поиск:   разделы   рассылка Состав Межсоборного присутствия на 2014-2018 годы (по комиссиям) утвержденный решением Священного Синода от 23 октября 2014 года (журнал 91) КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ БОГОСЛОВИЯ 1. Председатель: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии 2. Секретарь: протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии Члены комиссии: 3. епископ Бобруйский и Быховский Серафим, член Синодальной Библейско-богословской комиссии 4. епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии 5. архимандрит Сильвестр (Стойчев), преподаватель Киевской духовной академии 6. протоиерей Валентин Асмус, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 7. протоиерей Александр Задорнов, проректор по научной работе Московской духовной академии 8. протоиерей Димитрий Кирьянов, преподаватель Тобольской духовной семинарии 9. протоиерей Кирилл Копейкин, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии 10. протоиерей Андрей Новиков, клирик города Москвы, член Синодальной библейско-богословской комиссии 11. протоиерей Константин Польсков, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 12. протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии 13. протоиерей Димитрий Юревич, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии 14. игумен Арсений (Соколов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока 15. священник Олег Мумриков, преподаватель Московской духовной академии 16. Антонов Михаил Константинович, заведующий кафедрой философии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 17. Иванов Михаил Степанович, проректор по учебной работе Московской духовной академии 18. Катасонов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия

http://religare.ru/2_105371.html

Опубликован Итоговый документ IV ежегодной всероссийской научно-богословской конференции " Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России " Нижний Новгород, 9 августа 2007 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 28 июня по 1 июля 2007 года в Нижнем Новгороде и Сарове прошла Четвертая ежегодная всероссийская научно богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», посвященная шестисотлетней годовщине со дня преставления преподобного Саввы Сторожевского, пятисотлетней годовщине со дня рождения святителя Филиппа, Митрополита Московского, игумена Соловецкого, и девяностолетней годовщине интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В этом году конференция была посвящена теме «Православная Церковь и государство в исторической судьбе России», сообщает сайт " Фонд преподобного Серафима Саровского " . Конференция была организована Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского при участии Нижегородского государственного университета, Российской академии наук, Московских духовных академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российской академии государственной службы при Президенте России, Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ. С приветствиями к участникам конференции обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе А.В.Коновалов, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколов, Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В.Кириенко, ректор Московских духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений, ректор Нижегородского государственного университета Р.Г.Стронгин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. В работе конференции приняли участие видные российские ученые, деятели образования и культуры, священнослужители, государственные и общественные деятели, журналисты, а также авторы грантовых проектов и школьники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Владикавказа, Саратова, Краснодара, Архангельска, Вологды, Саранска, Чебоксар, Сергиева Посада, Сарова, Дивеева, Звенигорода, Сходни, Королева, Жигулевска, Вольска, Ворсмы, Краснослободска, Электростали, Богородска, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Смоленской областей.

http://pravoslavie.ru/23479.html

Итоговый документ Третьей ежегодной всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России» 3 липня 2006 р. 11:11 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Матф. 6, 33) По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 28 июня по 1 июля 2006 года в Сергиевом Посаде и Сарове прошла Третья ежегодная всероссийская научно-богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», посвященная трехсотлетней годовщине основания Саровской пустыни и обсуждавшая тему «Возрождение православных монастырей и будущее России». Конференция была организована Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского при участии Российской академии наук, Московских духовных академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, Фонда «Фома Центр», Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ. С приветственными посланиями к участникам конференции обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С. Соколов , руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко. В работе конференции приняли участие видные российские ученые, деятели образования и культуры, священнослужители, государственные и общественные деятели, журналисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Курска, Сергиева Посада, Сарова, Дивеева, Смоленской области. По итогам состоявшегося обсуждения участники конференции считают необходимым заявить следующее. Православные монастыри — зримое свидетельство того, что у Российской земли есть не только политическая, военная, культурная, но и священная история. Образ монастырской обители, источающей свет, радость и покой, остается одним из фундаментальных устоев нашего общенационального самоощущения и самопонимания, является и неотъемлемой частью образа России в мире. Сегодня, в отличие от недавних периодов нашей истории, каждый из нас имеет возможность не только изучать монастыри как культурное наследие, но и прикоснуться к живому опыту монашеской жизни. Возрождение монастырей дает нам надежду на возрождение России.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203313...

Митрополит Серафим (Чичагов), его литературное и богословское наследие Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году. Он был выходцем из старинного дворянского рода – правнуком знаменитого адмирала В.Я.Чичагова (1726–1809), одного из первых исследователей Ледовитого океана, и внуком П.В.Чичагова (1767–1849), морского министра России, участника войны 1812 года. Леонид Чичагов с детства отличался глубокой религиозностью. Следуя семейной традиции, юный Леонид выбрал карьеру военного. В 1870 году Леонид Чичагов поступил в Императорский Пажеский корпус, где получил блестящее образование, а после его окончания в 1875 году был произведен в подпоручики и зачислен в конно-артиллерийскую бригаду Преображенского полка. Вскоре началась Русско-турецкая война на Балканах (1877–1878 гг.). Все это время Леонид Чичагов служил в действующей армии. В ходе боевых действий подпоручик Чичагов проявил незаурядную храбрость, мужество и самоотверженность, за что был удостоен многих боевых наград – в том числе получил Георгиевский крест – и был произведен в чин гвардии поручика. Во время войны Леонид Михайлович видел мужество и героизм русских солдат и офицеров. Свои наблюдения и размышления Леонид Чичагов впоследствии описал в литературно-исторических заметках: «Примеры из прошлой войны», «Описание отдельных солдатских подвигов», «Рассказы о подвигах офицеров». В этих книгах раскрылся его талант писателя-документалиста. Кроме того, Л.М.Чичагов написал капитальный исторический труд – «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году», который выдержал несколько изданий. В 1879 году Леонид Михайлович Чичагов женился на Наталье Николаевне Дохтуровой – родственнице Д. С. Дохтурова – Героя Отечественной войны 1812 года. В их благочестивом браке родилось четверо дочерей. К этому времени относится знакомство Леонида Чичагова с протоиереем Иоанном Кронштадтским . В духовном послушании у праведного отца Иоанна он находился тридцать лет. В 1891 году полковник Л. М.Чичагов вдруг неожиданно подал в отставку и объявил близким о своем желании стать священником. Это произвело у них настоящий шок, особенно у жены – аристократки.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Алексеевское. Церковь Серафима Саровского. Сельская школа села Алексеевское /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Серафима Саровского Год постройки:Между 1904 и 1908. Адрес: Владимирская область, Ковровский район, село/посёлок Алексеевское. Координаты: 56.100767, 41.554149 Проезд:С трассы М7 в селе Павловское Ковровского района свернуть на юг на асфальтированную дорогу (она там одна), следовать по главной дороге никуда не сворачивая около 15 км, в селе Алексеевском на выезде слева - деревянное здание школы. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Среди сёл Владимирской епархии множество таких, чья история исчисляется тремя, пятью веками, а то и более. Но встречаются и совсем «молодые», где храмы впервые были построены и в XIX столетии, и даже в XX. С незапамятных времён в приходе села Голышево Судогодского уезда находилась деревня Лаптиха. До приходского Покровского храма жителям той деревни приходилось топать 8 вёрст – расстояние немалое. И решили лаптихинцы построить в своей деревеньке церковь. Отправленное в губернский центр прошение не сразу было рассмотрено. Но, спустя некоторое время, ходатайство жителей Лаптихи было удовлетворено епископом Владимирским и Суздальским Никоном. Главой епархии было учтено и дальнее расстояние от Лаптихи до Голышево, и распутье, возникавшее каждую весну при разливе речушки Важель. Возводили новую церковь всем миром. При участии крестьянина Лаптихи Евстигнея Захаровича Алексеева, который был выбран церковным старостой, и священника села Голышево Ивана Богословского, был организован сбор пожертвований. Однако несмотря на то, что храм строился деревянный, денег, которые жертвовали лаптихинцы катастрофически не хватало. В сём благом деле помог зажиточный крестьянин Ильинского погоста Павел Иванович Седов. В основном на его средства и была построена церковь. И вот строительство храма было завершено, деревня Лаптиха стала селом. 30 ноября 1908 года церковь была освящена благочинным III округа Судогодского уезда П.Г. Лебедевым в сослужении ещё пяти священников. Это был первый храм во Владимирской губернии с престолом во имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Ожидалось, что освящать церковь будет архиепископ Никон, чьей рукой была подписана храмозданная грамота. Но к тому времени он занял пост экзарха всея Грузии, митрополита Карталинского и Кахетинского и был застрелен грузинскими националистами 9 июня 1908 года прямо на лестнице епархиального управления. Новоявленные селяне поднесли строителю храма – П.И. Седову – приветственный адрес и икону преподобного Серафима Саровского. Первым священником Серафимовской церкви стал 39-летний Николай Прокопьевич Владыкин. Он прослужил при храме до самой своей смерти 20 июля 1916 года.

http://sobory.ru/article/?object=18274

Письма эти, ещё нигде не напечатанные и нами теперь издаваемые в свет, представляют собою весьма ценный и интересный материал для биографии знаменитого их автора–в последний – Киевский – период, его жизни. Именно: они обнимают время от назначения Евгения Болховитинова на кафедру киевской митрополии– в начале 1822 года– почти до самой его кончины–в начале 1837 года. Кто же такой был игумен Серафим Покровский и по каким поводам вел с ним такую продолжительную переписку митрополит киевский Евгений? И каков общий характер этой переписки? И где хранятся подлинники её? Игумен Серафим был родом из псковской епархии. Когда Евгений Болховитинов был назначен в 1816 г. на архиерейскую кафедру во Псков, он застал Серафима Покровского настоятелем (в звании строителя) Якобштадтского монастыря, в Курляндской губернии, принадлежавшей тогда к Псковской епархии (тогдашний Псковский архиерей титуловался Псковским, Лифляндским и Курляндским). Во время первой своей поездки по новой епархии, Евгений обратил внимание на скромного якобштадтского строителя. Не смотря на свое незначительное школьное образование, Серафим очень понравился Евгению своими нравственными и практическими достоинствами: искренним благочестием, кротостию нрава и простосердечием, необычайным трудолюбием, выдающимися хозяйственными способностями и наконец, прекрасным, чётким, почерком. Вследствие всего этого Евгений в скорости сделал Серафима экономом своего архиерейского дома. А архиерейским домом Псковской кафедры был тогда, как и теперь, Снетогорский монастырь, в трех верстах от Пскова, расположенный на горе, которая называется Снетною или Снятною, отчего и монастырь получил свое название 1 ). В то же время Евгений назначил Серафима игуменом Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря, в 20 верстах от Пскова, так что Серафим, будучи экономом архиерейского дома, был вместе с тем и настоятелем Крыпецкого монастыря. Монастырь этот, основанный в XV в. св. Саввою Крыпецким (коего память 28 августа), был особенно любимым местом для Евгения, и делая настоятелем его своего эконома, он тем брал этот монастырь под свое особое покровительство. И действительно, Евгений и Серафим много потрудились для благоустройства и для благолепия Крыпецкого монастыря 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Слава преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца, в свете Христовой веры Православной Церкви Источник Содержание Торжество прославления преподобного Серафима Саровского Чудотворца I II III IV V Догматический смысл и церковно-каноническое значение торжества 19 июля I II III IV     Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси: и тамо ангельски пожив, многим путь был ко спасению: сего ради и Христос Тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати Тя, преподобне, пустынный жителю, моли спастися нам (Кондак преп. Серафиму, глас второй). Предлагаемый очерк составлен под живым и непосредственным впечатлением только что пережитых торжеств во славу преподобного Серафима Саровского чудотворца – торжеств, полных непостижимых знамений, божественной силы православной Церкви и умилительных проявлений глубокой веры истинных сынов её, но в тоже время и наряду со всем этим вызывавших и пробуждавших собою дотоле, как бы дремавшие вожделения сынов противления святой Церкви. Этими обстоятельствами и объясняется не только круг предметов, вошедших в состав очерка, а и самый характер речи об них. От того, что было в Сарове 19 июля, мысль невольно переносилась в другие места, где слышались отголоски Саровских торжеств, сама собою обращалась назад, к тому времени, когда лишь занималась заря славы преподобного Серафима, а отсюда пытливо устремлялась вперед и вглубь, переходя от благоговейного созерцания чудных видений этой славы к благочестивым размышлениям об их внутреннем смысле и значении. Но здесь пред мысленным взором тотчас же вставал целый ряд вопросов и возражений со стороны рационализма и неверия на которые нужно ответить, чтобы рассеять возбуждаемые ими сомнения и недоумения. Таков естественный ход мыслей предлагаемого очерка, который таким образом распадается на две части: повествовательно-описательную и критическую и по своим задачам может быть назван не только духовно-назидательным, а и богословско-апологетическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Для его канонизации препятствий нет» В Софии прошло заседание совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу прославления в лике святых архиепископа Серафима (Соболева) 07.12.2015 666 Время на чтение 9 минут 3 – 4 декабря в Софии состоялось заседание совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881 – 1950), иерарха Русской Православной Церкви, долгие годы вплоть до своей кончины жившего в Болгарии и широко почитаемого болгарскими православными верующими, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба Валаама. Комиссия была учреждена в соответствии с решениями Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 октября 2015 года и Священного Синода Болгарской Православной Церкви от 25 сентября 2015 года. Со стороны Русской Православной Церкви в ее работе приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, доцент ПСТГУ А.А. Кострюков. Болгарскую Православную Церковь в комиссии представляли митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, викарий Пловдивской митрополии епископ Знепольский Арсений, протоиерей Теодор Стойчев, профессор богословского факультета Софийского университета П. Павлов, доцент богословского факультета Шуменского университета С. Стефанов, доцент Великотырновского университета М. Стоядинов. Перед началом работы была совершена заупокойная лития на гробнице архиепископа Серафима в крипте храма Святителя Николая – Подворья Русской Православной Церкви в Софии. Членов совместной комиссии принял Святейший Патриарх Болгарский Неофит.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/07/dl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сто дней Русской Православной Церкви под управлением Ярославского викария К 80-летию со времени пребывания в должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя священномученика архиепископа Серафима (Самойловича) 10.03.2007 596 Время на чтение 28 минут Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) Жесточайшие гонения, которые претерпела Русская Православная Церковь в 1920-1930-е годы, не могли не отразиться на положении ее высшего управления. С лета 1922-го по лето 1923 года, после арестов святых Патриарха Тихона и его Заместителя митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), управление Православной Российской Церкви было фактически обезглавлено. Ситуация могла повториться в конце 1926 года, после того как в заключении оказались Патриарший Местоблюститель священномученик митрополит Крутицкий Петр (Полянский) и два его Заместителя: митрополиты Нижегородский Сергий (Страгородский) и Петроградский Иосиф (Петровых). Тогда, ввиду крайнего оскудения высшей православной иерархии, во главе церковного управления на сто дней должен был встать даже не правящий архиерей, а всего лишь викарий Ярославской епархии, не имевший, к тому же, высшего богословского образования. Этим архиереем стал архиепископ Угличский священномученик Серафим (Самойлович) Будущий священномученик Серафим родился в 1881 году в семье псаломщика города Миргорода Полтавской губернии. Был дальним родственником знаменитого малороссийского гетмана Ивана Самойловича, пострадавшего от интриг Мазепы в конце XVII века. Начальное и среднее образование получил в полтавских духовных школах. Затем некоторое время проходил служение в Североамериканской епархии, во главе которой тогда стоял святитель Тихон (Белавин) - будущий Святейший Патриарх. По возвращении в Россию, с 1910 года, являлся наместником Толгского монастыря, снова находясь под архипастырским руководством святителя Тихона - к тому моменту уже архиепископа Ярославского и Ростовского. Епископом священномученик Серафим стал в 1920 году.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Сказание о военном посетителе отца Серафима, сообщенное иеромонахом Иоасафом (Толстошеевым) в 1849 году Источник: Благодатный огонь Это случилось перед тем самым временем, когда вражеская злоба вооружилась против священной власти Царской и произвела смятение и бунт в С.-Петербурге . Однажды после обеда я пошел из монастыря к отцу Серафиму в ближнюю его пустыньку, которая находилась при источнике Богословском, по нижней дороге, лежащей по берегу Саровки и приводившей прямо к источнику старца. Я увидел отца Серафима еще издали: он стоял у сруба своего источника с западной стороны и, опершись локтями на сруб, голову же поддерживая кистями рук, весьма пристально смотрел в источник. Еще я не дошел до него нескольких саженей, как вдруг увидел, что с северной стороны, с пригорка, на котором стояла пустынька старца, бежит к нему какой-то военный средних лет, умеренного роста, с открытою головою и держа в левой руке картуз. Я остановился на своем месте, чтобы дать этому военному свободу получить от старца благословение, и увидел дивное событие. Когда он подошел к отцу Серафиму и потребовал его благословения, старец, не переменяя нисколько своего положения, продолжал по-прежнему смотреть пристально в источник. Когда же военный несколько раз повторил свое требование, он обратился к нему с самым строгим выражением лица и сурово спросил его: «Ты какого исповедания?» Военный, как бы пораженный старцем, тихо отвечал ему: «Я не российского исповедания». Тогда старец произнес ему: «Так гряди откуда ты пришел». Но когда этот военный снова протянул свою руку и просил его благословения, старец снова, с удвоенною суровостью, несмотря на его лицо и сан, закричал: «Я тебе сказал: гряди откуда ты пришел». Пораженный еще более таким видом и таким голосом старца, военный смирился еще более и, снова простирая руку, просил старческого благословения. Но старец не только лишил его, по-прежнему, благословения, но за этот раз закричал на него так громко и немилостиво, как на самого величайшего противника и отступника Церкви. Никогда я не видал еще отца Серафима в таком яростном духе и, уже сам смутившись, осуждал его, думая, что он находится в каком-нибудь искушении. Страшно было даже смотреть на него в это время.

http://pravoslavie.ru/55215.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010