– Ред.), олимпийская свора. Совсем другое дело – Святая Троица христианская. Частные имена здесь либо неведомы, либо сокрыты. Возвещены человечеству лишь имена родственные: Отец, рождающий Сына; (Сын, рождающийся от Отца. – Пер.) и Дух [Святой], исходящий от Отца. Отец, Сын и Святой Дух. Ни малейшего упоминания о тезисе, антитезисе и синтезе. Ни тени каких-либо столкновений и несогласий. Никаких признаков наличия сообщничества, основанного на недоверии. Нечто неслыханное и не отмеченное в истории рода человеческого или, по крайней мере, забытое. Это – Христово Откровение о Святой Троице, Его раскрытие Троичного Божества. И никогда Христова Церковь не упоминает о Святой Троице, не подчеркивая Ее единства и единосущия. Святая Троица – один Бог, а не три. Вопреки сему, триада индийская, а равно и египетская, и эллинская – это три бога с тремя разными индивидуальными именами, без родственной смычки и без единого и тождественного духа. Так это в Индии и в Египте, в Элладе и в Риме. Так это во всем языческом мире, где только упоминается какая-либо «божественная триада». А теперь, Феодул, вот тебе руководство, чтобы мог ты отличить Святую Троицу в единстве от не-святой триады в раздоре, отделяя правду от обмана и свет от тьмы, и обрести жизнь, чуждую всякой смертоносной плесени. Сказал Господь Иисус, Сын Предвечного Отца: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Мф.11:27 ). Я Божий Сын ( Мф.27:43 ). Я и Отец – одно ( Ин.10:30 ). Отец во Мне и Я в Нем ( Ин.10:38 ). Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего ( Ин.15:23 ). Все, что имеет Отец, есть Мое ( Ин.16:15 ). Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу ( Ин.16:28 ). Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое... [и] Который от Отца исходит. Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26; 15:26 ). И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю вам, да прославится Отец в Сыне ( Ин.14:13 ). И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины (в серб.: Духа Истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Сама эта анафема наложена (на православных иконопочи- тателей) неверно, но в данном случае этот текст представляет для нас интерес в качестве свидетельства о том, что в восточно-христианском сознании этого времени слова «отлучение» и «анафема» бытовали как синонимы. 12 . В Евангелии есть слова Христа: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата, твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скалеи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф.28:1517 ). Крупнейший исследователь церковного права епископ Никодим Милошевич по этому поводу замечает: «Это место св. Писания говорит нам, в чем состоит сущность церковных наказаний. Сущность этих наказаний, как мы видим, в том, что христианин, вновь ставший язычником, начинает восприниматься христианами именно как язычник. На него распространяется Христова же заповедь об отношении к нему (как к любому человеку и прежде всего врагу) с любовью. Но он уже не составляет одно духовное целое с остальными христианами. Основатель Церкви, упомянув средства, которые должно употреблять для исправления преступника закона, объявил, что при упорстве его следует лишить общения с Церковью, исключить из Церкви и считать чуждым ей. В лишении общения с Церковью состоит, следовательно, последнее и потому самое высшее наказание, которое церковный суд может налагать на лиц, преступивших ее законы. Под именем общения понимаются все права, получаемые человеком со вступлением его в Церковь , и в частности, право пользоваться благодатными дарами Церкви, из которых высшим яв­ляется таинство св. Причащения», продолжает сербский канонист. 272 13 . Кроме того, можно прислушаться к тому, что говорят об анафеме как высшем церковном наказании богословы-специалисты в области канонического права. «Сущность церковных наказаний состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самая продолжительная из записанных молитва Иисуса — та, накануне страданий; причем записал ее лишь четвертый Евангелист. Ее можно назвать молитвой о Церкви . В ней Спаситель молится Своему Отцу о сохранении Апостолов. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Апостолы знаменуют собой первую Христову Церковь. Об этой Церкви молится Христос перед Своей смертью. К тому же возносит Он молитву и о Своей Церкви в ближайшем и далеком будущем, а значит — и о нас, самых отдаленных [по времени]. Ибо говорит: Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, — да уверует мip, что Ты послал Меня (Ин. 17,11. 20–21). Как молится родитель о своих чадах, а сеятель — о своих посевах, так Иисус молится обо всех тех, кто остается после Него и верует в Него, через все века и во всех поколениях. Налицо Божественный урок, как [подобает] отцу молиться о своих детях, учителю — о своих учениках, сеятелю — о своих засеянных полях. Трижды Иисус молился Своему Отцу о Себе [Самом]. В первый раз — вознося молитву после Тайной вечери: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить; и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мгра (Ин. 17,4–5). Эти слова Господь произнес наперекор иудеям (букв.: из–за евреев. — Ред.), которые всё делали ради стяжания славы человеческой. А ведь и раньше говорил Он им: Не принимаю славы от человеков (Ин. 5, 41); Меня прославляет Отец Мой (Ин. 8,54), — чтобы и мы прославляли Бога и чаяли вечной славы от Него, а не домогались тленной и мнимой славы человеческой. Во второй раз Иисус молился о Себе в Гефсиман– ском саду, перед арестом и страданиями. Пал Он на лице Свое, молясь и глаголя: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26,39). И так трижды. Явился же ему Ангел с небес и укреплял Его… И был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22, 43–44).

http://predanie.ru/book/217172-edinyy-ch...

См. еп. Каллист (Уэр). Православная Церковь. М., 2001, с.94. [Соколов И. И. ] История Православной Церкви в XIX веке. Православный Восток. Спб., 1901. Сс.66 и 22. Участае патриарха в подготовке восстания оспаривает, однако, Ф. Курганов в рецензии на нижецитируемую работу Преображенского (см. Византийский временник т.14 (1907). Спб., 1909). Православная святоотеческая традиция запрещает в молитве желать зла людям, проклинать их. Но ветхозаветные тексты знают подобные примеры. «Должно ли воздавать злом за добро? а они роют яму душе моей. Вспомни, что я стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе, чтобы отвратить от них гнев Твой. Итак предай сыновей их голоду и подвергни их мечу; да будут жены их бездетными и вдовами, и мужья их да будут поражены смертью, и юноши их умерщвлены мечом на войне. Да будет слышен вопль из домов их, когда приведешь на них полки внезапно» (Иер.18, 20-22). Преображенский А. Патриарх Григорий v и греческое восстание//Православный собеседник. Казань, 1906, июль, сс.344-352. В 1838 году в Константинополе жило 28 тысяч греков и 100 тысяч евреев (200 тысяч армян и 500 тысяч турок) см. Гиббон. Закат и падение Римской Империи. М., 1997, Т.6, с.589. Преображенский А. Патриарх Григорий v и греческое восстание//Православный собеседник. Казань, 1906, июль, сс.365-369. «Я здесь совершенно один русский…». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. Спб., 2002, сс.234-235. «Я здесь совершенно один русский…». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. Спб., 2002, с.236. «Я здесь совершенно один русский…». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. Спб., 2002, с.245. Печать антихриста//Сербский Крест. Святая Русь. 45, сентябрь 2000 г. прот. Ник. А. Письмо священника. Комментарии к проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина)//Русский вестник.2001, 7. Там же. Там же. архим. Алипий (Кастальский–Бороздин). Глобализация как инструмент апостасии. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Совершенно иное – Святая Троица христианская. Личные имена здесь и неведомы, и сокрыты. Объявлены человечеству лишь наименования родства: Отец, Рождающий Сына, и Дух, Исходящий от Отца. Отец, Сын и Дух Святой. Никакого упоминания о тезисе, антитезисе и синтезисе. Ни упоминания о столкновении либо расхождении. Ни упоминания о каком-то недоверчивом компаньонстве. Нечто неслыханное и небывалое – или, по крайней мере, забытое – в истории рода человеческого. Это Откровение, это откровение Христово о Святой Троице. И всегда Церковь Христова вспоминает Святую Троицу как Бога единого, а не трех. В противоположность этому триада индийская, как и египетская и эллинская, – это три бога с тремя разными собственными именами, без родственной связи и без единого и одинакового духа. Три разных бога, три разных имени, три разных духа. Так в Индии, так же в Египте, так же в Элладе и Риме. Так во всем языческом мире, где только упоминается некая божественная триада. А сейчас, Теодул, вот тебе указатель пути, чтобы ты отличал Святую Троицу в единстве от несвятой триады в раздоре, истину от лжи, свет от тьмы, жизнь от смертной плесени. Господь Иисус Христос, Сын Превечного Отца говорит: Никто не знает Отца, кроме Сына; и Сына не знает никто, кроме Отца. Я Сын Божий. Я и Отец – одно. Отец во Мне и Я в Отце. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Все, что имеет Отец, Мое есть. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Чего ни попросите у Отца во имя Мое, то вам сделает, да прославится Отец в Сыне. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек: Духа истины. Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, свидетельствуют обо Мне. Как Меня знает Отец, и Я знаю Отца. Отец Мой, Который Меня славит. Я не Сам от Себя пришел, но Он (Отец) послал Меня. Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно. Дух – то, что животворит; плоть не помогает нисколько.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса, распятого на Кресте, а именно: 1) как [благотворно] использует Он последнее дыхание жизни и спасает разбойника на кресте; 2) как предает Он дух Свой в руки Отца: Отче! в руки Твои предаю дух Мой . Проповедь о скором Господнем пришествии Се, гряду скоро . Откр. 22:7 Неверующие враги собственных душ скажут: «Две тысячи лет тому назад обещал [Он] прийти, а всё еще не приходит!» Так насмехаются те, кто будет [стонать и] причитать в вечных муках. А мы, готовящиеся войти в радость Его Царства, знаем, что придет Он в силе и славе, как и обещал. Знаем мы, что приходил Он уже несметное число раз, являясь Своим верным. Не пришел ли Он к Иоанну Боговидцу, которому и сказал эти слова: Се, гряду скоро ? Иоанн лицезрел Его в силе и славе и почувствовал на себе Его руку, когда, устрашившись, пал к Его ногам, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою ( Откр. 1:17 ). Не Он ли пришел к Савлу, когда тот поначалу дышал ненавистью против христиан и когда на пути в Дамаск пал на землю, увидев Господа и услышав глас Его: Савл, Савл!что ты гонишь Меня ? И опять-таки не Он ли вошел в сердце апостола Павла, когда тот признался: У же не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 )! И не Он ли посещал многочисленных мучеников и мучениц за имя Его, чтобы поддержать их, исцелить, обласкать? Не Он ли являлся преподобному Антонию Великому , великомученику Феодору Стратилату, священномученику Харалампию, святой [мученице] Марине, святителю Сильвестру и многим, очень многим другим? Но о чем мы говорим? Не Он ли на третий день возвратился из царства смерти и пришел к Апостолам? И [не Он ли] так неоднократно приходил на помощь Церкви, словно из мертвых воскрешая ее, когда враги Его ликовали, думая, что навсегда предали они Его Церковь смерти? Не Он ли явил Свою силу в Церкви и в правление Нерона, как и в эпоху Константина, и при Юлиане Отступнике, как и в царствование Юстиниана, [а также] в годину арабского гнета и турецкого и монгольского деспотизма над христианами?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю Давида и Саула, человека с Духом Божиим и человека без Духа Божия (1 Цар. гл. 18), а именно: 1) как Саул боялся Давида за его добродетель и как Давид во всем был покорен Саулу; 2) как Саул притворно награждал Давида и в то же время послал его в среду филистимлян, чтобы он погиб; 3) как богоотступник всегда больше всего страшится Божия человека. Проповедь о чудесном камне на Сионе Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, [честный,] крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. Ис.28:16 Сей досточудный камень, братья, – это Сам Господь наш Иисус Христос. Ведь если бы пророк имел в виду обыкновенный камень, то не упоминал бы веру в него; а иначе он прорицал бы идолопоклонство. И у пророка Даниила говорится о камне, который отвалился от горы и разбил большого истукана, а сам сделался великою горою и наполнил всю землю ( Дан. 2:34–35 ). Пророчество о камне у Даниила предназначено для язычников, а у Исаии–для иудеев. Господь Иисус Христос – это Камень, положенный, во-первых, в основание всецелого Божия творения, ибо Он – Слово Божие и Божия разумность [в серб, букв.: словесность. – Пер.]; во-вторых, [положен Он] в основание Ветхого Завета как подготовительного и, в-третьих, в основание Нового Завета как заключительного. Камень краеугольный – то есть самый твердый и самый прочный, связывающий и сопрягающий другие камни и удерживающий стены разных направлений в единстве и цельности. Если же рассмотреть Господа Иисуса Христа в приложении к нашему внутреннему человеку, то Он – краеугольный Камень, связывающий и сплачивающий наши разнообразные духовные способности в единство и целостность, так чтобы всё действовало в одном стремлении, в устремленности к Богу и Божию Царству. Если же взглянуть на Господа Иисуса Христа в ретроспективе человеческой истории, то Он – краеугольный Камень, связывающий и объединяющий евреев и язычников в единый дом Божий, в Божию Церковь . Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:11 ), – говорит Апостол Нового Завета, в согласии с пророком Ветхого Завета. Кто бы доселе ни веровал в этот Камень спасения, [тот] не постыдился. И никогда никто не постыдится, если будет в Него веровать. Ведь Камень сей – основание крепко утвержденное и воистину Он – Камень испытанный, драгоценный и честный .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю чудесное превращение жезла в змея и змея – опять в жезл (Исх. гл. 4), а именно: 1) как Господь, сотворивший и змея, и жезл из праха, может Своей силой – в высших целях – претворять мертвое в живое и живое в мертвое; 2) как и мою засохшую во грехе и умерщвленную душу Господь способен, по моей вере и молитве, обратить в жизнь. Проповедь о радости от веры во Христа ...Которого (то есть Христа), не видевши, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною. 1Пет. 1:8 Это слова святого апостола Петра. Он видел Господа и любил Его. Он лицезрел Господа и веровал в Него. Именно поэтому хвалит он любовь тех, кто не видел Господа, и веру тех, кто не взирал на Него своими очами. Сам Господь сказал: Блаженны невидевшие и уверовавшие [в серб, букв.: Благо тем, которые не видели и веровали . – Пер.] ( Ин. 20:29 ). Блаженны не видевшие Господа так, как видел Его Апостол, и, однако же, любящие Его апостольской любовью. Блаженны не взиравшие на Господа так, как взирал на Него Апостол, и, тем не менее, верующие в Него апостольской верой! О братья мои, если не видим мы Господа, то видим Его дело, озарившее всю человеческую историю с одного конца до другого и просветившее духовной значимостью всякую тварь под небесами. Если не видим мы Господа, то созерцаем Его Святую Церковь , созидаемую на Его Пречистой Крови из многочисленных святых и праведных [людей], а также из несметного числа душ, крещаемых во имя Его из века в век. Если [и] не взираем мы на Господа лицом к лицу, как лицезрели Его Апостолы, [то] верим, что Он среди нас во Плоти и Крови, которыми, по Его заповеди, мы причащаемся, и, причащаясь, радуемся радостью неизреченною . Жив Господь, братья, и близко Господь! Это – наша непоколебимая вера и это искра огня, возжигающего наши сердца в пламень любви ко Господу, живому и близкому. А коли знаем [мы], что Господь, Создатель наш, по любви сошел на землю и стал ради нас человеком, а к тому же – что был Он умерщвлен и [по Воскресении Своем. – Пер.] явился живым, – то какие еще более твердые устои требуются нашей вере и какое более прочное основание [нужно] нашей любви!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

СОЧУВСТВУЙТЕ ГРЕШНИКУ. Это способ помочь им исправиться. Высмеивание и осуждение не принесут ему пользы. Христос считал таких людей больными. Он посещал их (как, например, Закхея), ел с ними, сердечно беседовал с ними. Поэтому Ему удавалось вернуть им духовное здоровье и человеческое достоинство. ПРИМИРИТЕСЬ С ВРАГОМ. Перед тем, как отправиться в церковь или в суд, христианин должен попробовать примириться со своим недругом. «Если же согрешит против тебя брат твой», предприми все возможные меры к примирению, как ясно определил Господь ( Мф.18:15–17 ). БЕЗ БОЯЗНИ ИСПОВЕДУЙТЕ ХРИСТА ПРЕД ЛЮДЬМИ. «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей» ( Лк.9:26 ). БЕРЕГИТЕСЬ ЛЖЕ-ХРИСТА. В последние времена безбожники и враги Христа провозгласят себя или другого опасного лжеца «христом». Предвидя это, Господь Иисус Христос напоминал: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я... не ходите вслед их» ( Лк.21:8 ). ВОЗДАВАЙТЕ ПО ЗАСЛУГАМ. Отдавайте «кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф.22:21 ). Это значит: отдайте мирским властям то, что принадлежит миру, а Богу – дары духовные. Как на монетах выбит профиль кесаря, так и на душе человеческой отражен лик Божий. БУДЬТЕ БЛАГОРАЗУМНЫ. «От всякого, кому дано много, много и потребуется» ( Лк.12:48 ) либо в здоровье, либо в богатстве, либо в знании, либо в почестях. Если вам дано мало, то от вас мало и потребуется. Божия правда определенна и совершенна. Не разумно восставать против таких законов. БУДЬТЕ ГОТОВЫ СЛУЖИТЬ. Служение облагорожено Христом и через Христа, поэтому добровольные рабы Божии – это новая элита. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ). «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример» ( Ин.13:14–15 ). БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ЖЕРТВЕ, причем не только материальными вещами, но и жизнью своей ради Христа, Который пожертвовал Собой ради нашего вечного спасения. «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Вы можете иметь множество друзей, но самым близким другом должен быть только Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

– Считаете ли вы, Ваше Святейшество, что когда в человеке существует это духовное равновесие, он менее подвержен заболеваниям, и психическим и физическим? – Конечно. Особенно психическим. Это то, о чем мы уже говорили: Посылаю вас как овец среди волков. Видите, не только интеллект важен, но доброта, что значит – противостояние злу. Когда установится равновесие, человек сможет противостоять ему, когда создаст в себе гармонию сможет претерпеть все, и если придется то и жизнь положить за правду Бога, даже любить врагов. Но душу свою не предаст, честь свою и честь народа не уронит. – Любить врага своего, разве это не патологическая любовь? – Нет, такая любовь к врагу, о которой говорит Господь: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми…. Любовь к врагу – не просто эмоция, которая бы означала, что я к преступнику, который должен меня сейчас зарезать, обращусь словами: Где ты, брат мой? Нет, не то. Враг не знает, что катится в вечную погибель и не знает, что делает. У него, как у коня, шоры на глазах, и он смотрит только в одном направлении и ничего вокруг себя не видит. А мы видим и жалеем его, ибо эта личность готовит себе вечную муку. Только покаяние перед Богом и молитва Богу могут его спасти и изменить его жизнь. Как только началась эта наша военная беда в Хорватии, в Боснии и Герцеговине, наша Церковь благословила ежедневную молитву за врагов, чтобы Господь направил их на путь правды и истины, покаяния и спасения. Молимся за всех, кто согрешает. Молимся за наш народ, но и за врагов. – Невероятна и удивительна ваша любовь к каждому человеку, как научиться этому? – Конечно, прежде всего, человек должен получать это в семье. С родными мы связанны самыми крепкими узами, кровью, единством. Родители в первую очередь должны дарить ребенку любовь. Тогда и он будет источать любовь всю жизнь. Конечно, любовь не как мягкотелость, слабость, но сила, которую надо развивать постоянно. Это трудно, но возможно. Так человек станет мил Богу и полезен людям.

http://pravmir.ru/patriarh-serbskiy-pave...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010