Поэтому не надо думать, будто бы мы обделены. Таких людей, которые не имеют подобного искреннейшего смиренного о себе мнения, способствующего быстрому преуспеянию в духовной жизни, наверное, большинство. Кроме того, люди быстро преуспевающие - даже из-за смирения - обычно не имеют опыта борьбы и если какую-то благодать и получают, то сами не знают, почему и за что. Если теряют ее, то также не понимают, почему. Напротив, страстный человек борется с собой и приобретает опытность. Он начинает понимать, почему и как он теряет благодать и впадает в те или иные грехи, как удержаться от каких-либо грехов, как себя вести при различных искушениях. И если он что-то приобретает, то уже знает, как это удержать. Поэтому и здесь есть свое преимущество, хотя, конечно, в борьбе бывают иногда невыносимые страдания, нестерпимые внутренние мучения. Никто, разумеется, их не желает, но мы по необходимости, хочешь - не хочешь, должны идти этой дорогой, потому что в духовной жизни другого пути нет: либо путь смирения, либо путь борьбы. Так что не нужно смущаться тем, что переход от устной молитвы к умственной простирается у нас на месяцы, а иногда и на годы. Один подвижник, который впоследствии написал знаменитую книгу " На горах Кавказа " , тринадцать лет занимался устной молитвой, совершенно не думая о стяжании умной. А потом как бы сама собой, без всякого особенного понуждения с его стороны она перешла в молитву умную, а через некоторое время и в сердечную. У всех этот переход совершается по-разному. Иногда человек сразу, только приступив к духовной жизни, вкушает сладость молитвы сердечной, а потом теряет ее. Он вспоминает о ней, стремится вернуть то, что испытал в самом начале своего подвига, и тратит на это многие годы. Нужно смиренно относиться к Промыслу Божию, который все устраивает для нашей пользы. Один знаменитый подвижник, старец - схиархимандрит Серафим (Романцов) из Глинской пустыни в молодости своей испытал действие сердечной молитвы. После этого он увидел во сне некую отроковицу, которая сказала ему: " Сейчас я покидаю тебя, а потом, в старости, я вернусь к тебе " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/151/...

Н.В. Маслов Часть II. Учение глинских старцев о спасении Литературное богословское наследие всех глинских старцев направлено к одной цели – к спасению душ тех, кто обращается к ним. Естественно, что на своем пути все желающие спастись встречают всевозможные затруднения, препятствия, у них возникают недоумения, сомнения. Все это побуждает их искать опытного духовного руководителя, обращаться к нему за советом и наставлением. Именно такими руководителями и являются Глинские старцы. Задача этой части работы – раскрыть учение о спасении глинских старцев; познакомить с теми наставлениями, которые старцы непосредственно давали во время своего пастырского служения, т.е. с изречениями, записанными их учениками, а также находящимися в их трудах, проповедях и письмах. Это одновременно позволит в какой-то мере раскрыть методы пастырского душепопечения глинских старцев, способы воздействия на паству и увидеть, как свое высокое учение они претворяли в жизнь. 1. О спасении Глинские старцы внедряли в сознание своих духовных чад мысль, что главная цель бытия человека на земле – спасение души. Так, например, письма схиархимандрита Илиодора (Голованицкого) почти всегда начинаются или заканчиваются словами: «Спасайся!», «Спасайся о Господе!», «Желаю тебе душевного спасения». 58 Указывая высшую цель стремлений человека, отец Илиодор призывал всех «шествовать неуклонно к цели Царствия Божия». 59 Схиархимандрит Серафим (Романцов) пишет: «В спасении вся наша радость и цель жизни». «Спасайся о Господе со страхом и усердием ради вечного блаженства. Гори всегда, как свеча пред Богом». 60 Схиархимандрит Иоанн (Маслов) называет спасение первейшим делом христианина, учит, что «спасение дороже всего на свете, нужнее всего для человека», «во всех своих делах христианин должен более всего заботиться о спасении души». 61 В своих письмах отец Иоанн указывает: «В жизни каждого христианина должно стоять на первом месте спасение во Христе и приобретение Царства Небесного». «Основное, конечно, должно в нашем сознании быть – это спасение». «Особенно желаю вам быть целенаправленными и стремящимися к достижению вашего спасения. Самое основное – это быть наследниками жизни вечной». «Цель, в конечном своем существе, должна сводиться к тому, чтобы Господь сподобил всех нас узреть Его в Царствии Небесном лицом к лицу». 62

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Мы решили поговорить о христианском отношении к животным. Наши пастыри практически никогда не говорят об этом в своих проповедях и иных выступлениях. А жаль: твари бессловесные, братья меньшие, те, кому Адам давал имена (см.: Быт. 2, 20), занимают в нашей жизни и в наших душах очень заметное место. Мы любим их за то, что они красивы; за то, что они, бесконечно от нас далекие, в чем-то нас повторяют; за то, наконец, что они любят нас и радуются нашему существованию. Любя животных, мы, по сути, любим жизнь, созданную Богом, любим творение. Нам больно видеть страдания животных, жалость к ним подчас острее жалости к человеку: человек разумен, он осознает свою ситуацию, он в силах взять ответственность за нее на себя и найти какой-то выход, а неразумное существо беспомощно. Бессмысленная садистская жестокость к животным воспринимается как одна из самых отвратительных форм беснования. Животные в доме, в семье часто служат своего рода психотерапевтами. Контакт с ними необходим ребенку: общаясь не с игрушкой, не с виртуальной фигуркой из компьютерной игры, а с живым существом, ребенок познает реальный, живой мир и учится любить и трудиться для других. Конечно, если иметь в виду человечество в целом, то его отношения с миром животных никак не назовешь идиллическими: тысячи лет человек питается животными, одевается в их шкуры, использует их во всевозможных иных целях. Заметим, христианство никогда этого не запрещало, буддистский принцип неубиения живых существ нашей вере чужд. Но христианство всегда призывало к умеренности, к обузданию алчности, хотя и не связывало это с отношением к природе. Связывает сама жизнь: грешный человек, не желающий себя обуздать, разрушает природу, уничтожает животный и растительный мир. Случайно ли животные так тянулись к святым? Почему общение с животными, окруженность ими создает в нас некое чувство рая? И в то же время многие святые предостерегали от излишней привязанности к животным, от любви, возвышающей их до человека. В ХХ веке известный подвижник схиархимандрит Серафим (Романцов) так дополнил известную фразу: «Блажен, кто скоты милует, но скажен, кто скоты любит и этим сравнял их с человеком». А ведь иногда эта любовь принимает самые уродливые формы. Чего стоят одни только бойцовские собаки, периодически калечащие людей и находящие при этом неизменную защиту у своих хозяев!

http://pravoslavie.ru/56936.html

Поэтому не нужно смущаться тем, что переход от устной молитвы к умной растягивается иногда на месяцы или даже на годы. У всех это бывает по-разному, и нужно смиренно относиться к Промыслу Божию, который все устраивает для нашей пользы. Схимонах Иларион, написавший знаменитую книгу «На горах Кавказа», много лет занимался устной молитвой, совершенно не думая о том, чтобы она перешла в молитву умную. А она потом как бы сама собой, без всякого понуждения с его стороны, перешла в молитву умную, а потом и в сердечную. Бывает и иначе: человек сразу, только приступив к духовной жизни, вкушает сладость сердечной молитвы, а потом теряет ее и многие годы стремится вернуть то, что он испытал в самом начале своей духовной жизни. Знаменитый глинский подвижник, схиархимандрит Серафим (Романцов), в молодости испытал действие сердечной молитвы. Потом во сне ему явилась некая отроковица, причем он каким-то образом понял, что это молитва Иисусова. Эта отроковица сказала ему: «Сейчас я тебя покидаю, но потом, в твоей старости, я вернусь к тебе». И сердечная молитва у него прекратилась. Почему так – одному Богу ведомо. И вот, когда он был уже, можно сказать, на смертном одре, в нем вновь начала действовать непрестанная Иисусова молитва, притом с таким обильным излиянием благодати, что он просто изнемогал. Он начинал бурно дышать и говорил близким духовным чадам, присутствовавшим при этом, что он изнемогает от благодати. Говорил, что к нему вернулось то, о чем он мечтал всю жизнь. Так, в этом благодатном состоянии, он и отошел ко Господу. Так что, повторю, у всех это бывает по-разному. Бог Сам знает, кому что полезно, в какой мере и в какое время. Наше дело – трудиться. Даже если мы до самой смерти будем молиться устной молитвой, то и это принесет нам большую пользу. Когда человек молится хотя бы в какой-то степени внимательно, тогда он чувствует в душе некоторое благодатное утешение, некоторый мир. И когда он согрешает, допустим поддается осуждению, гневу или какой-либо другой страсти, то чувствует умаление благодати и, конечно, стремится вернуть тот душевный мир, который имел раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Прощайте. Да хранит вас Бог. Матери мои, сестры и чада! Я сижу болезни ради, и не могу стоять перед лицом вашим и поучать вас ничтожным моим словом. Но если вы здравы и сильны душевно и телесно, я не чувствую болезни и отнюдь не скорблю. Ибо вы, чада мои, – по истине здравие и радость моя, упокоение и венец мой. С вами у меня и жизнь счастливая и благоденствие, веселие и радование. А если бы вы подвержены были душевным недугам, чего да не будет, то это причинило бы мне болезнь и сокрушение. По сему молю вас усердно, повергаюсь к ногам вашим, прошу, умоляю и припадаю, как отец недостойный, как брат, как чадо, как раб ваш: стойте, дерзайте, мужайтесь, восходите, возноситесь мыслию на небо, дабы мысленно увидеть Господа нашего Иисуса Христа, сидящего на Херувимах и Серафимах на престоле славы Своей, Которому предстоит весь ангельский чин и служит со страхом и трепетом. Тогда услышат благословенный глас Владыки, достойно совершившие подвиг свой, ничего не пожелавшие от мира сего и не прельстившиеся его суетой. Ибо тогда сказано: «Праведницы просветятся, яко солнце» ( Мф. 13, 43 ). «приидут от восток и запад, и севера и моря и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом» ( Мф. 8, 11 ) в неизреченной радости, тогда Царь и Господь разделит Свои дары по заслугам каждой. Какую славу наследуют преблаженные послушницы! По истине каждая в каком чину благоугодила Богу, в том и получит блага. Хотя и велики перед Богом те, которые послужили Ему в горах и в вертепах, и в пропастях земных, затворники, столпники и во всяком другом жительстве прославившие Бога, однако знайте, сестры мои, возлюбленные, что когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос , раздаятель безчисленных благ, то избрал не пустынное житие или столпничество, но образ повиновения. Ибо Сам Он говорит: «Яко снидох с небесе не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» ( Ин. 6, 38 ). И еще: «Аз о Себе не глаголах ничтоже, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» ( Ин. 12, 49 ). Препоясавшись же лентием, Он принял образ слуги, умыл ноги ученикам и отер их лентием. И еще в другом месте говорил: «Аз же посреде Вас есмь яко служай» ( Лк. 22, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

Милость Божия буди с вами! Письмо Ваше от 20-го числа сего месяца я получил. Дай Бог с успехом и продолжать начатое. Но прошу вас, – памятуйте, что приступающим работать Господу без искушений пробыть невозможно, по слову Премудрого: «Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение» ( Сир. 2, 1 ). Если хочешь успешно работать, бороться с искушениями и безбедно подвизаться в обители, стяжи прежде всего смирение и послушание. «Научитеся от Мене, – поучает нас Сам Христос Спаситель, – яко кроток есм и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» ( Мф. 11, 29 ). Но чтобы вы вернее уразумели, что такое истинное смирение, в этом письме изображу вам его признаки. Смиренным можно назвать того, кто питает в себе всецелую преданность воле Божией, кто всякий успех свой приписывает благодати Божией, а не своим способностям или заслугам; кто ни в чем не доверяет своему разумению, но во всем последует повелениям настоятельницы или рассуждением отца своего духовного; кто не только сам не оскорбляет никого, но с радостью переносит оскорбления, причиняемые ему другими; кто с благодарностью довольствуется малым и скудным, считая себя даже и того недостойным; кто истинно считает себя низшим всех и ни в чем не поставляет себя выше других; кто обуздывает язык, нескор на слова и несварлив в беседе; кто не любит празднословия и многословия. В сем и сему подобном обнаруживается истинное смирение. Предуспевший в смирении востекает на высоту любви, посредством которой не с нуждой и трудом, а с ревностью и душевным расположением проходит подвиги христианских добродетелей. Если хотите достигнуть смирения, соблюдайте в общении с сестрами следующее правило Пророка: «Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих» ( Пс. 37, 14 ). Если случится, что кто-нибудь смутит вас, вспомни следующее правило: «Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим...» ( Пс. 38, 2 ) и другое «...Смятохся и неглаголах» ( Пс. 76, 5 ). Не подражай тем, которые недугуют строптивостью и не обращай внимания на их речи, как бы не слышишь их и не замечаешь. Паче же всего сохрани следующее: Поставьте себя в число неразумных, «да премудры будете» ( 1Кор. 3,18 ), т. е. не рассуждайте, не испытывайте и не раздумывайте, когда что приказывает вам наставница, но со всякой простотой и верой, как можно скорее, исполняйте сказанное. Утвердите сердца ваши в таком расположении, и вы легко можете до конца понести благое то послушание, и никакое искушение, никакая кознь диавольская не смогут поколебать вашего душевного мира в общежитии иноческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

Возлюбленные о Христе сестры А., М., М., П. и все Ваши близкие! Прошу Вас и молю: мир имейте между собою и святыню во всем – и в мыслях и в делах; без сего никто не узрит Господа. Христианской душе, жаждущей спасения, благое дело удержи­вать мысли добрые, а злые, когда они находят, от себя отго­нять. Полезно для этого непрестанно содержать в памяти мо­литву Иисусову. Берегитесь почасту оставлять свою келлию и ходить без крайней надобности к другим сестрам, дабы не сог­решать празднословием, а если и приходит к вам кто бы то ни был, то ради Бога, старайтесь беседовать только об одном, что избрали себе на потребу, – яже суть Божия, а не человеческая, в противном случае, то есть, когда будут говорить что-нибудь непотребное душе, то тотчас же отдайте поклон с прощанием, просите святых его молитв и садитесь за чтение или рукоделие, что себе желаю, и вам передаю и советую. Не от искры ли од­ной, иногда весьма малой и едва заметной, бывают великие по­жары, и от малого зерна вырастает с течением времени великое дерево. Так и у нас: не из сердца ли исходят все помыш­ления злая, за помьшлением слова и беседы, а там дела и дея­ния. Поэтому всемерно нужно остерегаться греховных мыслей и мечтаний, свободных слов и разговоров. Всего больше иску­шаются наши мысли и слово; но вот тут-то и подвиг. Нужно бороться с такими искушениями: лучше перенести скорбь и скуку, нежели впасть в сию прелесть и обман. Памятуйте, что за всякое слово праздное воздадим ответ в день судный. Если бы даже случилось кому-либо из вас скорбные и поносные слышать слова, не смущайтесь, а благодарите – это по большей части служит на пользу нам: ласкательные слова душу рас­слабляют и лишают ее твердости и мужества. По-мирскому жить, как по течению воды плыть, но духовно жить – нужно противиться миру, уклоняться от суетного лас­кания, презирая всякое плотское успокоение, умерщвлять ду­хом всякие страсти и любить всякую нищету духовную, со вся­ким смирением рада Господа, как научает нас Святое Еванге­лие. Хотя сие в начале кажется трудным в горьким, но послед­ствия бывают благие и добрые. «Положи, Господи, хранение устом нашим и не уклони сердца наша в словеса лукавствия».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

Но я ловлю себя на том, что когда стараюсь читать про себя Иисусову молитву, то, даже если уста мои и сомкнуты, языком я все равно ее проговариваю. Также и с другими молитвами. Мне как-то так легче и проще читать молитву, когда я проговариваю ее внутри (и язык при этом двигается). А когда я пытаюсь молиться только «в уме», то мне гораздо тяжелее сосредоточиться на словах молитвы (хотя и в первом случае тоже непросто), мысль часто теряется, или «вязнет», или уходит куда-то «в сторону», и очень бывает трудно сосредоточиться и собрать свою мысль. И ещё получается почему-то очень медленно, пока я умом проговорю каждое слово. Как правильно молиться? Может быть, внешние признаки (говорю я про себя молитву языком или нет) – это не главное, а главное вникать в смысл произносимого? И все-таки, как правильно молиться и к чему стремиться: стараться учиться произносить молитву умом или молено молиться как удобнее? И еще: когда я что-то делаю и пытаюсь молиться, то Иисусова молитва для меня кажется такой длинной, и мне трудно произносить ее всю, не теряя нити смысла, чаще произношу ее просто «заученно», думая порою о другом. Чувствую, что произношу ее как попугай, и только устает ум, и смысла никакого в этом, видимо, нет. Можно ли в таких случаях произносить много раз просто «Господи, помилуй»? Вы читаете Иисусову молитву правильно. Ощущение движения языка и губ старцы (схиархимандрит Серафим [Романцов]) считали положительным фактором, способствующим выработке правильного ритма молитвы, особенно в начале. Главное в молитве – соединять ум со словами молитвы, а когда он уклоняется в сторону, то возвращать его. Молиться умом – это вовсе не значит держать молитву в голове. При работе можно произносить «Господи, помилуй» или читать Молитву мытаря или Иисусову молитву, сокращенную до пяти слов,– как Вам удобнее и легче. Старцы говорили, что со временем молитва перейдет от губ и языка к нижней части гортани, а затем – к сердцу, но это должно произойти как бы само собой. Когда молитва постепенно очистит сердце, то ум сам соединится с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Наконец, возникшие у юноши, совершившего с такой фантастической скоростью столь большое количество молитв, крайне опасные ощущения сладости , слез славословия и благодарения, у старца не только не вызывают никаких сомнений, но, напротив: « Радость отца Харалампия от успеха первого урока была безгранична » (с. 191). Святитель же Игнатий по поводу подобных сладостей предупреждает: « Тщеславие стремится преждевременно к духовным состояниям, к которым человек еще не способен по нечистоте своей; за недостижением истины - сочиняет себе мечты. А сладострастие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, производит в сердце обольстительные ложные утешения, наслаждения и упоения. Такое состояние есть состояние самообольщения " (IV,499). Сам о. Харалампий признает: « Такие прельщенные есть даже у нас на Святой Горе » (с.185). Метод быстро-быстро го произнесения молитв, мантр, заклинаний известен в нехристианской языческой практике. Он применяется для скорого достижения состояний так называемого сверхсознания и сладостных переживаний. Так мыслят многие мистикииноверцы. Вот одна из иллюстраций: « практика мантраджапы приводит в состояние самадхи... когда имя Бога постоянно повторяется, оно очищает тело, нервы и ум... имя Бога обладает огромной силой и спасает от любого страдания и несчастья... мантраджапа автоматически поддерживает душевное и физическое здоровье » Иезуит Иаков Керрут совершал по этому, видимо, методу, двадцать четыре тысячи молитв в день! Подобную практику очень точно охарактеризовал глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов): « никакой молитвы у тебя нет, ты просто привык к ее словам, как некоторые привыкают к ругани ». И можно себе представить, что будет с верующим, если он, увлеченный авторитетом афонского старца, начнёт совершать молитву по методу языческой мантраджапы . Подобный метод не имеет ничего общего с благоговейным, покаянным обращением к личному, живому Богу. Святитель Игнатий объясняет, с чего нужно начинать учиться молитве Иисусовой: " В упражнении молитвой Иисусовой... должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве...» (I,225-226). 

http://bogoslov.ru/article/421396

Если попытаться коротко сформулировать то, как следует человеку относиться к животным, то трудно сделать это лучше Премудрого Соломона: Праведный печется и о жизни скота своего (блажен, иже и скоты милует церк.-сл.), сердце же нечестивых жестоко (Притч.12, 10). Однако в ХХ веке известный подвижник схиархимандрит Серафим (Романцов), зная изломанное состояние современного человека, так дополнил эту фразу: «Блажен, кто скоты милует, но скажен , кто скоты любит и этим сравнял их с человеком». Очень схожие представления об отношении к животным можно найти и у преподобного Силуана Афонского: «Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с ним и любить Единого Бога. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь». Старец при этом говорил своему ученику, что Сам Дух Божий учит жалеть всякую тварь. Значит ли из этих высказываний, что существует, как Вы пишете, «дискриминация» животных? Во-первых, я думаю, что это понятие в данном случае неприменимо. Во-вторых, такое отношение к животным, которое высказывают святые и подвижники Православной Церкви, призвано восстановить правильную иерархию ценностей для человека во благо самого человека. Да, люди сейчас действительно бывают жестоки к животным. Но не менее жестоки они бывают друг к другу, к детям. Все это следствие утраты духовных ориентиров, порождение той атмосферы, которая нас окружает, того отчуждения людей друг от друга, которое сегодня господствует в обществе. Это результат и такого (популярного ныне) отношения к собственной жизни, когда люди предпочитают не связывать себя серьезными семейными отношениями, не рожать детей. И вот неправильное устройство человеческой жизни в самом ее основании приводит к крайностям: либо к неоправданной жестокости, либо к неумеренной любви к животным, вещам, самому себе… Если оглянуться вокруг, заметно, что очень многие, скажем так, чрезвычайно активные любители животных сегодня — это люди, которые не имеют семьи. Человек расходует на это нерастраченные силы своей души. Ведь Господь вложил в нас много любви, с «запасом», благословив семейную жизнь, и поэтому семья должна быть большая. Животные в доме тоже могут быть, но им следует отвести определенное место. Если это собака, например, она должна караулить дом и жить в будке, а не спать в хозяйской постели или занимать две трети городской квартиры.

http://pravoslavie.ru/36838.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010