Тогда пришел Он, Христос Спаситель, и благовествовал мир вам, далеким и близким, и уже через это привел тех и других, то есть евреев и язычников, в едином духе к Отцу. В новой твари – или новом человеке, или в Церкви Божией – один дух; и каждый, кто вступает в Церковь Божию, принимает этот дух, так что сколь бы ни увеличивалось число членов Церкви, всегда остается тот же один дух Божий, и сколько бы народов, племен и рас ни вступило бы в Церковь Божию, дух не меняется, а остается всегда навсегда один и тот же дух. Вот почему вы, язычники, не чужие и не пришельцы в Церкви, а так же, как и все остальные члены Церкви, сожители святых и домочадцы Бога. Ибо Церковь на святости основана, и ее краеугольный камень – Святой над святыми, и по плану все члены ее должны стать святыми. Святыми называются и все те, кто жили до Христа, но ожидали Христа и надеялись на Него, равно как и все те, кто жили после Христа, призывая Христа как Господа Сына Божия, как Спасителя, Искупителя, Воскресителя и Судию. Грех отделяет и отчуждает от Бога. Но через Христа Господа отделенность и отчужденность исчезает, и все верные, иудеи они прежде или язычники, становятся домочадцами Бога – все из-за и через Господа Иисуса Христа. О, братья мои, Господь Христос даровал нам нечто более высокое и драгоценное, чем эта жизнь, – даровал нам мир и дружбу с Богом. А это более высокое и драгоценное, чем жизнь в отчужденности от Бога. О, Господи Иисусе Христе, Миротворче и Миродавче, удержи нас до конца в мире с Богом. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 26 Ноября. Поучение об основании и камне краеугольном ...Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф.2:20 ) Братья, основание апостолов и пророков – это жизнь и деяния апостолов и пророков. Это Ветхий и Новый Завет . Кто соединяет апостолов и пророков? Христос Господь. Без него ни пророк не понимал бы апостола, ни апостол пророка. Он же – исполнение пророков и свидетельство апостолов. Так что Он – краеугольный камень, который соединяет пророков и апостолов, держа их вместе, подобно тому, как краеугольный камень держит вместе стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Тогда сказал ему Иисус: Что делаешь, делай скорее ( Ин.13:27 ). Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь ( Ин.13:30 ). Ночь вокруг него, и ночь в нем. Тщетно уничижил Себя Учитель, нагнувшись и омыв ему ноги; напрасно и протянул ему кусок хлеба в знак любви, – в Иуде слышалось лишь позвякивание проклятого серебра и шепот диавола, понукавшего его идти, куда пошел. Ноги омыты, но сердце осквернено. Ведь и те, кто серебром заплатил ему за предательство, ежечасно омывали руки «по локоть», однако сердце их было, как гроб, полный мертвых костей и зловония. На самом деле, Феодул, Иуда принял лишь кусок хлеба, но не прикоснулся к чаше и не причастился Христовой Кровью. А Господь ясно сказал: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ии.6:53). Некоторые еретические «церкви» до сего дня не дают своим верующим Христовой Крови, преподавая им лишь кусок хлеба, и причем бесквасный и несоленый (под стать иудейскому опресноку). Так причащался только Иуда-предатель, тогда как все остальные Апостолы приняли полноту Святых Даров, Тело и Кровь. Сие апостольское Причащение строго содержит Православная Церковь , испокон веку преподавая – по заповеди Христовой – своим верным чадам Святые Дары в обоих видах, как это и было на оной первой Литургии. Из-за упомянутых еретиков, лишающих народ причастия Господней Крови (то есть предвидя их появление в будущем. – Пер.), Господь и сказал Апостолам[, подавая им чашу]: Пейте из нее все ( Мф.26:27 ). Преломив же и разделив хлеб, не произнес слова все, но лишь сказал: Приимите, идите: сие есть Тело Мое ( Мф.26:26 ). Но засим протянув им чашу, заповедал: Пейте из нее все. Почему в первом случае Иисус не произносит слово все, а во втором произносит? Потому что всевидящий Господь, проницая в будущее, ясно зрел появление сего соблазна, то есть что священники в ряде стран лишат мирян причащения под обоими видами, преподавая народу только хлеб без вина и тем самым затворяя ему врата вечной жизни. Ибо кто осмелится, упразднив Христово слово, уповать на вечную жизнь? Со страхом и трепетом Восточная, Православная Церковь принимает слово Спасителя мира: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:54 ). Принимая это святое слово, Православная Церковь и на деле исполняет его, причащая весь народ Его Телом и Кровью – так, как и Он причастил Своих Апостолов на той первой и учредительной Литургии и как Сам Господь впоследствии, по Воскресении, возвестил о сем [то есть о том, как нужно причащаться] великому апостолу Павлу ( 1Кор.11:23–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

10 . Из этого ясно, что христианская вера не похожа на другие религии и веры в мире. Ибо другие веры [происходят] от людей с земли и от земли, от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разуму или по обману от злых духов. Никто из основателей других вер не сказал, что он сошел с неба, ни что он послан Отцом, ни что он свидетельствует о небе то, что видел и слышал, ни что он снова вернется на небо. Поэтому не может быть и речи о примирении или уравнивании свидетельства Христова с прочими верами и верованиями в мире. 11 . Не спрашивай христианина, верует ли он в Бога, но спрашивай, верует ли он в Евангелие, в Радостную Весть Христову. Потому что если он скажет, что верует в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, то он скорее язычник, потому что дошел до веры, которую люди имели и две тысячи лет назад, как, например, некоторые греческие и азиатские философы. Для чего же тогда Христос сошел с неба? И почему Своею кровью запечатлел Свое откровение миру, Свою Радостную весть? Поистине такой христианин так же принимает на свою главу [вину за] кровь Сына Божия, как и те, кто кричали: «Распни, распни Его!» 12 . Православная Церковь , единственная Церковь Христова в мире, с самого начала хранила Евангелие, без оглядки налево или направо и без того, чтобы полагаться на другие религии, на языческую философию или на естественные науки. Потому что когда идешь с опытным и хорошо видящим путеводителем, бессмысленно и смешно спрашивать о пути слепцов. 13 . Имея совершенную веру во Христа и в Его Радостную весть, отцы и учители Церкви энергично отвергали как эллинскую философию, так и мистерии азиатские и африканские. Хотя они и учились в Афинах философии, как Златоуст, Василий и Григорий Богослов ; так же, как и те, кто был рожден египтянином или сирийцем, как святые Антоний, Макарий, Исаак Сирин , Ефрем Сирин и другие. 14 . Хотя эти святые отцы хорошо знали языческие философии и религиозные мистерии, и притом из первых рук и на своем родном языке, они были решительными защитниками единоспасительной веры в Евангелие. Ни малейшего компромисса не допустили они ни с кем и ни с чем, что земное и от земли, что от человека и по человеку и что находилось вне Христа и Его Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

3 Апреля. Поучение о Первом и Последнем, Живом Не бойся; Я есмь Первый и Последний и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь ( Откр.1:17–18 ) Так сказал Господь Иисус любимому ученику Своему Иоанну в видении на острове Патмос. Чего не бойся? Не бойся гонения на церковь со стороны язычников. Не бойся мучителей, которые мучают Моих верующих со всех сторон. Не бойся царей, которые поднимают гонения на христиан. Не бойся деспотичных вельмож этого мира, которые издеваются над Моим унижением и Моей смертью. Не бойся бесов, которые ослепляют людей страстями, и те не видят истины, которую Я принес в мир. Не бойся ничего! Как же не бояться, Господи! Когда весь мир до зубов вооружен и восстал против нас, малочисленных и невооруженных, как же не бояться? Не бойся, потому что Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. А все эти войска, вооружившиеся против вас, являются не чем иным, как преходящей ордой мертвецов. Я прежде времен и Я после времен, до начала всего и после конца всего сотворенного Я. А они все заперты в одну пядь времен, которую Я Сам каждому сотворенному отмерял, и из той пяди они не могут протянуться. Не бойся, потому что Я был мертв, и се, жив. И смерти не бойся. Я до смерти и после смерти. Смерть – слуга Мне, и Я пустил слугу Своего в мир, чтобы Мне послужил. И Я подчинился Своему слуге на три дня, и приказал ему, чтобы Меня отпустил, и се, жив. Я властитель смерти, как и жизни. Я властитель времен, как вечности. Не бойся! Во веки веков Я жив. И ты жив будешь со Мной. И все те, кто останется Мне верен и не убоится, живы будут со Мной. Не бойся, Я есмь Альфа и Омега. Господи Вечный и Бессмертный, дай, чтобы эти Твои святые слова всегда звучали в душах верующих Твоих, когда возникнет гонение на святую Церковь Твою. Чтобы не убоялись мы, держась Твоей десницы. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  разделы   рассылка  распечатать Ответ на клевету на о. Всеволода Чаплина Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Ваше Святейшество! Мы, Ваши верные послушники, всецело поддерживаем Ваши усилия направленные на защиту и утверждение Правды Божией. Мы видим, как благодаря Милости Божией, Вашим усилиям, работе членов Священного Синода и Патриархии, стараниями протоиерея Всеволода Чаплина реализуется замысел Божий о нашем народе. Мы видим как наша нация духовно возрождается, как все больше и больше людей начинают строить свою жизнь вокруг Таинства Евхаристии, как меняются общественные нормы и законы нашего государства, стремясь в русло христианских ценностей. И мы от всего сердца благодарны Богу, что в такой трудный и многозначительный для нашего народа момент, нам даровали таких мудрых Пастырей. Мы чувствуем радость, осознавая, что Русская Православная Церковь не пытается идти путем конформизма, не пытается исказить Истину Божию в угоду миру сему, но наоборот, смело и решительно отстаивает ее в общественном пространстве, как о том писал святитель Николай Сербский: " Человеческий долг состоит не в том, чтобы покориться духу времени, а в том, чтобы время покорить Духу Божиему, святому, вечному, неизменному " . Мы понимаем, что живем в нелегкое время, когда Церковь наша сталкивается с множеством вызовом и испытаний не только из внешней среды, но и изнутри. Со скорбью мы наблюдаем, как сбываются слова святого апостола Павла: " Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням " . Видим как некоторые священнослужители и маргинально-настроенные группы верующих (или тех, кто изображает из себя таковых) искажают святоотечекое вероучение, которое они считают недостаточно прогрессивным для нашего времени, пытаются противопоставлять свои представления о либеральном " христианстве " , реальной Церкви Божией, пытаются стать своими для мира, но не для Бога.

http://religare.ru/2_103762.html

А еще пример? – Господь Иисус Христос повелел Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Почему Дух Святый называется Животворящим? – Потому, что настоящей жизни без Духа Святого нет ни на небе, ни на земле. Почему Православная Церковь учит, что Дух Святый исходит только лишь от Отца (в отличие от неправославных, которые утверждают, что Дух Святый исходит и от Отца и от Сына)? – Потому, что Православная Церковь рассуждает логически и полагает, что Бог о Себе знает лучше, чем люди знают о Нем. И наш Господь Бог Иисус Христос, объявивший о тайне Божественной сущности, открыл Своим ученикам о Святом Духе, что Дух исходит от Отца, сказав: «Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Почему говорится, что устами Пророков говорил Дух Святый? – Потому, что это – неоспоримый факт. Святой апостол Петр пишет: Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:20–21 ). Были ли Апостолы тоже вдохновлены и движимы Духом Святым? – Конечно! Однако об Апостолах в Символе Веры не упоминается, потому что при составлении Символа Веры в этом никто не сомневался. Упомянуты лишь Пророки, поскольку в те времена еретики отрицали тот факт, что Ветхий Завет написан по богодухновению, Духом Святым. Являлся ли когда-нибудь Дух Святый в видимом образе? – Он явился в обличии голубя во время крещения Иисуса. Кроме того, Он появился в облике разделяющихся языков огненных и сошел на Апостолов в Духов день, на Пятидесятый день после Воскресения Христова. Может ли любой христианин стать причастником Духа Святаго? – Истинный христианин может, ибо это следует из слов Иисуса Христа, полных укоризны: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк.11:13 ). Святой апостол Павел писал: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Если мы грешим и не каемся, то оскорбляем Пречистую Матерь Божию и оскорбляем светлых Божиих ангелов и все праведные небеса. Что нам пользы от празднования? Что нам пользы от молитвенных собраний и духовного пения? Господь смотрит не на язык, а на сердце, и, когда Он приидет судить мир, будет судить не язык, а сердце. Если нечистыми будут наши сердца, отвергнет нас, а если найдет наши сердца чистыми, исполненными милости и любви, примет нас в Свое вечное Царство. Потому сказал ветхозаветный мудрец: Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни ( Притч. 4:23 ). Если сгниет сердцевина дерева, долго ли проживет оно? А человеческое сердце гниет от греха, и если сгниет, то человек из человека превращается в тень и влачится по земле, пока совсем не исчезнет. Да не будет такого с вами, братья мои, да не обратитесь в тени, но останетесь людьми Божиими, а если вы люди Божии, то и наследники Царства Божия. В притче о блудном сыне повествуется о том, как человек, потеряв право быть сыном Божиим, покаянием может вернуть себе сыновнее достоинство ( Лк. 15:11–32 ). Апостол Павел говорит: Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал. 4:4–7 ). Из сказанного ясно, что поскольку сыновство приобретается в крещении, покаянии и во всем, что преподает и чему учит Церковь Божия, то «кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Такому Бог – Создатель, Господин и Судья, а не Отец; Он тем Отец, которые пожелают быть Его – в Господе нашем Иисусе Христе. О цели покаяния и веры в Евангелие пусть скажут два слова из Священного Писания. Что есть человек? Аз есмъ червь, а не человек ( Пс. 21:7 ), – сказал пророк Давид. Каким должен быть человек? Вы боги и сыны Божии ( Ин. 10:34 ; Лк. 20:36 ), – ЭТИ слова из уст самого Христа Спасителя. Превратить червя в бога и сына Божия – вот в чем цель покаяния и веры в Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

К сожалению, представители «тонкого мыслящего слоя общества», к которому относит себя псевдолиберальная интеллигенция, решительно отказывая в уме, совести, да и вообще в любых добрых человеческих качествах тем, кто с ними не согласен, взяли за правило учить всех и вся, в том числе и Церковь. Эти люди, не потрудившись хотя бы вдумчиво прочитать Евангелие, рассказывают, как Церкви следует проповедовать слово Божие и воплощать его в жизни. На этом можно было бы и закончить комментарий, но… В самом заголовке упомянутой вами статьи в «Независимой газете» содержится утверждение: служители Церкви, проповедующей мир, не должны одобрять вооруженное насилие. Ведь в Священном Писании определенно сказано: «Не убивай» (Исх. 20:13) и «Всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду» (Мф. 5:22). Но при этом служение воина, по определению связанное с вооруженным насилием, не запрещается, хотя ставится в некие нравственные рамки. Отвечая на вопрос пришедших креститься воинов: «А нам что делать?» — святой Иоанн Предтеча не сказал: «Оставьте ваше воинское дело и займитесь мирным трудом», — но потребовал: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3:14). Еще более определенно о допустимости пресечения зла с помощью насилия, причем вооруженного, говорит апостол Павел: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (см. Быт. 4:3-12). Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13:7). Война и насилие исчезнут с Земли только в эсхатологической перспективе. Мы ожидаем пришествия Царства Божия, в котором, по образному выражению пророка, люди «…перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4). Но, находясь в «мире сем», который пребывает во зле (1 Ин. 5:19) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством.

http://patriarchia.ru/db/text/4349485.ht...

Календарь Материалы 28 сентября 2005 г. [Пресса] Светлана Воинович Думаю, что это чистой воды манипуляция СМИ, и что митрополит Амфилохий такого призыва Караджичу не направлял. Сербская Православная Церковь, а особенно митрополит Амфилохий во все эти годы давления на сербский народ имели очень ясную позицию и были единственным настоящим защитником народа. С отбытием Караджича в Гаагу ничего бы не изменилось, давление на сербский народ не ослабло бы, и наша Церковь это очень хорошо знает. Данная выдумка западных СМИ – только дополнительное давление на СПЦ с целью её ослабления и фактической компрометации в глазах своего народа посредством такого «призыва» к Караджичу. [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее. [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) Как правильно понять следующие фразы: душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (1Кор. 2; 14)? [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) " И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. " То есть почему Бог не захотел, чтобы Адам жил вечно? Спасибо. [Интернет-журнал/Культура] Василий Писаревский В энциклопедиях советского периода можно найти немало Щукиных: ученый-радиотехник, паровозостроитель, актер… Вот только нет там Петра Ивановича Щукина, одного из семи братьев в известном московском купеческом роду, пятеро из которых занимались коллекционированием — не ради собственного обогащения, а во имя Отечества. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Иван Ильин Если бы надо было выразить и закрепить одним словом сущность современной мировой смуты, то я произнес бы слово продажность. Чем больше эта смута углубляется и укореняется, тем более люди отвыкают от служения и тем чаще и беззастенчивее они помышляют о добыче. Раз, заразившись этим, человек постепенно привыкает сосредоточиваться не на Деле и не на Предмете, а интересоваться своею личною «пользою», своим материальным прибытком или иным лично-житейским выигрышем. Новости 28 сентября 2005 г.

http://pravoslavie.ru/archive/050928

Календарь Материалы 29 января 2007 г. [Гость сайта] Алексей Сагань 21 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве премию Международного фонда единства православных народов. В последовавшей за этим пресс-конференции владыка Савва рассказал о положении Православия в современной Польше. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши. И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их, и поставь им царя. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Епископ Афанасий (Евтич) Сайт «Православие.Ru» предлагает вниманию читателя впервые публикуемые на русском языке главы из книги известного сербского иерарха и богослова епископа Афанасия (Евтича) «Альфа и Омега». «Мы выбрали эту тему – о человечности и бесчеловечности, – пишет автор, – так как она очень актуальна и вопрос этот глубоко христианский». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Митрополит Анастасий (Грибановский) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга митрополита Анастасия (Грибановского) " Беседы с собственным сердцем " . Продолжаем знакомить наших читателей с отрывками из этой книги. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Нафанаил (Львов) Святитель Василий Великий (330—379), память которого Святая Церковь чтит 1 и 30 января, обличитель арианской ереси, епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов литургии, учитель Церкви, — великий святой. Конечно, не образованием и не научными познаниями заслужил он такое прославление. Ибо устами святого апостола Павла Церковь учит, что «немудрое Божие премудрее человеков»: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых». [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] В каждый воскресный ив праздничный день я произносил в церкви или слова и беседы собственного сочинения, или проповеди митрополита Григория. Некоторые из моих бесед изданы, и весьма много осталось в рукописи. Изданы беседы «О Пресвятой Троице», «О сотворении мира» и«О блаженствах евангельских». Новости 29 января 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070129

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010