Влияние ранней и поздней Пасхи. Прежде чем говорить о частных случаях названных изменений, запомним главные положения Устава о значении праздника Воздвижения Креста в круге евангельских чтений: 1 . «Матфеевы седмицы», то есть зачала, начинаясь от Понедельника Святого Духа, идут (читаются) до праздника Воздвижения и никак не далее пятка по Воздвижении. 2 . «Лукины седмицы» (зачала) могут начаться только после праздника Воздвижения и только от начала, то есть с понедельника, с 10-го зачала. Только приняв во внимание эти два положения, мы можем легко усвоить себе все случаи изменений в зачалах Матфеевых и Лукиных. Представим себе случай самой ранней Пасхи, какая была, например, в истекающем пасхальном году. Эта Пасха, отодвинувшись от неподвижного Воздвижения на 22 марта, образовала столь большое вместилище седмиц (22 марта – 14 сентября), что, кроме 7 седмиц Пятидесятницы, в него вошли все 17 седмиц Матфеевых (11 мая – 6 сентября) и осталась еще пятерица дней (7–11 сентября), лишенная евангельских зачал (12 и 13 сентября имеют свои чтения, так как это соответственно суббота и Неделя пред Воздвижением, а сам праздник Воздвижения попадает на понедельник, то есть на 14 сентября. – Ред.). Таким образом, при ранней Пасхе все 17 седмиц Матфеевых оказались, так сказать, внутри Пасхи, то есть в ее вместилище. Возьмем теперь случай самой поздней Пасхи. Эта Пасха, приблизившись к неподвижному Воздвижению до предела 25 апреля, столь сократила вместилище седмиц (25 апреля – 14 сентября), что, кроме Пятидесятницы, в нем могли остаться только 12 полных седмиц Матфеевых и пять седмичных дней 13-й седмицы. Остальные седмицы этого звена оказались вне ряда и не могли быть прочитаны на своем месте. Та же картина наблюдается и на другом конце пасхального года. Поздняя (отдаленная) Пасха, увлекая за собой десять седмиц Триоди, отрывает Неделю мытаря и фарисея от Лукиных седмиц, образуя больший или меньший промежуток, лишенный евангельских зачал. Ранняя (приближенная) Пасха, напротив, придвигает Триодь иногда вплоть к празднику Крещения, как, например, в прошлом пасхальном году, когда Неделя мытаря и фарисея низошла до 11 января. Результатом этого является пропуск зачал даже и в Лукином ряде.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Нарóд же, увидев, что сдéлал Пáвел, возвысил свой гóлос, говоря по-ликаóнски: «Бóги в óбразе человéческом сошли к нам». И назывáли Варнáву Зéвсом, а Пáвла Éрмием, потомý что он начáльствовал в слóве. Жрец же идола Зéвса, находившегося перед их гóродом, приведя к ворóтам волóв и принеся венки, хотéл вмéсте с нарóдом совершить жертвоприношéние. Но апóстолы Варнáва и Пáвел, услышав о сем, разодрáли свои одéжды и, брóсившись в нарóд, громоглáсно говорили: «Мужи! Что вы это дéлаете? И мы – подóбные вам люди, и благовествýем вам, чтóбы вы обратились от сих лóжных к Бóгу живóму, Котóрый сотворил нéбо и зéмлю, и мóре, и всё, что в них, Котóрый в прошéдших рóдах попустил всем нарóдам ходить своими путями, хотя и не переставáл свидéтельствовать о Себé благодеяниями, подавáя нам с нéба дожди и временá плодонóсные и исполняя пищею и весéлием сердцá нáши». И, говоря сиé, они едвá убедили нарóд не приносить им жéртвы и идти кáждому домóй. ( Деян 14:6–18 ) Аллилуиа: 1 . Помяни сонм Твой, егóже стяжал еси испéрва. 2 . Бог же Царь наш прéжде вéка, содéла спасéние посредé земли. Четверг 4-й седмицы по Пасхе Прокимен и аллилуарий Преполовения Деяний святых апóстол чтéние В те дни Пётр отвéрз устá и сказáл: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком нарóде боящийся Егó и поступáющий по прáвде приятен Ему. Он послáл сынáм Изрáилевым слóво, благовествýя мир чрез Иисуса Христá; Сей есть Госпóдь всех. Вы знáете происходившее по всей Иудéе, начинáя от Галилéи, пóсле крещéния, проповéданного Иоáнном: как Бог Духом Святым и силою помáзал Иисуса из Назарéта, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладáемых диáволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидéтели всегó, что сдéлал Он в странé Иудéйской и в Иерусалиме, и что наконéц Егó убили, повéсив на дрéве. Сегó Бог воскресил в трéтий день, и дал Ему являться не всему нарóду, но свидéтелям, предызбранным от Бóга, нам, котóрые с Ним éли и пили, по воскресéнии Егó из мёртвых. И Он повелéл нам проповéдовать людям и свидéтельствовать, что Он есть определённый от Бóга Судия живых и мёртвых. О Нём все прорóки свидéтельствуют, что всякий вéрующий в Негó получит прощéние грехóв именем Егó». ( Деян 10:34–43 ) Пятница 4-й седмицы по Пасхе

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Если зрение ума не будет очищено деланием заповедей… не приобретет в совершенстве света любви, не преуспеет возрастом в обновлении Христовом (52,268). СРЕДА Ин. Зач. 18. (6,5–14) О НИЧТОЖНОСТИ ЗЕМНЫХ БЛАГ Живущие духовно невысоко ценят земные блага, потому что опытно изведали оную небесную и неплотскую славу, уязвлены иною неизреченною красотою, имеют часть в ином богатстве, живут по внутреннему человеку, причастны иного Духа (30,43). Невежественные люди и миролюбцы, не зная природы самого добра, часто называют блаженным то, что не имеет никакой цены: богатство, здравие, блистательную жизнь, что по природе своей не есть добро, потому что не только удобно изменяется в противоположное, но и обладателей своих не может сделать добрыми. Ибо кого сделало справедливым богатство или целомудренным – здоровье? Напротив того, каждый из сих даров злоупотребляющему им часто способствует ко греху (1,159). Видимые блага подвергают нас то тем, то другим превратностям: то возносят вверх, то низвергают вниз и кружатся, как в вихре, и прежде, нежели овладеем ими, убегают и удаляются от нас, и, таким образом, играют нами, обманывают нас. Направлено это к тому, чтобы мы, усмотрев их непостоянство и переменчивость, скорее устремились к пристанищу будущей жизни. В самом деле, что было бы с нами, если бы земное наше счастье было постоянно, когда и при непостоянстве его мы столько к нему привязаны? Когда обманчивая приятность и прелесть его держит нас, как рабов, в таких узах, что мы ничего и представить себе не можем лучше и выше настоящего, и это тогда, как мы слышим и верим, что мы сотворены по образу Божию, Который, пребывая на небеси, и нас влечет к Себе (9,22). Горе нам, что мы не умеем предпочитать нетленное тленному и презираем Божественную и страшную правду (30,188). Человеколюбивый Владыка наш, когда увидит, что мы не заботимся о настоящих благах, и их дарует нам с щедростью и наслаждение благами будущими предуготовляет (35,377). Тому же, кто привязан к настоящему, невозможно питать любовь к неизреченным благам будущим, у него пристрастие к настоящему омрачает разум, точно так, как какая-нибудь нечистота залепляет телесные глаза и не позволяет видеть, что нужно (35,385).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1 . Откуда Матерь Божия могла знать, что Ее Сын способен к чудотворению? (ик. 6–9) 2 . Как правильно понять слова Спасителя «Не у прииде час Мой»? (ик. 10–16) 3 . Почему Спаситель привлекает Себе в помощники слуг, а не апостолов? (ик. 17) Подробность и настойчивость, с какой автор подступается к поставленным вопросам, выявляет в нем сознательного экзегета. С этих позиций ему даже как бы не интересен эпизод с архитриклином, и о нем вообще нет никакого упоминания. Но было бы несправедливым не замечать поэтического момента, проявляющегося в средствах выразительности, в богатом, несмотря на ограниченный лексический состав, метафорой языке, в риторических вопросах и восклицаниях, в смелых со- и противопоставлениях, в употреблении прямой речи 19 , в самой строфической форме, наконец. Особо нужно отметить мастерство припева: будучи по существу субстантивированным причастным оборотом в Nom. Sg., он может выступать только как подлежащее, либо как распространенное приложение, или же как обращение. И все строфы кондака, от проимиона до последнего икоса, выстраиваются так, чтобы в конце стоял один из вышеуказанных членов предложения и только он. Для поворота на припев иногда достаточно половины предпоследней строки (напр., ик. 3, 7): такая неожиданность не есть слабое место песнопевца, но, напротив, свидетельствует об особой задаче, возлагаемой на припев в контексте большой поэтической формы 20 . Припев, исполняемый всем ликом (в идеале: народом), несет основное настроение всего произведения, задавая тем самым особый колорит каждому празднуемому событию. В нашем кондаке это – перефразированный стих Предначинательного псалма ( Пс. 103:24 ): «Вся премудростию сотворил еси», исключительно емко передающий чувство священного восторга перед Промыслом Творца и необходимо вызывающий на благодарственное: Слава Ти, Господи, сотворившему вся! 21 2. Перевод с комментариями (свящ. Михаил Асмус) В СРЕДУ ВТОРОЙ СЕДМИЦЫ [ПО ПАСХЕ] КОНДАК НА БРАК В КАНЕ СО СЛЕДУЮЩИМ АКРОСТИХОМ: СЛОВО РОМАНА СМИРЕННОГО (TO EPOS RWMANOU TAPEINOU)

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

5 мая. ПАСХА. Воскресение Христово . – С.43; 5-12 мая. Светлая седмица . Фото Юлии Кузенковой. – С.43; 12 мая. Неделя 2-я. Фомина . – С.43; 14 мая. Поминовение усопших . Радоница. – С.44; 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе . Жен-мироносиц . – С.44; 26 мая. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном. – С.44; 29 мая. Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы. – С.44; 2 июня. Неделя 5-я по Пасхе . О самаряныне . – С.44; 9 июня. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом. – С.44; 12 июня. Среда 6-й седмицы по Пасхе . Отдание праздника Пасхи. – С.44-45; 13 июня. Четверг 6-й седмицы по Пасхе . Вознесение Господне . – С.45; 16 июня. Неделя 7-я по Пасхе. Память святых отцов Первого Вселенского собора. – С.45; 22 июня. Суббота 7-й недели по Пасхе. Троицкая Вселенская родительская суббота. – С.45; 23 июня. Неделя 8-я по Пасхе. Пятидесятница. День Святой Троицы . – С.45; 24 июня. Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице. День Святого Духа . – С.45; 30 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых . – С.45. же см.//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.32-35. - (рубрика « Тема номера. Пасха »). Коротко: Мысли Истории. Притчи . Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - –май 2013. – С.46. – (раздел « Вера », рубрика « Коротко »). Мераб Мамардашвили . Цитата: «Слушал сегодня классическое рассуждение о том, что человек, знающий, что он умрет, из страха перед смертью и породил идею Бога и бессмертия…». Святитель Иоанн (Максимович) основал в Шанхае приют для детей-сирот. Одна из воспитательниц, М.А.Шахматова, рассказала о таком удивительном случае… один старец копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров. К нему подошел посетитель и спросил: - Что ты делаешь? - Да вот исповедую свой огород, - отозвался старец… Реклама : С.47. Новомученики : Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Блаженная. 14 мая Русская Православная Церковь празднует память мученицы Нины Кузнецовой . Документальные фото, предоставленные автором. Икона «Святая мученица Нина».//Фома. - –май 2013. – С.48-49. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-121-...

Служба приводит христианина к осознанию того, что каждый человек подвержен духовной слепоте и омрачил грехом свои душевные очи. «Душевныма очима ослеплен, к Тебе Христе прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме Свет Пресветлый» 586 . Воспоминание чуда над слепорожденным совершается Церковью в шестую Неделю по Пасхе, в понедельник, вторник и среду шестой седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи совершается в среду 6 седмицы по Пасхе. Одновременно начинается предпразднство Вознесения Господня, которое длится только один день. Служба отдания праздника Пасхи совершается подобно службам отдания двунадесятых праздников. В последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени и Литургии бывает таким же, как и в Светлую седмицу: священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит начальный возглас и затем поет стихи: «Да воскреснет Бог» и прочее. Но отпуст с Крестом бывает только после Литургии (отпуст после Литургии произносится полный, пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый» с воспоминанием святого дня). На отдание Пасхи поются также и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. Перед службами – звон торжественный, напоминающий пасхальные дни. На утрене после кафизм поется постоянная для всех дней Святой Пасхи воскресная песнь: «Воскресение Христово видевше». Канонов три: пасхальный, Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поется ирмос 9 песни пасхального канона с припевами, как на Пасху, и после канона – ексапостиларий пасхальный: «Плотию уснув» (дважды), а второй ексапостиларий – из службы Недели о слепом. Часы читаются обычные (трипсалмные), а не пасхальные. После Литургии священнослужители поднимают Плащаницу с Престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую «гробницу»). Особого чина для перенесения Плащаницы Уставом не положено. Читать далее Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий/Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

196 на об.–197 на об.). Отдел III. Глава 25. О богослужении Страстной седмицы Приложение к 25 главе: выдержки из Типикона о времени и месте дневного богослужения в Великие четверток, пяток и субботу Отдел четвертый. О богослужении праздника Благовещения пр. Богородицы в период времени пения Триоди Постной Глава 26. О богослужении в предпразднство Благовещения пр. Богородицы. Глава 27. О богослужении в самый праздник Благовещения пр. Богородицы. Глава 28. О богослужении в отдание Благовещения пр. Богородицы Отдел пятый. Дополнительный Глава 29. О молитвословиях: Всесвятая Троице.... Буди имя Господне... 3-ды. Слава, и ныне, Благословлю Господа... Глава 30. О конечном трисвятом Глава 31. О канонах малого и великого повечерий в период времени пения Триоди Постной Часть III. О Богослужении в период времени пения триоди Цветной Отдел I. О пасхальном богослужении Глава 1. О богослужении первого дня Пасхи Глава 2. О богослужении седмичных дней Пасхи Глава 3. О богослужении первого дня Пасхи, если случится праздник Благовещения Пр. Богородицы Глава 4. О богослужении в понедельник, вторник и среду Пасхальной седмицы, если случится праздник Благовещения Глава 5. О богослужении в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток и субботу Пасхальной седмицы, если случится великомученика Георгия, 23 апреля Глава 6. О богослужении Пасхальной седмицы, начиная с понедельника, если случится храмовой праздник святого Отдел II. О богослужении воскресных дней периода времени пения Триоди Цветной Главы 7 и 8 Глава 9. О богослужении 3 недели по Пасхе Мироносиц (Тип., л. 364), 4-й Разслабленного (л. 367), 5-й Самаряныни (л. 369) и 6-й Слепого (л. 371) Глава 10. О богослужении недель Мироносиц, Разслабленного и Самаряныни, если случится великом. Георгия Глава 11. О богослужении недель Мироносиц, Разслабленного, Самаряныни и Слепого, если случится св. апост. и еванг. Иоанна Богослова, 8 мая. (Тип., л. 233) Глава 12. О богослужении 4, 5 и 6 недель по Пасхе, если случится храмовой праздник святого Глава 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Песнопения воскресных дней по Пасхе (вплоть до Недели о слепом) совершаются в течение седмицы или чуть меньше, последний день может называться О. (в совр. печатном Типиконе - в отношении Недели 4-й по Пасхе - о расслабленном), хотя с этим О. соединяется неск. последований. Празднование Преполовения удлиняется в Иерусалимском уставе до среды следующей седмицы (т. о., О. становится «октавой» этого праздника). Вплоть до среды 6-й седмицы (перед Вознесением) поются пасхальные песнопения, сама среда получает название «Отдание Пасхи», в службе этого дня соединяются последования Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения. В совр. практике эти указания игнорируются, служба совершается по уставу одного из будних дней Светлой седмицы, но с нек-рыми особенностями; данный устав сложился в греч. богослужебной практике к XIX в. ( Κωνσταντνος. Τυπικν. Σ. 202-203; Βιολκης. Τυπικν. 1888. Σ. 400-401). Если О. совпадает с воскресным днем, устав службы определяется Марковыми главами , помещенными в месяцеслове после О. На случай совпадения подвижных О. Вознесения и Пятидесятницы с днем полиелейного или бденного святого имеется указание в Марковой главе под 25 мая. Отдание Богоявления 14 янв. совпадает с днем памяти свт. Саввы Сербского, из-за чего его последование переносится на 12 янв., однако в дониконовском издании 1641 г. приводится вариант соединения его последования с О., если храм носит имя этого святого (Устав. М., 1641. Л. 424). В совр. практике РПЦ О. Богоявления может соединяться с полиелейной службой равноап. Нине, а 21 сент.- со службой свт. Димитрию Ростовскому. Уставные указания на этот счет помещены в совр. изданиях Минеи расширенного состава (Минея. Сент. М., 2003. С. 579-595; Минея. Янв. Ч. 1. М., 2002. С. 573-586) и частично отражают рубрики в издании Минеи дополнительной (М., 1909. Л. 19 об.- 31, 83 об.- 89 об.). Номера перечисленных глав и указаний слегка расходятся в отношении стихир на «Господи, воззвах», устава канона и положения кондака и икоса праздника по 3-й или 6-й песни.

http://pravenc.ru/text/попразднства.html

В различных редакциях Иерусалимского устава вплоть до совр. печатных изданий (Типикон. [Т. 2.] С. 996-1008) богослужение цикла В. Г. излагается одинаково. В среду 6-й седмицы по Пасхе, на предпразднство В. Г., соединяются последования отдания Пасхи, Недели о слепом и предпразднства В. Г. (представлено только каноном на утрене); из-за отдания Пасхи служба этой среды имеет нек-рые характерные черты пасхального богослужения. Накануне самого праздника совершаются малая вечерня, затем - торжественное всенощное бдение, состоящее, как и обычно, из великой вечерни со входом и литией, утрени с полиелеем и великим славословием и 1-го часа. На вечерне «Блажен муж» не поется; после входа читаются паремии (те же, что и по Типикону Великой ц.). На утрене после Евангелия стихословится «Воскресение Христово видевше» - в честь минувшего праздника Пасхи и по причине тесной связи событий Воскресения и Вознесения. Служба на литургии та же, что и в Типиконе Великой ц., но антифоны избраны из Пс 46, 47 и 48, хотя в качестве входного стиха (к-рый должен происходить из того же псалма, что и 3-й антифон) сохранился Пс 46. 6. В период попразднства поются посвященные В. Г. песнопения, как взятые из службы праздника, так и составленные специально для дней попразднства. В 7-е воскресенье по Пасхе последование В. Г. поется, если только на это воскресенье не приходится память великого или храмового святого. Отдание в пятницу 7-й недели в Типиконе и Цветной Триоди практически не расписано, его устав соответствует уставу отданий др. двунадесятых праздников, т. е. службе с великим славословием на утрене. В случае совпадения праздника В. Г. с днем памяти великого святого, к-рому назначено совершение всенощного бдения (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), их последования соединяются. Образец соединения приведен в марковой главе под 8-м мая - днем памяти ап. Иоанна Богослова (Типикон. [Т. 2.] С. 631-632). В честь памяти великого святого на вечерне в составе всенощного бдения поется «Блажен муж»; в московском издании Типикона 1610 г. для этого случая указано пение на В. Г. 2 величаний (Л. 165).

http://sedmitza.ru/text/703297.html

За этим днем, по сообщению Афраата, должны следовать еще 6 других праздничных дней (кончая 21-м нисана). Так как, по его толкованию, Христос воскрес 16-го нисана, то пасхальный пост при такой Пасхе мог продолжаться лишь один день 9 . Точно также не сразу установился во всех церквах и полный цикл памятей страстной седмицы. Раньше других церквей, по-видимому, это было сделано в Иерусалиме. Посетившая его в к. IV-ro в. Сильвия Аквитанка в своем путешествии описывает не только такие крупные праздники, как воскрешения Лазаря, входа Господня в Иерусалим, но даже и памяти первых трех дней страстной седмицы: так, во вторник, по ее словам, на вечерне в храме на Елеонской горе епископ читал то место из евангелия Матвея, где Господь говорит: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (24, 4), т.е., очевидно, зачало о втором пришествии. В среду тоже за вечерней в храме Воскресения пресвитер читал евангелие о том: «как Иуда Искариот пошел к Иудеям и сказал им, что они должны дать ему за предание Господа 10 ». В других церквах некоторые из указанных памятей были введены уже гораздо позднее. По сообщению Ассемани, антиохский патриарх Север в 125-ой своей беседе свидетельствует, что на Востоке вообще праздник Входа Господня стали праздновать лишь около 500-го года 11 ). С этим известием вполне согласуется другое – т. н. хроники Иисуса столпника о том, что эдесский епископ Петр (с 498 г.) кроме принятых раньше праздников ввел также праздник Входа 12 . В константинопольской церкви еще в IX-X вв. памяти первых трех дней страстной седмицы оставались недостаточно развитыми. Там на богослужении в эти дни читались лишь одни нынешние наши литургийные евангелия, которые содержат только речь Христа о последних временах и повествование об уговоре Иуды с Иудеями 13 . Дополняющие их утренние евангелия появились в Константинополе уже позднее из Иерусалимского устава. Вероятно, расширение пасхального поста дало начало посту св. 40-цы. Правда, существование одного свидетельства, именно, 69-го апостольского правила 14 , по-видимому, заставляет относить начало и этого поста к апостолам, но данное свидетельство не надежно, ибо т.н.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010