«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Учение о семейной жизни «Учение о семейной жизни» святителя Филарета Московского (Дроздова) — компиляция из разных его творений на тему семьи. Составители разбили мысли свт. Филарета Московского о семье на три раздела: брак и девство, обязанности родителей к детям и обязанности детей к родителям. «Учение о семейной жизни» Филарета Московского (Дроздова) представляет собой подлинно христианский взгляд на семейные отношения и проблемы с этим связанные. Составители «Учения о семейной жизни» пишут: «Вопросы существенной важности, имеющие, без сомнения, живой интерес, например, — о браке, девстве, отношениях супругов, о направлении в воспитании и образовании детей, взаимных отношениях членов семьи, значении семейных начал для общества и государства, — решаются в настоящее время различным образом, иногда, по-видимому, и на почве христианской, но далеко не в истинно христианском и библейском духе; и понятно — односторонние и неправильные воззрения оказывают вредное влияние на саму жизнь. Между тем, семейные начала, согласные с духом библейско-христианского учения, неизмеримо высоки, чисты и совершенны; нужно только, по возможности, понять, уяснить, «верно выразуметь» их полное значение и благотворность. И в этом отношении не бесполезно познакомиться с учением о семейной жизни великого иерарха нашей Русской Церкви, святителя Филарета, митрополита Московского. В многочисленных своих трудах и произведениях он представляет неисчерпаемый источник для уяснения и правильного разумения различных вопросов богословского знания. Знакомство с этим источником дает право утверждать, что свт. Филарет настолько же является великим нравоучителем, насколько догматистом, толкователем Священного Писания, канонистом и т. п. Можно сказать, что нет ни одной нравственной истины, которая не была бы обдумана его светлым, гениальным умом. В нравоучении знаменитого нашего Владыки сказываются широта библейских воззрений, высота христианской мудрости, глубина богословствования в истинном духе Слова Божия и Церкви Апостольской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=751...

Закрыть itemscope itemtype="" > Блаженная трудность семейной жизни 04.02.2021 753 Время на чтение 10 минут «Мир состоит из городов, города – из домов, дома – из мужей и жен; поэтому когда настает вражда между мужьями и женами, то входит война в дом»… Святитель Иоанн Златоуст Семья возникает как союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви. Казалось бы, откуда тогда в семейной жизни взяться раздорам и нестроениям? В семье борются центробежные и центростремительные силы. Первые стремятся разъединить близких людей, рассеять их как атомы, как пшеничные зерна, о которых говорил Господь апостолу Петру перед страданиями. Вторые стремятся объединить их в единое целое. Как называются эти силы? К первой группе относятся гордость, эгоизм, самолюбие, самочиние, превозношение. Ко второй – смирение, кротость, терпение, послушание, любовь. Каждый человек имеет свои интересы, вкусы, устремления. Когда он живет один, то не испытывает сложностей в реализации их, поскольку не связан обязательствами перед другим человеком. Когда он вступает в брак, то все его жизненные привычки и проявления вступают в отношение с частными привычками и проявлениями его второй половины, супруги (супруга). В семейной жизни в одно и то же время могут не совпадать даже добрые намерения и начинания. И как ни странно, это приводит к конфликтным ситуациям. Например, жена приготовила обед, хочет накормить домочадцев и зовет всех на кухню, а муж должен доделать важное дело, необходимое для другого человека. Понятно, что в этой ситуации кто-то должен уступить – проявить кротость и смирение. Но если никто не находит в себе силы уступить, то может произойти ссора, конфликт. Различают конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация– это возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов. Это еще не сам конфликт, а его предпосылки.Конфликтомназывают взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/04/blazhe...

поиск:   разделы   рассылка Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции В данном документе под " ювенальной юстицией " понимается: во-первых, совокупность правовых норм в отношении несовершеннолетних жертв преступлений и несовершеннолетних преступников. В частности, такие нормы определяют особый порядок осуществления правосудия в случаях, когда одной из сторон является несовершеннолетний, в том числе в отношении несовершеннолетних преступников и их исправления; профилактику детской преступности; при необходимости защиту ребенка от нарушения его прав с чьей-либо стороны и от иных отрицательно влияющих на физическое и духовное здоровье факторов; во-вторых, совокупность государственных и общественных институтов, призванных обеспечить защиту детей от противоправных действий, а также от факторов, отрицательно влияющих на их развитие. Церковь неустанно заботится об укреплении семьи как богоустановленной ценности ( " И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею " Быт 1:27-28). Пятая Заповедь Божия гласит: " Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе " (Исх. 20:12). Бог дал власть родителям над своими детьми. В Священном Писании читаем: " Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями " (Сир. 3:2). Апостол Павел призывает: " Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали " (Кол. 3:20-21). Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья – важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства.

http://religare.ru/2_99496.html

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева " Церковь и проблема домашнего насилия " – впервые этой теме был посвящен круглый стол в рамках ХХ Рождественских чтений Источник:  Благовест-инфо В рамках ХХ Рождественских чтений впервые состоялся круглый стол " Церковь и проблема домашнего насилия " . Встреча, на которую сотрудники Отдела внешних церковных связей пригласили священнослужителей, известных экспертов, общественных деятелей, опытных сотрудников социальных служб, состоялся 24 января. Заседание прошло под председательством епископа Воскресенского Саввы и и.о. секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерея Димитрия Сизоненко. В ряде докладов приводилась статистика, которая дает представление о масштабах домашнего насилия в России. Оказывается, насилие имеет место в каждой третьей российской семье. По статистике МВД, 40% тяжких преступлений совершаются именно в семье. Около 600 тыс. женщин ежегодно получают тяжелые телесные повреждения в результате семейного насилия. В России каждые 40 минут от руки мужа или партнера погибает женщина. Ежегодно около 50 тыс. детей убегают из семьи; более 2 млн. детей до 14 лет подвергаются жестоким побоям в семье; около 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. 80% преступлений сексуального характера совершают члены семьи жертвы. Участники круглого стола не заостряли внимание на причинах этих явлений – они, в основном, всем понятны. Главный акцент ставился на том, " что делать " . Первый докладчик – ректор Института христианской психологии, священник Андрей Лоргус призвал пересмотреть историко-канонический подход к семейным нормам, основывая его не на средневековом " Домосторое " , а на современных канонических документах Русской Православной Церкви. [М. Писклакова-Паркер] Марина Писклакова-Паркер, директор национального центра по предотвращению насилия " Анна " , дала ряд практических рекомендаций: как не путать конфликт и насилие, каковы главные признаки насилия в семье и его разновидности (физическое насилие – крайняя его форма, насилием считается также психологическое давление, шантаж, оскорбление, экономический контроль, сексуальное принуждение и т.д.), как вести себя в случае применения насилия и т.д. В центре " Анна " считают важным опровергать устоявшиеся мифы о домашнем насилии: не только пресловутое " бьет – значит любит " , но и представление о том, что в большинстве случаев жертва сама провоцирует насилие. Докладчица подчеркнула, что в большинстве случаев пострадавшим от семейного насилия необходима помощь ( " кризисное реагирование) и реабилитация. В оказании этой разнообразной помощи, а также в профилактике семейного насилия должны объединить усилие государственные и общественные организации, представители религиозных объединений.

http://religare.ru/2_92093.html

Задача воспитания подрастающего поколения в духе заповедей Божиих всегда находилась в центре внимания и попечения Русской Православной Церкви. В последние годы наметились определенные сдвиги и в церковно-государственных отношениях в области образования – тем более востребованы сегодня труды православных педагогов, законоучителей, катехизаторов, миссионеров: «Пусть слово ваше будет с благодатию, дабы вы знали, как отвечать каждому» (1 Пет. 3, 80). Сегодня много сделано в просветительской и образовательной деятельности Екатеринбургской епархии, православном просвещении детей в государственных учреждениях образования. И один из шагов – издание учебника «Нравственные основы семейной жизни. Культура семьи» для 10 класса общеобразовательной школы. Презентацию пособия провела на секции Учебного отдела Екатеринбургской епархии «Основы православной культуры» в свете государственных стандартов образования нового поколения» кандидат психологических наук насельница Среднеуральского женского монастыря в честь Иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов» монахиня Нина (Крыгина). – Предмет «Нравственные основы семейной жизни» имеет свою специфику преподавания в школе: он предполагает особую доверительность. Я вспоминаю фразу одного ученого, который сказал: проблема нашей школы в том, что мы мудрость заменили знаниями, а знания – информацией. Вместо мудрости той культуры, в которой мы живем, очень часто школьникам просто транслируют информацию, а сердце на это не отзывается. Так вот, в отношении этого предмета мы поставили задачу, чтобы это не была трансляция информации, а сформировать у детей традиционные для нашей культуры семейные ценности. А если мы работаем с ценностями, это означает: мы должны сработать так, чтобы у наших учеников отозвалось сердце – ценности это то, что человеку ценно, на что он ориентируется. Чтобы понять, что ценно для ребенка, с которым мы начинаем работать, мы должны узнать его истинную точку зрения по всем вопросам, о которых мы будем говорить. Я 18 лет читала курс «Психология семейной жизни» и в школе, и в вузе, и сталкивалась с такой проблемой: когда начинаешь работать, нельзя говорить с молодыми людьми с позиции своего жизненного опыта, возраста и профессиональной подготовки. Если говорить именно с этих позиций: «как я понимаю, как правильно, как я считаю» – разговор пойдет «поверх голов» детей. Они будут сидеть в классе и думать о своем, а учитель будет говорить о своем.

http://pravoslavie.ru/37858.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Вернуть в школы мужчин и раздельное обучение Об инициативе председателя Госдумы по подготовке мальчиков со школы к семейной жизни и роли отца 28.10.2023 1239 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора 18 октября председатель Госдумы Вячеслав Володин во время доклада вице-премьера РФ Татьяны Голиковой о положении семей с детьми на пленарном заседании палаты выступил с предложением готовить мальчиков со школы к семейной жизни и роли отца, сообщает ТАСС. «Без мужчины нет семьи. Кстати, надо в школах подумать о воспитании мальчиков, чтобы они готовились уже к тому, чтобы стать отцами, к отношениям, в том числе в семье и к женщине. Посмотрите, сейчас не хотят создавать семью, заводят кошечек и живут», - заявил Володин. Парламентарий убежден, что мужчины без семьи и детей в 40 лет вряд ли уже возьмут на себя такие обязательства, так как боятся этого. «Поэтому именно наш комитет по вопросам семьи [женщин и детей] должен заняться решением этих вопросов. Семьи как раз, потому что семья - это и мама, и папа, и дети. Когда мы говорим, по вопросам женщин, где у вас тогда мужчины?» - заключил Володин. Инициативу Володина прокомментировал в интервью «Русской народной линии» благочинный центрального округа Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач : Во-первых, важно отметить, что председатель Государственной Думы Вячеслав Володин обозначил обеспокоенность и необходимость внимания к роли мужа и отца в семейной жизни. К сожалению, ныне образ семьи часто сводится к одинокой матери с ребёнком. Например, в Государственной Думе работает комитет по делам женщин, семьи и детей. Не отцов. И хотя в Семейном кодексе на бумаге декларирует равенство обоих родителей, на практике сильный пол имеет слабые права. После развода в подавляющем числе случаев ребёнка передают матери, отец оказывается в положении ограниченности своих прав. Сформировалось ложное общественное мнение, что отца можно отодвинуть на задний план, заменить его дедушкой или чужим дядей.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/28/ve...

Разделы портала «Азбука веры» ( 28  голосов:  4.5 из  5) преподобный Паисий Святогорец : Жена должна иметь почтение к мужу. Муж должен любить жену. Но сегодня люди истолковывают Евангелие шиворот-навыворот и поэтому уравнивают всё, а после распадаются семьи. «Жена должна быть послушной», — говорит муж. Но если у тебя нет любви, то ты не сможешь заставить быть тебе послушной даже кошку… (Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке) Супругам поможет вот что: ни один из них не должен себя оправдывать. Если каждый из супругов оправдывает себя, то сколько бы духовных книг они ни прочли пользы не получат. ( Слова. Том III. Духовная борьба)   святитель Феофан Затворник : Семейные отношения должны быть подчинены духовным потребностям. Супружество имеет много утешения, но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтоб, когда придёт что подобное, встречать то не как неожиданность. Теперь вы вдвоём. И радости сильнее, а скорби легче пополам делятся. ( Письма. Письмо 1418 ) Берегите с женой взаимно свою любовь. В этом – источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился. ( Письма. Письмо 147 ) Доверие друг к другу потерять или поколебать как-нибудь паче всего бойтесь. ( Письма. Письмо 176 )   архимандрит Иоанн (Крестьянкин) : При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна. Вино – радости совместной жизни, вода (и ее больше) – общие горести, беды и боли… Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное – любви. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете вы недалеко. ( Письма )   архиепископ Амвросий (Ключарёв): Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: здесь всё трудом добывается.

http://azbyka.ru/semya/citaty-o-brake-i-...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Димитрий Моисеев " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) «Мир состоит из городов, города – из домов, дома – из мужей и жен; поэтому когда настает вражда между мужьями и женами, то входит война в дом»… Святитель Иоанн Златоуст Семья возникает как союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви. Казалось бы, откуда тогда в семейной жизни взяться раздорам и нестроениям? В семье борются центробежные и центростремительные силы. Первые стремятся разъединить близких людей, рассеять их как атомы, как пшеничные зерна, о которых говорил Господь апостолу Петру перед страданиями. Вторые стремятся объединить их в единое целое. Как называются эти силы? К первой группе относятся гордость, эгоизм, самолюбие, самочиние, превозношение. Ко второй – смирение, кротость, терпение, послушание, любовь. Каждый человек имеет свои интересы, вкусы, устремления. Когда он живет один, то не испытывает сложностей в реализации их, поскольку не связан обязательствами перед другим человеком. Когда он вступает в брак, то все его жизненные привычки и проявления вступают в отношение с частными привычками и проявлениями его второй половины, супруги (супруга). В семейной жизни в одно и то же время могут не совпадать даже добрые намерения и начинания. И как ни странно, это приводит к конфликтным ситуациям. Например, жена приготовила обед, хочет накормить домочадцев и зовет всех на кухню, а муж должен доделать важное дело, необходимое для другого человека. Понятно, что в этой ситуации кто-то должен уступить – проявить кротость и смирение. Но если никто не находит в себе силы уступить, то может произойти ссора, конфликт. Различают конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов. Это еще не сам конфликт, а его предпосылки. Конфликтом называют взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

http://azbyka.ru/semya/blazhennaja-trudn...

Библия, изложенная для семейного чтения. Псалмы царя Давида А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. 2 Цар. 6:5 Если Евангелие есть весть благая, слово Божие, выражающее отношение Бога к человеку, то книга псалмов царя Давида есть, по преимуществу, слово человека, выражающее его отношение к Богу. В этих двух книгах как бы соединились небо и земля. И не существует более возвышенных памятников общения, слияния в слове Творца со Своим созданием. Нет такого состояния души человеческой, которое не отражено вдохновенными псалмами царя и пророка Давида. В них — и ликование славословия Всевышнего; в них и уничижение своей природы, несовершенной вследствие падения; в них и пламенный порыв возвыситься над этой уничиженностью, покрыть ее милосердием Божественным; в них — и вопль покаяния, несравненного по своей высоте и глубине; в них — и сила в сознании немощи своей и в тяжких страданиях остановиться на пределе убийственного уныния, не переступая его; в них — и живительная вера в блаженство как в конечную цель и назначение бессмертного существования души. В них, наконец, и высота пророческого прозрения в пришествие на землю Избавителя — Мессии. Но выразить всю глубину содержания псалмов — это пытаться объять необъятное, как и человеческая душа со всем неисчерпаемым разнообразием чувств и побуждений и беспредельным стремлением к своему Источнику. Пусть перед нами вспыхнут хотя бы несколько искр неистощимого пламени человеческой души. Пусть своим неземным блеском осветят глубину молитвы к Богу святого помазанника Божия и пророка Давида: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

http://pravoslavie.ru/2873.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Новая волна идеологической войны 21.03.2017 943 Время на чтение 6 минут Сегодня многие говорят о порочении Государя Николая II в готовящемся к выходу фильме А.Учителя «Матильда». Негодование по поводу того, что роль святого играет порно-актёр, абсолютно справедливое. Однако сосредоточившись лишь на данном факте и широко муссируя его, православная общественность позволяет другому информационному пласту, а точнее пластам остаться в зоне неосознанности и тем сильнее повлиять на публику, которая, так или иначе, посмотрит его. А между тем эти информационные пласты очевидны даже из краткого трейлера этого фильма. И их необходимо вывести на уровень осознанности, для уменьшения пагубности влияния. Первый пласт - это удар по ценности традиционной семьи. Ведь семья Николая II сегодня для многих людей предстоит как ориентир семейных отношений, и молиться Царственным Страстотерпцам о послании в семью мира и любви считается для православных самым естественным молитвенным обращением к семье последнего Государя. А в ролике показано, как Государыня выясняет отношения с Кшесинской: «Что есть у тебя чего нет у меня», - при этом подтекстом, скрытой информацией, выводиться, что что-то, видать, есть. Как будто «созданная лишь для развлечений» чем-то превосходит Государыню. Таким образом, потакание своим гармонным порывам ставится выше ценности супружеской верности. Ну а чтобы окончательно добить идеал семейных отношений - суть семьи Государя выводиться сугубо на уровень политического акта - династического брака, который предстаёт таким ничтожным против сексуального притяжения, что сама коронация выглядит как слабость человека, что правильным было бы плюнуть на всё (на Россию) и жить счастливо с милой в шалаше. И в этом начинается следующий информационный пласт: Николай II показан метущимся слабаком, зато Александр III сначала циником: «Из последних Государей с балеринами не спал только я», - а потом в инвалидной коляске и вообще злобным гномом, который буквально шипит: «Нужно держать Россию». И власть их держится на неких злобных чиновниках. А глупый народ смотрит на них как на ангелов.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010