Поснов указывал также, что о. Шавельский никогда не проявлял никакого интереса к научным вопросам и был занят эти годы исключительно написанием своих дневников о последних годах пребывания при Военной ставке (Там же. Л. 143, 144). 2984 Архив Болгарской Академии наук. Ф. 9. 2820. С июля 1928 г. о. Шавельский стал председателем софийской академической группы. В 1930 г. Глубоковский поместил в софийской газете «Голос» 222, 30 марта. С. 3–4) статью «Протопресвитер о. Г. И. Шавельский (К 35-летию его священства)», опубликованную также в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии» (1930. 5. С. 10–15) «с восстановлением пассажей, которые были опущены или изменены страха ради редактора Г. Ф. Волошина пред Софийским «епископом Серафимом» (Соболевым)» (ЦДА. Ф. 1442 к. 31. Заметки служебно-биографические... Л. 189). В ней Глубоковский подчеркнул богатый пастырско-проповеднический и педагогический капитал юбиляра, «какого в столь блестящей концентрации я ни у кого более не встречал на своем долгом веку Это – наша радость и слава, наша опора и надежда, которая никогда не посрамит», и упомянул вышедший в 1929 г. на болгарском языке труд о. Шавельского «Православно пастирство», заметив, что это «редкий по важности научный вклад». 2985 По мнению М. Е. Поснова, эту кафедру должен занять болгарин, а не «чужденец»; кроме того, он полагал, что у о. Шавельского нет достаточной подготовки для занятия этой кафедры (ДА г. Софии. Ф. 994 к. Оп. 2. 27. Л. 10–12. Особое мнение M. E. Поснова от 6 июля 1926 г.). 2986 ДА г. Софии. Ф. 994 к. Оп. 2. 19. Л. 52. Протокол 27 заседания Академического совета Софийского университета от 1 июня 1927 г. За увольнение Поснова подано 12 голосов, против – 4, воздержавшихся – 2 (Там же). В издании «Богословскиятъ факултеть у нас...» указано, что он оставался профессором до 1 июля 1928 г. (С. 40). В «Ежегодниках» (1923/24–1927/28) Богословского факультета Софийского университета опубликовано 8 работ М. Е. Поснова, а в 1933 г. по решению Совета Богословского факультета изданы его лекции по церковной истории, читанные студентам факультета: «История на християнската църква, до разделението на църквите (1054 г.)». («Университетская библиотека» 120). 2989 ДА г. Софии. Ф. 994 к. Оп. 2. 18. Протокол Академического совета 12 от 9 февраля 1927 г. Л. 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Очередное заседание 18 мая продолжило рассмотрение данной темы в широком контексте рисков информационного общества для развития целостной личности. Председательствовали Глава Синодальной Богословско-канонической комиссии Митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин; Ректор Почаевской семинарии Епископ Шумский Серафим; Академик Международной Кадровой Академии, проректор МАУП, д. полит. наук Н. Ф. Головатый, действительный член Национальной Академии педагогических наук Украины, доктор педагогических наук, Глава Научного Совета Всеукраинского Православного педагогического общества Н. Б. Евтух; Глава Всеукраинского Православного педагогического общества протоиерей Анатолий Затовский. Постоянный член Священного Синода, Митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор и действительный член Национальной Академии педагогических наук Украины, Директор Института проблем воспитания И. Д. Бех и ряд других ученых направили свои доклады, отдельные положения которых вошли в резолюцию. Во вступительном слове Владыка Августин подчеркнул, что идет смысловая война. Не просто информационная, а именно война смыслов. Мир соблазняет нас скоростью обработки информации. И нашим ответом на вызовы глобализма должна стать скорость духовного осмысления информации. Откровение описывает нам победителей, играющих «на гуслях Божиих » (Откр. 15, 2). Это образ гармонии, сотворчества Богу, образ церковного единства в духе и истине, к которой мы призваны и без которого невозможно спасение. Содействовать этому и призвана работа Круглого стола. Архиереи, богословы и ученые высказали свои соображения в связи с курсом на нивелирование личности и манипулирование сознанием людей в мировом масштабе. Профессор КДАиС В. М. Чернышев; профессор Классического частного университета Запорожья митрофорный протоиерей Игорь Рябко, прибывший по благословению Митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки; заместитель Главы Синодального отдела по вопросам охраны здоровья и пастырской опеки медицинских учреждений и член Богословско-канонической комиссии протоиерей Геннадий Батенко; к.ф.-м.н. В. В. Глушкова; к.эк.н., доцент экономического факультета Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко, член Совета Киевского религиозно-философского общества И. В. Назаров; диакон Евгений Моргун; кандидат богословия В. В. Монжар; юрист, глава ОО «Человек века » Т. С. Таран; психофизиолог С. В. Оберенко, кардиолог Б. В. Бацак и другие ученые коснулись острых вопросов, связанных с реальными рисками для Богом данной свободы личности в условиях глобализма.

http://ruskline.ru/video/2017/iyun/28/kr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священник всегда приносит себя в жертву 19 мин., 19.11.2017 25 лет со дня основания отмечает Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) 18-19 ноября 2017 года.  Университет является первым в истории России высшим учебным заведением, обеспечивающим богословское образование для мирян (ранее богословские дисциплины в рамках высшего образования изучались только в духовных школах, имеющих целью подготовку клириков). Студенты всех факультетов получают базовое богословское и гуманитарное образование. Имеет государственную аккредитацию по пяти образовательным направлениям  — теологии, религиоведению, педагогике, филологии и истории, а также по специальностям — историко-архивоведение, искусствоведение, методика начального образования, социальная искусство. Мы поздравляем основателей, преподавателей и студентов университета с этой важной датой и хотим вспомнить в этот день интервью " Фомы " с ректором ПСТГУ - протоиереем Владимиром Воробьевым. Уйти из Академии наук ради храма – Отец Владимир, было ли для Вас неожиданным принятие священнического сана? Как это произошло? – С одной стороны, неожиданным не было. Я с детства чувствовал, что должен стать священником. В семье мне часто рассказывали о деде – Владимире Николаевиче Воробьеве. Он был московским благочинным, членом епархиального совета патриарха Тихона. Его три раза арестовывали, и умер он в тюрьме в 1940-м году. А через год родился я – и отец назвал меня в честь моего деда, которого очень почитал и любил. В детстве неоднократно случалось, когда мы с мамой приходили к какому-нибудь батюшке, он говорил, что я буду священником. Когда, уже будучи взрослым, я первый раз приехал к известному подвижнику архимандриту Серафиму (Тяпочкину), он тоже сказал, что мне надо быть священником. Я и сам это чувствовал и хотел этого. С другой стороны, непонятно было, как это осуществить. Дело в том, что я вырос в интеллигентной семье, получил высшее образование, занимался наукой... В те времена в подобной ситуации трудно было представить, каким образом можно быть рукоположенным. В священники не рукополагали без семинарского образования. А в семинарию не брали с высшим светским образованием. Такой вот замкнутый круг.

http://foma.ru/protoierej-vladimir-vorob...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             9 жовтня 2022 р. 15:03 Протоиерей Максим Козлов: В непростые времена сохранение богословской науки очень важно для внутреннего здоровья и будущего народа [Ihmepb " ю] Об актуальных задачах богословской науки и месте в ней исторических исследований рассказал председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Максим Козлов. 9 жовтня 2022 р. 11:28 Спочатку — — [Ihmepb " ю] Голова Синодального з козацтвом митрополит Ставропольський Невинномиський Кирил дав " ю «Аргументам фактам». (рос.) 28 липня 2022 р. 18:48 В.Р. Легойда: Язичництво зникло назавжди, як мамонти [Ihmepb " ю] У День Хрещення про князя Володимира, про ставлення до сучасного язичництва, та про те, що дало Православ " я, чи могла вона бути про мир та людства в " ю «Новости» голова Синодального Церкви з В.Р. Легойда. (рос.) 15 липня 2022 р. 17:40 Казачье единство [Ihmepb " ю] Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин рассказал о VI Евразийском форуме казачьей молодежи «Казачье единство — 2022». 6 липня 2022 р. 17:25 Володимир Легойда: «Нам все одно жити поряд...» [Ihmepb " ю] Голова Синодального Церкви з тимчасово виконуючий обов " язки Прес-служби Московського та професор Московського державного МЗС В.Р. Легойда дав " ю (рос.) 24 червня 2022 р. 18:13 зробити погано». В.Р. Легойда про системи [Ihmepb " ю] Голова Синодального Церкви з член палати професор В.Р. Легойда дав " ю сайту «Аргументи факти».

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Протоиерей М. Польский .  – Сначала надо создать высшую школу. За нею пойдет и средняя. Практически надо создать высшую школу с заочным преподаванием, которое может начаться уже сейчас с помощью Богословского Института в Харбине. Гр. Ю. П. Граббе.  – Признает очен важным создание высшей и пастырской школ, но предостерегает от разбрасывания усилий. Безполезно сейчас говорить о подробностях, ибо дело еще не созрело. Можно решать вопрос только принципиально. Но случай, что не удалось бы создать школы, надо допустить экзаменационныя Комиссии при кафедральных соборах для кондидатов в священники, причем можно пользоваться в части теоретической и заочным преподаванием. Архиепископ Серафим поддерживает идею создания пастырской школы, но по опыту пастырско-богословского училища Архиепископа Дамиана думает, что это трудно создать в православных странах и что придется остановиться на Западной Европе. Ген. Н. И. Глобачев.  – Затруднение с библиотекой для учебного заведения в Германии отчасти разрешается тем, что Владимирское Братство передало бы ему свою богатую богословскую библиотеку. В. В. Ставровский.  – Если идет вопрос о подготовке пастырей для Западной Европы, то необходимо ввести в будущей школе преподавание новых языков. Заочное преподавание непрактично. Высшая школа не только образовывает, но и воспитывает. Высказывается против распыления усилий и подлерживает предложение гр. Граббе. Проф. В. А. Розов. Возражает против создания учебного заведения в монастырях. Нужно создавать его в одном из центров, где имеются библиотеки. Высказывается, за академию, которая может выполнять те же функции, что и пастырския школы. Учебныя силы понадобятся те же. Поддерживает предложение гр. Граббе в виду того, что этот способ применялся в течение столетий и давал хорошие результаты. Гр. Апраксин предлагает прекратить прения и поставить вопрос на голосование. Председатель объявляет о прекращении дальнейшей записи ораторов. Протоиерей о. В. Лепоринский говорит, что академия непременно должна быть в православной стране, чтобы молодежь не поддавалась чуждым влияниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возвращаю бумаги о Татищевых. Это правда, что близотчество меньше родства: но беда в том, что на запрещение 4– й степени родства имеем мы правило вселенского Собора, а на разрешение какого бы то ни было случая ближе сей степени не имеем ни одного правила, а разве пример из дел Синода того времени, когда судили дело Бекетовых, и постановили решение, наконец постыдным для Синода образом испроверженное Государственным Советом. Впрочем, я ни мало не расположен настоять на решение, мною утвержденное, а беспрекословно приму такое, какое заблагорассудится сделать. Филарет М. Московский . 1832-й год. Генв. 10-го Объяснение Пр. Иринея, кажется, могло быть яснее, есть ли он не усиливался объяснить слишком много. Непосылка в Иркутск печатного указа, после того, как он имел таковой в Пензе, дает несколько благовидности его делу. Кажется, о некоторых обстоятельствах некоторых опросить в Иркутске, не будет лишне, прежде решительного заключения (Письмо оканчивается сообщением, что как сам Святитель Филарет, так и Владыка Серафим .метра по болезни в Синоде быть не могут). Генв. 20-го. В изложении о выходящих из духовного звания, позволил я себе предложить Вашему Превосходительству перемену слов двух трех, и исключение нескольких слов: – чтобы чистота нравов была признана необходимою потребностью и белого духовенства, – чтобы кнут не был казнью, а наказанием; – чтобы не опорочившие себя, оставившие священство по вдовству, имели дозволение немедленно вступать в службу в иной губернии. Так рассуждено было прежде. Впрочем, я согласен с изложением. Генв. 25. (О пенсии протоиерея Скопина)… Генварем или Декабрем означить сей журнал, воля Ваша... Дело о мертвом Семинаристе очевидно спутано. Да как распутать? Разве поручить Преосвященному Рязанскому еще делать разведание? Февр. 1. Статья о разрешении Епархиальным Архиереям разрешать, кроме времени годовых испытаний, увольнять из Семинарии в Епархиальное ведомство, по болезням, или другим уважительным причинам, учеников, ниже богословского отделения, – за лучшее полагаю не вносить в число сокращений. Ибо разрешение сие будет подвержено злоупотреблениям. Иное дело, но Синоду разрешить исключенных уже учеников, кроме богословского отделения, увольнение в светское ведомство, по усмотрению Епархиальных Архиереев: тут представление Синоду одна форма и продолжение дела. Надобно беречь учеников в училищах, чтобы не брали из них по прихотям и случаям: ибо похищали бы и хороших. Ученик же, который при публичном испытании выброшен, для училища уже пропал; и для Епархии не дорого стоит. Итак, пусть Архиерей имеет власть перекинуть его за рубеж Епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

профессор Михаил Измайлович Богословский (09.11.1807–16.01.1884) профессор Михаил Измайлович Богословский Профессор богословия, духовный писатель; Главный священник армии и флота; протопресвитер большого Успенского собора. Биография Родился в семье пономаря владимирской Богословской церкви. При поступлении во Владимирское духовное училище получил фамилию Богословский. В 1822—1827 годах учился во Владимирской духовной семинарии и в 1827 году был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью магистра богословия в 1831 года лучшим по успеваемости студентом на курсе. Оставлен в академии бакалавром греческого языка и преподавал до 1840 года. В это же время он начал литературную деятельность: его переводы с греческого без подписи помещались в «Христианском чтении». В 1833 году женился на Вещезоровой Софии Тимофеевне — дочери петербургского кафедрального протоиерея (имел двух сыновей и четырёх дочерей). В этом же году был определён митрополитом Серафимом священником к Благовещенской Василеостровской церкви. В 1835 году при основании училища правоведения, попечитель училища принц Пётр Георгиевич Ольденбургский пригласил Богословского руководить религиозным и нравственным направлением, поручив ему, кроме обязанностей священника в училищной Екатерининской церкви и преподавания Закона Божия, с 1836 года — чтение лекций по логике и психологии. В своих воспоминаниях выпускники училища К. К Арсеньев и И. А. Тютчев дали высокую оценку личности Богословского: Это был человек большого ума и твердого характера, импонировавший не только нам, но и начальству училища. Его влияние на нас было велико уже потому, что ничем не уравновешивалось и не перевешивалось; он был (1849—1855) единственный их всех наставников и воспитателей, старавшийся узнать каждого из нас и до известной степени в этом успевавший. В его преподавании было много схоластического: он любил, чтобы ему отвечали буквально по его запискам, не вдавался в подробные объяснения — но все-таки заставлял нас думать, будил наше сознание и совесть. Его не столько любили, сколько боялись; но эта боязнь была смешана с искренним уважением, чего нельзя сказать о страхе, который мы чувствовали пред многими другими. У него были и крупные недостатки, напр. властолюбие, вспыльчивость…

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В сентябре епископ Дамиан представил копию протокола заседания Педагогического Собрания названного училища. Синод, в частности, постановил: допущенного к преподаванию церковного права В.И. Лазарева утвердить в должности преподавателя; оканчивающим обучение предоставить право на получение священнических мест, а при определении их на службу в юрисдикцию Болгарской Церкви соответствующее сношение сделать по окончании выпускных экзаменов. 1116 Осенью епископ Дамиан препровождал на утверждение форму свидетельства для выпускников училища. Предоставленную форму свидетельства для оканчивающих курс наук Русского Пастырско-богословского училища в Болгарии Синод утвердил, «сделав указания в оригинале редакционные поправки и дополнив его указанием на право оканчивающих названное училище на занятие законоучительской должности в низших учебных заведениях и младших классах средне-учебных». 1117 На очередном заседании Архиерейского Синода, в декабре 1925 года, были заслушаны отчет епископа Дамиана о переводных и выпускных экзаменах в октябре-ноябре и донесение епископа Серафима о результатах посещения им училища в качестве делегата Архиерейского Синода. Синод благодарил епископа Дамиана «за труды и старания по надлежащей постановке учебного и воспитательного дела вверенного ему училища». 1118 В первом номере «Церковных Ведомостей» за 1926 год помещена заметка: «Выпуск воспитанников Пастырско-Богословского училища в Болгарии». В ней говорится: 26 октября8 ноября 1925 г. торжественным актом закончился учебный год в Пастырско-Богословском училище и отпразднован первый выпуск воспитанников в количестве 10 человек – 9 русских и 1 болгарин. 4-годичный курс по богословским и философским предметам пройден в четыре семестра без перерыва, без зимних и летних каникул, с сентября 1923 г. по ноябрь 1925 г. Все окончившие поступили с общеобразовательным цензом. На выпускных экзаменах при делегатах от Русского и Болгарского Синода обнаружили отличные успехи. Трое из окончивших за выдающиеся курсовые сочинения получили премии, двое по 300 л. и одни 100 л. Два воспитанника представлены к награждению Библией , от Русского Архиерейского Синода выдаваемою. [Определение об этом напечатано в этом же номере журнала, там же названы фамилии – В. Лучанинов и И. Пучков.] Все окончившие получили аттестаты, дающие им право на священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1986 году - возведён в сан протоиерея. Пробыл в должности настоятеля Свято-Николаевского храма до февраля 1987 года. С 1994 года служил настоятелем Парижской церкви преподобного Серафима Саровского в юрисдикции Арихиепископии православных русских церквей в Западной Европе. С 1998 года - член епархиального совета Архиепископии. С 14 декабря 2007 по 18 июня 2012 года был деканом Парижского Свято-Сергиевского православного института Протоиерей Николай Чернокрак, профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, дает интервью о современных подходах экзегетики и общих принципах устройства богословского образования. The rue de Crimée is an ordinary street in Paris. Yet go through the gates and into the courtyard and you find yourself in a different world. The noise and bustle of the big city disappears and you are in an oasis of unearthly quiet and peace. This is where the Orthodox Institute of St Serge hides. The builidings are old. The steps are worn down. On the doors of the church there is a two-headed eagle. But nowhere does it feel tired and worn out by age. There is a vibrant, warm feeling of a living joy in faith. Bogoslov.ru presents its readers with an interview with Archpriest Nikolai Chernokrak, lecturer at the Orthodox Institute of St Sergius. Το Ορθδοξο Ινστιτοτο του Αγου Σεργου στο Παρσι, κρφτηκε μσα στις αυλς της αρκετ θυμης οδο, rue de Crimée. Αλλ μλις μπει κανες στην πλη, που βρσκεται το San Serge η μεγλη και πολβουη πλη φανεται ανπαρκτη. Εκπληκτικ ειρνη και απκοσμη σιωπ. Παλι κτρια. Φθαρμνα σκαλοπτια. Δικφαλοι αετο στις πρτες του ναο. Και δεν υπρχει καννα ασθημα μοχλας μελαγχολικν παλιν καιρν. Ζωνταν, ζεστ ασθημα πραγματικς,οχι χαμνης, χαρομενης πστης. Παρουσιζουμε στους αναγνστες της πλης «Bogoslov.Ru» συνντευξη με τον Καθηγητ του Ορθδοξου Θεολογικο Ινστιτοτου του Αγου Σεργου, πρωθιερα Νικλαο Τσερνοκρκ. El Instituto Ortodoxo de San Sergio, en París, está escondido entre los patios de la bastante aburrida calle rue de Crimée. Pero, es sólo entrar por el portón, detrás del cual está ubicado San Sergio, y como que la gran y bulliciosa ciudad desapareciera. Increíble paz y silencio sobrenatural. Antiguos edificios. Escaleras gastadas. El águila de doble cabeza en las puertas del templo. Y ninguna sensación de antiguedad o de pasado sombrío. Activa, sensación de calidez de una verdadera, nunca perdida, alegría de la fe. Presentamos a los lectores del portal " Bogoslov.Ru " la entrevista con el profesor del Instituto Teológico Ortodoxo de San Sergio, arcipreste Nicolás Chernokrak.

http://bogoslov.ru/person/2620151

Председатель просит Епископа Постдамского Серафима высказаться по вопросу о реальных возможностях создания высшей богословской школы в Германии. Епископ Серафим.  – Вопрос о создании школы находится пока в стадии переговоров, при чем инициатива исходит от германских епископов. Переговоры ведутся с епископами Геккелем и Шульцем. Последний предлагает в Мекленбурге один из старых католических монастырей, но там нет библиотеки. Геккел предлагает открыть богословский факультет при университете в Бреславле. Епископ Оберхейм предлагает то же в Бонне, где имеется библиотека с богатым русским отделом, собранная проф. Гецом. Совершенно несомненно, что вопрос будет разрешен в положительном смысле, но вряд ли ранее года. Одним из главнейших препятствий является затруднение в приобретении библиотеки. Германское правительство тоже идет навстречу, но предложило сначала подготовить почву в переговорах с епископами. Председатель предлагает Собору просить Епископа Серафима прололжать начатыя им переговоры о создании высшей богословской школы в Германии. Предложение принимается единодушно. Гр. П. Н. Апраксин.  – Пастырская школа необходима под непосредственным наблюдением Синода с тем, чтобы она готовила кандидатов для Западной Европы. Протопресвитер А. Шабашев  – поддерживает предложение гр. Апраксина и со своей стороны предлагает обратиться к сербским церковным властям о создании русской школы при Богословском Факультете в Белграде. Необходимо возстановить в Северной Америке семинарию, созданную при Архиепископе, впоследствии Патриархе, Тихоне. Митрополит Анастасий.  – Практически невозможно осуществить предложение протопр. Шабашева, ибо богословский факультет в Белграде находится не в церковном, а в гражданском ведении. Протопр. С. Орлов.  – Потребность в пастырской школе громадна. Она должна быть создана в Югославии и вестись в строго православном русском духе под высшим надзором Митрополита Анастасия. Желательно устроит ее в одном из пустующих монастырей. К жертвенности надо призывать все приходы. Знаю, что многие люди и приходы отзовутся на это больше, чем на богословский институт в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010