Схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Андроник (Лукаш) прославлены в лике святых 23 августа 2010 г. 17:58 21 августа 2010 года за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь (село Сосновка Глуховского района Сумской области) был совершен чин прославления трех подвижников XX века — схимитрополита Серафима (Мажуги) , схиархимандрита Серафима (Романцова) и схиархимандрита Андроника (Лукаша) , которые несли монашеское послушание в этой обители. Божественную литургию возглавил  Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , которому сослужили: митрополит Самтависский и Горийский Андрей ( Грузинская Православная Церковь ); архиепископы Курский и Рыльский Герман, Полоцкий и Глубокский Феодосий, Черниговский и Новгород-Сиверский Амвросий, Конотопский и Глуховский Лука ; епископы Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Макеевский Варнава, Нежинский и Прилукский Ириней, Макаровский Иларий, Сумской и Ахтырский Евлогий, Переяслав-Хмельницкий Александр, а также духовенство Конотопской и Глуховской епархии . На Литургии, которая совершалась под открытым небом, присутствовали глава областной администрации Ю.П. Чмирь и представители властей региона. По трем подвижникам была совершена последняя панихида, после чего были зачитаны определения о канонизации, принятые Священным Синодом Украинской Православной Церкви, и жизнеописания угодников Божиих. Затем при пении тропаря, кондака и величания новопрославленным святым из алтаря вынесли их иконописные изображения для молитвенного поклонения. По окончании богослужения митрополит Владимир поздравил собравшихся с прославлением Глинских подвижников и пожелал верующим их молитвенного заступничества пред Богом. «Молитвами святых угодников Божиих Господь да поможет каждому из нас быть достойным гражданином и хорошим христианином. Пусть по молитвам новых святых Господь всех нас благословит миром и помилует каждую семью и каждого человека», — сказал Блаженнейший владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/1256437.ht...

– преподобный Серафим (Мажуга) – схимитрополит (Зиновий, митрополит Тетрицкаройский) ; – преподобный Андроник (Лукаш) – схиархимандрит; – преподобный Серафим (Романцов) – схиархимандрит. Чин прославления состоялся 21 августа 2010 года за Божественной литургией в Глинской пустыни . Его возглавил по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Присутствовали архиереи и духовенство Украинской, Русской и Грузинской Церквей . Преподобные Зиновий, Андроник, Серафим (Амелин) и Серафим (Романцов) подвизались в обители еще до ее закрытия в 1922 году. Хочется отметить тот факт, что старцы, составлявшие духовный центр Глинской пустыни перед первым ее закрытием, были вовсе не стары. Отцу Серафиму (Амелину, будущему настоятелю) было 48 лет, отцу Серафиму (Романцову) – 37 лет, отцу Андронику (Лукашу) 34 года, монаху Зиновию (Мажуге) – 26 лет. Духовно росли они в условиях, далеких от мирного монастырского жития. Для них это было время тяжелой работы в условиях лагерей и ссылок. Даже те, кто там не был, переживали оторванность от обычной и желанной среды. И все-таки, эти страшные условия не расшатали той духовной основы, которая была заложена в Глинской пустыни до ее разорения. Казалось бы, они были лишены всего, но, лишенные храма, они не лишали себя молитвы. Лишенные братства, они не замкнулись в саможалении, противопоставляя себя всем вокруг. Лишенные защиты надежных монастырских устоев, привычного уклада жизни, налаженного быта, они не лишили себя главной основы и защиты: веры, преданности Богу, надежды на Его Промысл. Их основной подвиг – внутреннее предстояние Богу в любых условиях – в пекле человеческого горя, злобы, страстей – вырастил из послушных монахов опытных старцев . Затем, после открытия обители в 1942 году, преподобный Андроник (благочинный) и преподобный Серафим (духовник) вернулись в монастырь и пробыли в нем до его закрытия в 1961 году, а митрополит Зиновий продолжил свое сначала старческое, а затем и архипастырское служение в Грузии, но постоянно оказывал содействие Глинским старцам, которые подвизались в горах Кавказа и в самой Глинской пустыни. Его приход в честь святого благоверного князя Александра Невского в Тбилиси, где он подвизался более тридцати пяти лет, называли островком Глинской пустыни. После упразднения Глинской пустыни в 1960-е годы он собрал вокруг себя почти всех Глинских старцев и писал, что «всегда молится и призывает благословение на всех Глинских и сам просил их молитв» .

http://pravoslavie.ru/101009.html

Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. «Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим: ныне – одно лицемерство». Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, – и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, – и очистится сердце твое от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям. Николай П.Т. 2017/01/13, 21:19:19 Уважаемая Феодосия! Эти полезные наставления, под названием: ДУХОВНЫЕ ПОУЧЕНИЯ. КАК СПАСАТЬСЯ, ЕСЛИ НЕТ СТАРЦЕВ. оставил нам старец схиархимандрит Серафим (Романцев). Николай П.Т. 2017/01/12, 10:00:48 Спаси Вас Господи, Николай П.Т.! Очень полезные наставления, я их себе распечатаю, что бы не забывать, интересно: чьи они? Феодосия 2017/01/10, 14:47:22 Старец Серафим (Романцев) (1885-1975) Великий Глинский старец схиархимандрит Серафим, как и старец Андроник, прошел тот путь, которым было суждено пройти множеству русских монахов и священников — старец был арестован, выслан на строительство Беломорканала, проживал в Киргизии, после войны жил в Ташкенте, где был духовником при кафедральном соборе. 30 декабря 1947 года старец вернулся в Глинскую пустынь, а в следующем году был назначен духовником обители.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=248...

Схиархимандрит Серафим (Романцов Отец Серафим поселился в Сухуми и был духовником для пустынников, которые спускались к нему с гор, чаще по ночам, для исповеди и духовного окормления. В горах Абхазии пустынножители появились давно. «Огромные горы, – пишет один современный исследователь, – среди которых человек кажется таким ничтожно маленьким, молча взирающие на проносящиеся мимо них столетия, возникающие и бесследно исчезающие города, племена и целые государства» 8 . Кто хотел жить в пустыни, должен был обязательно получить благословение отца Серафима В начале 1960-х годов началась новая волна гонений против Церкви и верующих. В массовом порядке закрывались храмы и монастыри. Предъявлялись требования по сокращению монастырских штатов, ограничению прописки иногородних. Иноки и послушники, оставшиеся вне стен обителей, вставали перед выбором: либо жить в миру на нелегальном гонимом положении, либо скрываться в удаленных местах от преследований. Наличие на Кавказе тайной монашеской жизни и опытных наставников притягивало гонимых. В горах вновь выросло число скитов и келий. Монашеские общины обосновываются в Цебельде, Азанте, Амткеле, Двуречье, Псху и других местах. Кто хотел жить в пустыни, должен был обязательно обращаться к отцу Серафиму (Романцову) за разрешением 9 . Там, в горах, к тому времени уже жили отцы Кассиан, Меркурий, Виталий (Сидоренко) , Ахила 10 . Отец Мардарий (в схиме Алексий) был духовным чадом Серафима (Романцова). Под руководством такого духовника он усвоил Священное Писание и учение святых отцов на практике 11 . “На вертолетах делали облавы на монахов, заталкивали их силой в вертолет, а потом судили за тунеядство, сажали в тюрьму…” По свидетельству отца Мардария, в Сухумском отделе милиции на самом деле имелся приказ из Москвы, согласно которому все должны были выйти из гор. Власти предпринимали усилия, оказывали давление всеми возможными способами. Для осуществления этого были также привлечены сотрудники КГБ. «На вертолетах делали облавы на монахов, заталкивали их силой в вертолет, а потом судили за тунеядство, сажали в тюрьму… В таких почти военных условиях служили монахи Богу и молились за весь мир. Господь покрывал их в нелегком подвиге, и они были с Ним» 12 .

http://pravoslavie.ru/82277.html

До конца земной жизни отец Серафим сохранил бодрость духа и ясность ума, крепкую веру в Бога и глубокую молитвенность. Наделенный даром духовного рассуждения, он в своих беседах с людьми, преисполненных истинного смирения, давал нужные духовные наставления. Его слова согревали сердца людей, открывали им душевные очи, просвещали разум, приводили к раскаянию, душевному миру и духовному возрождению. К нему могут быть приложены слова Христа Спасителя: «иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем» (Мф. 5: 19). Мне открылось то, о чем молился всю жизнь 18 декабря 1975 года, молясь в храме во время всенощного бдения в канун праздника святителя Николая, отец Серафим почувствовал себя плохо. Он слег в постель. Все это время старец читал вслух молитву Иисусову , а когда уставал, то просил других продолжить его чтение. Незадолго до смерти он сказал: «О чем я молился всю жизнь и искал, то открылось сейчас в моем сердце: моя душа исполнилась благодати настолько, что не могу ее даже вместить» . Вероятно, он говорил о непрестанной сердечной Иисусовой молитве, о том, что душу его наполняют волны благодати, что молитва открылась ему в неведомой для нас глубине . Молитва Иисусова – высшая из наук «В Иисусовой молитве заключена вся философия мира» Отец Серафим уважал богословские знания, но считал молитву самой высшей из наук. «В Иисусовой молитве заключается вся философия мира», – так сказал однажды старец. Он отмечал, что через Иисусову молитву человек соединяется с высшей мудростью и высшей Истиной – Христом Спасителем. Но добавлял, что это относится к высшим степеням Иисусовой молитвы . Духовное завещание преподобного Серафима (Романцова) Владыка Зиновии и отец Серафим Приведем дословно духовное завещание преподобного схиархимандрита Серафима (Романцова): «Возлюбленные мои отцы, братья и сестры, я обращаюсь к вашей любви за молитвенною вашею помощею мне самому, так как приблизился конец моего жития с вами; теперь имею великую нужду в молитвенной вашей помощи мне, отходящему от вас в путь далекий, предлежащий мне. Прошу, молитесь об оставлении многих моих грехов, да по милости Божией благословение Его святое будет мне на новое жительство, да получу от Бога милость. Помяните любовь мою к вам, ради которой я пренебрегал собственною моею пользою, но всегда искал только вашу пользу. Всем вам сострадал и во всякой скорби вашей сочувствовал вам, но вместе с тем иногда, по ревности ко спасению вашему, грешил я гневом, укорял вас, хотя и от чистой любви, желая спасения душам вашим. Но так как ко всякому доброму делу незаметно примешиваются страсти, то могло быть, что иногда кого-либо и неправильно оскорбил, или через меру кого укорил, или как человек кого-либо неправильно соблазнил. Потому прошу у всех вас прощения и усердных молитв ваших за меня грешного, чтобы безбедно переехать на новое место жительства, по Божьему соизволению. И я прощаю всех вас во всем, кто чем-либо оскорбил меня.

http://pravoslavie.ru/95165.html

По учению глинских старцев, смирение – это азбука, 175 или алфавит 176 христианской жизни, без которого ни одна добродетель не может помочь человеку в деле спасения. Если у человека появляется малейшая мысль о каких-либо заслугах пред Богом, то все его духовные подвиги становятся бездейственными и единение с Богом нарушается. «Без смирения человек беден и никогда не может быть покоен в духе, без смирения вся великодаровитость человека есть навозная куча», – пишет схиархимандрит Серафим (Романцов). 177 Эту же мысль подтверждает иеросхимонах Макарий (Шаров): «Вся наша правда и добродетели, если не растворит Господь Своим милосердием, обрящутся пред Ним аки рубище, в срамоте поверженное; посему нам необходимо всегда смирять себя, а не возноситься». 178 Схиархимандрит Иоанн (Маслов) считает смирение лучшим средством в борьбе не только с грехом (поскольку смирение искореняет человеческую гордыню), но и с духами злобы. В одном из писем старец писал: «Злой дух со своими полчищами предлагает нам свои злочестивые планы, мы же, в свою очередь, принявшие их, уходим на страну далече. Единственными средствами освобождения от тиранства диавола и распознания его злого умысла являются смирение, то есть осознание своего ничтожества, и молитва . Это – два крыла, могущие вознести на небо каждого христианина. Кто упражняется в этих двух добродетелях, тому нетрудно бывает возлететь, возвыситься и соединиться с Богом в любую минуту своей жизни. И даже тогда, когда нам кажется, что мы оставлены и людьми, и Богом и что ад вот-вот готов поглотить нас, – то и тогда эти две добродетели, подобно обоюдоострому мечу, невидимо для нашего взора поразят и удалят от нашей души все супротивные силы». 179 Эту же мысль развивает в своих письмах схиархимандрит Серафим (Романцов). «Только одно истинное сердечное смирение недоступно дьявольским ухищрениям. Оно все его сети разрушает». 180 «Истинно христианское смирение человека, – учит отец Иоанн, – есть живое чувство и глубокое сознание того, что он сам по себе ничего не значит и ничего доброго сделать не может, а если и делает что-то доброе, то только с помощью Божией... Христианин, имеющий в своей душе этот драгоценный дар, всегда бывает доволен своим положением и за все выражает благодарение Богу... Он считает себя недостойным милости Божией, но достойным всякого наказания». 181

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

На большие праздники, по обычаю, грузины отправлялись на кладбище. Почему? Потому что раньше как было? Где Церковь, там и кладбище. Сегодня меня спрашивают: «Надо ли идти на кладбище в такой-то день?» Подобных вопросов не возникало у наших предков! Они слова «у Бога все живы» понимали буквально. Они шли и поздравляли с Пасхой, с Преображением, с Рождеством Богородицы своих умерших родителей и прародителей и всех православных. — Ваша семья была верующая? — Верующая только вот так. Когда что-то надо было вымолить, бабушка покупала воск, сама делала свечу в рост того, о ком молилась, и рано утром шла в Никольскую церковь в Батуми. И пока свеча не догорит, она не уходила, держала ее и молилась. У бабушки три дяди были священнослужителями — протоиереями. Она в школе, естественно, изучала Закон Божий и кое-что, что помнила, нам рассказывала. Так крупицы духовности, отголоски церковной жизни отзываются в сердце человека. Кто-то умер — надо непременно позвать священника, поставить свечку, пшеницу, воду… Мы особо ничего не знали, не так праздновали, не все понимали. В общем ситуация была достаточно удручающая. И надо было спасать людей. Вот Господь и Матерь Божия прислали в  Грузию глинских старцев, которые живя в Грузии, полюбили грузинский народ. И эту страну считали второй Родиной, понимали всю священность своей миссии. Глинская пустынь во имя Рождества Богородицы Братия глинской пустыни с Преосвященным Евстратием, епископом Сумским и Ахтырским. 1956 год Глинская Рождества Богородицы пустынь была закрыта в хрущевские времена среди многих других церквей и монастырей. Старцев вывезли из обители на ближайшую платформу — они могли ехать, куда глаза глядят. «Немногие могли добираться к нам в Глинскую пустынь, поэтому Господь распределил нас по всему Советскому Союзу», — так рассудили они. Действительно, глинские старцы оказались во многих уголках России и  Кавказа . В Грузию приехали схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Андроник (Лукаш), несколько иеромонахов, монахов, послушников. Тогда настоятелем Александро-Невского храма в Тбилиси был владыка Зиновий (Мажуга), тоже глинский воспитанник. Он воспринял от старцев ту особую любовь, которая существовала в Глинской. Отец Серафим (Романцов) подвизался в Сухуми. Там его поддерживали, у него было много чад, он окормлял пустынников, руководил Иисусовой молитвой монашествующих в Абхазии.

http://pravmir.ru/arximandrit-adam-axala...

Во-первых, как недавно я читал в интернете замечательный ответ одного батюшки, чтобы и папа, и мама были оба верующие. Не на словах, не чтобы они в церковь пришли раз в месяц, а чтобы они понимали и чувствовали церковные богослужения, образ жизни и любили всё, что связано с церковью и с Богом, читали Евангелие. Тогда ребёнок, даже если временно отойдёт, то потом вернётся, как говорил схиархимандрит Серафим (Романцов), ныне прославленный во святых, которого я видел, который со мной разговаривал. Моему отцу он говорил такие слова: «Держите детей поближе к церкви, и когда они отойдут от нее, то Бог их вернёт за то, что они в детстве были в церкви». Слава Богу, никто не отошёл. Но отец Серафим Романцов так сказал. Это какой-то объективный процесс растущего человека. — Даже в священнических семьях немногие дети идут по стопам отца… — Во все времена было трудно, чтобы дети шли по стопам отца. Когда я учился в семинарии и академии, это с 1971 по 1978 год, то у нас на курсе было всего лишь несколько процентов детей священников. Мы знаем замечательных священников, у которых дети не пошли по их стопам. То, что человек идёт по стопам отца, это, скорее всего, нестандартно. Дай Бог, чтобы были батюшки, воспитанные с детства в вере. Понимаете, даётся багаж знаний, опыта и духовного общения богослужебного, которое нет возможности ниоткуда приобрести. Образование мало что даёт. Детское воспитание, когда ты ходишь в церковь с детства и там ты слышишь пение и чтение, молитву, видишь, как всё это происходит, молишься, — это не покупается ни деньгами, ни стажировкой в каком-нибудь немецком или английском университете. Я надеюсь, что мои дети будут священниками… — Правдолюбовы — это ведь очень известный священнический клан. — Я обычно смеюсь, что Правдолюбовы это такие люди, которых если не расстреляешь, они святыми не будут. Поэтому не надо думать, что вот ах, они такие. Просто Бог послал, мне повезло, я десять лет жил в деревне, в деревянном доме, напротив деревянного храма, без электричества. Это была такая поразительная полнота жизни… Вот, и они, все мои братья — батюшки, четыре священника… Здесь и молитва отца: он на каждой литургии , земно кланяясь перед Святыми Дарами, просил только одного, даже не просил, а умолял: хочу, чтобы мои сыновья были священниками. А позднее и я так просил и прошу.

http://pravmir.ru/samoe-siln-3/

В помянниках отца Виталия были записаны имена грузинских царей – с древнейших времен, еще с первых веков христианства! Во время гонений отец Виталий переехал в Грузию. Он очень любил Грузию и грузин и не благословлял никого без крайней нужды уезжать из Грузии. Даже когда уже началась гражданская война… После закрытия Глинской пустыни он приехал в Грузию, в Сухуми, где уже жил отец Серафим (Романцов), тоже прославленный в лике святых. Он десять лет жил в горах Кавказа и очень полюбил эти места. У отца Виталия была великая любовь к Грузии и грузинам. Перед богослужением он всю ночь проводил в храме и читал свои помянники. Их было три, и они были очень большие. Там были записаны имена грузинских царей с древнейших времен. Еще с первых веков христианства. Никто не знал, откуда он их достал. Он ведь не умел читать на грузинском. И отец Виталий очень любил Святейшего Патриарха Илию II. – Хатуна, а можете вспомнить малоизвестные факты об отце Виталии? Отец Серафим (Романцов) – У меня есть воспоминание о встрече отца Виталия с отцом Гавриилом, мне об этом рассказала схиигумения Елисавета (Орлова), присутствовавшая при этой встрече. Было это так. «Так как отец Виталий очень любил Грузию и ее святых и святыни, то когда к нему приезжали гости из России и Украины, он всегда благословлял их посещать и молиться на этих святых местах. В конце 1980-х годов, в день Пасхи, отец Виталий матушке Серафиме (своей келейнице) и мне предложил поехать в древнюю столицу Грузии, во Мцхету. Мы с удовольствием согласились. Когда приехали, оказалось, что игумения с монахинями поехали в Бодбе, где похоронена просветительница Грузии равноапостольная Нино. В монастыре нас встретил отец Гавриил (Ургебадзе), великий грузинский старец. Интересная была встреча двух великих старцев XX века. Отец Гавриил радостно встретил дорогого гостя, и они обняли друг друга. Конечно, оба знали друг о друге, но это была их первая в жизни встреча. Старцы поговорили какое-то время, а потом отец Гавриил пригласил нас на трапезу. По грузинскому обычаю, отец Гавриил предложил отцу Виталию вино. Отец Виталий ответил, что не пьет вина. Отец Гавриил сказал, что грузинское застолье без вина не бывает, и попросил немножко выпить. Отец Виталий немножко выпил. Потом старцы опять поговорили, и мы решили вернуться. Отец Гавриил проводил нас до дверей. При прощании старцы обнялись и обменялись крестами.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Многие и до сего дня стекаются со всех концов на могилку отца Андроника. Больные берут землю, и земля эта, по молитвам батюшки, дает им утешение и исцеление. Преподобный Серафим (Романцов) Схиархимандрит Серафим родился 28 июня 1885 года в деревне Воронок Курской губернии в семье крестьянина Романа Романцова. В святом крещении ему дали имя Иоанн. Он окончил церковно-приходскую школу, а в 1910 году, после смерти родителей, поселился в Глинской пустыни. С 1914 года служил в армии, участвовал в Первой мировой войне. В 1916 году получил ранение, после выздоровления вернулся в Глинскую обитель. Когда Иоанна приняли на послушание, то определили на кухню и велели обращаться со всеми вопросами и недоумениями к некоему старцу. Сходил он к нему раз- другой и загрустил. Что-то не заладилось в их взаимоотношениях, чего-то очень не хватало. Обижаться не на что, а вот душа не раскрывается. «Ты что, Ваня, такой скучный стал?» – спросил его как-то собрат, тоже исполнявший послушание на кухне. Не утерпел Иоанн и все ему рассказал. Тот предложил сходить к его старцу. Просто пойти послушать и поговорить, если захочет. Старец очень ему понравился. Такому он всю душу наизнанку вывернул бы. Конечно, он рассказал о том, что его беспокоит. Как же теперь быть? «Пойди к своему старцу и расскажи все как есть. Если он тебя с миром отпустит, приходи ко мне». Шел Ваня и очень волновался: вдруг тот обидится? Старец выслушал и просто сказал: «Такое бывает. Что же, раз душа не лежит, иди. Я хочу тебе только пользы. Иди с миром». В 1919 году Иоанн Романцов принял монашеский постриг с именем Ювеналий, и для него начались годы постижения науки из наук – монашеской жизни. Он терпеливо переносил искушения, под руководством мудрых старцев приобретал навык послушания и смирения, с усердием совершал подвиг молитвы. «Горячая молитва, – говорил он потом не раз, – ограждала меня во всех трудных обстоятельствах». В 1920 году он был рукоположен во иеродиакона. В 1922 году, после закрытия Глинской пустыни, отец Ювеналий поселился в драндовском монастыре в честь Успения Божией Матери (Сухумская епархия).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010