову (до 150 л.), по триоди (л. 151, 257) и статьи добавочные. Приводим последние по описанию г. Воскресенского: л. 257 о необходимости сохранять чин церковных служб, л. 258–259 сказание как достоит кадить в церкви, л. 260–262 прокимны воскресные и дневные, л. 262–263 службы общие святым, л. 264–268 последования служб святым, имеющим тропари и приходящимся в субботу, л. 268–270 последование повечерия в четыредесятницу, л. 270 об. 271 молитва над кущею, л. 271–274 о поминовении создателей хиландарской обители. Подробности о времени происхождения устава, об игумене Гервасие и писце Романе, также выписку славянских памятей см. в статье проф. Ягича Tipik Romanow (Starine. kh.      V 1–6) и г. Воскресенского (Славянские рукописи в заграничных библиотеках 12–16). В том и другом описании сказано, что текст рукописи, за утратой первых листов, начинается 2 числом месяца сентября, но приводимая далее выдержка относится, по–видимому, к взложению чина вседневной вечерни, а не к месяцеслову, и, следовательно, он сохранился полнее. К тому же типу относится устав XIV в. из библиотеки Чешского музея в Праге, о котором несколько замечаний сделано Г. А. Воскресенским в названном сейчас сочинении (л. 23–24). Г. Ягич относит устав Романов к XIII в., но с этим определением трудно согласиться. По составу этот типик принадлежит к после–никодимовскому периоду. Существование полного сербского устава до Никодима противоречило бы ясным указаниям первого сербского переводчика об отсутствии до той поры подобного списка. В этом уставе, под 28 октября, записана память Арсения сербского (§ 1266. По Голуб. 1262–63). Мы относим его к серии уставов XIV века, сербского извода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Полежал-полежал, поднялся, сел на пригорок. Мысли путались в голове. Он бормотал: — Чудо послал!.. Как благодарить Тебя, Господи!.. Хотел тех, а крестил этого… Ведь я, можно сказать, крестил… От греха спас… Велика милость Твоя, Боже мой! 54 Лёшке было не радостно. Он недоумевал, как это получилось, что он отпустил попа. Не убил, даже не намял ему боков. Одурачил его поп, будто каким-то облаком обволок, загипнотизировал, не иначе! Да ещё купил тем, что раньше увидит Машу на том свете… Лютая злость вскипала в душе Алексея, причем не столько на попа, сколько на самого себя. В отряде он никому не рассказал о случившемся. Да и как такое расскажешь? Не поймут, засмеют, а то и, чего доброго, осудят. Каждый день он помногу раз вспоминал ту встречу, все поповские слова по косточкам разбирал. И теперь уже другое злило его — что всё больше и больше чувствовал он себя во власти этого лысоватого седеющего попа с такими детскими и озорными глазками, напевным голосом, окающим ярославским говорком. 55 В июне снова пришли эстонцы. Явились, чтобы разогнать партизан, но партизаны сами несколько дней от души гоняли их по всей округе вблизи места Ледового побоища. Вояки они оказались никудышные. Одни остались валяться в лесной траве, другие потонули в болоте, третьи еле унесли ноги, несолоно хлебавши. 56 Петровым постом пришла к отцу Александру нежданная радость: в гости к нему нагрянул не кто-нибудь, а сам митрополит Сергий Воскресенский! Подъезжая на автомобиле, тот стал свидетелем потешной сцены: протоиерей, держа осанку и думая о чём-то своём, шёл из церкви домой со стопкой книг, и на подходе к дому был атакован красивым молодым козлом, серебристо-голубой окраски с белоснежными ногами и кудрявым лбом, украшенным сильными рогами. Козёл атаковал священника подло, сзади, стараясь больнее подцепить под мягкие ткани. — Ах ты, Робинзон! — воскликнул батюшка. — Да что же ты делаешь? Непочтительный ты козёл! В следующий миг он увидел подъехавшую машину, выходящего из неё смеющегося митрополита и весь засиял: — Батюшки! Высокопреосвященнейший! Щёки его вмиг раскраснелись от счастья, он пошёл под благословение митрополита, но тут козёл снова напал на него сзади.

http://azbyka.ru/fiction/pop/

В 1935 году в связи с тем, что митрополит Августин был избран главой Латвийской Православной Церкви и перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, отец Кирилл был отстранен от служения за принадлежность к Московскому Патриархату. До 1940 года он жил на своем хуторе и занимался сельским хозяйством. Когда в 1940 году в Ригу приехал архиепископ Сергий (Воскресенский), о. Кирилл Зайц вновь стал настоятелем кафедрального собора в Риге. С 22 часов до 2 часов ночи 6 сентября он давал показания о своем прибытии в Псков, о связи с бургомистром Пскова Черепенкиным. Тогда же он назвал своих ближайших помощников: ревизора Бениксона, секретаря Жунду, делопроизводителя Перминова, порученца Караваева. Отец Кирилл признал себя виновным уже на первом этапе следствия. 7 сентября 1944 года 9 отделом 2 Управления НКГБ СССР г. Москвы ему было предъявлено постановление об аресте и обвинение. 11 сентября с 21 часа до часа ночи он писал первые собственноручные показания. Поскольку деятельность о. Кирилла протекала на территории Ленинградской области, оккупированной немецко-фашистскими войсками, там начались аресты членов Миссии. 9 сентября в Москве было принято решение этапировать о. Кирилла Зайца в Ленинград, куда он был доставлен 24 сентября. Здесь, с указанием точного времени написания, он продолжил собственноручные показания: об учреждении и деятельности Псковской Миссии, его назначении начальником Миссии, о приезде в Псков, о многочисленных циркулярах Миссии. Циркуляры, издаваемые Миссией, затрагивали не столько церковную, сколько политическую сторону жизни военного времени. «По заданиям Псковского СД, – показал о. Кирилл, – миссией были разосланы в разное время благочинным и священникам следующие циркуляры: о выявлении неблагонадежных лиц, враждебно настроенных против немецкой армии, немецких властей и немецких порядков; о выявлении партизан и лиц, сочувствующих партизанам, и отношении населения к партизанскому движению; о сборе сведений об урожайности того или иного района; о выявлении отношения населения к Власову и власовскому движению; о проведении бесед и собеседований по вопросам атеизма, материализма, марксизма, чтобы разбивать большевистскую идеологию; о наблюдении за деятельностью сельских и церковных старост и волостных старшин с сообщением характеристики их деятельности; о выявлении священников-самозванцев и священников, в советское время снявших сан; о преподавании в школах Закона Божия и о назначении законоучителей; об уничтожении колхозов и земельной реформе, проводимой немецкими властями, с популяризацией этой реформы и немцев» [ 8] и об обязательном участии духовенства в немецких торжествах.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Большевики, точно так же, как и укронацисты, объявив войну прежней истории страны, принялись вымарывать из географии имена Екатерин и Елисавет, Николаев и Александров, взамен плодя производные от Ленина, Сталина, Троцкого, Демьяна Бедного, Горького, Калинина с Кировым – грады, бады и каны. Войдя в раж, они добрались и до заграничных деятелей, начиная от Роз Люксембургов и Карлов Либкнехтов, заканчивая Пальмиро Тольятти, Георгием Димитровым и Георгиу-Дежом, называя их трудно произносимыми партийными кличками старинные русские города! Досталось тогда не только коронованным особам и их «придворной камарилье», «по зубам» от осознавшего себя свободным трудового народа получили святые Николай, Петр заодно с Павлом, Сергий и иже с ними Вознесенски, Воскресенски и прочие Троицки! Ныне эта часть нашей многострадальной истории, похоже, благополучно забыта новыми россиянами, благодаря не менее жестокой промывке мозгов советской идеологической системой образования и воспитания и последовавшей за ней болонизацией и ЕГЭ-зацией всей страны. А зря. Она сопоставима по масштабам и последствиям с ныне действующей украинской, тем более что обе стороны боролись, как с проклятым прошлым, так и с русской ментальностью! Именно тогда происходила подмена понятий и смыслов в головах несчастного советского народа. Пресс тогдашней тоталитарной системы, заметно сдавшей в последние советские годы, вполне схож с нынешним укроповским! Тогда за обнаруженный при обыске портрет Царя, можно было запросто сесть надолго, если не встать «к стенке». Так же было с портретами предков с царскими наградами или иконами, которые верующие надёжно прятали подальше с глаз доносчиков. Не так ли поступают и нынешние украинские власти, когда за одно подозрение в пророссийских симпатиях, обнаруженное, например, в смартфоне можно получить реальный срок? Поэтому нам сегодня не стоит уподобляться, как украм, так и большевикам, относясь к истории бережно. Ведь хватило же ума у киевской власти, не переименовывать советский Шахтёрск, получивший это наименование в 1958 году, во вполне исторический Катык! Или вполне себе совковый Сиверск, получивший своё название в 1973 году – в историчную Яму? Не говоря уже о переименовании Донецка (минуя Сталино) в Юзовку?

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/28/ch...

Тогда руководство Миссии принимает довольно смелое для непростого военного времени решение – собственными силами обеспечить священническими кадрами обширную церковную территорию, окормляемую митр. Сергием (Воскресенским). Осенью 1942 г. в газете «Православный христианин», печатном органе Псковской миссии, было опубликовано распоряжение Управления Миссии об открытии в Вильно (Литва) Православных богословских курсов «для подготовления кандидатов на священно-церковно-служительские места» 79 . Возможно, такая формулировка подразумевала то, что выпускники курсов будут не просто священнослужителями, но пастырями-миссионерами и катехизаторами. Ведь именно в таких служителях нуждалась Миссия, исходя из задачи возрождения церковной жизни, пробуждения людей от духовного сна. В некотором смысле Богословские курсы можно назвать школой катехизаторов, ведь катехизация, о которой будет сказано ниже, была одним из насущных моментов пастырского служения. На курсах предусматривалось двухгодичное обучение. Слушателями могли стать лица не моложе семнадцати лет. Причем окончившие средние учебные заведения принимались на обучение без испытаний, а окончившие не менее 6 классов церковных учебных заведений (или основную школу) – с испытаниями по общеобразовательным предметам. Всем желающим предлагалось прислать в Псков, в Управление Миссии, прошение о принятии на курсы, свидетельство о рождении и крещении, об образовании, а также «приложить отзыв духовного отца или благочинного, или приходской общины» 80 . В Псковском архиве существует дело, целиком составленное из прошений, поступивших в Православную Миссию Пскова. Из тех, кто желал поступить на пастырские курсы, было немало детей священников, церковных старост, регентов – они хотели продолжить дело отцов и дедов, служение Господу и ближнему. Среди подавших прошение были и высокообразованные люди, например преподаватель Ленинградского государственного университета, имеющий научное звание, – Селиванов Григорий Дмитриевич 81 , и обычные крестьянские дети. Некоторым отказывали из-за возраста; так, одному из просителей было всего шестнадцать лет 82 . А кому-то, как, например, Г.И. Радецкому, служившему переводчиком в Управлении Миссии, отказывали в связи с тем, что «ему еще не отыскан преемник...» 83 . Утверждал списки принятых на курсы непосредственно митр. Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г.А. Воскресенский в 1871–72 и 1872–73 учебных годах слушал лекции по славянским наречиям в С.-Петербургском Университете (с содержанием от Св. Синода по 600 р. в год), а в октябре 1873 г., с Высочайшего соизволения, был командирован для практического изучения славянских наречий заграницу, в славянские земли, на полтора года (с содержанием по 1,500 р. в год) и уже после этого занял кафедру славянских наречий в Московской Духовной Академии. О нём именно и упоминает А.Ф. Лавров в одном из предыдущих своих писем к А.В. Горскому (Письмо 11-е, примеч. 3-е, см. «Богословск. Вестн.», июнь, стр. 420-я). В письме была обозначена полностью и фамилия Майкова, по настолько неразборчиво, что верно прочитать её не представлялось возможности, восстановлять же её по догадкам составитель примечаний не счел удобным, вследствие чего фамилия эта была напечатана под точками. Теперь выяснилось, что А.Ф. говорил именно об Ап. Ал. Майкове. 2374 М. Ф., протоиерей русской посольской церкви в Вене, † в 1884 г., один из видных русских деятелей за границей и посредник в литературных сношениях между русскими и славянскими учеными и писателями. 2376 Для церковно-археологического музея и библиотеки Московской Духовной Академии. См. письмо 16-е, примеч. 6-е. 2377 Ник. Платон., потом помощник начальника архива Св. Синода, ныне заведующий архивом Министерства Народного Просвещения, автор многих исследований по русской истории и истории русской литературы и письменности, между прочим «Жизни и трудов П.М. Строева», «Жизни и трудов М.П. Погодина» (до настоящего времени вышло девять книг, но труд далеко еще не окончен), «Источников русской агиографии» и др. В литературе известны еще и два брата Н.П.: Алекс. Плат., автор «Рода Шереметевых» (доселе вышло шесть томов) и др. исследований и Ив. Плат., автор монографий о митрополите Московском Иннокентии и графе Н. Н. Муравьеве-Амурском. Все трое здравствуют доселе. 2381 Т. е. о преобразовании духовной цензуры. См. письмо 7-е, примеч. 1-е на стр. 407-й («Богословск. Вестн.» июнь).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соколов же поставил дело на вполне демократическую основу. При нем фактически высшим распорядителем «Богословского вестника» была вся академическая корпорация, осуществлявшая свою законодательную и административную власть на общих редакционных собраниях, где принимали участие не только профессора и доценты, но и все должностные лица. Непосредственное заведование всеми делами журнала находилось в руках редактора, причем в помощь ему по просмотру рукописей избирались особые редакторы отделов, которые составляли редакционную комиссию, по мере надобности заседавшую. В этот период членами комиссии были А.П. Лебедев , А.Д. Беляев , Н.А. Заозерский , М.Д. Муратов и А.И. Введенский . Каждая поступившая статья прочитывалась редактором, потом редактором соответствующего отдела и вновь главным редактором на окончательное решение. Подбор и сортировка статей по отделам предварительно проводилась главным редактором, который свое решение отдавал на рассмотрение редакционной комиссии, и не было практически при этом никаких пререканий. —24— Все канцелярское дело находилось в руках секретаря редакции, должность которого при В. Соколове занимал Г.А. Воскресенский и затем С.С. Глаголев , обязанностью которых была вся финансовая и экспедиционная часть редакторской деятельности. Делопроизводством по журналу, как правило, занимались особые письмоводители из студентов, получавшие в месяц от 5 до 10 рублей. Каждая книжка журнала обходилась при В. Соколове примерно в 900 рублей, годовые оклады были: главному редактору – 600 рублей, секретарю – 300 рублей 313 , членам редакционной комиссии – примерно по 100 рублей. Гонорар авторам был установлен в размере 30 рублей с листа за оригинальные материалы и 20 рублей – за переводы. За корректуру платили еще, по 2 рубля с листа. Главным источником средств была подписка. П.И. Горский настоял, чтобы печатать журнал в количестве 2400 экз., однако оказалось, что в первый год подписка едва достигла 1300 экз., во второй примерно 1150, в третий – еще меньше, пока не упала до тысячи и в последующем колебалась около этой цифры. Поэтому число печатающихся экземпляров нужно было также сократить. Уже при первом редакторе на второй год было напечатано 2000 экземпляров, а при Соколове тираж был уменьшен до 1800 и 1500 экземпляров 314 . Из этого числа до 300 экземпляров рассылалось бесплатно: всем членам корпорации, другим духовным академиям и университетам, нескольким высокопоставленным лицам, многим светским и духовным редакциям в обмен на их издания и всем почетным членам академической корпорации.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Это, видно, сам-то из «Воскресенских или Преображенских " … Ошибаетесь, милостивый государь, запасной фейерверкер Смолин… III. В потаенных местах, на штундовом сонмище декабря. Понедельник. Вечер. На далекой окраине, в глухом переулке, в квартире уже знакомого нам по беседам штундиста И-на К-ва один за другим собиралась «евангельская братия», – все это были передовые члены Киевской общины, бойкие говоруны и начетчики, больше всего из сапожного цеха: здесь были и Дио-ий, Ди-д, Дем-ий, Са-лий, Тим-ей, Ст-н извозщик и некое чудовище и др. Лампа тускло освещала небольшую комнату, хозяйка усердно угощала званых гостей чайком. Штундовые заседатели чинно сидели за столом и думали крепкую думу «насчет православных собеседований». Это был, так называемый, административный распорядительный советь избранных членов общины. – На вред или на пользу «евангелическим христианам» идет новая затея поповская – эти беседы православного духовенства, – или они только одно «уловление» для христиан?… Вот вопрос, который начал озадачивать штундовых верховодов, почувствовавших свою слабость в полемике и великое значение бесед и главари собрались на совет… – Братия заслушивается сильно попивских речей, надо правду сказать…, да и православный народ всматривается в дело, теперь труднее будет нашим «детям Божиим сеять Слово Божие», говорил Д-д. Вот, наприм., архиерей-то на анамеднишней беседе своим рассуждением, что всякий христианин есть епископ сердца – прямо-таки зарезал нашего собеседника, брата Г-ла. И как ведь слово-то это всем врезалось в сердце и нашим-то даже теперь этого текста ( 1Пет.2:9 ), хоть не толкуй… Потолковав довольно на эту тему, главари решили, что надо братии «похитрее» вести беседы и «построже» держаться, – не поддаваться и ни в чем не соглашаться. Но как же это сделать, чтобы помешать успеху? Встал брат К-в и сказал: – Братие! послушайте меня, я нахожу необходимым на следующем же собеседовании прочесть из ( 1Кор.2:14 ). На это поверьте, не найдется и сам архиерей Сергий что ответить. А затем прочесть из ( Откр.9:7–8 ), а из (13:1–3; 19:19–20). Я уверен, когда мы вычитаем эти места, то никто из православных собеседников не сможет противостоять нам, – не дадут попы ответа и будут постыжены пред всей публикой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

VII учебно-методические сборы военного духовенства прошли в Твери 9 июня 2017 г. 13:46 С 29 мая по 1 июня 2017 года на базе Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в Твери прошли VII учебно-методические сборы должностных лиц по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации. В работе сбора приняли участие митрополит Тверской и Кашинский Виктор , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов , военное духовенство Русской Православной Церкви, а также представители мусульман, буддистов и руководитель департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с Вооруженными силами. Цель сборов изучить новые подходы к организации работы с верующими военнослужащими, конкретизировать направления деятельности штатного военного духовенства в свете требований приказа министра обороны Российской Федерации 655 от 12 октября 2016 г. «Об организации работы с личным составом в Вооруженных силах Российской Федерации». В первый день учебно-методических сборов в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери митрополит Виктор в сослужении военного духовенства совершил Божественную литургию. За богослужением молились военнослужащие Военной академии воздушно-космической обороны и военнослужащие частей Тверского гарнизона. На церемонии торжественного открытия сборов собравшихся приветствовали митрополит Виктор, начальник Главного управления региональной безопасности Тверской области В.И. Папенко, начальник Военной академии ВКО генерал-лейтенант В.Н. Ляпоров, а также почетный гость сборов, дочь маршала Советского Союза Г.К. Жукова, М.Г. Жукова. В церемонии приняли участие главный федеральный инспектор по Тверской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Ю.Э. Стрелецкий, заместитель председателя Тверской городской Думы В.Б. Рыбачук. Пленарное заседание открылось докладом начальника управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил РФ А.И. Суровцева «Об итогах деятельности военного духовенства Вооруженных сил Российской Федерации в 2016-17 годах и основных направлениях совершенствования работы с верующими военнослужащими».

http://patriarchia.ru/db/text/4929169.ht...

Затем начальство и педагоги семинарии составили журнал о невозможности совместной службы с о. Илиодором и подали на него преосвященному несколько жалоб. О. ректор желал привлечь неуживчивого преподавателя к духовному суду, а педагоги - к светскому, окружному, для чего просили копии с официальных бумаг о. Илиодора, который на письме был не менее резок, чем на словах. Архиеп. Иаков признал, что священник «стал в невозможные отношения» к начальству и сослуживцам. Однако, «имея в виду молодость и неопытность иеромонаха Илиодора, владыка до последнего времени старался сдерживать его и охранять». Поэтому не давал хода полученным жалобам . Ходили слухи, что и о. Илиодор ездил в Петербург, чтобы подать в учебный комитет при Св. Синоде жалобу на своих сослуживцев. 28.III скончался викарий Ярославской епархии преосвященный Сергий (Воскресенский). На его кафедру назначили ректора о. Евсевия. О. Илиодор, считая его ответственным за укоренившиеся в семинарии революционные настроения, побудил «Союз русского народа» добиваться отмены назначения. Соответствующие телеграммы - в сущности, доносы, - были посланы Государю и духовному начальству, однако никаких последствий не имели. О. Евсевий был рукоположен во епископа, а положение о. Илиодора в епархии еще больше осложнилось. Семинарское дело завершилось следующим образом. Младшие воспитанники благополучно занимались до летних каникул, которые ввиду осенних неурядиц начались позже обычного - 10 июня. Что до уволенных учеников, то среди них были заметны две тенденции: если 4-классники надеялись восстановиться в семинарии, то 5- и 6-классники махнули на нее рукой. Некоторые бывшие воспитанники 4 класса попросили учебный комитет при Св. Синоде о разрешении держать в августе переходные экзамены в 5-й класс. Ходатайство было передано на усмотрение преосвященного, вслед за чем, несмотря на просьбы благочиннических съездов и положительный отзыв педагогического совета семинарии, оказалось отклоненным. Воспитанники 5 и 6 классов обратили свои взоры на ближайшее высшее учебное заведение - Демидовский юридический лицей, профессора которого спешно исхлопотали у министерства разрешение принимать после экзаменов лиц, окончивших 4 класса духовных семинарий.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/22/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010