В дни крестного хода мы пребываем и в единстве с Богом и в единстве со святыми Божиими человецами. Поэтому наша душа раскрывается, мы пребываем в единстве и в этой простоте человеческих отношений, мы вновь и вновь пытаемся к ним прибегнуть. Поэтому мы с такой радостью и с такими переживаниями завершаем крестный ход, его вновь ждем в следующем году. Два года прошли достаточно сложные, но мы понимаем, что мы можем потерять, если в этом единстве не будем пребывать. Поэтому до новых встреч здесь на Вятской земле. С Богом!» В среду, 8 июня 2022 года, чтимый образ святителя Николая верующие встречали в вятских храмах. Утром образ святителя Николая верующие встретили в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Навстречу паломникам по традиции из храма вышел малый крестный ход, возглавляемый настоятелем протоиереем Сергием Ендальцевым. Под звон колоколов Великорецкий образ в сопровождении духовенства, паломников и прихожан установили перед храмом. Перед иконой совершили водосвятный молебен, после которого верующих окропили святой водой. Далее торжества продолжились в других храмах города Кирова. Радостным колокольным звоном встречали чтимый образ храм Веры, Надежды и Любови и матери их Софии, Екатерининский храм, Царево-Константиновская Знаменская церковь, Спасский собор. Возле храмов священнослужители окропляли всех святой водой. Вечером образ святителя Николая вернулся в Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь. Фотоматериалы Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России женщина сделала около 30 абортов:к чему привело Видео «голого прыжка» девушки с моста в Петербурге: смотреть В России голая девушка убегала от полиции и прыгнула с моста: СМИ «Красная» магнитная буря настигла Землю: что ожидать людям? Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/09/v_...

Москвичи во главе с митрополитом Варлаамом дни и ночи взывали к Богу с мольбой о спасении, и молитвы их были услышаны Господом. Христа ради юродивый Василий († 1552; память 2 августа), молясь со слезами в Успенском соборе, услышал вдруг сильный шум, двери храма внезапно распахнулись, и чудотворная Владимирская икона сдвинулась с места. От нее исходил глас: «Выйду из города с российскими святителями!». Весь храм вдруг наполнился пламенем, которое погасло лишь тогда, когда исчезло само видение. Продолжение этого Божественного откровения было явлено слепой инокине Вознесенского кремлевского монастыря. Во время усердной молитвы за землю Русскую она была духом восхищена из монастырских стен и внутренними очами увидела, как из Кремля через Спасские ворота выходят святители в светящихся одеждах, несущие Владимирскую икону Божией Матери. Шествие имело вид крестного хода. Среди них можно было узнать святителей Петра, Алексия, Иону, а также других русских святых и подвижников. Шествие было неожиданно остановлено великим угодником Божиим Преподобным Сергием Радонежским, а также преподобным Варлаамом Хутынским († 1192; память 6 ноября), которые, припав к ногам святителей, умоляли их не покидать Москву в столь страшное и опасное время. Однако иерархи отвечали, что и они молили Бога об избавлении земли Русской от скорби, но Господь попустил нашествие варваров, чтобы этим смирить нерадивых грешников и привести их к покаянию через слезы и скорби. Святые Сергий и Варлаам вновь и вновь припадали к ногам святителей, умоляя об их ходатайствах пред Господом и Пресвятой Богородицей за землю Русскую, пока наконец не был сотворен общий молебен, после чего святители вернулись обратно в Кремль, водворив чудотворную Владимирскую икону на прежнее место. Преподобные Сергий и Варлаам, осенив город крестным знамением, удалились. В тот же день крымский хан внезапно отступил, не причинив Москве никакого вреда. Летописцы повествуют, что татары уже собирались выжечь московские посады, когда увидели вдруг вокруг города бесчисленное русское войско и с ужасом возвестили о том хану. Сведения их подтвердились ханскими лазутчиками, и татарское войско бежало в панике.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Краткая история Скорбященского монастыря и Собора Всемилостивого Спаса, в котором часто служили Московские митрополиты и другие представители высшей церковной иерархии. Собор неоднократно посещала Великая Княгиня Елизавета Федоровна. В настоящее время здание храма отнято у Церкви. Во вновь созданном в 1890-м г. Скорбященком монастыре была лишь одна небольшая домовая церковь, расположенная при доме основательницы обители Л.В.Голицыной. Возникла необходимость в новом храме, на строительство которого пожертвовала средства «воскресенская купчиха» А. А. Смирнова (тайная монахиня Рафаила). Проект нового собора во имя Всемилостивого Спаса (иначе – Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста, празд 14 авг. По н.ст.) разработал известный архитектор Иван Терентьевич Владимиров, мастер русского стиля в церковном зодчестве конца XIX в. Чертежи проекта были утверждены Строительным отделением Моск. губернского правления 27 сен. 1890 г. Закладка в присутствии Митрополита Московского Иоаникия состоялась 26 мая 1891 года. Храмосоздательница умерла в 1893 году и заканчивал строительство собора ее «душеприказчик» И.Е. Ефимов, вложивший и собственные средства. По проекту Владимирова была постароена и ограда по линии Новослободской улицы, примкнувшая к колокольне собора по обе стороны. Собор Всемилостивого Спаса с пределами во имя иконы Богоматери «Скоропослушница» и Двенадцати Апостолов был освящен 25 октября 1894 года Митрополитом Московским Сергием. Здание собора принимал представитель Строительного отделения инженер Петровский, который отметил, что каменные работы «очень плохо исполнены». Однако исправления не делалось, собор осадки не дал и трещин в стенах нет по сей день. Опубликованы три снимка собора – кон XIXb. и 1910-х г.г., дающие наряду с чертежами проекта исчерпывающую информацию об утраченных частях здания. Имеется также фотография интерьера храма. Резные иконостасы выполнил мастер И.А. Соколов, иконы были написаны в мастерской С.К.Шварева. В Спасском соборе Скорбященского монастыря часто служили Московские митрополиты и другие представители высшей церковной иерархии. Собор неоднократно посещала Великая Княгиня Елизавета Федоровна.

http://pravmir.ru/monastyr-skorbyashhens...

62 Экклесиарх — клирик в Восточной Церкви, наблюдающий за порядком в храме; параэкклесиарх — помощник экклесиарха. 63 Канонарх — клирик в монастыре, являющийся руководителем церковного пения. 64 Троицкий Махрищский монастырь, к востоку от Троице-Сергиевой Лавры, при впадении р. Махры в р. Молокшу (Молокчу), был основан прп. Стефаном в 1358 г. ((1406). 65 Киржачский Благовещенский, или Введенский, Троицкий монастырь, находится в г. Киржаче Владимирской области, основан в XIV в. Прп. Сергием, который, оставив Троицкую обитель, поселился на берегу р. Киржач, но по просьбе братии и Митрополита Алексия возвратился, а в Киржач прислал своего ученика Романа († 1392). Упразднен в 1764 г.; вновь открыт в наше время. 66 Гедеон, один из судей израильских. Желая узнать исход будущего сражения с мадианитянами, Гедеон испросил у Бога знамение: если утром роса будет только на разостланной шерсти, а на земле будет сухо, значит, израильтяне будут спасены. На другой день Гедеон испросил у Бога новое знамение: чтобы шерсть была сухая, а земля покрыта росой. Знамение было благоприятно для израильтян (Суд. 6—7). 67 Исаакий молчальник, Троицкий, прп. († 1388, память 30 мая, 6 июля). 68 Стефан Пермский, свт., во епископа Пермского поставлен в 1383 г. († 1396, память 26 апреля). Житие свт. Стефана Пермского написано прп. Епифанием Премудрым. 69 Поприще — мера длины, равная 1472,5 м. 70 Спасо-Андроников монастырь, был основан около 1360 г. по обету свт. Алексием. Строителем монастыря и первым Игуменом был прп. Андроник, ученик Прп. Сергия Радонежского (†1395). 71 Второй Игумен Андроникова монастыря, прп. Савва († 1410—1420, память 13 июня). 72 Очевидно, инок Ефрем был позднее Игуменом Андроникова монастыря. 73 Третий Игумен Андроникова монастыря, прп. Александр Московский ((не ранее 1427, память 13 июня). 74 Спасский собор Андроникова монастыря был расписан прпп. Андреем Рублевым († до 1426) и Даниилом Черным ((до 1426) в начале второй четверти XV в. Рассказ об Игуменах прпп. Савве и Александре, преемниках прп. Андроника, и о прп. Андрее Рублеве обычно рассматривают как интерполяцию Пахомия Логофета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

В кон. XVIII в. над могилой преподобного построили кирпичную ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы с приделами во имя И. и в честь Рождества Богородицы. К нач. XIX в. выстроенная преподобным деревянная Рождество-Богородицкая ц. была ветхой, в сер. XIX в. в бывш. пустыни имелся только каменный храм (сохр. в полуразрушенном состоянии). Междуозерский приход объединял 12 небольших деревень, расположенных между озерами Азатское и Ило. В настоящее время жители этих деревень отмечают 11 окт. (28 сент.) праздник «Родионьевская», но не связывают его с И. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено ок. 1831 г. (возобновлено в 1981). И. прославляется в 4-м тропаре 8-й песни канона Всем святым земли Новгородской (составлен в 1831). Имя И. вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 39, 64), где он отмечен как местночтимый святой. А. Л. Лифшиц Иконография Прп. Иродион Илоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Прп. Иродион Илоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Прп. Иродион Илоезерский. Миниатюра из сборника житий и повестей. 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 109 об.) Прп. Иродион Илоезерский. Миниатюра из сборника житий и повестей. 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 109 об.) Первый образ И. был написан по заказу Софония, к-рый, согласно Житию святого, воткнул посох в его могилу, ослеп и прозрел после явления ему И.: «И сотвори сеи муж Софонии над преподобным Иродионом гробницу… и написав образ преподобнаго Иродиона по подобию и по образу его» ( Лифшиц. 2009. С. 65-66). Святой - «сединами украшен», «аки жив» - являлся и др. жителям Белозерья, в т. ч. иконописцу иноку Вассиану.

http://pravenc.ru/text/674097.html

Приход состоял из села Маркова и деревень: Богдарни (3 вер. от церкви), Борка (3 вер.) и Чащи (3 вер.), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 889 душ муж. пола и 1041 женского. Жители с. Марково и окрестностей считали свой деревянный храм временным и не оставляли мысли о построении каменного, но дело упиралось в недостаток средств. В 1899 г. о. Иоанн Невский подал прошение архиепископу Владимирскому и Суздальскому Сергию (Спасскому) о построении в Марково каменного храма. Владыка ответил письмом, в котором выразил согласие и одновременно сомнение: «По силам ли будет строителям то дело, которое они взяли на себя, не имея совершенно никаких средств для его исполнения?». 16 августа 1900 г. при участии благочинного, настоятеля храма в Багаеве о. Константина Разумовского, был заложен каменный однопрестольный храм Казанской иконы Божией Матери. Средства прихода быстро кончились, нужно было искать жертвователей. Первым откликнулся крестьянин дер. Костино Евсевий Борисов, имевший родственников в Марково, он пожертвовал 600 рублей. Вскоре дело взял в свои руки внук ходатая по устройству деревянного храма Василия Сидорова, Иван Иовлевич Сидоров, он довел строительство до успешного окончания и был избран церковным старостой. Храм освящен в 1902 г. Высокопреосвященным Сергием, архиепископом Владимирским и Суздальским, и Преосвященным Иннокентием (Беляевым), епископом Тамбовским. Богослужение сопровождалось пением архиерейского хора под управлением регента А.Е. Ставровского. С началом революции начались испытания для Марковского храма, его прихожан и причта. С 1926 по 1928 гг. в Марковском храме служил священник Николай Зеленов, будущий священномученик. Николай родился в 1887 г. в с. Бочевино Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Поликарпа Зеленова. С 1897 г. был певчим церковного хора. Окончив в 1907 г. Владимирскую духовную семинарию, Николай Поликарпович стал учителем церковно-приходской школы с. Яковцево Муромского уезда. В 1911 г. он служил диаконом в с. Загарино того же уезда, а в 1912 г. был рукоположен во священника к приходу в с. Голенищево Муромского уезда, где прослужил до июня 1917 г., когда был назначен священником в с. Загарино. В 1926 г. о. Николай был переведен в с. Марково Покровской волости, а с 1928 г. до первого ареста о. Николай служил в с. Сеньго-Озеро Петушинского района Орехово-Зуевского округа.

http://sobory.ru/article/?object=04416

И. была погребена при соборе св. Иакова (XII в.) в Неревском конце Софийской стороны, блж. Николая позднее похоронили на том же кладбище. В 1554 г. над гробом блж. Николая была воздвигнута каменная ц. вмч. Пантелеимона (Николо-Кочановская), над могилой И. рядом с храмом устроили деревянную часовню. В 1846 г. часовня была уничтожена при обрушении Иаковлевского собора, в следующем году на средства вел. кн. Николая Николаевича, чьим небесным покровителем являлся блж. Николай Кочанов, возвели каменную часовню с каменной оградой (пожертвования храму и часовне делали вел. кн. Михаил Николаевич, вел. кнг. Ольга Николаевна и ее супруг принц Карл Фридрих Александр Вюртембергский при посещении Новгорода в 1849 и 1850). На раке И. имелась надпись: «Преставилась прав. Иулиания в лето 6892 (1384), при великом князи Московском Димитрии Иоанновиче Донском, при митрополите Московском Киприане, при архиепископе Новгородском Алексии, погребена на сем месте, где и ныне почивает под спудом. За любовь Господню преподобная покоя желание возненавидела еси, но молитвами своими сопротивных желание разори» ( Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 207. Примеч. 159). В 1853 г. над местом погребения И. установили новую раку, в часовне был устроен иконостас. И. упоминается в «Описании о российских святых» (соч. известно в списках XVIII-XIX вв.). К нач. XX в. святая не была канонизирована, 21 дек. в часовне при Пантелеимоновском храме по И. совершалась панихида (в агиографических справочниках XIX - нач. XX в. в качестве дня кончины святой неверно приводится 21 дек.- день памяти мц. Иулиании († 304)). Имя И. отсутствует в «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно», составленном архиеп. Сергием (Спасским) (М., 1903). Канонизацией святой следует считать включение ее имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в сер. 70-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 379). Имя И. вошло в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возобновлено в 1981 г. (Собор учрежден ок. 1831).

http://pravenc.ru/text/1237855.html

Священноисповедник Сергий Правдолюбов Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 13 июня (ст. ст.) 1890 года в селе Маккавеево Рязанской губернии Касимовского уезда. Его отец — протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов, мама — Клавдия Андреевна Правдолюбова (урожденная Дмитрева). Детство его проходило в Рязанской губернии — в селе Маккавееве и городе Касимове, где вскоре после рождения Сергия отец Анатолий стал служить в храме Успения Божией Матери.      Протоиерей Анатолий Авдеевич не только служил в Успенском храме, но был также наблюдателем духовных школ Касимовского уезда, преподавателем Духовного училища и духовных школ города Касимова. В шестилетнем возрасте, в 1896 году, с младенцем Сергием произошло чудо исцеления. Он перенес в этом году тяжелую болезнь, после которой почти совсем потерял слух. Врачи утверждали, что глухота останется на всю жизнь — она неизлечима. В этом же году, в сентябре, отец Анатолий Авдеевич был в Чернигове на прославлении святителя Феодосия Черниговского — на открытии его мощей. Он привез с собой небольшой плат и елей от мощей Святителя, который возложил на голову больного ребенка. Вот как писал потом в своих воспоминаниях об этом исцелении уже сын Сергия — протоиерей Анатолий Сергиевич Правдолюбов: — Салфеточка, лежавшая на мощах святителя Божия Феодосия, привезена была дедушкой домой вместе с маслом от раки Святителя. Возложена она была им с верою на голову моего оглохшего отца, больного шестилетнего мальчика; масло дедушка ему лил в больные ушки, и он совершенно исцелился и всю жизнь потом прекрасно слышал. Отец Сергий был от природы очень одаренным человеком, но вместе с тем получил и прекрасное образование. В отрочестве он окончил Касимовское Духовное училище, где преподавал его отец, затем Рязанскую Духовную семинарию и, наконец, Киевскую Императорскую Духовную академию с присуждением ему ученой степени кандидата богословия. Темой его кандидатского сочинения была апологетика — защита православной веры от иноверия.      В 1913 году, еще будучи студентом Духовной академии, Сергий Анатольевич женился на Лидии Дмитриевне Федотьевой, дочери касимовского протоиерея Димитрия Федотьева. Венчались они в небольшом селе Панино Рязанской губернии Спасского уезда, где служили родственники Лидии Дмитриевны Федотьевой.

http://pravoslavie.ru/62398.html

Минологий прерывается 3 парными изображениями: ангелов Господних, записывающих имена входящих в храм (зап. стена, XVII в.), святых Христофора и Сергия Радонежского (сев. стена), свт. Ионы Новгородского с ц. св. Симеона в руках (ктиторское изображение) и прп. Варлаама Хутынского (юж. стена). Святые Христофор и Иона почитались в Вел. Новгороде как ходатаи в избавлении от моровых поветрий, почитание прп. Сергия Радонежского ввел в Вел. Новгороде свт. Иона, неоднократно встречаются парные изображения преподобных Сергия и Варлаама как предстоятелей за Московскую и Новгородскую земли (напр., «Спас Смоленский с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» над воротами Спасской башни Московского Кремля). Данное изображение могло свидетельствовать о возможном примирении с Москвой. Композиционных сцен в росписи нет. Господским и Богородичным праздникам соответствуют полуфигурные изображения Спасителя или Богоматери. Об обетном характере храма напоминает и изображение моления Богородицы в сюжете «Положение ризы» (Богоматерь перед киворием). На вост. стене храма, в юж. рукаве, внизу имеется надпись 1661 г. о моровом поветрии, с к-рым связано обетное построение церкви. Собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1899-1901) выстроен в русском стиле. 5-главый 6-столпный храм представляет собой важную градостроительную доминанту в панораме Софийской стороны с Волхова. Несмотря на специфичность пропорций - растянутый по горизонтали объем, широко расставленное луковичное 5-главие,- храм (высота с крестом 25,5 м, своды 19 м, диаметр средней главы 8,5 м) выглядит монументально, особенно на фоне небольших древних церквей З. м. Угловые и промежуточные лопатки оформлены ширинками, боковые барабаны - двойными аркатурными поясами. Наборные оконные наличники увенчаны 3-частными кокошниками с килевидным навершием. Фасады завершаются раскрепованным, богато декорированным карнизом, над к-рым возвышались килевидные кокошники. Массивный центральный световой барабан имеет 4 окна и 4 ниши. Угловые глухие барабаны установлены на металлических балках, украшены рядом декоративных кокошников, а также широким аркатурно-колончатым поясом. Собор вмещает ок. 1 тыс. молящихся. Сплошной высокий иконостас длиной более 21 м включал 2 придельных иконостаса. Некрополь

http://pravenc.ru/text/199663.html

Революция началась в Преображенском раньше, чем в остальной Москве. Утром 26 октября 1917 года на военную радиостанцию в Черкизове пришла радиограмма – воззвание В.И. Ленина «К гражданам России», сообщавшее о низложении Временного правительства и о переходе власти к Советам. Революция должна была принести Преображенскому храму неминуемую гибель, ибо в число памятников архитектуры он не входил. Так оно и случилось, но храм удивительно стойко боролся за жизнь, пережив с Москвой ее самые трагические времена. В 1922 году прихожане сумели отстоять свою церковь от разграбления и даже не позволили снять колокола. Она продолжала действовать в те годы, когда Преображенское и Черкизово вошли в Сталинский район, созданный в 1930 году и названный именем вождя с его личного согласия в ответ на «просьбу трудящихся». Причины этого согласия называют разные: то ли «отец народов» хотел быть поближе к простому народу, то ли хотел подчеркнуть преемственность своих «преобразований» петровским. Так или иначе, имя вождя обязывало, и район стали спешно благоустраивать, но храм не трогали. В нем обрели приют многие святыни из разрушенных церквей, в том числе икона Божией Матери «Целительница» из Алексеевского монастыря. После захвата обновленцами в 1920-е годы многих храмов Москвы и сноса Богоявленского собора в Дорогомилове Преображенская церковь стала кафедральным храмом московских митрополитов, где служил и митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Во все дни Великой Отечественной войны Преображенская церковь была открыта круглосуточно. Устоявшая в богоборческие 1920–1930-е годы, церковь на Преображенке нашла свой мученический конец в хрущевскую «оттепель». Ее уничтожение власти объясняли необходимостью именно через то место, где стоит храм, провести линию метрополитена. За этим формальным поводом скрывались иные причины: стремление закрыть приход, разобщить, разъединить людей, вскормленных митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем). Встреча митрополита Николая (Ярушевича) с бойцами и командирами Красной Армии. За дар пастырского слова владыку называли «Златоустом ХХ века». Его отличали глубокая вера, образованность и патриотизм. С февраля 1942 года владыка, тогда еще митрополит Киевский и Галицкий, по поручению патриаршего местоблюстителя управлял Московской епархией. Вместе с митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Страгородским) и митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) он был в 1943 году приглашен в Кремль на встречу со Сталиным, в результате которой вновь стало возможным избрание патриарха, были открыты духовные учебные заведения, возвращены многие монастыри и храмы, освобождены из лагерей священнослужители. В 1944 году митрополит Николай был переведен на Крутицкую кафедру, и Преображенская церковь стала его кафедральным собором.

http://pravoslavie.ru/3547.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010