Господи Боже Израилев! Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь, и услышиши молитву людей Твоих о них же помолятся на месте сем! И всяк, суждий, иже несть от людей Твоих, приидет и помолится в храме сем, услыши и его с небесе от святаго жилища Твоего! ( 3Цар. 8:29 – 30, 41 – 43 ). Прости и ты, страна сия! Для одних из нас ты являешься отечеством, родиною, для других ты дала приют, работу и достаток, иные на твоей вольной земле получили свободу исповедовать правую веру. Бог говорил в древности чрез пророка: Заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него, ибо при благосостоянии его и вам будет мир ( Иер. 29:7 ). Так и мы молимся Господу, чтобы Он послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны и сохранил ее от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани. Да будут же благословенны страна сия, и град сей, и храм, и на всех вас да почиет благословение Господне благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пассажирский лайнер «Кронпринц Вильгельм», принявший на борт архиепископа Тихона, отплыл к берегам Старого Света. Владыка вспомнил тихие улочки провинциального Торопца, Спасскую церковь , небольшой домик с прибранным цветником возле него, прикованную тяжелым недугом к креслу мать. Она пережила и мужа, и всех, кроме одного, детей. Однажды ей предложили исполнить и повесить в комнате большой портрет семьи. «Зачем? – отмахнулась она. – Они всегда передо мной... И владыка часто пишет... Я любовь их чувствую... Закрою глаза и вижу как живых – и почивших, и далекого. Храни их Господь!» Испытав и радости, и горе, примиренная с Богом Анна Гавриловна Беллавина скончалась 29 апреля 1904 года. У сына – архиепископа не осталось с ее смертью на земле родных. Остались лишь родные могилы. Россия, в которую владыка возвращался, во многом отличалась от той, что он покинул восемь лет назад. Страна пережила два серьезных события: неудачную войну с Японией 1904 – 1905 годов и политические волнения 1905 – 1906 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Господь Иисус Христос говорил не веровавшим иудеям: вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий. Если Я не творю дело Отца Моего; не верьте Мне. А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем ( Ин.10:36–38 ). Сам Отец небесный засвидетельствовал о Нем на Иордане и Фаворе ясным гласом, как о возлюбленном Сыне Своем, а Дух Святой о том же свидетельствовал непрерывно в Церкви Христовой в продолжение всех последующих веков бесчисленными знамениями и чудесами и доселе свидетельствует. Когда, например, человек, живущий по учению Христову и принадлежащий к св. Церкви Его, открывает другим тайное прошедшее их, ему доселе совершенно неизвестное, когда он предвозвещает им будущее, чего нельзя предвидеть естественным разумом; то очевидно чрез него говорит и действует высшая разумная сила. И когда этот человек вместе с другими в то же время убежден, что чрез Него говорит и действует Дух Святой по вере в Господа Иисуса Христа, Сына Божия; то может ли быть, чтобы эта разумная высшая сила, учащая других чрез того человека одному доброму и святому и открывающая и обличающая в них все ложное и худое, а также и козни лукавых и злых духов, в то же время и тем самым утверждала не истинное учение об Иисусе Христе, как Сыне Божьем. Перейдем к другим соображениям, и разным уподоблениям, вспомоществующим к усвоению нами верой тайны воплощения Сына Божья на малой, бедной земле. Мала наша земля в сравнении с громадными мирами, видимыми чрез астрономические трубы, но не мала она в очах Божьих. Богом, как мы говорили в четвертой беседе, все так тесно соединено в видимом мире, что и кажущееся нам малым имеет великое значение. Луна, в восемьдесят раз меньше земли и около земли обращающаяся, имеет, как мы сказали, большое влияние на землю. Земля, обращающаяся вокруг солнца, имеет влияние на него и на другие планеты системы нашего солнца, а наше солнце с его планетами тесно связано с другими солнцами или мирами. Итак, земля имеет немалое значение и в видимом мире, если смотреть на нее только, как на материю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Даниил. Всячески это было делом особого промышления Божия: что пр. Даниил не был осужден вместе с друзьями своими на сожжение, «сие устроено Божественным Промыслом, чтоб нечестивые устужение пламени не приписали имени вавилонского бога; потому что Даниила наименовали они Валтасаром (princeps cu belus fevet); а у них в силе было такое учение, что бог их творит чудеса и при одном наименовании», т. е. одним именем своим (св. Исидор Пелусиот ). 13–18 ст. Выслушав такое обвинение, разгневанный царь пожелал проверить справедливость того, что услышал: призвав обвиняемых (13 ст.), он спросил их: «правда ли (аще воистину, в русск. с умыслом ли), что вы богам моим не служите и золотому истукану, которого я поставил не покланяетесь» (14 ст.)? И затем, желая дать им время и возможность для раскаяния, предложил им – теперь же, когда снова услышат звуки музыки, поклониться истукану, угрожая в противном случае бросить их в раскаленную печь, присовокупив при этом; «тогда какой Бог избавит вас от моей руки» (15 ст.)? Седрах, Мисах и Авденаго смиренно сказали царю: «нам нет нужды (не требе нам) отвечать на этот вопрос (о глаголе сем), ибо вот Бог наш на небеси, которому мы служим, силен избавить нас от печи раскаленной огнем и от руки твоей избавит нас (16–17 ст.). А если и не избавит (аще ли ни), то все же пусть будет тебе известно, что мы богам твоим не служим и золотому истукану, которого ты поставил, не покланяемся» (18 ст.). Кто есть бог, иже измет вы из руки моея (15 ст.); эти слова ясно показывают, что Навуходоносор к 18-му году своего царствования уже забыл то, что сам говорил во 2-й год царствования: поистине Бог ваш, той есть Бог богов, и Господь господей, и Царь царей, открываяй тайны ( Дан. 2:47 ). Бог устами Анании, Азарии и Мисаила напоминает ему забытое им: есть Бог наш на небесех, ему-же мы служим, силен изъяти нас от пещи огнем горящия и от руку твоею избавит нас (17 ст.). Но оказалось, что величие, богатство и могущество так ослепили Навуходоносора, что он уже не способен был внимать простому слову, для вразумления его нужны были более сильные средства (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Дары различны, говорят апостол, но Дух один и тот же, и служения различны, а Господь (то есть, Иисус Христос) один и тот же, и действия различны, а Бог (то есть, Бог Отец) один и тот же ( 1Кор.12:4–6 ). Лица Пресвятой Троицы поставлены здесь в восходящем порядке, начиная от третьего лица Духа Святого. В последних словах второго послания к Коринфянам апостол поставляет Бога Отца в средине: благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами ( 2Кор.12:13 ). Апостол ставит безразлично имена Пресвятой Троицы, как равночестной. О крещении св. апостол Павел написал Коринфянам: и такими были некоторые из вас (то есть, тяжкими грешниками); но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:11 ). Очевидно, Божественные действия в крещении: оправдание и освящение приписываются апостолом Иисусу Христу и Духу Святому наравне с Богом Отцом. И так по тем посланиям, которые самими неверующими признаются за написанные апостолом Павлом, этот апостол приписывает Божественные свойства и действия не только Иисусу Христу, но и Духу Святому; эти послания содержат ясное учение о Пресвятой Троице. Сам апостол свидетельствует в послании к Галатам, что Он не иное учение проповедовал как и другие апостолы, и действительно противоречия о лице Иисуса Христа в писаниях их и св. Павла нет; но один из апостолов по местам говорит сильнее и полнее, чем другой; например, апостол Павел пишет: Бог Сына Своего (с греческого подлинного: Сына собственного) не пощадил, но предал Его за всех нас, а если Сына Своего не пощадил, то все нам даст ( Римл.8:32 ). Очевидно, здесь разумеется Сын для небесного Отца самый дорогой, выше которого никого нет. Св. апостол, когда говорит об Иисусе Христе, как Сыне Божием, то разумеет всегда лицо только единое и единственное. Он один, как один Бог Отец ( 1Кор.8:6 ). У нас один Бог Отец и один Господь Иисус Христос; служения различны, а Господь один и тот же. Только вера в Него – Сына Божия спасает и дарует вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Действительно, Он призван к апостольству Господом, явившимся ему с небес по вознесении. Поэтому св. апостол Павел пишет в послании к Коринфянам: признаки апостола оказались пред вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами ( 2Кор.12:12 ). Мог ли это написать апостол целой церкви, если бы не сотворено было им чудес в глазах Коринфян. И в послании к Римской церкви апостол пишет, что св. вера распространена была им чрез знамения и чудеса силой Духа Святого. Я не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня в покорении язычников вере словом и делом, силою знамений и чудес, силой Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика ( Рим.15:19 ). Мало того, Христиане основанных Апостолом церквей, по тем же посланиям, в обилии совершали чудеса; так христианам Коринфской церкви о разных духовных дарованиях апостол Павел написал: иному даются Духом дары исцелений, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков ( 1Кор.12:9,10 ), то есть, были между ними такие, которые исцеляли болезни; а иные совершали другие чудеса, одни предсказывали будущее, другие говорили на иноземных языках, не понимая, что говорили, ибо Св. Дух двигал устами их, а другие толковали, переводили с иноземных языков то, что первые говорили; были и такие, которые различали духов, то есть, определяли: Дух ли Святой или злые духи говорили устами пророчествовавших или говоривших на иноземных языках; о св. апостоле Павле и его спутнике евангелисте Луке прорицательный злой дух сказал устами служанки в Филиппах: сии человецы рабы Бога Вышнего суть. Но Апостол изгнал этого духа из служанки. Коринфяне любили дар глаголания иноземными языками, Апостол же советует им просить у Бога дара пророчества и откровения мыслей других на понятном языке, ибо этот дар полезнее. И Римлянам апостол Павел написал: по данной нам благодати имеем различныя дарования: имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры ( Рим.12:6 ) и Галатам написал, что Бог Отец дает им Святого Духа и совершает между ними чудеса ( Гал.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

«Дети всего у отца просят, но отец не все им дает, а только то, что нужно и полезно им: тако христиане всего у Небесного своего Отца просят, но не все им подает, а только нужное и полезное… Дети пред отцом своим поступают благоговейно, ничего не делают и не говорят непристойного и всякое почтение ему показывают: тако христианам пред Богом, вездесущим и все назирающим, должно ходить со страхом и благоговением, ничего не делать, не говорить, не мыслить непристойного. Отец о детях промышляет, печется и воспитывает их: тако Бог о христианах промышляет, печется и воспитывает их словом Своим и животворящими Тайнами» ( Тихон Задонский, свт. Избр. тр. Письма. Материалы. М., 2004. С. 104). Христос, отвечая на вопрос учеников, кто больше в Царстве Небесном, сказал: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», «кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф 18. 4), отметив тем самым искренность и непосредственность детской веры. Проявляя заботу о В. х. детей, Церковь напоминает родителям и воспитателям, что для каждого человека нет ничего важнее и драгоценнее его бессмертной души, поэтому постоянная забота о ней - главная обязанность каждого христианина: «...как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр 2. 5). Человек, воспитанный в христ. вере и благочестии, понимает, что ни у кого из людей нет таких личных преимуществ, к-рые могли бы оправдать его заносчивость, гордость перед другим и осуждение другого: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк 10. 43-44). «Будьте как дети». Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 -1564 гг. Практика В. х. предполагает запреты и не отрицает наказания детей, исходя из того, что воспитатель твердо знает, чего ребенок должен заведомо избегать, и стремится не допустить этого как путем назидания, так и наказания за уже совершенные проступки.

http://pravenc.ru/text/155352.html

Древние пророки предсказывали о Нем, что Он явится в образе уничиженном ( Ис. 53:13 ). Он не имеет ни вида, ни красоты и умален больше всех людей ( Ис. 53:1–8 ). С другой стороны, в псалме, называемом песней о Возлюбленном, говорится: «Излилась благодать в устах Твоих и потому благословил Тебя Бог на веки. Препояшь меч по бедру Своему, сильный Своею красотою и добродетелью ( Пс. 44:3–4 ). Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Поэтому Бог помазал Тебя елеем радости более всех соучастников Твоих и престол Твой во веки веков» ( Пс. 44:7–8 ). Так пророки обрисовали униженное и славное пришествие Иисуса Христа на землю. «Если Иисус желал показать Свое Божественное величие, то Он должен был бы явиться своим врагам и судье, осудившему Его, и притом всем без исключения». – Но Иисусу не было никакой надобности открываться всем этим людям, так как Он хотел пощадить их, а также Он не желал проявлять Себя и пред всеми, так как естественная слабость людей препятствовала им созерцать все Его величие. «Иисус после смерти Своей уже не имел таких людей, которых мог бы Он бояться, почему же Он скрывается от людей?» – И на самом деле Он послан был не для того только, чтобы Его познали, но чтобы Он составлял из Себя тайну; даже знающие Его не ведали всего того, что Он из Себя представляет; и для них оставалось в Нем нечто сокрытым тогда, как для некоторых Он совсем был непознаваем. Он открыл двери света тем, которые рождены были сынами мрака и ночи и своими усилиями возвысились до сынов дня и света ( 1Фес. 5:5 ). «Иисусу следовало бы тотчас сойти со креста». – Все это похоже на речи людей, которые, отвергая учение о Провидении, построяют мир, не похожий на действительный порядок вещей, воображая, что мир тогда бы принял лучший вид. Но ведь там, где их описание вращается в области доступного наблюдению бытия, их можно изобличить в том, что они на самом деле создают худший мир в зависимости от того нравственного состояния, в каком они находятся. Там же, где их собственное изображение мира не разнится от действительного положения вещей, они сами признают, что желают невозможного; короче, в том и другом случае они ставят себя в комическое положение 896 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Другие аналогии, указываемые между христианскими идеями и сочинениями Лукиана и имеющие собой доказать знакомство его с христианской письменностью, обладают лишь слабой долей вероятности. Обэ останавливает свое внимание на словах, какие Истина говорила во сне Лукиану: «Если ты последуешь мне, то будешь введен в понимание всего достойного знания, и твой ум, благороднейшую часть твоего существа, – я украшу добродетелями самообладания, справедливости, благочестия, смирения, правдолюбия, мудрости, мужества, любви к прекрасному и стремлением к возвышенным благам» 337 , – видит здесь подражание словам ап. Павла в Послании к Галатам («плод же духа: любовь, радость, благость, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22–23 ), и тот подъем и потрясение ощущений, какой Лукиан пережил на лекциях Нигрина, сравнивает с композицией св. Иоанна 338 . Некоторые идут еще дальше в своих предположениях. Один из схолиастов к книгам Лукиана «Истинная история» в помещенном здесь описании города блаженных усматривает Иерусалим небесный 339 , манну в пустыне 340 и жезл Ааронов прозябший 341 . «Город на острове блаженных, – описывает Лукиан, – создан из чистого золота и окружен смарагдовыми стенами. Семь ворот его построены из коричневого дерева, и здания всех улиц и общественные места созданы из слоновой кости; там же великие алтари, на которых жертвуются гекатомбы, каждая из неизмеримого смарагда. Кругом города течет источник великолепного мира, и купальни, построенные на нем, представляют собой роскошные палаты, устроенные из кристаллов 342 ... И никогда не бывает у них ночи; нежный свет утренней зари проникает весь остров... там вечная весна и тихий ветер зефир веет над ними» 343 . Апокалипсис ап. Иоанна Богослова: «И вознес меня (Ангел) в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город святый Иерусалим, нисходивший с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному (21:10–11). ...Стена построена из ясписа, а город был чистое золото, подобное чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями. Основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое берилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин; каждые ворота были из одной жемчужины; улица города – чистое золото (ст. 18–21). И город не имел нужды ни в солнце, ни в луне, ...ибо слава Божия освещала его, и светильник его – Агнец (ст. 23)».

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Е. V, 6). В этих же мыслях и чувствах да утверждаются ныне правители и законодатели государственные примером Великого Константина, который ради пользы государственной защищал и поддерживал единую истинную Церковь ! Да будет и о сём наша молитва в настоящий день торжества церковного! Архимандрит Иларион Жданов А.А. Из лекций по Священному Писанию Ветхого Завета/Под ред. свящ. Д.В. Рождественского//Богословский вестник 1913. Т. 3. 9. С. 81–96 (4-я пагин.). (Продолжение.) —81— то весьма важное обстоятельство, что везде, где упоминается о публичном чтении книги закона Моисеева, необходимо разуметь Второзаконие. В 8-й главе кн. Неемии рассказывается следующее: собрался весь народ, как один человек, на площадь.., и сказали книжнику Ездре, чтобы он принёс книгу закона Моисеева, который заповедал Господ Израилю.. И принёс священник Ездра закон... и читал из него… от рассвета до полудня...; читали... внятно, и присоединяли толкование... И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах 3755 . Если бы чтение закона началось с книги Бытия, то при том способе, каким оно совершалось (чтение с толкованием или переводом), в течение четверти дня, т. е. 6-ти часов, – с рассвета до полудня, сыны Израилевы не дошли бы до предписания о празднике кущей, потому что оно в первый раз упоминается в книге Левит 3756 . Если же читано было Второзаконие, дело объясняется легко: закон о празднике кущей есть в 16-й главе Второзакония, ст. 13 и далее. При освящении стен иерусалимских также состоялось чтение из книги Моисеевой (13, 1) и найдено написанное в ней: Аммонитянин и Моаеитянин не может войти в общество Божие во веки и пр. Приводится место из 23-й главы Второзакония, стихи 3-й и 4-й. – Свидетельства других исторических книг ( 1Мак.1:2 ; 2Макк. гл. 2 и 7) стоят в полном согласии с приведёнными выше. В книгах пророков, начиная с самых древних, иудейских и израильских, можно найти столько буквально заимствованных выражений из каждой книги Моисеевой, столько фактических подробностей, рассказанных в Пятокнижии, что при помощи Пятокнижия и пророков можно выбрать всю библейскую.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. жить согласно с волею Божией, а не по греховным влечениям своего сердца. Ту же мысль дают и пророки Захария и Иеремия, говоря о том же самом стечении язычников в Иерусалим. У пр. Захарии говорится об этом так: и приидут людие мнози и языцы мнози взыскати лице Господа Вседержителя во Иерусалиме и умолити лице Господне ( Зах. 8:22 ). А в книге пр. Иеремии о том же читаем следующее: и соберутся вси языцы во имя Господне во Иерусалим и не пойдут ктому (и уже не будут более поступать) во след похотей сердца своего злейшаго ( Иер. 3:17 ). История действительно показывает, что язычники, познавшие истинную волю Божию, возвещенную в Иерусалиме Иисусом Христом и Его Божественными учениками, оставляли свою греховную жизнь и начинали жить жизнью новою богоугодною (см. об этом ниже толков. на Ис. 11:6–8 ). б) Причиною, которая побудит язычников стремиться в Иерусалим, по словам пророка, будет то, что там будет преподаваться новый и священнейший закон: от Сиона бо изыдет закон и слово Господне из Иерусалима. Здесь закон и слово Господне означают одно и то же, именно – закон евангельский, который есть слово или откровение, которое благоволил Бог сообщить людям чрез Сына Своего (в последок дний глагола нам в Сыне, Евр. 1:1 ). Но возникает вопрос: не противоречит ли настоящее пророчество Исаии тому, что мы видим теперь, именно – что христиане и теперь часто воюют между собою, а раздоров и несогласий между частными семействами и лицами и еще больше? На это нужно заметить, что пророк предсказывает в данном случае то, что должно было быть, без указания исключений и уклонений от этого, могущих зависеть от злой воли человека. Войны же и частные раздоры между христианами нужно считать именно исключениями или уклонениями от того общего идеала, к которому должны стремиться как целые общества, так и отдельные лица, уверовавшие во Христа. Этот высочайший идеал выражен в таких немногих словах: будите вы совершени, якоже (как) Отец ваш небесный совершен есть ( Мф. 5:48 ), любите всех, даже врагов своих, так, как Отец ваш небесный любит всех, злых и благих ( Мф. 5:44–45 ), а Он возлюбил мир так, что ради его даже Сына Своего не пощадил ( Рим. 8:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010