Напротив, блуд, супружеские измены и различные извращения разрушают отношения с Богом и другими людьми. «Священное Писание повелевает тела наши хранить в чистоте, потому что они суть члены Христовы и храмы Святаго Духа» . И «поскольку каждый христианин – член тела Христова, то творящий блуд с блудницами оскверняет самого себя. А что каждый из верующих – член тела Христова, это утверждает Апостол: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать членами блудницы? Да не будет! ( 1Кор. 6:15 )» . Подобно тому, как осквернение церковного здания будет святотатством, вступление в незаконную связь является оскорблением живущего в наших телах Святого Духа. Воля Божия о Его детях, согласно учению апостола Павла, « есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости » ( 1Фес. 4:3-7 ). Итак, первая и главная причина неприемлемости внебрачных отношений – это ясная заповедь Господа и несовместимость Его храма, каковым является наше тело, с духовно-нравственной нечистотой. Кроме того, «блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия» . Распространенные сегодня незарегистрированные «сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви» . Как отмечается в «Пастырских наставлениях о святом браке» (приложение к окружному посланию «О браке» Священного Синода Православной Церкви в Америке), «Бог создал мужчину и женщину не для того, чтобы они использовали друг друга, а для того, чтобы любить и жить друг для друга свободно и полностью в общности брака, отражая божественный образ и подобие во взаимодополняемости, проявляющейся в их союзе. Как бы ни было велико его значение и как бы это ни занимало центральное место в оценке глубины грехопадения человека и последующего искажения образа Божьего в нем, секс по-прежнему остается лишь одним из аспектов человеческой жизни» .

http://azbyka.ru/semya/tema-seksualnyh-o...

Наталья 2 июля 2020, 21:38 иПавел, речь о том, что каждая из этих тем серьёзная и глубокая, требует отдельной статьи. А получился как бы блиц понемногу о каждой в одной статье. То же узнавание в себе профессионального таланта, выбор будущей профессии - об этом можно говорить и говорить. Но кому-то и такая статья будет в помощь, конечно. И, кстати (это уже не вам): действительно, путей спасения не только два: монашество и брак. На земле живут и миллионы одиноких и вполне себе хороших людей, есть среди них и верующие. Им заказан путь ко спасению? Конечно, нет. И слава Богу. Сергей_Соколов 2 июля 2020, 19:36 Статья актуальная. По ряду вопросов помолился - может проблемы исчезнут. Аминь. иПавел 2 июля 2020, 18:56 Наталья,этот " комок разных тем " объединяется темой - подвиг взросления, см заголовок. Если подросток с этим " комком " не разберется, он не повзрослеет, не создаст крепкую православную семью. Наталия 2 июля 2020, 18:48 И еще, на мой взгляд, не совсем верно ставить выбор между семьей и монашеством. Противоположностью семейной жизни является жизнь безбрачная. А противоположностью монашеской - жизнь мирская. Монахи уходят из мира, в своем же монастыре называют себя семьей. 1143 2 июля 2020, 18:23 Иулиания, полагаю, что слова отца Иоанна Крестьянкина о браке и монашестве следует понимать на основе послания апостола Павла к Коринфянам " незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения (35, 36) " . Наталья 2 июля 2020, 18:05 Что-то в один комок собраны разные темы: и отношение к работе и хобби, и отношение к интимной жизни и браку, и подготовка к браку, и воспитание детей. И покаяние затронуто. И то одна, то другая цитата на разные темы.Такие важные, глубокие вопросы и по верхушкам в одной статье - не самый удачный вариант подачи материала читателю, имхо. Возможно, это как предисловие к дальнейшей публикации по каждой теме отдельно?

http://pravoslavie.ru/132260.html

Ненависть обращается на тех, кто чем-то отличается от нас; но ее порождают не различия сами по себе – ее порождает греховная человеческая природа. Религиозные различия иногда используются как повод для вражды, но они никогда не являются действительной причиной вражды. Мы не устраним вражду, устранив различия. 2 . Относительно исключительности. Христиане настаивают не на своей исключительности, но на исключительности Иисуса Христа. Мы это делаем только потому, что Сам Иисус на ней настаивал: Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:6 ). Именно Он, Иисус, придет судить все народы в последний день: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую ( Мф. 25:31–33 ). Наше вечное спасение или вечная гибель определяются тем, как мы отнесемся к Нему, Иисусу Христу: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную ( Ин. 6:47 ). Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших ( Ин. 8:24 ). Иисус Христос ставит нас перед выбором – поверить Ему или не поверить. А верить Ему – значит верить и Его словам о том, что Он – единственный Спаситель. Могут ли нехристианские религии (такие, например, как буддизм или индуизм) привести человека к спасению? Тут надо разобраться, что, собственно, мы называем спасением. Спасение в разных религиозных традициях понимается по-разному, так что христианин, например, в ужасе убежит от того спасения, которое предлагает буддизм. Это первое, что надо отметить, – буддистское или индуистское спасение нельзя назвать спасением в христианском смысле. В христианстве спасение мыслится в рамках личных взаимоотношений с личностным Богом; люди были созданы для этих отношений, созданы быть любимыми детьми в Божьей семье, но утратили эти отношения через грех . Все, от чего люди ищут спасения, все зло мира – от семейных ссор до Освенцима и Хиросимы – имеет одну причину: через свои грехи люди утратили отношения с Богом. Спасение это, прежде всего, восстановление личных отношений, как говорит Библия, «примирение с Богом». Это примирение предполагает два аспекта – Бог обратился к людям с предложением вернуться, сделал то, что было для этого необходимо, люди отозвались и пришли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Но важнее внешности сокровенный сердца человек. Богу кажется особенно важным нетленная красота кроткого и молчаливого духа. Чтобы уметь выразить нежность, необходимо быть довольно сильным человеком. Женщина должна обладать громадным воздержанием, чтобы иметь молчаливый дух. «Крепость и красота богобоязненной жены – одежда ее, и весело смотрит она на будущее» ( Притч. 31, 25 ). Какой вид добра заложен в основу отношения жены к мужу? Этот вид добра именуется повиновением. Апостол говорит: «Так некогда и святые жены, уповающие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» ( 1Пет. 3, 6 ). Обязанность жен – быть отзывчивыми к нуждам своих мужей, повиноваться им. Когда у мужа возникает нужда, со стороны жены должен быть положительный, доброжелательный отклик на нее. Некоторые могут подумать: «Стань я такой отзывчивой, какой была Сарра в отношениях с Авраамом, мой муж обязательно будет злоупотреблять этим». Но и здесь ответ один: необходимо делать добро и не смущаться ни от какого страха. Это обетование Божие для жен. В чем усматривается благоразумие мужа по отношению к своей жене? Апостол Петр учит: «И вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощным сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ( 1Пет. 3, 7 ). Обращаться благоразумно с женами значит жить с ними благоразумно, быть в настоящей дружбе, в тесных дружеских отношениях в семье. Многие мужья размышляют так: «Я целый день работаю на производстве, зарабатываю деньги, и это моя обязанность. Моя жена должна взять на себя обязанности по дому и заниматься домашней работой». Нет, в христианской семье обязанности по дому должны выполняться обоими супругами. Муж должен постоянно принимать участие в домашней работе, проявляя большую, заботливую дружбу к своей жене. Таким образом, мужьям нужно помнить, что при строительстве прочной семьи им необходимо постоянно жить со своей женой. Семейный дом – не гостиница, где вы можете переночевать. Кроме того, мужьям необходимо обращаться со своими женами благоразумно. Чтобы быть хорошим мужем, необходимо благоразумие. Наиболее ценное благо – знать свою жену, знать ее по-настоящему. Хороший муж знает о своей жене то, что другие не должны знать. Он знает ее заботы и страхи, ее разочарования и надежды, ее секреты и мечты. Обладание такой информацией и является знанием своей жены. Для того чтобы знать свою жену, необходим чуткий дух, желание принять участие, слушать, заботиться. Ваша жена желает быть понятой. Что значит знать свою жену и почитать ее?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Но что делать, если женщина оставлена мужем, если она несправедливо обижена, если не сложилось с рождением детей? Об этом пишет пророк Исайя: «Возвеселись, неплодная, нераждающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь… Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании; ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой… как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великой милостью восприму тебя… вечною милостью помилую тебя» ( Ис. 54:1,4-8 ). Вот таков духовный подвиг женщины, у которой не сложилась семейная жизнь, — потерпеть, смириться, за все Бога благодарить, и тогда обязательно придет утешение. В какой форме это будет? Одному Богу известно. К сожалению, Светлане в свои сорок с небольшим лет так и не удалось испытать, что же такое настоящее семейное счастье. Первый брак оказался неудачным: муж пил, и пил беспробудно, периодически избивал Светлану и маленькую дочь — с каждым днем жить вместе становилось все опаснее и опаснее. Светлана, будучи православным человеком, думала: «Буду терпеть до конца». Но вышло иначе; неоднократно духовный наставник и другие священники говорили: «Разводись, жить вам вместе нельзя, погибнешь». Светлана решилась на развод. Жить стало легче: подрастала дочь, работа была интересная и нужная людям — врач… Но так хотелось встретить свою настоящую любовь. Казалось бы, это произошло. Любовь возникла, что называется с первого взгляда: Светлану и Петра сразу потянуло друг к другу. Настрадавшись одна, Светлана, переступив через свой внутренний голос, дала согласие Петру жить вместе как жена и муж. «Мы обязательно поженимся, — уверял ее Петр. — Вот только решим несколько проблем…» Решение проблем затягивалось: год, два, три, и Светлана поняла, что жить так больше не может — несмотря на сильные чувства к Петру, жизнь в грехе оказалась невыносимой. «Я так больше не могу,- решила Светлана, — поговорю с Петей, нужно окончательно определяться». Так и сделала, внутренне надеясь на то, что Петр поймет ее и с радостью согласится обвенчаться и официально оформить отношения. К сожалению, этого не произошло. Петр непонимающе воскликнул: «Мы живем вместе, я все делаю для тебя и семьи, чего же тебе еще не хватает?» Светлана поняла, что дальнейший разговор бесполезен. Нужно принимать окончательное решение: жить вместе, но в грехе или же расторгать отношения.

http://azbyka.ru/semya/garmonija-v-seme-...

Нравственные основы этого подчинения выясняются для нас как из некоторых других мест, говорящих о семейном главенстве мужа ( 1Кор. 11:3, 8–9 ; Кол. 3:18 ; 1Тим. 2:12–14 ), так и из ближайшего контекста рассматриваемого назидания ( Еф. 5:23–24 ). Уже библейское повествование о происхождении первозданной четы, по истолкованию богомудрого наставника, научает жен не искать себе первенства и преобладания в семье, а быть верными и преданными помощницами своих супругов: «ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» 40 . Не должны они забывать и о том, что попытка изменить этот порядок отношений на первых же порах принесла свой горький плод в факте грехопадения ( 1Тим. 2:14 ) с его неизмеримо тягостными последствиями для самих прародителей и всего их потомства. К этим историческим напоминаниям, преподающим, конечно, лишь нравственный урок, а не обосновывающим юридическую обязанность 41 , присоединяется еще новый мотив «повиновения» жены мужу, поясняемый двойной аналогией отношений тела – церкви к главе – Христу ( Еф. 5:23–24 ). Как Он, возглавляя Свою церковь , есть вместе с тем «спаситель» этого «тела» 42 , о котором не перестает попечительно заботиться 43 , так – естественно подразумевается здесь и прямо раскрывается в дальнейших стихах – окружает и любящий муж свою жену предусмотрительными попечениям о ее нуждах и удобствах, отстраняя, по мере возможности, все способное причинить тревогу или неприятность. Естественным ответом на это со стороны жены должна быть готовность ее всецело довериться руководительству мужа. Поэтому-то «как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» 44 . Очевидно, это «повиновение» есть лишь одно из проявлений любви, как и та «боязнь», о которой говорится в конце 33 ст.: «жена да боится мужа» 45 . Обращаясь затем к мужьям, апостол уже совершенно определенно внушает им любить (γαπν) своих жен ( Еф. 5:25 ), поясняя это наставление посредством той же двойной аналогии, какая проведена раньше. В обыденном порядке жизни любовь мужа к жене должна найти себе выражение в повседневных заботах о ее благополучном существовании, – «в благоразумном, дружеском и снисходительном руководительстве ею и в том, что он должен на себя принять все тягости и труды, какие необходимы для обеспечения благосостояния жены и детей и для благоустройства всего дома» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Нужно сказать, что представление о Боге Отце меняется от Ветхого Завета к Новому. Ветхий Завет говорит прежде всего об отношениях Бога и народа Божия. Скажем, у пророка Исаии есть такие слова: «Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: Искупитель наш» ( Ис.63:16 ). Это удивительные слова, здесь такое доверие звучит, очень прочная связь между человеком и Богом, но в то же время здесь есть и дистанция, конечно же. Слово «Отец» у ветхозаветного человека ассоциировалось по преимуществу с понятием о суровом Господине и Покровителе всего народа. В другой книге пророческой говорит Господь: «Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?» ( Мал.1:6 ) Действительно, это ощущение определенной и твердой дистанции было очень актуально для ветхозаветного сознания. Только во Христе становится возможным полное откровение Бога Отца, когда Господь говорит: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 ). Так вот, только Господь наш Иисус Христос может открыть нам, что же такое божественное Отцовство, может установить действительные отношения между нами и нашим Отцом Небесным. Как Он это делает? Давайте просто посмотрим некоторые евангельские тексты, где Иисус говорит о Своем Отце. Во-первых, в молитвах Он обращается к Богу Авва. Это удивительное слово, потому что по-арамейски дети обращались так к своим отцам, и если это слово переводить, то скорее нужно говорить не Отец, а Папа – очень нежное слово, доверительное, семейное. Впервые в Евангелиях мы встречаем это слово там, где рассказывается о пребывании отрока Иисуса в иерусалимском храме. Он говорит: «Разве вы не знали, что Мне надлежит быть в доме Отца Моего?» Так вот на самом деле там стоит это самое слово Авва – в доме Моего Папы, говорит двенадцатилетний Иисус. Бог в Евангелии предстает как любящий Отец, Который ждет ответной любви. Здесь акцент делается уже не на соблюдении дистанции, не на иерархии, а напротив, на прочности связей, на глубине союза между любящим Богом и Его творением. Это не изменение отношения Бога к людям, Господь всегда Один и Тот же. Речь идет просто о том, что это новая ступень откровения. То, что было невозможно увидеть ветхозаветному человеку, открывается в Иисусе Христе, открывается нашему опыту благодаря тому, что у нас есть общение с Господом Иисусом. Господь в Нагорной проповеди говорит о законе любви:

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

Он спросил: «Учитель благий, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную». То есть вопрос, в общем-то, чисто религиозный. И Господь «приземляет» этого человека, чтобы показать ему, что путь к вечной жизни лежит через те обстоятельства, которые Бог создал для нас в этой временной жизни. Господь говорит ему: «Соблюди заповеди». И когда на вопрос юноши – «какие?» Иисус отвечает, Он говорит об отношениях между человеком и человеком: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 19, 18–19 ). То есть Заповеди Божии , они совершенно необходимы для нас тогда, когда мы выстраиваем отношения с людьми. Если мы говорим о привязанности (я, кстати, не боюсь этого слова «привязанность»), у нас в христианстве совсем другой смысл этого слова, но я привязан к своему служению, я привязан к своим обязательствам перед людьми, которые меня окружают. Здесь вопрос заключается в том, кто тебя привязал? Если лукавый привязывает мужчину к женской юбке, и человек занимается незаконным сексом – это дурная привязанность. А если человек связан узами брака, нормальной христианской жизни, семейная жизнь – это те отношения, те узы, которыми надо дорожить. Радиослушатель : Простите, а не входит ли тогда то, о чем Вы говорите, в противоречие с главной заповедью: «Не сотвори себе кумира… Возлюби Господа Бога твоего…»? о. Олег : Нет, я уверен, что никакого противоречия нет. Как я уже сказал, в христианстве служение Богу, поклонение Богу раскрывается через то, как мы относимся друг ко другу. Ведь я и господин Вайдьянатх, мы сегодня вспоминали один и тот же библейский текст. Человек создан по образу и подобию Творца, и служа человеку, вы служите Господу. Вайдьянатх дас : А как насчет того текста, когда Мать пришла к Иисусу, и что сказал на это Иисус? «Кто Мать моя… где Мать Моя…» о. Олег : Он сказал: «кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12, 48–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Особенно служение и очевидно, и необходимо в семейных отношениях. Семейная жизнь. Супружеские отношения Центр семейной жизни – это, безусловно, супружеские отношения. Супружеские отношения, собственно, создают семью. В результате супружеских отношений появляются дети, которые создают и все прочие типы отношений, среди которых главными остаются взаимоотношения родителей и детей. Супружеская жизнь открылась еще в раю по замыслу и промышлению Божественному. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственно ему. И навел Господь на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою; ибо взята из мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна» ( Быт. 2,18,21–24 ). В этом рассказе замечательно многое, но, прежде всего, то, что это библейское указание – “оставит человек отца своего и мать свою», – никак не могло иметь отношения к первым людям, потому что по самому библейскому рассказу о сотворении человека, у них, естественно, не могло быть природных отца и матери; следовательно, нравственные смыслы этого указания направлены не на эту ситуацию, а в будущее, то есть навсегда. Еще прежде, в первой главе, в более сокращенном рассказе о сотворении человека, говорится: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1,27–28 ). То есть та реализация одной из главных функций супружеской жизни, которая выражается словами: «плодитесь и размножайтесь» была дана им до грехопадения и, следовательно, могла реализоваться без малейшего греховного налета. После грехопадения праотцев искаженность пронизала все функции человеческой природы, и потому особо чувствительные люди ощущают некоторый налет греха даже в супружеских отношениях, принципиально освященных церковью: «Брак честен и ложе нескверно». Но в любом случае библейское осознание высоты взаимоотношений мужа и жены («да будут два в плоть едину») свидетельствует, что именно здесь могла и действительно реализовалась Божественная заданность любви более чем в каких-либо иных человеческих отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

От этого историческая ценность и историческая объективность наших исследований в области первоначального христианства нисколько не уменьшится, т. к. сама Церковь есть исторический факт. II. ИУДЕЙСКАЯ И ХРИСТИАНСКАЯ «ХАБУРА». В исполнение обетования, данного Двенадцати ( Мт. 16,18 ), Церковь была основана Христом через установление Евхаристии на Тайной вечери 323 . Тайная вечеря не была единственной трапезой Христа с учениками, но была Его последней трапезой во время Его земной жизни 324 . «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху, прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божьем» ( Лк. 22,15–16 ). Во время своей земной жизни Христос имел многочисленные трапезы со своими учениками и принимал участие в трапезах, на которые Его приглашали. " Пришел Сын человеческий, ест и пьет; и говорят, вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» ( Мт. 11,19 ). Мы знаем, какую большую роль в жизни иудеев играли субботние и праздничные трапезы. Ни один благочестивый иудей, какое бы он положение ни занимал и как бы он ни был беден, не мог нарушить общего закона о трапезах. Эти трапезы объединяли всю семью, и все ее члены были ее участниками. Мы ничего не знаем о семейных трапезах Христа во время Его земного служения. В эти годы жизни Христа Его постоянно сопровождали Его Двенадцать, установление которых было одним из первых актов Его служения 325 . От начала до Гефсиманской ночи они были с Ним и жили общей с Ним жизнью. Ради Него они все оставили и последовали за Ним 326 . «И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все (panta), и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и ради евангелия...» ( Мк. 10,28–29 ). Эти слова Христа имеют отношение к Церкви, но в то же время они определяют отношение Двенадцати ко Христу. Христос подтверждает слова Петра, который от имени Двенадцати свидетельствует, что они оставили все ради Христа и последовали за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010