в) Когда бедствия осады Иерусалима войсками Навуходоносора дошли до крайней степени, а помощи ни откуда уже не предвиделось, тогда прежняя самоуверенность иудеев (ср. 37:9: не прельщайте душ своих глаголюще: отходяще отыдут от нас халдеи) сменилась отчаянием: перестав верить в возможность избавиться от Навуходоносора, они стали считать себя погибшими безвозвратно (33:24). Тогда пророк переменяет тон своей проповеди и от угроз переходит к утешению. Он от имени Божия возвещает иудеям: 1) что хотя они будут уведены в плен вавилонский, но по истечении 70 лет снова возвратятся в свое отечество. «Так говорит Господь, когда исполнится в Вавилоне 70 лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на это место. Вы взыщете Меня и будете взывать ко Мне и Я услышу вас и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов» (29:10–14 ср. 30:3, 8–10; 31:4–5, 8–9, 11–14, 23–25; 33:6–13). И чтобы возможно сильнее напечатлеть в сердцах народа эту отрадную надежду, пророк совершает по повелению Божию символическое действие: покупает земли у Анамеила, составляет письменный документ об этой покупке и отдает его ученику своему Варуху для хранения (32:6–15). Покупая земельный участок в виду скорого и несомненного завоевания его вавилонянами и отведения всех в плен, пророк чрез это самое уже не словами, а самым делом убеждал своих соотечественников в том, что предстоящий им плен будет иметь конец, и они снова возвратятся, в свою землю. 2) что по возвращении иудеев из плена Иерусалим будет возобновлен (31:38–40) и в нем построен будет новый храм, в котором снова станут совершать богослужение с прежним великолепием: се Аз возвращу преселение Иаковле и пленники его помилую, и возградится град в высоту свою и храм по чину своему утвердится. И изыдут из него поющии и глас играющих, и умножу я, и не умалятся, так говорит пророк от лица Божия (30:18–19; 31:12–14). 3) что из рода Давидова Господь возрастит им тогда Отрасль Праведную, т. е. пошлет в мир Мессию, имеющего по плоти родиться от племени Давидова, Который будет производить на земле суд и правду: во днех онех и в то время произрасти сотворю Давиду Отрасль правды: и сотворит суд и правду на земли. Во днех онех спасен будет Иуда и Иерусалим пребудут в надежди (33:15–16 ср. 23:5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

В конце 17-летнего царствования Валтасара, Кир, вместе с тестем своим, сыном Астиага, царя Мидийского, Киаксаром 2-м, осадил Вавилон с намерением подчинить своей власти всю обширную Вавилонскую монархию. Набоннида, вероятно ( Иер. 51:31 ), в это время в столице не было, а соправитель его Валтасар, не смотря на угрожающую опасность продолжал бездействовать, предаваясь беспечному пиршеству. На одном из таких пиршеств в самое время осады Вавилона Киром Валтасар дозволил себе кощунствовать над священными сосудами, взятыми из храма Иерусалимского Навуходоносором, приказав принести эти сосуды и подавать в них вино всем вельможам и наложницам его, присутствовавшим на пире. В это самое время появились персты руки человеческой и писали против лампады на выкрашенной стене дворца следующие слова: мани, фекел, фарес. Увидев это, царь чрезвычайно смутился, и тотчас же приказал привести всех мудрецов вавилонских, обещая богатые милости тому из них, кто прочтет и объяснит эти слова. Но, к великому огорчению царя, никто из мудрецов не мог прочитать этих таинственных слов и разъяснить смысл их, что еще более смутило дух царя. Тогда по указанию царицы приведен был к царю пророк Даниил. Царь сказал ему: «я слышал о тебе, что Дух Божий в тебе и ты обладаешь великою мудростью. Из моих мудрецов никто не мог прочитать и объяснить этих слов, и вот, если ты прочтешь и объяснишь мне, то я одарю тебя богатыми дарами и почту великими почестями, третий после меня в царстве будешь». Даниил смиренно ответил на это: «дары твои пусть останутся при тебе или дай другому; писание-же это я прочту тебе и значение его объясню» (5:17). После этого пророк напомнил Валтасару о судьбе Навуходоносора, который за гордость свою наказан был лишением разума на 7 лет (5:18–21) и упрекнул его за то, что он не вразумился этим примером и, подобно Навуходоносору, возгордился настолько, что дерзнул даже хулить Бога небесного: священные сосуды, похищенные из храма Иерусалимского, употребил для вина на пиршестве, причем восхвалял бездушных идолов, которые не видят и не слышат, и ничего не разумеют, а Бога истинного, у Которого во власти жизнь его, не прославил.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

В первой части обетования Иисуса Христа Петру сей апостол, согласно своему имени, сравнивается с камнем, который как будто один составит все основание Церкви. Но в Св. Писании есть не мало мест, в которых Сам Иисус Христос называется камнем, на котором основана Церковь . В Коринфской церкви, основанной апостолом Павлом, случилось событие, которое служит прямым обличением позднейшей римской церкви. Христиане в Коринфе разделились на партии: одни называли себя Павловыми, так как св. апостол Павел основал эту церковь , другие Аполлосовыми, по Аполлосу, сотруднику апостола Павла, отличавшемуся красноречием, третьи говорили, что они Петровы, эту партию составляли христиане из иудеев, которые не любят Павла за то, что он крестил язычников без обрезания; четвертые говорили, что они Христовы; то есть, в Коринфской церкви еще при апостолах в малом виде случилось то же, что, спустя целые столетия, открылось в обширных церквах христианских: западные христиане стали говорить: мы Петровы, а восточные стали отвечать: мы Христовы. Что же пишет сам св. апостол Павел Коринфянам по этому случаю? Он ставит себя и других апостолов в безмерном расстоянии от Сына Божия Иисуса Христа и не велит хвалиться людьми, то есть, апостолами. Сделалось, пишет он, братия мои, мне известным о вас, что между вами есть споры: у вас говорят: я Павлов; я Аполлосов: я Кифин (то есть Петров); а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? Мы соработники у Бога; а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; ибо никто не может положить другаго основания, кроме положеннаго, которое есть Иисус Христос. Итак, никто не хвались человеками. Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей Таин Божиих ( 1Кор.1:11–13, 3:9–11,21, 4:1 ). Итак, св. апостол Павел вызван был сказать о значении апостола Петра в церкви: но он называет его, как и себя и других апостолов, только соработниками у Бога, служителями Христовыми, которыми никто не должен хвалиться, унижая других. Св. Дух устами апостола Павла говорит, что одно основание у Церкви – это Христос и никто не может положить другого основания, а Сам Иисус Христос, по Евангелию Матфея, обещает создать Церковь , по-видимому, на камне – Петре. Выходит противоречие, a противоречия в Св. Писании быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

в) Третья цель милостей Божиих к Киру – есть научение всех народов тому, что нет другого Бога, кроме Бога Истинного, что Он один есть Творец всего и посылает людям мир и бедствия: «ты (Кир) не знал Меня, что Я – Господь Бог и что кроме Меня нет еще Бога, но Я укреплял (поддерживал) тебя, – хотя ты и не знал Меня (5 ст.), – с тою целью, чтобы все народы от востока солнца до запада узнали, что нет Бога, кроме Меня: Я – Господь Бог, и нет еще, т. е. другого (6 ст.). Я Тот, Который устроил (устроивый) свет и сотворил тьму, Который водворяю мир (творяй мир) и посылаю бедствия (зиждяй злая). Я – Господь Бог виновник (творяй) всего этого» (7 ст.). Этими словами выражается та мысль, что Господь стал являть Киру свои милости тогда еще, когда он был чтителем идолов и не знал Истинного Бога, следовательно делал это не во внимание к личным достоинствам или заслугам Кира, 60 а для научения всех народов истинному боговедению. Выше (в 3 ст.) указана та же цель в отношении самого Кира. Так Господь по милосердию Своему, не несвидетельствованна Себе остави и язычникам ( Деян. 14:16–17 ), но и им разными путями открывал о том, что он один есть Истинный Бог, всемогущий Творец всего и премудрый промыслитель о всем. Слова: Аз устроивый свет и сотворивый тму, по сравнению с сказанным в кн. Бытия (1:3–4), можно понимать, как указание на творческую деятельность Бога вообще, а слова: творяй мир и зиждяй злая, как указание на промышление Божие о людях вообще, в силу которого не только мир, благополучие, но и самые бедствия, посылаемые Богом, одинаково служат ко благу людей (ср. Иов. 5:17–19; 38:19–23 ) В частности, по мнению бл. Иеронима, последние слова пророка «указывают на то, что Бог гневался на народ Свой, когда тот терпел бедствия рабства, и опять помиловал его, когда он возвратился в отечество и снова получил мир и радость (ср. Ис. 12:1 ). Здесь слово злая (κακ mala) не противоположно добру γαθον bonum), но поставлено вместо (или в значении) злоключения и войны. Поэтому да будет постыжена ересь, считающая Бога виновником зла».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

В храме Соломоновом, созданном за тысячу лет до Рождества Христова, изображения херувимов были еще в большем количестве. Соломон сделал и поставил в средине Святого Святых (в алтаре) «двух херувимов из масличного дерева вышиною в десять локтей» ( 3Цар.6:23 ); оба крыла херувима имели каждое по пяти локтей и были распростерты так, что крыло одного херувима касалось одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены, другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил Соломон херувимов золотом и стояли они на ногах своих лицами к завесе, отделявшей Святое Святых от храма или святилища; на этой завесе, также как и в скинии Моисеевой, изображены были херувимы ( 2Пар.3:13–14 ). Во время освящения храма Соломонова священники внесли ковчег завета Господня во Святое Святых и поставили его под крылья больших херувимов, сделанных Соломоном, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его, за которые он был носим ( 3Цар.6:23–28; 8:6,7 ). На двух половинках дверей, сделанных из масличного дерева, через которые был вход из храма во Святое Святых и которые соответствуют царским вратам христианских храмов, Соломон сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы, и двери и изображения на них покрыл золотом. «На всех стенах храма, он сделал также разные, изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов. Двери же из притвора (со двора) в храм или святилище были из кипарисового дерева, и на двух половинках их Соломон вырезал также херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе» ( 3Цар.6:29–35 , снес. Иез.41 ). В притворе храма на 10 подставах, на которых стояли десять медных умывальниц для омовения жертв, «на стенках,... между наугольниками изображены были львы, волы и херувимы», как знамения силы и могущества ( 3Цар.7:29,36 ). Читать далее Источник: Православное учение о почитании святых икон/[Соч.] Д-ра Богословия, Сергия, еп. Могилевского и Мстиславского. - Могилев на Днепре : Скоропеч. и лит. Ш. Фридланда, 1887. - 138, V с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В это самое время пр. Исаия получает от Бога повеление: а) вместе с сыном своим Шеар-Ясувом 26 (оставшийся Иасув) идти навстречу Ахазу к водоему (купели, бассейну) находящемуся близь верхней дороги (горнаго пути), ведущей к полю (селу) белильщиков (3 ст.) и б) сказать Ахазу: будь спокоен (блюди еже молчати, φολξαι το συχσαι, сохраняй тишину, лат. vide, ut taceas, смотри, чтобы молчать) и не бойся и душа твоя пусть не приходит в уныние (ниже да изнеможет) пред этими дымящимися головнями 27 двух полен (двою древу), потому что когда пройдет (будет) мой яростный гнев (гнев ярости) на вас, тогда я опять исцелю вас 28 (восстановлю вас, приведу вас в прежнее состояние). А (же так как (яко, τι) сирийский царь (сын Арамль) и израильский (сын Ромелиев) составили против тебя злой умысел (совещаста совет лукавый), говоря: пойдем на Иудею, и сговорившись (собеседовавше) с ними, отторгнем (отвратим) их (от Ахаза) к себе (склоним их на свою сторону) и воцарим в ней (Иудее) сына Тавеилова, – то вот что (сия) говорит Господь Воинств: «не будет приведен в исполнение этот умысел (совет), не состоится и не сбудется» 29 (4–7 ст.) Но Дамаск по прежнему останется главою (столицею) только Арама (Сирии) и Раасон – главою только Дамаска. А пройдет еще 65 лет и оскудеет (обеднеет) людьми царство израильское; теперь же пока Самария (Соморон) останется главою (столицею) только израильского царства (Ефремови), а сын Ромелиев главою только Самарии. И если вы не поверите (этим словам Господним – ср. 7 ст.), то и не поймете этого (ниже имате разумети), сказал пророк в заключение 30 (9 ст.). 10–11 ст. Все это, как для Ахаза, так и для прочих иудеев, дрожавших как лист, от страха пред могуществом союзных царей, могло казаться несбыточным и невероятным. Потому пророк для укрепления слабой веры Ахаза предлагает ему от имени Божия (и приложи Господь глаголати чрез пророка, конечно) – просить, по своему усмотрению, чудесного удостоверения или знамения на небе или на земле: проси себе знамения от Господа Бога твоего в глубину или в высоту (11 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Велико бессилие ума в решении высших вопросов знания. Не менее бессильна и падшая воля в совершении добрых самоотверженных дел без особенной помощи Божией. Это всегда сознавали и сознают самые лучшие из людей. Святой апостол Павел написал: добро, которое хочу, не делаю, а зло, котораго не хочу, делаю; по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающей меня пленником закона греховнаго. ( Рим.7:19,22,23 ). Современный ему языческий философ Сенека спрашивает: что это такое, что мы, желая одного, чем-то всегда влечемся к другому? Другой ученый язычник того же века Овидий написал: стремимся всегда к запрещенному, желаем недозволенного. Вижу и одобряю лучшее, следую худшему 30 . И так как несомненно, что есть Бог, так несомненно и то, что необходимо Его откровение и содействие людям в деле познания Его и благоугождения Ему, и мы имеем твердые основания на то, что из всех вер христианская вера есть единая истинная, Самим Богом установленная вера для спасения людей, и христианин может сказать со святым апостолом Павлом: благодарю Бога моего Иисус Христом; закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от греха и смерти. ( Рим.7:25, 8:2 ). Какие же доказательства Божественности христианской веры? Доказательства на это двоякого рода. Одни заключаются в рассмотрении свойств учения веры христианской. Учение христианское есть наиболее чистое и возвышенное в сравнении с учениями всех прочих вер. Тогда как в других верах содержатся мысли о Боге и Его свойствах, и об отношении Его к миру несообразные с здравым разумом, христиане веруют в Господа Бога, представляя Его Высочайшим Духом существом всесовершенным, вечным, вездесущим, премудрым, всеведущим, всемогущим, всеблагим, всесвятым, правосудным, всеблаженным. И хотя в христианской вере есть тайны, из коих две главные о троичности Лиц Единого по существу Божества и о воплощении Сына Божия во многом непостижимы для разума, что и естественно, ибо Бог в существе своем непостижим; но они и не содержат в себе несообразного с здравым разумом и имеют стороны и понятные для разума. Учение христианское о будущей жизни и о воскресении тел также чистое и возвышенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Возможно думать, что некоторые из эллинов, обманутые своей философией, обратившись к посланию апостола к Коринфянам, пришли к мысли, что среди христиан нет ни одного умного и ученого человека. Но апостол имеет здесь в виду не вещественных людей, беспокоящих себя об истинной мудрости, связанной с духовными и невидимыми предметами и в то же время прилепившихся к видимым и земным предметам, так что они все существующее производят от них: они называются у апостола «мудрыми мира сего»; существуют и другие люди, не хотящие знать ничего, кроме материи и тел, и все, что другими мыслителями признавалось за самостоятельное существо, выдающие за телесную материю и отвергающие все, что относится к области духовного и невидимого. Это учение апостол Павел называет временной, преходящей мудростью ( 1Кор. 1:20 ), – мудростью, которую Бог превратил в безумие. Учение же, отвлекающее христианские души от земли и приводящее их к божественной святости, или, как говорят христиане, к Царству Небесному, поставляющее своей задачей презирать все чувственные вещи как ничтожные и преходящие, и свои мысли направлять на невидимое – это учение называется у апостола Павла мудростью Бога ( 1Кор. 1:21 ). Но, как любитель истины, он не стесняется сказать о некоторых эллинских мудрецах, что они не лишены истины, что они познали Бога, но не прославили Его как Бога и не возблагодарили Его ( Рим. 1:21 ); он воздает им похвалу за то, что они могли бы познать Его, и вместе с тем внушает им, что этого познания они не могут достигнуть без помощи Божией. По всей видимости, эти слова о процессе возникновения познания, которое, черпая свой источник в видимых вещах, ведет людей к познанию вещей невидимых. На это и намекает апостол словами: «Невидимое Бога, – вечная сила Его и Божество, – от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» ( Рим. 1:20–21 ) 1019 . Ориген не отрицает, что христианское учение призывает к себе людей ничтожного достоинства, умственно-неразвитых, женщин и рабов, но для того чтобы улучшить их, облагородить и привлечь их к христианскому учению. Христиане не усматривают также ничего дурного в том, чтобы быть учеными, так как наука и ученость – путь к добродетели. Кто будет отрицать, что хорошо наполнять свои головы полезными и спасительными суждениями, согласными с истиной и возбуждающими человека к добродетели? Ни одна из этих вещей не вредит познанию Бога, а напротив – ученость, добрые мысли являются путем к нему 1020 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Всякий раз, когда мы обращаем взор в прошлое, мы непременно должны чему-то учиться. Вот и сравнительно недавняя история нашей страны учит нас тому, что вера, преданность Церкви сильнее всего. Это огромная сила, с которой неспособен справиться ни один враг. Потому что с нами Бог, а с враждебной силой Бога нет. И каждый из нас должен жить с таким чувством и помнить, что с нами Господь и никто не может отлучить нас от любви Божией, кроме нас самих. Если же мы от Бога отказываемся, если перестаем ходить в храм, если не думаем о церковном воспитании своих детей, как иногда говорят, мол, вырастут и пусть сами решают, — тогда это великий грех и неправда. Детей нужно воспитывать в вере с самого раннего возраста и самим укрепляться: посещать храмы Божии, читать Священное Писание, иметь веру разумную — не только обряды совершать, но и умом и сердцем воспринимать слово Божие. Вот я и желаю всем вам именно так сохранять православную веру, а вместе с ней — наши замечательные обычаи, национальные традиции, потому что наша культура проникнута Православием и является частью нашего общего духовного наследия. Пусть Господь хранит сие святое место и каждого из вас, укрепляет ваши душевные и телесные силы, а детей укрепляет особо на пути их духовной жизни, потому что они будут жить тогда, когда никого из нас на свете уже не будет. И важно, чтобы и они так же собирались в святых православных храмах, причащались Святых Христовых Таин, молились Господу и воспитывали в православном духе своих детей. Такова наша с вами задача. Еще раз всех вас сердечно приветствую в этот прекрасный солнечный день и призываю благословение Божие на всех вас. Храни вас Господь!» В дар храму Патриарх передал Теребинскую икону Божией Матери и пасхальное яйцо. Верующим были розданы иконки Спасителя с Патриаршим благословением. В 1988 году в Болгар из села Порфирьевка Спасского района был перенесен деревянный храм Живоначальной Троицы. Село умирало, и деревянная церковь, построенная по проекту казанского архитектора Малиновского, находилась в запустении. После перемещения многоглавый храм освятили в честь мученика Авраамия, Болгарского чудотворца.

http://patriarchia.ru/db/text/6029129.ht...

Глава X. Христос с точки зрения иудеев, отказавшихся от закона и вступивших в число последователей Иисуса 875 Иудеи, отвергшие Иисуса, оставили свой закон, но каким образом могли отпасть от закона люди, делающие упрек другим лицам, не желающим внимать закону, и говорящие так: «Скажите вы, не желающие быть под законом, разве вы не слушаете закона 876 ? О волах ли заботится Господь, или во всяком случае о нас? Да, для нас это написано» 877 . Отказавшиеся от закона иудеи, последовавшие за Христом, не сумели еще доныне определить свое отношение к закону: одни соединили с ним нравственный и преобразовательный смысл и потому могли сделаться истинными последователями Иисуса; другие, придавая закону духовное объяснение, в то же время твердо удерживали и полученные от предков предания, некоторые же, не желая ничего знать о духовном истолковании закона и удерживая его буквальный смысл, признают Иисуса Тем, Кем провозвестили Его пророки, и соблюдают Моисеев закон согласно с отеческими преданиями. Истинное же отношение прозелитов из иудейства и эллинизма заключается в том, что они в законе Моисея усматривают двери, ведущие к учению Иисуса, и кто вступает в эти двери, тот допускается к познанию истины и глубины, проникает во внутренний смысл ветхозаветных писаний и обычаев и постигает сокровенные доселе тайны, проявленные чрез голос пророков и явление Спасителя. Христиане высоко ценят достоинство закона, показывая, какая тайная и великая мудрость содержится под покровом простых и обычных слов. И Сам Иисус Христос свидетельствовал: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, так как Моисей писал о Мне» ( Ин. 5:46 ) 878 . Предположим, что Иисус соблюдал все обычаи иудеев, не исключая и тех, какими сопровождаются у них жертвоприношения, но тогда существовало ли у них какое-нибудь препятствие, чтобы веровать в Него как Сына Божия? Иисус есть Сын того же Бога, Который даровал закон и пророков, а потому не иудеи, а христиане, являвшиеся членами Церкви, не только не нарушили закона, но, отвергая иудейские басни, исследуют таинственный смысл закона и пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010