68 Мих. Конст. Казанский был помощником Секретаря с 1886 г., а с 1889 года Секретарем Сонета МДА, с 1896 г. – Смотрителем Волокол. дух. училища и автором двух статей (см. л 60, т. II, ч. 3, с. 70). 69 В извлечениях, сделанных архиеп. Сергием Голубцовым († 1982), из III–й книги машинописной работы которого, посвященной Ольге Сергеевне Голубцовой, они здесь перепечатаны. Ремарки в тексте в квадратных скобках и подстрочник – наши, С.Г. Сделаны некоторые перестановки в соответствии с хронологией. 71 Брат Анны Елисеевны, матери Ал–дра Петр. Голубцова, Ал–др Лебедев, псаломщик в с. Филяй, Кинешемской или Костромской, губ. 72 Вероятно, это дочь покойного брата Ал–дра Петровича, диакона Николая († 1898), 1894 г. рожд., что жила в г. Середа Иваново–Вознесенск. губ. 77 Очевидно, Ал. Емельянович Захаров, окончивший СП–скую гимназию с золотой медалью, Университет в 1909 г. С. 1913 г(?) – в муж гимназии преподаватель прогрессивного направления. Друг Вани – см. далее, письмо 21–е. 81 Вероятно, Серг. Серг. Смирнов (брат Олеги Серг.), свящ–к из храма свт. Николая Б. Крест, дядя по отношению к Марии, так же, как и «Катя» – тетя. 85 Очевидно, это сын Анатолия Петровича († 1892) Петр, с 1915 – студент МДА, вп. – полковник Сов. Армии. 89 На Кавказе, где пребывал наследник, вел. кн. Георгий († 1899), с которым занимался там Ключевский. См. у «Троицы в Академии». 92 Племянник, сын прот. Серг. Серг. Смирнова, морской офицер-артиллерист, погиб на крейсере «Прут». Ему на палубе вражеским снарядом оторвало голову. 93 Петр Анат. Голубцов учился в МДА в 1915–1918 гг., род. в 1893 г., скончался в 1954 г. в звании полковника в Закавказье (?) (С.Г.) 102 В одном из недатированных писем, сохранившихся в конверте на имя Раисы Семеновны Безобразовой, вдовы священника в с. Чащино, которая, вероятно и была хозяйкой у Ольги Сергеевны, Лидия (Матвеевна ?) Баранова (работавшая в библиотеке вместе с Михаилом Шиком) по поводу вскрытия мощей Преп. Сергия писала О.С: «...Дерзкое вскрытие свершилось! И к великой скорби верующих не нашлось ни одного монаха, который бы вступился за своего Кормильца и Благодетеля... Видно не напрасно твердил покойный архи–еп. Никон, что большая часть монахов пришла в монастырь «из–за куса хлеба». Наместник Кронид оказался совершенно не на высоте своей: предал Преп [сдобного] и отдает на кощунств, поругание [реставрацию] и св. иконы собора и сам в этом признается и впал в пол–ное безволие... О. Алексий скорбит и возмущен на реставрацию кощунственную и на поругание св. Сергия. О. Евфросин же очень рад, что случилось вскрытие, т.к удовлетворено его любопытство – ему хотелось видеть, «каковы мощи Сергия»... После вскрытия мощей, узнав взгляды о. Евфросина [Мишина, 62 лет], да еще побеседовав с о. Алексием, теперь вижу, что с о.Ев[фросином] придется все порвать, он положительно противен мне...»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Отпевание состоялось в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры при многочисленном стечении народа. Общее руководство тремя хорами лаврским, академическим и Регентской школы, осуществлял архимандрит Матфей. Редкое отпевание проходит с такой полнотой, величавой торжественностью таинства и музыкальной насыщенностью. С благодарной душой пришли проститься с отцом Сергием братия Лавры, сотрудники академии, студенты, семинаристы, ученицы Регентской школы, жители Сергиева Посада, друзья из Москвы, родные. В жизни отец Сергий был очень простым, добрым и мягким человеком. Грубость, даже разногласия, глубоко, иногда до слез ранили его доверчивую душу. Занимая место «начальника хора» он, преображенный гармонией звуков, умел сочетать строгую требовательность с необычайной тактичностью и мягкостью. Но в обычной обстановке его кротость и застенчивость, сохранившиеся до последних дней жизни, никогда не позволяли ему быть в центре внимания. День прощания с отцом Сергием стал исключением: он собрал вокруг себя множество друзей. Господь устроил так, что, когда служилась уже последняя лития у ворот Лавры, в обитель приехал епископ Верейский Евгений, который рукополагал отца Сергия. Он же благословил его в последний путь. Погребен диакон Сергий на Сергиево-Посадском «новом» кладбище близ села Благовещенского. Игумен Андроник (Трубачев) Автобиографическое Об отце, протоиерее Зосиме Васильевиче Трубачеве О моем отце пишу по личным и семейным воспоминаниям, высказываниям и сообщениям архиепископа Сергия (Голубцова), моего учителя Сергея Александровича Волкова, библиотекаря МДА Владимира Македоновича Волкова, Анны Михайловны Флоренской, Нины Александровны Беляевой-Боровковой, протоиерея Василия (Крылова) из города Юрьева-Польского, Ивана Степановича Карпова из села Пермогорья, Игоря Константиновича Фортунатова. Сохранились фотографии и некоторые документы, подтверждающие важнейшие факты его биографии. Мой отец – священник Зосима Васильевич Трубачев, родился в 1893 году на Северной Двине, в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне Верхнетоемский район Архангельской области) в семье сельского диакона. Не только рождением, но и наречением имени он укоренен в глубинах Северного края, почитающего имя преподобного Зосимы Соловецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Отошел ко Господу насельник Троице-Сергиевой лавры игумен Игнатий (Амелькович) 27 апреля 2020 г. 18:50 26 апреля 2020 года, в день Антипасхи, на 76-м году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни преставился ко Господу насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры игумен Игнатий (Амелькович). Игумен Игнатий (в миру Иван Дмитриевич Амелькович) родился 14 марта 1945 года в деревне Болотчицы Белорусской ССР. В четыре года был тайно крещен на дому. По окончании средней школы пошел работать в колхоз. В девятнадцать лет был призван в армию, отслужил три года и устроился на работу электромонтером и токарем. Трудился на заводах Минска. В 1969 году первый раз посетил Троице-Сергиеву лавру и принял решение остаться в монастыре трудником. В то время в обители было необходимо заменить электропроводку, и молодой трудник в течение девяти месяцев исполнял послушание электромонтера лавры. В сентябре 1969 года поступил в Московскую духовную семинарию . Во время обучения в третьем классе пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца. Постриг совершил благочинный лавры архимандрит Варнава (Кедров) в Сергиевском Трапезном храме обители. 14 октября 1972 года архиепископом Сергием (Голубцовым; 1906-82) рукоположен в сан иеродиакона. В 1977 году, в день памяти преподобного Никона Радонежского, митрополитом Одесским и Херсонским Сергием (Петровым; 1924-90) рукоположен во иеромонаха. В 1979 году указом Святейшего Патриарха Пимена награжден орденом равноапостольного князя Владимира III степени. Нес различные монастырские послушания в течение 15 лет. В 1986 году возведен в сан игумена, распоряжением Священноначалия командирован в Одесскую епархию . Назначен настоятелем двух храмов в Херсонской области: Петропавловского в селе Громовка и Рождество-Богородичного храма ст. Маячка. В Одесской епархии прослужил один год, затем переведен в Минск и зачислен в число насельников в Успенского Жировичского монастыря и назначен настоятелем Троицкого храма села Марково.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вопрос: Почему? Ответ: В связи с тем, что в 1924 г. я женился, а в начале 1925 г. по своим религиозным убеждениям я был рукоположен патриархом Тихоном во священника. С тех пор по 1928 г. я служил священником в Загорске, в Петропавловской церкви. Вопрос.: Где вы, кроме Петропавловской церкви, служили? Ответ: В 1928 г., являясь настоятелем Петропавловской церкви, мне митрополитом Сергием был прислан циркуляр за 549 о поминовении за богослужением его и гражданской власти. Я выполнять этот циркуляр отказался, после чего на меня было наложено церковное запрещение в священнослужении. Не желая в то время порывать канонической связи с митрополитом Сергием, я церковное запрещение принял. Но через неделю запрещение с меня было снято, и я был переведен в г. Москву, где временно служил в церкви Сербского подворья на ул. Солянке. Вопрос: В течение какого времени вы служили в церкви Сербского подворья? Ответ: Примерно около двух недель, а затем я был арестован и сослан в Среднюю Азию на 3 года. Вопрос: Кто являлся настоятелем церкви Сербского подворья? Ответ: Отец Серафим, в миру БИТЮГОВ Сергей (отчество не знаю), 365 умер в 1942 г. Вопрос: Кроме вас, кто еще из священников служил в этой церкви? Ответ: В период моей службы в церкви Сербского подворья там служил священник Алексей, 366 но фамилию его не знаю. В 1925 г., незадолго до моего ареста, был также арестован органами советской власти. Где находится в данное время, не знаю. До моего прихода в церковь Сербского подворья, как мне говорил отец Алексей, служил священник отец Владимир, который тоже арестован. Вопрос: Как фамилия отцу Владимиру? Ответ: Не знаю, так как отец Алексей его фамилию не называл. Вопрос: А что вам известно о священнике Владимире? 367 Ответ: Ничего я об отце Владимире показать не могу, ибо лично его я не знаю и слышать о нем мне ничего не приходилось. Вопрос: Назовите, кого вы знаете из священников-нелегалов, находящихся в оппозиции с легально-действующей церковью. Ответ: К оппозиционерам по отношению к легальной действующей церкви относятся: иеромонах отец Андрей, в миру Борис Яковлевич (фамилию не знаю) 368 , служивший в церкви Николо-Подкопай, на Солянке. Отец Петр – ПЕТРИКОВ Петр (отчество не знаю) 369 , служил тоже в церкви Николо-Подкопай. Отец Сергий – МЕЧЕВ Сергей Алексеевич 370 , служил в церкви, находящейся на Маросейке, иеромонах Алексей – мирское его имя и фамилию не знаю, служил по 1928 г. в церкви Сербского подворья (на Солянке), архимандрит Серафим, в миру – БИТЮГОВ Сергей (отчество не знаю), настоятель церкви Сербского Подворья; священник отец Петр –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Ювеналий, митрополит (Поярков Владимир Кириллович) Дата рождения: 22 сентября 1935 г. Дата хиротонии: 26 декабря 1965 г. Дата пострига: 10 октября 1959 г. День ангела: 15 июля Страна: Россия Биография: Родился 22 сентября 1935 г. в г. Ярославле в семье служащих. С 1946 г. состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях. В 1953 г., завершив среднее образование, поступил в Ленинградскую духовную семинарию , которую окончил по первому разряду. 9 октября 1956 г. во время обучения в 4-м классе семинарии в академическом храме ап. Иоанна Богослова поставлен во чтеца епископом Старорусским Сергием (Голубцовым). В 1957 г. поступил в Ленинградскую духовную академию. 10 октября 1959 г. в Иоанно-Богословском храме при ЛДА пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского. 4 ноября 1959 г. митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) в Князь-Владимирском соборе г. Ленинграда рукоположен в сан иеродиакона. 1 января 1960 г. епископом Лужским Алексием (Коноплевым) в Николо-Богоявленском соборе г. Ленинграда рукоположен в сан иеромонаха. 15 августа 1960 г. назначен референтом Отдела внешних церковных сношений и переведен для обучения в Московскую духовную академию . Работая в ОВЦС, одновременно в 1961/1962 уч. году преподавал Священное Писание Нового Завета в Московской духовной семинарии. В 1961 г. в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве на праздник Благовещения Святейший Патриарх Алексий I возложил на иеромонаха Ювеналия наперсный крест и набедренник. 7 июля 1962 г. за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля — правом ношения палицы. 16 июля 1962 г. назначен настоятелем храма равноапостольных Константина и Елены в Тегеле (Западный Берлин) и редактором журнала Среднеевропейского экзархата «Stimme der Orthodoxie» («Голос Православия»).

http://patriarchia.ru/db/text/31765.html

Счастье – это жить с Богом О том, как жить верующему христианину в условиях противоречивой изменчивой действительности, мы беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове. 7 января, 2011 О том, как жить верующему христианину в условиях противоречивой изменчивой действительности, мы беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове. Опубликовано в журнале « Славянка ». Жизнь в современном мире подобна стремительному бурному потоку, в котором не успеваешь сосредоточиться ни зрением, ни слухом, ни умом. О том, как жить верующему христианину в условиях противоречивой изменчивой действительности, мы беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове.   Отец Валериан Кречетов родился 1937 году в семье будущего протоиерея Михаила Кречетова. После окончания Московского лесотехнического института, последовав примеру отца, поступил в московскую семинарию. В 1969 году стал священником, в 1973-м окончил Московскую Духовную академию. За долгие годы своего служения имел возможность общаться со многими выдающимися пастырями, в том числе с епископом Стефаном (Никитиным), протоиереем Николаем Голубцовым, протоиереем Сергием Орловым, архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) , протоиереем Николаем Гурьяновым . Более сорока лет отец Валериан является для духовенства и мирян примером ревности и стойкости духа, неся нелегкий крест жертвенного пастырского служения. Имеет ряд церковных наград. Автор множества статей и проповедей. Глава большой многодетной семьи. Батюшка, расскажите, пожалуйста, в какой семье Вы воспитывались? Нам, трем братьям, Петру, отцу Николаю и мне, грешному, Господь явил великую милость. Мы родились в семье, где была воспитанная в православном благочестии мать. Мой отец часто пересказывал один разговор со своим духовником, умершим в тюрьме, отцом Владимиром Воробьевым (его внук сейчас тоже священник, ректор Православного Свято-Тихоновского университета ). Отец спросил, как ему устроить семью. Духовник говорит: «Бери такую, чтобы была или христианка, как кремень, или чтобы семья христианская из нее перла наружу, вот так!» То есть в основе всего должна быть духовная сущность избранницы или избранника. И добавил: «Возьмет она тебя за руку и поведет в Царствие Небесное. Ты, – говорит, – думаешь, что идешь сам – нет, она тебя ведет».

http://pravmir.ru/schaste-eto-zhit-s-bog...

Немец очень удивился, увидев, что русский солдат верит в Бога и молится, и не стал его убивать      Великая Отечественная война застала Даниила Никитича в Ставропольском крае. Там он работал на подвозе провизии на фронт. Однажды с ним произошел такой случай: немецкий офицер приставил к нему автомат и хотел застрелить. Тут Даниил стал горячо молиться Богу. Немец очень удивился, увидев, что русский солдат верит в Бога и молится, и не стал его убивать. А однажды вражеский снаряд угодил прямо в лошадь подводы Мигачева. Его самого, тяжело раненного в голову, сбросило в кювет. Три года пролежал Даниил Никитич в госпитале, затем был оформлен пенсионером по инвалидности. По воспоминаниям игумена Филиппа (Ельшина), бывшего келейником отца Селафиила в последний год его жизни, ниже затылочной части у батюшки нащупывались «дыры» в черепе – участки без кости, заросшие только кожей. В 1963 году скончалась супруга Даниила Никитича, с которой они прожили почти полвека, и 10 декабря 1964 года он поступил в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Причем сам отец Селафиил говорил, что так сильно любил свою матушку, что если бы она не умерла, то в монастырь бы не ушел. Но пути Господни неисповедимы. Феодоре было откровение от Божией Матери, что ее болезнь дана ей ради призвания в иной мир. И матушка сама завещала супругу идти в монастырь.      20 декабря 1965 года Даниил Мигачев был пострижен в монашество наместником лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) с наречением имени в честь преподобного Зосимы Соловецкого. 29 августа 1971 года рукоположен во иеродиакона архиепископом Сергием (Голубцовым), 4 марта 1973 года им же рукоположен во иеромонаха. Где-то в 1980-х годах отец Зосима был возведен во игумена. В лавре в то время был один человек, которому советская власть дозволяла бить монахов. На отца Зосиму он нападал, видимо, по той причине, что тот пользовался народной любовью, в частности, за раздачу милостыни. Батюшка рассказывал: «Заведет в подвал, а в нем 145 кг. Во мне 95, однако я обладал такой крепостью, что убил бы его одним ударом, но ведь нельзя же, Евангелие запрещает. Вот он меня в очередной раз побил, я собрался уходить из монастыря на приход: все-таки прихожане меня уважали. Уже взялся решительно за ручку двери. Вдруг сверху на мою руку легла другая рука и раздался голос: “Не уходи, потерпи еще немного. Если ты претерпишь до конца, станешь настоящим монахом”».

http://pravoslavie.ru/147463.html

Быстро собралось тайное совещание. Пришли члены Комиссии по охране памятников - " несколько человек. После совещания они вошли в Троицкий собор и, помолившись, отделили Честную Главу от мощей преподобного, схоронив ее в ризнице. На место же ее возложили главу князя Трубецкого, погребенного в Лавре. Все участники этого страшного действа дали обет никому ни при каких обстоятельствах не рассказывать, где спрятана святыня. На Пасху комиссары и безбожники устроили шабаш в Сергиевом Посаде с разоблачением чудес. Рака с мощами была выставлена на всеобщее обозрение. Хулителям казалось, что подобное действо должно навсегда убить в посадцах веру в святыни и чудеса. На этом беснование не закончилось, и через год, 20 апреля 1920 года, Троице-Сергиева лавра была закрыта. Сокрытое чудо - " Все это время Глава преподобного, убереженная от надругательства, секретно хранилась в ризнице вплоть до закрытия Лавры. В 1920 году Ю. А. Олсуфьев, поместив ее в дубовый ковчег, перенес в свой дом на улице Валовой в Посаде, ставшем Загорском. В 1928 году закрутилось " сергиево-посадское дело " , пошли массовые аресты " бывших " - " всего 70 человек. Чтобы переждать это время, ковчег со святыней закопали в саду дома Олсуфьевых, и никто из причастных к тайне не выдал ее на допросах. В те годы существовал еще Политический Красный Крест и его добрый гений Е. П. Пешкова, благодаря которой удалось сберечь жизнь многим посадцам, в том числе графу Олсуфьеву, которому, однако, пришлось скрыться в Нижнем Новгороде. В начале 30-х годов накатилась новая волна арестов. В 1933 году был арестован П. А. Флоренский. В посадскую тайну посвятили Павла Александровича Голубцова, ставшего позже архиепископом Новгородским и Старорусским. Кстати, я хорошо его знал, он был моим духовником. Впоследствии по его оговоркам я стал догадываться, что он хранит какую-то тайну. Лишь незадолго до смерти, уже будучи епископом Новгородским и Старорусским, владыкой Сергием, он кратко поведал эту историю...¦ Итак, Голубцов тайно перенес ковчег со святыней из олсуфьевского сада и сокрыл его в окрестностях Николо-Угрешского монастыря под Люберцами. " Когда я ее нес, она казалась мне необыкновенно тяжелой " , - " рассказывал он своему однокурснику по семинарии - " будущему митрополиту Питириму (Нечаеву)...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

– А когда и почему вы перешли из старообрядчества в Православие и решили поступать в семинарию? – В армии вместе со мной служил Павел Александрович Голубцов, будущий епископ Новгородский Сергий. Он был искусствоведом, неплохо писал иконы. Так как у него было высшее образование, его раньше отпустили из армии, он буквально за 2 года окончил семинарию, поступил в академию. Реставрировал Богоявленский собор, а когда я демобилизовался и пришел к нему, работа там уже заканчивалась. Но он мне посоветовал ехать в Белоруссию. Сказал: там бедные церкви, и опыт приобретешь, и людям поможешь. Поехал я в Белоруссию просто как художник. Упрямый я был старообрядец, хотя чувствовал, что не все правильно у беспоповцев. Разве ж это дело – всего два таинства (крещение и покаяние) и то только страха смертного ради? Ведь если умирает человек, любой мирянин может крестить. Но все же держался родительской веры. А в Белоруссии помогал реставрировать храмы двум братьям-священникам Базилевичам. И один из них, отец Борис, убедил меня поступать в семинарию. Оставайтесь, сказал, старообрядцем, а закончите семинарию и приведете в Церковь всю свою братию. Зажег он меня. Через миропомазание я присоединился к Церкви и в 51-ом году поступил в семинарию. Мама, конечно, переживала, но потом смирилась с моим выбором. Потом она познакомилась с отцом Сергием (Голубцовым), когда он еще архимандритом был. Но ни сама она, ни сестры к Церкви так и не присоединились. Надо врачевать раскол. А в итоге старообрядцы и у себя в расколе: беспоповцы, поморцы. Я бы предложил всем объединиться и, конечно, лучше всего признать Патриарха. Нравятся вам обряды? Пожалуйста, я сам до сих пор крещусь двумя перстами. И Святейший об этом знает, знали и Патриархи Алексий I и Пимен. Все проклятия сняты – единоверцев Церковь признает. – После семинарии вы не сразу приняли сан? – Да, меня рукоположили только в 72-ом. Так сложилось… Преподавал у нас протопресвитер Николай Колчицкий из Богоявленского собора. Узнал он, что я художник, позвал расписывать собор.

http://pravoslavie.ru/36538.html

И ему было предоставлено почетное право в храме Христа Спасителя вынуть жребий, определивший избрание митрополита Московского Тихона Беллавина на Московский Патриарший престол. В последние годы старец проживал в Сергиевом Посаде. Скончался он 19 сентября 1928 года на 83-м году жизни. На похороны пришла масса людей. Гроб несли на руках от дома до [Храм Воскресения Христова с приделом святых апостолов Петра и Павла (Сергиев Посад) храма Петра и Павла], потом из церкви до Кукуевского кладбища. Шел дождь. Промокшие, не евшие весь день люди шли по глубокой грязи за гробом, пели и читали молитвы. 40 священников собрались для отпевания старца – явление необычайное, тем более в те страшные годы. Через несколько лет почти все они были репрессированы, многие расстреляны или погибли в лагерях. В 1953 году останки старца Алексия были перенесены на Старое (Северное) кладбище Сергиева Посада (тогда Загорска), в семейное захоронение Беневоленских. Сделано это было благодаря С.М. Боскину. А в 1994 году произошло второе перезахоронение. Останки старца положили в новый гроб и перевезли в Зосимову пустынь, которая тогда начала возрождаться. На Всехсвятском кладбище похоронены также: ординарный профессор Московской духовной академии по кафедре Литургики и церковной археологии, член Правления Академии, доктор церковной истории и отец десятерых детей Александр Петрович Голубцов (1840-1911); журналист и поэт, преподаватель русской литературы и собиратель старины, редактор «Русского обозрения» Анатолий Александрович Александров (1861-1930); знаменитый резчик-миниатюрист и его семья Иван Семенович Хрустачев, подаривший царю сделанную им икону «Благословение князя Дмитрия Донского на брань против Мамая преподобным Сергием Радонежским»; художница, дворянка по происхождению Екатерина Федоровна Цветаева; художница, сестра о. Павла Флоренского Раиса Александровна Флоренская; главный смотритель и один из основателей лесного хозяйства, лесничий Николай Николаевич Колесников, посадивший несколько березовых рощ и кедры в Семхозе на берегу Копаного пруда и много других деревьев.

http://azbyka.ru/palomnik/Всеxсвятское_п...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010