Имеются данные об архипастырской деятельности архиеп. Василия (Богдашевского) в конце 1932 г. Так 30 октября 1932 г. он участвовал в епископской хиротонии сщмч. Александра (Петровского) во епископа Уманского в малом Софийском кафедральном соборе, совместно с архиепископом Киевским Сергием (Гришиным) и схиархиепископом Антонием (Абашидзе) 35 . 3 ноября 1932 г. архиеп. Василий (Богдашевский) , там же, в малом Софийском соборе, участвовал в епископской хиротонии Вячеслава (Шурко) во епископа Новоград-Волынского (как викария Киевской епархии с назначением управлять Житомирской епархией). Помимо архиеп. Василия (Богдашевского) в хиротонии участвовали: архиепископ Киевский Сергий (Гришин), архиепископ-схимонах прп. Антоний (Абашидзе) и епископ Уманский сщмч. Александр (Петровский) 36 . Сведения о последнем годе жизни и кончине архиеп. Василия (Богдашевского) содержатся в воспоминаниях В. П. Рыбинского . Он сообщает о бедственном материальном положении Владыки, его подорванном здоровье, однако, наряду с этим он свидетельствует, что «методичность свою он сохранил до старости. И в последние годы жизни он гулял в свои определенные часы. Но, конечно, ученой работы вести уже не мог» 37 . Согласно В. П. Рыбинскому смерть архипастыря датируется 10 марта 1933 г., но некоторые исследователи указывают иную дату – 25 февраля 38 , возможно данное разногласие обусловлено разностью между старым и новым стилем. О смерти, архиеп. Василия (Богдашевского) В. П. Рыбинский говорит в следующих словах: «Кончина его была трогательна и такая, которая, по мнению верующих людей, посылается только праведникам: будучи тяжело больным, несмотря на запрещение врача, он все-таки пошел служить всенощную, сказав, будто бы: “хочу умереть в церкви”. И, действительно, по дороге в церковь , около Успенского собора упал и моментально скончался. Сейчас же его перенесли в Братский монастырь, облачили, и всенощную, которую он хотел служить, ему пришлось слушать уже во гробе. П. П. Кудрявцев писал мне, что кончина арх. Василия произвела сильное впечатление и воспринята была подолянами именно как кончина праведника. Последнее место упокоения он нашел в церкви Братского монастыря, у ближайшего ко входу столба с правой стороны» 39 . Известно, что позднее, в виду уничтожения церкви Киево-Братского монастыря в 1935 г., останки архиеп. Василия (Богдашевского) были перенесены на Лукьяновское кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

18 мая 1934 г. возведен Киевским архиеп. Сергием (Гришиным) в сан игумена с возложением палицы. Под рук. прот. П. Я. Светлова Л. написал работу «Жития святых, как материал для христианской апологетики», за к-рую указом Московской Патриархии от 29 нояб. 1934 г. ему была присуждена степень кандидата богословия. 9 июля 1935 г. экзархом Украины Киевским митр. сщмч. Константином (Дьяковым) по указу заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) Л. был возведен в сан архимандрита. 12 июля того же года выслан НКВД из Киева. С 1937 г. скрывался от властей, жил в Переяславе, Киеве и Житомире. Во время Великой Отечественной войны после занятия Украины нем. войсками вошел в состав Украинской Православной Автономной Церкви, сохранявшей каноническую связь с Московским Патриархатом. 26 нояб. 1941 г. Л. был хиротонисан во епископа Бердичевского. Хиротонию в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре возглавлял экзарх Украины Волынский архиеп. Алексий (Громадский ; впосл. митрополит). Л. стал 1-м викарием архиеп. Алексия. 7 мая 1942 г. был назначен управляющим Винницкой епархией. После смерти в 1943 г. митр. Алексия к Л. перешло управление Житомирской епархией. За время служения там Л. рукоположил свыше 100 священников, к лету 1943 г. епархия насчитывала ок. 300 приходов. Был открыт муж. мон-рь, 2 жен. мон-ря и 2 жен. скита. В нояб. 1943 г., перед тем как нем. армия оставила Житомир, Л. вместе с иеродиак. Вениамином (Вознюком) выехал в Варшаву. С июля 1944 г. жил в Вене, затем в Мюнхене. 16 мая 1944 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял Л. в свою юрисдикцию и 7 авг. того же года назначил епископом Потсдамским, викарием Берлинского и Германского митр. Серафима (Ляде) . Л. не приступил к служению в силу непризнания им архиерейской хиротонии митр. Серафима. 4 сент. Архиерейский Синод РПЦЗ постановил отменить назначение Л. викарным еп. Германской епархии ввиду того, в частности, «что Преосвященный Леонтий не получил канонического отпуска от епископов Украинской Автономной Церкви». 6 сент. 1945 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял Л. в состав епископата РПЦЗ вместе с другими архиереями Украинской Автономной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2463529.html

Павел [Борисовский], архиепископ Вятский. Иувеналий [Масловский], архиепископ Курский. Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский. Константин [Дьяков], архиепископ Харьковский. Управляющий делами Патриаршего Священного Синода епископ Сергий [Гришин] Серпуховский. [Печать Московской Патриархии] Архив составителя Ответное письмо ярославской группы архиереев Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь! В разъяснение нашей декларации от 6-го февраля [н. ст.] с. г. и в дополнение к письмам митрополита Агафангела на имя Вашего Высокопреосвященства находим нужным сказать следующее: 1 . Мы до сих пор не прерывали и не прерываем нашего молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием. 2 . Никакого раскола мы не желаем учинять и не учиняем. 3 . Никаких новшеств в церковной жизни нашей епархии не вводили и не вводим. 4 . Принципиально власть Вашу, как Заместителя, не отрицаем. 5 . Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем. 6 . Всех обращающихся к нам иноепархиальных епископов, клириков и мирян с просьбой возглавить их и принять в молитвенное и каноническое общение мы не отторгали и не отторгаем от единства церковного, а, внося мир, направляли их непременно к Вашему Высокопреосвященству и Синоду, предварительно, насколько возможно, успокоив их смущённую религиозную совесть. Да послужат эти наши разъяснения, при помощи Божией, ко благу и миру церковному. Испрашивая Ваших святительских молитв, с совершенным почтением и истинною о Христе любовию остаёмся Вашего Высокопреосвященства покорные слуги Агафангел [Преображенский], митрополит Ярославский. Архиепископ Варлаам [Ряшенцев], управляющий Любимским викариатством. 10 мая 1928 г. г. Ярославль. Смиренный Евгений [Кобранов], епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Липецк. Церковь Серафима Саровского. Церковь. Действует.   Престолы: Серафима Саровского Год постройки:не ранее 2007. Адрес: Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Опытная Координаты: 52.632006, 39.541734 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Липецк, Церковь преп. Серафима Саровского. Церковь, заложенная в 2006. Одноглавый четверик с колокольней. Богослужения проводятся в помещении крестильни. 1 августа, в день Обретения мощей прп. Серафима Саровского, престольный праздник отметил единственный храм Липецкой и Елецкой епархии, что на ст. Опытная, названный в честь этого святого. После Божественной литургии настоятелем храма протоиереем Сергием Гришиным в сослужении протоиерея Александра Сурикова был совершен чин освящения колоколов. По благословению тогда еще Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого (ныне архиепископа) строительство храма началось в 2006 году. Несколько лет верующие молятся в здании крестильной, которая находится рядом со строящимся большим храмом. И в престольный праздник некоторым верующим пришлось молиться на улице, потому что небольшое помещение не смогло вместить большого количества желающих молитвенно участвовать в Божественной литургии. После Божественной литургии состоялся чин освящения колоколов. «Сегодня у нас знаменательное событие, – сказал о. Сергий. – Мы получили в дар звонницу от генерального директора Липецкого хладокомбината Александра Афанасьева. Колокола были отлиты на Воронежском колокололитейном заводе Валерия Анисимова. Каждый колокол имеет свое нотное звучание и может создавать не только привычный звон, но и выверенный музыкальный аккорд». Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=24146

18 мая митрополит Сергий созвал совещание епископов, на котором был образован Временный Патриарший Священный Синод. В него вошли митрополит Арсений, митрополит Тверской Серафим (Александров), архиепископ Костромской Севастиан (Вести), архиепископ Хутынский Алексий (Симанский), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский), епископ Сумской Константин (Дьяков) (впоследствии митрополит и Экзарх Украины). Позже членами Синода стали также митрополит Михаил (Ермаков), Экзарх Украины, митрополит Ташкентский Никандр (Феноменов), архиепископ Самарский Анатолий (Грисюк), архиепископ Вятский Павел (Борисовский), епископ Серпуховский Сергий (Гришин). В августе 1927 года Патриарший Синод был официально зарегистрирован и утвержден Наркоматом внутренних дел. Легализация Высшего Церковного Управления дала повод Восточным Патриархам Дамиану Иерусалимскому и Григорию Антиохийскому отправить послания митрополиту Сергию с благословением ему и его Синоду и с признанием его временной главой Патриаршей Русской Церкви. Несколько позже, 7 декабря, к Заместителю Местоблюстителя обратился Вселенский Патриарх Василий III. Он призвал митрополита Сергия к примирению с обновленцами ради восстановления единства Церкви. Первое заседание Синода состоялось 25 мая, в этот же день по епархиям было разослано Постановление, в котором правящим архиереям предлагалось организовать при себе временные Епархиальные советы и зарегистрировать их в местных органах власти. Так началась долгая и трудная работа по воссоздании на гражданских законных основаниях всей церковно-административной структуры Московского Патриархата. 29 июля вышло «Послание пастырям и пастве», подписанное митрополитом Сергием и членами Синода. В литературе оно получило название «Декларация 1927 года». В «Послании» сообщалось церковному народу, что «теперь... Православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление». В «Декларации» подчеркивалась патриотическая позиция Церкви в новых исторических условиях: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Одна из главных причин тех трудностей, с которыми столкнулась Церковь в устроении своей жизни в революционное десятилетие, заключалась, по «Декларации», в «недостаточном сознании многими представителями Церкви серьезности совершившегося в нашей стране; между тем, «в совершившемся», «как всегда и везде, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели».

http://sedmitza.ru/lib/text/439998/

Закрыть itemscope itemtype="" > Попытки восстановления Патриаршества в 1935-1937 годы: малоизвестные страницы истории 14.07.2007 549 Время на чтение 6 минут Предлагаем вниманию читателей сокращенный вариант доклада заместителя заведующего отделом Новейшей истории Русской Православной Церкви Свято-Тихоновского университета иерея Александра Мазырина. В современной церковно-исторической литературе довольно много внимания уделяется тайным выборам Патриарха в 1926 году. Однако до сих пор практически ничего не было известно о том, что попытки восстановить в Русской Православной Церкви Патриаршество предпринимались и в 1935- 1937 годы. В мае 1935 года был ликвидирован Временный Патриарший Священный Синод при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском, † 1944). Конечно, упразднение Синода не означало автоматической ликвидации церковного центра как такового. В связи с этим представляют интерес показания викария митрополита Сергия епископа Волоколамского Иоанна (Широкова, † 1937), данные им на следствии 3 июня 1937 года. Ему был задан вопрос о " нелегальном центре, возглавляемом митрополитом Сергием " . Согласно протоколу, ответ звучал так: " В этот центр входят: ленинг радский митрополит Алексей Симанский, киевский митрополит Константин Дьяков, архиепископ Питирим Крылов, митрополит Серафим Чичагов, епископ Сергей Воскресенский и я - Широков. Участниками центра были также ныне отбывающие наказание митрополит Серафим Александров и архиепископ Сергей Гришин... Указанный мною нелегальный центр сложился по инициативе митрополита Сергия Страгородского вскоре после ликвидации синода, причем эта ликвидация, как говорил мне Страгородский, была осуществлена по указанию НКВД. В задачу центра входили вопросы, направленные к укреплению православной церкви и к сплочению вокруг нее верующих масс... Свои функции нелегальный центр осуществлял в известной степени явочным порядком, так как значительная часть [членов] центра проживала вне Москвы . Под разными предлогами члены центра приезжали в Москву поодиночке или по нескольку человек и здесь высказывали свое мнение по тем или иным вопросам " 1.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Серафим Саровский чудотворец († 1833), преподобный. Сергий (Воскресенский Дмитрий Николаевич; 1897–1944), митрополит. В 1933 г. хиротонисан во епископа Коломенского, викария Московской епархии. С 1934 г. епископ Бронницкий, викарий Московской епархии; с 1937 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. С 1937 г. архиепископ; с марта 1941 г. митрополит Виленский и Литовский, Экзарх Латвии и Эстонии. Убит. Сергий (Гришин Алексей Николаевич; 1889–1943), архиепископ. В 1927 г. хиротонисан во епископа Серпуховского; с 1928 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский; затем епископ Полтавский. С 1930 г. архиепископ; с 1932 г. архиепископ Киевский; с 1934 г. архиепископ Харьковский; затем Вышгородский; с 1935 г. архиепископ Владимирский. С 1936 г. в заключении; с 1941 г. архиепископ Можайский; с 1942 г. архиепископ Горьковский и Арзамасский. Сергий (Дмитриевский Сергей Павлович; 1872–1937), обновленческий «архиепископ». С 1898 г. священник, преподаватель Томской духовной семинарии. В 1922 г. примкнул к обновленческому расколу, «хиротонисан в обновленческого епископа Томского». С 1924 г. «архиепископ». Расстрелян. Сергий (Дружинин Иван Прохорович; 1863–1937), священномученик, епископ. Арестован в 1922 г. В 1924 г. хиротонисан во епископа Нарвского, викария Ленинградской епархии. С 1927 г. в оппозиции к митрополиту Сергию (Страгородскому) , запрещен митрополитом Сергием в священнослужении. Арестован в 1930 г. В 1931–1934 гг. находился в заключении в Ярославском политизоляторе, в 1935 г. переведен в тюремную больницу в Москву, сослан в Марийскую АССР. Расстрелян. Сергий (Зверев Александр Михайлович ; 1870–1937), архиепископ. В 1922 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. В 1923–1925 гг. епископ Мелитопольский, викарий Таврической епархии. В 1924 г. в ссылке. В 1924–1926 гг. временно управляющий Самарской епархией. С 1926 г. в ссылке. С 1929 г. архиепископ Елецкий, викарий Воронежской епархии. С 1935 г. в лагере. Расстрелян. Сергий (Куминский Александр Сергеевич; 1869–1937), епископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Радомышльского и Чернобыльского, викария Киевской епархии. Арестован в 1924 г. В 1926 г. временно управляющий Киевской епархией. Арестован в 1926 г., выслан до 1928 г. в Марийскую АО. С 1928 г. епископ Бершадский, викарий Киевской епархии; с 1930 г. епископ Бузулукский, викарий Самарской епархии. Арестован в 1930 г., выслан до 1934 г. в Северный край. С 1934 г. епископ Бузулукский, викарий Самарской епархии; с 1935 г. епископ Вольский, викарий Саратовской епархии; с 1936 г. епископ Ачинский, временно управляющий Красноярской и Енисейской епархией. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Епископ НИКАНДР (Кудрявцев) Род. около 1873 г. Был настоятелем Никольского единоверческого монастыря. Хиротонисан в 1921 г. во епископа Богородского, единоверческого вик. Московской епархии. Скончался в 1923 г., похоронен на Семеновском кладбище в Москве, где могила его почиталась верующими. Владыка НИКОЛАЙ Петергофский (Ярушевич) Род. в 1891 г. Хиротонисан в 1922 г. С 1944 г. митр. Крутицкий и Коломенский. Долго слыл за " красного архиерея " , но во время хрущевских гонений впал в немилость, был отрешен от всех 197 своих должностей и скончался в невыясненных обстоятельствах в 1961 г. Епископ ПЕТР (Зверев) Род. в 1878 г. Сын московского протоиерея. Окончил Казанскую Духовную академию. Хиротонисан в 1919 г. во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. В дек. 1925 г. был назначен архиеп. Воронежским, но в конце 1926 г. был арестован, сослан на Соловки, где и умер в начале 1929 г. Владыка ПЕТР Подольский (Полянский Петр Феодорович) Род. ок. 1860 г. Окончил Московскую Духовную академию. В 1920 г. хиротонисан во епископа Подольского. В 1924 г. назначен митрополитом Крутицким. 12 апр. 1925 г. избран собором 37 епископов местоблюстителем патриаршего престола. Арестован 10 дек. 1925 г. и сослан в поселок на остров Хэ, где и скончался в 1936 г. Вопреки тому, что часто пишут, с митр. Сергием не порывал и его декларацию не дезавуировал. Епископ СЕРГИЙ (Гришин) Род. в 1889 г. Окончил Петербургскую Духовную академию. С 1917 по 1925 г. состоял наместником Боровского-Пафнутьевского монастыря. В 1927 г. был хиротонисан во епископа Серпуховского с назначением на должность управляющего делами Св. Синода. Затем занимал другие кафедры. Арестован в 1936 г. В 1941 г. назначен архиеп. Можайским. Скончался в 1943 г. 198 Мать ФАМАРЬ (в миру княжна Тамара Александровна Мардманова) Род. ок. 1870 г. Была игуменьей Бодбийского монастыря в Грузии (до 1905 г.), Покровской общины в Москве, затем в 1910 г. основала Серафимо-Знаменский скит (закрытый в 1924 г.). Арестована в 1931 г. и находилась в сибирской ссылке до 1934 г. Скончалась в июне 1936 г. и похоронена на Немецком кладбище в Москве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2438...

Владыка стал 54-м епископом, назначенным и рукоположенным митрополитом Сергием за время его управления Русской Церковью (с 1926 г.). Из разговоров с другими епископами выяснилось, что в тот момент в пределах СССР на неоккупированных территориях находилось 15 епископов. 16 октября 1942 г. архиепископ Григорий записал в дневнике порядок архиереев: 1. Сергий Митрополит Московский и Коломенский (Страгородский), 2. Алексий Митрополит Ленинградский (Симанский), 3. Николай Митрополит Киевский и Галицкий (Ярушевич), 4. Андрей Архиепископ Казанский (Комаров), 5. Лука Архиепископ б. Ташкентский (Войно-Ясенецкий), 6. Алексий Архиепископ Куйбышевский (Палицын), 7. Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский (Гришин), 8. Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский (Соколов), 9. Алексий Архиепископ Рязанский (Сергеев), 10. Варфоломей Архиепископ Можайский (Городцов), 11. Стефан Архиепископ Уфимский (Проценко), 12. Василий Архиепископ Калининский (Ратмиров), 13. Григорий Архиепископ Саратовский (Чуков), 14. Георгий Епископ Вологодский (Анисимов), 15. Питирим Епископ Калужский (Свиридов). А всего с 22 июня 1941 г. по 8 сентября 1943 г. число правящих архиереев в РСФСР увеличилось с 2 до 20, 7 из них были хиротонисаны, в том числе – три старца на восьмом десятке лет. Это вдовые протоиереи Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866–1956), заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий (1869–1957), в монашестве Вениамин, и Николай Чуков, в монашестве Григорий. Все они ранее неоднократно подвергались репрессиям, а архиепископ Новосибирский Варфоломей, с которым Владыка Григорий находился до конца своей жизни в теплом молитвенном общении и переписке, провел в заключении целых 17 лет (с 1917 по 1934 г.). Все они знали, на что идут, знали, что и далее иметь дело с властью придется главным образом в лице НКВД, и они на это пошли… Пострижен в монашество с именем Григорий в честь Григория Просветителя прот. Николай был по желанию митрополита Сергия, и это, конечно, не случайно. Кандидат богословия СПбДА, один из лучших в России епархиальных наблюдателей церковно-приходских школ Российской империи, ректор Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске, Богословского института (1920–1923 гг.) в Петрограде и Высших богословских курсов (1925–28 гг.) в Ленинграде, магистр богословия (с 1927 г.), он был единственный, кто имел опыт создания высшей богословской школы в совершенно новых для церкви условиях, без поддержки государства, как это было до революции, а также и без материальной помощи церковного центра.

http://bogoslov.ru/article/2041545

1 сентября 1943 г. по вызову митрополита Сергия архиепископ Григорий поездом выехал из Саратова в Москву, куда прибыл 3 сентября 1943 г. Вместе с другими прибывшими архиереями он ожидал результатов встречи митрополитов со Сталиным. Ему так же, как и другим архиереям, как он выяснил по прибытии, не было заранее сообщено, зачем их вызвали в Москву. «3 сентября. Вхожу в Патриархию и сразу натыкаюсь на Баженнейшего. «Приехали?» – Приехал, говорю. «А не знаете – зачем?» – Не знаю. «Ну, и я не знаю...». Так все держалось в секрете, очевидно, для избежания огласки и неизвестности, как развернутся события» - записал владыка в дневнике. 6 сентября 1943 года в старом здании Патриархии архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий участвовал в предварительном совещании архиереев под председательством Митрополита Сергия, и подробно отразил все, происходившее на нем в своем дневнике: «Блаженнейший подробно рассказал о приеме у Сталина, о благожелательном разрешении всех поставленных там вопросов, и затем подробно обсудили все вопросы о синоде, порядке избрания и ходе дела на Соборе, который назначен на 8 число уже в помещении Патриархии (Чистый пер.,5). Митрополит Сергий не хотел менять обычный белый клобук на куколь, но большинство архиереев высказалось за необходимость поддержать традицию, и Колчицкому пришлось принимать экстренные меры к изготовлению куколя и шитых золотом херувимов на него… Тут М[итрополит] Сергий поручил мне с а[рхиепископом] Сергием Гришиным написать обращение ко всем христианам мира (патриотическое), и а[рхиепскопу] Варфоломею благодарственное письмо властям за прием и разрешение вопросов. Пришлось экстренно изготовить обращение. Некоторые мысли, вернее, - план дал м[итрополит] Николай, отчасти а[рхиепископ] Сергий, все остальное, как и все оформление пало меня. 7 сентября я принес текст обращения м[итрополиту] Сергию и изготовил, как и все другие архиереи доклад о деятельности (особ[енно] патриотической) в епархии. 8-го сентября в 11 ч. утра в Патриархии.

http://bogoslov.ru/article/2041545

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010