Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВСКАЯ ГРУППА НЕПОМИНАЮЩИХ («Даниловская оппозиция»), распространенное в церковно-научной лит-ре обозначение архиереев РПЦ, близких к настоятелю Данилова во имя прп. Даниила Столпника московского муж. мон-ря Волоколамскому архиеп. Феодору (Поздеевскому) , к-рые не приняли «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , впосл. Патриарх) и прекратили его поминовение за богослужением (см. ст. «Непоминающие» ). В 1-й пол. 20-х гг. XX в. вокруг Данилова мон-ря и архиеп. Феодора, авторитетного ученого-богослова, бывш. ректора МДА, существовало многочисленное сообщество пребывавших в Москве архиереев. В этот круг входили митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) и Варшавский сщмч. Серафим (Чичагов) , архиепископы Угличский сщмч. Серафим (Самойлович) , Черниговский Пахомий (Кедров) , Иркутский Гурий (Степанов) и др. Связанные с Даниловым монастырем архиереи активно выступали против обновленчества и вмешательства гос-ва в дела Церкви. После освобождения из-под ареста в июне 1923 г. Патриарха свт. Тихона среди епископата РПЦ возникли разные суждения о целесообразности продолжения управления Церковью Патриархом, к-рый по-прежнему находился под угрозой суда. Однако на состоявшемся вскоре в Даниловом мон-ре архиерейском совещании архиереи-«даниловцы» настояли на обращении к Патриарху с просьбой остаться во главе Церкви. Позиция «даниловцев» послужила основанием для Патриарха выразить даниловскому настоятелю признательность (Акты свт. Тихона. С. 737-738). Уважавший и ценивший архиеп. Феодора Патриарх Тихон предлагал ему должность управляющего Ленинградской епархией. Архиеп. Феодор отказался от этого назначения. Видимо, на это решение повлияло неодобрение архиеп. Феодором проводимой Патриархом Тихоном после освобождения более гибкой линии в отношениях с властями и, в частности, допущение возможности переговоров с обновленческим синодом. Против такой возможности архиереи-«даниловцы» активно выступили на состоявшемся в кон. сент. 1923 г. в Донском мон-ре архиерейском совещании, большинством голосов отвергнувшем предложение о компромиссе с обновленцами. Самостоятельная позиция архиеп. Феодора и его сторонников дала основание Патриарху шутливо назвать их «конспиративным Синодом» ( Цыпин. С. 105). Однако не следует считать, что архиеп. Феодор и единомышленные ему архиереи образовали какой-то самочинный орган церковного управления, существовавший одновременно с учрежденным Патриархом Временным Священным Синодом , и создали к.-л. структуры, обособленные от Патриаршей Церкви. «Оппозиционность» архиереев-«даниловцев» выражалась в полемике, не выходившей за пределы канонического повиновения Патриарху.

http://pravenc.ru/text/171335.html

Из Твери заезжал ко мне (по пути из Ленинграда) иером[онах] Фотий, привозил посылки с продуктами, письмо Влад[ыки] Димитрия и др[угих] знакомых. Иером[онах] Фотий рассказывал о своей жизни в Твери и служении там. С ним я получил несколько вопросов с просьбами дать советы (церковного характера), что и было исполнено. Из ст[анции] Узловой Тульской губ[ернии] была у меня Евд[окия] Гавр[иловна] РОДИОНОВА. Эта была совсем не по церковным, а по своему личному делу, как духовная дочь, которая у меня исповедовалась и искала разрешения своих личных недоуменных духовных запросов. Была в день обыска 25 дек[абря] 1929 г[ода]. Из Москвы никого не было и из др[угих] городов более никого не припоминаю. 4 года довольно большой период времени, чтобы все помнить. Больше всего приезды были из Ленинграда. Из других мест совсем мало и все, кажется, указано. М[ария] П[етровна] БЕРЕЗОВСКАЯ – по дороге в Москву приезжала сообщить о решении их зарегистрироваться, что и одобрено. Также сообщала, что хочет попытаться попросить о дозволении мне устроиться в Ленинграде. Я не советовал этого и вообще смотрю на это безнадежно. Результаты оправдали мои опасения. Еще – Макарий, Анатолий, Серафим по личным делам. Верно: А. Макаров. ЦА ФСБ РФ. Дело «Всесоюзной организации ИПЦ». Т. 11. Л. 335–336. Заверенная А. Макаровым машинописная копия. Датируется по содержанию. 12. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 19 ноября 1930 года Протокол допроса Иосифа Петровых от 19 ноября 1930 года. 69 Я утверждаю, что Новоселов на меня никакого особого влияния не имел. С большей справедливостью это следует сказать относительно архиепископа Серафима Самойловича. По крайней мере он мне говорил, что Новоселова слушаться иногда невредно. Я знаю, что Серафим под впечатлением Новоселова подготавливал какой-то протест против декларации митрополита Сергия. Какой точно мне неизвестно. Вообще Новоселов больше говорил и влиял на митрополита Агафангела и, как я уже говорил, на архиепископа Серафима. Ко мне Новоселов приезжал один раз вместе с Серафимом. На отход Агафангела и его группы, на их оформление в самостоятельное течение – он повлиял в том смысле, что подлил, как говорится, масла в огонь: он подтолкнул их на том пути – на котором они уже стояли.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В 1935 году его арестовали, посадили в Алма–Атинскую тюрьму, где он претерпевал издевательства и в 1936 году был расстрелян. Странник Виктор также принял мученическую кончину около 1936 -1937 годов. Иеромонах Анатолий после 1921 года некоторое время жил в городе Верном, служил во Всехсвятском храме Иверско–Серафимовского монастыря, который после закрытия обители некоторое время был действующим. Там же он управлял хором, писал музыку. В середине 20–х годов он ушёл в Сухуми, где жил в горах, вёл переписку с Верненскими монахинями. Вскоре ими была получена весть об аресте и расстреле отца Анатолия. Монахиня Евдокия выполняла в монастыре послушание помощницы эконома. В сентябре 1918 года красный отряд Мамонтова–Кихтенко, прибывший в город Верный для расправы с епископом Пименом в числе других акций по наведению»революционного порядка», разбирал конфликт между монастырём и арендаторами монастырской заимки. По навету крестьян–арендаторов, обвинивших монахинь в»контрреволюции», их расстреляли решением»полевого суда». Мать Анимаиса — эконом монастыря — была лишь ранена и выжила. Монахиня же Евдокия была убита. Могила преподобномучеников Серафима и Феогноста в Аксайском ущелье всегда почиталась верующими. В 1991 году на ней был установлен поклонный крест и затем возведена часовенная сень. Известно немало случаев исцелений и чудес, происходящих на могиле преподобномучеников. В настоящее время на месте Кызыл–Жарского скита открылся мужской монастырь — Аксайская Серафиме–Феогностовская пустынь. Прославлены в 1993 году как местночтимые святые Алма–Атинской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Серафим, архиепископ Угличский (память 22 октября по старому стилю) С вященномученик Серафим, архиепископ Угличский (в миру Самойлович Семён Николаевич) родился 19 июля 1881 года в город Миргород Полтавской губернии. В 1902 году Семён окончил Полтавскую Духовную Семинарию и получил место учителя Уналашкинской двухклассной школы на Аляске в Америке. В 1905 году находился на той же должности в Ситке, где и был пострижен в мантию епископом Иннокентием (Пустынским) и через месяц рукоположен в иеромонаха. В 1906 году отец Серафим — настоятель Нугекской Духовной Миссии в Северной Америке. В 1907–1908 годах он преподаёт в Ситкинской Духовной Семинарии. В Америке Владыка был сподвижником преосвященного Тихона, будущего Патриарха, который высоко ценил ревностного миссионера–аскета.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Вот почему митрополит Иосиф и его достойные сотрудники истощают свои силы, стараясь подвести мои административные действия (охотно допускаю, не безошибочные) под понятие ереси; они обвиняют меня в предательстве (традиторстве), и в поругании Церкви, и в отречении от Христа, от Бога, и, наконец, от вечного спасения, что-де ещё хуже ереси. Но чем ужаснее обвинения, чем чудовищнее делаемые из них выводы, тем настоятельнее требуется их фактическая проверка, притом не любителями-добровольцами, a вполне компетентным и авторитетным органом церковного суда – Собором епископов. Разрыв же общения со мною раньше приговора такого Собора, из-за каких-либо неправильных административных распоряжений, тем более без фактической проверки, на основании народной молвы, искусственно муссируемой, канонически будет определяться как раскол, со всеми указанными в церковных канонах последствиями для учителей его. Ввиду всего этого я с особой радостью приветствую Вашу готовность пересмотреть заявление от 6 февраля [н. ст.] и усерднейше прошу Вас не медлить с этим пересмотром. Ваше решение порвать с расколом и остаться в административно- молитвенном общении с православной нашей иерархией, несомненно, возвратит к Церкви многих соблазнённых, и, наоборот, если Вы останетесь в расколе, это послужит причиной закоснения в нем многих, привыкших идти за другими. Что касается возвращения в Ярославль архиепископа Угличского Серафима [Самойловича], то об этом мною уже возбуждено ходатайство. Но я прошу Вас не ставить этого возвращения непременным условием пересмотра. Не от нас зависело удаление архиепископа Серафима, не в нашей воле и его возвращение. Нельзя же решение вопроса такой общецерковной важности ставить в зависимость от обстоятельств второстепенных и более или менее случайных. Личную беседу с архиепископом Серафимом легко заменить перепиской. Да если бы архиепископ Серафим был и против пересмотра, это не может быть оправданием для других; каждый отвечает перед Богом и Церковью за себя. Я же позволяю себе думать, что архиепископ Серафим, подписавший заявление вслед за Вами, ещё с большей готовностью последует за Вами в Вашем решении исправить допущенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Временное управление Церковью взял на себя митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), остававшийся по-прежнему в ссылке в Ростове Великом. В распоряжении митрополита Петра он был назван третьим кандидатом в Заместители Местоблюстителя. Предвидя свой скорый арест, митрополит Иосиф указом от 8 декабря 1926 года назначил временных заместителей: архиепископов Свердловского Корнилия (Соболева), Астраханского Фаддея (Успенско­го) и Угличского Серафима (Самойловича). На свободе после ареста митрополита Иосифа оставался только архиепископ Серафим. Переживая усиливающийся государственный террор, в посланиях к епископам владыка Серафим просил сократить переписку с ним до минимума, предоставляя им решать на местах все дела, кроме принципиальных и общецерковных, чтобы уберечь тех, кто еще оставался на свободе. Митрополит Сергий был освобожден спустя три с половиной месяца, в марте 1927 года. Этот его последний арест на долгие годы внес сомнения в умы православных. И по сей день бытует мнение о том, что именно тогда митрополит Сергий вступил на путь сотрудничества с ГПУ, что подтверждением этого соглашения явилась “нужная” власти “Декла­ра­ция 1927 года”. Свои выводы оппоненты по сей день подкрепляют аргументами такого свойства: срок арестакраткий, разрешено жить в Москве, а до ареста жить не мог, “Деклара­цию” не приняло 2/3 клира и т. д. До своего ареста, третьего по счету, митрополит Сергий был одним из самых уважаемых епископов России. Самым естественным, казалось бы, путем для митрополита был путь отшельничества в какой-нибудь глуши, где можно было бы и не прекращать богословских трудов. Путь почетный и легкий. Но он выбрал другой — продолжение пути, начертанного святителем Тихоном, — сохранение Церкви в условиях тоталитарного государства. Он никогда и никого не боялся. И реакцию властей за сентябрьское письмо к зарубежным епископам он знал заранее, но шел на этот шаг в первую очередь ради самих “карловчан”, давая им возможность ухода в другую юрисдикцию. Митрополит Сергий дал согласие на тайные выборы Патриарха, зная ответную реакцию власти в случае провала, но надеялся, что можно будет провести их быстро, и Церковь вновь обретет своего Первосвятителя в такой трагический для нее период.

http://pravmir.ru/mitropolit-sergiy-stra...

Отдельный случай представляет епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) . Афанасия арестовали в 1922 г., и за исключением коротких перерывов он постоянно жил в заключении вплоть до 1954 г. Он отложился от митрополита Сергия около 1930 г., поскольку посчитал, что тот незаконно принял на себя обязанности заместителя местоблюстителя патриаршего престола. Он восстановил каноническое общение с иерархией Русской Православной Церкви в 1945 г., когда был избран патриарх Алексий I. На протяжении своей нелёгкой жизни (он умер в 1962 г. в возрасте 75 лет) Афанасий был весьма почитаем среди верующих и стал духовным отцом многих православных 1937 . Агафангел и Афанасий канонизированы как исповедники. Самым непримиримым противником сложившегося типа отношений Русской церкви с советской властью среди канонизированных «непоминающих» был, наверное, епископ Кинешемский Василий (Преображенский). Василий не только разорвал общение с Сергием в 1927 г., но и не восстановил канонические сношения с его преемником, патриархом Алексием I. После многочисленных арестов и заключения, он умер в неустановленный день (по одним источникам в 1945 г., по другим – в 1947 г.) под Красноярском 1938 . На местном уровне был причислен к лику святых в 1993 г. Другие «непоминающие», канонизированные Архиерейским собором 2000 г., архиепископы: Угличский Серафим (Самойлович), Дмитровский Серафим (Звездинский) , Стародубский Дамаскин (Цедрик), Глазовский Виктор (Островидов), Прилукский Василий (Зеленцов), а также религиозный мыслитель Михаил Новоселов и московский приходской священник Сергий Мечёв . Эти канонизации стали деянием примирения между различными членами церкви. Перед лицом страданий, перенесённых Русской церковью в XX в., Архиерейский собор признал мученичество различно мысливших верующих, а не только тех, кто верно следовал за митрополитом Сергием. Подобное решение имело ещё и то достоинство, что оно сблизило Московский патриархат с Русской православной церковью за рубежом, которая, как отмечалось, приступила к канонизации мучеников и вероисповедников при советском режиме в 1981 г 1939 . В одном интервью в декабре 2003 г. влиятельный священнослужитель Московского патриархата и член Синодальной комиссии по канонизации святых Георгий Митрофанов предсказывал неизбежное восстановление евхаристического единения между этими двумя Церквями именно с момента признания общего наследия новомучеников: «Наша Церковь своей канонизацией собора новомучеников, в котором присутствуют и столь почитаемые Зарубежной Церковью иерархи (...) канонизацией всех тех, которые поминали митрополита Петра (Полянского) как Предстоятеля Русской Православной Церкви, подчеркнула, что мы должны ощущать себя продолжателями не только политики митрополита Сергия, но и политики других иерархов» 1940 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Известны случаи, когда от арестованных прямо требовали ответить на вопрос: признаёт он «Декларацию» или нет. В случае отрицательного ответа последствия могли быть весьма печальными. Среди лишенных свободы противников митрополита Сергия были митрополит Иосиф (Петровых) , архиепископ Серафим (Самойлович), епископы Димитрий (Любимов), Алексий (Буй), Виктор (Островидов), Дамаскин (Цедрик). Некоторые архипастыри пострадали до смерти. В 1928 г. при аресте был смертельно ранен епископ Иерофей (Афонин). В начале 1930-х гг. были расстреляны епископы Максим (Жижиленко), Варлаам (Лазаренко), Сергий (Никольский), умерли в заключении епископы Димитрий (Любимов), Вениамин (Воскресенский), Павел (Кратиров) . В северной столице правой оппозиции принадлежал храм Воскресения на Крови, Никольский и Владимирский соборы. После их закрытия центром антисергиевского движения стал храм Тихвинской иконы Божией Матери, который был закрыт в 1936 г. В Москве правая оппозиция группировалась в Никольском храме в Кленниках, в церкви Воздвижения на Воздвиженке, в Никольском храме «Большой крест» и в храме святых Кира и Иоанна на Солянке. Признанным лидером непоминающих в Москве был архимандрит Серафим (Битюков). Несколько легальных храмов правой оппозиции действовало в других районах страны. В основном же противники митрополита Сергия переходили на нелегальное положение. Потерей для оппозиционного движения стала смерть святителя Виктора (Островидова) в 1934 г. Академик Д.С.Лихачев, находившийся в соловецком лагере вместе с епископом Виктором, вспоминал: «Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но видом напоминал сельского попика. Встречал всех широкой улыбкой (иным я его не помню), имел бороду жидкую, щеки румяные, глаза синие. Одет был поверх рясы в вязаную женскую кофту, которую ему прислал кто-то из его паствы. От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем старался помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и слову его верили». После освобождения из лагеря святитель Виктор был отправлен в ссылку, где вскоре и умер (память 2 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Павлин (Крошечкин; 1879–1937), архиепископ Могилевский 9. Иаков (Маскаев; 1878–1937), архиепископ Барнаульский Лик святителей Правая сторона слева направо 1 ряд: 1. Петр (Полянский; 1862–1937), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола 74 2. Агафангел (Преображенский; 1854–1928), митрополит Ярославский 3. Серафим (Самойлович; 1881–1937), архиепископ Угличский 4. Петр (Зверев; 1878–1929), архиепископ Воронежский 5. Гермоген (Долганев; 1858–1918), епископ Тобольский и Сибирский 6. Андроник (Никольский; 1870–1918), архиепископ Пермский 7. Варсонофий (Лебедев; 1871–1918), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии 8. Неявленный архиерей 9. Амвросий (Полянский; 1878–1932), епископ Подольский 2 ряд: 1. Вениамин (Казанский; 1873–1922), митрополит Петроградский и Гдовский 75 2. Серафим (Чичагов; 1856–1937), митрополит Петроградский 76 3. Евгений (Зернов; 1877–1937), митрополит Горьковский 4. Мефодий (Красноперов; 1868–1921), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии 5. Феофан (Ильменский; 1867–1918), архиепископ Соликамский, викарий Пермской епархии 6. Александр (Щукин; 1891–1937), архиепископ Семипалатинский 7. Уар (Шмарин; 1880–1938), епископ Липецкий 8. Вениамин (Воскресенский; 1871–1930), епископ Романовский (Тута­ев­ский), викарий Ярославской епархии 9. Димитрий (Добросердов; 1865–1937), архиепископ Можайский, викарий Московской епархии 10. Макарий (Гневушев; 1858–1918), епископ Орловский и Севский 3 ряд: 1. Иувеналий (Масловский; 1878–1937), архиепископ Рязянский и Шацкий 2. Виктор (Островидов; 1875–1934), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии 3. Симон (Шлеев; 1873–1921), епископ Уфимский (единоверческий) 4. Сильвестр (Ольшевский; 1860–1920), архиепископ Омский и Павлодарский 5. Амфилохий (Скворцов; 1885–1937), епископ Енисейский и Красноярский 6. Никодим (Кротков; 1868–1938), архиепископ Костромской и Галицкий 7. Захария (Лобов; 1865–1937), архиепископ Воронежский 8. Неявленный архиерей 9. Пимен (Белоликов; 1879–1918), епископ Семиреченский и Верненский, викарий Туркестанской епархии

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Мазырин А., свящ. Подвиг первосвятительского служения митрополита Петра//Там же. С. 579. Владимир Николаевич Страхов (1883–1938 гг.), протоиерей, магистр богословия, с 1920 г. проректор, с 1922 г. ректор Московской духовной академии; в 1931 г. арестован и выслан в Архангельск; расстрелян в Ульяновске. Серафим (Самойлович; 1881–1937 гг.), сщмч. После ареста заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия в управление Русской Церковью, согласно акту митрополита Петра от 6 декабря 1925 г., вступил архиепископ Иосиф, к тому времени ставший митрополитом Петроградским. Это произошло по той причине, что митрополит Михаил, числившийся в акте 6 декабря вторым после митрополита Сергия и имя которого стояло перед именем митрополита Иосифа, отказался вступить в права Заместителя Патриаршего местоблюстителя. Митрополит Иосиф, предчувствуя свое недолгое возглавление Церкви, 8 декабря 1926 г. составил акт, в котором назначил трех временных заместителей – архиепископа Свердловского Корнилия (Соболева), будущих священномучеников архиепископов АстраханскогоФаддея (Успенского) и Угличского Серафима. Поскольку первые два архиепископа находились в заключении, временное заместительство воспринял архиепископ Серафим, о чем уведомил епископат, клир и паству специальным посланием от 29 декабря 1926 г. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 26. Фрагмент ( Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков). С. 88). 9(22) февраля 1918 г. Поместный собор принял «Определение об епархиальном управлении». В соответствии с ним «высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является епархиальное собрание» ( Цыпин В., прот. Епархиальное собрание//Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. С. 486–487). Акты Святейшего Тихона… Ч. 2. С. 499–500. Там же. С. 509–513. Архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) был организатором Православного Карельского братства, остановившего панфинско-лютеранский натиск на православных карел, а протоиерей Н. К. Чуков – председателем Олонецкого совета братства ( Григорий (Чуков), архиеп. Финляндский период деятельности Святейшего Патриарха Сергия: 1905–1917 гг.//Имперский курьер. 2002. 2. С. 36–37).

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

Так, почти в полном уединении, епископ прожил около полугода, а затем поехал в Саров — в последний раз помолиться у мощей преподобного Серафима; был в Дивееве, оттуда поехал в Нижний Новгород, где вместе с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и епископом Александром (Щукиным) участвовал в хиротонии иеромонаха Николая (Голубева) во епископа Ветлужского. Митрополит Сергий сообщил владыке Василию о переводе епископа Вязниковского Корнилия (Соболева) на Екатеринбургскую кафедру и что вязниковцы просят его к себе. «Впрочем, — добавил он, — вы будете считаться Кинешемским, Вязниковская кафедра будет для вас временной». В Вязниках епископ продолжил дело, начатое еще в Анаполе. Давно ему хотелось беседы, которые он вел в храме и в кружках, собрать в одну книгу. Рукопись книги он передал доверенным людям в Кинешме, и они переписали ее от руки. В начале 1927 года епископ Афанасий (Сахаров) послал к владыке в Вязники своего келейника иеромонаха Дамаскина (Жабинского) с запиской — не примет ли владыка Василий во временное управление Владимирскую епархию ввиду того, что он, епископ Афанасий, арестован и не может продолжать служение. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Митрополит Сергий (Страгородский) был арестован, и в управление Православной Церковью вступил архиепископ Серафим (Самойлович). Епископ Василий обратился к нему за разрешением этого вопроса, но владыка Серафим во Владимир послал епископа Дамиана (Воскресенского), а владыку назначил на Ивановскую кафедру. Но назначением воспользоваться не пришлось. К этому времени проповеди владыки, его духовная стойкость стали привлекать в храм множество народа и власти выслали владыку в Кинешму. Здесь он прослужил несколько месяцев, когда власти потребовали, чтобы он уехал. В июне 1927 года владыка Василий приехал в Кострому, где прожил около года. Главной заботой были духовные дети, о каждом он хотел знать все и не упускал случая наставить и духовно поддержать каждого из них. Переписка с ними занимала много времени, и ее нельзя было доверить почте. Епископ отдавал письма своему иподиакону Василию Смирнову, тот отвозил их Екатерине Книшек, и она уже разносила их по адресатам, в свою очередь собирая письма к владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010