Виктор Афанасьев Благословение Оптиной В ночь с 3 на 4 июля 1918 года в Екатеринбурге расстреляна была чекистами Августейшая Царская Семья – вся, во главе с Императором Николаем Александровичем. В следующую ночь (с 4-го на 5-е) возле Алапаевска, там же на Урале, совершено было второе злодеяние: избиты и брошены были живыми в старую шахту преподобному-ченицы Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, сестра убитой Императрицы, и ее помощница по московской Марфо-Мариинской общине крестовая сестра Варвара (Яковлева), а с ними Великий Князь Сергий Михайлович, князья Иоанн, Константин, Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Великого Князя Феодор Ремез. Это было в 1918 году... А почти за тридцать лет до того в Оптину Пустынь приехал Великий Князь Константин Константинович Романов, известный в русской литературе как замечательный поэт-лирик К. Р. (то есть Константин Романов; этими двумя буквами он подписывал свои сочинения). Он побывал на службах, беседовал со старцами Амвросием и Анатолием. После отъезда в Петербург имел с ними переписку, прислал в Скит прекрасную лампаду и просил, чтобы она постоянно горела перед образом св. Иоанна Предтечи. Он писал, что счастлив тем, что его „сподобил Господь побывать здесь, в этой святой обители, где как лампада перед иконой теплится православная вера, поддерживая в нас дух родного русского благочестия“. Вскоре родился у него сын Иоанн, – старец Амвросий прислал новорожденному на благословение икону Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, копию скитской. Благословение весьма многозначительное: князь Иоанн Константинович Романов через тридцать лет сподобится мученической кончины. А с ним и два его младших брата, Константин и Игорь, – все офицеры, воевавшие с немцами в 1914–1916 годах. Иоанн в 1918 году принял рукоположение в сан диакона, так как собирался стать священником. Летом 1901 года семья К. Р. поселилась в деревне Прыски близ Оптиной. Великий Князь хотел, чтобы дети поближе познакомились и с монастырской жизнью, и с крестьянами, и с настоящей (а не дворцово-парковой) природой. Дети, одетые в ситцевые рубашки, помогали крестьянам в поле, ходили в лес, плавали на лодках по реке Жиздре, а главное, посещали Шамординскую обитель и Оптину Пустынь. Старшие дети, Иоанн, Константин, Игорь вместе с отцом приезжали в монастырь верхом, а их младшие братья и сестра на тележке. Эта сестра, по имени Татьяна, впоследствии станет игуменией Гефсиманского монастыря на Елеонской горе близ Иерусалима – ее имя будет мать Мария. Там в 1920 году она примет святые мощи своей родной тетки Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, которые привезет из Сибири через Китай игумен Серафим (Кузнецов)...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Владимирские торжества в Мордовии начались c освящения храма в Атяшево 6 августа 2015 г. 13:47 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил в Мордовии торжества в честь 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, которые состоялись 4-5 августа 2015 года в Мордовской митрополии . В поселке Атяшево Ардатовской епархии 4 августа владыка Варсонофий совершил чин великого освящения новопостроенного собора святого апостола Андрея Первозванного и первую Божественную литургию в новосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили митрополиты Саранский и Мордовский Зиновий , Пензенский и Нижнеломовский Серафим , епископы Атяшевский и Ардатовский Вениамин , Краснослободский и Темниковский Климент , Алатырский и Порецкий Феодор , Мелекесский и Чердаклинский Диодор , Балашовский и Ртищевский Тарасий , Муромский и Вязниковский Нил , Бузулукский и Сорочинский Алексий , Альметьевский и Бугульминский Мефодий , Мариинский и Юргинский Иннокентий , Сердобский и Спасский Митрофан , Кузнецкий и Никольский Нестор , Канашский и Янтиковский Стефан , духовенство Мордовской митрополии. На богослужении присутствовали глава Республики Мордовии Владимир Волков, председатель Правительства Мордовии Владимир Сушков, депутаты государственного собрания республики, в том числе, председатель собрания Владимир Чибиркин и президент группы компаний «Талина» Виктор Бирюков — основной благотворитель строительства собора, член Совета Федерации Николай Петрушкин, другие официальные лица. После богослужения владыка Варсонофий обратился к молящимся: «Сегодня радуется и ликует Атяшево — никогда здесь не было такого торжества. Никогда не было такого храма на этой земле… Храм Божий — это жилище Бога, и люди должны ощущать, что Бог стал к ним ближе. Если люди любят друг друга, они не могут не общаться. И невозможно понять, как можно не ходить в храм для общения с Богом. Теперь, когда здесь построен такой величественный храм, который вскоре будет красиво расписан, атяшевцы должны снова научиться приходить в него, ведь храм для того и существует, чтобы люди встречались здесь с Богом. Все мы начинаем шествие к Богу с Таинства Крещения, когда нас впервые приносят в храм. Это то место, где мы должны научиться понимать, что такое Царствие Божие.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Елизавета Феодоровна Романова Преподобномученица Елизавета: тайна свидетельства о Христе до крови Ее осуждали, обличали в тайном протестантизме. Но у Великой княгини, которую злые языки звали «немкой» и «англичанкой» - у любимой внучки королевы Виктории, была русская душа. Санатория Елизаветы Феодоровны в Новороссийске Великая княгиня Елизавета Федоровна лично все продумала до мелочей. И все вещи в Санатории «до последнего гвоздя» были доставлены из Москвы, что в целом составило 450 пудов багажа – более 7 тонн. Разноликие царские дни Закончилась ночная Божественная Литургия в ночь с субботы на воскресенье в Свято-Троицком соборе этого небольшого старинного уральского города, и несколько сотен верующих - большинство из них - женщины, но немало мужчин и детей - выходят в предрассветную мглу, чтобы совершить 12-километровый крестный ход. Игумен Серафим (Кузнецов) «Верный в малом во многом верен будет» Помяните, помолитесь обо мне, я русский, не по своей воле погребенный за пределами родины, игумен Пермской Епархии, тот, кто выполнил христианский долг перед ближними Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. Акафист святой преподобномученице великой княгине Елисавете Кондак 1 Избранная от рода державнаго дщерь Российская, любовию изобильною и милосердием Богу и ближним добре послужившая, за веру во Христа Господа нашего душу свою положившая и венцем славы Христовы украшенная, восхваляем; подвиги и страдания твоя, с любовию воспевающе ти сице: Радуйся, святая преподобномученице Елисавето, красото Церкве Российския, невестою Христовою быти удостоенная. Икос 1 Ангельскою […] Святая преподобномученица Елизавета Федоровна и вопрос о пути русского монашества Е. В. Белякова, Н. А. Белякова В 1884 году Гессенская принцесса Элла вышла замуж за брата государя Александра III, великого князя Сергия Александровича. В Россию она пришла уже с высокими христианскими традициями семьи родителеи — дочери англиискои королевы Виктории Алисы и великого герцога гессенского Людвига. Еще ребенком она вместе со своими родными регулярно посещала больницы. […]

http://pravmir.ru/tag/elizaveta-feodorov...

Игумен Серафим (Кузнецов) «Верный в малом во многом верен будет» Помяните, помолитесь обо мне, я русский, не по своей воле погребенный за пределами родины, игумен Пермской Епархии, тот, кто выполнил христианский долг перед ближними Верую. Часть 6. Молитва на паперти Грин отказывался, отмахивался, а потом рассердился и говорит: — А почему вы, молодой человек, думаете, что я не верю? Я мог бы написать для вас статью «Почему я верю в Бога». Но ведь — не напечатаете. Господь нам дарует победу! В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны. Игорь Иванович Сикорский: отец авиации и храмостроитель Игорь Сикорский был очень скромным человеком. Предположим, стояли бы рядом 15 человек, так вот Игорь Иванович был бы самым незаметным. Как-то в разговоре, не зная его в лицо, американцы у него спросили, чем он занимается. И он скромно ответил: «Я работаю “у Сикорского”». Апология встряски: pro et contra Наша нынешняя беседа посвящена духовности современного военного человека. Эту актуальную тему обсуждают с разных ракурсов диакон московского храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни, ветеран Великой Отечественной войны отец Николай Петрович Попович, а также молодой офицер, окончивший высшее военное училище, и литератор. Оба собеседника о. Николая пожелали остаться неназванными. Церковь в годы войны: служение и борьба на оккупированных территориях Вопрос о реальных потерях, понесенных Русской Церковью в Великой Отечественной войне, равно как и вообще о религиозной жизни нашей страны в годы борьбы с фашизмом, по понятным причинам до недавнего времени не мог стать предметом серьезного анализа. Попытки поднять эту тему появились лишь в самые последние годы, но зачастую они оказываются далеки от научной объективности и беспристрастности. О последних днях земной жизни Святейшего Патриарха Пимена Надо сказать, что одиночество никогда не тяготило его. Монах с 17-ти лет, он привык оставаться один на один с Богом.

http://pravmir.ru/tag/xx-vek/page/15/

Игумения Нимфодора (Свирко) 3 ноября 2023 г. 16:00 Игумения Нимфодора (Свирко) 07.02.1946 – 29.07.2023 29 июля 2023 года после тяжелой болезни на 78-м году жизни отошла ко Господу настоятельница Покровского Шиханского женского монастыря села Новая Селя Никольского района Пензенской области Кузнецкой епархии игумения Нимфодора (Свирко). PDF-bepcuя. Мать Нимфодора, в миру Нина Ивановна Свирко (в девичестве Дом­нина), родилась 7 февраля 1946 года в Ульяновске и была крещена во младенчестве. В 1963 году окончила среднюю школу, в 1967-м — автомеханический техникум по специальности «мастер холодной сборки». В 1967–1970 годах трудилась на заводе «Искра», в 1974–1980 годах была инспектором в собесе, а в 1980–1991 годах — лаборантом на кафедре физики в Ульяновском военном училище связи. В 1965 году вышла замуж, на следующий год в семье родился сын Александр, в 1975 году овдовела. Девятнадцатого августа 1991 года Нина Свирко поступила в Наровчатский Троице-Сканов монастырь, открывшийся двумя годами ранее. Здесь будущая игумения несла послушания повара и кладовщицы. Двадцать четвертого марта 1993 года архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов) совершил ее постриг в монашество с наречением имени в честь святой мученицы Нимфодоры (память 10/23 сентября).     Матушка Нимфодора говорила, что хотя и была городской жительницей, но, в первый раз приехав в Троице-Сканов монастырь, захотела в нем остаться. Ее не испугали тяжелая физическая работа по восстановлению Троицкого храма обители и работа на полях. Она говорила: «Главное — не бояться. Залог хорошей монашеской жизни — послушание. Есть послушание — дело получится, а нет — все будет с неохотой и ропотом». Вскоре Пензенской епархии был возвращен комплекс Троицкого монастыря в Пензе. Восстанавливать его поручили настоятельнице Троице-­Скановой обители игумении Митрофании (Перетягиной). Среди сестер, которые вместе с настоятельницей отправились в Пензу, была и мать Нимфодора. Одиннадцатого июня 1993 года она была зачислена в сестричество Пензенского Троицкого монастыря.

http://e-vestnik.ru/obituaries/igumeniya...

Международная научно-практическая студенческая конференция " Русская Православная Церковь на рубеже веков " прошла в Минске Минск, 27 апреля 2007 г. В Минске прошла богословская конференция, сообщает сайт Религия и СМИ . На конференцию, организованную Институтом теологии имени святых Мефодия и Кирилла собрались преподаватели, студенты и выпускники богословских вузов разных городов Белоруссии, России и Украины. Для чтения докладов и участия в дискуссиях своих представителей прислали Киевская и Санкт-Петербургская духовные академии, Минская академия и семинария, Смоленская семинария, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Белорусский Государственный Университет и другие вузы Минска, Гомеля, Гродно, Витебска и Барановичей. С приветственным словом к собравшимся обратился первый проректор Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ, кандидат богословия, архим. Серафим (Белоножко). Он сказал, что устроители конференции рады живому интересу со стороны представителей духовных школ к богословским, историческим, социальным, политическим вопросам, связанным с историей и современностью Русской Православной Церкви. В докладах пленарного заседания выступавшие говорили о проблемах современного экуменического движения, в том числе о различных течениях внутри РПЦ, выражающих весь спектр отношений к этому движению. Также был затронут вопрос о секуляризации и о роли Православной Церкви в становлении белорусского государства. После окончания пленарного заседания работа конференции продолжалась по секциям. На исторической секции несколько выступлений были посвящены жизни белорусских епархий РПЦ с начала XX века до нынешнего дня (Кузнецов Д.А., Барановичевский ГУ и Хитрик А.Н., Гродненский ГУ). В то время происходил заметный рост православных братств, сестричеств, в том числе общин без храмов, который способствовал национальному и церковному возрождения, не последнюю роль в нём играл процесс перевода богослужебных текстов на национальный язык и их использование в богослужении.

http://pravoslavie.ru/21895.html

Митрополит Варсонофий: владыка Иоанн по духовному складу мне близок октября 2017 9 октября исполняется 90 лет со дня рождения приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) . В связи с этой годовщиной " Русская народная линия " осуществляет проект " Владыка Иоанн: каким он был... " В его рамках публикуются воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, знавших владыку. Воспоминаниями о владыке делится митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков) : С митрополитом Иоанном я познакомился в Пюхтицком монастыре, будучи студентом Московской духовной академии и насельником Троице-Сергиевой лавры. Я проводил в обители летние каникулы, когда прибыл владыка со своей многочисленной командой. Помню, мы вместе служили в Успенском соборе. Он произнес прекрасную проповедь сестрам на трапезе, учил монашеским добродетелям: смирению, послушанию и молитве. Все слушали его, как старца, затаив дыхание. Каждое слово владыки ложилось на сердца монашествующих. Затем мы поехали с владыкой Иоанном, матушками Варварой и Георгией на Финский залив. Гуляли, собирали камни на берегу. Вдруг нас остановили пограничники и приказали: всем лечь на землю! Оказывается, мы зашли не в ту зону. Владыка, конечно, не лег, а матушки-игумении стали недоумевать: почему мы должны ложиться на землю? Разве мы что-то нарушали? " Нарушили, - последовал ответ, - вы очень долго пребываете в приграничной зоне. Кто вы? " Стали разбираться... Вот такой у нас произошел казус. По окончании академии я прибыл в Пензу. У меня стало больше контактов с владыкой. Мы ездили к нему в Димитровград. Я в первый раз увидел, как освящают новый, возведенный уже в перестроечное время храм. Затем владыка Иоанн с большой делегацией приезжал к нам в Пензу на празднование 1000-летия Крещения Руси. Во время его приездов владыка Серафим поручал мне за ним ухаживать и опекать его. Я сопровождал его до границы Кузнецкого района, где он был у меня в гостях. Неоднократно бывал и у него в Самаре, вместе ходили на рыбалку. Заставал его за работой в мастерской - он столярничал и делал какие-то произведения искусства, мастерил шкафы. Много раз мы вместе с ним служили.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Москва, 17 мая, Благовест-инфо. VI Библейские чтения, которые ежегодно проводит Библейский колледж «Наследие», открылись 15 мая в Культурном центре «Покровские ворота». В 2010-м исполняется 20 лет со дня кончины протоиерея Александра Меня; участники Чтений помянули не только его, но и скончавшегося в этом году друга колледжа «Наследие», известного переводчика Библии, доктора богословия  Михаила Кулакова. Присутствующих благословил многократный участник Чтений – епископ Серафим (Сигрист), Православная Церковь в Америке. Как отметил, открывая Чтения, руководитель колледжа Илья Гриц, одна из главных задач конференции – формировать среду для плодотворного общения всех ученых, связанных с Библией. «Сегодня в России много выдающихся специалистов в области библейской науки, но каждый работает сам по себе. Мы хотели бы создать такую среду, где происходило бы общение для Библии, вокруг Библии и во имя Библии», -- сказал ректор колледжа. Чтения-2010 посвящены широкой теме «Библия в XXI веке». Доклады, прозвучавшие на первом заседании, с разных сторон осветили проблему современных переводов библейских книг на русский язык. Как отметил известный библеист Андрей Десницкий -- консультант Института перевода Библии (ИПБ), научный сотрудник Института востоковедения РАН, преподаватель Общецерковной аспирантуры и докторантуры, в мире насчитывается около 7 тыс. языков; только 438 из них имеют полный перевод Библии. По мнению ученого, в XXI веке следует ожидать увеличения числа библейских переводов. В связи с этим наиболее актуальным становится вопрос о критериях перевода. Докладчик предложил отказаться от неконструктивных оценок типа «хорошо - плохо», «наше - не наше» и рассматривать новые переводы в системе, задаваемой координатами «конфессиональность» и «профессионализм». Он подчеркнул, что эти параметры не обязательно должны быть в оппозиции, однако чаще происходит именно так. Например, во Франции «конфессионально нейтрального» перевода не существует: протестантский и католический текст – это как «две разных Библии». Синодальный перевод, будучи православным по происхождению, в современной России воспринимается всеми конфессиями, однако его «профессионализм» сейчас уже недостаточен. В заданной системе координат А. Десницкий проанализировал библейские переводы епископа Кассиана (Безобразова), Заокской духовной академии, Валентины Кузнецовой, Российского библейского общества (РБО). Попутно он выразил сожаление, что перевод, над которым сейчас работают российские католики, пока совершенно недоступен коллегам из других конфессий, неизвестно даже, кто именно занимается данной работой. В заключение выступавший подчеркнул, что не стоит стремиться к «единственно правильному» конфессиональному тексту Библии, можно иметь много разных изданий даже одного и того же перевода, но важно договориться об общепринятых критериях библейских переводов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Николаевские чтения прошли в Санкт-Петербурге мая 2018 В рамках Николаевских чтений в петербургском музейно-выставочном комплексе " Россия - моя история " 18-19 мая начал работу Всероссийский царский форум, посвященный 150-летию со дня рождения последнего русского императора. Его название - " Хозяин земли русской: проекты и реформы царя Николая II и их значение для современной России " . В режиме онлайн-конференции говорилось о достижениях царской эпохи, прежде всего о проектах и отраслях, на которых по сей день базируется мощь государства. Это авиация, подводный и авианосный флоты, автомобилестроение и энергетика, аэродинамика и исследования в сфере атомной энергетики. В правление государя преобразования затронули медицину, образование, искусство. Доклады подготовили преподаватели, ученые, аспиранты, студенты и школьники. Автор проекта, доцент Института управления академии народного хозяйства и госслужбы Ирина Трушина подчеркнула, что цель форума - отойти от идеологических спекуляций в отношении святого государя. Пришло время пристально изучить осуществленные им проекты и реформы, факты и цифры достижений его правления, которые лучше слов говорят о том, что это был великий правитель и реформатор. Контр-адмирал Михаил Кузнецов, капитаны I ранга Александр Борисов и Юрий Коновалов, студенты в докладах и комментариях убедительно показали, что император был создателем подводного флота России, который стал самым большим, технологичным и успешным в мире. В докладе доцента Псковского госуниверситета Виктора Немеровского были освящены миротворческие проекты государя: Гаагская конференция, отношения с Сиамом и Тибетом, роль в деле всеобщего разоружения и сохранения мира. Реформаторская деятельность проявилась и в отношении государя к Церкви. Император был поистине религиозным человеком. Посвященный этому доклад " Царь Николай II и Церковь " представил настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин . Он, в частности, отметил, что при императоре число монастырских территорий удвоилось, в год открывалось до 25 обителей. Такого темпа развития монастырей не было ни при одном правителе России. За 20 лет царствования Николая II было канонизировано святых больше, чем при любом из Романовых. В числе прославленных - преподобный Серафим Саровский и Патриарх Ермоген, канонизация которого состоялась в год празднования 300-летия Дома Романовых.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Пермь. Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1863. Ссылки:     Адрес: 618034, г.Пермь, Бахаревка, ул Пристанционная, 38 Координаты: 57.945307, 56.235866 Проезд:до конечной остановки трамвая который был пущен еще в 1957 году. Потом через железнодорожный переход, построенный полвека назад, на улицу Пристанционную и далее по проселочной дороге. Минут через 10-15 повернуть налево - и вы уже на территории монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты г. Пермь, Пристанционная ул., 38 Свердловский район, м-р Крохалева В 1863 году купеческая вдова Наталья Козьмовна Бахарева (Каменская) в память о своем муже «пожелала на месте своей родины, в деревне Бахаревой, устроить женскую обитель и вызвала из Серафимо-Дивеевского монастыря послушницу, проживавшую там около 25 лет». Феодосия Норина организовала и возглавила общину. 30 ноября 1875 года в деревне Бахаревой был освящен храм Покрова, построенный на средства братьев В. Н и А. Н. Бахаревых, собственников большого транспортного предприятия по перевозке грузов. В построении храма также принимала участие Н. К. Бахарева, сестра пароходчиков - братьев Каменских. К концу 1880 года эта женская обитель имела богадельню и 47 десятин земли. Е. Д. Харитонова, автор исследования о монастыре, пишет, что, помимо земледелия и рукоделия, сестры занимались производством кирпича. В 1889 году здесь открыта была церковно-приходская школа. В начале 1900-х годов иеромонах Серафим (Кузнецов) определил: вместо богадельни учредить женский общежительный монастырь и назвать его в честь рождения наследника престола царевича Алексея Николаевича. Было принято решение выстроить для общины, на отведенной ей в стороне от деревни Бахаревой земле, новую церковь, пока деревянную. Что касается Покровской церкви, выстроенной трудами сестер бывшей общины, то она осталось пока в пользовании крестьян Бахаревского прихода. В 1906 году богадельня была преобразована в женскую общину. «Строительницей» общины стала купеческая вдова монахиня Анастасия (Кузнецова). А уже в июне 1907 года на месте будущей монастырской церкви был отслужен молебен, а в Покров состоялась закладка храма. Однако сама постройка монастырского храма началась только зимой 1909 года и к весне уже была закончена. Все расходы на строительство храма во имя иконы Казанской Божьей Матери, оформление интерьера, приобретение колоколов, утвари, облачений были сделаны за счет попечителей обители П. С. Жернова и его жены. Освящение храма состоялось 23 июня 1909 года. К этому периоду в монастыре насчитывалось 109 сестер.

http://sobory.ru/article/?object=16184

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010