П реподобномученик Серафим (в миру Романович Шахмуть), архимандрит († 1945 г.). Родился в 1901 году в деревне Подлесье Ляховичского уезда в многодетной семье крестьян–бедняков. С детства Романа влекло к Церкви: в то время, как все играли в обычные игры, он часто из палочек делал крестики, надевал в качеств епитрахили передник и начинал»править службу». Несмотря на крайнюю нужду, мальчик закончил Ляховичское двухклассное народное училище. В 1922 году Роман поступил в Жировицкий Свято–Успенский монастырь, где в 1923 году принял монашеский постриг с именем Серафим. Благодаря хорошим певческим способностям, ему было поручено клиросное послушание, и он стал хорошим регентом и уставщиком. В 1926 году его рукоположили в иеродиакона, а вскоре — в иеромонаха. В августе 1941 года по благословению митрополита Пантелеимона (Рожновского) отец Серафим покинул Жировицы и выехал в направлении Минска для налаживания церковно–приходской жизни там, где в данный период она была разрушена большевиками. Отец Серафим посетил множество селений, собирая на имя митрополита прошения верующих об открытии приходов, и многих крестил. Также он собирал материалы о преследованиях Православной Церкви в Беларуси. После этой миссионерской поездки батюшка служил в Минске в Свято–Духовской церкви и нёс пастырское окормление больниц и детских приютов города. В 1944 году за свою деятельность по открытию храмов он был арестован в Гродно. Его продержали следствием ровно 10 месяцев. По обвинению в принадлежности к»немецким контрреволюционным органам»батюшка был приговорён к 5–ти годам заключения в концлагере. Там вскоре (предположительно в 1946 году) он скончался от разрыва сердца после страшных мучений, пережитых им в застенках Н. К. В. Д. Священномученик Владимир Хираско, иерей († 1932 г.) родился 11 января 1873 года в Подольске на Украине. После рукоположения в 1899 году, служил в храмах села Омельно и Юревичи. С 1911 года служит в Минске настоятелем Церкви иконы Божией Матери»Всех скорбящих Радосте». В 1925 году батюшка был арестован за то, что заступился за митрополита Мелхиседека, которого власти выслали из Минска. Самого батюшку выслали в город Орёл.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Спецслужбы разбирали дела духовенства, служившего на оккупированных территориях. Обвинить можно было очень многих. В Белоруссии были арестованы архимандрит Серафим (Шахмуть) и его помощник иерей Григорий Кударенко. Пастырей обвинили в пособничестве оккупантам и приговорили заключению. Священномученик Серафим умер в лагере в 1946 г. (память 6 сентября). Священник Григорий Кударенко, отбыв лагерный срок, вернулся в Жировицкий монастырь. Там он принял монашество с именем Игнатий, был возведен в сан архимандрита и отошел ко Господу в 1984 г. Было арестовано и осуждено на лагерные сроки около половины состава Псковской миссии. Миссионерам инкриминировали работу на немецкие спецслужбы. Правда впоследствии, в 1956 г., многие члены миссии были реабилитированы за отсутствием в их действиях состава преступления. Беда не обошла стороной и епископа Иосифа (Чернова), служившего в Таганроге. Хотя с гитлеровцами иерарх не сотрудничал, ареста он опасался. Епископ обратился за советом к почитаемой в Таганроге старице Марии (Величко), которая уезжать ему не советовала. «Да что вы, матушка, они же убьют меня», – сказал архипастырь. «Ну что ж, будешь мучеником», – ответила она. Епископ Иосиф стал возражать и получил ответ: «По дороге нагонят». Архипастырь действительно покинул Таганрог и впоследствии был арестован. Его обвинили в том, что он по заданию немецких карательных органов предоставлял им сведения о состоянии открытых церквей и о личном составе духовенства, а также руководил епархией «в интересах немцев». Иерарх был приговорен к 10 годам лагерей. Репрессии обрушились и на архипастырей Украинской автономной Церкви. В 1944 г. был арестован епископ Полтавский и Лубненский Вениамин (Новицкий), отправленный в колымские лагеря, где он пробыл до 1956 г. Глава Украинской автономной Церкви архиепископ Дамаскин (Малюта) также был отправлен в лагерь, откуда уже не вернулся. Епископ Белгородский и Грайворонский Панкратий (Гладков) был арестован и умер в тюремной больнице Киева. Архиепископу Черниговскому Симону (Ивановскому) помимо служения при оккупантах поставили в вину и участие в Белом движении. В 1944 г. он получил 10 лет лагерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е. А. Агеева, А. В. Кузьмин Гомельская епархия 1925-1990 гг. 22 марта 1925 г. во епископа Гомельского был хиротонисан архим. Жировицкого мон-ря, «уполномоченный по делам православной Церкви в Польше» Тихон (Шарапов) , к-рому было также вверено попечение о правосл. христианах Польши, сохранявших верность Патриарху Московскому (Акты свт. Тихона. С. 357). Еп. Тихон прибыл в Гомель 3 апр. 1925 г. и в короткий срок при помощи местных священников прот. Павла Левашова и прот. Елисея Назаренко, сохранивших верность канонической Церкви, вернул большинство приходов епархии из обновленчества под патриарший омофор. 16 мая архиерей был арестован и переправлен в Могилёв, затем в Москву. 10 дек. 1925 г. еп. Тихон был арестован в Москве, через полгода выслан в Казахстан, откуда на протяжении неск. лет вел активную переписку с духовенством Г. е. и рассылал циркулярные послания. До 17 июля 1936 г., когда еп. Тихон был назначен епископом Алма-Атинским, он номинально оставался Гомельским архиереем. В 1933 г. временное управление Г. е. возлагалось на Стефана (Адриашенко), еп. Александровского и Павлоградского, вик. Днепропетровской епархии. 17 дек. 1934 г. на Гомельскую кафедру был назначен еп. Серафим (Кокотов) , но, получив отказ в регистрации, он не смог вступить в управление епархией и 27 мая следующего года был переведен на Томскую кафедру. Последним архиереем, окормлявшим гомельскую паству, был Могилёвский еп. сщмч. Павлин (Крошечкин ; на Могилёвской кафедре с 6 июня 1933 до 24 окт. 1936). В ночь с 18 на 19 авг. 1937 г. в Алма-Ате был арестован еп. Тихон. Одновременно в Гомеле прошли аресты почти всего духовенства, активных монахинь и мирян, к-рым в числе прочего инкриминировалась переписка с еп. Тихоном и распространение его писем и статей. В ночь на 1 нояб. 1937 г. часть арестованных, включая 12 священнослужителей, была расстреляна, 10 нояб. того же года в Алма-Ате был расстрелян еп. Тихон. В 1935 г. власти закрыли гомельский Петропавловский собор (в 1942 архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) возобновил в нем богослужения, в 1960 собор был вновь закрыт, в 1962-1988 в нем размещался планетарий, собор возвращен Церкви в 1989). До 1985 г. в Гомельской обл. было закрыто 57 храмов, в 1985 г. в области действовало 42 церкви, неск. храмов было построено в советский период. В 1918-1934 гг. в Гомеле жил и трудился церковный композитор А. Е. Туренков , автор первой белорус. оперы. Его учеником был гомельский церковный композитор Н. В. Бутомо († 1983), написавший более 300 хоровых произведений, к-рые исполняются церковными хорами Белоруссии, России и Украины.

http://pravenc.ru/text/166101.html

16 апр. 1943 г. для подписания писем, на чем настаивали власти, в Минск был привезен митр. Пантелеимон, под руководством к-рого состоялось заседание Синода по этому вопросу. Под нажимом оккупационных властей владыки Пантелеимон, Филофей и Афанасий подписали эти канонически несостоятельные письма, к-рые были доставлены в Генеральный комиссариат, но из-за резко ухудшившейся для немцев обстановки на фронте так и не были отправлены. После Собора белорус. духовенство разделилось на примерно равные группы: часть поддержала идею автокефалии, часть с сент. 1943 г. поминала за богослужением Московского Патриарха, приблизительно треть священнослужителей устранилась от ясного выражения своей позиции. Однако ни в церковных документах, ни в офиц. печати предпочитали не говорить об автокефальности белорус. Церкви. В кон. 1943 г. давление на Церковь усилилось в связи с тем, что при марионеточном гражданском правительстве - Белорусской центральной раде был создан отдел по церковным делам, к-рый должен был контролировать назначения, перемещения и увольнения священнослужителей. В годы оккупации белорус. духовенство состояло в основном из священнослужителей, приехавших из Польши, и из уцелевшего после репрессий местного духовенства. В 1941 г. были открыты курсы для подготовки кандидатов на священно- и церковнослужительские должности в Минске, Гродно, Новогрудке, Гомеле, Витебске, Смоленске и в Жировицком мон-ре. 21 янв. 1942 г. Гродненское епархиальное управление издало циркуляр, в к-ром призывало всех желающих поехать в восточнобелорус. области для восстановления церковной жизни. Добровольцев отправили в Минск в распоряжение митр. Пантелеимона. В 1941-1944 гг. были рукоположены в священный сан более 200 чел. В авг. 1941 г. по распоряжению митр. Пантелеимона в Вост. Б. были направлены для организации церковной жизни архим. прмч. Серафим (Шахмуть) и свящ. Григорий Кударенко, возобновившие на восточнобелорус. землях более 90 церквей. После окончания войны архим. Серафим и свящ. Григорий были заключены в тюрьму, где св.

http://pravenc.ru/text/77856.html

В 1918 году монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х – начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз. В 1943 году, после освящения собора, которое совершил архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Накануне в храме был установлен заново изготовленный трёхъярусный иконостас и внесены иконы. Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов. Настоятелями собора и монастыря были одни и те же священнослужители из монашествующих. Один из них, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в открытии многих церквей. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня — Минский образ Божией Матери. В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары, котором была помещена частица святых мощей этой святой. В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора устроен придел в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=07812

В конце 1939 г. иеромонах Серафим был возведен в сан игумена. Владыка Пантелеимон любил его. Полностью доверяя своему духовному воспитаннику, архиепископ не раз давал ему ответственные поручения. В августе 1941 г. архимандриту Серафиму и иерею Григорию Кударенко была доверена высокая и ответственная миссия на оккупированной территории Беларуси — организовывать приходскую жизнь там, где она была разрушена в довоенный период. Покинув Жировицкий монастырь, они выехали в направлении Минска. Стремясь охватить как можно больше населенных пунктов, миссионеры отправились в дорогу не поездом, а на лошадях. Путь их был долог и очень труден. По дороге в Минск они посетили ряд селений Копыльского, Слуцкого и Узденского районов, где в недавнем прошлом действовали церкви; побывали в Копыле, Тимковичах, Семковичах, Романове, Воробьевичах, Лешне, Киевичах, Быстрице, Евангелевичах, Слуцке, Грозове, Греске, Трухановичах, Басловцах, Узде, Песочном, Семеновичах. В каждом из названных селений они совирдли среди верующих прошения на имя митрополита Пантелеимона с просьбой об открытии приходских церквей; везде, где только были, совершали Богослужения, осматривали сохранившиеся храмы, избирали строительные комитеты для их ремонта, крестили детей, отпевали умерших, неустанно проповедовали. По прибытии в Минск архимандрит Серафим и о. Григорий непродолжительное время служили при Спасо-Преображенской церкви бывшего женского монастыря. Получив пропуск на дальнейший проезд, миссионеры отправились в восточную часть Беларуси, в направлении Витебска. Эта часть поездки заняла три месяца. В Витебске, по просьбе Церковного Отдела, была написана краткая корреспонденция для газеты «Новый путь», в которой рассказывалось о проделанной миссионерской работе, об открытии церквей, о том, как народ радуется этому, энергично очищает храмы от колхозного зерна, а новоиспеченные клубы и театры (в прошлом церкви) — от мебели и мусора; подчеркивалось, что народ в открываемые церкви несет сохраненные у себя ризы, кресты, Евангелия, антиминсы и вообще церковные принадлежности; помогает ремонтировать церкви, посещает их, горячо молится, крестит детей и просит отпеть ранее усопших отцов и матерей, которые были похоронены вез напутствия и погребения...

http://pravicon.com/info-3345

20 мая 2020 г. 09:34 С Днем рождения, святая обитель! Успенскому Жировичскому ставропигиальному мужскому монастырю 500 лет Жировичский ставропигиальный мужской монастырь отмечает сегодня сразу две юбилейные даты. Это 500 лет своего основания и 550 лет обретения Жировицкой иконы Божией Матери. Его история неразрывно связана с историей Беларуси. Находясь на границе католического и православного мира, монастырь разделил вместе со своей паствой два с половиной столетия униатского господства, притеснения польских властей, тяготы Великой Отечественной войны и лихолетья гонений безбожной власти. Но при этом никогда не закрывался. В его стенах в разное время жили выдающиеся церковные деятели, подвижники благочестия и будущие новомученики: митрополит Иосиф (Семашко), священномученик Петр (Полянский), священномученик Гермоген (Долганов), преподобномученик Серафим (Шахмуть)2, митрополит Антоний (Мельников), схиархимандрит Иоанн (Маслов) и многие другие. Благодаря их молитвенному подвигу и смирению в обители никогда не прерывалось преемство монашеской традиции и духоносного старчества. Во второй половине ХХ века здесь нашли приют сестры закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. В начале 1990-х годов в обители возродилась Минская духовная семинария и была учреждена Минская духовная академия, подготовившие новые поколения белорусского духовенства. Отвечая на вызовы времени, монастырь занимается сегодня и социальной работой. Рядом с обителью, в деревне Сосновка, открыт реабилитационный центр для алко- и наркозависимых «Анастасис», а для занятий иппотерапией больным ДЦП детям обитель предоставляет лошадей из своего хозяйства.   Сегодня Жировичский монастырь посещает до 50 тыс. паломников в год, не только из ближнего, но и дальнего зарубежья. Среди молящихся у лика Пречистой Девы, молебны Которой совершаются ежедневно, можно встретить даже представителей других конфессий. И побывав в этом уголке Белой Руси, в сердце сами собой рождаются слова благодарности Богу и Пресвятой Богородице за ту молитвенную радость и благодать, которую испытывает здесь душа. С 500-летним юбилеем, святая обитель!

http://e-vestnik.ru/analytics/500_let_us...

Витебск. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты Храм был построен в середине 18 века и был главным храмом монастыря тринитариев (католики) в г. Витебске. После подавления польского востания в 1830-х годах монастырь был закрыт, а храм передан православной церкви. В советские годы храм был закрыт, а из прилегающих к храму помещений было сделано СИЗО (тюрьма). В 1989 году храм был возвращен правосланой церкви в разрушенном состоянии. К середине 90-х храм был полностью востановлен. Храму был присвоен статус собора, а немного позже он стал кафедральным собором. Здесь находится кафедра епископа Витебского и Оршанского Димитрия. При востановлени храма были сделаны серьезные изменения во внешнем облике храма: добавлен ложный купол над центральным нефом, скруглен центральный фронтон над входом (раньше он был треугольный) и добавлены дополнительные ярусы на боковых колокольнях. Здание нынешнего Свято-Покровского собора построено в 1821 г. В 1858 г. храм перестраивается. Издержки по перестройке взял на себя витебский купец 1-й гильдии и промышленник Григорий Волкович. Реконструкция была завершена в 1865 г. Произведенная перестройка принципиально не изменила архитектуру храма, но над входом появилась роспись Покрова Пресвятой Богородицы. Второй раз храм перестраивался в начале XX века (к юбилею 300-летия дома Романовых в 1913 г.), в результате чего был возведен третий купол над центральной частью храма, надстроены башни, треугольный фронтон заменен округлым, лучковым. В 30-е годы ХХ века храм постигла участь большинства православных святынь: его закрыли. Вновь, на краткое время, Свято-Покровская церковь была открыта во время Великой Отечественной войны - в 1941 г. Вот как описывал это событие его участник, ныне канонизированный на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года новомученик, архимандрит Серафим (Шахмуть): “...народ радуется открытию церквей, и в Витебске при открытии Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что весь зарыдал, и священники не могли служить, и был временный перерыв...”. В августе 1941 г. из местного антирелигиозного музея в храм перенесена великая святыня - мощи прп. Евфросинии, игумении Полоцкой. В храме они находились до 22 октября 1943 г., откуда после торжественно отслуженной литургии с молебном прп. Евфросинии были поездом доставлены в Полоцкую Софию, затем перенесены в Спасо-Преображенский (Евфросиньевский) женский монастырь. Во время войны здание Свято-Покровской церкви пострадало: был уничтожен второй ярус башен, разрушена крыша. Не ремонтировавшееся здание постепенно приходило в упадок, разрушаясь от воздействия погодных условий. Находясь в центре города, оно являлось немым укором горожанам, забывшим о своих духовных корнях.

http://sobory.ru/article/?object=03721

В числе пострадавших было немало минских священников и просто мирян, а именно: настоятель церкви Святой Марии Магдалины протоиерей Константин Шашко; епархиальный миссионер архимандрит Серафим (Шахмуть); настоятель церкви Святителя Николая Чудотворца, протоиерей Иосиф Голуб; протодиакон Спасо-Преображенской церкви Георгий Колядюк; преподаватель пастырских курсов г. Минска, Михаил Иванович Волосевич; казначей Спасо-Преображенской церкви Антонина Единович (позднее: схимонахиня Серафима); диакон Свято-Екатерининского собора на Немиге о. Иоанн Шишло и другие. В 1945 году по ложному оговору был арестован и приговорен к 10 годам концлагеря священник из Логойска о. Антоний Зубович. В 1946 году, также по оговору, подвергся аресту настоятель Свято-Воскресенской церкви Клецка протоиерей Константин Байко. Последние из известных нам арестов пришлись на 1950 — 1951 годы. 28 июля 1950 года за хранение у себя на дому книг религиозно-философского содержания был арестован протоиерей Матфей Крицук, настоятельствовавший в с. Большая Лысица Несвижского района. Его приговорили к 25 годам эаключения в концлагере, где он и умер. Весной 1951 года арестовали целую группу священнослужителей: настоятеля минской Свято-Духовой церкви протоиерея Серафима Ваторевича; настоятеля минской Свято-Александро-Невской церкви протоиерея Евстафия Баслыка; воложинского благочинного протоиерея Платона Слижа и некоторых других… Гонения на Церковь продолжались и в последующие годы, хотя и носили завуалированный характер. Они обрушились на Нее со страшной силой в хрущевское безвременье (1958 — 1964 год), давали знать о себе и позже. Но мы ограничиваемся 1951 годом, потому что выше этого года, работая со «следственными делами» архива Комитета Государственной Безопасности Республики Беларусь, мы подняться пока не сумели. Пережитое Церковью в годы преследования за веру Христову навсегда останется в нашей памяти. В ней — наша сила, наше упование на будущее. Пройдут годы, десятилетия, но мученичество, запечатленное в жизнях сотен священнослужителей и тысяч мирян Белорусской Православной Церкви, навсегда пребудет с нами.

http://pravmir.ru/novomucheniki-i-ispove...

Архив Пн Свято-Покровский кафедральный собор в Витебске 27 сентября 2009 г. 09:00 Здание нынешнего Свято-Покровского собора построено в 1821 году. В 1858 году храм был перестроен. Реконструкция завершена в 1865 году. Произведенная перестройка принципиально не изменила архитектуру храма. Второй раз храм был перестроен в начале XX века к юбилею 300-летия дома Романовых в 1913 году. Был сооружен третий купол над центральной частью храма, надстроены башни, треугольный фронтон заменен округлым, лучковым. В 30-е годы ХХ века храм постигла участь большинства православных святынь: его закрыли. Вновь, на краткое время, Свято-Покровский собор был открыт во время Великой Отечественной войны — в 1941 году. Вот как описывал это событие его участник, ныне канонизированный на Архиерейском Соборе 2000 года новомученик, архимандрит Серафим (Шахмуть): «...Народ радуется открытию церквей, и в Витебске при открытии Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что весь зарыдал, и священники не могли служить, и был временный перерыв...». В августе 1941 года из местного антирелигиозного музея в храм перенесена святыня — мощи преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. В храме они находились до 22 октября 1943 года, откуда после торжественно совершенной Божественной литургии с молебном преподобной Евфросинии были поездом доставлены в Свято-Софийский собор Полоцка, а затем перенесены в Спасо-Преображенский храм Спасо-Евфросиниевского женского монастыря . Во время войны здание Свято-Покровского собора значительно пострадало: был уничтожен второй ярус башен, разрушена крыша. Не ремонтировавшееся здание постепенно приходило в упадок, разрушаясь от воздействия погодных условий. Находясь в центре города, оно являлось немым укором горожанам, забывшим о своих духовных корнях. В конце 80-х годов храм готовили к сносу, но начавшаяся оттепель перестройки дала возможность общественному движению интеллигенции города «Узгор’е» спасти храм. В 1986 году было принято решение о реконструкции Свято-Покровской церкви. 20 ноября 1989 года Совет по делам религий при Совмине СССР постановил зарегистрировать в Витебске «второе религиозное общество» Русской Православной Церкви. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1990 года состоялось первое богослужение в Свято-Покровском кафедральном соборе.

http://patriarchia.ru/db/text/750994.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010