7 . Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (26 августа (8 сентября)). 8 . Казанской иконы Пресвятой Богородицы (8 (21) июля и 22 октября (4 ноября)). 9 . Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария Московских и всея России чудотворцев (5 (18) октября). 10 . Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о (30 января (12 февраля)). 11 . Преподобного Серафима Саровского чудотворца (2 (15) января и 19 июля (1 августа)). Существует деление средних праздников на общие, одинаково торжественно отправляемые во всех храмах, и местные, празднуемые только в конкретных епархиях. К местным праздникам относятся: 1) престольные (храмовые) праздники; 2) праздники в честь местно чтимых икон или святых. Малые праздники бывают также двух видов и отличаются друг от друга торжественностью богослужения. 1 . Малые праздники первого вида обозначаются в Типиконе знаком три красных точки в красной скобке. Их богослужение включает в себя великое славословие, которое поется в конце утрени. 2 . Малые праздники второго вида обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в середине. Служба этих праздников получила название «шестеричной», так как в последовании вечерни по Уставу нужно петь 6 стихир святым на «Господи воззвах» из Минеи. Дни, не отмеченные в богослужебных книгах никаким знаком, к праздникам не причисляются и имеют буднюю (вседневную) службу. Подвижные (переходящие) праздники и времена церковные Все подвижные праздники и времена церковные группируются вокруг дня Пасхи, который и определяет последовательность этого цикла. По отношению к Пасхе, праздники пасхального цикла и времена церковные подразделяются: 1) на предшествующие (то есть те, что предшествуют дню Пасхи, как, например, подготовительные к Великому посту Недели, Святая Четыредесятница, Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица и т. д.). 2) и последующие (то есть те, что бывают после Светлого Христова Воскресения, как, например, попразднство Пасхи, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа, Неделя Всех святых и т. д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«И если кто из нас живет благочестиво, как поучает св. Иоанн Златоуст , тот да пребывает непоколебимо во благочестии, всегда умножая сие благое старание; а вели мы лишены вовсе дерзновения и сознаем в себе одни только грехи, то да исправимся, дабы нам приобрести такое же дерзновение, а там вместе и единодушно встретить с достодолжной славой Царя Ангелов и насладиться блаженной оной радостью о Христа Иисусе Господе нашем». – Установление праздника Вознесения несомненно восходить к самой глубокой древности. Кроме важности воспоминаемого в этот праздник события, за глубокую древность его говорит и положительные свидетельства древности. Так, уже Апостольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе. Св. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относить его к разряду праздников, несомненно установленных апостолами,Пасхи и Пятидесятницы. Блаж. Августин тоже называет его праздником древнейшим и повсехместным. Тропарь, гл. 4. Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира. Кондак, гл. 6. Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы. Величание. Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение. Парем. (1. Ис.2:1–3; 2 . Ис.62:10–12; 63:1–3, 7–9; 3 . Зах.14:1, 4, 8–11 ; Утр. Ев. Мк.16:9–20; 71 зач.; Ап. Деян.1:1–12; 1 зач.; Ев. Лк.24:26–57; 114 зач.). Праздник Вознесения Господня – дванадесятый; он празднуется (вместе с предпразднством, попразднством и отданием) 9 дней (см. четверт. 7-й седмицы). – Накануне дня самого праздника, «в среду вечера (на четверток), глаголем час девятый трипсалмный; по начале глаголет чтец Трисвятое, и до недели 50-я, во всяком церковном пении» (т.е., пред «Трисвятом» на церковных службах до 50-цы, как и в предшествующий период пения Цветной Триоди, опускается молитва: «Царю Небесный», – там, где она для обычного времени положена на церковных службах).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

XVII в. отражена в рукописных и старопечатных Уставах и Триодях, а также в соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках. В сравнении с позднейшей рус. практикой она имела несколько отличий. Во-первых, в отношении царских часов сохранялась традиция, отраженная в периферийных (южноитальянкие, греческие, грузинские, ранних славянских) студийских памятниках: царские часы образуют не одно, а 2 отдельных последования (1 и 3-й часы; 6 и 9-й часы), и на часах возглашаются ектении (мирная перед пением 3 тропарей из 12, малая - после тропарей, просительная - после Евангелия). Во-вторых, в конце часов Великой Пятницы совершался особый чин омовения св. мощей (в соборах Московского Кремля он продолжал совершаться вплоть до революции 1917). Чин, вероятно, восходит к древней иерусалимской практике омывать в Великую Пятницу Честное Древо Креста Господня, а, возможно, также - и к константинопольской традиции в Великую Пятницу мыть и готовить храм к Пасхе. Чин омовения св. мощей заключался в том, что на середину храма заблаговременно выносились все имеющиеся в храме или монастыре св. мощи; освящалась вода, и мощи отирались ею (погружение Креста и св. мощей в воду и было знаком ее освящения); совершалось окропление св. водой. В остальном богослужение Великой Пятницы было уже очень близко к тому чину, какой наблюдается в РПЦ в наст. время, в т. ч. существует практика (появившаяся ок. XVI в. и с XVII в. ставшая общепринятой, но не описанная даже в совр. Типиконе) износить вечером в Великую Пятницу плащаницу и полагать ее на особом возвышении (т. н. гроб Господень) в середине храма; в отличие от совр. традиции, плащаница износилась перед вечерней. Современная русская практика руководствуется указаниями принятого ныне Типикона (см. выше); главные отличия от изложенного там порядка - во-первых, совершение утрени Великой Пятницы, как правило, не в продолжение всей ночи, а вечером в четверг, и совершение вечерни Великой Пятницы, как правило, среди дня; во-вторых, чтение 12 Евангелий не в алтаре (согласно Типикону), а в середине храма (и соответственно замена каждений алтаря малыми каждениями храма; еще одна, не отраженная в Типиконе особенность: удары в колокол перед каждым из Евангелий, соответственно номеру Евангелия и трезвон после 12-го); в-третьих, совершение на каждом из царских часов каждения (по аналогии с царскими часа-ми Рождества и Богоявления); в-четвертых, совершение в конце вечерни в Великую Пятницу торжественного обряда изнесения из алтаря св.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Центром этого периода, как и в др. традициях, является праздник Пасхи (Светлого Христова Воскресения). Период Великого поста продолжается 6 недель и завершается в пятницу перед Лазаревой субботой (нек-рые источники называют последним днем Великого поста Великую среду ). Далее следует пост Страстной (или Великой) седмицы, непосредственно предшествующей празднику Пасхи. Пасхальная седмица носит название Светлой (или Новой; греч. τς διακαινησμου, букв.- обновления) и завершается праздником Антипасхи (Неделей ап. Фомы); празднование Пасхи продолжается до среды перед праздником Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи), к-рый всегда приходится на четверг и празднуется до пятницы следующей недели; период Пятидесятницы замыкают Троицкая родительская суббота, Пятидесятница (или Троица), ее попразднство и отдание и праздник Всех святых в воскресенье после Пятидесятницы, вслед за к-рым сразу начинается Апостольский (или Петров) пост. Великому посту предшествует ряд подготовительных недель. К VII в. уже существовали Мясопустная и Сыропустная недели (воскресенья) (промежуток между ними уже является приготовлением к посту, когда прекращается вкушение мяса); в IX-X вв. подготовительный период открывался Блудного сына неделей , а не позднее XI в. перед ней было прибавлено еще одно воскресенье - Неделя о мытаре и фарисее, с к-рой в наст. время начинается пение Триоди Постной (в древнем иерусалимском богослужении притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисее служили чтениями самого Великого поста). Как период Великого поста, так и период Пятидесятницы имеют сложную внутреннюю структуру, особыми посвящениями отмечены все воскресенья этих периодов и большинство суббот, а также ряд седмичных дней (напр., в среду 4-й седмицы по Пасхе совершается праздник Преполовения Пятидесятницы ). Период года вне Великого поста и подготовительных к нему недель, Пятидесятницы и Недели всех святых формально считается временем, когда памятей подвижного круга нет (его принято называть временем пения Октоиха), хотя подвижный круг определяет на весь год порядок следования гласов Октоиха и утренних воскресных евангельских чтений, а в значительной степени и порядок чтения Апостола и Евангелия. Неподвижный богослужебный круг

http://pravenc.ru/text/165235.html

На литургии по входе на «И ныне», кроме 5-й недели, поется кондак: «Аще и во гроб» 402 , и положен причастен во все указанные недели – «тело Христово», (а после него воскресный). – Другой разряд песнопений Богослужения указанных недель, а также 7-й недели по Пасхе и недели Всех Святых, составляют триодные песнопения – праздника «настоящия недели», прославляющие особое празднуемое в каждую неделю событие, кроме того, – попразднственные песнопения: в нед. 5-ю – праздника Преполовения, а в 7-ю – праздника Вознесения. 403 События «праздников Триоди» преимущественно воспеваются в канонах утрени (сн. 4 прим. на 653 стр.), тропари песней которых входят также и в состав блаженн на литургии (во все недели песнь 6-я на 4, а в 5-ю нед. еще 3-я и в 7-ю нед. 4-я на 4 от другого канона Триоди); икосы (кроме пасхального в 4-ю и 6-ю нед.) и седальны после 8-й песни канона и икосы, и кондаки после 6-й его песни тоже назначены из Триоди. Вместе с этим, обыкновенно, на «Слава» и «И ныне», или на «Слава» и на «И ныне»: в стихирах (кроме воскресных стихир на «И ныне» в стихирах на «Господи воззвах» и «на стиховне»), тропарях, светильнах, положены, за немногими исключениями, песнопения «праздников Триоди»; кроме того, эти же песнопения имеются в стихирах великой вечерни на «Господи воззвах» – в 5-ю, 7-ю и Всех Святых недели, и в стихирах «на хвалитех» – в те же и 6-ю недели. 404 – На ряду с пасхальными и песнопениями праздников Триоди, во все недели, начиная с 3-й по Пасхе и кончая неделей Всех Святых, поются еще и песнопения воскресные из Октоиха, печатаемые и в Триоди Цветной (о гласах см. 651 стр. 2 прим.). К числу этих песнопений, кроме указанных выше (см. 648 стр. и 2 прим. на 654 же стр.), еще относятся: стихиры (на вечерне), тропари на «Бог Господь», седальны (состав и особенно порядок которых в Триоди Цветной, впрочем, не одинаковы с последованиями Октоиха), ипакои, степенны антифоны, прокимен, стихиры «на хвалитех» 405 , тропари («Днесь спасение» или «Воскрес из гроба», смотря по гласу) отпустительные (на утрене), блаженны (текст которых, впрочем, в 3-ю неделю – всех, а в 5-ю – одной, в Триоди Цветной различен с Октоихом) и причастен: «Хвалите Господа с небес» (на литургии). Так как песнонения Октоиха (кроме поемого на полунощнице троичного канона) печатаются в Триоди Цветной на ряду в тех местах ее последований и в том порядке, как это относительно их указано в Уставе; то обращение к Октоиху, при отправлении недельных служб (за исключением полунощницы) в период пения Цветной Триоди, – излишне. – Совмещение в один состав песнопений, означенных трех разрядов указано в Уставе и Триоди. Цветной. В общем же порядок Богослужения означенных недель по Пасхе тот же, что и в обычные воскресные дни, причем на утрене в означенный недели положены вместо полиелея, «непорочны», т.е., 17-я кафизма (см. 375 стр. и выше, примеч. к Табл. утр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

404 В некоторых недели по Пасхе, вместо праздничных, поются следующие песнопения Октоиха. На малой вечерне в стихирах «на стиховне» положен из Октоиха в 6-ю неделю на «И ныне» богородичен из стиховных стихир великой вечерне, а в неделю всех Святых, на «Слава» и «И ныне» догматик малой вечерни; в недели 4-ю, 6-ю и Всех Святых, после воскресного тропаря, поется его же богородичен на «Слава» и «И ныне». – На утрене в 4-ю и 6-ю недели, на «Бог Господь», после воскресного тропаря (2-ды), поется (на «Слава» и «И ныне») тоже воскресный богородичен; в стихирах «на хвалитех» на «Слава» положены Евангельские стихиры: в 3-ю неделю – «С миры пришедшим» (2-я рядовая), и в неделю Всех Святых – «На гору учеником» (1-я рядовая). 405 В некоторые недели по Пасхе, вместо песнопений Октоиха, поются песнопений «праздника триоди». – Так, на малой вечерне, по «Отче наш», в 3-ю неделю положен тропарь Триоди. На великой вечерне в стихирах на «Господи воззвах», вместо обычных 4 восточных из Октоиха, в 5-ю неделю поется только 1 восточна и затем положены 3 стихиры Преполовения и 3 самаряныни, в 7-ю неделю все восточные стихиры опущены и положены 3 стихиры Вознесения и 4 отцов, в неделю Всех Святых поются 3 восточных и 4 стихиры всех святых. На утрене в стихирах «на хвалитех», вместо обычных 4 восточных стихир из Октоиха, положено: в 5-ю неделю – 2 восточных и 2 самаряныни (как это видно из Триоди Цветной, в Уставе же число этих стихир напечатано, по ошибке, другое), в 6-ю неделю – 3 восточных и 1 слепого, в 7-ю неделю – 4 отцев (восточные же стихиры совсем не поются), в неделю Всех Святых – 1 восточна и 3 всех святых. 406 Велико, поистине, усердие, пламенна и постоянна любовь свв. жен Мироносиц любовь ко Господу. Свободное от всякого земного пристрастия сердце их жило и дышало только Господом; в Нем сосредоточивались все мысли, желания и надежды их, в Нем заключались все блага, все сокровище их. Ради возлюбленного Учителя своего охотно оставляют они свои дома, своих присных и знаемых, забывают слабость своего пола, не страшатся жестокости многочисленных врагов Господа, всюду неуклонно следуют за Ним, терпеливо проходят с Ним грады и веси и служат Ему от имений своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Календарная седмица, являясь периодом в 7 дней, повторяется в течение года и годов с железной неподвижностью и однообразием. Так же, в церковном году, повторяется более обширный период восьми гласов осмогласия. Как после четверга не может настать суббота, так и после седмицы гласа 4-го не может наступить седмица гласа 6-го, минуя 5-й глас. Так же вращается, наконец, еще более длинный период одиннадцати утренних Евангелий. Вот почему есть возможность прикрепить гласы к календарным седмицам и утренние Евангелия к календарным воскресеньям. Если нам скажут, что завтра будет, например, 18-е воскресенье после Пятидесятницы, то мы можем даже арифметически вычислить, что завтра будут петь 1-й глас, ибо, вычитая из 18 воскресений первое (Всех святых), отданное 8-му гласу, и получив 17, мы путем деления 17 на 8 узнаем, что период осмогласия обернется за это время дважды, и остаток (1) показывает очередной, первый глас. Это правило будет верно и в отношении 32-й, например, Недели, в которую поется глас седьмой: (32 − 1) ÷ 8=3 и 7 в остатке. Еще проще вычисляются утренние Евангелия – путем деления недельной цифры на 11, причем остаток показывает порядковое число Евангелия. Например, 28-я Неделя – 28 ÷ 11=2 и 6 в остатке, шестое Евангелие (при 3-м гласе осмогласия). В ряде же седмиц евангельских, напротив, лишь некоторые седмицы прикреплены к определенным седмицам пасхального года: таковы 7 седмиц (8 Недель) Триоди Цветной и 10 седмиц Триоди Постной. Первые имеют исходную Неделю в Пасхе предыдущей, вторые опираются на Пасху предстоящую. Что касается седмиц Матфеева и Лукина ряда, то они не могут быть прикреплены к седмицам календарным, ибо подвергаются изменениям, о которых говорено выше, а именно, седмицы зачал евангельских или отстаютот течения календарных седмиц (при пропуске), или повторяются в двух седмицах (при отступках), или догоняют течение седмиц, хотя и поздно (при переносе). И все это делается вследствие разнообразия сроков Пасхи. Вот почему является крайне неудобным вести сплошной счет седмицам Матфеевым и Лукиным от Пятидесятницы, в особенности же с указанием при этом гласов Октоиха. Следуя этому сплошному счету, указываемому Сказанием (II), Неделя о Закхее (Луки зач. 94), например, есть Неделя 32-я, глас 7-й. А между тем в текущем, например, году она была 37-м воскресеньем от Пятидесятницы и потому совпала с 4-м гласом. Судя по Сказанию (II), Неделя о чудесном лове рыбы (Луки зач. 17) есть 18-е воскресенье от Пятидесятницы, глас 1-й. На самом же деле такое совпадение может быть только в те годы, когда Пасха бывает в дни 31 марта – 6 апреля, то есть в семи случаях из 35 возможных.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Наконец, чтобы не оставалось никакого сомнения в справедливости предлагаемого толкования, мы укажем на греческий текст вышеприведенного места из Сказания (I), где прямо говорится: τ δ κατ Λουκν γιον εαγγλιον ναγινσκεται π ρχς τ β. τς μετ τν ψωσιν κυριακς, – то есть: «Святое же Евангелие от Луки читается от начала в понедельник Недели по Воздвижении». Вместо недели (κυριακς) славянский переводчик поставил Креста, и это ясное место сделалось сбивчивым. Наконец, по свидетельству de Matthaei, в некоторых кодексах это место читается иначе, и еще яснее: «Лука начинает читаться от Недели (воскресенья) по Воздвижении (π τς κυριακς μετ τν ψωσιν), ибо тогда бывает и равноденствие, так называемый новый год» 8 . Окончание Матфеевых зачал. Остановившись таким образом на определенном решении относительно начала седмиц (зачал) Лукиных, мы теперь легко можем решить и вопрос об окончании зачал Матфеевых. Об этом в Сказании (I) читаем: «От Матфея же Святое Евангелие чтется от понедельника по Пятидесятнице, яже есть Святаго Духа, до пятка по Воздвижении Креста». Нет сомнений, что пяток по Воздвижении Креста указан здесь в качестве крайнего срока, до которого может простираться чтение зачал Матфеевых, ибо за этим пятком следуют суббота и Неделя по Воздвижении, а затем понедельник – начало Луки. Матфеевы зачала могут перейти через Воздвижение, по никогда не могут переступить через Неделю по Воздвижении, и потому – в двух случаях из семи возможных – они должны быть закончены до Воздвижения, а именно, когда Воздвижение придется на пяток и на субботу. Это представлено в нижеследующей таблице: Воздвижение Неделя Воскресенье (14) Понедельник (14) Вторник (14) Среда (14) Четверток (14) Пяток (14) Суббота (14) В последних двух случаях пяток по Воздвижении будет уже после понедельника Лукина и потому не может быть пределом Матфеевых чтений. В этих случаях конец Матфеевых зачал падает на четверток или на пяток накануне Воздвижения. Семнадцатая Неделя Матфеева. Воздвиженские отступки. В настоящем (1915–1916) пасхальном году, начавшемся самой ранней Пасхой (22 марта), имел место редкий уставный случай: была прочитана на своем месте не только вся 17-я седмица Матфеева, но и Неделя 17-я (6 сентября), то есть зачало 62 – «О жене хананеянке». В небольшом по размерам Сказании (I) этому зачалу посвящено довольно большое замечание, изложенное (то есть переведенное), к сожалению, столь неудачно, что было бы напрасным трудом найти в нем подлинный смысл без помощи греческого текста. Вот эти строки, цитируемые во всех пособиях и руководствах по Уставу и служащие единственным основанием для учения о «внутрь-Пасхе» и «вне-Пасхе»:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

НЕДЕЛЯ 6-я ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОМ. Ин. Зач. 34. (9,1–38) О БОГОСОЗЕРЦАНИИ Один и Тот же, как человек плюет, по Божеству же отверзает очи слепорожденному; плотию страждет, а по Божеству отверзает гробы и воскрешает мертвых (46,158). Серафимы трепещут пред Божиим величием, Херувимы содрогаются пред Ним. Если Бог является тварям Своим, исчезают они, как дым. Если мирам открывает могущество Свое, обращаются в ничто, как солома в огне, а если в чьей душе вселяется Бог, может ли какой страх объять душу эту и какой-либо ужас приблизиться к Ней? (25,97)… Убоимся Бога, ибо Он страшен, и будем чтить Его, потому что Он благ; станем просить у Бога, что Ему угодно дать, а нам полезно получить, ибо сему готов Он внять. Падая, будем каяться, потому что Он благодетелен и приемлет кающихся искренно, но нимало не будем нерадивы, ибо Он всесилен и не может быть обманут, напротив того, возлюбим Его со всей горячностью, потому что к любящим Его – снисходителен по мере любви их (48,434). Что солнце для существ чувственных, то Бог – для духовных: одно освещает мир видимый, другой – невидимый; одно – телесные взоры делает солнцевидными, другой – разумные естества богоподобными. И как солнце доставляет возможность видящему видеть, а видимому – быть видимым, само же гораздо превосходнее видимого, так Бог, устрояющий, чтоб существа мыслящие имели дар мышления, а мыслимые были предметом мышления, Сам выше всего мысленного, и всякое желание останавливается на Нем, далее никуда не простирается (9,176). Бог есть Свет Высочайший, так что всякий другой свет, сколько бы не казался осиявающим, есть только малая Его струя или рассеивающийся отблеск (10,146). Божество не есть что-либо умопредставляемое в очертании, напротив, Божеству свойственно быть везде, все проникать, ничем не ограничиваться (18,418). Бог есть высочайшая лепота, но к Нему ты должен возводить ум и помыслы, и не содержать в мысли ничего иного, кроме чаяния узреть Его (30,236). Бог непостижим в могуществе Своем. Он мог явить в тварях нечто большее, но совершил над ними одно то, что для них было вместительно… Не обвиняйте Божия могущества, что не соделано для природы вместимым невозможное; виною сему не Создатель, но тварность (22,248).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

398 До настоящего времени в некоторых местах существует возмутительный обычай сопровождать послепасхальные поминовения усопших диким пьяным разгулом. В 1895 г. в Киеве местным Епархиальным Начальством было сделано распоряжение, которым был воспрещен принос на кладбища во время после пасхальных поминовений водки и других хмельных напитков, причем на настоятелей кладбищ возложена ответственность за христианское трезвое поведение посетителей кладбищ, а полиции было предложено не пропускать идущих на кладбище с водкой и выводить позволяющих себе на могилах попойки. Все Киевское приходское духовенство предварительно огласило это распоряжение в храмах и увещавало прихожан оставить этот грешный обычай справлять чисто по-язычески пьянственную тризну на гробах своих усопших. Это новое распоряжение было напечатано местными газетами; кроме того, и настоятели Киевских кладбищ особыми афишами, расклеенными по городу, уведомили горожан о сделанном распоряжении и принятых против пьянства на кладбищах мерах (См. Ц. Вед. 1895, 16). Дай Бог, чтобы и в других местах настоятельно были приняты соответствующие меры против позволяемых на кладбищах при поминовении усопших диких оргий, столь оскорбительных для всякого христианского чувства. 399 Употребительны и другие названия этого дня поминовения. Так, в некоторых местах ему дают древнеславянское «название Навий», что значит мертвец (Душ. Чт. 1871, 11, 273 стр.); в Малороссии этот день называется «могилками», «гробками», «проводами». 400 Кончая 6-й неделей по Пасхе, первым положен канон Пасхи, ирмосы которого и поются (по 2-ды) в начале каждой песни (кроме пения их, кончая 5-й неделей, по 1-ды на катавасию, – см. 647 стр.); тропари канона положены «со ирмосом и с богородичны» (см. 644 стр.) этого канона: в 3-ю и 5-ю недели – на 6, в 4-ю же и 6-ю – на 8 (причем, обыкновенно, к богородичным в практике принят припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас»); после каждой песни пасхального канона положены песни канонов «праздника Триоди»: в 3-ю неделю – на 8, в 4-ю и 6-ю – на 6, по одному канону во все эти недели; в 5-ю же неделю положены два канона – Преполовения на 4 и праздника недели тоже на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010