III. Спасские Архимандриты До переведения монастыря сего на новое место, были Архимандритами: 1. Иоанн I, 1346 года хиротонисанный в Епископа Ростовского. 2. Иоанн II, прозванием Ненейца, в 1374 году оставив Архимандрию, отошёл на безмолвие. 3. Михаил, прозванием Митяй, с 1375 по 1377 год; он избран был в Митрополита Всероссийского; но поехав в Константинополь для посвящения, на пути скончался и погребён в Галате. 4. Симеон в 1382 году убит в. Кремле татарами. 5. Сергий I Азаков упоминается в 1389 году. Никон. летоп. ч. 4, стр. 158. 6. Игнатий, спутник М. Пимену в Царьград; он с Сергием Азаковым вёл путевые записки Митрополита. Татищева И. Р. IV, 424, Никон. лет. IV, 166. 7. Феодосий значится Архимандритом Спасским 1404 г. Никон. летоп. ч. II, 312. 8. Илларион 1406 г. посвящённый в Епископа Коломенского. Соф. времен. I, 430 и Летоп. Львова, II, 238; но, по Никон. лет. IV, 318, Архимандрит Симоновский. 9. Савва, Игумен, упоминается в 1410 году. Древн. Рос. Вивлиоф. изд. 2. ч. 1, стр. 147. Собрание Госуд. грамот, I. 10. Трифон встречается 1462 г. в Собрании Госуд. грам. I. стр. 421. Он хиротонисан был в Архиепископа Ростовского. 11. Вассиан I, прозванием Рыло, в 1466 г. произведён из Игуменов Троицы Сергиева монастыря; а в 1468 г. хиротонисан в Архиепископа Ростовского. 12. Герман упоминается 1474 г. в Марте. Продолжение Древн. Рос. Вивлиоф. XIII 3. стр. 221. 13. Елисей в 1483 г. Никон, летоп. ч. 6, стр. 117. По переведению монастыря из Кремля на новое место: 14. Афанасий I, прозванием Щедрый; при нем в 1497 г. освящена первоначальная соборная церковь в монастыре, 1505, Декабря 21. Древн. Российск. Вивлиоф. ч. 5, стр. 93 и 100. 15. Савва Святогорец, Грек, в 1525 г. с Максимом Греком соборно осуждён и сослан в Вознищский Волоколамский монастырь на заточение. Летоп. служащий продолжением Нестора. Москва, 1784 г. 381 и Акты археогр. Экспед. 1. 16. Феодосий в 1542 хиротонисан в Епископа Коломенского. Ник. летоп. ч. 7, стр. 37. 17. Нифонт I Кормилицын, упоминается в грамотах 1544 г; а 1554 г. хиротонисан в Епископа Сарского и Подонского. Никон. летоп. ч. 7·стр. 211.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ 2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвященное празднованию памяти всех рус. святых. Идея соборного празднования памяти рус. святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 385), но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII вв. С кон. XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями (Краков, Б. г.; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; М., 1911). После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти прор. Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа:            , кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»:            , канон 8-го гласа, ирмос:      , нач.:            . По певч. рукописям с XVII в. известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001). Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Ок. 1643 г. иером. Мелетий Сириг, протосинкелл К-польского Патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. укр. аналог службы в честь Всех русских святых. В кон. 40-х гг. XVII в. по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна по единственной ркп. XVII в.- РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в др. ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в сыропустную субботу ( Панченко. 2004). Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.

http://pravenc.ru/text/155558.html

«Этапы и даты моей жизни» 101 Родился 2 июля 1887 г. Скончался отец 23 февраля 1889 г. Шуйское духовное училище 1896–1902 гг. Начал прислуживать в алтаре август 1899 г. Владимирская духовная семинария 1902–1908 гг. Прислуживал при архиерейском богослужении сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем 1902–1906 гг. То же и иподиаконом 1906–1908 гг. Посвящен в 1-ую степень церковного клира – чтеца 6 мая 1907 г. Московская духовная академия 1908–1912 гг. Пострижен в монашество 12 октября 1912 г. Посвящен во иеродиакона 14 октября 1912 г. Посвящен во иеромонаха 17 октября 1912 г. Преподаватель Полтавской духовной семинарии ноябрь 1912 г. – сентябрь 1913 г. Преподаватель Владимирской духовной семинарии 1913–1918 гг. Член Поместного Всероссийского Собора январь-сентябрь 1918 г. Член Владимирского епархиального совета 1918–1920 гг. Наместник Владимирского Рождественского монастыря 1920–1921 гг. Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 г. Настоятель Боголюбова монастыря с 18 июня 1921 г. Хиротонисан во епископа Ковровского 27 июня 1921 г. Арестован 17 марта 1922 г. В срочном порядке препровожден в Революционный военный трибунал и освобожден 18 марта 1922 г. Арестован в Великую среду В заключении во Владимирской тюрьме был с митрополитом Сергием (Страгородским) архиепископом Вятским Павлом (Борисовским), епископом Суздальским Василием (Зуммером)» 30 марта 1922 г. Показательный суд во Владимире по обвинению в связи с пропажей церковных ценностей в Суздальском Спасском монастыре 27 мая 1922 г. Приговорен к 1 году заключения, по амнистии освобожден 28 мая 1922 г. Арестован Во Владимирской тюрьме был с епископом Муромским Серафимом (Руженцевым) 15 июля 1922 г. Без допроса освобожден 25 июля 1922 г. Арестован Во Владимирской тюрьме был с архиепископом Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским, архиепископом Астраханским Фаддеем (Успенским) , епископом Звенигородским Николаем (Добронравовым) , епископом Вязниковским Корнилием (Соболевым), епископом. Переславским Дамианом (Воскресенским), епископом Суздальским Василием (Зуммером)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Троицкий Сергиев. 2.      Новоспасский. 3.      Новоиерусалимский. 4.      Симонов. 5.      Донской. 6.      Заиконоспасский. 7.      Чудов. 8.      Саввин Сторожев. 9.      Андрониев. 10.      Высокопетровский. 11.      Богоявленский. 12.      Лужецкий. 13.      Иосифов. 14.      Голутвин. 15.      Вифанский. 16.      Греческий. 17.      Знаменский. 18.      Златоустов. 19.      Даниилов. 20.      Высоцкий. 21.      Борисоглебский. 22.      Угрешский. 23.      Покровский. 24.      Сретенский. 25.      Вздвиженский. 26.      Перервинский. 27.      Песношский. 28.      Белопесоцкий. 29.      Владычен. 30.      Вознесенский. 31.      Новодевич. 32.      Алексеевский. 33.      Рождественский. 34.      Бородинский. 35.      Зачатиевский. 36.      Никитский. 37.      Страстный. 38.      Брусенский. 39.      Хотьков. 40.      Аносин. 41.      Ивановский. 42.      Георгиевский. 43.      Варсонофиевский. 44.      Моисеевский. 45.      Петров. Можайский. 46.      Пятницк. Дмитриев. 47.      Давидова пустынь. 48.      Екатериновская пустынь. 49.      Махрищкий. 50.      Стромынский. 51.      Новинский. 52.      Воскресен. Высокий. 53.      Чигасский. 54.      Феодоров. Студитский. 55.      Саввин Освященный. 56.      Андреевский. 57.      Марчуковский. 58.      Возмицкий. 59.      Ильинский Волоколамский. 60.      Волоколам. Вздвиженский. 61.      Варварский. 62.      Власиевский. 63.      Троицкий в Можайске. 64.      Иоакимоаннский. 65.      Борисоглеб. Можайский. 66.      Богослов. Можайский. 67.      Левкиев. 68.      Георгиев. Рузский. 69.      Онуфриев Рузский. 70.      Успенский Клинский. 71.      Зосимов. Клинский. 72.      Дмитров. Никитский. 73.      Бобренев. 74.      Входоиерусалимский. 75.      Коломенский Спасский. 76.      Распятский. 77.      Медведев. 78.      Нерльский. 79.      Гнилушский. 80.      Можайский Благовещенский. 81.      Богословский. 82.      Берлюковский. 83.      Берендеев. 1 Троицкий Сергиев, от Москвы в 60 верстак (во Ярославской дороге), основан св. Сергием Радонежским около 1340 г. Соборною грамотою 6 янв. 1561 учреждена в нём архимандрия, а именным указом 8 июня 1744 наименован Лаврой. С 1770 архим-ты в нём архиереи Московские. [II, 55.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Варсонофий принял участие в праздновании дня памяти обретения мощей преподобного Сергия Радонежского июля 2016 Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий принял участие в праздновании дня памяти обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, которое возглавил в Троице-Сергиевой лавре Святейший Патриарх Кирилл. По прибытии в монастырь 17 июля Предстоятель совершил малую вечерню с чтением акафиста у мощей преподобного Сергия. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Минский и Заславский Павел, Волоколамский Иларион, архиепископы Верейский Евгений, Сергиево-Посадский Феогност, а также архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси, насельники лавры в священном сане. Предстоятель возглавил Всенощное бдение в Свято-Троицком соборе лавры. В Успенском соборе за Всенощным бдением по благословению Святейшего Патриарха Кирилла митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий сослужил Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию вместе с прибывшими на праздник в Троице-Сергиеву лавру Преосвященными архиереями: митрополитами Екатеринодарским и Кубанским Исидором, Калужским и Боровским Климентом, Воронежским и Лискинским Сергием, Самарским и Сызранским Сергием, Владимирским и Суздальским Евлогием, Тернопольским и Кременецким Сергием, Хмельницким и Староконстантиновским Антонием, Липецким и Задонским Никоном, Криворожским и Никопольским Ефремом, Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом, Нижегородским и Арзамасским Георгием, Рязанским и Михайловским Марком, Саранским и Мордовским Зиновием, Ханты-Мансийским и Сургутским Павлом, архиепископами Берлинско-Германским и Великобританским Марком, Витебским и Оршанским Димитрием, Петропавловским и Камчатским Артемием, епископами Шумским Серафимом, Солнечногорским Сергием, Салехардским и Ново-Уренгойским Николаем, Находкинским и Преображенским Николаем, Ардатовским и Атяшевским Вениамином, Амурским и Чегдомынским Николаем, Муромским и Вязниковским Нилом, Астраханским и Камызякским Никоном, Мелекесским и Чердаклинским Диодором, Владикавказским и Аланским Леонидом, Сердобским и Спасским Митрофаном, Горноалтайским и Чемальским Каллистратом, Щигровским и Мантуровским Паисием, Егорьевским Тихоном, Богородским Антонием, Тарусским Серафимом, Анадырским и Чукотским Матфеем, Воркутинским и Усинским Иоанном.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

К.А. Аверьянов Основные даты жизни Сергия Радонежского 1322, 1 мая – рождение Сергия Радонежского (в миру Варфоломея). 1329 – начало обучению грамоте. 1334 – упреки матери за излишнее молитвенное рвение. осень – экспедиция московских бояр Василия Кочевы и Мины в Ростов. – переселение семьи в Радонеж. осень – основание родителями Сергия домового Хотькова монастыря. – смерть родителей Сергия. 1344 – рождение племянника Сергия Ивана (в монашестве Феодора). – пострижение старшего брата Стефана в Хотьковом монастыре. Конец 1344 – начало 1345 – поселение Сергия и Стефана на холме Маковец. Возведение церкви. 1345, 12 мая – освящение Троицкой церкви. Начало Троице-Сергиева монастыря. 1345, лето – начало осени – уход Стефана от брата в Москву в Богоявленский монастырь. 1345, 7 октября – принятие Сергием монашеского пострига. 1345–1349 – жизнь Сергия в одиночестве. 1350–1352 – приход первых насельников Троицкой обители. Возникновение общины монахов вокруг Сергия. – смерть игумена Хотьковского монастыря Митрофана. 1354, весна – осень – поставление Сергия епископом Афанасием в игумены Троицкого монастыря. 1354–1356 – «община двенадцати» в Троицком монастыре. 1356 – приход в Троицу смоленского архимандрита Симона. 1356, 20 апреля – приход в Троицу старшего брата Сергия Стефана. Пострижение Сергием своего племянника Ивана (под именем Феодора). 1360 – начало освоения первых земельных владений Троицкого монастыря. 1362/63, зима – эпизод с временным прекращением подвоза продовольствия в Троицкий монастырь из-за военных действий русских князей. 1363 – миротворческая поездка Сергия в Ростов. Выбор места для основания Ростовского Борисоглебского монастыря. конец года – миротворческая поездка Сергия в Нижний Новгород. Основание Георгиевской пустыни. 16 августа – основание Спасского Андроникова монастыря в Москве. лето – приезд патриарших послов в Троицкий монастырь. Знакомство Сергия с Киприаном. Введение в Троицкой обители общежительного устава. 1374, конец лета – участие Сергия в закладке серпуховского Высоцкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Малинин), архиеп. Саратовский (Малинин Александр Антонович; 1.03.1884 - 27.05.1939), архиеп. Саратовский и Петровский. В 1904 г. окончил Пермскую ДС, в 1908 г.- КазДА, оставлен при академии профессорским стипендиатом, в 1908-1909 гг. находился в научной командировке в С.-Петербурге. 21 окт. 1909 г. пострижен в монашество с именем А., 25 окт. рукоположен во иеродиакона, 28 окт. архиеп. Волынским Антонием (Храповицким) - во иеромонаха. 28 мая 1910 г. избран и 16 авг. утвержден преподавателем КазДА по кафедре пастырского богословия, в июле 1913 г. перемещен на кафедру церковнослав. и рус. языков. Составлял описание рукописей Соловецкого мон-ря в б-ке КазДА. 23 апр. 1916 г. назначен настоятелем казанского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря с возведением в сан архимандрита. Определением Святейшего Синода от 21 февр. 1917 г. А. был командирован в распоряжение протопресвитера военного и морского духовенства для проповеднической деятельности в воинских частях с сохранением за ним должности до 1917/18 учебного года. Постановлением свт. Тихона Белавина) , Святейшего Патриарха Московского и всея России, и Свящ. Синода 21 февр. (6 марта) А. был уволен, согласно прошению по болезни, от должности настоятеля Предтеченского мон-ря. 21 нояб. 1920 г. викариями Казанской епархии еп. Чистопольским сщмч. Анатолием (Грисюком) и еп. Мамадышским сщмч. Иоасафом (Удаловым) А. был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, однако, встретив в Чебоксарах противодействие местных властей и националистически настроенного духовенства, желавшего назначения архиерея из чувашей, вернулся в Казань. Летом 1922 г. в Казани было организовано временное епархиальное управление, в состав к-рого вошел и А., с 12 янв. 1923 г. он являлся председателем епархиальной предсоборной комиссии, готовившей предложения к предполагавшемуся Собору РПЦ. Как не признавший обновленчества и обновленческого архиеп. Алексия (Баженова) , назначенного на место сосланного Казанского митр. сщмч. Кирилла (Смирнова) , А. в апр. 1923 г. обновленческим епархиальным управлением был уволен за штат. 3 сент. 1923 г. по согласованию с митр. Кириллом назначен на Спасское вик-ство Казанской епархии, в апр. 1926 г.- вновь на Чебоксарское. С весны 1924 г. был временно управляющим Казанской епархией. В мае 1929 г. А. получил письмо Казанского митр. Кирилла (Смирнова), содержавшее критику деятельности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и обоснование прекращения митр. Кириллом молитвенного общения с митр. Сергием. А. не порывал церковного общения с митр. Сергием. 24 апр. 1929 г. А. был возведен в сан архиепископа, с 7 мая 1930 г. архиепископ Казанский и Свияжский, с 23 марта 1933 г. архиепископ Ташкентский, с 24 авг. 1933 по 30 авг. 1935 г. архиепископ Саратовский. Уволен на покой, затем арестован и сослан, скончался в ссылке.

http://pravenc.ru/text/76910.html

III Елизаветинский крестный ход, посвященный 150-летию со дня рождения святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, прошел в Подмосковье 18 сентября 2014 г. 15:36 14 сентября 2014 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялся III Елизаветинский крестный ход, посвященный святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне. Инициаторами крестного хода выступили Одинцовское благочиние и Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», при участии прихода Спасского храма с. Усово. Торжественное молебное шествие прошло маршрутом, соединяющим две подмосковные исторические усадьбы Ильинское и Усово — места жизни великой княгини. Елизаветинский крестный ход традиционно приурочен к дате именин великой княгини Елизаветы Федоровны. 18 сентября Русская Православная Церковь совершает память св. праведной Елисаветы, небесной покровительницы великой княгини. По преданию в 1884 году именно в этот день Елизавета Федоровна впервые присутствовала на Литургии в храме Илии Пророка в родовом имении своего супруга Великого князя Сергия Александровича в Ильинском. В Ильинском супруги проводили лето, а к осени всем домом торжественно, на плотах переплывая Москву-реку, перебирались в Усово, где был выстроен добротный зимний дом. Елисаветинский крестный ход начался молебном в храме Илии Пророка в с. Ильинское, а затем, возглавляемый духовенством Одинцовского благочиния, прошел по территории бывших имени. В Ильинском крестоходцы проследовали мимо здания родильного приюта, выстроенного в 1892 году великим князем Сергием Александровичем, здания лазарета, открытого великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1905 году для раненых воинов Русско-японской войны, спустились к Москва-реке, где была осуществлена переправа на специальных плавсредствах на другую сторону. Иконы Спасителя и святой преподобномученицы Елисаветы были торжественно перенесены на плот, их переправа на противоположный берег сопровождалась молитвенным пением и чтением акафиста, продолжившимся во время переправы около тысячи участников крестного хода поочередно на шести плотах. Далее шествие проследовало по заливному лугу, выйдя к усадьбе Усово, где была совершена остановка около здания школы, построенной в 1873 году в Усово матерью великого князя Сергия Александровича императрицей Марией Александровной. Далее крестный ход отправился к Спасскому храм села Усово, в коем существует придел во имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Здесь крестный ход завершился молебном, возглавляемым благочинным церквей Одинцовского округа архимандритом Нестором.

http://patriarchia.ru/db/text/3748941.ht...

Елисаветинский крестный ход начался молебном в храме Илии Пророка в с. Ильинское, а затем, возглавляемый духовенством Одинцовского благочиния, прошел по территории бывших имени. В Ильинском крестоходцы проследовали мимо здания родильного приюта, выстроенного в 1892 году великим князем Сергием Александровичем, здания лазарета, открытого великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1905 году для раненых воинов Русско-японской войны, спустились к Москва-реке, где была осуществлена переправа на специальных плавсредствах на другую сторону. Иконы Спасителя и святой преподобномученицы Елисаветы были торжественно перенесены на плот, их переправа на противоположный берег сопровождалась молитвенным пением и чтением акафиста, продолжившимся во время переправы около тысячи участников крестного хода поочередно на шести плотах. Далее шествие проследовало по заливному лугу, выйдя к усадьбе Усово, где была совершена остановка около здания школы, построенной в 1873 году в Усово матерью великого князя Сергия Александровича императрицей Марией Александровной. Далее крестный ход отправился к Спасскому храм села Усово, в коем существует придел во имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Здесь крестный ход завершился молебном, возглавляемым благочинным церквей Одинцовского округа архимандритом Нестором. После богослужения для участников крестного хода во дворе работала полевая кухня. Духовой оркестр Министерства обороны РФ исполнил известные музыкальные произведения. Здесь же, в Православном просветительском центре «Усово-Спасское», все желающие имели возможность посетить фотовыставку «Елисаветинское наследие сегодня. Московская епархия». В III Елисаветинском крестном ходе приняли участие приходы храмов Одинцовского благочиния, паломники из приходов Московской епархии, сестричества во имя святой великой княгини Елисаветы Федоровны, историки, паломники Новоспасского монастыря Москвы и обители святой Елисаветы г. Минска. Впервые в Елисаветинском крестном ходе приняли участие представители Калужского отделения Императорского православного палестинского общества. Среди крестоходцев были представители общественных организаций, работающие в области просветительских и благотворительных инициатив, а также все желающие в год 150-летия со дня рождения св. прмц. великой княгини Елисаветы Феодоровны почтить ее память, посетив места ее жизни. Торжественное шествие сопровождалось молитвенным пением участников молодежного хора Гребневского храма Одинцовского благочиния. Крестный ход закрепил и продолжил общение «елисаветинцев», начало которому положила выставка «Елисаветинское наследие сегодня», состоявшаяся 5 апреля 2014 года в Храме Христа Спасителя. Событие получило широкое освещение в СМИ, сообщают организаторы Елизаветинского крестного хода.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3749633...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СУХОЙ († до 1392?, Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 1 янв. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых). В. С. упоминается в Житии прп. Сергия Радонежского , составленном в 1418 г. Епифанием Премудрым . В. С., ранее живший в верховьях р. Дубны, был в числе первых 12 учеников, поселившихся с преподобным Сергием на Маковецком холме («старец Василий, рекомый Сухи, иже бе в пръвых от страны пришедый от връх Дубны»). Житие прп. Сергия сообщает, что поначалу, когда кто-то из братии умирал («сице живяху тогда и по два лета, и по три»), брали нового монаха, чтобы число братии 12 оставалось неизменным, поэтому принято считать, что первые ученики прп. Сергия († 1392) скончались еще при жизни основателя Троицкого мон-ря. Время местной канонизации В. С. неизвестно. Его память отмечена в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) и под 1 янв. в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). В Строгановском иконописном подлиннике (кон. XVIII в.) В. С. назван среди Радонежских святых, но без указания дня памяти (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.). Святой изображен на иконах «Собор Радонежских святых» из ТСЛ (XIX в.). Местная канонизация В. С. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева) . Стихира на стиховне службы Собору Радонежских святых воспевает «первенца пришельца Василия Сухаго». Ист.: Описание о российских святых. С. 79; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 321; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 341. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 94; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553; Голубинский. Канонизация святых. С. 350; он же. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. С. 93; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 4; Тихомиров М. Н. Город Дмитров от основания города до пол. XIX в.//Тр. Музея Дмитровского края. Дмитров, 1925. Вып. 2. С. 11; Попов Г. В. Худож. жизнь Дмитрова в XV-XVI вв. М., 1973. С. 14; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 73.

http://pravenc.ru/text/149779.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010