Закрыть itemscope itemtype="" > Когда Ульяновск был церковным центром СССР В 1941-м руководство РПЦ оказалось в городе без храмов 25.06.2019 812 Время на чтение 3 минуты Всё поменялось в советские годы в бывшем Симбирске. Монастыри, храмы разрушили. Исторические кладбища сровняли с землёй. Старым улицам дали имена Маркса, Энгельса, Либкнехта, Робеспьера. На месте Свято-Троицкого собора установили бронзового Ленина . Открыли несколько музеев в честь вождя, а к его юбилею в 1970 году построили огромный мемориальный центр. Тем удивительнее, что в этом «образцово-атеистическом» городе в 1941 году оказалось всё уцелевшее руководство Русской Православной Церкви. Как же получилось, что ленинские места почти на два года стали церковной столицей? Поезд шёл на Урал До осени 1941-го никто в Ульяновске и помыслить не мог о том, что здесь разместится церковное начальство. В 1930-х годах местные приходы жесточайшим образом зачистили: НКВД разоблачил «масштабный заговор» во главе с ульяновским епископом. Владыку и ещё два десятка священников и мирян расстреляли, около 100 верующих отправили в лагеря. Богослужения изредка проводились в единственном кладбищенском Воскресенском храме. Потом закрыли и его. Более неподходящее место для иерархов трудно было придумать. Но всё получилось спонтанно. Московские власти определили в качестве места эвакуации Оренбург (тогда он назывался Чкалов). 14 октября поезд со священством выехал из Москвы . Но до Чкалова не доехал: тяжело заболел 74-летний митрополит Сергий. Состояние стало критическим, у него начался сильный жар. И тогда с разрешения Москвы 19 октября поезд прибыл на родину Ильича. Дом на окраине Таких гостей здесь никто не ждал. В горисполкоме растерялись: мало того что сюда эвакуируют оборонные предприятия и нужно срочно размещать сотни рабочих, так ещё и «попы» на нашу голову! Вагон с митрополитом Сергием отогнали на запасной путь. Несколько дней владыка провёл в купе. Пил чай, молился. В итоге здоровье пошло на поправку. Тем временем ульяновские власти подыскали ему домик на окраине. Предлагали и другой, ближе к центру, но он стоял на крутом склоне к Волге, неудобно. У владыки было немало помощников: вместе с ним при­ехали архиепископы Иоанн (Соколов), Сергий (Гришин), протоиерей Николай Колчицкий, протодиакон Георгий Антоненко, иеродиакон Иоанн (Разумов). Но наиболее активную роль, по мнению местных краеведов, сыграл протоиерей Александр Смирнов, который хорошо знал эти места: несколько лет он служил в Троицком кафед­ральном соборе Симбирска.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/26/kogd...

Закрыть itemscope itemtype="" > Попытки восстановления Патриаршества в 1935-1937 годы: малоизвестные страницы истории 14.07.2007 549 Время на чтение 6 минут Предлагаем вниманию читателей сокращенный вариант доклада заместителя заведующего отделом Новейшей истории Русской Православной Церкви Свято-Тихоновского университета иерея Александра Мазырина. В современной церковно-исторической литературе довольно много внимания уделяется тайным выборам Патриарха в 1926 году. Однако до сих пор практически ничего не было известно о том, что попытки восстановить в Русской Православной Церкви Патриаршество предпринимались и в 1935- 1937 годы. В мае 1935 года был ликвидирован Временный Патриарший Священный Синод при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском, † 1944). Конечно, упразднение Синода не означало автоматической ликвидации церковного центра как такового. В связи с этим представляют интерес показания викария митрополита Сергия епископа Волоколамского Иоанна (Широкова, † 1937), данные им на следствии 3 июня 1937 года. Ему был задан вопрос о " нелегальном центре, возглавляемом митрополитом Сергием " . Согласно протоколу, ответ звучал так: " В этот центр входят: ленинг радский митрополит Алексей Симанский, киевский митрополит Константин Дьяков, архиепископ Питирим Крылов, митрополит Серафим Чичагов, епископ Сергей Воскресенский и я - Широков. Участниками центра были также ныне отбывающие наказание митрополит Серафим Александров и архиепископ Сергей Гришин... Указанный мною нелегальный центр сложился по инициативе митрополита Сергия Страгородского вскоре после ликвидации синода, причем эта ликвидация, как говорил мне Страгородский, была осуществлена по указанию НКВД. В задачу центра входили вопросы, направленные к укреплению православной церкви и к сплочению вокруг нее верующих масс... Свои функции нелегальный центр осуществлял в известной степени явочным порядком, так как значительная часть [членов] центра проживала вне Москвы . Под разными предлогами члены центра приезжали в Москву поодиночке или по нескольку человек и здесь высказывали свое мнение по тем или иным вопросам " 1.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Андрей (Сухенко Евгений Александрович), архп.Черниговский и Нежинский Родился II августа 1900 года в селе Сезеряне, Боровицкого р-на, Черниговской области. Отец – Сухенко Александр Иванович , мать – Мария Ивановна, урожденная Ковтун. Отец по профессии был агрономом и работал в с.Озеряне у местного помещика Красовского заведующим его имением. Во св.крещении наречен в память св.мученика Евгения (память 13 декабря с.ст.) Евгением. Семи лет от роду был отведен в сельскую школу в местечке Новая Басань, Черниговской обл., куда переехал отец на постоянное жительство в 1907 г. Через два года в 1909 г. определен в I-й класс Переяславской мужской гимназии (ныне г.Переяслав-Хмельницкий, Киевской области), где обучался в течение 4-х лет, в 1913 г. был переведен в Киевскую 3-ю гимназию, где и закончил свое среднее образование в 1917 г. В 1917 г. держал вступительные экзамены в Киевскую Духовную академию, где и обучался в течение 2-х лет и откуда выбыл в конце 1919 г. вследствие закрытия таковой. В 1920 г. поступил в Киевский институт Народного хозяйства (б.Киевский Коммерческий институт) на железнодорожно-эксплоатационный факультет, где и обучался в течение 4-х лет. В 1924 г., по окончании института, домашним образом проходил курс богословских наук, занимаясь с покойными профессорами Киевского университета: Прот.о.Павлом Светловым и профессорами Киевской Духовной академии Прот.О. Александром Глаголевым , о.Протоиер. Василием Прилуцким и М.Н.Скабаллановичем . В 1920 г. был и об. секретаря у Управляющего Киевской Епархии епископа Георгия (Делиева). В 1927 Преосвященным епископом Георгием, Управляющим Киевской епархией рукоположен в сан иерея целибатом. В 1932 Киевским архиепископом Сергием (Гришиным) пострижен в монашество с наречением имени Андрей (в память Св. апостола Андрея Первозванного). В этом же году возведен в сан архимандрита. Состоял приходским священником. С 1927–1929 гг. – настоятелем церкви м.Нового-Быкова, Ново-басанского р-на, Черниговской области. С 1929–1931 гг. – священником при Св.Андреевском храме г.Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (Сухенко Евгений Александрович; 5.09.1900, с. Озеряны Козелецкого у. Черниговской губ.-17.06.1973, Псково-Печерский мон-рь), архиеп. Омский и Тюменский. Род. в семье агронома и управляющего имением местного помещика. Окончил сельскую начальную школу, затем гимназию в Переяславе (совр. Переяслав-Хмельницкий), в 1918 г.- 3-ю киевскую гимназию. В 1919 г. поступил в КДА, где обучался до ее закрытия в нач. 1920 г. В 1920-1924 гг. учился в Киевском ин-те народного хозяйства, одновременно дома проходил курс богословских наук под руководством профессоров КДА прот. Василия Прилуцкого, П. Я. Светлова , А. А. Глаголева , М. Н. Скабаллановича . В 1920 г. был секретарем еп. Богуславского Георгия (Делиева) , управлявшего Киевской епархией. 6 дек. 1927 г. архиеп. Каневским Василием (Богдашевским) рукоположен целибатом во диакона, 25 дек. 1927 г. еп. Георгием (Делиевым) - во священника и назначен настоятелем Успенской ц. в с. Нов. Быков Черниговской епархии. С 8 нояб. 1930 г. служил штатным священником в киевском Андреевском соборе. 27 нояб. 1932 г. архиеп. Киевским Сергием (Гришиным) пострижен в монашество, 6 дек. возведен в сан игумена. С 15 мая 1933 г. служил в Свято-Троицкой ц. мест. Носовки Черниговской обл. 2 авг. 1934 г. возведен в сан архимандрита, служил на приходах Черниговской, Киевской, Костромской епархий. 19 окт. 1937 г. арестован в с. Успенье Парфеньевского р-на Костромской обл. 28 окт. осужден тройкой при УНКВД по Ярославской обл. на 8 лет ИТЛ. Заключение отбывал в г. Ирбите Севураллага (Свердловская обл.). 19 окт. 1945 г. освобожден, оставлен в лагере. 16 июля следующего года освобожден из лагеря и 24 авг. назначен настоятелем сельского прихода в Харьковской епархии. С 1947 г. настоятель харьковского Благовещенского кафедрального собора. 12 дек. 1947 г. назначен, 25 февр. 1948 г. хиротонисан в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы Святейшим Патриархом Алексием I в сослужении архипастырей во епископа Черновицкого и Буковинского. По совместительству с 27 дек. 1951 г. управлял также Винницкой, с 1953 г.- Каменец-Подольской епархиями. В 1954 г. переведен с Черновицкой на Винницкую кафедру с поручением управлять одновременно Хмельницкой епархией (бывш. Каменец-Подольская). 17 окт. 1955 г. перемещен с Винницкой кафедры на Черниговскую. С 22 сент. 1956 г. архиепископ. В 1958 г. временно управлял Житомирской, в 1960 г.- Харьковской епархиями.

http://pravenc.ru/text/115254.html

Цимлянск. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В 1992 г. Православной общине г.Цимлянска для проведения богослужений и совершения церковных обрядов администрацией города было выделено в аренду полуразрушенное здание по ул. Гришина, 20. В том же году, 22 июля, управляющим Ростовской епархией преосвященнейшим Сергием (Полеткиным) епископом Азовским, настоятелем прихода был назначен священник Богдан Щур. 26 июля того же года во дворе арендуемого здания в честь открытия прихода был воздвигнут крест, у которого совершались молебны и другие требы. К празднику Рождества Христова 1992/93 гг. к зданию была пристроена алтарная часть с пономарской, построен иконостас. В 1993 г. здание было расширено за счет двух пристроек, клироса и свечной лавки с ризницей. В том же году проведено водяное отопление. Крыша покрыта оцинкованным железом, поставлен купол с крестом. В 1994 г. по просьбе общины здание было передано в собственность Русской Православной Церкви. В том же году было построено здание воскресной школы, территория ограждена забором, построена надвратная колокольня. В 1992 г. Свято-Никольской общине для строительства храма администрацией города был выделен земельный участок. В 1994 г. благочинным Семикаракорского округа свящ. Николаем Овчинниковым в сослужении настоятеля прихода священника Богдана Щур, земельный участок был освящен, в честь этого события на территории был установлен памятный крест. 19 июля 1995 г. митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Котляров) благословил начало строительства Свято-Никольского храма. В 1996 г. после праздника Пасхи был вырыт котлован и заложен фундамент. 16 ноября того же года было совершено освящение фундамента и заложена капсула с памятным письмом. Строительство храма велось хозяйственным способом на пожертвования прихожан, предпринимателей, фермеров, предприятий и многих жителей района. В 2000 г. были возведены кирпичные стены храма. К Пасхе был изготовлен шатер с куполом и крестом, в страстную субботу он был освящен и установлен на колокольню. С помощью Ростовской АЭС строительство храма было завершено к престольному празднику Святителя-Николая 19 декабря 2000 г.

http://sobory.ru/article/?object=13105

Свято-Никольский храм (Цимлянск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Никольский храм — православный храм в городе Цимлянске Ростовской области. Образует Никольский приход Волгодонского благочиния Волгодонской епархии РПЦ. Содержание История [ править править код ] В 1715 году в станице Цимлянской было построена деревянная церковь Николая Чудотворца, перестроенная в 1763 году. В 1839 году на месте старой церкви был построен каменный трехпрестольный храм, также посвященный Николаю Чудотворцу. После начала затопления ложа Цимлянского водохранилища и завершения переселения Цимлянской станицы на место современного города Цимлянска, здание храма было взорвано. В 1992 г. православной общине г.Цимлянска для проведения богослужений и совершения церковных обрядов, администрацией города было выделено в аренду полуразрушенное здание по ул. Гришина, 20. В том же году, 22 июля, управляющим Ростовской епархией преосвященнейшим Сергием (Полеткиным) епископом Азовским, настоятелем прихода был назначен священник Богдан Щур. 26 июля того же года во дворе арендуемого здания в честь открытия прихода, был воздвигнут крест, у которого совершались молебны и другие требы. Несмотря на многие физические и материальные трудности после капитального ремонта, 28 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы, с помощью Божьей, в здании была совершена первая Божественная литургия, во время которой причастилось более 100 человек. К празднику Рождества Христова 1992/93 гг. к зданию была пристроена алтарная часть с пономарской, построен иконостас. В 1993 г. здание было расширено за счет двух пристроек, клироса и свечной лавки с ризницей. В том же году проведено водяное отопление. Крыша покрыта оцинкованным железом, поставлен купол с крестом. В 1994 г. по просьбе общины, здание было передано в собственность Русской Православной Церкви. В том же году было построено здание воскресной школы, территория ограждена, забором, и построена надвратная колокольня. В 1992 г. Свято-Никольской общине, для строительства храма, администрацией города был выделен земельный участок-0,4 га. В 1994 г. благочинным Семикаракорского округа свящ. Николаем Овчинниковым в сослужении настоятеля прихода священника. Богдана Щур, земельный участок был освещен в честь этого события на территории был установлен памятный крест. 19 июля 1995 г. митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Котляров), благословил начало строительства Свято-Никольского храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Арестован – январь [г.] Туруханская каталажка 1,5 – 2 недели Освобожден без права выезда из Туруханска. Недели чрез 1,5 снова арестован и был в каталажке 1–1,5  недели – февраль [г.] Освобожден, направлен в станок Селиваниху,  где жил у митрополита Кирилла – февраль – июнь [г.] Станок Пулково – июнь г. – [г.] Пробыл в Туруханском крае по приговору – 30 апр(еля) – 2 янв[аря] [г.] без приговора сверх срока – 2 янв[аря] [г.] – 6 авг[уста] [г.] Возвратился во Владимир – август [г.] Был на свободе, большею частию «тайно образующем, не служил – август 1933 г. – 17 апр[еля] [г.] Арестован – 18 апреля 1936 г. Обвинение: «Связь с Ватиканом (у меня не было ни одного знакомого не только католического] священника, но и рядового католика. Я много позднее завел такие знакомства в Мариинском пересыльном пункте, а потом в Дубравлаге) и связь «с белогвардейцами на Украине» (у меня была теплая дружеская переписка с моими Полтавскими учениками, но она оборвалась в 1917 [г.]. Впрочем, по поводу этих обвинений на допросах не было ни единого слова! Речь велась исключительно только о том, почему я, вернувшись из Туруханска, уклонился от участия в группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием. Приговорен к 5 годам Беломорско-Балтийских лагерей. Тюрьмы: Владимирская, Ивановская внутренняя и Пересыльная –  апрель–сентябрь 36 г. Этап Архиепископ Владимирский Сергий (Гришин) 44 , епископ Вологодский Ювеналий (Машковский) 45 , архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) 46 . Епископ Ювеналий только что был назначен на Вологодскую епархию, и первая и единственная служба его на этой епархии был молебен в Вологодской тюрьме, совершенный нами, тремя архиереями. В Вологодской тюрьме встретился с моим учеником по Владимирской Семинарии епископом Вороговским Василием (Лебедевым), антониновскаго поставления, но воссоединенным митр[ополитом] Сергием 47 . Пересыльные тюрьмы: Ярославская, Вологодская, Ленинградская – сент[ябрь]–окт[ябрь] [г.] Беломорские лагеря 48  – нояб[рь] [г.] – июнь [г.] Работал инкассатором в г. Медвеж[ь]егорске. – декаб[рь] [г.]

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Есть еще у одной женщины Собор муромских святых, с изображением князей, Иулиании Лазаревской, святит[еля] Василия и первонач[ального] храма Спаса, – устроенного первым основателем св[ятым) бл[аговерным] кн[язем] Глебом, – но мои попытки снять фотографию с этой иконы еще неуспешны, я даже не вижу [ее] и не узнала ее адрес. Икону рисовала художница монахиня Варвара по поручению покойного протоиерея о. Илиодора Данилевского, † 12/XII–53 г. Она также скончалась 7 апреля с[тарого] с[тиля] 56 г. Акафист Муромской Б[ожией] М[атери] могу отдать в Ваше пользование, – он принадлежал мне. Служба св[ятой] правед[ной] Иулиании – не моя. Акафист (рукописный) Владимирской Б[ожией] М[атери] – подарен мне, но я тоже могу его отдать, не читаю, только не нашла последних листов. Мне сказали, что он написан б[ывшим] Митроп[олитом] Сергием Горьковск[им], впоследствии Патр[иаршим] Местоблюстит[елем]. Его имя, вероятно, смешивают с архиепископом Сергием Гришиным 96 , который в 41 году открывал в Муроме храм. Ваше посещение г. Мурома некоторые вспоминают с большим утешением. Кто автор труда о Муроме, так и не знаю. Получили ли Вы адрес Влад[ыки] Николая. Очень я Вам благодарна за именинный подарок – изображ[ение] Владимирской Б[ожией] М[атери]. Прошу за все прошения и бл[агословения] и св[ятых] м[олитв]. Гр[ешная] Н[адежда] Б[едина]. 14/27 октября 56 г. Много делать ничего не могу, да и время как-то проходит не по плану. Д. 18. Л. 73–79 об. Подлинник. Автограф 4. 5 февраля 1957 г. Да возрадуется душа Ваша о Господе, облече бо Вас в ризу спасения! 97 Глубокочтимый родной наш В[ладыка]! Очень тронута Вашим вниманием, от души благодарю и хорошо сознаю, что не заслуживаю. Вспоминаю покойную м. Арсению 98 Воскресенско-Феодоровского м[онасты]ря (в 20-ти верстах от Шуи), которая выражалась так об утешениях всяких: «От горести, еюже мя сопротивник напои» 99 . Хотелось бы мне получить и личное благословение, и молю Бога об этом. Благодарю Шурочку за хлопоты по отправке и записочку. На днях я получила от одной знакомой небольшое изображение всех русских святых, похоже, как изображаются киево-печерские угодники, а над ними в лучах Матерь Божия с Младенцем, окруженная ангелами. В самом верху храм и надпись: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и челов[еческий] род» 100 . Если у Вас нет, могу прислать, а ей хочется изображение Ваше в большем размере, как у Ольги Александровны 101 , да и мне, признаться, хотелось бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

К середине XVII века, когда основные здания Печерского монастыря были возведены в камне, решено было срубить новый Никольский храм на старом месте. Так и было сделано. Новая церковь простояла до 1782 года, когда очередной пожар уничтожил деревянную постройку. После пожара власти монастыря обратились в Синод за разрешением о постройке каменной церкви. Разрешение было получено, как и 500 рублей, выданных казной. В 1785 году храм был вчерне построен, и епископом Дамаскиным был освящен первый теплый придел в честь апостола Иоанна Богослова, в 1794 - второй придел в честь Святителя Николая. 13 июня 1798 года епископом Павлом был освящен главный престол - в честь Преображения Господня. С 1939-1942 год храм был закрыт, но уже в 1943 году были возобновлены регулярные богослужения. Также в 1943 году Архиепископом Сергием (Гришиным) были освящены : основной престол - в честь Преображения Господня, второй - в честь Св. Николая Чудотворца, третий - в честь Св. Иоанна Богослова, четвертый - в честь Св. прп. Иоасафа. Под храмом находится пещера с мощами Св. прп. Иоасафа Печерского. Храм Преображения Господня - это один из немногих храмов Нижнего Новгорода, который в советское время практически не закрывался и в котором проводились регулярные богослужения, собирая верующих со всей округи. В настоящее время храм сохранился почти в том виде, как был построен, претерпев незначительные перестройки. Внутреннее убранство храма с его сверкающим позолотой иконостасом, росписями стен и потолков из библейских сюжетов, подсвечниками, иконами, хоругвями создает и поддерживает благолепие храма, вносят в душу прихожанина умиротворение, чувства успокоения, радости, очищения. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В Нижнем Новгороде в рамках реализации проекта «Печерская слобода» обновлена и освящена Старопечерская церковь. В ней прибывают мощи святого Иоасафа Печерского. Чин освящения престола в храме в честь Преображения Господня совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. (13.11.2012 видеосюжет на телеканале СОЮЗ  http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at30642 )

http://sobory.ru/article/?object=00921

Однако, по получении сообщения от архиепископа Саратовского Андрея (Комарова) о начале служения в Свято-Троицком соборе Саратова, митрополит Сергий переменил свое решение, и указом от 11 октября 1942 г. назначил владыку Григория епископом Саратовским, а 15 октября «во внимание к свыше 45-летнему служению в священном сане и в должности епархиального наблюдателя церковно-приходских школ, ректора Духовной семинарии и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, магистра богословия», возвел в сан архиепископа . Епископ Саратовский Григорий стал 54-м епископом, назначенным и рукоположенным митрополитом Сергием с 1926 года, за время его управления Русской Православной Церковью. После хиротонии среди участвовавших в ней епископов пошли разговоры о том, что митрополит Сергий, возможно, изменит свое завещание и включит в него архиепископа Григория. Подпись владыки Григория стоит под всеми деяниями Архиерейского Собора 1943 года, и именно ему, как автору, поручено было читать обращение Собора к христианам всего мира. В связи со скоропостижной кончиной архиепископа Горьковского и Арзамасского Сергия (Гришина) и внезапной болезнью управляющего делами Московской Патриархии протопресвитера Николая Колчицкого, 17 октября 1943 года (по 29 ноября) Патриарх Сергий назначил архиепископа Григория временно исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии . В 1943 году Русская Православная Церковь представляла собой печальную картину. Большинство храмов было закрыто и разрушено, а в тех, которые открывались, служить было практически некому - оставшийся в живых б. репрессированный и заштатный епископат и священство бедствовали, многие отцы забыли порядок церковных служб. На Пасху 1943 года в прифронтовом Саратове архиепископ Григорий писал в дневнике о празднике в единственном действующем в городе Свято-Троицком Соборе Саратова: «27.04.1943. Вот и праздник прошел. Отдыхаю. Причт мой, за исключением диакона Лобачева, в конце концов, оказался без голоса: отец Борис (Вик - Л.А.) и отец Вл.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010