Витебск. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты Храм был построен в середине 18 века и был главным храмом монастыря тринитариев (католики) в г. Витебске. После подавления польского востания в 1830-х годах монастырь был закрыт, а храм передан православной церкви. В советские годы храм был закрыт, а из прилегающих к храму помещений было сделано СИЗО (тюрьма). В 1989 году храм был возвращен правосланой церкви в разрушенном состоянии. К середине 90-х храм был полностью востановлен. Храму был присвоен статус собора, а немного позже он стал кафедральным собором. Здесь находится кафедра епископа Витебского и Оршанского Димитрия. При востановлени храма были сделаны серьезные изменения во внешнем облике храма: добавлен ложный купол над центральным нефом, скруглен центральный фронтон над входом (раньше он был треугольный) и добавлены дополнительные ярусы на боковых колокольнях. Здание нынешнего Свято-Покровского собора построено в 1821 г. В 1858 г. храм перестраивается. Издержки по перестройке взял на себя витебский купец 1-й гильдии и промышленник Григорий Волкович. Реконструкция была завершена в 1865 г. Произведенная перестройка принципиально не изменила архитектуру храма, но над входом появилась роспись Покрова Пресвятой Богородицы. Второй раз храм перестраивался в начале XX века (к юбилею 300-летия дома Романовых в 1913 г.), в результате чего был возведен третий купол над центральной частью храма, надстроены башни, треугольный фронтон заменен округлым, лучковым. В 30-е годы ХХ века храм постигла участь большинства православных святынь: его закрыли. Вновь, на краткое время, Свято-Покровская церковь была открыта во время Великой Отечественной войны - в 1941 г. Вот как описывал это событие его участник, ныне канонизированный на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года новомученик, архимандрит Серафим (Шахмуть): “...народ радуется открытию церквей, и в Витебске при открытии Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что весь зарыдал, и священники не могли служить, и был временный перерыв...”. В августе 1941 г. из местного антирелигиозного музея в храм перенесена великая святыня - мощи прп. Евфросинии, игумении Полоцкой. В храме они находились до 22 октября 1943 г., откуда после торжественно отслуженной литургии с молебном прп. Евфросинии были поездом доставлены в Полоцкую Софию, затем перенесены в Спасо-Преображенский (Евфросиньевский) женский монастырь. Во время войны здание Свято-Покровской церкви пострадало: был уничтожен второй ярус башен, разрушена крыша. Не ремонтировавшееся здание постепенно приходило в упадок, разрушаясь от воздействия погодных условий. Находясь в центре города, оно являлось немым укором горожанам, забывшим о своих духовных корнях.

http://sobory.ru/article/?object=03721

Жировичский Успенский ставропигальный мужской монастырь 20 мая 2020 г. 09:34 С Днем рождения, святая обитель! Успенскому Жировичскому ставропигиальному мужскому монастырю 500 лет Жировичский ставропигиальный мужской монастырь отмечает сегодня сразу две юбилейные даты. Это 500 лет своего основания и 550 лет обретения Жировицкой иконы Божией Матери. Его история неразрывно связана с историей Беларуси. Находясь на границе католического и православного мира, монастырь разделил вместе со своей паствой два с половиной столетия униатского господства, притеснения польских властей, тяготы Великой Отечественной войны и лихолетья гонений безбожной власти. Но при этом никогда не закрывался. В его стенах в разное время жили выдающиеся церковные деятели, подвижники благочестия и будущие новомученики: митрополит Иосиф (Семашко), священномученик Петр (Полянский), священномученик Гермоген (Долганов), преподобномученик Серафим (Шахмуть)2, митрополит Антоний (Мельников), схиархимандрит Иоанн (Маслов) и многие другие. Благодаря их молитвенному подвигу и смирению в обители никогда не прерывалось преемство монашеской традиции и духоносного старчества. Во второй половине ХХ века здесь нашли приют сестры закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. В начале 1990-х годов в обители возродилась Минская духовная семинария и была учреждена Минская духовная академия, подготовившие новые поколения белорусского духовенства. Отвечая на вызовы времени, монастырь занимается сегодня и социальной работой. Рядом с обителью, в деревне Сосновка, открыт реабилитационный центр для алко- и наркозависимых «Анастасис», а для занятий иппотерапией больным ДЦП детям обитель предоставляет лошадей из своего хозяйства.   Сегодня Жировичский монастырь посещает до 50 тыс. паломников в год, не только из ближнего, но и дальнего зарубежья. Среди молящихся у лика Пречистой Девы, молебны Которой совершаются ежедневно, можно встретить даже представителей других конфессий. И побывав в этом уголке Белой Руси, в сердце сами собой рождаются слова благодарности Богу и Пресвятой Богородице за ту молитвенную радость и благодать, которую испытывает здесь душа. С 500-летним юбилеем, святая обитель!

http://e-vestnik.ru/church/500_let_uspen...

Минский Свято-Духов кафедральный собор 25 вересня 2009 р. 13:13 Здание было собора построено в 1633-1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в город Несвиж. В 1860 году католический собор был обращен в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. В 1869 году по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина) из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок с целью открытия мужского православного монастыря. Монастырскую братию составили монахи древней Слуцкой Свято-Троицкой обители. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года. В соборе хранилось множество святынь, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, а также четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей многих угодников Божиих. В 1918 году монастырь был закрыт. Вскоре богослужения были прекращены и в Свято-Духовом храме. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло, а в храме сначала находился спортивный зал для пожарной команды, затем архив. Часть храма в конце 1920-х — начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму В 1943 году после освящения собора, которое совершил исполняющий обязанности экзарха Белорусской митрополии архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Началось возрождение Свято-Духова мужского монастыря. Один из настоятелей собора того времени, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209632...

Свято-Покровский кафедральный собор в Витебске 27 вересня 2009 р. 09:00 Здание нынешнего Свято-Покровского собора построено в 1821 году. В 1858 году храм был перестроен. Реконструкция завершена в 1865 году. Произведенная перестройка принципиально не изменила архитектуру храма. Второй раз храм был перестроен в начале XX века к юбилею 300-летия дома Романовых в 1913 году. Был сооружен третий купол над центральной частью храма, надстроены башни, треугольный фронтон заменен округлым, лучковым. В 30-е годы ХХ века храм постигла участь большинства православных святынь: его закрыли. Вновь, на краткое время, Свято-Покровский собор был открыт во время Великой Отечественной войны — в 1941 году. Вот как описывал это событие его участник, ныне канонизированный на Архиерейском Соборе 2000 года новомученик, архимандрит Серафим (Шахмуть): «...Народ радуется открытию церквей, и в Витебске при открытии Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что весь зарыдал, и священники не могли служить, и был временный перерыв...». В августе 1941 года из местного антирелигиозного музея в храм перенесена святыня — мощи преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. В храме они находились до 22 октября 1943 года, откуда после торжественно совершенной Божественной литургии с молебном преподобной Евфросинии были поездом доставлены в Свято-Софийский собор Полоцка, а затем перенесены в Спасо-Преображенский храм Спасо-Евфросиниевского женского монастыря . Во время войны здание Свято-Покровского собора значительно пострадало: был уничтожен второй ярус башен, разрушена крыша. Не ремонтировавшееся здание постепенно приходило в упадок, разрушаясь от воздействия погодных условий. Находясь в центре города, оно являлось немым укором горожанам, забывшим о своих духовных корнях. В конце 80-х годов храм готовили к сносу, но начавшаяся оттепель перестройки дала возможность общественному движению интеллигенции города «Узгор’е» спасти храм. В 1986 году было принято решение о реконструкции Свято-Покровской церкви. 20 ноября 1989 года Совет по делам религий при Совмине СССР постановил зарегистрировать в Витебске «второе религиозное общество» Русской Православной Церкви. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1990 года состоялось первое богослужение в Свято-Покровском кафедральном соборе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209642...

Свято-Покровский собор (Витебск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский собор — православный храм в Витебске, памятник монументальной культовой архитектуры XIX века. Построен в 1814 году в стиле классицизма как костёл тринитарского монастыря на месте деревянного костёла. Содержание История [ править править код ] Строительство Свято-Покровского собора г. Витебска продолжалось с 1814г. по 1821г. В 1858-65 гг. здание перестраивалось. Издержки по перестройке взял на себя витебский купец 1-й гильдии и промышленник Григорий Волкович. Реконструкция принципиально не изменила архитектуру храма, но над входом появилась роспись Покрова Пресвятой Богородицы. Второй раз храм перестраивался в начале 20 века ( к юбилею 300-летия дома Романовых в 1913 г. ), в результате чего был возведён третий купол над центральной частью храма, надстроены башни, треугольный фронтон заменён округлым, луковичным. В 30-е годы 20 века храм постигла участь большинства православных святынь — его закрыли. С августа 1941 года Свято-Покровская церковь была открыта во всё время Великой Отечественной войны. Вот как описывал это событие его участник, ныне канонизированный на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года новомученик, архимандрит Серафим (шахмуть): «…народ радуется открытию церквей, и в Витебске при открытии Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что весь зарыдал и священники не могли служить, и был временный перерыв…» В августе 1941 года из областного краеведческого музея в храм была перенесена великая святыня — мощи преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. В храме они находились до 22 октября 1943 года, когда после торжественно отслуженной литургии с молебной преподобной мощи были поездом доставлены в Полоцкую Софию, а затем перенесены в Спасо-Преображенский (Евфросиньевский) монастырь. Во время войны здание Свято-Покровского собора пострадало: был уничтожен второй ярус башен, разрушена крыша. Неремонтировавшееся здание постепенно приходило в упадок, разрушаясь от воздействия погодных условий. Находясь в центре города, оно являлось немым укором горожаном, забывшим о своих духовных корнях.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Серафим Жировицкий (Шахмуть), сщмч. прп. - житие Родился архимандрит Серафим (в миру Роман Романович Шахмуть) в 1901 г. в селе Подлесье Ляховичского района в многодетной крестьянской семье, в 1915 г. умер глава семьи, и все заботы по воспитанию детей легли на плечи матери Елены. Люди в селе рассказывали, что Романа с детства влекло к Церкви. И сам он в своих воспоминаниях подтверждал это. В то время, как все дети играли в обычные игры, он часто из палочек делал крестики, надевал в качестве епитрахили передник и начинал «править службу». Несмотря на крайнюю материальную нужду, будущий архимандрит сумел закончить Ляховичское двухклассное народное училище. 25 июня 1922 г., чувствуя в севе монашеское призвание, он оставил дом и отправился в Жировицкий монастырь. Здесь он 1 апреля 1923 г. принял монашеский постриг с именем Серафим. Благодаря хорошим певческим способностям, ему было поручено клиросное послушание. Он был хорошим регентом и уставщиком. В 1926 г. его рукоположили во иеродиакона, а вскоре — во иеромонаха. Находясь в близком общении с опальным Архиепископом Пантелеимоном (Рожновским), он сформировался как монах высокой духовной жизни, ревностный в молитвах и послушаниях. Отличался о. Серафим и как проповедник, чем обратил на себя всеобщее внимание. Около 1937 г. его послали служить в Беловежскую пущу, откуда он возвратился 20 мая, в день праздника Жировицкой иконы Божией Матери, с крестным ходом. В 1938 г. о. Серафим участвует в многолюдных крестных ходах — с Жировицкой Чудотворной иконой — для сбора средств на ремонт монастыря. Впервые в истории обители икона была торжественно вынесена из Свято-Успенского собора и в специально оборудованном возу начала обходить города и веси Гродненской епархии: Гродно, Волковыск, Брест, Пружаны и др. Повсюду встречи иконы были торжественные и многолюдные. Богослужения совершались не только в храмах, но и в частных домах. Вместе с о. Серафимом деятельное участие в этих крестных ходах принял его близкий друг свящ. Григорий Кударенко (впоследствии — архимандрит Игнатий).

http://pravicon.com/info-3345

Антон и Екатерина Дайнеко Христос Вседержитель, запрестольный образ, 210 х 120 см. Свято-Покровский кафедральный собор, Гродно. Беларусь The Pantocrator, the altarpiece, 210 x 120 cm, the metropolitan church or the Patronage of the Mother of God. Hrodna. Belarus Образ Христа, местный ряд иконостаса, 140 х 80 см. Свято-Никольский храм, с Кувекино, Московская обл. The icon of the Christ, the veneration tier, 140 x 80 cm, the church of St. Nicholas, Kuvekino, Moscow Region Икона Божией Матери, 120 х 80 см, Свято-Покровский кафедральный собор. Гродно. Беларусь The Icon of the Mother of God, 120 x 80 cm, the metropolitan church of the Patronage of the Mother of God, Hrodna, Belarus Икона Божией Матери, 140 х 80 см. Свято-Никольский храм, с. Кувекино, Московская обл. The Icon of the Mother of God, 140 x 80 cm. the church of St. Nicholas. Kuvekino, Moscow Region Архидиакон Никанор, 120 х 70 см, иконостас Свято-Никольского храма, с Кувекино, Московская обл. The Archdeacon Nikanor, 120 х 70 cm, the iconostasis of the church of St. Nicholas, Kuvekino, Moscow Region Св. Иоанн Предтеча, 120 х 80 см. Свято-Покровский Кафедральный собор. Гродно. Беларусь St. St. John the Baptist, 120 x 80 cm, the metropolitan church of the Patronage of the Mother of God. Hrodna. Belarus Священномученик Гермоген (Долганов) епископ Тобольский, 120 х 80 см. Свято- Покровский Кафедральный собор. Гродно. Беларусь St. Hermogenes the Martyr, the Bishop of Tobolsk and Siberia, 120 x 80 cm, the metropolitan church of the Patronage of the Mother of God, Hrodna. Belarus Священномученик Серафим (Шахмуть) архимандрит Жировицкий, 120 x 80 см. Свято-Покровский Кафедральный Собор, Гродно, Беларусь St. Seraphim (Shahmut) the Martyr, the archbishop of Zhyrovichy 120 x 80 cm, the metropolitan church of the Patronage of the Mother of God. Hrodna, Belarus Собор Белорусских новомучеников, 140 х 120 см. Свято-Никольский храм. Гродно, Беларусь Synaxis of New Martyrs of Belarus, 140 x 120 cm, the church of St. Nicholas. Hrodna, Belarus Духовно-образовательный Центр Белорусской Православной Церкви, Минск The wall-painting the spiritual and educational center of Orthodox Church of Belarus. Minsk Духовно-образовательный Центр Белорусской Православной Церкви, Минск The wall-painting the spiritual and educational center of Orthodox Church of Belarus. Minsk Читать далее Источник: Современная православная икона=Modern orthodox icon : [Альбом]/[Авт.-сост.: Кутейникова Н.С.]. – Санкт-Петербург : ИЦ Коломенская Верстка, 2013. - 165 с., цв. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/modern-o...

При возобновлении приходской жизни возникала проблема с рукоположением ставленников, поскольку проезд в Минск был затруднителен. Пришлось обращаться к жившему недалеко от Минска старому епископу Николаю (Автономову), который был в «обновленческом расколе», но во время войны принес покаяние Экзарху митрополиту Алексию (Громадскому), хотя и не получил затем епархии. Во время путешествия проповедникам, наверняка, не раз приходилось бывать в затруднительных ситуациях, но им явно споспешествовал Промысел Божий, о чем свидетельствует следующий случай, рассказанный о. Серафимом на проповеди в родном селе, куда он заехал на пути из Минска в Гродно. В одном из городов у о. Серафима начался абсцесс в паховой области. Болезнь быстро прогрессировала и угрожала жизни миссионера. Немецкий врач, осмотрев больного и сочтя, вероятно, дело безнадежным, сказал, что, к сожалению, ничем помочь не может. О. Серафим настолько страдал, что даже на кровать в квартире, где миссионеры остановились, взбирался с помощью табуретки... Однажды, когда он был в спальне, начался налет советской авиации, о. Григорий хотел укрыться в подвале, но поскольку о. Серафим не мог уже спуститься туда, не пожелал покинуть друга и остался в квартире, в другой комнате. Вдруг о. Серафим услышал голос, повелевавший ему покинуть спальню. Повинуясь ему, архимандрит с трудом добрался до кухни. Тот же голос повелел позвать сюда и спутника. Когда о. Григорий пришел на кухню, в дом, где они находились, попала бомба. Один из осколков, не задев важные органы, вскрыл абсцесс. Через пробитое отверстие вытек весь гной, вскоре это место зажило, и о. Серафим стал совершенно здоров. Таким образом, по Промыслу Божию, фактически произошла операция без вмешательства хирурга-человека. Возвратившись в Минск, о. Серафим и о. Григорий стали служить в открытой ими Свято-Духовой церкви (ныне — кафедральный собор). Открытие храма было торжественным. Иконостас выполнил художник Николай Гусев. При храме был открыт монастырь, для которого церковные книги были взяты из исторического музея. Отец Серафим имел пастырское попечение над больницами города, инвалидными домами и детскими приютами, неся всем слово утешения.

http://pravicon.com/info-3345

Во время Великой Отечественной войны богослужения в Свято-Духовом храме возобновились. Освящение церкви совершил епископ Могилевский и Мстиславский Филофей (Нарко). Жертвователем храма стал горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. В 1943 году настоятелем Свято-Духовой церкви был назначен архимандрит Серафим (Шахмуть), принявший участие в открытии многих церквей на оккупированной территории. В Минске отец Серафим принял на себя добровольное попечение над больницами города, инвалидными домами и детскими приютами. Его можно было часто видеть посещающим людей, обездоленных войной. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован. Сохранившийся протокол дает основания для вывода, что архимандрит держался на допросах с мужеством и достоинством. В 1946 году отец Серафим скончался в тюрьме НКВД. В 2000 году он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви XX века. В 1945 году в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня — чудотворная Минская икона Пресвятой Богородицы. С 1947 года настоятелем Свято-Духова храма был протоиерей Серафим Баторевич, в 1951 году также арестованный и осужденный на 25 лет заключения. По воспоминаниям минчан, протоиерей Серафим был замечательным проповедником, который обладал художественным и певческим даром, с любовью относился к своей пастве и был горячо любим прихожанами. Скончался на Пасху Христову 1960 года от последствий лучевой болезни, полученной в заключении. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары. В 1968 году в южном приделе собора был утвержден престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма была установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора был устроен придел в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь. С 1961 года Свято-Духов храм имеет статус кафедрального собора Минской епархии. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/5933739.ht...

В июне 1944 года проповедники переехали их Минска в Гродно, где они ходили по лазаретам, проповедовали, причащали раненых. Там, в Гродно, 6 сентября их арестовали. Накануне они служили в церкви Гродненского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Пять дней длился допрос на месте, затем их перевезли в минскую тюрьму. На допросах осужденные держались с мужеством истинных пастырей Церкви. Не скрывая от следователя своих взглядов, о. Серафим на вопрос о том, что он говорил во время проповедей, когда ездил по Беларуси, прямо сказал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами: «Святая Русь была верующая, верили наши предки, деды, прадеды, отцы, и теперь мы вновь заживем счастливо через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священников, а дети росли некрещеные и не венчались...» Такие проповеди, по свидетельству о. Серафима, произносились им и о. Григорием часто и повсеместно. Одному Господу известно, что пришлось пережить на допросах арестованным. Вот типичный, в ряду многих, допрос о. Серафима (Шахмутя), состоявшийся 5 декабря 1944 года: «Вопрос: Вам сейчас предоставляется полная возможность рассказать о своей принадлежности к немецким контрреволюционным органам. Рассказывайте! Ответ: Агентом немецких контрреволюционных органов я никогда не был. Вопрос: Ваши показания не правдивы. Вы все время скрываете, что являлись агентом немецкой контрразведки. Ответ: Мои показания правдивы, агентом немецкой контрразведки я не являлся. Вопрос: Вторично предлагаю рассказать о своих связях с немецкими контрразведывательными органами. Ответ: О своих связях с органами рассказал все, других показаний по этому вопросу дать не могу». Допрос этот, как значится в протоколе, был начат в 13.00, а закончен в 16.15, продолжаясь, таким образом. 3 часа 15 минут. Записано же в протокол было только то, что нами воспроизведено. Нетрудно представить, что скрывалось за белыми пятнами протокола. Неудивительно, что, согласно медицинской справке, имеющейся в следственном деле, которая подписана врачом внутренней тюрьмы и датирована 31 декабря 1944 года, архимандрит Серафим в свои неполных 43 года страдал неврозом сердца, а о. Григорий катаром желудка и многими другими болезнями.

http://pravicon.com/info-3345

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010