На этой российской окраине давало о себе знать присутствие так называемых «нерегламентированных людей», осевших в крае в поисках лучшей жизни, но не имевших в крови добрых хозяйственных, трудовых навыков и нравственных и религиозных устоев. Они-то и стали в скором времени главной опорой революционных процессов в Семиречье. Верный был классической провинцией с усиленным элементом обывателя. В день прибытия нового епископа областная газета сообщала о новинках в кинотеатрах: «Миллион долларов», «Поцелуй смерти», мелодрама «Кошки и мышки». После представлений цирка Сосина из-под скамей выгребались горы подсолнечной шелухи... Но даже такому провинциальному городу, каким был Верный, было бы несправедливо давать однозначную оценку. Всеми прославляемый кафедральный собор, по сей день украшающий парк в центре города, не мог вырасти на почве только провинциального прозябания. Жизнь дореволюционного Верного определялась еще одним важным обстоятельством, выдвигавшим город из разряда заурядной русской провинции. Здесь находилась кафедра громадной Туркестанской епархии. Со времени прибытия первого туркестанского епископа Софонии (Сокольского) в 1872 году епископская кафедра просуществовала 45 лет. В Туркестане служили Преосвященные Александр (Кульчицкий), Неофит (Неводчиков), Григорий (Полетаев), Никон (Богоявленский), Аркадий (Карпинский), Паисий (Виноградов), Димитрий (Абашидзе), Иннокентий (Пустынский). Все они в меру своих духовных и физических способностей послужили семиреченской пастве. Преосвященный Пимен (Белоликов) открыл ряд викарных епископов Семиречинских и Верненских (Алма-атинских), и за сохранение Православия в этом крае он не колеблясь, сознательно отдал свою жизнь. После его гибели Семиречье на десять лет лишилось канонического архипастыря и управлялось из Ташкента архиепископом Иннокентием (Пустынским) затем епископом Сергием (Лавровым). В 1923 году духовенство епархии, за малым исключением, перешло в обновленчество. И только в 1927 году Верненскую кафедру, переименованную в том же году в Алма-атинскую, принял не состоявший в обновленческом расколе прямой преемник владыки Пимена епископ Лев (Черепанов)

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

В других епархиях мы наблюдаем почти в точности ту же самую картину. Разница между отдельными епархиями только в том, что в одних выдерживалась непримиримая позиция – отказ даже разговаривать с обновленцами, в других – тихоновские главари вступали в те или другие разговоры, но обычно только для того, чтобы заявить в конце концов, что они мириться не могут. Кое-где, в последних случаях, отдельные тихоновские элементы решались самостоятельно участвовать в общих епархиальных собраниях и выдвинули несколько делегатов на Собор, хотя и без епархиальных своих полномочий. Как ни странно, одним из наиболее непримиримых оказался митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) , бывший Финляндский. [...] Нижегородское Епархиальное Управление сообщает, что оно неоднократно предпринимало попытки переговорить по вопросу о ликвидации церковного разделения соборным путем с митрополитом Сергием. Первый раз послана была к нему депутация от Епархиального съезда, но она принята не была. Второй раз синодальный архиепископ Нижегородский Александр [Лавров; из вдовых владимирских протоиереев. – Сост.] письменно обращался к митрополиту Сергию с просьбой назначить время и место для совместных переговоров по пререкаемым церковным вопросам и по вопросу об участии в Соборе. Переговоры вести митрополит Сергий отказался, сообщив при этом, что он может принять архиепископа Александра только как желающего принести всенародное покаяние. М[итрополит] Сергий всячески старался воспрепятствовать и другим участвовать на Соборе. Послушные ему его викарные епископы, возвратили также без ответа посланные к ним обращения. Синодальные деятели пробовали воздействовать на народ путем бесед, воззваний и т. п., но безуспешно, так как народ слепо шел за своими вождями. В Туле староцерковнический епископ Николай (Могилевский) сделал предписание настоятелям церквей и приходским советам своего ведения, чтобы они ни в какие переговоры по вопросам Собора с обновленцами не входили. Тульское ЕУ, в ведении которого находится огромное количество приходов тульской епархии, принимало со своей стороны меры к привлечению тихоновцев, но они остались на своей упорной позиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

25 марта 1898 г., в день праздника Благовещения, в Троицком соборе Александро-Невской лавры был совершен чин присоединения к Православию И. и др. членов делегации. Было произнесено отречение от ереси Нестория, подписан акт воссоединения (написан по-сирийски рукой В. В. Болотова ) и совершена Божественная литургия, за к-рой И. сослужил членам Синода РПЦ. Урмийская и Супурганская епархия была объявлена православной. Тогда же постановлением Синода для утверждения в Православии новоприобретенной паствы была открыта Урмийская духовная миссия , главой которой стал иером. Феофилакт (Клементьев ; впосл. епископ Прилукский), выпускник СПбДА. И. с сопровождавшими его лицами посетил святыни С.-Петербура, в Кронштадте встретился со св. прав. прот. Иоанном Кронштадтским , а затем через Москву и Кавказ вернулся в Урмию. Летом 1898 г. миссия приступила к просветительской деятельности среди воссоединенных с Православием ассирийцев. Несторианские епископы Османской империи собирались последовать примеру И., но из-за первых не вполне успешных шагов миссии они отказались от своего решения. В 1899 г. к Православию присоединился лишь несторианский еп. Мар Абрахам Савришо с кафедрой в с. Марсаргиз († 1913). И. управлял Урмийской епархией до своей кончины. Отношения с Урмийской миссией и ее начальниками: архим. Феофилактом, с 1902 г. со сщмч. архим. Кириллом (Смирновым ; впосл. митрополит Казанский), с 1904 г. с архим. Сергием (Лавровым ; впосл. епископ Семиреченский) не всегда складывались мирно, о чем свидетельствуют послания И. и начальников миссии в Синод с жалобами друг на друга, а также назначенные Синодом ревизии миссии, к-рые провели сщмч. прот. Иоанн Восторгов в 1901 г. и еп. Кирилл (Смирнов) в 1907 г. Летом 1906 г. И. ездил в С.-Петербург для разрешения споров между ним и начальником миссии. На обратном пути он совершил паломничество в Иерусалим. Несмотря на противодействие и различные нападки, в т. ч. от многочисленных инославных миссионеров, работавших в Урмии, И. старался укреплять единство паствы и содействовать ее просвещению. В 1904 г. Урмийская епархия была разделена, епископом юж. части Урмии с титулом «Тергаварский» стал архим. Илия Абрахам, хиротония к-рого состоялась в С.-Петербурге. В Урмии стало 3 правосл. епископа: И., Мар Абрахам и Мар Илия. С политикой И. и деятельностью Урмийской миссии связана и появившаяся в нач. 10-х гг. XX в. перспектива воссоединения с Православием всей Ассирийской Церкви. Однако этого не произошло из-за первой мировой войны и революции в России.

http://pravenc.ru/text/578292.html

Весной 1932 года пришли, наконец, документы, и архимандрит Георгий был освобожден без права проживания в Москве и двенадцати других городах, с прикреплением к определенному месту жительства в течение трех лет. Из возможных городов для жительства старец выбрал Нижний Новгород, сказав при этом: «Спасение из Нижнего», — вспоминая о Минине и Пожарском. Смертельно больной, отправился архимандрит Георгий в обратный путь, в Россию. Ему не говорили о том, что у него рак, но он обо всем догадался и воспринял болезнь как посещение Божие. На пароходе, а потом в Нижнем Новгороде находил в себе силы то и дело повторять сложенную им поговорку: «Рак не дурак, ухватит клешнями — и прямо в Царство Небесное». Возвращение было трудным. В Нижнем отца Георгия и его попутчиков никто не встретил. Жилье пришлось искать самим. Годы были тревожные, и гонимого исповедника мало кто осмеливался приютить. За очень недолгое время жизни в Нижнем Новгороде старец переменил три пристанища. Вначале устроились под храмом, в каменном сыром помещении, где жили несколько монахинь; потом — в каморке рядом с храмом, пожертвованной опальному батюшке милосердной старушкой. Наконец для умирающего старца нашли в пригороде Кунавино хорошую светлую комнату в необычном домике, стоявшем среди рощи белоствольных берез, ветви которых качались прямо перед его окном. Увидев их, отец Георгий сказал: «Вот они где, Никифорушкины березки…» Оставались последние дни исповеднической жизни старца. Из Москвы приехали близкие духовные дети. Встреча с ними оживила отца Георгия, и, насколько хватало сил, он поговорил с каждым в отдельности. 4 июля старец долго разговаривал со своим духовным сыном архимандритом Сергием (Воскресенским) и интересовался церковными делами. Утомившись беседой, задремал. В комнате возле батюшки осталась только Татьяна Мельникова. Заметив, что дыхание его изменилось, позвала отца Сергия. Он тотчас пришел со Святыми Дарами. Старец взял Чашу, принял Святые Дары и так, с потиром в руках, преставился к Богу. Отпевание было назначено на 6 июля, день Владимирской иконы Божией Матери , особо чтимой старцем. За неделю до кончины он сказал духовному сыну, что вверил свою судьбу Царице Небесной, Которой непрестанно молится. Совершал отпевание архимандрит Сергий в сослужении множества духовенства. Погребли батюшку на Бугровском кладбище.

http://pravmir.ru/prepodobnoispovednik-g...

И доктор Гинцель 191 , и доктор Рачкий 192 , а за ними и позднейшие писатели полагают, что Константин был уже монахом в Константинополе. Неосновательность этого мы видели выше; доказательство же, приводимое Рачким, не стоит внимания. Уход св. Константина в братний монастырь, о чем говорит житие Кирилла, передавая известие, как он после прения с агарянами, любя жизнь уединенную, удалился на Олимп, к брату своему 193 , ни в каком случае не может ручаться за монашеское звание Кирилла, как думает Рачкий: он способен только оправдывать общее настроение философа, каким был Константин, настроение к уединению, отрешению от мирской суеты, что обнаружилось в нем с малых лет и чему удовлетворял он пребыванием и в других уединенных местах, где проводил время в посте и молитве. Но западным, католическим писателям необходимо раннее монашество Кирилла, чтобы с большим правом настаивать на его посвящении в епископы в Риме. И действительно, оба упомянутые авторы 194 выдают за положительный факт такое посвящение и из нового сана епископского стараются вывести побуждение к перемене имени. Они основываются на двух примерах в западной церкви, совершившихся в прежние века, из которых видно, что при посвящении в епископы переменялось и прежнее имя. Первый пример относится к проповеднику германскому Вильброрду, посвященному папою Сергием в 696 году в епископа Утрехтского и названному Климентом; второй – тоже к германскому проповеднику, Винфриду, которого папа Григорий II в 723 году назначил епископом в Германию и наименовал при этом Бонифацием. Подобными-то примерами думают католики оправдать выведенную из задних целей мысль о такой же перемене имени и для св. Константина, попирая все положительные древнейшие свидетельства, ими же признаваемые за достоверные. Грубость натяжки в этом объяснении бросается сама собою в глаза даже без соображения о противоречии его историческим данным. Во-первых, из всей церковной истории Запада едва-едва в силах были отыскать два примера одни из ученейших и трудолюбивейших духовно-католических писателей; во-вторых, разве можно опускать из виду, что в указанных примерах изменяется и на что и может ли это быть сопоставлено с переменою для Кирилла? Оба имени немецких проповедников, и Вильброрд и Винфрид, имена языческие, и оставить их для высших святителей церкви в ту пору, когда уже вошло в обычай в христианстве как на Востоке, так и на Западе заимствовать имена из пространного списка святых, прославленных своею жизнию и страданиями за веру христианскую, едва ли было возможно в конце VII, тем более в восьмом столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и пр. и пр.//ЦВ.1903. 23 окт. С. 1346–1349; 30 окт. С. 1381–1385; Соколов В.А. Отклик на призыв: По поводу приезда в Россию Ч. Графтона, епископа Американской Епископальной Церкви//БВ. 1904. Т. 1, С. 484–521; Из Сергиева Посада: Церковные торжества в присутствии иностранных гостей/И.//ЦВ. 1903. 9 окт. С. 1287; Лаврова П.В., Соловьева Т.С. и др. Англикано-православные связи//ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 315–317.) (Служил... был...ректор Рязанской семинарии Григорий (Яцковский)... Шрамм, начальник жандармов. Английские гости присутствовали с самого начала. – См.: Из Сергиева Посада: Церковные торжества в присутствии иностранных гостей/И.//ЦВ. 1903. 9 окт. С. 1287. Григорий (Яцковский ГавриилИулианович (Юльевич), 13.07.1866–09.03(26.04?).1932) – архиепископ Екатеринбургский и Ирбитский, глава «григорианского» раскола. Родился в крестьянской семье Подольской губернии. Окончил Подольскую ДС. С 1888 г. послушник Киево-Печерской Лавры. 04.08.1890 г. пострижен в монашество. В 1890 г. поступил в КДА. 09.09.1890 г. рукоположен во иеродиакона. Окончил КДА со степенью кандидата богословия (1894). 28.06.1894 г. рукоположен во иеромонаха. С 19.08.1894 г. учитель Александровского Ардонского ДУ в Терской обл. С 03.01.1895 г. преподаватель церковной и библейской истории Томской ДС. С 08.11.1896 г. инспектор Иркутской ДС. С 27.10.1897 г. ректор Томской ДС; возведен в сан архимандрита. С 28.07.1901 г. ректор Рязанской ДС. 21.11.1908 г. хиротонисан во епископа Козловского, викария Тамбовской епархии. С 13.12.1912 г. епископ Бакинский, викарий Грузинского экзархата. Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. С 17.11.1917 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский, с 1922 г. архиепископ; позже Свердловский и Уральский. В 1922–1925 гг. в заключении. 22.12.1925 г. возглавил раскол, названный по его имени «григорианским». 29.01.1926 г. запрещен в служении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) . 01.01.1927 г. Патриарший Местоблюститель Петр (Полянский) осудил деятельность архиепископа Григория как раскольническую. 15.11.1927 г. на григорианском «предсоборном съезде» возведен в сан «митрополита Свердловского и Уральского». В 1928 г. удалился в Свердловскую епархию (григорианскую), которую возглавлял до кончины. Скончался в Свердловске вне общения с Русской Православной Церковью.См.: Иоанн (Снычев), митр. Стояние в вере: Очерки церковной смуты. СПб.,1995; Васильева Н.Ю., Каплин П.В. Григорий (Яцковский) – архиепископ бывший Свердловский//ПЭ. М., 2006. Т. 12. С. 598–599. Шрамм Константин Федорович – генерал-лейтенант. С 1863 г. состоял в Отдельном корпусе жандармов. С 1881 г. полковник, начальник Калужского губернского жандармского управления. С 1891 г. начальник Московского губернского жандармского управления. См.: Вся Москва. 1900. С. 369.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Одновременно выносится решение по мере необходимости созывать местные религиозные съезды и ежегодно – общие съезды Движения во всеевропейском масштабе. Председателем всего Русского Студенческого Христианского Движения избирается Василий Васильевич Зеньковский, человек золотого сердца, любящий молодежь и умеющий духовно руководить религиозной и патриотической работой (при полном отсутствии политических элементов). Секретарями Движения становятся особенно инициативные и активные члены конференции: Николай Зернов – будущий организатор и многолетний издатель духовносодержательного журнала «Вестник РСХД», его сестра София и о. Лев Липеровский. По окончании конференции все иностранные гости становятся навсегда искренними друзьями православия, России и Движения. Густав Густавович Кульман – общественный деятель в государственном масштабе – уже давно взял на себя заботы о русской эмиграции в Германии. Глубоко пораженный гением и выдающимися трудами Николая Александровича Бердяева, он становится его преданным другом на всю жизнь и берет на себя расходы и заботы по изданию всех его религиозно-философских трудов. Несколько лет спустя Густав Густавович принимает по глубокому убеждению православие, женится на Марии Зерновой и становится навсегда задушевным другом всей ее семьи и о. Сергия Булгакова. Павел Францевич Андерсен, как искренний друг православия, России, Движения, а затем и Православного русского богословского института в Париже, добровольно берет на себя заботы по изысканию материальных средств для Института, а также богословских и религиозно-философских изданий в Париже. Одновременно он становится активным распространителем всей этой литературы во всеевропейском масштабе. Конференция заканчивается всеобщим глубочайшим удовлетворением. О. Сергий сияет своим лучистым взглядом и радостной улыбкой. Он приобретает на конференции двух горячо любящих его духовных детей – Николая Зернова и Милицу Лаврову (ставшую вскоре женой Николая), которые остаются на всю жизнь его преданными друзьями и будущими активнейшими соратниками по осуществлению в Англиканской церкви идеи вселенского экуменизма, вынесенной о. Сергием Булгаковым из храма Святой Софии в Константинополе. Николай и Милица Зерновы продолжают эту работу и после кончины о. Сергия во всемирном масштабе с грандиозными духовными достижениями».

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/30/...

Порвавший с РСХД в 1926 году гр. Ю. П. Граббе (епископ Вашингтонский и Флоридский Григорий; 1995), вспоминая об этом в 1971 году, говорил, что тогда «экуменическая проблема в практическом ее осуществлении отошла от пределов Русской Православной Церкви Заграницей, сосредоточившись в отколовшейся от нее части» 7 . Так он назвал Западно-Европейскую Православную Архиепископию митрополита Евлогия. Николай Михайлович Зёрнов , являясь со второй половины 20-х годов ведущим деятелем РСХД в экуменической работе, постоянно контактировал в то время с ярчайшими представителями религиозно-общественной мысли. Еще в Тифлисе, перед отъездом семьи в Константинополь, Зёрнов подружился с Александром Ельчаниновым , познакомился с Е.Ю. Скобцовой (в Париже она стала известна как монахиня Мария, секретарь Движения по работе в провинции). Глубокий след в его жизни оставила дружба с протоиереем Сергием Булгаковым , профессором Богословского института в Париже. В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы в 1927 году отец Сергий обвенчал Николая Зёрнова с Милицей Лавровый, активной участницей Движения, которую он встретил на Пшеровском съезде в 1923 году. О своей свадьбе супруги Зёрновы оставили подробные и трогательные воспоминания в книге «За рубежом». Поиски взаимопонимания между православными и англичанами определили приоритетное направление экуменической деятельности Н.М. Зёрнова . Англия начала привлекать его внимание уже после первой встречи с ней в 1923 году. После поездки на студенческий съезд в Манчестер в 1925 году им завладела мысль о проведении встречи между англичанами и православными. Используя международные связи РСХД, Зёрнов сумел осуществить задуманное. В январе 1927 года недалеко от Лондона был проведен съезд, на котором парижскую делегацию возглавил протоиерей Сергий Булгаков . Это стало удачным началом постоянного православно-англиканского сотрудничества в рамках созданного в 1928 году Содружества святого Албания и преподобного Сергия. За шесть месяцев, проведенных в англиканском монастыре, Зёрнов приобрел глубокие познания в церковной жизни и истории Англии. Затем явилась возможность учебы в Оксфорде, с целью соискания докторской степени. Степень доктора философии была ему присвоена в 1932 году. В процессе своих оксфордских штудий Зёрнов продолжал участвовать в православно-англиканских конференциях, научный уровень которых усилиями русских и английских богословов неуклонно возрастал. При этом все более четко обрисовывались принципы участия русских христиан в международной экуменической работе. Главным направлением этого участия, в огромной степени благодаря Н.М. Зёрнову , стало православно-англиканское сотрудничество.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Владимирская губ. была одной из первых, где начали проводиться вскрытия мощей святых. В февр. 1919 г. в связи с передачей зданий Княгинина мон-ря под детский приют гос. комиссия произвела вскрытие мощей мч. Авраамия Болгарского. Тогда же были вскрыты мощи св. князей Андрея Боголюбского, Глеба и Георгия, почивавшие в Успенском кафедральном соборе. Духовенство установило дежурство в соборе при мощах, чтобы не допустить их осквернения, в числе первых дежурных был иером. священноисп. Афанасий (Сахаров) . В Муроме подверглись вскрытию мощи благоверных кн. Петра и кнг. Февронии , в Суздале - мощи преподобных Евфимия , Евфросинии и др. Собор Суздальских святых. Икона. Нач. XXI в. (Суздальский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы) Собор Суздальских святых. Икона. Нач. XXI в. (Суздальский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы) Весной 1921 г. Владимирский митр. Сергий был арестован, через месяц освобожден, сослан в Н. Новгород, где 10 июля 1921 г. возглавил хиротонию архим. Афанасия (Сахарова) во епископа Ковровского, викария В. е. 16 июня 1922 г. печатный орган обновленцев «Живая церковь» опубликовал обращение митр. Сергия, архиепископов Нижегородского Евдокима (Мещерского) и Костромского Серафима (Мещерякова) , признающее каноничность обновленческого Высшего церковного управления и призывающее подчиниться ему ( «Меморандум трех» ). Вскоре митр. Сергий вернулся во Владимир, однако в нач. 1923 г. вновь был выслан в Н. Новгород. 27 авг. 1923 г., после возвращения из ссылки, митр. Сергий принес покаяние в грехе раскола Патриарху Тихону и был назначен на Нижегородскую кафедру. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из Успенского собора 23 марта 1922 г. власти изъяли 1 фунт 13 золотников золота и более 4 пудов серебра. В связи с изъятием церковных ценностей в 1923 г. была арестована игум. Успенского мон-ря в Александрове Тамара (Лихарёва). Весной 1923 г. община Успенского собора во главе с настоятелем прот. Сергием Лавровым была вынуждена оставить храм, после чего разграбление храмового имущества пошло полным ходом. 30 июня были проданы как «книжный хлам» богослужебные книги из собора весом 810 пудов. 23 апр. 1924 г. собор передали обновленцам (см. Обновленчество ), Георгиевский придел остался в ведении музея. 26 марта 1926 г. собор полностью отошел музею, в 1930 г. в Георгиевском приделе начал работу «антирелигиозный отдел» музея, в нем были помещены мощи св. князей Андрея Боголюбского, Глеба и Георгия, а также мч. Авраамия Болгарского.

http://pravenc.ru/text/154964.html

При посещении Монастыря Императрицей Елисаветою Петровною, по возвращении с коронации из Москвы, 1-го июля 1743-го года, семинаристы встретили Государыню у монастырских ворот в красных епанчах, приготовленных для этого дня, с венками на голове и с ветвями в руках. «Таким же порядком и сопровождали при ее отшествии из Монастыря» 3677 . Семинаристы участвовали в торжественной встрече Екатерины II-й при приезде в столицу после коронации. Они, как и ранее, стояли на сделанных по обеим сторонам преспективой дороги местах в белых одеяниях и «паруках» с лавровыми венками на голове и пальмовыми ветвями в руках, и при выходе Государыни из кареты встретили ее похвальной песнью, сочиненной для этого случая. Одеяние было выписано из Москвы, сделанное студентам Московской Академии для дней коронации 3678 . При поднесении Государыне доклада Святейшего Синода о разрешении пострижения в монашеский чин всем желающим и правоспособным к тому, 7-го апреля 1748-го года, архиепископ Псковский Симон доложил Государыне, «что и здесь нецыи того в монашеский чин пострижения себе желающие имеются, а именно из семинаристов Александро-Невской Семинарии 6 человек», «по которому всеподданнейшему докладу Ее Императорское Величество всемилостивейше соизволила повелеть их, семинаристов, того монашеского чина сподобить». В числе семинаристов был и «Царского села, церкви Благовещения Пресвятой Богородицы бывшего священника Игнатия Гавриилова сын Симеон Страгородский», 23-х лет, нареченный Сергием, впоследствии ректор Семинарии. Они были пострижены 24-го июня 3679 . На запрос Святейшего Синода в 1758-м году, имеются ли в Александро-Невской Семинарии желающие постричься в монашество, таковых не оказалось 3680 . В 1763-м году были отосланы в Коллегию Иностранных Дел 2 воспитанника Семинарии, пожелавшие, по вызову, изучать Китайский и Манчжурский языки 3681 . В 1756-м году в Семинарию был прислан для обучения Русскому языку принявший православную веру Турок. Он пробыл более года и хотя немного обучился чтению и письму, но к дальнейшему чтению, по вздорности характера и своеволию, признан был ненадежным 3682 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010