Накануне моего отъезда вернулся с Кавказа духовник обители о.Серафим (Романцов). Говорили, что он пробудет там неопределенное время, а кое-кто из братии вообще сомневался, что он вернется. Тогда очень усилились слухи о закрытии Глинской пустыни, и о.Серафим ездил на Кавказ, чтобы посмотреть, нельзя ли перевезти туда братию (владыка Зиновий — епископ Тетрицкаройский — покровительствовал обители. В молодые годы он был послушник в Глинской). Елена Михайловна постоянно узнавала об отце Серафиме и облегченно вздыхала, убедившись, что его пока нет. Ее беспокойство было вызвано тем, что у нее жила кошка, которая недавно принесла котят, а о.Серафим знал, что у Елены Михайловны пристрастие. Уезжал — была одна кошка, приедет — уже пять. Перед приездом о. Серафима Елена Михайловна слегла с высокой температурой. И вот, услышав у порога басок о.Серафима, она страшно перепугалась. Было с чего! Она лежала, котята свободно гуляли по одеялу, кошка убежала на улицу. Елена Михайловна судорожным движением обеих рук поспешила спрятать котят под одеяло и попросила меня сесть на край кровати, чтобы придержать одеяло. О.Серафим зашел, помолился на иконы, благословил нас и сел на стул. Меня он приветствовал, по-хозяйски расспросив обо всем: удобно ли было, довольна ли... Елену Михайловну спросил о здоровье. Он явно все понял, хотя смотрел в окно, делая вид, что ничего не замечает. Одеяло волновалось как море, послушно реагируя на каждое движение котят, казалось, вот-вот появятся из разных углов четыре мордочки... Елена Михайловна бросала быстрые взгляды то на меня, то на о. Серафима. О.Серафим спокойно спросил: «Ну, как, Елена Михайловна, Ваша кошечка? Это хорошо — любить животных, только важно следить, за тем, чтобы не было пристрастия». Пробыл он недолго, видимо поняв смущение Елены Михайловны и не желая ее огорчать. Пригласил меня зайти к нему в келью и назначил время. Когда он ушел, Елена Михайловна упавшим голосом спросила: «Как Вы думаете, видел?» «Наверное, нет», — сказала я, хотя обе мы были уверены, что все он видел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4048...

В 1947 году он вернулся в Глинскую пустынь и был назначен ее духовником. Если возникал какой-то вопрос, то говорили на украинский манер: «Иди до духовника». Он часто брал на себя и административные функции, оставляя особенно сложные вопросы для совместного решения с отцом Серафимом (Амелиным) и отцом Андроником. Отец Серафим, настоятель архимандрит Серафим (Амелин) и отец Андроник составили как бы основное старческое ядро обители, к ним притекали многочисленные паломники. Однако отец Серафим (Романцов) был более заметен для богомольцев. Он распределял приезжих по квартирам, во все вникал, часто исповедовал, и к нему стояли бесконечные очереди «на совет». Люди дожидались днями, лишь бы исповедоваться у старца и получить совет и наставление. Отец Серафим, добрый по складу характера, был строг в назидании. Он служил благодарственные молебны для всех приезжавших в обитель, а также отправлявшихся в обратный путь. Батюшка давал наставления и советы везде – по дороге, на послушании, в келлии. Советы его никогда не были системой запретов, а указания не напоминали мелочной опеки. Того, кто каялся, он прощал с любовью, снисходя к человеческим немощам. Но при снисхождении оставалось главное – ощущение, что человеку хотят помочь, удержать от уныния, однако заповедь оставалась непреклонным законом: не смог теперь, старайся в будущем. Он поддерживал, укреплял и направлял на правильный путь как иноков, так и мирян в период труднейших испытаний для Православной Церкви, когда тернистыми путями лишений и испытаний доказывались вера и преданность Господу нашему Иисусу Христу. Он принимал молящихся и по одному, и всех вместе, в зависимости от надобности и смотря по обстоятельствам. Отец Серафим был прозорлив, видел души приходящих, молился за них. По воспоминаниям людей, знавших батюшку, многие получили исцеление от хлеба и воды, полученных из его рук. Он был неутомим. С 4 часов утра до поздней ночи – на ногах, ежедневно утром и вечером бывал на богослужениях в храме. В келлии исполнял свое монашеское правило, читал молебны и принимал людей. Но никто никогда не слышал от него ни жалоб, ни раздражения, ни высказываний, что он устал от всего или тяготится, ни единым движением он не выражал какого-либо недовольства. Он не думал об отдыхе и не считался с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Под руководством этих мудрых наставников стал проходить юный послушник Виталий науку постижения монашеской жизни. Его духовным отцом стал (и оставался до конца своей жизни) отец Серафим Романцов. Он был братским духовником, строгим и требовательным. В монастыре его называли «отец Серафим-столпник», так как он жил на втором этаже единственной уцелевшей башни. Все глинские старцы обладали благодатными духовными дарами. Первый и главный урок, который получил Виталий в Глинской пустыни – это всецелое послушание старцам до полного отсечения собственной воли. Отец Серафим в письме к своим духовным чадам привел один поучительный рассказ о великом значении послушания: «Один прозорливец видел в видении пустынника-странноприимца и послушника. У послушника на шее была золотая гривна или цепь. Прозорливец спросил: «Почему послушнику такая честь?» Ему в ответ было сказано: «Пустынник, хотя и много трудился, но по своей воле и по своему желанию, а послушник жил в отсечении своей воли и своих желаний». Видимо, к этому времени относится и запись брата Виталия в своем помяннике: «Подобает монаху, тем более мне, послушнику, терпеть с крайним смирением и крайним послушанием до самой смерти старца своего. Кроме только двух зол – ереси в вере и плотской любви – спасение послушника не есть иное, как только послушание. Или же он слушаться не будет, то да не ждет себе спасение, но ожидает муку». О том, как непросто бывает слушаться старцев, говорит один эпизод, происшедший с братом Виталием. Отец Серафим велел ему переложить поленицу дров. Виталий переложил. Следом шел отец Андроник и велел переложить обратно. Послушник переложил второй раз. Возвращается отец Серафим: «Почему не сделал?» Виталий побежал за отцом Андроником, и ему досталось от обоих. Он часто брал вину на себя для того, чтобы сгладить конфликтные ситуации и сохранить мир между людьми. Опыт монастырской жизни постепенно приводил к пониманию того, о чем говорил иеродиакон Ефрем 6 : «весь секрет спасения – в смирении». Но понимание это не давалось без внутренней борьбы. «В чем преуспевание духовное? – поучал отец Андроник. – В смирении. Насколько кто смирился, настолько преуспел».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прошу смиренно молитв Ваших. Недостойный иеросхимонах Серафим Милость Божия буди с вами! Сердечно поздравляю вас с праздником Богоявления и Но­вым годом от Христа Господа нашего, возобновившего Прише­ствием Своим в мир всё естество человеческое и времена и ле­та. В сем Новом году новой крепости в силах ваших душевных и телесных, нового преуспеяния в христианских подвигах ва­ших от всего сердца вам желаю. Призываю на вас Божье благословение и молитвы св. обители нашей Глинской пустыни, а себя поручаю вашей любви со св. молитвами. С моею к вам лю­бовью всегда пребуду вашим усерднейшим богомольцем и слугой. Недостойный Серафим Милость Божия буди с вами! Мир душевный выше всего, выше поста и молитвы. За обид­чиков молись: они твои друзья, через них тебе Господь даёт венцы, а если ропщешь, то лишаешься венцов. Следовательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишнего, не относяще­гося к тебе. Каждый день готовь себя к искушениям и скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому подобное, знай, это к тебе милость Божия идёт. За претерпение всего станешь в ря­ды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небесного. Помни главное: считай каждый день последним и проведи его в страхе Божием и с сокрушением сердечным. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к нему с покаянием. Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не раз­бирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен. Это враг старает­ся рассеять тебя и отвлечь от молитвы. Знай Бога, храни Его заповеди, слушай духовного отца. От ближних принимай в душу только доброе, что согласно с запо­ведями Божиими. Желаю вам здравия, мира и спасения. Недостойный Серафим Милость Божия буди с вами! Пусть всё у вас будет определённо: как вам быть одним, как с домашними, как со сторонними, как устроять дела свои – и всё направлено к одному тому, чтоб во всём угождать Господу и во всём исполнять одну святую волю Его. Так устроясь внутренно и внешне, вы будете непрестанно ревновать о Богоугождении или от одного Богоугождения переходить к другому. Ви­дя же труд ваш, и Господь исполнит Своё обетование – быть с вами и действовать в вас во спасение ваше. Итак, желаю бодренно пройти оставшееся поприще поста и радостно встретить Христово Воскресение. Передавайте привет всем сестрам. Письмо ваше получил, за всё вас прощаю и желаю вам здра­вия, мира и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

Внутреннюю жизнь обители, которая могла быть незнакома приезжим, держали три «столпа» – совет старцев, в который входили о. настоятель архимандрит Серафим (Амелин) (в то время единственный архимандрит), о. Серафим (Романцов) и о. Андроник (Лукаш) . Те, кто узнали о Глинской пустыне уже после вторичного закрытия, могут представить себе о. Серафима – духовника по письмам, которые хранят все, кому они дороги. Часть их опубликовали, возможно, она со временем пополнится и теми, которые еще неизвестны читателям. Ничего своего, нового, оригинального, что могло бы как-то подчеркнуть его индивидуальность, отличного от писаний святых отцов, о. Серафим в письмах не наставлял. Наоборот – только польза душевная, а если человек может понять, то и духовная в центре его внимания, его заботы. Почти нигде ничего о себе, никаких жалоб на усталость, нездоровье, личные переживания, а ведь они были, только никогда не ставились на вид, в центр. Для о. Серафима в письмах основное – помочь душе обратившегося. В своих письмах старец говорил о необходимости смиряться, ибо «без смирения нет спасения». А в наше время о смирении можно услышать неверное мнение. Будто в том оно, чтобы себя или другого («для смирения») втаптывать в грязь, топить в помойке реальных или выдуманных ошибок или грехов (особенно в отношениях с ближними), отчего скорее придешь в уныние. Нужно приучить себя помнить, что Господь каждого почтил своим образом и научиться беречь его чистоту в себе и помочь в этом ближнему – вот в чем смирение, забывающее о себе совершенно. Как к этому прийти? Отец Серафим в письмах не раз призывал учиться принимать все скорбное без возмущения, раздражения, ропота, уныния, чувства безысходности. Без скорбей никто не живет, но как кто к ним относится – от этого многое зависит в духовной жизни. Жалуясь на трудности, мы забываем, что более всех и всего вредим себе сами. Чем? – Многословием, пустословием, рассеянностью, небрежность, забвением о своем спасении, ленью и многими другими недостатками. Из-за них теряется доверие Богу, растет желание доказать себе и другим свою значимость, требовать себе внимание и почтение, находя тысячи причин к самооправданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Друг от друга требуем исполнения заповедей, а сами не исполняем. Приветствую вас, матери и сестры, и всех сестер общины вашей и всем вам желаю мирного жития, понеже взаимный мир повсюду оскудевает, а бестолковое немирствие возрастает. Все виним друг друга, истязуем заповеди от ближнего, по-видимому, за благословныя и благовидныя причины, забывая, что кийждо от своих дел или прославится, или постыдится. Воистину, трудно и сообразить настоящие обстоятельства и дела наши, и поступки, и стремления, и требования друг ко другу. Забываем Евангельское указание, а действуем по одному почти самолюбно, упорно отстаивая свои действия, не заботясь о их законности и не законности. Тесно отобоюду: молчать трудно, и говорить неудобно, и что слышим, всему верим безразсудно. Всюду примесь своей воли или самооправдания, или чего другого, или просто бестолковщины. Молиться потребно в самоукорении, да не заблудим от пути истинного. Простите. Многогрешный Серафим. Милость Божия буди с Вами! Одно утешение истинное – Христос. Иисус Христос призывает всех в радость вечную, этими словами: «Приидите ко мне вси труждающии и обремененнии и Аз упокою вы!» (Мф. И, 28) Как же к нему идти? – Деланием заповедей Его, верой, надеждой, любовью. Любите прискорбный путь, а пространный ведет в пагубу. Многими скорбями подобает внити в Царство Небесное. Которые не хотят претерпевать безропотно скорбей, те удаляются от Господа. Желаю благоприятностей вам. Благодарный за усердие ваше недостойный Серафим. Милость Божия буди с вами! Мир вам и благопоспешение о Господе, хотящем всем спастися и в разум Истины приити! Не скорбите на меня, сестры и матери, что не имею возможности подробно переписываться с вами, обременяемый всегда и немощью телесной, и беспрестанной молвой от множества разнообразных дел по послушанию от святой обители. Уверяю вас, что скорблю о сем немало, но превозмочь и изменить положения своего никак не могу. Поэтому советую вам ради настоящей нужды крепко держаться страха Божия и хранения своей совести, так как это более всего помогает христианину удерживаться на настоящем пути. В случае же уклонения от заповедей Божиих – врачевать себя искренним покаянием и твердой решимостью впредь обуздывать свое самолюбие, которое есть главная вина в нарушении заповедей Божиих и всего должного. От самолюбия – гневливость, от самолюбия – осуждение и порицание других, от него – негодование, и ропот, и самооправдание, и нехотение ничего потерпеть, а вследствие всего этого – малодушие и оставление молитвенного правила, и чтения духовного, и прочего, что требуется от монахов и монашек. Господи! Помилуй нас. Господи, помози немощи нашей! Не попусти, Господи, до конца врагу поругаться над созданием Твоим, искупленным честною Кровию Твоей. Подаждь нам, Господи, покаяние истинное, и смирение нелицемерное и воздержание, и подвизание благоразумное, дух сокрушен и трезвение. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

Недостойный иеросхимонах Серафим Милость Божия буди с вами! Сердечно поздравляю вас с праздником Богоявления и Новым годом от Христа Господа нашего, возобновившего Пришествием Своим в мир всё естество человеческое и времена и лета. В сем Новом году новой крепости в силах ваших душевных и телесных, нового преуспеяния в христианских подвигах ваших от всего сердца вам желаю. Призываю на вас Божье благословение и молитвы св. обители нашей Глинской пустыни, а себя поручаю вашей любви со св. молитвами. С моею к вам любовью всегда пребуду вашим усерднейшим богомольцем и слугой. Недостойный Серафим Милость Божия буди с вами! Мир душевный выше всего, выше поста и молитвы. За обидчиков молись: они твои друзья, через них тебе Господь даёт венцы, а если ропщешь, то лишаешься венцов. Следовательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишнего, не относящегося к тебе. Каждый день готовь себя к искушениям и скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому подобное, знай, это к тебе милость Божия идёт. За претерпение всего станешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небесного. Помни главное: считай каждый день последним и проведи его в страхе Божием и с сокрушением сердечным. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к нему с покаянием. Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен. Это враг старается рассеять тебя и отвлечь от молитвы. Знай Бога, храни Его заповеди, слушай духовного отца. От ближних принимай в душу только доброе, что согласно с заповедями Божиими. Желаю вам здравия, мира и спасения. Недостойный Серафим Милость Божия буди с вами! Пусть всё у вас будет определённо: как вам быть одним, как с домашними, как со сторонними, как устроять дела свои – и всё направлено к одному тому, чтоб во всём угождать Господу и во всём исполнять одну святую волю Его. Так у строясь внутренно и внешне, вы будете непрестанно ревновать о Богоугождении или от одного Богоугождения переходить к другому. Видя же труд ваш, и Господь исполнит Своё обетование – быть с вами и действовать в вас во спасение ваше. Итак, желаю бодренно пройти оставшееся поприще поста и радостно встретить Христово Воскресение. Передавайте привет всем сестрам. Письмо ваше получил, за всё вас прощаю и желаю вам здравия, мира и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во главе ее – смирение. О значении смирения сказано много, но никто не сказал о нем лучше святых отцов, «без смирения нет спасения». Сразу смирению не научиться, и потому необходимо терпеть находящие трудности, скорби, болезни. Терпение ведет к смирению, если терпеть без ропота, возмущения, раздражения, унылого чувства безысходности. Преодолевая такие помехи, без которых никто не обходится, решившийся учиться смирению постепенно обретает мир души. Умиротворенная душа уже не боится скорбей и даже готовится к ним, зная, что готовность все терпеть воспитывает мужество. Решившись обогатиться мужеством и стойкостью, человек должен знать своих противников. Собственно, первый из них – он сам, и вредит он себе более всего невоздержанием языка. Многословие, пустословие, рассеянность ведут к тому, что возникает желание ценить себя выше своего достоинства и требовать себе больше внимания, находя тысячи причин к самооправданию. Такая обращенность к себе – прямое следствие потери доверия Богу. Забвение о Нем, холодность, формальное соблюдение установленных правил ведут к глухому чувству неудовлетворенности. Выйти из этого состояния поможет жизнь по послушанию, если помнить, что Господь все устраивает на пользу душе, знает силы (вернее – бессилие) этой души, и ведет каждого тем путем, который вернее приведет к цели. Смущающимся тем, что нет теперь старцев, которые направляли бы каждое движение, которые могли бы предостеречь от неверного шага, ободрить, успокоить, о. Серафим напоминал, что нашему времени вместо старцев даны скорби. Никто не скажет, что их у него нет. Надо только стараться – с помощью писаний святых отцов – учиться тому, чему они могут научить. Тем, кто хотел бы, чтобы обстоятельства жизни больше соответствовали желанию, о. Серафим напоминает, что Господь, знающий нас больше нас самих, устраивает все как раз с учетом склонностей наших и желаний. Мы это не всегда понимаем, но со временем, а особенно если внутренне смиришься со всем, приходит и убеждение в этом. Неизбежность скорбей печалит до тех пор, пока мы не поймем, что их Господь допускает, чтобы научить нас смирению. Поняв это, можно даже радоваться скорбям.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

до 64 – 1958. Как и прежде, более 70% братии составляли иноки старше 60 лет 1688 , нетрудоспособных в 1953–1956 годах было 13 человек 1689 , в 1958 – 26 1690 . Духовное ядро обители до самого ее закрытия составляли подвижники, жившие в Глинской пустыни еще до 1922 года. В 1953–1957 годах их было около одной трети, а в 1958 – около одной пятой от общего числа насельников 1691 . Они восприняли от Глинских старцев XIX и начала ХХ века древние высокодуховные иноческие традиции обители и передавали их следующему поколению. Так, посредством старческого окормления осуществлялась в Глинской пустыни духовная преемственность. Средоточием духовной жизни обители были старцы: архимандрит Серафим (Амелин), схиигумен Андроник (Лукаш) и иеросхимонах Серафим (Романцов). Как писал епископ Сумской и Ахтырский Евстратий: «Трудами о. Андроника, о. Серафима – духовника и настоятеля архимандрита Серафима крепла и процветала Глинская пустынь» 1692 . Это были светочи старческого окормления. Главным способом искоренения страстей они считали откровение помыслов, так как оно есть единственное надежное и верное средство, связующее звено, обусловливающее общение пастыря с пасомыми. Под их руководством возрос целый сонм духовных подвижников, многие из которых впоследствии пронесли старческие традиции Глинской пустыни по всей стране. Особенно отличались высотой духовной жизни схимники обители. Благословение на постриг в схиму в Глинской пустыни давали с большой осмотрительностью и осторожностью. По учению старцев, схима есть совершенное отчуждение от мира для соединения с Господом. Для схимника недостаточно много поститься и молиться; прежде принятия схимы необходимо стяжать разум духовный, познать свое внутреннее состояние, молиться и поститься разумно и уметь различать злоухищрения врага, чтобы не впасть в самообольщение; так что сподобившиеся пострига в святую схиму в Глинской пустыни стояли уже на высокой ступени внутреннего совершенства. Духовная сила схимников была очень велика. Болезненные, престарелые, они не пропускали ни одной церковной службы, некоторые из них, опираясь на палочки в обеих руках, еле-еле доходили до храма, но не обращали внимания на болезни, потому что все у них покрывалось духовным. Подвиги схимнические несли сокровенно. Схиму носили под верхней одеждой, как ранее это было принято в Глинской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Однажды зимой я вышел ночью из келии и увидел большую собаку. Я стал звать ее, но она в ответ завыла. Я понял, что это волк, который готовится броситься на меня, и закричал: «Господи, молитвами отца моего духовного, схиигумена Серафима, помилуй меня!» – и волк, как будто гонимый невидимой силой, убежал в лес. Это был уже не призрак: наутро мы увидели на снегу волчьи следы»». Однажды инок Виталий, переправляясь через горную реку, упал в ледяную воду и простудился. Из-за обострения туберкулеза – кровь шла горлом. Инок Виталий, чувствуя всю серьезность своего положения, стал умолять пустынника иеромонаха Мардария (Данилова), чтобы он тайно постриг его в монахи, ссылаясь на то, что желает умереть монахом, а благословение старца Серафима испросить в то время было невозможно – реки в горах разлились, перекрыв дорогу в город. Иеромонах согласился. При постриге отцу Виталию дали имя Венедикт. Когда его духовник узнал о тайном постриге, долго сердился, но потом простил. Из воспоминаний иеромонаха Мардария: «Ну, а отец Серафим смирял его довольно жестко, чтобы не дать повода к возношению и самомнению. Хотя уже сам постриг был отцу Виталию поводом к величайшему смирению – что он якобы принял его своевольно. Это было для него сильным смиряющим обстоятельством на многие годы, пока он не принял великую схиму – память того, что он все-таки «своевольник». Господь все устроил вот таким образом: с одной стороны устрашил его смертью, а с другой – старцем». (Глинская пустынь была закрыта в 1961 году.) В середине шестидесятых годов монах Венедикт тайно принял схиму с именем Виталий. В 1969 году по благословению старца Серафима отец Виталий отправился в Тбилиси к владыке Зиновию В Тбилиси в 1976 году владыка Зиновий рукоположил его в иеродиакона, а через несколько месяцев во иеромонаха. За день до этого знаменательного события 1 января 1976 отошёл ко Господу его духовный отец схиархимандрит Серафим (Романцов). По свидетельству духовных чад отца Виталия, старец отличался крайней нестяжательностью: никогда не носил хорошей одежды, всегда ходил в стареньком подряснике. У него никогда не было денег – все что ему присылали, он в кратчайший срок раздавал нуждающимся, следуя слову одного пустынника: «Не дай полученным тобою деньгам переночевать в твоей келье». (Свидетельства духовных чад отца Виталия опубликованы в книге «О жизни схиархимандрита Виталия».)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010