Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (Сухенко Евгений Александрович; 5.09.1900, с. Озеряны Козелецкого у. Черниговской губ.-17.06.1973, Псково-Печерский мон-рь), архиеп. Омский и Тюменский. Род. в семье агронома и управляющего имением местного помещика. Окончил сельскую начальную школу, затем гимназию в Переяславе (совр. Переяслав-Хмельницкий), в 1918 г.- 3-ю киевскую гимназию. В 1919 г. поступил в КДА, где обучался до ее закрытия в нач. 1920 г. В 1920-1924 гг. учился в Киевском ин-те народного хозяйства, одновременно дома проходил курс богословских наук под руководством профессоров КДА прот. Василия Прилуцкого, П. Я. Светлова , А. А. Глаголева , М. Н. Скабаллановича . В 1920 г. был секретарем еп. Богуславского Георгия (Делиева) , управлявшего Киевской епархией. 6 дек. 1927 г. архиеп. Каневским Василием (Богдашевским) рукоположен целибатом во диакона, 25 дек. 1927 г. еп. Георгием (Делиевым) - во священника и назначен настоятелем Успенской ц. в с. Нов. Быков Черниговской епархии. С 8 нояб. 1930 г. служил штатным священником в киевском Андреевском соборе. 27 нояб. 1932 г. архиеп. Киевским Сергием (Гришиным) пострижен в монашество, 6 дек. возведен в сан игумена. С 15 мая 1933 г. служил в Свято-Троицкой ц. мест. Носовки Черниговской обл. 2 авг. 1934 г. возведен в сан архимандрита, служил на приходах Черниговской, Киевской, Костромской епархий. 19 окт. 1937 г. арестован в с. Успенье Парфеньевского р-на Костромской обл. 28 окт. осужден тройкой при УНКВД по Ярославской обл. на 8 лет ИТЛ. Заключение отбывал в г. Ирбите Севураллага (Свердловская обл.). 19 окт. 1945 г. освобожден, оставлен в лагере. 16 июля следующего года освобожден из лагеря и 24 авг. назначен настоятелем сельского прихода в Харьковской епархии. С 1947 г. настоятель харьковского Благовещенского кафедрального собора. 12 дек. 1947 г. назначен, 25 февр. 1948 г. хиротонисан в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы Святейшим Патриархом Алексием I в сослужении архипастырей во епископа Черновицкого и Буковинского. По совместительству с 27 дек. 1951 г. управлял также Винницкой, с 1953 г.- Каменец-Подольской епархиями. В 1954 г. переведен с Черновицкой на Винницкую кафедру с поручением управлять одновременно Хмельницкой епархией (бывш. Каменец-Подольская). 17 окт. 1955 г. перемещен с Винницкой кафедры на Черниговскую. С 22 сент. 1956 г. архиепископ. В 1958 г. временно управлял Житомирской, в 1960 г.- Харьковской епархиями.

http://pravenc.ru/text/115254.html

Разделение на группы и нестроения в церковной среде после легализации усилились. И многих, естественно, интересовало отношение Местоблюстителя митрополита Петра к действиям своего заместителя. Отсутствие достоверных сведений о связи митрополита Сергия с находившимся в далекой ссылке митрополитом Петром до сих пор оставляет у исследователей много вопросов. Через два года после создания Временного Патриаршего Священного Синода и издания Декларации митрополит Петр в своем декабрьском письме 1929 г. указывал митрополиту Сергию, что тот не поставил его в известность относительно изменений в высшем церковном управлении, поскольку без предварительного согласования с ним заместитель не должен принимать ни одного ответственного решения, и просил устранить мероприятия, превысившие полномочия заместителя 40 . При этом митрополит Петр не требовал от митрополита Сергия отказаться от исполнения своих обязанностей. Сложные поиски того, имелся ли контакт между митрополитами Петром и Сергием, осуществили историки Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Впрочем, если удалось обнаружить существование письма Местоблюстителя, то вопрос, получил ли заместитель это письмо, для исследователей остался неясным 41 . В своем дневнике протоиерей Н. К. Чуков свидетельствует, что декабрьское письмо митрополита Петра дошло до митрополита Сергия не позже 4 июня 1930 г. Последний был очень огорчен его содержанием и, как пишет протоиерей, передавая слова управляющего делами Временного Синода архиепископа Сергия (Гришина) 42 , хотел сложить с себя полномочия заместителя Местоблюстителя (см. публикацию, 4 июня 1930 г.). Впрочем, он хотел сделать это и до получения письма (см. публикацию, 2 сентября 1929 г.). В 1931 г., через 13 лет после закрытия в 1918 г. официального органа Святейшего Синода «Церковного вестника», митрополит Сергий добился 43 возобновления издания официального печатного органа Русской Православной Церкви – «Журнала Московской Патриархии». Его статью «О полномочиях Патриаршего местоблюстителя и его заместителя», помещенную в первом же номере журнала, можно считать ответом на упреки Местоблюстителя. Статью он закончил так: «Наш архипастырский долг думать о скорейшем созвании Поместного собора, который, правда, освободил бы нас от столь высоких полномочий, но зато привел бы управление нашей Церковью в нормальный порядок» 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В дек. 1940 г. еп. Алексий был откомандирован в г. Кишинёв, 12 мая 1941 г. формально назначен на Кишинёвскую кафедру. В связи с созданием 28 окт. 1940 г. Экзархата Зап. Украины и Зап. Белоруссии, который возглавил архиеп. Николай (Ярушевич; с 1941 г. митрополит), туда были командированы клирики М. е. прот. Константин Мещерский, архимандриты Панкратий (Гладков) и Нектарий (Григорьев). В марте 1941 г. архиеп. Сергий (Воскресенский) был возведен в сан митрополита Виленского, патриаршего экзарха в Прибалтике. В тот же период был воссоздан адм. аппарат Московской Патриархии, 1 апр. 1941 г. управляющим делами Московской Патриархии стал прот. Николай Колчицкий, при к-ром возобновила работу канцелярия Московской Патриархии. К тому времени в Москве оставался 31 храм, в Московской обл. насчитывалось 108 церквей, но многие из них не действовали, т. к. священники были арестованы. Всего, по данным исследователей, в 1917-1941 гг. в М. е. было закрыто 1375 храмов. В связи с началом Великой Отечественной войны и вызванным этим патриотическим подъемом отношение советских властей к Церкви стало меняться. В сент. 1941 г. в Москву вернулись из мест заключения еп. Алексий (Палицын; был хиротонисан в марте 1926 во епископа Можайского, но арестован почти сразу после хиротонии) и архиеп. Сергий (Гришин; в 1927-1928 занимал Серпуховскую викарную кафедру, впосл. управлял Киевской и Владимирской епархиями). В нач. зимы 1941/42 г. архиеп. Сергий (Гришин) был назначен митр. Сергием (Страгородским) на Можайскую кафедру и указан в завещательном распоряжении как 2-й кандидат на должность патриаршего местоблюстителя. 13 окт. митр. Сергий возвел еп. Алексия (Палицына) в сан архиепископа и назначил его на Волоколамскую викарную кафедру. На следующий день в связи с объявленной властями эвакуацией Патриархии митр. Сергий и архиеп. Сергий выехали из Москвы в Чкалов (ныне Оренбург). 13 окт. 1941 г. издан указ Московской Патриархии «О перемещении Московской Патриархии в г. Чкалов», в соответствии с которым в отсутствие местоблюстителя управляющим делами Патриархии в Москве был назначен архиеп.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

По просьбе митр. Сергия, не желавшего уезжать дальше Волги, место эвакуации изменили на Ульяновск. Вместе с митр. Сергием из Москвы уехали митр. Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) , заштатный архиеп. Иоанн (Соколов), временно управляющий делами Московской Патриархии, настоятель Богоявленского собора прот. Николай Колчицкий , настоятель Николо-Кузнецкого храма прот. Александр Смирнов , протодиак. Богоявленского собора Георгий Антоненко , келейник митр. Сергия иеродиак. Иоанн (Разумов), врач и персонал Московской Патриархии. Митрополиты Сергий и Николай ехали отдельно от др. клириков в сопровождении сотрудников отдела эвакуации Мосгорисполкома (как правило, сотрудников НКВД). По разрешению властей 15 февр. 1942 г. в Москву из Ульяновска вернулись неск. клириков: митр. Николай (Ярушевич), к-рому было поручено временное управление М. е., бывш. викарий М. е. Можайский архиеп. Сергий (Гришин) и прот. Александр Смирнов. Очевидно, уже тогда советское руководство рассчитывало на поддержку иерархии РПЦ в контрпропагандистской работе. 10 марта 1942 г. в Политбюро ЦК ВКП(б) был рассмотрен вопрос «О книге-альбоме «Правда о религии в СССР»», и Политбюро одобрило издание. Инициатива издания принадлежала главе НКВД СССР Л. П. Берии, который т. о. предполагал дать ответ на заявления нем. пропаганды в связи с событиями в Можайске. Можайск был оккупирован немцами с 18 окт. 1941 по 20 янв. 1942 г. К кон. 1941 г. здесь были открыты городской собор и др. храмы. После освобождения города советские власти закрыли церкви и подвергли репрессиям местных жителей, участвовавших в их открытии; данный факт позволил немецко-фашистскому руководству в февр. 1942 г. заявить, что в СССР продолжаются гонения на верующих. 10 марта 1942 г. Берия сообщил Сталину: «Оказывая через Церковь влияние на население временно оккупированных территорий, немцы распространяют клеветнические измышления о положении православной Церкви в СССР, как например, 9 февраля сего года германское радио сообщило о расправах и убийствах духовенства и верующих, якобы произведенных Красной Армией после освобождения города Можайска от фашистско-немецких войск».

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В речи на Архиерейском Соборе 1943 года митрополит Сергий, вспоминая начало войны, говорил: «О том, какую позицию должна за-нять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумываться, потому что прежде чем мы успели определить как-нибудь свое положение, оно уже определилось, - фашисты напали на нашу страну, ее опустошали, уводили в плен наших соотечественников, всячески их там мучили, грабили». 12 октября митрополит Сергий написал завещание, в котором на случай своей смерти передавал полномочия Местоблюстителя митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому). Через неделю после составления Завещания, когда фронт приблизился к сердцу России и над Москвой нависла опасность, Патриархия была эвакуирована в Ульяновск, бывший Симбирск. Она разместилась в маленьком доме на окраине города. Рядом с Главой Русской Церкви находились Управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Николай Колчицкий и келейник Местоблюстителя иеродиакон Иоанн (Разумов) (позже митрополит). Окраина тихого провинциального города стала в годы войны духовным центром России. Сюда, в Ульяновск, к Предстоятелю Русской Церкви приезжали оставшийся в Москве экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий Николай, архиепископы Можайский Сергий (Гришин) и Куйбышевский Андрей (Комаров), другие архиереи. В Первосвятительских посланиях к пастве, которые митрополит Сергий рассылал из Ульяновска по церквам России, он обличал оккупантов за их злодеяния, за пролитие невинной крови, за осквернение и разорение религиозных и национальных святынь. Предстоятель Русской Церкви призывал жителей областей, захваченных врагом, к мужеству и терпению. 24 ноября митрополит Сергий обратился из Ульяновска вместе с митрополитом Киевским и Галицким Николаем, архиепископами Куйбышевским Андреем, Можайским Сергием и архиепископом Ульяновским Иоанном с новым посланием к пастве, в котором развенчал лицемерие нацистской пропаганды: «Гитлеровский молох продолжает вещать миру будто бы он поднял меч «на защиту религии» и «спасение» якобы поруганной веры. Но всему миру ведомо, что это исчадие ада старается лживой личиной благочестия только прикрывать свои злодеяния. Во всех порабощенных им странах он творит гнусные надругательства над свободой совести, издевается над святынями, бомбами разрушает храмы Божий, бросает в тюрьмы и казнит христианских пастырей, гноит в тюрьмах верующих, восставших против его безумной гордыни, против его замыслов утвердить свою сатанинскую власть над всей землей. Православные, бежавшие из фашистского плена, поведали нам о глумлении фашистов над храмами... Всему миру ясно, что фашистские изверги являются сатанинскими врагами веры и христианства. Фашистам с их убеждениями и деяниями, конечно, совсем не по пути за Христом и за христианской культурой. Вот почему прогрессивное человечество объявило Гитлеру священную борьбу за христианскую цивилизацию, за свободу совести и веру... У русских людей, у всех, кому дорога наша Отчизна, сейчас одна цель - во что бы то ни стало одолеть врага».

http://sedmitza.ru/lib/text/440004/

Цимлянск. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В 1992 г. Православной общине г.Цимлянска для проведения богослужений и совершения церковных обрядов администрацией города было выделено в аренду полуразрушенное здание по ул. Гришина, 20. В том же году, 22 июля, управляющим Ростовской епархией преосвященнейшим Сергием (Полеткиным) епископом Азовским, настоятелем прихода был назначен священник Богдан Щур. 26 июля того же года во дворе арендуемого здания в честь открытия прихода был воздвигнут крест, у которого совершались молебны и другие требы. К празднику Рождества Христова 1992/93 гг. к зданию была пристроена алтарная часть с пономарской, построен иконостас. В 1993 г. здание было расширено за счет двух пристроек, клироса и свечной лавки с ризницей. В том же году проведено водяное отопление. Крыша покрыта оцинкованным железом, поставлен купол с крестом. В 1994 г. по просьбе общины здание было передано в собственность Русской Православной Церкви. В том же году было построено здание воскресной школы, территория ограждена забором, построена надвратная колокольня. В 1992 г. Свято-Никольской общине для строительства храма администрацией города был выделен земельный участок. В 1994 г. благочинным Семикаракорского округа свящ. Николаем Овчинниковым в сослужении настоятеля прихода священника Богдана Щур, земельный участок был освящен, в честь этого события на территории был установлен памятный крест. 19 июля 1995 г. митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Котляров) благословил начало строительства Свято-Никольского храма. В 1996 г. после праздника Пасхи был вырыт котлован и заложен фундамент. 16 ноября того же года было совершено освящение фундамента и заложена капсула с памятным письмом. Строительство храма велось хозяйственным способом на пожертвования прихожан, предпринимателей, фермеров, предприятий и многих жителей района. В 2000 г. были возведены кирпичные стены храма. К Пасхе был изготовлен шатер с куполом и крестом, в страстную субботу он был освящен и установлен на колокольню. С помощью Ростовской АЭС строительство храма было завершено к престольному празднику Святителя-Николая 19 декабря 2000 г.

http://sobory.ru/article/?object=13105

На приеме вырешилось – разрешение на созыв Собора епископов, избрание Патриарха и при нем Свящ[енного] Синода, открытие бог[ословской] школы, свечных заводов, издание журнала, отвод собственной типографии, отвод для патриарха особого здания – дворца, где жил герм[анский] посол, расширение прав архиереев на наблюдение за церк[овным] хозяйством, на участие в распределении пунктов открытия церквей. Была речь об отводе Новодев[ичьего] монастыря; «Сыро там и много разрушений, – говорил Молотов, – но при желании – возражений нет». Сталин заговорил о дух[овных] училищах и семинариях, но Митр[ополит] сказал, что у нас будут бог[ословские] курсы для получивших общее среднее образование. «Мало просите», – сказал Сталин. Молотов записывал по указанию Сталина все разрешаемое . 5 сентября . В воскресенье было торжественное служение в Елоховском соборе. Служили 3 митрополита. Торж[ественная] встреча. Архиереи выходили в рясах. Приветствовал при входе о. Колчицкий. На молебен выходили все архиереи. Благодарственное молебствие. С этого дня все мы, разместившись в трех гостиницах: «Москва», «Гранд-отель» и «Европа» обедали завтракали и ужинали в ресторане «Москвы» в особом «банкетном» зале. 6 сент[ября]. В 1 ч[ас] дня в здании Патриархии (старом) было предварительное совещание архиереев под председательством м[итрополита] Сергия. Блаженнейший подробно рассказал о приеме у Сталина, о благожелательном разрешении всех поставленных там вопросов, и затем подробно обсудили все вопросы о способе и порядке избрания и хода дела на Соборе, который назначен на 8 число уже в новом помещении Патриархии (Чистый пер., 5). Как деталь, укажу на вопрос о форме патриаршего клобука (куколь). М[итрополит] Сергий не хотел менять обычный белый клобук на куколь, но большинство архиереев высказались за необходимость поддержать традицию, и Колчицкому принять экстренные меры к изготовлению куколя и шитых золотом херувимов на нем... Тут же м[итрополит] Сергий поручил мне с а[рхиепископом] Сергием Гришиным написать обращение ко всем христианам мира (патриотическое), а[рхиепископу] Варфоломею текст благодарственного письма властям за прием и разрешение вопросов.

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

– А ну-ка почитай, как написано в Евангелии о женщине, взятую в прелюбодеянии! – теперь уже строго обращается к Владимиру. – Приведоша же книжницы и фарисее к нему жену в прелюбодеянии яту, – цитирует Владимир по памяти, – и поставивше ю посреде, глаголаша ему: учителю, сия жена ята есть ныне в прелюбодеянии: в законе же нам Моисей повеле таковыя камением побивати: ты же что глаголеши? Сие же реша искушающе его, да быша имели что глаголати нань. Иисус же долу преклонься, перстом писаше на земли, не слагая им. Якоже прилежаху вопрошающе его, восклонься рече к ним: иже есть без греха в вас, прежде верзи камень на ню… – Вот-вот, – говорит владыка. – Они же, обличаемые совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Никто! Ну, как, теперь понятно вам, деточки мои? Мы с Владимиром оба кивнули головами. – Что вам понятно? Я пожимаю плечами – не нахожу слов, что ответить владыке. – Не судите, да не судимы будете, – отвечает Владимир. – Не нашлось ни одного человека, кто без греха. – Вот вам, деточки, конфеточки. Вы сегодня потрудились на славу… – Владыко, простите, – отец Михаил снова поклонился подобострастно. – Благословите мне идти на Таинство Исповеди. Много желающих причаститься завтра. – А тебе отцы помогают? – Помогают, владыко. Отец Сергий, отец Николай Мазуркин и отец Дометиан из Гришино исповедуют. – Бог благословит, – владыка осенил отца Михаила крестным знамением. – Иди, батюшка, исповедуй. Как только откланялся священник и закрыл за собою дверь, владыка нас подробно стал расспрашивать о жизни нашей. Мы с Владимиром рассказывали о себе и плакали, а добрый дедушка непрестанно утешал нас и вместе с нами, как дитя, обливался горячими слезами. Долго мы так с ним беседовали за круглым столом. Уже стемнело. У домашнего иконостаса в гостиной тихо горели свечи и лампады.

http://azbyka.ru/fiction/dobryj-dedushka...

Это я от них самих знаю… Ну, вот, я Вам все сказал и показал. Да послужит Вам сие во свидетельство моей к Вам любви и доверия. За любовь — любовью. Когда получите это письмо, сообщите, но помните, что почта на службе состоит в известном учреждении. Обнимаю Вас и заочно люблю. Ваш С. Жена Вас приветствует. Меня пока оставляют в покое. Что будет дальше, покажет Господь. Бутылочку с водицей Батюшки Преп. Серафима берегите до случая. Спаси Вас Господи! «Оказия» отъезд свой откладывает, и к сказанному об «Обращении» м. Сергия хочется добавить еще от Писания: «Горе непокорным, сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по Духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху, не вопросивши уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта. Но сила фараона будет для вас стыдом и убежище под тенью Египта — безчестием… Все они будут постыжены из-за народа, который безполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но стыд и срам» ( Ис. 30:1-5 ). Вспомните сновидение, в котором показано прощение козла и креста вместе. Если Вы читали мою книгу «Близ есть, при дверех», то Вам ясна будет эта символика. Таково значение Сергия и его синода. М. Сергий был руководителем безбожных «Религиозно-философских собраний» в Петербурге во дни митрополита Антония (Вадковского) и покаявшихся «обновленцев». Могло ли добру от него быть? Митрополит Арсений Новгородский, хоть и значится в списке Синода, но, как стало мне известно, отказался от этой чести, предпочитая, по его словам, «готовиться к переходу в иную жизнь». Кого мне из всего этого соборища кровно жаль, так это Епископа Сергия (Гришина), заведующего делами Синода. Очень бы мне хотелось довести до сведения этого, поистине хорошего, человека эти строки. Я знал его в Оптиной, куда он приезжал еще студентом Академии. В заключение письма моего, разросшегося безмерно, сообщу Вам из письма моего приятеля, живущего в Палестине, некоторые сведения, исполненные глубокого значения для христиан всех толков, для нас же, православных, — в особенности.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

«Кто из состава Адм. Совета мог быть наиболее одиозен партийным левым кругам?» – как бы спрашивает себя Гинс. Один только Гришин-Алмазов представлялся «силой», с которой следовало бороться, потому что за ним стояла – так по крайней мере казалось – армия [с. 194]. Гришин вскоре и был устранён с поста военного министра. Что Гришин был фигурой для многих «левых» неприемлемой – это мы знаем. Но у нас нет никаких данных для утверждения, что самое увольнение произошло по «интриге» соц.-революционеров, как категорически говорит Милюков: «Эсерам удалось добиться увольнения диктатора Гришина-Алмазова, провинившегося в том, что написал воззвание, в котором открыто развивал идеологию борьбы Сибирской армии на новом Русско-германском фронте» [с. 46]. Как раз Гришин формально обвинялся в противоположном, – в выступлении против союзников. Очевидно, поэтому ген. Жанен, человек совершенно не сумевший разобраться в сибирской обстановке, несмотря на знание русского языка и русских военных, – он был в Академии Генерального штаба – позволил себе, с некоторым присущим ему легкомыслием, квалифицировать убитого большевиками Гришина-Алмазова как «Une canaille al tout faire» [«M. SI.», 1925, III, p. 349]. Гинс, текстом книги которого, по-видимому, пользовался Милюков (излагая, однако, неточно), приписывает отставку первого сибирского военного министра в значительной степени интриге управлявшего министерством иностранных дел Головачева, который всегда призывал Совет не высказываться определённо против Германии, в то время как Гришин упорно настаивал на восстановлении Русско-германского фронта. В начале августа в связи с мобилизацией 412 Совет опубликовал декларацию, в которой говорил, что задачей Сибири является содействие восстановлению других частей Российского Государства, раздробленного Брестским миром. Гришин, бывший в то время в Челябинске, был недоволен отсутствием указания на то, как само Правительство относится к Брестскому миру, и категорически требовал ясного заявления по этому поводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010