Указом Святейшего Синода, от 2 августа, подтверждено исполнить сие. И сей подтвердительный указ Святейшего Синода остается без исполнения, как видно из доставленного мне производителями назначенного Святейшим Синодом следствия, архимандритом Иаковом и надворным советником Барковым, официального сведения, от 6 дня сего сентября 4), прилагаемого при сем в подлиннике. Чтя законность и достоинство Святейшего Синода, опасаясь затруднения для следователей, запутанности следствия и действия вредного примера, не могу не донести о вышеизложенном Святейшему Синоду. К сему приложено донесение следователей такого содержания: а) Во исполнение XII пункта секретного предписания вашего высокопреосвященства, от 23 августа, 89, на имя первого из нас, которое получено нами 5 сентября, в семь часов вечера, долг имеем покорнейше донести вашему высокопреосвященству, что подтвердительный указ Святейшего Синода преосвященному Нижегородскому Нектарию, от 2 августа, 2497, об оставлении Дивеевской обители под управлением начальствовавшей в общине Елисаветы Ушаковой, до сего 6 сентября не приведен в исполнение. б) Симбирский совестный судья г. Мотовилов обратился ко мне с письмом от 4 сего сентября, о том, что госпожи Шубина и Копьева, угрозами и прещением новеньких сестер Дивеевского монастыря записав, вовлекли в принужденно насильственную подписку под насильственно поставленную новую начальницу Лукерью, и пр. Приняв в соображение, что по записке Мотовилова начато Святейшим Синодом дело и назначено следствие об избрании настоятельницы Дивеевского монастыря, долгом поставляю письмо г. Мотовилова представить Святейшему Синоду в подлиннике. 13) Святейшему Синоду от 29 сентября 1861 г. Секретно. От назначенных Святейшим Синодом следователей по делу Дивеевского монастыря имею, от 19 сентября, новое сведение, что и третий подтвердительный указ Святейшего Синода, от 23 августа, об оставлении начальницею сего монастыря Елисаветы Ушаковой в исполнение не приведен. Обителью распоряжается предназначаемая в игумении Гликерия и в ее духе новоизбранная казначея и благочинная. Призываемые свидетелями для вопрошения «страха ради могут показывать, изменяя истине, подобно тому, как прежде еще приезда их в обитель некоторые из стариц и сестер подписывались на изготовленном реестре, носимом по кельям казначеею, о желании иметь игумениею Гликерию, а в приезд их отозвались, что они подписывались страха ради, видя ее начальницей, но не желая иметь ее начальницей. Большинство же столько имели духа, что не подписались».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

И просил, чтобы все, все в Серафимовой-то пустыни спаслись бы сироточки, батюшка! И обещала Матерь Божия убогому Серафиму сию неизреченную радость, батюшка! Только трем не дано, три погибнут, рекла Матерь Божия! – при этом светлый лик старца затуманился. – Одна сгорит, одну мельница смелет, а третья... сколько ни старался я вспомнить, никак , не могу, видно уж так надо». Благодатная сестра Евдокия Ефремовна, удостоившаяся быть при следующем посещении Царицы Небесной о. Серафима в 1831 году, сообщила свой разговор с батюшкой о том же посещении, которое только что передал о. Василий (тетрадь 6, рассказ 21). «Вот, матушка, – сказал мне батюшка Серафим, – во обитель-то мою до тысячи человек соберется, и все, матушка, все спасутся, я упросил, убогий, Матерь Божию, и соизволила Царица на смиренную просьбу убогого Серафима; и кроме трех, всех обещала Милосердная Владычица спасти, всех, радость моя! Только там, матушка, – продолжал, немного помолчав, батюшка, – там-то, в будущем, все разделятся на три разряда: сочетанные, которые чистотою своею, непрестанною молитвой и делами своими, через то и всем существом своим, сочетованы Господу; вся жизнь и дыхание их в Боге, и вечно они с Ним будут! Избранные, которые мои дела будут делать, матушка, и со мной же и будут в обители моей. И званые, которые лишь временно будут наш хлеб только кушать, которым темное место. Дастся им только коечка, в одних рубашечках будут да всегда тосковать станут! Это нерадивые и ленивые, матушка, а которые общее-то дело да послушание не берегут и заняты только своими делами, куда как мрачно и тяжело будет им; будут сидеть все, качаясь из стороны в сторону, на одном месте!» И, взяв меня за руку, батюшка горько заплакал. «Послушание, матушка, послушание превыше поста и молитвы! – продолжал батюшка. – Говорю тебе, ничего нет выше послушания, матушка, и ты так сказывай всем!» Затем, благословив, отпустил меня». Ксении Васильевне о. Серафим так рассказал (тетрадь 6, рассказ 30): «Скажу тебе, посетила Царица-то Небесная убогого Серафима и вот что, скажу тебе, радость моя, рекла Матерь Божия: «Любимиче Мой! Проси у Меня, чего хощеши!» Слышишь ли, матушка, как возрадовала Матерь-то Божия убогого Серафима, как неизреченно возрадовала! А я-то, убогий, молил Владычицу, да спасутся все, кто в обители моей будет! И задумалась Царица-то Небесная, матушка, и излила всю благодать Своей милости на убогого Серафима! И все спасутся, матушка, обещала нам Сама Пречистая Владычица; только три погибнут: одна сгорит огнем, другую мельница смелет, а третью...» (забыла, странно, видно не нужно нам помнить!).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Во всяком случае, хотя бы даже все сестры обители изъявили желание перемены начальницы и представили к тому уважительные причины, место настоятельницы не прежде могло быть признаваемо вакантным и подлежащим замещению иным лицом, как по надлежащем обследовании возбужденных против наличной начальницы обвинений и постановлений определения об ее отрешении с утверждения при том собственно по Дивеевскому монастырю Святейшего Синода, от которого зависит окончательное определение настоятельницы для этой обители. Впрочем, сопровождавшие избрание новой начальницы обстоятельства показывают, что преосвященный Нижегородский не только не считал Елисавету Ушакову по изъявленным против нее со стороны некоторых сестер неудовольствиям подлежащею отрешению или даже только временному устранению от места, но, напротив того, введя ее с Занятовой и Ерофеевой в жребий, тем самым признавал ее достойной дальнейшего прохождения настоятельской должности. В этом мнении утверждает и то обстоятельство, что преосвященный как пред избранием новой настоятельницы, так и после того неоднократно предлагал Ушаковой занять должность начальницы в Давыдовской общине. Наконец, кроме несвоевременности назначения для Дивеевского монастыря при существовании в нем начальницы иной настоятельницы самый допущенный в этом случае образ избрания ни в каком отношении не соответствует условиям свободного и правильного выбора. На основании указа Святейшего Синода от 10 февраля 1861 года за 473, в случае, когда бы действительно открылась надобность в назначении новой настоятельницы, избрание ее принадлежало бы сестрам обители. Со стороны сестер могло последовать или единогласное избрание, или разделение голосов. В последнем случае преимущество принадлежало бы той стороне, которая считает большее число голосов, а если и может быть допущен жребий, то, первое, не иначе как с общего и добровольного согласия избирательниц и, второе, только в виде меры к достижению соглашения разделившихся голосов в избрании одного лица, которому преимущественно пред другими избирательницами желали бы предоставить настоятельство, а не в смысле окончательного назначения настоятельницы, ибо за силой того же указа от 10 февраля 1861 года окончательное определение избранной настоятельницы принадлежит Святейшему Синоду, от усмотрения которого при разделении голосов зависит или утвердить назначенную жребием, или, отвергнув ее, отдать предпочтение другой, получившей избирательные голоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Иларион не мог прожить без искушений, гонений и страданий. Так, он писал своему товарищу в Троице-Сергиеву лавру: «Я и в Сарове спасительном живу, да худо; ведь место не спасет. Иуда и при Самом Христе не спасся. Вы советуете мне не унывать, а паче великодушно радоваться, помня многие о том апостольские слова. Сей самый, брате, путь мой и есть. Великодушные, доблестные души свойства есть в напасти не отчаиваться; благородного же дело есть не токмо в счастии благодарить Господа, но и в несчастии туюжде благодарность являть... И что может быти лучше сего, как сносить жребий свой великодушно и без роптания. Нет ничего великодушнее, как забывать нанесенные нам обиды. Сия и сим подобная размышляя и сам себя подкрепляя, сам себе глаголю: «Претерпевай, грешниче, скорби, в печалех похваляй Бога. Ниже без труда покой, ниже без брани победа получается. А побеждающему, глаголет Христос, дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия. И побеждаяй наследит вся: и буду ему в Бога, и той будет Мне в сына» ( Апок. 21, 7 )». (Достопам. иноки Саровской пуст. М., 1884г.) Одновременно с отцом Иларионом подвизался в Сарове иеромонах Евгений, «усердный служитель в обители», как сказано в его жизнеописании (Достопам. иноки Саровские, с. 172). Этот смиренный благоговейный старец имел истинный образ благочестия и кротости, поэтому новоначальные, поступая в обитель, с особенной доверенностью поучались от него трудолюбию, молитвословию и прочим иноческим добродетелям. Душа его, проникнутая благочестием, обращала на него внимание новоначальных послушников, и старческое его обращение заставляло их уважать его и деятельно подражать его целомудрию, послушанию, кротости и смирению. Он таким образом много споспешествовал ищущим спасения к преуспеянию в духовной жизни. Упоминалось в предыдущих главах также о казначее Исайи, который исполнял должность следователя по ложным наговорам на о. Серафима. Он был родом из московских купцов и поступил в Саровскую пустынь в 1805 году. Постриженный в монашество в 1812 году, он в 1822 году был определен в должность казначея и впоследствии избран настоятелем Саровской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Глава XXI. Дивеевская обитель в 1833 году. Жизнь в обеих общинах. Дружба и любовь между сестрами; апостольские времена. Вечерние беседы и рассказы про батюшку о. Серафима. Увольнение Прасковьи Степановны Шаблыгиной от начальствования и выбор Александры Ивановны Булгаковой. Последующие начальницы: Ирина Семеновна Лифанова, Прасковья Семеновна Мелюкова и Ксения Ильинична Потехина. Болезнь и кончина Ксении Михайловны Кочеуловой. Посягательства Ивана Тихонова Толстошеева и поездка его в Воронеж к архиепископу Антонию. Интриги Ивана Тихонова против М. В. Мантурова и возвращение последнего нищим в Дивеево через Москву. Поездка Н. А. Мотовилова в Курск за собранием сведений о детстве о. Серафима. Болезнь Мотовилова и исцеление в г. Воронеже от архиепископа Антония. Исцеление болящих по молитвам батюшки Серафима после его кончины Дивеевская обитель в 1833 году представляла из себя две разнохарактерные общины, расположенные на расстоянии 100–150 сажен друг от друга. Казанская общинка, основанная матерью Александрой, держалась строгого Саровского устава и имела всего 1332 кв. сажени земли, на которых было уже в то время 17 келий и огород. Она управлялась начальницей, избираемой между своими сестрами, и в это время начальствовала все еще старица Ксения Михайловна Кочеулова, известная своей строгостью и суровостью. В нее поступали по выбору начальницы и старые и малые, и вдовы и девицы. В 17 кельях жили в то время до 113 сестер, между которыми находилась дочь Ксении Михайловны Ирина Прокофьевна, поступившая в 1840 году Елисавета Андреевна Татаринова и в 1842 году девицы из дворян Пензенской губернии Екатерина и Анна Васильевны Ладыженские. Вторая общинка Серафимо-Дивеевская, или Мельнично-девичья, занимала принадлежавшую ей землю, пожертвованную генеральшей Постниковой в количестве трех десятин, на которой стояло 19 келий. К ней принадлежало 60 десятин земли, огородной и пахотной, купленной у г-на Жданова и пожертвованной М. В. Мантуровым и Н. А. Мотовиловым. Кроме девиц и малолетних детей, никто сюда не принимался по заповеди Царицы Небесной. B 19 кельях жило в то время до 125 девиц, в числе которых были великие рабыни Божий Прасковья Степановна – старица, исправлявшая должность начальницы после смерти Е. В. Мантуровой, блаженная Прасковья Семеновна Мелюкова, Евдокия Ефремовна – удостоенная видения Царицы Небесной в 1831 году в келье о. Серафима в день Благовещения, Анна Алексеевна, Ксения Васильевна и другие, известные из их собственных повествований в предыдущих главах летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Служение Святейшего Патриарха. Август 2012 7 сентября 2012 г. 19:10 Пресс-служба Святейшего Патриарха публикует фотографии служения и встреч Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в августе 2012 года. Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси 1 августа 2012 года. Первосвятительский визит в Нижегородскую митрополию. Литургия в Серафимо-Дивеевском монастыре. Хиротония архимандрита Питирима (Творогова) во епископа Душанбинского 1 августа 2012 года. Первосвятительский визит в Нижегородскую митрополию. Литургия в Серафимо-Дивеевском монастыре. Хиротония архимандрита Питирима (Творогова) во епископа Душанбинского 1 августа 2012 года. Первосвятительский визит в Нижегородскую митрополию. Литургия в Серафимо-Дивеевском монастыре. Хиротония архимандрита Питирима (Творогова) во епископа Душанбинского 1 августа 2012 года. Первосвятительский визит в Нижегородскую митрополию. Освящение колокола «Соборный» 12 августа 2012 года. Патриарший визит в Коломну. Освящение храма в честь Трех святителей. Божественная литургия и хиротония архимандрита Константина (Островского). Торжественный акт, посвященный открытию комплекса зданий Коломенской семинарии 12 августа 2012 года. Патриарший визит в Коломну. Освящение храма в честь Трех святителей. Божественная литургия и хиротония архимандрита Константина (Островского). Торжественный акт, посвященный открытию комплекса зданий Коломенской семинарии 12 августа 2012 года. Патриарший визит в Коломну. Освящение храма в честь Трех святителей. Божественная литургия и хиротония архимандрита Константина (Островского). Торжественный акт, посвященный открытию комплекса зданий Коломенской семинарии 12 августа 2012 года. Патриарший визит в Коломну. Освящение храма в честь Трех святителей. Божественная литургия и хиротония архимандрита Константина (Островского). Торжественный акт, посвященный открытию комплекса зданий Коломенской семинарии 16 августа 2012 года. Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу. Прибытие в Варшаву

http://patriarchia.ru/db/text/2453931.ht...

В руки дал я им на дорогу 100 руб., a более опасался. Они назвали мне Саровского иеромонаха Илариона, чтобы послать на его. Впрочем, вы сами знаете, как лучше. Саровское начальство к ним не снисходительно». 43 Этим письмом митрополита Филарета и его согласием выдать пособие Дивеевским «сиротам» отца Серафима архимандрит Антоний был вполне удовлетворен; а послать пособие нашел за лучшее чрез Саровского игумена, в том предположении, что этим и его подвигнет – прийти на помощь голодающим в Дивееве. Извещенный об этом, митрополит Филарет немедленно отвечал архимандриту Антонию: «Благодарю, о. наместник, за посланное пособие Дивеевским и за мысль послать чрез игумена в надежде, что он тем возбудится к человеколюбивому к ним участию» 44 . Среди тогдашних трудных обстоятельств в самом обществе дивеевских сестер явилась у некоторых мысль открыть особое от Дивеева общежитие. Об этом сообщили митрополиту Филарету приехавшие из Дивеева в Петербург сторонницы такого разделения. И сам предлагавший прежде, по случаю голода, временное удаление некоторых сестер из общежития, митрополит Филарет решительно высказался теперь против разделения Дивеевской общины о. Серафима на две, независимые одна от другой, и дал совет не делать этого; но не надеялся, чтобы совет его был принят. «Дивеевским я говорил, что разделение их неуместно, – писал он о. наместнику 14 октября 1840 года. – Но это, думаю, не принесет пользы. Говорить это надлежало бы той сестре, которая была здесь прежде, которая есть одна из немногих, поддерживающих мысль разделения, но которая здесь о сем не открывала ничего». 45 Архимандрит Антоний, со своей стороны, был весьма озабочен могущим возникнуть разделением Дивеевской общины о. Серафима. Он понимал, что мысль о таком разделении возбуждена и поддерживалась, между прочим, и даже более всего, необеспеченностью общины, так как её существование все еще не было признано и утверждено правительством, и потому просил митрополита Филарета написать Нижегородскому преосвященному, чтобы начал, или возобновил дело об утверждении Дивеевского общежития правительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В Дивеевском монастыре началась конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и здоровье России» 22 декабря 2022 г. 17:43 21 декабря 2022 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре начались торжественные мероприятия, посвященные подведению итогов конкурса «Серафимовский врач — 2022». Конкурс направлен на формирование широкой общественной поддержки врачей, медицинских сестер и других специалистов сферы здравоохранения, выявление признанных и авторитетных лидеров, уважаемых как в профессиональном сообществе, так и среди пациентов. Конкурс объединил два направления: «Серафимовский врач» и «Серафимовская сестра милосердия». Его идейная основа — обращение к личности преподобного Серафима Саровского как нравственному авторитету для миллионов людей и примеру служения людям. 21 декабря на конференцию в Дивеевскую обитель прибыли 134 медицинских работника из 29 регионов России — все участники конкурса, эксперты и приглашенные гости — главные врачи учреждений здравоохранения России. Их сопровождал руководитель отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями иерей Филипп Измайлов. В 2022 году на конкурс были поданы 183 заявки, к рассмотрению приняты 69. Допущенные к участию в конкурсе заявки поступили из 29 субъектов РФ, расположенных в пределах Приволжского, Центрального, Сибирского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Южного, Дальневосточного федеральных округов, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Пермского края, Нижегородской и Оренбургской областей, Бурятии, Алтайского края, Республики Северная Осетия-Алания, Еврейской автономной области. Основная часть (50 человек) от общего количества участников — это врачи — хирурги, терапевты, онкологи, урологи, пульмонологи и другие. Они трудятся в медицинских учреждениях, имеющих ведомственную принадлежность к ОАО «Российские железные дороги», Федеральному медико-биологическому агентству России, Министерству здравоохранения РФ. Выдвижение врачей кандидатами для участия в конкурсе было инициировано, в основном, администрациями или трудовыми коллективами медицинских учреждений. Возраст участвующих в конкурсе врачей различен: до 30 лет — один человек; до 40 лет — 12 человек, до 50 лет — 11 человек, до 60 лет — 19 человек и семь человек старше 60 лет. Среди них четыре доктора медицинских наук, 12 кандидатов медицинских наук, два врача имеют патенты на изобретения (24 изобретения).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Архив Пн В Москве были представлены результаты и перспективы развития программы «С именем преподобного Серафима Саровского» 29 марта 2021 г. 11:21 26 марта 2021 года в Москве на заседании  попечительского совета по возрождению Саровской и Дивеевской обителей были представлены результаты и перспективы развития социальной программы «С именем преподобного Серафима Саровского». Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в своем докладе сообщил об итогах проведения конкурсов, которые реализуются в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». Присутствующим был продемонстрирован фильм «С именем преподобного Серафима Саровского», в котором представлены направления и результаты работы конкурсов «Серафимовский учитель», «Волонтер преподобного Серафима Саровского», «Серафимовская школа служения», «Серафимовский врач» и «Серафимовская сестра милосердия». В видеоролике была указана статистика по количеству поданных на конкурсы заявок и географии участников по итогам 2020 года и состоянию на март 2021 года. В фильм также были включены отзывы победителей конкурсов. Стало известно и о перспективах развития проектов. В частности, планируется расширение географии и направлений конкурса «Серафимовская школа служения»: наряду с образованием, здравоохранением и социальной защитой населения в проект войдут такие сферы деятельности как жилищно-коммунальное хозяйство, культура и спорт. Глава Нижегородской митрополии особо отметил социальную важность проектов программы «С именем преподобного Серафима Саровского». Конкурсы направлены на поддержку специалистов в разных сферах деятельности, а также добровольческого движения и всех неравнодушных людей, руководствующихся в своей деятельности духовно-нравственными православными ценностями. Идейной основой проекта является обращение к личности преподобного Серафима Саровского, который стал для миллионов православных людей примером служения людям и бескорыстного самопожертвования. Также в рамках заседания попечительского совета по возрождению Саровской и Дивеевской обителей было принято решение о  включении  части территории республики Мордовия в состав паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров».

http://patriarchia.ru/db/text/5792421.ht...

Затем участники форума посмотрели итоговый фильм о конкурсе «Волонтер преподобного Серафима Саровского». Далее началась церемония награждения победителей. Глава Нижегородской митрополии вручил награды  победителям 2021 года  и руководителю саровского православного волонтерского центра «Радость моя!» Анне Куцык, которая получила почетное звание «Волонтер преподобного Серафима Саровского» в 2020 году. По итогам 2021 года почетного звания удостоились Наталия Василенко — исполнительный директор АНО «Центр социальной реабилитации " Родник " », автор проекта «Особенная жизнь» (город Севастополь); Виктор Ерастов — древлехранитель Сарапульской епархии , автор проекта «Академия волонтеров 4.0» (город Сарапул, Удмуртская Республика); Петр Иевлев — инженер Центральной химической лаборатории, автор проекта «Под куполом небес» (поселок Ува, Удмуртская Республика). Звания «Лауреат премии " Волонтер преподобного Серафима Саровского — 2021 " » удостоены 53 волонтера из 19 субъектов Российской Федерации. Поощрительной премией конкурса отмечены пять волонтеров из пяти субъектов РФ. Дипломами награждены 38 волонтеров из 14 регионов России. Завершило торжественное мероприятие выступление архиерейского хора Нижегородской епархии. Конкурс «Волонтер преподобного Серафима Саровского» — часть программы «С именем преподобного Серафима Саровского», являющейся гуманитарной составляющей комплекса мероприятий по возрождению Саровской и Дивеевской обителей. В программу входят конкурсы «Серафимовский учитель», «Волонтер преподобного Серафима Саровского», «Серафимовская школа служения», «Серафимовский врач» и «Серафимовская сестра милосердия». Проекты реализуются Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». Конкурс «Серафимовский учитель» проводится с 2005 года. Конкурсы «Волонтер преподобного Серафима Саровского», «Серафимовская школа служения» и «Серафимовский врач», включающий в себя проект «Серафимовская сестра милосердия», стартовали впервые в 2020 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5934130.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010