Великий Глинский старец схиархимандрит Серафим (в миру Иван Романович Романцов) родился 28 июня 1885 г. в деревне Воронок Крупецкой волости Курской губернии в семье кресть­янина. В августе 1910 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1919 г. принял монашеский постриг с именем Ювеналий. После закрытия Глинской пустыни поселился в Драндском Успенском монастыре (Сухумская епархия), где в 1926 г. был рукополо­жен во иеромонаха и пострижен в схиму с именем Серафим. В 1928 г. был закрыт и Драндский монастырь. До 1930 г. отец Серафим жил в окрестностях Алма-Аты и работал сторо­жем на пасеке. В 1930 г. он был арестован и направлен на стро­ительство Беломорканала. 30 декабря 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь, а в 1948 г. схиархимандрит Серафим (Аме­лин) назначил иеросхимонаха Серафима (Романцова) на должность духовника обители. Это был духовник опытнейший, знаток сокровенных движений человеческого сердца. Особым духовным даром старца было умение принимать исповедь, вы­зывать людей на полную откровенность. День старца начинался с двух часов ночи, когда он исполнял свое келейное правило, затем отец Серафим неопустительно бы­вал на богослужении, после которого всего себя отдавал на слу­жение ближним: принимал богомольцев, распределял их на жи­тельство в пустыни, исповедовал, решал все возникавшие воп­росы, и так до позднего вечера. Ночью отвечал на письма. Пе­реписывал сам, и духовных детей благословлял переписывать отрывки из творений святых отцов, которые потом рассылал. В 1960 г. отец Серафим (Романцов) был возведен в сан игу­мена. После вторичного закрытия Глинской пустыни переехал в Сухуми, где продолжал свои старческие труды в кафедраль­ном соборе. И сюда к нему стекалось множество богомольцев. За ревностное служение Святой Церкви митрополитом Суху­мским и Абхазским Илией II (ныне Католикос-Патриарх всея Грузии) в 1975 г. возведен в сан архимандрита. Старец отошел ко Господу 1 января 1976 г. С нами Бог... Боголюбивейшие и дорогие отцы о Господе о. Ф., о. П., о. И., о. М., о. Н., о. Н.!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

Преподобный Серафим (Романцов) прошел школу послушания старцу в Глинской пустыни. Его духовником был иеромонах Аристоклий (Ветер), научивший его ежедневному исповеданию помыслов и внимательности ко всем движениям своего сердца 4 . Отец Аристоклий научал молодых иноков, вверенных ему в духовное руководство, вниманию к внутренней жизни и умению исповедовать помыслы 5 . Духовник пустынножителей    Озеро Амткел, Абхазия      На протяжении долгих лет отец Серафим исполнял послушание духовника Рождества-Богородицкой Глинской пустыни, а после очередного ее закрытия подвизался в горах Абхазии, духовно окормлял монахов-пустынников, которые во время гонений на Церковь Христову бежали в Абхазию и поселялись близ озера Амткел, образовав монашескую общину. Отец Серафим (Романцов) был игуменом монахов и добрым наставником в нелегком монашеском пути 6 . Пустынники строили деревянные домики с несколькими келлиями, расчищали лес и на образовавшейся поляне разводили огород. Собирали ягоды и каштаны. Основную пищу составляли толченые сухари. Из белого хлеба благодетели пустынников сушили сухари, а затем толкли их в ступе. Получалась как бы мелкая крупа. Можно было сварить несколько очищенных картофелин, затем бросить горсть толченых сухарей в кипящую воду, налить постного масла – и обед готов! На зиму сушили также шиповник и листья брусники, которые употребляли как чай. Жили пустынники или как скитяне – по три-четыре человека, – или как отшельники. О пребывании отца Серафима в Сухуми архимандрит Рафаил (Карелин) вспоминает: «Чтобы не привлекать к себе внимания, старец по городу ходил в мирской одежде. Уполномоченный по делам религии Лагвелава как-то сказал: “Зачем отец Серафим ходит в мирской одежде? У нас в Абхазии уважают старых людей, его никто не обидит”. Но, наверно, старец по своему смирению хотел быть незамеченным» 7 . Свою священническую одежду он маскировал не потому, что стеснялся своего вида, но для того, чтобы беречь мир тех, у кого останавливался, чтобы люди потом не переживали нареканий родственников или соседей.

http://pravoslavie.ru/82277.html

У каждого из братиев было свое келейное правило, состоявшее из молитвословий и Иисусовой молитвы. Построили большую келлию – церковь, где собирались для богослужений. Братия иногда забирали отца Мардария в церковь. Совершали всенощные, Литургии – всё по уставу. Отец Виталий разбирался в пении, знал Устав, поэтому был за псаломщика. Все, кто мог, пели, отец Мардарий служил. Он вспоминал: «Церковь была простенькая, но благодать какая!..» 16 . Отец Андроник также молился за пустынножителей и помогал им по мере сил. «Духовная мама» – так называли отца Андроника братья; «духовным папой» был отец Серафим (Романцов) 17 . Враг рода человеческого, ненавидящий монашеский подвиг , восстал на пустынников, и впоследствии безбожные власти воспрепятствовали их жительству в пустыне. Из-за этого многие меняли место жительства. Много опасностей подстерегало монахов в их пустыннической жизни. Но они как-то приспосабливались: строили келлии под пихтами, чтобы дым зимой, по которому их можно было выследить, в пихте застревал и рассеивался. Под простыми же деревьями строить нельзя было, потому что зимой на них не было листвы и дым был бы виден. Пихта же всё прикрывала. А надо было прятаться. За монахами шла охота, их преследовали 18 .    Советские власти вели строгий контроль и наблюдение за священнослужителями и монахами. Их предупреждали, что на каждом посту будут строго проверять и спрашивать: кто, зачем и куда едет? Но когда везли продукты пустынникам, проезжали свободно, потому что за этих людей молились такие старцы, как отец Серафим (Романцов), отец Андроник (Лукаш), владыка Зиновий, ныне прославленные глинские святые и другие пустынножители. Продукты старались доставить до наступления зимы. Зимой, когда выпадал снег и все тропы заметало, в пустыню дойти уже никто не мог. Когда власти стали притеснять пустынножителей, выслеживать их на вертолетах, было благословлено покинуть горы. Церковь же, когда монахи разошлись, со временем разрушилась и совсем повалилась. Отец Серафим считал главной целью своего приезда в Сухуми окормление пустынников. Свой огромный опыт, молитвенный труд и – главное – свою отцовскую любовь он вложил в это духовное служение. Нередко в сопровождении нескольких спутников он посещал пустынников, проходя среди зарослей, пересекая речки, поднимаясь и спускаясь по склонам гор, преодолевая дорогу в несколько десятков километров. Этот труд, непосильный для многих юношей, совершал 70-летний старец. Пустынники приходили к нему в Сухуми почти всегда по ночам. Отказать своим духовным детям во встречах старец не мог, ведь для них он жил 19 .

http://pravoslavie.ru/82277.html

Архимандрит Таврион (Батозский) Однако и там, в ссылке, владыку Павлина забрали и отправили в другое место ссылки, а отца Андроника также забрали. Но Господь и там хранил его. Выстроили всех новых прибывших в лагерь, начальник почему-то подходит к отцу Андронику и забирает его к себе в качестве работника. Он у начальника и готовил, и стирал, и убирал, и смотрел за ребенком, который так привязался к нему, что горько плакал, когда отец Андроник освободился. В лагере пробыл он несколько лет и по освобождении еще некоторое время жил у начальника. Затем он поехал в Глинскую, которая к тому времени была открыта, и поступил в нее. Выполняя обязанности благочинного, он определял богомольцев на работы, которые указывал эконом. Вместе с богомольцами шел на сенокос. В перерывах между работами что-нибудь им почитает духовное, или споют. В другие дни, в праздничные, он богомольцам почитает или заупокойный акафист, или покаянный канон, или еще что другое. Богомольцы любили такое живое общение с батюшкой, всегда жизнерадостным, и охотно шли на послушание по его зову. После закрытия Глинской пустыни отец Андроник по приглашению владыки Зиновия (умер в звании схимитрополита Серафима) переехал в Тбилиси. Сначала жил он в доме митрополита Зиновия, служил в Александро-Невском храме при архиерейских служениях, затем стал жить при храме. Очень многие из посещавших Глинскую пустынь стали ездить в Тбилиси в Александро-Невский храм. Стали посещать и новые духовные дети, и почитатели отца Андроника. Умер отец Андроник уже 90-летним старцем. Отец схиархимандрит Серафим Романцов говорил, что они с отцом Андроником одного духа. Он и исповедовался у отца Андроника, а отец Андроник у него. Самым близким мне был старец отец Серафим Романцов. Он и выводил меня вместе с иеромонахом (впоследствии митрополитом) к постригу, был моим вторым духовным отцом после митрополита Гурия . С ним я поддерживал связь, приезжал к нему в Сухуми, где он жил после разгона Глинской пустыни до самой смерти. Отец Серафим Романцов происходил также из крестьянской семьи, также в юности оставил мир и поступил послушником в Глинскую пустынь. В миру его звали Иоанном. В Глинской пустыни он был на различных послушаниях: был помощником келаря (ведал кладовыми и продуктами, погребами), был на пекарне, был келейником

http://pravoslavie.ru/47783.html

Родился схиархимандрит Серафим (в миру Иван Романович Романцов) в деревне Воронок Курской губернии в 1885 г. в семье крестьян. Окончил церковно-приходскую школу, жил с родителями до конца их дней. В 1910 г. поступил в Глинскую пустынь. Обитель славилась как школа духовного опыта, и местные жители дорожили возможностью помолиться там, исповедаться, попросить совета. Все, кто поступал в монастырь, сразу же определялись к одному из старцев. Определили и Ивана Романцова, которому в то время было 25 лет. Старец должен был научить молодого послушника «монашескому житию». Начиналось оно с обучения вниманию не только к внешнему поведению, но и к тому, что творится в душе. Очень скоро будущий старец столкнулся с первым «искушением»: его старец как-то не вызывал у него желания раскрыться до конца. Обижаться было не на что, но и желания спешить на откровение не было. Загрустившего брата заметил на кухне другой и пригласил пойти к своему старцу. Смущение послушника старцы спокойно и просто развеяли: первый – отпустил с миром, второй – приветливо принял еще одного новичка. Так воспитывались в юных понятия о духовническом долге, о необходимости быть внимательным, участливым, стараться доброжелательно и мягко касаться смущенной души, чтобы ничем не нарушить ее мира или помочь этот мир укрепить. Вскоре началась 1-я мировая война, и некоторые глинские послушники были призваны в армию. Призвали и Ивана Романцова. В 1916 г. он был ранен и после выздоровления вернулся в обитель. Близилась революция. В 1919 г. Иван Романцов был пострижен в мантию с именем Ювеналия. Новый монах понимал, что возможно лишиться всего – от обители до жизни, и надо сохранить главное – веру, преданность Церкви и молитву. В 1920 г. его рукополагают во иеродиакона. Однако вскоре, ввиду закрытия Глинской пустыни, ему пришлось перебраться в Абхазию, где еще были целы монастыри. Он поселился в Драндском Успенском монастыре близ Сухуми. Там в 1926 г. его рукоположили во иерея и постригли в схиму с именем Серафима. Но и Драндский монастырь закрыли. Некоторое время о. Серафим жил в горах отшельником. Много позже он рассказывал, что жили вдвоем с монахом (кажется, Владимиром) в маленькой хижине-келье, разделенной перегородкой. Готовили по очереди. Пока один что-то мастерит по хозяйству, другой читает вполголоса молитву Иисусову. Отвлекся, замолчал – другой включается и читает. Так жили, дорожа каждым днем относительного покоя. Но и оттуда выгнали, пришлось уехать в окрестности Алма-Аты, где о. Серафим устроился работать сторожем на пасеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

Иеромонах Серафим (Полоз) рассказал иеромонаху Михею о «Зоином стоянии», но он не утверждал, что взял икону. В некоторых газетных публикациях о «Зоином стоянии» сообщалось, что икона из рук Зои была взята иеромонахом Серафимом из Глинской пустыни. Надо сказать, что в Глинской пустыни подвизались два Серафима: иеромонах Серафим (Амелин, 1874–1958) и схиархимандрит Серафим (Романцов, 1885–1976) – ныне прославлены в лике святых, духовник игумена Михея (будущего архиепископа Ярославского). Владыка Михей твердо сказал автору этих строк, что не схиархимандрит Серафим (Романцов) брал икону из рук Зои. В Самарском издательстве в 2000 году вышла книга «Стояние Зои». Чудо Святителя Николая в Самаре». В ней на с. 40 читаем: «Запросы в самарские архивы не внесли большей ясности. Из архива ГУВД Самарской области сообщили, что у них сведений о событиях 1956 года, связанных со «стоянием Зои», и о личности иеромонаха Серафима (Полоза) не имеется. Правда, в течение последних десятилетий в архиве неоднократно проводились изъятия – «дела» уничтожались по истечении срока хранения. Возможно, когда-то уничтожили и интересующие нас документы 101 . ...Когда в газете «Русь Державная» был опубликован материал из книги о чуде «Зоиного стояния», позже возникли споры. Некоторые духовные чада отца Серафима опровергали причастность батюшки к этим событиям. В то время, когда они звонили в редакцию и высказывали несогласие, автор этих строк находился в Белгороде и ничего об этом не знал. В белгородском храме я встретил монахиню Варвару 102 , которая рассказала, что во сне ей явился батюшка Серафим и сказал: «Не употребляйте усилий в доказательствах «Зоиного стояния». Когда я приехал в издательство, книга об отце Серафиме была почти готова к выходу, ее осталось только переплести. Хочу заметить, что если бы историю о «Зоином стоянии» несогласные с ней духовные чада старца прочли раньше (например, в газете, вышедшей за полгода до издания книги тиражом 25 тыс. экз.), то этот материал не вошел бы в данный сборник, его бы просто не опубликовали из-за различия во мнениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как увидела владыку Зиновия, чемодан выпал из рук Беседа отца Серафима (Романцов) и митрополита Зиновия (Мажуги) Как-то отец Серафим вызвал монахиню Марию и сказал: «Ты поедешь к владыке Зиновию в Тбилиси ». Когда матушка приехала в Тбилиси и увидела владыку Зиновия, чемодан выпал у нее из рук: она узнала в нем того старца, который ей приснился однажды в больнице. В то время она была очень плоха и почти умирала. После молитвы она уснула, и во сне ей явился преподобный Серафим Саровский с неким старцем, который дал ей просфору с изображением Иверской иконы Божией Матери. Преподобный Серафим сказал: «Иди и служи у этого старца». Этим старцем и был владыка Зиновий. Когда матушка вошла к нему в келью, он сказал: «Станешь служить в Иверском приделе Божией Матери» . По воспоминаниям архимандрита Антония (Гулиашвили), прожившего 40 лет в послушании отцу Иоанну (Крестьянкину) , монашеский постриг отец Иоанн принял от рук отца Серафима (Романцова) , а сам отец Антоний неоднократно в своих рассказах упоминает о том, что такие Глинские старцы, как митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), неоднократно передавали гостинцы отцу Иоанну, а тот при случае отвечал взаимностью. Великие старцы ХХ столетия лично знали друг друга, и между ними было молитвенное общение. Сам факт принятия монашеского пострига отцом Иоанном от отца Серафима (Романцова) еще раз подтверждает ту великую роль, которую сыграли Глинские старцы в сохранении православной веры при богоборческой власти в ХХ столетии. Между отцом Серафимом и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) существовала духовная дружба. Отец Иоанн посещал Глинскую пустынь. Старцы много и долго беседовали друг с другом . Последнюю часть своей многотрудной жизни, с 1961 по 1975 годы, отец Серафим провел в уделе Божией Матери. Жил он в Сухуми. За ревностное служение святой Церкви митрополитом Сухумским и Абхазским Илией (в настоящее время – Святейший и Блаженнейший Илия II , Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский) в 1975 году отец Серафим был возведен в сан архимандрита .

http://pravoslavie.ru/95165.html

Сила наставлений преподобного Серафима (Романцова) заключается и в том, что он в своей жизни неуклонно следовал истинам, которые сам проповедовал. Отец Серафим оставил большое эпистолярное наследие. В святом крещении будущий великий старец получил имя Иоанн, а по окончании церковноприходской школы и смерти родителей в 1910-м году тоже поселился в Глинской пустыни. После закрытия Глинской пустыни в 1922 году отец Серафим (Романцов) и отец Зиновий (Мажуга) перебрались в благословенную Иверию. Их приняли в Драндский Успенский монастырь близ Сухуми. Кавказские горы, подобно Египетской пустыне, издавна служили местом аскетических подвигов христиан, посвятивших себя Богу. Но в то тяжелое время монахам не давали покоя даже в горах. Постоянно устраивали облавы, поэтому священнослужители были вынуждены оставить свои кельи. В 1925 году был закрыт Драндский монастырь. В горах Кавказа отец Серафим основал монашескую общину и был духовником пустынножителей, но вскоре многие из монахов были арестованы, в их числе были и Глинские старцы. Отец Серафим был отправлен в Ташкент. Глинская пустынь вновь распахнула свои двери в 1942-м году, но отец Серафим смог туда вернуться уже после войны. В 1947 и 1948 годах в обитель вернулись отец Серафим (Романцов) из Ташкента и отец Андроник (Лукаш) с Колымы. Иеромонаху Зиновию не суждено было вернуться в Глинскую пустынь. Но впоследствии получилось так, что после вторичного закрытия обители в 1961 году глинские подвижники нашли приют у отца Зиновия, ставшего на тот момент архиереем в Грузии. В Тбилиси не приехал только отец Серафим (Амелин), который скончался за три года до этого, в 1958 году . После возвращения в обитель отца Серафима (Романцова) – духовника уже нельзя было не знать. Он ведал устройством всех, во всё входил, всё знал, всегда был на людях. Вокруг его кельи на втором этаже угловой башни всегда толпился народ, ожидая возможности войти к нему, попросить совета или благословения. В этой келье на столе всегда была гора писем, на которые он старался ответить.

http://pravoslavie.ru/101009.html

Блаженнейший Митрополит Владимир возглавит чин канонизации Глинских старцев Киев, 17 августа 2010 г. 21 августа Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир возглавит чин канонизации Глинских старцев: схимитрополита Серафима (Мажуги), схиархимандрита Серафима (Романцова) и схиархимандрита (Лукаша), сообщает Пресс-служба Украинской Православной Церкви . Праздничную Божественную литургию будет совершено на площади Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни. Православия произойдет событие, значение которого трудно переоценить: в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь миру явятся трое новых молитвенников: схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Андроник (Лукаш). Собор Глинских старцев пополнится еще тремя святыми. Монастырь Глинская пустынь был основан еще в XVI веке на границе между Московским и Литовским княжествами. Обитель располагалась на территории Курской губернии, после революции эти земли стали украинскими. Рождение обители связано с чудом, которым стало явление на высокой сосне иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре из-под корней этой сосны забил источник, имевший благодать исцеления от душевных и телесных недугов. Несколько веков Глинская пустынь соединяла в себе молитвенную тишину своих скитов с обращенной ко всем приходящим проповедью и помощью хлебом насущным. Истинная любовь к ближнему породила в Глинской пустыни целую плеяду старцев, 13 из которых причислены к лику святых в 2008 году. В основном это молитвенники, которые подвизались в обители и прославились чудесами в XVIII-XIX столетиях. Схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Андроник (Лукаш) занимают в истории православного монашества нового времени особое место. Они пережили закрытие обители, на их долю выпали гонения, ссылки, тюрьмы. Но в смирении они проявили огромную любовь к ближним. За советом и поддержкой к ним приезжали верующие со всего бывшего Советского Союза. И сегодня еще живы люди, которые свидетельствуют об особой благодатной силе их молитвы, о даре прозрения старцев. Вся братия обители не перестает благодарить Бога за то, что почитаемые в народе старцы стали небесными покровителями не только Глинской пустыни, Сиверщины, но и Абхазии, Грузии, да и всей Православной Церкви. Обретение мощей отца Серафима (Романцова) стало огромным духовным торжеством для обители. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла святые мощи доставлены в Глинскую пустынь из Абхазии летом прошлого года.

http://pravoslavie.ru/38726.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Андроник (Лукаш) прославлены в лике святых 24.08.2010 21 августа 2010 года за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь (село Сосновка Глуховского района Сумской области) был совершен чин прославления трех подвижников XX века — схимитрополита Серафима (Мажуги) , схиархимандрита Серафима (Романцова) и схиархимандрита Андроника (Лукаша) , которые несли монашеское послушание в этой обители. Божественную литургию возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, которому сослужили: митрополит Самтависский и Горийский Андрей (Грузинская Православная Церковь); архиепископы Курский и Рыльский Герман, Полоцкий и Глубокский Феодосий, Черниговский и Новгород-Сиверский Амвросий, Конотопский и Глуховский Лука; епископы Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Макеевский Варнава, Нежинский и Прилуцкий Ириней, Макаровский Иларий, Сумской и Ахтырский Евлогий, Переяслав-Хмельницкий Александр, а также духовенство Конотопской и Глуховской епархии. На Литургии, которая совершалась под открытым небом, присутствовали глава областной администрации Ю.П. Чмирь и представители властей региона. По трем подвижникам была совершена последняя панихида, после чего были зачитаны определения о канонизации, принятые Священным Синодом Украинской Православной Церкви, и жизнеописания угодников Божиих. Затем при пении тропаря, кондака и величания новопрославленным святым из алтаря вынесли их иконописные изображения для молитвенного поклонения. По окончании богослужения митрополит Владимир поздравил собравшихся с прославлением Глинских подвижников и пожелал верующим их молитвенного заступничества пред Богом. «Молитвами святых угодников Божиих Господь да поможет каждому из нас быть достойным гражданином и хорошим христианином. Пусть по молитвам новых святых Господь всех нас благословит миром и помилует каждую семью и каждого человека», — сказал Блаженнейший владыка.

http://drevo-info.ru/news/9047.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010