Наконец, возникшие у юноши, совершившего с такой фантастической скоростью столь большое количество молитв, крайне опасные ощущения сладости, слез славословия и благодарения, у старца не только не вызывают никаких сомнений, но, напротив: «Радость отца Харалампия от успеха первого урока была безгранична» (с. 191). Святитель же Игнатий по поводу подобных сладостей предупреждает: «Тщеславие стремится преждевременно к духовным состояниям, к которым человек еще не способен по нечистоте своей; за недостижением истины – сочиняет себе мечты. А сладострастие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, производит в сердце обольстительные ложные утешения, наслаждения и упоения. Такое состояние есть состояние самообольщения” (IV,499). Сам о. Харалампий признает: «Такие прельщенные есть даже у нас на Святой Горе» (с.185). Метод быстро-быстрого произнесения молитв, мантр, заклинаний известен в нехристианской языческой практике. Он применяется для скорого достижения состояний так называемого сверхсознания и сладостных переживаний. Так мыслят многие мистикииноверцы. Вот одна из иллюстраций: «практика мантраджапы приводит в состояние самадхи… когда имя Бога постоянно повторяется, оно очищает тело, нервы и ум… имя Бога обладает огромной силой и спасает от любого страдания и несчастья… мантраджапа автоматически поддерживает душевное и физическое здоровье» 387 . Иезуит Иаков Керрут совершал по этому, видимо, методу, двадцать четыре тысячи молитв в день! Подобную практику очень точно охарактеризовал Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов): «никакой молитвы у тебя нет, ты просто привык к ее словам, как некоторые привыкают к ругани». И можно себе представить, что будет с верующим, если он, увлеченный авторитетом афонского старца, начнёт совершать молитву по методу языческой мантраджапы. Подобный метод не имеет ничего общего с благоговейным, покаянным обращением к личному, живому Богу. Святитель Игнатий объясняет, с чего нужно начинать учиться молитве Иисусовой: “В упражнении молитвой Иисусовой… должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве...» (I,225–226).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Милость Божия буди со всеми Вами, Матушки и сестры свя­той обители вашей о том, чтобы с прилежанием и вниманием исполнять дела обители как бы дела Божии. Матери и честней­шие сестры чада духовные, те наставления, которые хотел я преподать Вам устно, решаюсь передать через писания. Ибо преблагий Бог наш для того и дал нам рассуждение слова, как сказал Василий Великий , чтобы открывать друг другу помыш­ления сердец наших, и так я открываю Вам любовь, которую имею к Вам, ибо хотя я грешный и отчаянный по причине мно­жества грехов моих, несмотря на это, оставив собственную бе­ду и немощь, всячески и во всем забочусь о Вас, боюсь, трепе­щу и пекусь о всех Вас. Кто изнемогает и не изнемогаю, без­мысленно говорю, и кто соблажняется, и не разжизаюся ( 2Кор. 11, 29 ) в безумии моем говоря, имея при всем том, как я сказал, множество грехов, кто заботится о своем спасении, тот не только чадо мое, но и господин Владыка и отец мой, и я ду­маю, у ног его лежу. Ибо ревностный и тщательный в своем послушании – это мое спасение, смиренномудрый – это моя си­ла и мужество, трепещущий словес Божиих – это моя душа, мое сердце, моя мысль. О праздном же и нерадивом я скорб­лю, потому что он недостоин ниже да яст ( 2Сол. 3, 10 ). Как говорит Божественный Павел, равным образом и о том, кто не усерден и ленив, кто ропщет, кто соплив и дремлет при всяком добром деле, ибо у таких пропадает полжизни. Посему востаните со мною, чада и сестры, сподвижницы и спутешественники на пути, ведущем нас на небо. И прежде всего держитесь духовных подвигов с усердием и мужеством, распаляйтесь по­добно огню, ходя на ночные песнопения и на дневные послу­шания и потом будьте тщательны и во внешних делах, которые вам поручаются. Итак не будьте слышателем забывчивым по Писанию, но бывайте вместе и слышатели закона и творцы слова, как хочет сего Бог . Имейте между собою соревнование, и понуждайте друг друга, стараясь каждый скорее послушать, не дожидая второго слова от повелевающего, тот явится из Вас вышним во смирении, кто с первым словом прощения с покло­ном и принимает на себя всю вину. Если Вы так делаете, то я твердо уверен, что Вы находитесь в радости и веселии, возно­ситесь надеждою и бесстрастию и с дерзновением восходите к небесному. Если Вы чисты душею и уже чужды завистливого рвения, лучше же сказать, если Вы бесстрастны или хоть бы страсти искушали и смущали Вас, но вооруженные такими ду­ховными доблестями, Вы будете прогонять бесов борющих Вас и такой ратоборец допустит, чтобы не быть всегда вооружен­ным. Хотя бы он всегда побеждал. И как такого не увенчает Царь Небесный, хотя бы он получил и тысячи ран, но только не был бы умерщвлен от греха. Горе, горе, матушки и сестры и чада духовные. Какую славу наследуют преблаженные по­слушницы. Поистине каждая в каком чину благоугодном Богу, в том и получит блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

Но вот много таких людей, которые бедствуют по-видимому без всякой видимой причины. За что, например, страждут младенцы невинные и безгрешные и прочие? Ответ на этот вопрос тот же, какой Иисус Христос дал апостолам, когда вопросили Его о слепце: «ни сей согрешил, ни родители его, но да явятся дела Божие на нем». Кто бы как ни страдал, при благодушном терпении и благодарении Богу много пользы получает от своих страданий: страждет телом – зато не будет страдать душой. Страдает несколько времени – зато будет блаженствовать вечно. Но все же Богу возможно без этих тяжких страданий спасти нас! Да, Богу все возможно, но Бог творит, что нам полезно, – этого требует закон Его любви и правды. Нет человека без греха. Мы все рождаемся во грехах, во грехах живем, во всех есть семена злобы. Скорби, посылаемые нам от Бога, хотя и горькое, но верное лекарство, которое исцеляет наши греховные немощи, останавливает в нас действие злых наклонностей. Хвалимся в скорбях, говорит апостол. «Видяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же – искуство, искусство же – упование, упование же не посрамит, яко любы Божия излияся в сердца наша, Духом Святым, данным нам» ( Рим. 5, 3–5 ). Нет ни одного страдальца, который бы терпел случайно и напрасно, и нет ни одного действия, которое бы не принесло страждущему пользы, не содейстововало бы к лучшему. Это лучшее иногда сбывается на земле, но большей частью – там на небе, ибо многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Сказано: «Его же, бо любит Господь наказует» ( Евр. 12, 6 ); «да не с миром осудимся» ( 1Кор. 11, 32 ). И еще: «В терпении вашем стяжите души ваша» ( Лк. 21,19 ). Давайте терпеть, и спасемся: «Претерпевый до конца, той спасен будет». И так простите меня в том, что сам я еще неключим и не стяжал никакого навыка к терпению и убеждаю вас к сей добродетели. Не я убеждаю вас, а слова нашего Подвигоположника Господа Иисуса. К Нему и обратимся с молитвой сердца сокрушенного и смиренного. Верен есть и праведен словеси Своему: «Просите и дастся Вам» ( Мф. 7, 7 ). Молитесь усерднее, и не оставит [вас Господь], помилует и утешит.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

Каковы бы ни были обстоятельства, к какому бы образу мы ни подходили, невозможно быть Христовым без Креста. Посе­му не следует обвинять в немощах наших никого, ни даже обс­тоятельства и развлечения, в которые ты поставлена, ибо обс­тоятельства, в которые мы поставлены премудрым Промыслом Божиим, есть наш Крест и школа, в которой мы должны учиться и познавать добро и зло. Познание это необходимо на пути нашего спасения. Итак, не печалься, предайся воле Божией. Он не оставит того, кто на Него надеется. Самые страшные бури послужат верному рабу Христову в великую пользу. Пусть эти бури послужат для тебя предуготовительным, опыт­ным учением к перенесению более страшных и опасных бурь. А эти бури последуют непременно, потому что так установил Премудрый Промысл Божий, чтоб многими скорбями входить нам в Царствие Небесное, которое мы потеряли, да и сейчас те­ряем, снимая с себя иго Христово – скорби, ища преждевре­менного утешения и наслаждения. Смертоносен Крест для тех, которые Креста своего не преобразили в Крест Христов, кото­рые с Креста своего ропщут на Божественный Промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Они снимаются с Креста своего только для того, чтобы снизойти в вечный гроб, в темницы ада. Горька чаша, любезная сестра, при одном взо­ре теряются твои соображения. Замени соображения верою, выпей мужественно горькую чашу обстоятельств твоих на ра­боте и среди родных, так, как её подаёт тебе Отец Всеблагий и Премудрый. Подумай, ведь не фарисей, не Каиафа, не Иуда приготовили её тебе, не Пилат с его воины подаёт тебе эту ча­шу, и «чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити?» Старайся всеми силами не огорчать матерей и сестёр, старайся снис­ходить к их немощи, это будет для них утешением, а для тебя наградой. Да дарует тебе Господь терпение в посещаемых тебя всевозможных невзгодах и приключениях. Ограждай себя страхом Божиим. Бог всемогущ, любящих Его Он спасает от искушений, а лукавых предаёт погибели. Старайся непрестан­но устремлять помышления твои к Богу, и Он сохранит тебя среди клокочущего моря страстей. Оберегай себя от праздных и растлевающих душу бесед. Кто ищет Бога, но вместе с тем любит плотскую волю сердца и водится плотским мудровани­ем, тот храм своей души оскверняет. Никогда не ищи правды у людей, то есть не требуй её от них, но найди правду в самой себе и покажи её на деле. Да сохранит тебя Царица Небесная!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

В-ну просьбу я выполнила, надпись сделала и, не утерпев, прочитала «лекцию» о нестяжании, зная, что «добра» у него «на многие годы”. Конечно, мое учение не пошло впрок. Ему казалось это излишне суровым: и зачем себя во всем ограничивать, стеснять, лишать радостей? В том, что не одолела себя и пустилась в рассуждения, я позже каялась о.Андронику. Он простил и сказал даже: «Спаси тебя Господи». По тону его я поняла, что ему трудно бывает внушать простые истины, которые, казалось бы, и не требуют никаких объяснений. Пример старцев был очевиднее всех внушений, но не для всех. 2. Однажды с нами, возвращающимися в Москву паломниками, поехал по делам обители и о.Серафим (Романцов). Ради о.Серафима дали всем тощую монастырскую лошадку, запряженную в простую телегу. Бросили на доски охапку сена, положили вещи, посадили старших и тронулись. Лошадка шла более широкой разъезженной дорогой, а мы, кто помоложе, шли извилистыми тропами через поле и небольшой лесок. В лесу приятная прохлада. Хорошо идти молча, не спеша, поглядывая на темнеющие впереди спины. Под ногами подсыхающая на корню трава. Лето выдалось сухое, дождей было мало. Кое-где торчали шляпки грибов. Собирать их было некогда и некуда, и проходить мимо жалко. Кончился лесок, пошли полем. На дорожке кое-где виднелись маленькие змейки, они грелись на песке. Заслышав наши шаги, быстро исчезали, будто таяли. Дорога повернула вправо, мы должны были пройти через поле кукурузы, а потом картофеля. Вдалеке, по мосту тряслись наши старички. Мы раньше их попали на лужайку, рядом с которой был полустанок со странным названием “Локоть». Здесь надо было дожидаться всех и пойти вместе к знакомой о.Серафиму старушке, отдохнуть у нее и ждать поезда, который останавливался только раз в сутки ночью. Уезжали мы на заговенье. Наступал Успенский пост. Хозяйка всем поставила горшок каши и кувшин молока. Все это: только что оставленная обитель, и тихая деревенская улочка, и низкая хата, где дощатые нары, огромная печка, простой деревянный стол без скатерти и даже без клеенки, дымящаяся в горшке каша — все казалось сказкой. Вечером, в темной хате мы пели, а старичкам предложили полежать за перегородкой. Пели «Взбранной Воеводе» и другие молитвы. Мне было странно встретить такой уголок на свете, где жили люди с детски наивным взглядом на мир, с бесхитростным доверием каждому приходящему. Вероятнее всего, близость обители незримо хранила их от разливающейся всюду злобы, от растущего раздражения, зависти, клеветы. Или это Господь хранил их, чтобы уже здесь, за несколько верст от обители, измученные почувствовали утешение, уставшие отдохнули, стремящиеся к вдохновению, уверились в действии молитвы и подвига, все «труждающиеся и обремененные» нашли мир душам своим в обители, Христа ради принимавшей всех, кто переступал ее порог. Ощущение чуда крепко держало еще, хотя умом постигалась и обычная истина — по мере погружения в нашу суету обаяние света нездешнего будет меркнуть... Но, Бог даст — тьма не поглотит его!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4048...

Любил он простоту, искренность, серьезность, соответствие слова и дела, чтобы человеку можно было верить. Всегда старался понять, что человеку, спрашивающему его, ближе и по силам. Не спешил приказывать, принуждать, давить на кого-нибудь. Сталкиваясь с массой людей, он видел, как глубоко поразила души гордыня, и всячески предупреждал, объяснял это. Поэтому не одобрял «чудеса», «видения», «вещие сны», предчувствия, говоря, что по гордости человек не разберется, откуда ему это и радостно примет лесть врага, чтобы удовлетворить внутреннее горделивое сознание: «несть, якоже прочие». Обычно он объяснял, что великие люди ищут не чудес, а смирения, советовал с этим быть особенно осторожным, чтобы не омрачиться до такой степени, когда трудно исцелиться. В наше время все отравлены гордостью, истинно смиренных мало и потому мало духовно опытных, поэтому надо быть очень осторожным и не спешить доверять своим предчувствиям, ощущениям, мнениям. В келье его можно было услышать много о бездне человеческого горя. Всем помочь он не мог, но на совесть старался сделать всё, что можно. Никогда он не жаловался на усталость, на обилие обращающихся, на бестолковость многих, надоедливость или непослушание… Иногда говорили, что он строг, но, кажется, он просто считал, что надо не словами, а делом исполнять то, что говоришь, чему веришь . Отец Серафим (Романцов), назначенный духовником Глинской пустыни, старался в разговоре не столько сам говорить, сколько отвечать на вопросы. Учил молиться всегда, как только позволяют условия. Принимая множество людей, он разбирался в каждом, давал совет по любому вопросу, сообразуясь со Священным Писанием и творениями святых отцов. В зависимости от душевного состояния каждого человека, его жизненных условий, он индивидуально налагал молитвенное правило. Одним добавлял к ежедневным обязательным молитвословиям акафисты и каноны или советовал чаще читать Псалтырь, а другим, наоборот, благословлял сокращать до минимума утренние и вечерние молитвы, но с условием, чтобы в течении дня или по дороге на работу и обратно нашли время и прочитали все остальное .

http://pravoslavie.ru/101009.html

Приход митрополита Зиновия в Тбилиси называли «филиалом Глинской пустыни», поскольку на его территории жили и сам владыка, и старец Андроник (Лукаш); регулярно до начала болезни приезжал в Тбилиси схиархимандрит Серафим (Романцов), который после второго закрытия Глинской пустыни в 1961 году переехал в Сухуми, где служил в кафедральном соборе. Практически ежедневно бывал у владыки живший неподалеку схиархимандрит Виталий (Сидоренко), в Глинской пустыни подвизавшийся в период ее открытия в 1950–1960-е годы. Скоромная ложка Принеси Богу юность твою, вземши иго Его. Плач. 3: 27 Схиархимандрит Виталий (в миру Виталий Николаевич Сидоренко) родился в 1928 году в селе Екатериновка Краснодарского края. Мать его, Александра, была совершенно неверующая. Жила она на Кубани и работала в колхозе на плантациях сахарной свеклы и табака. Зачастую приходилось ей брать с собой и Виталика. И вот заметили, что в среду и пятницу маленький Виталик ничего не кушает, если ему предлагали мясную и молочную пищу О Божественном предызбрании Виталия еще в младенчестве свидетельствует следующий случай, произошедший в его самом раннем детстве. Обедали колхозники прямо в поле – в бригаде была своя кухня. И вот заметили, что в среду и пятницу маленький Виталик ничего не кушает, если ему предлагали мясную и молочную пищу. Один дедушка, понаблюдав, сказал: «Смотрите-ка, ребенок ведь не кушает скоромного только в среду и пятницу – это что-то значит, это что-то особенное!» Тогда решили сварить ему простой супчик. Сварили, зовут: – Виталик! Виталик! Иди, мы тебе приготовили хорошую юшку! Иди покушай! Он подошел, посмотрел, взял кусок хлеба и пошел… – Виталик, почему ты не стал кушать? Это мы для тебя сварили супчик! – Я не буду его есть, потому что вы помешали его скоромной ложкой! Повариха удивилась: – И в самом деле! Я мешала молочную кашу, а потом этой же ложкой помешала суп… Побои за Евангелие Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. (Ин. 15: 20) “Приведу его домой, изобью, заберу Евангелие, спрячу. А на следующий день он его найдет и опять за свое”

http://pravoslavie.ru/88286.html

Я подхожу к очень серьезному моменту, и для меня важно, чтобы вы меня поняли правильно: я говорю только самое общее, раскрываю лишь теоретические вопросы, а в конкретных случаях нужно все решать со своим наставником. Какие внешние признаки прелести можно еще назвать? Иногда человек может даже мнить о себе, что имеет непрестанную молитву. Недавно я прочитал интересные воспоминания архимандрита Рафаила о Глинском старце схиархимандрите Серафиме (Романцове). В книге о подвижниках 50-60 годов XX века " В горах Кавказа " монаха Меркурия рассказывается об одной очень молодой схимонахине, имевшей тайный постриг, у которой якобы была непрестанная молитва. И вот оказывается, эта схимонахиня как-то раз приходила к схиархимандриту Серафиму, многоопытному старцу, которому я не могу не доверять. Старец дал ей какие-то наставления, ни одно из них она не приняла, и он понял, что она в прелести и никакой непрестанной молитвы ни одного дня не имела. Тот, кто ее постриг, тоже был в прелести. Отец Серафим еще говорил, что бывает такое состояние (на сей раз он имел в виду другого монаха), что какому-нибудь молитвеннику кажется, будто у него непрестанная молитва, а на самом деле это всего лишь состояние, близкое к прелести, потому что он привык к непрестанному повторению молитвы так, как другой привыкает к сквернословию, то есть она не является у него благодатным даром, а всего лишь - привычкой. Неопытный человек, который не знает, что такое на самом деле непрестанная молитва, не имеет даже правильного теоретического представления о ней, начинает мнить, что он ее имеет, и рассказывать другим. Если такой неопытный христианин встречается с опытным духовным человеком и начинает ему рассказывать о своем духовном состоянии (это поучение относится в особенности к старицам), то последнему надо его подробно расспросить, потому что какая-то, на первый взгляд несущественная, мелочь может показать, что на самом деле человек просто не понимает того, о чем рассказывает, и о своих переживаниях лишь " фантазирует " . Кто-то от невежества говорит о себе неизвестно что и считает свое состояние духовным, а другой, наоборот, начитавшись святых отцов и не представляя, что они на самом деле имели в виду, по причине сильно развитого воображения отождествляет прочитанное со своим состоянием. Он рассказывает словами святых отцов то, что прочел и понял в книге, а не собственные переживания. Получается, что такой и прельщается сам и вводит в заблуждение других людей, даже духовно опытных. Поэтому при общении с теми, кто рассказывает о каких-то своих духовных переживаниях, нужно иметь особенное внимание и тщательно расспрашивать даже о мелочах. Один не умеет описать - и правильное духовное состояние объясняет неправильно, а другой, наоборот, прелестное или просто воображаемое переживание, благодаря выученной и усвоенной им терминологии, изображает как нечто значимое. Нужно быть чрезвычайно осторожным, чтобы не запутаться в таких тонких и одновременно жизненно важных предметах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

289 Скорби и искушения показывают человеку, каков он есть, к чему имеет склонность, к добру или ко злу, чем руководствуется в жизни – плотским началом или духовным. Например, пишет отец Иоанн, «случившееся несчастье показывает, что человек не свободен от малодушия и ропота и в создавшемся положении надежду возлагает более на людей и другие средства, чем на Бога... Так человек постепенно познает свою немощь... Следовательно, искушения, скорби и напасти попускаются для духовной пользы человеку, чтобы глубже взрыхлить почву его сердца, уничтожить следы греховного услаждения, исторгнуть глубоко проникшие корни греха, расположить к покаянию и доброй, богоугодной жизни». 290 В своих письмах старец называет скорби «незаменимым бальзамом, который Всеблагий Господь посылает нам», «наилучшими духовными врачами», «оздоровительными лекарствами для нашей души». 291 Он поясняет: «Как врач дает горькие лекарства или отрезает некоторые члены тела, чтобы сохранить в здравии весь организм, так и Господь, Премудрый Врач душ наших, попускает скорбные для нас обстоятельства, чтобы сохранить душу для вечной жизни». 292 Поэтому скорби есть действенное средство к очищению сердца христианина. «Они оживотворяют душу, сподобляют ее еще здесь, на земле, предвкушать начало вечного блаженства». 293 Схиархимандрит Серафим (Романцов) подчеркивает: «Самые страшные бури послужат верному рабу Христову в великую пользу. Пусть эти бури послужат для тебя предуготовительным, опытным учением к перенесению более страшных и опасных будущих бурь. А эти бури последуют непременно, потому что так установил Премудрый Промысел Божий, чтоб многими скорбями входить нам в Царствие Небесное, которое мы потеряли, да и сейчас теряем, снимая с себя иго Христово – скорби, ища преждевременного утешения и наслаждения». 294 Отец Иоанн (Маслов) показывает также, что скорби вразумляют нас. В одном из писем он пишет: «Бог, как милосердный отец, видя в нашем сердце духовное неустроение и суетное попечение больше о земном, нежели небесном, посылает для нас вразумление – скорби и болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Старец всегда восхвалял чистоту души и тела. Достигшим победы над пороком плоти – целомудренным он считал не того, кто не впадал во грех только телом, но того, кто и в своих мыслях, намерениях, желаниях был чист. Об иеродиаконе Серапионе (†1859) сказано, что он просил побеждаемых страстями приносить покаяние, приносить с детской искренностью и быть уверенным, что нет греха, который превзошел бы милосердие Божие. «В пример приводил он Евангельскую притчу о пропавшей овце и оканчивал свое утешение скорбящим о грехах словами Спасителя: радость бывает на небе о едином кающемся грешнике более, нежели о девяноста девяти праведниках, не требующих покаяния» (178). Последние рассуждения показывают, что старец призывал не унывать и, тем более, не отчаиваться . «Радуйтесь о Господе, а не унывайте, – говорил схиархимандрит Серафим (Романцов) изнемогающим в скорбях. – Вы сами знаете, что в унынии нет спасения, уныние помрачает душу и расслабляет чувства. Зачем унывать? Прочь уныние. Да возрадуется душа моя о Господе и уповает на Него» (680). Согласно наставлениям старца искать спасения следует не в размышлениях на догматические темы, не «в использовании каких-либо внешних приемов созерцания, не в обрядности или необычных подвигах аскетизма», а в молитве, богомыслии – страхе Божием, труде, любви – мире со всеми... (700). Молитва , исходящая из глубины души, – это «пластырь, врачующий язвы греховные, и орудие, которым побеждаются враги плотские и бесплотные» (178). Страх Божий, или «всегдашнее держание себя в присутствии Божием» – это вернейшее охранение от невидимых врагов. «Веруйте твердо от души, – говорил иеродиакон Серапион (†1859), – что близ каждого есть Бог и на всё зрит постоянно» (178). «Молитесь, трудитесь, пойте, читайте, – взывает другой Глинский подвижник, – всё во славу Божию творите, утешайте себя и говорите всё, что душу назидает и к Царству Божию ведет... Мир имейте между собой и святыню во всём – и в мыслях, и в делах; без сего никто не узрит Господа» (680, 684). Старцы обращают внимание на то, что мир и спокойствие надо прежде всего хранить «в своём семейном кругу» (253).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010