Скачать epub pdf 49. Седмица 4 по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы. О воде живой (Ин. 7:14–39) «Кто жаждет, иди ко Мне, и пей... Кто верует в Меня... у того из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 14:37–38 ) Это удивительные слова о воде живой сказал Господь наш Иисус Христос в последний день еврейского праздника Кущей. Ещё удивительнее, братия и сестры, что об этой живой воде за 700 лет до воплощения Сына Божия пророчествовал ветхозаветный пророк Исаия, говоря: Жаждущие! Идите все к водам, даже и вы, у которых нет серебра (т. е. нет средств)... Идите... и в радости черпайте воду из источника спасения ( Ис. 55:1 ; Ис. 12:3 ). В беседе с самарянкой Спаситель указал, что эти слова великого пророка исполнились, что вода от источника спасения – это Его вода, ибо Сам Он есть Источник спасения. Кто будет пить воду, которую Я дам ему, – говорил Он самарянке, – тот не будет жаждать вовек. Но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). Сегодня, братия и сестры, святая Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы, т. е. половину времени от Воскресения Господня до дня святой Пятидесятницы. В этот день (святой Пятидесятницы) Господь наш Иисус Христос преизобильно даровал апостолам благодатные дары святого Духа и тем предопределил даровать и нам этой воды живой, если мы возжаждем её, возревнуем о ней. Как чадолюбивая мать, святая Церковь заранее, как бы на полпути от святой Пасхи до святой Троицы духовно готовит нас к празднику святой Пятидесятницы. Она напоминает нам, что только душа, «жаждущая благочестия», может быть напоена «водами благодати Христовой». В тропаре праздника она (святая Церковь ) взывает к Господу: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет». Как видим и Сам Господь зовёт нас к Себе, как Источнику благодати Божией. И святая Церковь молит Его жаждущую благочестия душу напоить водами спасения. Она взывает в кондаке и ко всем нам: «Приидите и почерпните воду бессмертия».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Стих: И память их в род и род. Ср. Пс 64:5; 44:18а неделя Пятидесятницы Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 3. Аллилуия, глас 1 Стих: Словом Господним утверждены небеса, и Духом уст Его — всё воинство их. Стих: С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Пс 32:6, 13 седмица 1 после пятидесятницы понедельник Святого Духа Прокимен, глас 6 Спаси, Господи, народ Твой/и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня. Пс 27:9, 1а Зачало 229. Аллилуия, глас 2 Стих: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей. Стих: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Пс 50:3, 13 Вторник зачало 79а. Четверг зачало 81а. Среда зачало 80. Пятница зачало 82. Суббота зачало 79б. неделя 1 после Пятидесятницы, всех святых Прокимен, глас 8 Помолитесь и воздайте/обеты Господу, Богу нашему. Стих: Известен в Иудее Бог, велико в Израиле имя Его. Пс 75:12а, 2 И святым, прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих; Бог Израилев. Пс 67:36а Зачало 330. Аллилуия, глас 4 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их. Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18а, 20 седмица 2 Понедельник зачало 83. Четверг зачало 89. Вторник зачало 86. Пятница зачало 90. Среда зачало 87. Суббота зачало 84. неделя 2 после Пятидесятницы, всех святых, в земле Российской просиявших Прокимен, глас 1 Да будет, Господи, милость Твоя на нас,/как мы уповаем на Тебя. Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе — правым прилична хвала. Пс 32:22, 1 И святым прокимен, глас 4 Святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них. Пс 15:3 Зачало 81б и святым зачало 330. Аллилуия, глас 1 Стих: Бог совершает мщение за меня и покоряет народы мне. Стих: Величественно спасает царя и творит милость помазаннику Своему Давиду и семени его навеки. Ср. Пс 17:48, 51 Аллилуия святым, глас 4

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Седмица 18-я по Пятидесятнице Понедельник. О совлечении ветхого человека Лк.3:19–22 Еф.4:25–32 Человеку, вставшему на путь Христов, необходимо, по слову Апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, … обновиться духом ума, … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:22–24 ). И правда, как хотелось бы: вдруг совлечь с себя старое и грязное, и раз и навсегда облечься в чистое, новое, светлое!.. Но ключ к этой задаче в том, что «нового человека» должны составить все вместе мы, исповедующие имя Христово. Ибо «мы члены друг другу». И первое, что здесь мешает, это – ложь. Солгал – и ушел от ответственности; солгал – и вроде бы все спокойно… Но хотя ложью иногда и удается избегать конфликтов, – с каждым разом неумолимо, как по стеклу, расползается трещина в человеческих отношениях. А «посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему». Но если ложь постепенно перетирает связующие нити, то гнев сразу рвет их. Гнев и кротость, как ложь и истина – тоже ветхое и новое, как тьма и свет. «Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет в гневе вашем»… Но можно ли гневаясь не согрешать? Иоанн Златоуст так поясняет это место: «Хорошо не гневаться; но если кто впадет в эту страсть, то, по крайней мере, не на долгое время… Да не зайдет солнце, оставив вас врагами». И апостол Павел, опасаясь, чтобы не подумали, будто иной гнев может и не быть грехом, далее уточняет: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас». «Всякое». Даже когда формально прав. И если до захода солнца не победишь гнев и не примиришься, то сам почувствуешь, как для тебя заходит солнце разума, солнце любви, и уже не сможешь молиться Богу, как будто и Бога уже не стало. Также и отношение к богатству. У ветхого человека инстинкт – грести к себе. Новый же – даже трудится не столько для себя, но «чтобы было из чего уделять нуждающемуся». А если упорно хочешь приобретать только для себя, то постепенно будешь все более неразборчив в средствах. Апостол, зная, куда ведет этот путь, прямо и резко говорит желающим быть христианами: «Кто крал, вперед не кради».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Рубрики Коллекции Сошествие Святого Духа. Дуччо ди Буонинсенья. 1308-11 Неделя 8 по Пасхе, День святой Троицы – Пятидесятница: 23 июня 2 мин., 07.03.2024 Поделиться Наконец, приближается восьмая неделя после Пасхи, пятидесятый день, или Пятидесятница. Именно в этот день ученики дождались обещанного им Богом: Сошествия Духа Святого, Утешителя. Это событие было предсказано им самим Христом, когда на последней их совместной трапезе Он сказал: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14:26). И после Своей смерти и Воскресения просил их вернуться в Иерусалим и ждать там, пока не исполнится обещанное. Читайте также: Неделя — это воскресенье, седмица — 7 дней Вот как об этом дне рассказывает Книга деяний апостольских: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:1–4). На этот шум к дому, где находились апостолы, сбежался народ, среди которого были и римляне, и парфяне, и ливийцы, и каппадокийцы, словом, прозелиты из разных народностей. И каждый слышал апостолов, говорящих на его родном языке! Это привело всех в изумление, но нашлись и те, кто издевался: «Галилеяне просто напились!» — кричали они. Тогда апостол Петр обратился к толпе с первой проповедью Евангелия. Около трех тысяч человек, послушав апостола, вскоре приняли крещение. Так было положено начало первой христианской общине. Фото Марии Обломовой Итак, Пятидесятница — день, когда апостолы вышли на проповедь. День, когда группа последователей Христа стала Церковью, о которой Господь сказал: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Что это значит для нас? Это значит, что жизнь Ее не прерывалась никогда и в самые сложные времена, и та Церковь, которую мы знаем сегодня, и есть та самая, родившаяся в иерусалимской горнице и с тех пор непрерывно прираставшая тысячами верующих.

http://foma.ru/nedelya-vosmaya-pyatidesy...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Власть — это Божие установление 20.07.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 4-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении слуги сотника Господом Иисусом Христом. Сотник — римский офицер — приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен. «Я приду и исцелю его», — сказал Господь. На эти слова сотник отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». И Христос с удивлением говорит о том, что и в Израиле не нашел Он такой веры. «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». И исцелел слуга сотника в тот же час. Вот такое простое повествование, которое Христос завершает словами о том, что многие народы придут с востока и запада — язычники, не знающие Бога, — и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Небесном, а сыны царства будут изгнаны вон, во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Нас поражает смирение римского офицера — язычника, который принимает то, что книжники и фарисеи — учители Израиля — не могут принять: власть Христа. «Ибо я и подвластный человек, — рассуждает сотник, — но имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». На основании этого сотник делает вывод о том, что власть Христа распространяется очень широко. Он понимает, что власть, которую имеет он, римский воин, дана ему от римского кесаря, и он не своей властью исполняет то, что с такой готовностью в свою очередь исполняют его подчиненные. Слыша о чудесах Христовых, о Его власти над болезнью, разрушительными стихиями, над самой смертью, этот человек задумывается о том, как велика должна быть власть Того, Кто силой Божией совершает невозможное. Он простирает эту власть до тех пределов, где действует власть Самого Бога. Сегодняшний рассказ об исцелении слуги сотника заставляет нас задуматься, как должны вести себя те, кто находится под властью, и как должны вести себя те, кто облечен властью. Это Евангелие говорит о значении власти, государства — о чем непрестанно напоминает нам Священное Писание.

http://moral.ru/о-власти/

И Господь говорит, что не все могут воспринять эту проповедь Церкви: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями». Среди рода лукавого и прелюбодейного есть такие, кто столь долго ходил на совет нечестивых, что теперь уже восседают на седалище губителей. Они исполнены ненависти ко Христу, и снова готовы, как это было уже неоднократно в истории, растерзать тех, кто Христовы. Однако мы должны проявлять осмотрительность в обличении всех не принимающих истину, как свиней и псов. Многие навсегда отвернулись от Церкви по этой причине, в то время как если бы была проявлена рассудительность, они могли бы быть спасены. Господь заботится о безопасности народа Божия и обещает сохранить Свою Церковь среди всех испытаний. Только бы мы хранили верность Господу и были в непрестанном единении с Ним в нашей молитве. Три Его призыва: «просите, ищите, стучите», звучат как один: «молитесь, молитесь и снова молитесь». Просите, как нищий просит милостыни, и вам дано будет узнать благодать. Просите, как заблудившийся путник просит показать дорогу, и вы увидите, что Христос — это путь. Ищите, как ищут самое драгоценное сокровище, которое потеряли. Стучите — в двери дома Божия: «Господи, Господи, отвези нам!» Потому что Сам Господь стоит у дверей нашего дома и стучит. Мы должны не только просить, но и искать. Не только искать, но стучать — непрестанно, неотступно, взывая, умоляя, сражаясь как Иаков с Богом. Человеку, когда ему без конца надоедают с просьбами, свойственно раздражаться, а Бог — чем с большими нуждами и просьбами мы обращаемся к Нему, тем большей любовью Он исполняется к нам. Неделя 2-я по Пятидесятнице Всех святых, в земле Российской просиявших Мф, 9 зач., 4, 18—23 Проходя же близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

http://moral.ru/седмица-2-я-по-пятидесят...

И Господь говорит, что не все могут воспринять эту проповедь Церкви: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями». Среди рода лукавого и прелюбодейного есть такие, кто столь долго ходил на совет нечестивых, что теперь уже восседают на седалище губителей. Они исполнены ненависти ко Христу, и снова готовы, как это было уже неоднократно в истории, растерзать тех, кто Христовы. Однако мы должны проявлять осмотрительность в обличении всех не принимающих истину, как свиней и псов. Многие навсегда отвернулись от Церкви по этой причине, в то время как если бы была проявлена рассудительность, они могли бы быть спасены. Господь заботится о безопасности народа Божия и обещает сохранить Свою Церковь среди всех испытаний. Только бы мы хранили верность Господу и были в непрестанном единении с Ним в нашей молитве. Три Его призыва: «просите, ищите, стучите», звучат как один: «молитесь, молитесь и снова молитесь». Просите, как нищий просит милостыни, и вам дано будет узнать благодать. Просите, как заблудившийся путник просит показать дорогу, и вы увидите, что Христос – это путь. Ищите, как ищут самое драгоценное сокровище, которое потеряли. Стучите – в двери дома Божия: «Господи, Господи, отвези нам!» Потому что Сам Господь стоит у дверей нашего дома и стучит. Мы должны не только просить, но и искать. Не только искать, но стучать – непрестанно, неотступно, взывая, умоляя, сражаясь как Иаков с Богом. Человеку, когда ему без конца надоедают с просьбами, свойственно раздражаться, а Бог – чем с большими нуждами и просьбами мы обращаемся к Нему, тем большей любовью Он исполняется к нам. Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших Мф, 9 зач., 4, 18–23 Проходя же близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы следуем за Христом силой Его благодати, призывающей и укрепляющей нас, а не нашими обещаниями. Вернее, искренность наших обещаний всегда встречает «Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Или как говорится при монашеском постриге: «Ей, Господу содействующу». Все препятствия устраняются, как не имеющие решающего значения. «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов», — говорит Христос. Пусть мертвые духовно хоронят мертвых телесно. Пусть делами мира сего занимаются люди мира сего! Погребение мертвых, и в особенности отца своего, — святое дело, но теперь это не твое дело. У тебя есть иной, Богом предназначенный труд, и ты не должен откладывать его. Любовь к Богу — выше любви к родителям, хотя и та велика, и является одной из главнейших наших заповедей. Мы должны всегда предпочитать Христа самым нашим дорогим отношениям — идет ли речь о трудах ради Христа или о страданиях ради Него. Неделя 4-я по Пятидесятнице Мф, 25 зач., 8, 5—13 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. Сотник — римский офицер — приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Эти слова звучат так, как будто бы сам сотник жестоко страдает.

http://moral.ru/седмица-4-я-по-пятидесят...

Седмица 16-я по Пятидесятнице Понедельник. О свободе Мк.6:54–7:8 Гал.4:26–5:10 «Итак, стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства», – писал Апостол тем, кого прельщал образ ветхозаветного богопочитания. Ведь исход евреев из Египта был не усыновлением, а именно порабощением Богу. Сколько сложных и непонятных предписаний свалилось на их плечи! Почему, например, эта пища считается чистой, а эта – нет? Или почему именно через обрезание, именно таким странным образом человек посвящается Богу? Поистине «раб не знает, что делает господин его» ( Ин.15:15 ). Рабам поручают самое простое, то, за чем легко проследить: не убивай, не кради, не прелюбодействуй. И наказание тоже вполне рабское: смерть. Итак, что же? Обрести свободу и усыновление во Христе, и с сожалением оглядываться назад? Апостол считал это духовной катастрофой: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати». А дальше видим, как Апостол умеет всякую болезнь обратить в лекарство. Чувствуя упорное стремление некоторых в ветхозаветные времена, он вдруг и сам поворачивает туда: «Скажите мне вы, желающие жить под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной». Апостол напоминает, что прежде рождения Исаака от жены Сарры у Авраама родился сын от рабыни Агари. И он обращает внимание ревнителей закона, что тот, «который от рабыни», рожден по плоти, рожден по отчаянию; а родить «по обетованию», с Божьей помощью, долгожданного наследника – суждено было именно свободной ( Быт.16–17 ). Но кроме исторического факта, здесь – иносказание. В этих двух матерях – прообраз двух заветов: «один от горы Синайской [у которой евреи получили закон], рождающей в рабство, который есть Агарь. Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии, и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве. А вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» ( Гал.4:21–26 ). Так что Ветхий Завет остается для христиан Священным Писанием, которое повествует о временном священном рабстве, и в то же время пронизано образами грядущей свободы. И, опираясь именно на Ветхий Завет, Апостол радостно возвещает: «Мы, братия, дети обетования по Исааку»! И пусть сейчас, как и прежде, «рожденный по плоти» гонит «рожденного по духу», но все-таки уже в Ветхом Завете звучит приговор предпочитающим рабство: «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». И снова Апостол высказывает нашу общую радость: «Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной»!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Седмица 19-я по Пятидесятнице Понедельник. О последовании событий Лк.4:37–44 Флп.1:1–7 Вчера мы читали, как Господь призвал первых Апостолов, а сегодня – как Он пришел в дом Петра и исцелил его больную тещу. У Матфея и Марка эти события располагаются именно в таком порядке. А по Луке – Иисус сначала был у Петра, а уже потом призвал его у Геннисаретского озера, обещая сделать ловцом человеков. Как же было на самом деле? Известно, что Лука писал позже Марка и Матфея. Свое Евангелие он так и начинает: «Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать» все важнейшее и достовернейшее. Каждое время ставит свои задачи. Сначала надо обратить, потом – углубить обращение. Все, что мы читаем в Евангелии, сначала вмещалось в одно слово: «Покайтесь»! Апостолы учитывали духовный возраст слушателя. Сначала – «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (Кор. 2, 4). А потом – «между совершенными» проповедывали духовную мудрость. Так, Матфей и Марк показывают силу слова Господа Иисуса Христа, а также – что Апостолы с самого начала были свидетелями всего, о чем возвещают миру. Поэтому эпизод у озера у них – сразу после искушения в пустыне. А Лука пишет спустя несколько лет: он обращается к некоему Феофилу, уже наставленному в учении, и цель Луки – укрепить его, дать «твердое основание» веры ( Лк.1:4 ). А основание тем тверже, чем на большее количество вопросов «как?» и «почему?» дается ответ. Почему же Петр вдруг сделал такой решительный выбор?.. А в том-то и дело, что не «вдруг». Заметим, что Иоанн Богослов, который писал намного позже, счел нужным сообщить и еще один факт, предшествовавший окончательному призванию Симона-Петра. Сразу после Богоявления, еще в Иудее, первозванный Андрей «находит брата своего Симона», «и приводит его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр)» ( Ин.1:41–42 ). Еще в Иудее Петр увидел Его прозорливость и услышал пророчество о себе. Но время еще не пришло, и они расстались. Когда же Иисус пришел в Галилею, то зашел в дом уже знакомого Ему Петра и исцелил его тещу. Петр и тут еще не последовал за Ним. И только после чудесного улова рыбы Петр припал к ногам Учителя и навсегда остался с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010