Когда предпасхальный пост из недельного сделался сорокадневным, ему осталось пройти еще одну стадию, чтобы получить тот вид или, вернее, ту продолжительность, какие он имеет в настоящее время. Как известно, ныне Великий пост, хотя называется Четыредесятницей, продолжается не 40 дней, а 48. Это потому, что Страстная неделя не включается в Четыредесятницу, а рассматривается как самостоятельный пост. Такой порядок пощения, можно думать, возник одновременно с другой практикою, ограничивавшей пост 40 только днями, следовательно, включавшей Страстную седмицу в Четыредесятницу. Из вышеприведенных свидетельств Сократа и Созомена мы узнаем точно, где и какой из этих порядков господствовал в их время. Практика шестинедельного поста принята была главным образом в Риме, но, кроме него, и в Иллирии, Греции, Египте, а по Созомену, и в Палестине. Где был принят шестинедельный пост, там его начинали в понедельник шестой недели до Пасхи, т. е. с понедельника второй недели нынешнего православнаго поста. Следовательно, вся нынешняя первая седмица поста при такой практике не входила в пост. Памятью о такой практике, которой не следуют теперь, и главная в древности сторонница ее-римская церковь , в этой последней церкви осталось то, что тайная молитва этого понедельника, приходящегося теперь в римской церкви шестым уже днем поста, начинается словами: «Жертву начала Четыредесятницы торжественно приносим» 71 . Что шестинедельный срок для пасхального поста принят был, кроме Рима, и в некоторых церквах Востока, об этом, кроме Сократа и Созомена , есть и другие свидетельства, которые вполне подтверждают и точность топографических указаний этих историков. Два вышеприведенные свидетельства о Четыредесятнице Евсевия Кессарийского ясно дают понять, что автору известен был предпасхальный пост только сорокадневной продолжительности. Св. Афанасий Великий в одном пасхальном послании дает такие термины для предстоящего пасхального года: «сорокадневный пост начнем 13-го фаменота (9 марта); затем, завершив пост, начинаем неделю св. праздника Пасхи [как видно из последующего-Страстную седмицу] 18-го фармути (13 апреля) и прекращаем ее [букв. «отдыхаем от нее " ] 23-го же фармути, и затем 24-го празднуем воскресенье; а к этим дням прибавляем 7 недель великого праздника Пятидесятницы (Пасха, следовательно, в том году приходилась 19 апреля) 72 . Не большую продолжительность имел предпасхальный пост в Александрии и при патриархе Феофиле (385–412), в пасхальном послании которого даны такие термины: 30-го мехиря (24 февраля) начало поста, 5-го фармути (31 марта) Страстная седмица, 11 фармути (6 апреля) – Пасха 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

11. Понедельник Пятидесятницы. День Святого Духа . Сплошная седмица . Апп. Варфоломея и Варнавы (служба переносится на вторник, 12 июня) . Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (служба может быть перенесена на вторник, 12 июня) . Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского. Прп. Варнавы Ветлужского. Служба совершается по Триоди. Примечание. Полиелейная служба апп. Варфоломея и Варнавы переносится на вторник, 12 июня (см.: Типикон, 25 мая, 3-е «зри»). На вторник, 12 июня, может быть перенесена и полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (ср.: Типикон, 25 мая, 3-е «зри»). На малом повечерии поется канон Святому Духу (см. в Цветной Триоди). На полунощнице по 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й; по 2-м – кондак праздника, глас 8-й. «Господи, помилуй» (12) и малый отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи...» не произносится). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...» . Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен...». По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всесвятый Дух...» (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа). «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.) Примечание. По традиции, к 9-й песни канона – припев: «Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Языцы иногда...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-24/

Вопрос о сентябрьской преступке не имеет единого решения среди литургистов. Одним из исходных положений при составлении ряда чтений Четвероевангелия всегда была забота о том, чтобы Священное Писание было прочитано в течение года полностью. Пасха теку­щего года Недели по Пятиде­сятнице и количе­ство седмиц от прошлой Триоди Пасха буду­щего года 33-я 50 седмиц 34-я 51 седмица 35-я 52 седмицы 36-я 53 седмицы 37-я 54 седмицы 38-я 55 седмиц Сентябрь Декабрь Январь Январь Январь Январь Январь 11 апреля Ферваль 12 апреля 12 апреля 13 апреля 14,15 апреля Январь 16 апреля 17 апреля 17, 18 апреля Февраль 18,19 апреля 13, 19, 20апреля Апрель 14, 20, 21 апреля 25 марта-22 апреля 26 марта – 22 апреля 27 марта – 23, 24 апреля 27, 28 марта – 18, 25 апреля Февраль 22, 28 марта – 19 апреля 23, 29, 30 марта – 19 апреля 23, 31 марта 24, 31 марта; 1 апреля 26 марта; 1 апреля 27 марта; 2, 3 апреля 28 марта; 4, 5 апреля; Февраль 29 марта; 5, 6 апреля 29 марта; 6 апреля 31 марта; 6 апреля Октябрь 1 апреля; 7, 8 апреля 2 апреля; 8, 9 апреля 2, 3 апреля; 10 апреля 3 апреля; 11 апреля Февраль 4 апреля; 11, 12 апреля 6 апреля; 12 апреля 7 апреля; 14 апреля 8 апреля 8 апреля 9 апреля Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРУГА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ НА ЛИТУРГИИ Евангельские зачала, читаемые ежедневно в течение года за Божественной литургией, как указывалось, представляют собой точно очерченный круг. По характеру чтений он разбивается на три цикла: первый содержит в себе зачала Недель (воскресений) и седмиц от Святой Пасхи до Пятидесятницы; второй начинается от первой Недели по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; третий цикл включает в себя евангельские зачала, прочитываемые в Недели и седмицы Великого поста. Зачала в седмичные, или будние, дни представляют последовательные, с некоторыми выпусками, чтения из евангельских повествований от Иоанна, Матфея, Марка и Луки с возвращением в конце круга к чтению из Евангелия от Марка. Зачала воскресных дней образуют свой круг чтений. Так, чтения Светлой седмицы повествуют о событиях, изложенных в первых семи главах Евангелия от Иоанна; за Светлой седмицей следуют чтения Недели о Фоме, а к концу благовествования апостола Иоанна читается глава 20. Зачала следующих Недель и седмиц по Пасхе удерживают эти особенности. Вторая Неделя по Пятидесятнице также нарушает последовательность чтений предшествующей ей седмицы, возвращая нас от главы 7 Евангелия от Матфея, прочитанной накануне в субботу, к главе 4 того же Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Господи, спаси нас, погибаем!» 01.08.2015 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 9-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице Господь велел ученикам отплыть на другую сторону Тивериадского моря. Когда мы оказываемся на корабле в море, мы должны молиться ко Господу, исполняясь доверия Тому, Кто знает, что значит быть среди бури в море. «За Ним последовали ученики Его». Двенадцать апостолов не отступают от Своего Учителя. Они — подлинные ученики Христовы, идущие вслед своему Спасителю, куда бы Он ни пошел, через все опасности и трудности. Многие хотели бы достигнуть неба, идя по другим дорогам. Но кто хочет быть со Христом в будущей жизни, должен следовать, куда Он ведет, — будь то корабль, больница или темница. Мы видим растерянность учеников перед опасностью. Кто решился идти за Христом, пусть знает, что ему не избежать трудностей. «И вот, сделалось великое волнение на море». Эта буря была ради них. Христос хочет показать им, что те, кто переправляется с Ним через океан этой жизни на другой берег, должен ожидать на своем пути бури. Прежде вечного покоя — смута житейского моря. «Лодка покрывалась волнами; а Он спал». Только в этом Евангелии мы слышим о сне Спасителя. Это был сон, чем-то напоминающий сон Ионы среди бури, но исполненный совершенного святого покоя, всецелого упования на волю Небесного Отца. Никакая вина, никакой страх не омрачали этого покоя безгрешного Господа. Блаженны те, кто с чистой совестью, во упокоении трудов и телесной своей немощи может преклонить главу. Как апостол Петр, когда он спал в темнице, прикованный с двух сторон цепями стражей (Деян. 12, 6), как апостол Павел — на корабле среди нестихающей бури. Господь спал, испытывая веру Своих учеников. Сохранят ли они надежду на Него, когда, кажется, Он уже не участвует в происходящем с ними? И вот, ученики, знающие море рыбаки, охвачены ужасом. В страхе они подходят к своему Учителю. А куда им было еще идти? Какое счастье, что Он — рядом с ними! Они «разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем». Не зря говорят: «Кто в море не плавал, тот Богу не маливался». «Скорби и опасности, — говорит преподобный Силуан Афонский, — многих научили молиться». Ученики молятся: «Господи, спаси нас!» Они верят, что Он может спасти их. И умоляют о спасении. Христос пришел в мир, чтобы спасти нас, и «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2, 21). Они зовут его: «Господи!», и молятся: «Спаси нас». Христос спасает только тех, кто исповедует Его своим Господом. Их мольба: «Погибаем!» Они сами в себе осуждение смерти имеют, и потому так говорят: «Мы погибнем, Господи, если Ты не спасешь нас». Пока мы не осознаем, что погибаем для вечности, мы не научимся молиться.

http://moral.ru/pogibaem/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Это Я, не бойтесь» 05.08.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 9-я по Пятидесятнице Слово в неделю 9-ю по Пятидесятнице Сегодняшнее Евангелие — о буре на море и о страхе, который естественно охватывает человека во время бури. Море в Священном Писании — иногда дорога в другую страну, но также и угроза хаоса, беспорядка, смерти — от начала творения Божия, когда Бог разделяет воды и ставит предел, который воды не должны прейти, до Потопа, который снова приносит смешение вод неба и земли и смерть людям, отделяющим себя от Бога, до Иова, утверждающего, что только Бог может укротить разрушительную силу моря, до бури в сегодняшнем Евангелии и до видения небесного Иерусалима в Апокалипсисе, где «прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Апок. 21, 1). Разбушевавшаяся во время плавания апостолов стихия, среди которой идет к нам по волнам на помощь Христос, — образ всей нашей жизни, время от времени сотрясаемой бурями. Как будто все враждебные силы восстают против нас, вызывая в нас древний страх, исходящий из глубины веков и из глубины нас самих. Оттого что мы верующие люди, оттого что мы ученики Христовы, наша жизнь не легче, чем у любого другого человека. Может быть, иногда даже труднее. Нам угрожают опасности — такие же, и порой более серьезные, чем остальным. Мы исповедуем Господа, Творца неба и земли, но когда надвигаются на нас беды, мы начинаем бояться. Господь содержит все в деснице Своей, но действительно ли Он защитит нашу хрупкую жизнь от погибели? Святые отцы говорят: «Мы боимся смерти оттого прежде всего, что мы боимся жизни». Самое поразительное, что ученики в сегодняшнем Евангелии больше всего испугались приближения к ним Начальника жизни Господа. После страха от бури еще больший страх напал на них. «Это призрак», — вскричали они, думая, что, может быть, сам сатана идет к ним под видом их Учителя. «Это Я, не бойтесь», — отвечает Господь. Это голос, от которого бесы бегут в ужасе, голос, который узнают только те, кто следует за Христом.

http://moral.ru/не-бойтесь/

Таин. Приписывать артосу значение, какого он не имеет, – запрещено церковного властью (см. Ук. Св. Син. 1723, 15 июня). Недли по Пасх Всех недель после Пасхи – семь. Они называются неделями по Пасхе не только потому, что следуют за нею, но и по священным воспоминаниям в них, относящимся к прославлению воскресшего Господа (см. 621 стр.). Воспоминая в эти недели воскресение Христово, св. Церковь вместе с тем воспоминает в них и особые события, каждой неделе усвоенные. По этим особым воспоминаниям каждая из недель по Пасхе имеет свое название. Б. От недели ап. Фомы до Отдания Пасхи Ежедневное Богослужение от недели ап. Фомы до Отдания Пасхи имеет только следующие особенности пасхального Богослужения. – Каждое Богослужение начинается тропарем: «Христос воскресе», поемым 3-ды, «по внегда благословити иерею» (т.е., после возгласа иерея и следующего за ним: «Аминь»); и служба каждого часа (хотя и не все они имеют начальный возглас иерея) также предваряется: обыкновенно читаемым тропарем: «Христос воскресе», 3-ды (на всенощном бдении читаемое пред шестопсалмием: «Слава в вышних Богу», тоже обыкновенно предваряется троекратным пением тропаря: «Христос воскресе»). – На утрене 384 пред 50-м псалмом поется: «Воскресение Христово видевше»; в седмичные дни это песнопение поется 1-ды; в воскресные же дни, кончая 6-й неделей по Пасхе, указанное песнопение поется – 3-ды (вместо пения его 1-ды, как это положено в обычные воскресные дни в течение года); кроме того, в воскресные дни, кончая 5-й неделей по Пасхе, положено петь пасхальные ирмосы на катавасию после каждой песни канона, причем после 9-й песни поется только ирмос: «Светися, светися» (без припева). – На литургии после возгласа сам иерей поет: «Христос воскресе», 3-ды, «весь тропарь, кроме стихов: Да воскреснет Бог» 385 (обыкновенно же в 3-й раз иерей поет первую половину тропаря, а певцы допеваютъ: «и сущим во гробех живота даровав», причем, во время этого троекратного пения тропаря царские двери бывают открыты); вместо «Достойно», поется: «Ангел вопияше» и «Светися, светися», кроме Преполовения и его отдания; вместо: «Видехом свет поется «Христос воскресе», 1-ды. На отпусте литургии 386 после: «Слава Тебе, Христе Боже», поется: «Христос воскресе», 3-ды. – Кроме того, до праздника Пятидесятницы на всех службах, в последовании которых имеется в числе других молитвословие: «Слава Тебе Боже», «Царю Небесный», – это молитвенное обращение к Святому Духу, пришествие Которого еще ожидается, Уставом положено до праздника Пятидесятницы опускать (и предначинательные молитвы начинаются с «Трисвятаго»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О сегодняшних бурях 08.08.2020 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 9-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице Когда мы читаем Евангельское повествование об утишении бури, мы думаем не только о том, что пережили апостолы со Христом на озере Тивериадском. Мы думаем также и прежде всего о том, что Церкви предстояло пережить в течение истории. Пребывание верующих со Христом не было всегда покоем. Далеко не так! Встречи с бурями были постоянно. Они происходили внутри и вовне христианских общин. Внутри трудности нередко возникали между людьми, которые пришли в Церковь из разной среды, имели различные дарования, а самое главное — различную глубину любви и верности Господу, и потому неодинаково понимали заветы, оставленные Им. Так образовывались группы или даже объединения, противостоящие друг другу. Бури вовне были связаны с проповедью Благой Вести, которая вызывала порой явное противостояние. Многие восставали на христиан. Преследования, гонения, за которыми могла следовать мученическая смерть, были с самого начала христианства. А что пережила наша Русская Православная Церковь в минувшем двадцатом веке! И сегодня человечество переживает небывалые потрясения. Последняя эпидемия, охватившая весь мир, — только симптом надвигающейся на нас волна за волной ни с чем не сравнимой бури. Закрытие храмов на Страстную Седмицу, на Пасху и в другие самые святые дни не может не вызывать у нас тревоги о том, что ждет нас впереди. Размышляя о плавании учеников с Господом по Тивериадскому озеру и о том, что оно прообразовало, мы должны помнить, что воскресший Христос присутствует в самом центре всех наших бурь. Сегодня положение Церкви как будто отличается от того, что было в первом или в двадцатом веке. Хотя время от времени Господь напоминает, что прошлое может вернуться, и с еще большей силой. Ибо волны зла в окружающем нас мире вздымаются все грозней. Но в целом, кажется, мало кто, исповедуя свою веру, рискует жизнью. Нет сегодня тех бурь, которые Церковь пережила в древности и в недавние времена. Однако в мире, где зло становится все более наступательным, требуется не меньшее мужество, чем тогда, — в хранении чистоты нашей веры и в следовании жизни по вере. И нам известны другие бури, которым тоже трудно противостоять: личные бури, когда враг пытается поколебать наши самые драгоценные отношения друг с другом, бури, угрожающие единству супругов или их взаимопониманию с детьми, бури на работе, делающие жизнь невыносимой, бури внутри прихода, в которые мы оказываемся глубоко вовлечены. Не говоря уже о бесчисленных бурях всякого рода, которые в последнее время постоянно сотрясают нашу Церковь. Поистине, как внутри, так и вовне нет недостатка в бурях.

http://moral.ru/о-сегодняшних-бурях/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " По волнам житейского моря 20.08.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 9-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице Это хождение Петра по воде навстречу Христу в сегодняшнем Евангелии — наше хождение по волнам житейского моря. Чудо на море Тивериадском — борьба Христа Бога и тех, кто Христов, с диаволом, со всеми проявлениями зла в мире. И снова мы размышляем о личном нашем спасении и о спасении нашей Церкви и нашей России. Если мы ищем спасения, мы не только должны придти ко Христу, но возопить к Нему о спасении. Однако лишь тогда мы можем по-настоящему это сделать, когда увидим, что начинаем тонуть. Таков закон духовной жизни. Господь пришел спасать погибающих — тех, кто сознает, что погибает. И смысл всех духовных подвигов заключается в том, чтобы глубоко осознать это. Чтобы увидеть, что у нас под ногами — смерть. Бездна небытия, но и бездна милосердия, которая открывается тем, кто подобно апостолу Петру, утопая, всем своим существом обращается к Богу: «Господи, спаси меня, погибаю!» Таков же закон Промысла Божия по отношению к событиям истории. «Так ведет нас наш Владыка, — говорит святой Иоанн Златоуст. — Он попускает бедам достигнуть крайней степени, чтобы испытать нашу веру, дать возможность злу раскрыться до конца и явить любящим Свою силу». Две опасности угрожают нам сегодня. Одна — недооценка глубин зла и ложный оптимизм, за которым могут скрываться безответственность и самонадеянность: «Помолимся, и все будет хорошо». «Россия — дом Пресвятой Богородицы и новых мучеников и исповедников Российских, они не дадут нам погибнуть». Но подлинная молитва бывает только когда есть подлинное видение неотвратимо надвигающейся беды и потому нужда в Спасителе. Затонувшая в день канонизации царственных страстотерпцев лучшая атомная лодка России — символ того, что может произойти с Россией, и уже происходит. Все смотрят, и никто ничего не может сделать. Это как расстрел Белого Дома в 1993 году. Не потому ли сегодня мы являемся свидетелями уже, кажется, необратимого распада, что с самого начала недооценили, не рассмотрели по-настоящему то зло? Не потому ли произошла катастрофа 1917 года?

http://moral.ru/volny/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Воспользуемся Божиим долготерпением 27.10.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 22-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице Мы слышали сегодня евангельскую притчу о сеятеле. Есть один только Сеятель, один Проповедник и один Спаситель всех людей — Христос. Но с самого начала Господу нужны соработники — апостолы. А вслед за ними идут святители, пастыри, проповедники, а также мученики, преподобные и все святые. Непостижимо избрание для спасительного сеяния, которое совершает Сердцеведец Господь. В притче о сеятеле Господь говорит, что Царство Божие началось. Мессия сеет слово. Однако Царство Божие будет установлено только в конце времен. В течение веков проповедь о нем будет встречаться со многими трудностями. В притче Господь приоткрывает нам историю этого Царства. Его начало очень скромное: несколько проповедей, несколько событий перед совсем небольшим количеством людей в стране побежденной, не имеющей будущего. Но это крошечное сеяние умножится и распространится во всей вселенной. «Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи», — говорит псалом (Пс. 85, 9). Все народы, и в числе последних — наш русский народ. Эта пригоршня закваски преобразит все человечество. Все пророчества Господа исполнятся. Евангелие будет проповедано во всем мире. Оно преобразит цивилизации, изменит менталитет даже у тех, кто не знал Христа или боролся с Ним. И оно продолжит свое дело, когда мир в большинстве своем снова отречется от Господа. Разумеется, и в Церкви все еще будет далеко от совершенства. Совершенство будет достигнуто только в конце времен. Царство Божие присутствует на земле во всех, кто старается быть верным обетам крещения, но оно нигде не завершено. Царство Божие присутствует всюду, но оно не имеет конца нигде. Это то, чему нас учит притча о добром семени и плевелах. Своей Церковью Господь сеет доброе семя во всем мире. Но не следует забывать, что диавол с самого начала вовлек человека в грех, и продолжает сеять зло. Всегда будут те, кто за Бога и кто против Бога, всегда будут сыны Царства и сыны неприязненного. Только во время жатвы при конце мира совершится отбор. Верные получат чудесное воздаяние навеки в Царстве Отца Небесного, а нераскаявшиеся грешники будут ввержены в огонь вечный.

http://moral.ru/dolgoterpenie/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Вера Церкви и покорность воле Божией 28.07.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 9-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице Сегодня память святых отцов шести Вселенских Соборов. Мы прославляем тех, кто, по слову Спасителя, сотворил и научил, — отцов Церкви, составивших Вселенские Соборы и определивших правила истинной веры и нравственности. Шесть Вселенских Соборов утвердили истину того, что Христос — Богочеловеческая Личность с двумя таинственно соединенными друг с другом естествами. Христос — совершенный человек и совершенный Бог — один и тот же Христос, в Котором эти два естества соединены «нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно». В одном Лице и одной Ипостаси один и тот же Единородный Сын Божий, Бог Слово. Эту тайну они проповедовали, просвещенные благодатью Духа Святого, единосущного и равночестного Отцу и Сыну. Святые иерархи сражались против еретиков, ложно учивших о личности нашего Спасителя. Они мужественно вели церковный корабль через многие испытания, побеждая всех врагов Православия, пытавшихся замутить истинное видение тайн веры. Мы слышали сегодня за литургией Евангелие о Первосвященнической молитве Спасителя, а также Евангелие о буре. Господь молится на горе, Он пребывает со Отцем и Святым Духом, а те, кто недавно был свидетелем Его всепреображающей молитвы, среди мрака и страшной бури теперь борются одни с волнами и ветром. Неужели Господь оставил их ради вечного Божественного покоя? Нет, Он спешит к ним, Он идет по воде, чтобы скорей придти к терпящим бедствие. Когда ветер встречный, и жизнь — борьба, Христос всегда приходит на помощь. Как часто в жизни дует встречный ветер, который делается все яростней! И жизнь — отчаянная борьба — с самим собой, с нашими обстоятельствами, с нашими искушениями. С нашими бедами, которые вот-вот опрокинут нас и которых сразу на всех, на всю Россию нашу, и, наверное, на весь мир хватает. Мы снова думаем о России, которая попадает из одной опасности в другую, и сегодня, кажется, уже идет ко дну.

http://moral.ru/vera_cerkvi/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010