Другое, что можно указывать в объяснение непонятного случая, есть то, что Киприан имел в Константинополе родственные влиятельные связи. Между константинопольскими знатными боярами, так же как между терновскими, были Цамблаки 552 . Можно думать, что те и другие Цамблаки представляли одну фамилию, разделявшуюся таким образом, что одна её половина, которая-нибудь, «отъехала» на службу к чужому двору, и что константинопольские Цамблаки, быв родственниками Киприана, и устроили его служебную карьеру, доставив ему место патриаршего клирика или, – что то же, – поставив его на дорогу к архиерейству 553 . L Историю Киприана от его прибытия в Москву в качестве патриаршего апокрисиария или посла при жизни св. Алексия и до его утверждения в сане митрополита всея России мы передали выше. К истории его победы над Пимином может быть прибавлено то, что есть вероятность подозревать здесь те же придворные влияния, о которых мы сказали сейчас. В Мае месяце 1387 года Киприан, проживавший в Константинополе в ожидании суда с Пимином, послан был императором в Литву по какому-то его государственному делу 554 . Можно думать, что Киприана рекомендовали императору и устроили так, чтобы он оказал или попытался оказать последнему государственную услугу, его родственники, находившиеся при императорском дворе. Патриарх Нил своим соборным определением, имевшим место в конце 1387 – в начале 1388 года провозгласил Пимина низложенным с кафедры и объявил Киприана законным митрополитом всея России. Но Киприану нужно было достигнуть примирения с великим князем Димитрием Ивановичем, и он после этого определения не поспешил в Москву, а оставался жить в Константинополе. В Январе месяце 1389 года место умершего Нила занял новый патриарх – Антоний. Этот последний в самом непродолжительном времени после вступления на престол, в Феврале месяце того же 1389 года, подтвердил соборное определение Нила, объявлявшее низложенным с кафедры Пимина и признававшее законным митрополитом всея России Киприана. Мы не знаем, какого успеха достиг Киприан в продолжение года со своей попыткой примириться с великим князем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

618 Москва была взята 26 августа; для того, чтобы после этого татарские отряды достигли Звенигорода, Волока, Можайска, Юрьева, Дмитрова и Переяславля и все возвратились, необходимо было не менее пяти-шести дней. Следовательно, Тохтамыш не мог уйти из Москвы ранее первых чисел сентября. 622 Черепнин Л.В. Указ. соч. С. 648–650; Клюг Э. Княжество Тверское (1247– 1485 гг.). Тверь, 1994. С. 221. 627 См.: Павлов П.И. К вопросу о русской дани в Золотую Орду//Ученые записки Красноярского пед. ин-та. Красноярск, 1958. Т. 13, вып. 2. С 101. 628 Для выплаты этой дани, по-видимому, брались деньги в долг у русских и мусульманских купцов (Водов В. «Долг бесерменьскыи и протор и русскыи долгь» в договорной грамоте Дмитрия Донского с Владимиром Андреевичем Серпуховским//Russia mediaevalis. München, 1977. Т. III). Примечательно, что во время своего похода на Новгород зимы 1386–1387 гг. Дмитрий требовал с новгородцев за различные провинности общую сумму именно в 8000 рублей (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1, вып. 2. С. 345–347); очевидно, он стремился таким образом восполнить собранную в 1383–1384 гг. с разоренной войной территории великого княжения и ушедшую в Орду сумму. При принятии предположения о «сопряженности» этих двух выплат делается понятным, почему известия о них обеих содержатся именно в Новгородской IV летописи (т.е. у новгородского летописца конца первой трети XV в.): в Новгороде, видимо, хорошо осознавали наличие связи памятных для новгородцев событий зимы 1386–1387 гг. с задолженностью великого князя хану. 635 О дате см.: Назаров В.Д. Дмитровский удел в конце XIV – середине XV в.//Историческая география России: XII – начало XX в. М., 1975. С. 50–51, примеч. 27; Клюг Э. Указ. соч. С. 230–232. 640 По мнению А.Л. Хорошкевич, в договоре 1399 г. имелось в виду именно это событие (автор относит его к 1395 г.) (Хорошкевич А.Л. Noлimuчhi hacлiдki Куликовськоï битви//УÌЖ. 1980. С. 54). 644 Повтор данного пункта в договоре Василия с Михаилом был связан, очевидно, с тем, что Тохтамыш в 1399 г. пытался вернуть себе престол в Орде с помощью Витовта и вполне мог предъявить в случае успеха претензии к Василию, враждебно настроенному в этот период к великому князю литовскому (см. гл. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смута, начавшаяся в Орде после смерти Бердибека, привела к разорению городских центров Золотой Орды и к упадку торговли, что, вероятно, явилось причиной возросшего интереса генуэзцев к земельным приобретениям. Летом 1365 г. Крым стал ареной борьбы между Мамаем и ханом Джанибеком II. Воспользовавшись ситуацией, генуэзцы 19 июля 1365 г. захватили Солдайю (ныне Судак) и присоединили Готию - территории вдоль юж. побережья Крыма, где было построено множество генуэзских замков, напр. Чембало (ныне Балаклава), Воспоро (ныне Керчь), Алустон (ныне Алушта). Появление аграрной периферии с греческим по преимуществу населением стало залогом увеличения территории К. и упрочило положение консульства. Но важными были не только доходы от сельскохозяйственной деятельности: в распоряжении Арсенала (верфи) К. теперь всегда было стратегическое для морской державы сырье - корабельный лес, а юрисдикция Генуи над этими территориями закрыла конкурентам, прежде всего венецианцам, путь на внутренний рынок Крыма в обход генуэзской таможни. Построив базу-форт в Воспоро, генуэзцы могли малыми силами противостоять деспоту Карвуны (ныне Балчик, Болгария) Иванко Тертеру или трапезундским императорам. Консульство К. обеспечивало патрулирование побережий и борьбу с пиратством; суда К. входили в состав генуэзских эскадр. В 60-70-х гг. XIV в., в период т. н. великой замятни, в К. сформировался 2-й пояс городских оборонительных сооружений. В 1384 г. начались работы по замене земляных укреплений с 4 воротами (Хачатура, Горги (св. Георгия), св. Феодора и Вонитики (позднее ворота Антибургов)) каменными. Они были спешно завершены в 1387 г., уже во времена «Солхатской войны» (1386-1387), когда хану Бекбулату (ум. в 1392) удалось впервые захватить власть. Главным пунктом обороны К. стала башня св. Константина, фактически целый замок с отдельным гарнизоном. К. занимала 83 га земли; уже тогда она была самым крупным городом Вост. Европы и на порядок превосходила по размеру генуэзскую Перу. Впоследствии в К. появились посады (антибурги), но дополнительных укреплений построено не было: развитие осадной артиллерии сопровождалось совершенствованием уже имевшихся оборонительных сооружений, генуэзцы строили барбаканы и сносили близлежащие дома.

http://pravenc.ru/text/1683945.html

15 февр. 1386 г. литов. правитель вместе с др. князьями крестился в кафедральном соборе Кракова, приняв христ. имя Владислав. 18 февр. был заключен его брак с Ядвигой, 4 марта состоялась коронация. В 1387 г. последовало принятие католичества литовцами - сначала знатью, собравшейся в Вильно, а позднее (во время объезда страны королем) и простым народом. В февр. 1387 г. было основано католич. еп-ство в Вильно под патронатом св. Станислава, наделенное крупными земельными владениями (свыше 600 крестьянских дворов) и большими привилегиями (свобода от всех налогов, полная судебная власть над подданными). Тогда же были заложены католич. храмы в главных городах Литвы. В том же году литов. боярам-католикам была гарантирована свобода распоряжаться своими земельными владениями, из княжеских «работ» (labores) в их обязанности входило строительство и ремонт крепостей. Бракосочетание Владислава и Ядвиги. Гравюра. 2-я пол. XIX в. (РГБ) Бракосочетание Владислава и Ядвиги. Гравюра. 2-я пол. XIX в. (РГБ) Благодаря объединению Польши и Литвы удалось добиться достижения 2 важных целей - со временем были подавлены сепаратистские движения на «русских» землях, восстановлена утраченная ранее зависимость Смоленского княжества от Литвы. Одновременно в состав Польши была возвращена ранее занятая венграми Галицкая земля. Но со временем в отношениях между странами возникли проблемы. Польск. знать при поддержке В. рассматривала Литву как владение, зависимое от Короны. Все документы, касавшиеся Великого княжества Литовского, исходили из польск. королевской канцелярии, а русско-литов. князья должны были приносить присягу на верность В., Ядвиге и Короне королевства Польского. Тогда же в Вильно появились польск. наместник и гарнизон. Все это вызывало недовольство литов. боярства. Оно стало переходить на сторону Витовта, к-рого в борьбе с В. поддерживал Тевтонский орден. Положение было опасным, т. к. крестоносцы, несмотря на Крещение литовцев, продолжали военные походы на Литву, их войска неоднократно подходили к Вильно. В. был вынужден пойти на уступки. По соглашению, заключенному в Острове 4 авг. 1392 г., Витовту были возвращены владения отца, ему передавалось управление Великим княжеством Литовским. Титул «великий князь» и верховную власть над Литвой В. сохранил за собой. В дальнейшем в отношениях между Польшей и Литвой, В. и Витовтом, бывали трения, подчас достаточно серьезные (как, напр., в 1398, когда в ответ на требования денежных выплат в знак зависимости литов. бояре на о-ве Салин провозгласили Витовта «королем Литвы»), но связи оказались достаточно устойчивыми. Они укрепились в 1401 г., когда Витовт получил от В. Великое княжество Литовское в пожизненное держание, а также великокняжеский титул. В., однако, сохранял за собой верховную власть, во время регулярных объездов страны он каждую зиму проводил в Литве.

http://pravenc.ru/text/154995.html

1912. Vol. 15. P. 322-332; Halecki O. Un empereur de Byzance à Rome: Vingt ans travail pour l " union des églises et pour défense de l " empire d " Orient: 1355-1373. Warsz., 1930; Andreeva M. A. Zur Reise Manuels II. Palaiologos nach Westeuropa//BZ. 1934. Bd. 34. S. 37-47, 351; Loenertz R. J. Manuel Paléologos et Demetius Cydones: Remarques sur leurs correspondances//EO. 1937. T. 36. P. 271-287, 474-487; 1938. T. 37. P. 107-129; idem. L " éxil de Manuel II Paléologos à Lemnos 1387-1389//OCP. 1972. T. 38. P. 116-140; Charanis P. Internal Strife at Byzantium in the XIVth Cent.//Byz. 1940/1941. T. 15. P. 208-230; idem. The Strife among the Palaeologi and the Ottoman Turks, 1370-1402//Byz. 1942/1943. T. 16. P. 286-314; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 747-749; Dennis G. T. The Reign of Manuel II Palaeologus in Thessalonica, 1382-1387. R., 1960; idem. The Byzantine-Turkish Treaty of 1403//OCP. 1967. Vol. 33. N 1. P. 72-88; Papadopulos A. Th. Versuch einer Genealogie der Palaiologen, 1259-1453. Amst., 1962; Wirth P. Die Haltung Kaisers Joannes " V. bei den Verhandlungen mit König Ludwig I von Ungarn zu Buda im Jahre 1366//BZ. 1963. Bd. 56. S. 271-272; История Византии. М., 1967. Т. 3. С. 164-175; Schreiner P. Hochzeit und Krönung Kaiser Manuels II. im Jahre 1392//BZ. 1967. Bd. 60. H. 1. S. 70-85; Barker J. W. Manuel II Palaeologus (1391-1425): A Study in Late Byzantine Statesmanship. New Brunswick (N. J.), 1969; Vryonis S. Byzantine Attitudes toward Islam during the Late Middle Ages//GRBS. 1971. Vol. 12. N 2. P. 263-286; Nicol D. M. A Byzantine Emperor in England: Manuel II " s Visit to London in 1400-1401// Idem. Byzantium: Its Ecclesiastical History and Relations with the Western World. L., 1972. Pt. 10. P. 204-225; idem. The Last Centuries of Byzantium, 1261-1453. Camb., 19932; Zachariadou E. Manuel II Palaeologos on the Strife between Bayezid I and Kadi Burhan al-din Ahmad// Eadem. Romania and the Turks (c. 1300 - c. 1500). L., 1985. Pt. 4. P. 471-481; PLP, N 21513; ODB.

http://pravenc.ru/text/Мануила II ...

К тому же и положение его между двумя все более усиливавшимися славянскими государствами – Московскою Русью и Польшей, не создавало для него необходимой устойчивости. Весь исторический вопрос сводился таким образом к тому: останется ли государство литовское под влиянием русской народности и обнаружит ли оно постепенное тяготение к православной и родственной Москве, или же подчинится влиянию католической Польши. От разрешения этого вопроса стояла в зависимости судьба всей западной Руси. Обстоятельства временно решили этот вопрос в пользу католической Польши. Насильственное водворение католичества великим князем Ягайло в 1386 году. Самым важным событием в этом отношении было получение Литовским великим князем Ягайло, в православии Иаковом, короны польской посредством женитьбы на польской королеве Ядвиге и переход его для этой цели, вместе со своими братьями, другими родственниками и многими литовскими вельможами, в 1386 году в Кракове в католическую веру. 42 Объявив эту веру господствующей на Литве, дав привилегией, 20 февраля 1387 года, особые права и преимущества тем, которые примут римско-католическое исповедание, и учредив епископскую латинскую кафедру в Вильне, Владислав-Ягайло начал насильственно вводить католичество среди своих подданных, прирожденных литвинов, и в грамоте своей к Виленскому епископу от 1387 года предписывал употреблять против православных русских, находившихся в смешанных браках с литвинами, даже телесные наказания в случае их упорства и не желания добровольно перейти в католическую веру. 43 , 44 Господство католичества повлекло за собой целый переворот в строе литовско-русского государства соединившегося вначале с Польшей только посредством «unio personalis», то есть под условием управления одного государя. 45 Повсюду в коренной Литве стали сооружать костелы и основывать католические монастыри (кляшторы), отписывая им значительные земельные угодья (с представлением разных льгот по отношению отбывания повинностей и податей). Так, Ягайло на первых же порах соорудил в городе Вильне костел св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Текст этого правила в рукописной традиции имеет ряд разночтений, которые, будучи совершенно незначительными, ни в коей мере не влияют на его смысл 1386 . Данное постановление следует сопоставить с другими, принятыми Халкидонским Собором с тем, чтобы положить конец нарушениям церковной дисциплины со стороны некоторых клириков и иноков, а именно в том, что касается послушания своему епископу и обязанности пребывания в своей местности. Таким образом, можно провести сопоставление с правилами 4, 5, 8, 10, 13 и 20. Предшествовавшие Собору настроения были в основном вызваны монашествующими, и отцы Халкидонского Собора за несколько дней до того, в среду 17 октября, имели возможность убедиться в нежелании этих иноков подчиняться иерархической власти 1387 . Рассматривая правило 2, мы говорили о функциях экдика, «защитника» (defensor). Отметим здесь употребление единственного числа, что заставляет предположить существование лишь одного экдика в Константинопольской Церкви в то время. Позднее у него появился заместитель, а сам экдик получил титул πρωτκδικος. Смысл этого правила вполне ясен и поэтому отсутствует необходимость в особых разъяснениях; вот почему в комментариях на это правило Зонары и Вальсамона нет ничего, что привлекало бы особое внимание 1388 . Что же касается толкования Аристина, то оно представляет собой лишь пересказ текста «Эпитомы» 1389 . Правило 24 Единожды освященным, по изволению епископа, монастырям, пребывать монастырями навсегда: принадлежащие им вещи сохранять, и впредь не быть им мирскими жилищами. Попускающие же сему быть да подлежат наказаниям по правилам. Относительно этого правила также можно сказать, что варианты текста в рукописной традиции, являясь незначительными, не вносят никаких смысловых изменений. Укажем, что в рецензии Acta Graeca стоит τα προσκοντα ατος πργματα, тогда как повсюду преобладает чтение τα ανκοντα ατος πργματα 1390 . Можно отметить также, что в Prisca и у Дионисия стоит множественное число episcoporum, что не подтверждается ни одним из списков греческого текста; напротив, в Hispana единственное – episcopi 1391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Признаю её весьма хорошей». 10) О сочинении студента Горского Александра на тему: «Мистическое движение в русском обществе и русской литературе в царствование Александра I-ro». а) Исправляющего должность доцента Н.Л. Туницкого: «Автор глубоко сосредоточился на разработке довольно широкой темы, которой захватывается сложный период мистического возбуждения в русском обществе и литературе 19-го столетия. Под его живым пером это движение приобретает оригинальное и яркое изображение. В трех главах сочинения с приложениями (335+17+32 стр.) последовательно выясняется происхождение мистицизма Александровской эпохи, делается его общая характеристика, признающая основной подробностью движения эсхатологические чаяния, наконец, речь идет о «крушении» всего движения и об его влиянии на последующую русскую литературу. Главной чертой сочинения, в значительной степени определяющей его содержание, является основная точка зрения автора на мистицизм Александровской эпохи. На основа- (Продолжение следует). 1387 От толе Сав. Арх. Юр. Добр. Тип., – толи ОАс., отселе Ал., от того Мар. Мир. Гал. Зогр. (от того – жидове), Ник. (от тога), от сего часа Конст. Пилат иск. его п. – согл. одн., слав. иск. е. п. согл. др. Ал. возпиша согл. др. чт. κραγασαν. Древн. иже ся творит цр. Ал. всяк церя себе творяй впреки глет кесару – точно, русс. противоречит. Сав. оп. всяк... до конца стиха. 1388 слово сие – одни греч. др. сие слово Конст. и поздн., но древнесл. та словеса, Ал. си. Все древние же, но Гал. Мст. тогда, Киев. убо. О. извед, Ал. веде. Ал. на судище, др. -щи. Древнесл. нарицаемем и Асс. (ошибочно у Ягича: рекомемь). Древнесл.: О. лифострот, А Мир. литострата Мар. литострате Мст. лифострата Сав. лифостротон (с юсом) и Ал. лифострωтон. Ник. камяне помост Сав. голъгофа Мст. Добр. голгофа, соотв. чтению (ошибочному), имеющемуся в греч. синайском кодексе с. 1389 параскеви без перевода Ал. Гал. параскевги О. параскевьги АЗ. Мир., но Сав. Мст. Конст. поздн. пяток. Арх. Юр. Добр. Мст. пасхи(ы) – точно, прочие пасхе(це) Ас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Симбирском уезде были два села Кандарати (Богоявленское) и Кивати, прежде принадлежавшие Касимовскому царевичу 717 , в которых по просьбе крестьян (17 декабря 1747 г.) с согласия Св. Синода в 1750 году казенная пашня и работы были заменены ради дальности расстояния денежным оброком в 610 руб. 718 . Кроме того, из заопределенных вотчин Иосифова-Волоколамского, Саввино-Сторожевского, Николаевского Угрешского, Ипатьевского, Богоявленского в Костроме, Борисоглебского в Ростове, Солотчинского, Богословского в Костроме, Борисоглебского в Ростове, Солотчинского, Богословского в Рязани, Спасо-Евфимиева, Чернеева в Шацке и других монастырей в Госпиталь поставлялся хлеб натурой 719 . По-видимому, всех этих доходов не доставало Госпиталю. Так, в 1741 г. из Военной Конторы было выдано 900 руб. в 1742 г. – 700 720 . В 1745 и 1746 г. больных содержал Главный Комиссариат, а на Канцелярии С.Э.П. лежала доставка дров (на сумму 928 руб. 63 коп.) хлеба, круп и солода 1000 четвертей с лишним 721 . Недостаток в деньгах зависел от расширения деятельности Госпиталя, нуждавшегося в медикаментах, которых было взято из Верхней Аптеки Медицинской Конторы в 1737 году на 858 руб. 14 коп.; в 1738 г. – 1387 руб. 58 коп.; в 1739 г. ничего не взято; в 1740 г. на 6013 руб. 38 коп.; в 1741 г. на 427 руб. 93 коп.; в 1742 г. на 700 руб. 722 . Такие суммы, очевидно, нельзя было черпать без ущерба содержанию больных из окладных 1826 рублей. С 1706 г. госпиталь помещался в деревянном здании, на замену которого каменным после пожара было выдано в 1723 г. Синодом из лазаретных денег 3000 руб. 723 . Однако, в течение трех лет на постройку употреблено было не 3000, а 23301 руб. 60 коп., и в 1728 г. вновь ассигновано Синодом 7871 руб. 65 3/4 коп. опять-таки из лазаретных денег 724 . В 1732–1736 гг., неизвестно с каким результатом, из тех же денег, а не из Коллежских сумм, было запрошено д. Бидло и К.Э. 1000 руб. на ремонт 725 . Очевидно, Госпиталь ложился тяжелым бременем на бюджет Коллегии Экономии. В большой пожар Москвы 29 мая 1737 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Довод этот был поддержан самим характером говорящего. Он был почитаем как исповедник, который, во время последнего гонения был лишен правого глаза и искалечен в своем левом бедре, и пользовался высокой славой за свою святость, так что, по предположению, даже обладал силой чудотворения 1382 . Побуждения его не подлежали никакому сомнению, так как он сам жил в безбрачии и в строгом отшельничестве. Под его влиянием, поэтому, собор отверг это предложение 1383 , и такому примеру, поданному самым уважаемым из церковных собраний, следовали соборы и в других местах. Так, собор Гангрский 1384 , который созван был, главным образом для обсуждения заблуждений, приписывавшихся Евстафию Севастийскому, осуждает, между другими излишествами, связанными с этим предметом, и отказ сообщаться с женатыми священниками 1385 , и в Восточных церквях вообще, хотя обычай безбрачия или воздержания от брачных сношений сделался обычным, оно продолжало оставаться до конца столетия добровольным 1386 . На Западе важный шаг к установлению безбрачия был сделан Сирицием в его декретальном послании от 385 года, обращенном к Гимерию, епископу Таррагонскому. Заявив, что некоторые члены духовенства имеют детей и защищают себя на основании Моисеева закона, он доказывает, что положение их не одинаково, потому что священство среди иудеев было насильственным, между тем как среди христиан оно не было таковым; и затем, что как иудейские священники разлучались со своими женами во время периодов своего служения в храме, так для христианского духовенства, как находящегося всегда при исполнении своего служения, разлучение это должно быть постоянным. Он повелевал, чтобы пресвитеры и диаконы воздерживались от своих жен; что те, которые нарушали это правило раньше по неведению, должны быть оставляемы на своих местах, но под условием воздержания и без всякой надежды на повышение; что если кто попытается отстаивать противоположный обычай, тот будет низложен; что никто из женившихся на вдове, или вступавший в брак более одного раза 1387 , не может подлежать избранию в священные степени, и что духовенство, заключающее такие браки, должно быть низвергаемо 1388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010