Инспектор МДА (1903–1906), сверхштатный экстраординарный профессор по каф. Библейской истории, на которой был и.д. доц. с сент. 1900 г.; в сане иеромонаха – с октября 1901 г., магистр богословия (1903). Архимандрит (1904). Из-за конфликта со студентами по прошению уволен и назначен настоятелем Яблочкинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии (1906), затем Юрьева монастыря Новгородской епархии (1907). Епископ Угличский (с 1909 г.) и настоятель Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. В 1920–21 гг. – архиепископ Ростовский, викарий Ярославской епархии, временно управлявший Новгородской епархией (1920–1925). Начало подвига исповедничества этого иерарха нужно отнести к 1919 году, когда он колокольным звоном и крестным ходом сорвал компанию по вскрытию мощей в своей Ростовской епархии, за что был арестован 25 , но по истечении не более месяца был освобожден. Но 26 июля 1920 года Президиумом ВЧК приговорен к одному году заключения (условно). При изъятии церковных ценностей в 1922 году занял линию сопротивления и вдохновлял на это и духовенство, за что был предан суду и постановлением Ярославского Ревтрибунала 19 июня 1922 г. был приговорен к 4-м годам лишения свободы, но по предписанию ВЦИК от 5 января 1923 г. был досрочно освобожден, что объясняли в народе уважением к нему органов власти. С освобождением Патриарха Тихона из заключения, церковно-политический авторитет архиеп. Иосифа еще более возрос, и он успешно повел ликвидацию обновленческих приходов в своей епархии, что очень встревожило местные власти и они в августе 1923 года просили высшие органы о высылке его из области. Возможно именно тогда его переместили в Новгородскую область. Митрополит Петр 6.12.1925 назначил его 3-им кандидатом в Заместители Патриаршего Местоблюстителя. С 1926 г. он – митрополит Ленинградский. На новом месте он прослужил лишь один раз. Вынужденный по делам в сентябре вернуться в Ростов, он был там задержан " органами» на целый год. (По данным М.В.Шкаровского, 29.12.1926 он был вызван в Москву, там арестован и отправлен в Николо-Моденский монастырь Новгородской епархии, а осенью 1927 г. вернулся в Ростов). ВЦУ, руководимое митр. Сергием, назначило его тогда в Одессу " для большей пользы церковной» Но получив это известие стороной скорее, чем официально, и будучи этим уязвлен ( по словам митр. Мануила), а также недоволен вообще конформистской политикой митр. Сергия, он, дважды отказавшись от перемещения в Одессу (28 сентября, повторно – 30 октября 1927 года), в январе 1928 года возглавил раскол, названный его именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Закрыть «Огромная потеря... скорбим» На 74-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался митрополит Казанский и Татарстанский Феофан 20.11.2020 1774 Время на чтение 9 минут Сегодня скончался митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Информацию о кончине подтвердили в пресс-службе Татарстанской митрополии, сообщает Царьград . «Архипастыри, клирики и паства Татарстанской митрополии скорбят в связи с безвременной кончиной приснопамятного владыки Феофана», - отмечено в официальном сообщении. Владыка скончался от последствий коронавирусной инфекции. «Приношу глубочайшие соболезнования в связи с кончиной митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Огромная потеря... скорбим», - пишет глава Татарстана Рустам Минниханов на своей странице в Instagram. Как сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы главы республики Лилия Галимова, «Президент Республики Татарстан выражает глубокие соболезнования в связи с кончиной митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Рустам Нургалиевич распорядился провести всю необходимую работу по организации похорон, чтобы достойно проводить в последний путь митрополита». Биография: Родился 25 мая 1947 г. в г. Дмитриеве Курской обл. в рабочей семье. По окончании средней школы служил в рядах Советской армии. В 1969-1970 гг. нес послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона. В 1970 г. поступил во второй класс Московской духовной семинарии , которую окончил в 1972 г. и был зачислен в Московскую духовную академию. В 1973 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры . 19 декабря 1973 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с именем Феофан в честь прп. Феофана исповедника. 14 января 1974 г. архиепископом Сергием (Голубцовым) рукоположен в сан иеродиакона. В 1976 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием в кафедральном соборе г. Тулы рукоположен в сан иеромонаха. В 1976 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу «Догматическое учение Василия Великого», и был зачислен в аспирантуру при МДА.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/20/og...

Схимонахиня Елисавета стала отходить в вечность в день своего первого ангела – вмц. Екатерины – 7 декабря 1994 года, и ее никак не могли причастить, потому что она была в забытьи. Матушка игумения Николая, настоятельница обители, благословила надеть на нее схимническое одеяние. И после этого произошло чудо. Старица очнулась, причастилась и даже успела попрощаться со своим сыном Адрианом. Она много лет не могла простить ему, что тот женился на девушке недворянского рода. А тут они уже окончательно примирились. Так закончилась многострадальная, но замечательная жизнь княгини Екатерина Павловна – схимонахини Елисаветы. Все события были связаны с именами великих святых нашей Родины – прп. Сергием Радонежским, прав. Иоанном Кронштадтским, а также прмц. Елисаветой Федоровной, сщмч. Кронидом (Любимовым) – новомучениками Российскими. Княгиня встретила на своем пути замечательных подвижников и исповедников веры, таких как священник Павел (Флоренский), граф Юрий Александрович Олсуфьев и его сподвижники, архиепископ Сергий (Голубцов). И это ли не чудо! Схимонахиня Елисавета Васильчикова-Егорова похоронена на монастырском кладбище. Вечная ей память! ЕЛИСАВЕТА (Воробьева), монахиня Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2023/04/14/mnogos...

12 июля 1952 года собор торжественно праздновал свое 100-летие. Божественную литургию и благодарственный молебен в соборе совершали митрополит Григорий и епископ Таллинский Роман (Танг). 13 июля епископ Роман торжественно освятил восстановленный правый придел во имя святых Константина и Елены. Восстановленный левый придел св. Марии Магдалины был торжественно освящён 25 октября 1956 года епископом Старорусским Сергием (Голубцовым). В 1979 году в соборе повешены новые паникадила: большое, трехъярусное в главном нефе и два малых, двухъярусных — в боковых. 12 июля 1977 года собор отметил свое 125-летие. К этой годовщине был произведен внешний и внутренний ремонт здания. Божественную литургию в юбилейный храмовый день совершал епископ Тихвинский Мелитон (Соловьев). Архитектура и внутренне убранство [ править править код ] Павловский кафедральный собор (начало XX века) Собор сохранился до настоящего времени практически без изменений. Собор  — пятиглавый, каменный. Кубическое здание храма стоит на высокой подклети, полукруглая абсида с востока и выступ центральной части западной стены делают его крестообразным в плане. Каждый фасад собора членится сдвоенными пилястрами на три части, средняя из которых почти вдвое шире боковых. Все членения завершены килевидными закомарами. Полуциркульный перспективный портал главного входа с окном-розой. Такие же розы украшают южный и северный фасады. В тимпанах закомар размещены круглые ниши с горельефными изображениями святых: Петра и Павла, Константина и Елены, Николая Чудотворца и Марии Магдалины. Наружная лепка производилась Т. Дылевым. Центральный купол  — двенадцатигранный с шестью окнами, раскрыт в храме. Боковые купола меньше по размеру, восьмигранные с четырьмя открытыми окнами; имеют декоративный характер. Два из них являются звонницами. Кресты для куполов с цепями и позолотой были изготовлены на Санкт-Петербургском гальванопластическом и литейном заводе. По личному указанию Николая I купола оставили не золочеными. Колокола в количестве 9 штук были отлиты на Валдае купцом Стуколкиным. Самый большой из них весил 296 пудов.

http://azbyka.ru/palomnik/Павловский_каф...

Относился к владениям дворянского рода Голубцовых, которым деревня Волгово принадлежала с начала XVIII века. Строился храм в ту пору, когда хозяином имения являлся министр финансов Федор Александрович Голубцов. Строительство закончилось летом 1812 года. Возведён в классическом стиле у сельского погоста. Поскольку в селе была большая финская община, в 1904 году владыкой Сергием при осмотре церквей Петергофского и Царскосельского уездов было отмечено, что «православные финны лишены, из-за непонимания русского языка и несовершения православного богослужения на родном их языке, возможности слышать Слово Божие и вступать в общение с Православной Церковью». Было решено использовать церковь св. Ирины для совершения там служб на русском и финском языках. Так в 1909 году появился русско-финский приход для Петергофского и Царскосельского уездов. При храме имелась церковно-приходская школа. Церковь действовала до 1936 года, когда был арестован последний священник. В 1939 году храм официально закрыли. Во время войны иеромонахом, членом Псковской миссии, совершались службы в домовом храме в помещении церковно-приходской школы. После войны здание разделили перекрытием на два этажа: на первом этаже находились библиотека и кинозал, а на втором устроили общежитие для студентов, приезжавших на сезонные полевые работы. В начале 1990-х годов сельский клуб закрыли, а потом бывшая церковь подверглась разграблению. Лишенная окон и дверей, она начала разрушаться. В середине 1990-х годов храм передали Санкт-Петербургской епархии. Приход вновь зарегистрирован в 2002 году. В конце мая 2002 года у стен храма прошел первый после длительного перерыва русско-финский молебен. Возрождение прихода началось с восстановления старинной часовни, которая в советское время использовалась в качестве молокоприемного пункта, а в последнее десятилетие пустовала. Её освятили 18 мая 2004 года, в день святой великомученицы Ирины. Во время расчистки храма была найдена закладная доска с информацией о нём и его создателях. Первая литургия в восстанавливающемся храме состоялась 18 мая 2008 года.

http://sobory.ru/article/?object=01265

Иеромонах Андроник со своим первым духовником, архиепископом Новгородским Сергием (Голубцовым) Удивительно переплетение судеб этой большой духовной семьи. Отец Павел с графом Юрием Александровичем Олсуфьевым сокрыли честную главу от поругания, Павел Голубцов (принявший впоследствии монашеский постриг с именем прп. Сергия и упокоившийся в его обители) участвовал в ее дальнейшем перенесении и возвращении в лавру, а отец Андроник собрал воедино бесценные свидетельства и донес до нас историю проявленной отваги и усердия в сохранении святыни. И всех членов этой семьи связал воедино преподобный Сергий. В годы обучения в семинарии Александр Трубачев познакомился с отцом Анатолием (Просвирниным, будущим архимандритом Иннокентием), который трудился в Издательском отделе Московской Патриархии. Получив от него рекомендацию, поступил на работу к архиепископу Питириму (Нечаеву, будущему митрополиту), руководившему Отделом в те годы. Об этом периоде у отца Андроника остались самые светлые воспоминания. «“Питиримовцы” всем были известны, на них на всех славный ярлык! – вспоминал брат отца Андроника Павел Васильевич Флоренский. – Если ты слышал фразу “работал в издательстве у Питирима”, – все сразу ясно. Тут и рекомендация, и репутация, и сразу все!» Игумен Андроник со своим духовником архимандритом Кириллом (Павловым) в Троице-Сергиевои лавре В 1980 году Александр Трубачев окончил Московскую духовную семинарию и в сентябре того же года поступил в братство Троице-Сергиевой лавры. 19 марта 1981 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) в Троицком соборе лавры был пострижен в монашество с именем Андроник в честь преподобного Андроника Московского. Восприемником при постриге был духовник Троице-Сергеевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов). У него окормлялся отец Андроник в последующие годы своего служения в лавре. 1 мая того же года в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры монах Андроник был рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом, будущим митрополитом, в то время ректором МДАиС).

http://pravoslavie.ru/159467.html

После февральской революции 1917 года была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви. 11-14 мая 1917 года в Сухуме был организован «Съезд духовенства и выборных мирян абхазского православного населения Сухумского округа». Съезд вынес решение объявить Абхазскую церковь автокефальной и считать епископом автокефальной Абхазской Церкви Сергия (Петрова), епископа Сухумского. Съезд обратился также с приветствием по поводу восстановления автокефалии Грузинской Церкви (данное решение, поддержанное Временным правительством России, было принято 12 марта 1917 г.): «Святая Грузинская Церковь в муках родила эту независимость и, по историческому праву, она достойна автокефалии. Судьба одинаково была безжалостна как для Церкви Грузинской, так и для Абхазской». В мае 1917 года грузинская делегация прибыла в Абхазию, чтобы провести переговоры о присоединении абхазских приходских храмов к Грузинской Церкви. Абхазское духовенство и общественность отказались от предложений грузинской делегации и обратились к епископату Русской церкви, в связи с чем 21 июля от имени Святейшего Синода за подписью российского экзарха Грузии митрополита Платона (Рождественского) была послана телеграмма: «Сухум. Князю Александру Шервашидзе. Объявите абхазскому народу, что Св. Синод считает необходимым вопрос о церковных правах абхазцев передать на решение назначенного 15 августа Поместного Собора. До решения Собора должно сохраняться существующее епархиальное управление». 8-10 августа 1917 года вновь состоялся Всеабхазский съезд мирян и духовенства, который обратился с просьбой о самоуправлении к предстоящему Всероссийскому Поместному Собору. Восемнадцатый отдел этого собора должен был рассматривать вопрос устройства Православной Церкви в Закавказье, в том числе и решение абхазского церковного вопроса. От Сухумской епархии на соборе принимало участие 4 человека, во главе с епископом Сухумским Сергием (Петровым). Протоиерей Георгий Голубцов предлагал на заседаниях XVIII отдела Собора и лично вновь избранному патриарху Тихону, с которым он встречался дважды, решить абхазский церковный вопрос следующим образом: переименовать Сухумскую епархию в «Абхазскую», выделить её из состава Грузинского Экзархата Русской Церкви, и сделать её самостоятельной епархией в составе Русской Церкви, с сохранением за ней территории от Ингура до Анапы. Подобное предложение было согласовано с абхазским духовенством и представителями общественности Абхазии. Предложение было одобрено святейшим патриархом Тихоном.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Абха...

Дух любоначалия был чужд подвижнику. Не раз от него слышали: «Молчание никогда не раскаивается». Он не любил много говорить. Батюшка отличался исключительно большим смирением , был молчалив, во время работы уста его шептали Иисусову молитву. Дух празднословия не уживается с теми, кто сознательно все силы ума и сердца направляют к Богу. Старец всегда и со всеми был необыкновенно вежлив, не допускал в своей речи никаких грубых резких выражений, никогда не смеялся. В то же время был прост, сопровождал речь ласковой, согревающей сердце улыбкой. Никогда никто не видел в нем проявления гнева, вспыльчивости, раздражительности. Всю свою многотрудную жизнь он нес разнообразные церковные послушания, и, уже будучи настоятелем храма в Виноградово, сподобился стать хранителем величайшей святыни Православия. Во время Великой Отечественной войны с августа 1941 г . по 1945 г . под престолом Владимирского храма находилась глава преподобного Сергия Радонежского. Глава была отделено от мощей в 1918 году священником Павлом Флоренским, находилась у разных благочестивых людей, и была переданная старцу на хранение его духовным сыном Павлом Голубцовым, который впоследствии стал Новгородским архиепископом Сергием. Отец Иларион любил церковные службы. Говоря возгласы, он иногда делал упор на некоторые слова, особенно их выделяя. Т ак, например, «…Христос, истинный Бог наш » подчеркивал, выделяя последние слова, содрогаясь всем телом. Поэтому в его богослужении было много той же непосредственности чувств. Служил искренно, истово, тенором очень сильным, чистым, сохранившимся до кончины. Служил с большим чувством, удивительно просто, незатяжно , как-то складно и аккуратно. Целомудрие , по слову преподобного Иоанна Лествичника, есть чистота души и тела. Вся подвижническая жизнь старца была направлена на стяжание этой добродетели. Добродетель терпения была постоянной спутницей отца Илариона. Господь по — разному испытывал своего подвижника. Однажды, работая в монастыре на строительных лесах, он упал с высоты около тридцати метров и сильно разбился.

http://pravmir.ru/velikopostnaya-propove...

Со времени патриаршей интронизации Святейший Патриарх каждый год совершает по случаю дня своего Ангела торжественные службы в Пименовском храме (см. «ЖМП», 1971 и все последующие годы.–Ред.). Торжественные патриаршие служения в Пименовском храме являются для православных москвичей ежегодным радостным осенним церковным торжеством, на которое они тысячами собираются под сводами этого храма и в его ограде. Пименовский храм, заложенный еще при Святейшем Патриархе Никоне воротниками – стражниками городских ворот, ныне широко известен среди верующих Москвы. Здесь начинал свой церковный путь Святейший Патриарх Пимен. В храме сооружены престолы во имя Живоначальной Троицы, в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя преподобного Пимена Великого . Известно, что Московская Русь как государство образовывалась под духовным окормлени-м обители Живоначальной Троицы, созданной Преподобным Сергием Радонежским, Игуменом земли Русской. Святой Сергий был Небесным покровителем Святейшего Патриарха Пимена до принятия им монашеского пострига. Святейший Патриарх Пимен является Священно-архимандритом Троице-Сергиевой Лавры. Владимирская икона Божией Матери, под покровом которой святой благоверный князь Андрей Боголюбский положил начало созиданию Великой Руси в XII веке, является покровительницей града Москвы, а правящий архиерей столицы – Патриарх Пимен. Преподобный Пимен Великий – Небесный покровитель Святейшего Патриарха Пимена. Такова глубокая духовная связь Святейшего Патриарха Пимена с московским Пименовским храмом. Поэтому так умилительны и торжественны бывают здесь богослужения в дни тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви. В эти дни Пименовский храм бывает заполнен благочестивыми верующими москвичами, приходящими сюда из разных концов столицы вознести молитвы Пресвятой Троице, Божией Матери _и преподобному Пимену Великому о здравии, спасении и долгоденствии своего Первосвятителя и Отца. 1 Икона Святой Троицы являет нам трех Ангелов (без праведных Авраама и Сарры), восседающих за столом. Позади Них возвышается могучее древо, слева – палата. В живописи сочетаются традиционные черты XVII века (золотые росписи одежд, иконографическая схема) с новыми натуралистическими живописными приемами первой половины XVIII века, заимствованными из европейского искусства. Икона представляет собой характерный образец московской живописи послепетровского времени. Лики Ангелов написаны в традиции живописных приемов московского иконописца второй половины XVII века Симона Ушакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010