Когда Господь молился, Лик его просиял как солнце, и одежды Его стали белыми как снег. И явились Господу «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник – неопальный небошественник», два ветхозаветных пророка. И был апостолам «глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» ( Мф.17:5 ). На Фаворской горе преобразившись Иисус Христос показал славу Своего Божества, показал нам, какими станут люди в будущей жизни в Царстве Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир. Переходящие праздники . Цикл переходящих праздников включает в себя два периода: 1 . Период Постной Триоди – Четыредесятницы (Великого поста) и Страстной седмицы 2 . Период Цветной Триоди – Пятидесятницы (от Святой Пасхи до Недели всех святых) К периоду Постной Триоди относятся: – четыре подготовительные к Великому посту Недели (3 седмицы) – период Четыредесятницы, то есть сорока дней Великого поста (6 седмиц) – Лазарева суббота (суббота шестой седмицы Четыредесятницы) – двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим (Неделя цветоносная или ваий) – Страстная седмица. К периоду Цветной Триоди (от праздника Пасхи до Недели всех святых) относятся: – Светлое Христово Воскресение (Пасха Господня ) – Светлая седмица – период попразднства Пасхи (до Вознесения) – двунадесятый праздник Вознесение Господне – период попразднства Вознесения -Троицкая родительская субботаПятидесятница (Святая Троица) – Троицкая седмица (до Недели всех святых). Подготовительные к Великому посту Недели. Их всего четыре: Неделя о мытаре и фарисее с последующей седмицей, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде (или Мясопустная) с предшествующей седмицей, Неделя воспоминания Адамова изгнания (или Сыропустная) с предшествующей седмицей. В эти Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания от пищи, но главное – душеспасительным содержанием богослужебных текстов евангельских повествований. Так, начиная с Недели о мытаре и фарисее до пятой Недели Великого поста, на Воскресной Утрене поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери», пробуждающее чувства покаяния и сердечного сокрушения о грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, воскрешение Лазаря, посещение Христом тех людей, чей дом Он любил, воскрешение того, кто назывался другом Христовым. Надо сказать, что к этому дню чад своих Церковь подводит всю предыдущую седмицу. Она так и называется – седмица ваий, т.е. все седмичные дни и суббота направлены, подчинены движению к заключительному дню – Неделе ваий. Почему заключительный день – неделя? В Триоди Постной мы встречаемся с обратным строением седмицы. В период пения Октоиха ясно просматривается: первый день – воскресенье, за ним идет седмица, а вот в Триоди во многих отношениях, правда не всегда, мы видим обратное строение: сначала седмичные дни, суббота и потом – воскресенье. Седмица недели Лазаревой – яркий тому пример. Во вторник, в среду на этой седмице поется ряд текстов, которые заставляют нас не просто ждать событий конца седмицы, а стать по сути участниками того, что происходит, что описано в Евангелии. Во вторник поется: «Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы», т.е. уже вчера и сегодня Лазарь болеет, об этом его родственники сообщают Христу. Наконец, в среду: «Днесь издше Лазарь» – сегодня Лазарь умер. Мы идем по определенным ступеням, по определенным этапам и наполняемся тем же напряженным ожиданием, что и сестры Лазаря и ученики. Наконец: «Днесь Лазарь умерый погребается» – вот его уже кладут и во гроб. Приходит сам день праздника – Воскрешение Лазаря, и богослужебные тексты являют нам очень богатую, интересную картину литургического осмысления происходящего. Здесь очень много разных тем, но можно выделить и основные. Самое главное, конечно же, будет сказано в тропаре праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». Т.е. еще прежде Твоей смерти, прежде Твоего Воскресения Ты уверил нас в Твоей Божественной силе и в возможности общего Воскресения, потому что Ты воскресил четверодневного, уже смердящего мертвеца. Одна из других очень интересных богословских тем – явление двух природ Христа именно в этот день и именно в этом чуде. Об этом будет говориться не раз, но наиболее кратко и емко – в стихах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великая суббота. Страстная седмица день за днем 5 мин., 14.04.2023 Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая службы и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем» . Великая суббота Богослужение Великой субботы Утром: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого Днем между богослужениями: освящение куличей, яиц и пасох Вечером перед началом ночного Пасхального богослужения: Чтение апостольских деяний Богословие Великой субботы Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку. Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак. Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность ... Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики. И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых.

http://foma.ru/velikaya-subbota.html

Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы, автору " Лествицы " (VI - VII вв.). В четверг пятой недели на утрени снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название " стояние Марии Египетской " ). Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресв. Богородицы (этот день также называется " Похвала Пресвятой Богородицы " или " Суббота Акафиста " ). Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI в. Суббота шестой недели - " Лазарева суббота " - посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря (см. Ин. II; 146). В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. О богослужении в эти дни см. Страстная седмица, Великий четверток, Великий пяток, Великая суббота. Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной. ВЕЛИКИЙ ПЯТОК (ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА) - пятница Страстной седмицы. В этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается (если Великий пяток совпадает с праздником Благовещения, совершается литургия Иоанна Златоуста). Во время утрени читаются Двенадцать Евангелий двенадцать евангельских текстов, посвященных страданиям Иисуса Христа: 1е Евангелие - Ин. 13; 31-18; 1; 2е Ин. 18; 128; 3е - Мф. 26; 57-75; 4е - Ин. 18; 28-19; 16; 5е - Мф. 27; 337; 6е - Мк. 15; 1632; 7е - Мф. 27; 3354; 8е - Лк. 23; 32-49; 9е - Ин. 19; 2537; 10е - Мк. 15; 4347; 11е - Ин. 19; 3842; 12е - Мф. 27; 6266. Т.к. богослужебный день начинается с вечера, то утреня обычно служится вечером в четверг. Совершаемые утром Великого пятка Царские часы (составлены Кириллом Александрийским (IV в. Египет)) состоят из иных псалмов, нежели обычные часы: 1 час - 5, 2, 21 пс; 3й - 34, 108, 50; 6й - 53, 139, 90; 9й - 68, 69, 85; после псалмов читаются паримии, Апостол, Евангелие (1 час - Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Седмица после Недели о мытаре и фарисее – уникальный период в церковном году. Всем известно, что эта седмица – сплошная, но среди сплошных седмиц и периодов года она имеет особый статус. Все другие седмицы тесно связаны с многодневными постами и обрамляют их, охватывая период или перед постом (сырная и Троицкая седмицы), или период праздничного ликования сразу после окончания поста (святки и Светлая седмица). И лишь седмица после Недели о мытаре и фарисее стоит одиноко в этом ряду: от ближайшего поста (Великого) ее отделяют две седмицы. Наверняка многие христиане задавались недоуменным вопросом: с чем же конкретно связано отсутствие поста в среду и пяток данной седмицы? Более того, можно предполагать, что многие с удивлением воспринимают информацию об истинных исторических причинах возникновения такой практики. Дело вот в чем: в Армянской Церкви издревле существовал (и существует до сих пор) пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом (как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее). Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане (которые также соблюдали этот пост) говорили, что пост был введен во 2-й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «арачаворк» (в современном произношении – «Араджаворац»), что значит «первый», то есть первый пост в календарном году. Армяне не приняли IV Вселенский Собор, вследствие чего конфликт между греками (православными) и армянами с течением веков все более обострялся. В связи с этими догматическими разногласиями и сам пост «арачаворк» стал восприниматься греками как еретическая особенность (хотя он не был связан с догматическими воззрениями армян, а был просто местной обрядовой традицией). Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста и в XI веке даже возникла ироническая легенда, согласно которой пост «арцивур» (так греки произносили слово «арачаворк») был установлен в честь любимой собаки ересиарха Саркиса. Этот учитель армян якобы имел собаку, которую посылал в те местности, куда шел сам; эта собака своим появлением возвещала о скором приходе Саркиса, потому ее и прозвали «Арцивур», то есть «Провозвестник». Однажды собаку растерзали волки, и Саркис был так расстроен, что учредил пост по этому случаю. Понятно, что такая повесть ничего общего не имеет с истиной; «эта басня осталась хлесткой выходкой, которая задевала за живое тех, против которых была направлена, а нападателям давала легкое средство выместить свое раздражение и осмеять противника» с. 51] .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Седмица и Неделя сыропустные Последняя подготовительная к Св. Четыредесятнице Неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии – масляной, масленицей, так как в эту седмицу употребляется скоромная пища – молоко, сыр, масло и яйца, а в саму Неделю (воскресенье) сырную заканчивается употребление молочной (сырной) пищи. Сырная седмица. Начиная с понедельника сырной седмицы (следующей за мясопустной Неделей), в Триоди помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха. Песнопениями сырной седмицы Церковь подготавливает нас к подвигу Святого поста и заботится, чтобы мы положили «начало умиления и покаяния, злых отчуждение и страстей воздержание, лукавых дел отсечение». Своим богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния», «предпразднство воздержания», седмица «предочистительная». В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц (Типикон, гл. 33). Уставные особенности сырной седмицы 1. В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь приглашает нас к воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. 2. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди. 3. В среду и пятницу сырной седмицы литургии, по Уставу, не бывает, за исключением тех случаев, когда с этими днями совпадает Сретение Господне или храмовой праздник. В сырные среду и пятницу совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями. Во вторник и четверг сырной седмицы вечером (не после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по обычному уставу вседневной вечерни, то есть без чтения (как это бывает в Великом посту) кафизмы, без особых прокимнов и паримий. Как обычно после «Сподоби Господи...» – ектения: «Исполним молитву...». Но по «Ныне отпущаеши...», как и в Великом посту, полагается пение (постовым распевом) тропарей: «Богородице Дево, радуйся...», «Слава»: «Крестителю Христов...», «И ныне»: «Молите за ны, святии апостоли...» с тремя земными поклонами. Далее – «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Вместо сугубой ектении: «Помилуй мя, Боже...» читается «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Священник: «Сый благословен…» и читается молитва «Небесный Царю...», после которой священник произносит молитву св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами): «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». (Далее – Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз). Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» и прочее, и бывает отпуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Проповедь в 4-ю Неделю Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника Схиархимандрит Зосима (Сокур) Всех вас, возлюбленная моя паства, приветствую с сегодняшним святым воскресным праздничным днём. По милости Божией, пролетела ещё одна седмица жизни нашей и ещё одна седмица Великого святого поста. Крестопоклонная седмица прошла. Всю седмицу воспевали мы, прославляли Крест, страдания Христовы прославляли. С великой надеждой уносили Крест в пятницу после святой литургии, воспевая песнь: «...И святое Воскресение Твое славим!» То есть уже к Пасхе готовимся, к Светлому Христову Воскресению славному. Четыре седмицы уже прошло поста Великого. Слава Богу, за эти святые светоносные дни праздничные Великого поста, за эту милость Божию и за то, что Бог, особенно в нынешнем году, даёт лёгкость несения поста. Ни разу я ни от кого не услышал: «Трудно...», «Тяжело...», «Не могу...», «Печёнка болит, селезёнка свербит», и прочее, ни от одного не услышал, что живот у него болит, что печень болит. У кого болит в дни поста, кто постится? – Нет! – отвечает народ. Ни от одного я не слышал, наоборот, те, кто ныли, все поисцелялись, повыздоравливали, не жалуются, что животы болят и прочее… Вот это милость поста! Какая светлая была первая седмица поста! Как один день пролетел Канон Великий, как один день все службы пролетели, и мы не заметили даже, как уже окончили Великий покаянный Канон. Думали: на пятой седмице – как это долго, когда мы будем его читать, дождёмся ли мы того канона? Уже наступила и пятая седмица. Вновь будем читать на этой седмице Великий покаянный Канон, последний уже раз, Андрея Критского преподобного. В начале поста мы просили Покаянным Каноном силы Божией, покаяться и нести бремя поста легко. Сейчас, когда к концу подходит пост, мы уже подводим итог, как мы покаялись, как мы исправились, как мы почти провели уже Великий пост, – итог Великого поста подводим. Дай Бог, чтоб этот итог Великого поста – чтение Покаянного канона, вселил в наши души умиротворение – недаром пост прошёл! Есть, хоть маленькие, но есть плоды покаяния, есть исправление, есть духовная радость, есть духовное обновление, недаром мы прошли уже почти поприще Великого поста. Вот этот итог уже подведения дней Великого поста, помоги Господи на этой седмице радостно сделать. «Господи! Невзирая на наши немощи, на нашу гордыню, на нашу суетливость, на наше уныние, всё-таки Ты даёшь, творишь чудо, даёшь силы, даёшь поддержку нам, даёшь то, чего нам временами не хватало в прошедшей нашей греховной жизни. И дай, Господи, постоянного обновления, дай, Господи, постоянной милости Божией к нам, дай, Господи, чтоб эта милость Божия всегда сопутствовала нам и в дальнейших постах, и в дальнейших подвигах, и в дальнейшей нашей земной жизни. Чтоб вопль покаянный: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» – почаще был в нашем сердце, осознавая свою греховность, осознавая свою немощь, осознавая и свою несмиренную гордыню. Смири, умиротвори и помилуй, Господи, сердца наши человеческие!

http://pravoslavie.ru/2257.html

Седмица сырная. Свое наименование эта седмица получила от того, что св. Церковь , постепенно вводя верующих в подвиг св. поста, с наступлением Сырной седмицы ставит их на последнюю ступень приготовительного воздержания запрещением вкушать мясо и дозволением вкушать сыр и яйца, чтобы приучить отказаться от приятных яств и без почали переходить к посту. В просторечии она называется масляной или масляницей. Св. Церковь называет ее «светлым предпутием воздержания» и «началом умиления и покаяния». Такое значение Сырной седмицы подробно и раскрывается в ее Богослужении. В нем, особенно в канонах и стихирах, содержится похвала посту и изображаются его спасительные плоды. В течение седмицы это Богослужение тем в более тесное отношение входить с Богослужением св. Четыредесятницы, чем ближе подходит время этой последней. Таким образом, св. Церковь, высоко почитая время св. Четыредесятницы, как время святое, очистительное и безмерно важное для христианина, с истинно мудрой предусмотрительностью и последовательностью все направляет к тому, чтобы ввести нас в «пречестные дни св. Четыредесятницы» предочищенными, готовыми к посту и покаянию. В своих священных песнопениях этой седмицы св. Церковь матерински взывает ко всем: «приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная священных постов, телеса и души просвещающая»: «темже потщимся отсечение лукавых дел сотворити»; «вси усердным сердцем, в святаго поста преддверия светло совшедша, благодарственныя песни Христу принесем»; «се предотверзеся покаяния дверь, Боголюбцы: приидите убо, потщимся внити тою, прежде даже не заключит сию Христос, яко не достойным нам»; «отверзошася Божественнаго покаяния преддверия: приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа, призвавшаго мир в царство небесное»; «мяс и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим»; «постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием и пьянством; но в чистоте помышлений усердно внидем, приемше нетления венцы, и трудов достойне плоды». У нас же, к глубочайшему сожалению, Сырная седмица, по извращенным человеческим понятиям и обычаям, обращается в неделю излишеств в пище и разгула в увеселениях. Эти наши мирские обычаи, превратившие «светлая предпутия поста» и «начало умиления и покаяния» в дни крайнего объядения и невоздержания, в дни всевозможного рода душе-вредных мирских забав и развлечений, являются прямо противоположными благим намерениям св. Церкви и позорными для ее истинных чад. 255

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Среда 1-й седмицы: шестой час Псалом 9 Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе. Псалом 10 Праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде Лице Его. На Господа уповах, как речете душе моей? вечерня Псалом 11 Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век. Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный. Псалом 12 Призри и услыши мя, Господи, Боже мой. Доколе Господи забудеши мя конца? Доколе отвращавши Лице Твое от мене. Четверг 1-й седмицы: шестой час Псалом 13 Псалом 14 Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Ходяй без порока, и делаяй правду. вечерня Псалом 15 Благословлю Господа, вразумившего мя. Сохрани мя, Господи. яко на Тя уповах. Псалом 16 Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока. Услыши, Господи, правду мою. Пятница 1-й седмицы: шестой час Псалом 17 Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое. Бог мой. помощник мой. Псалом 18 Господи, помощниче мой, и избавителю мой. Небеса поведают славу Божию. вечерня Псалом 19 Услышит Тя Господь в день печали. Защитит Тя Имя Бога Иаковля. Псалом 20 Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем Силы Твоя. Господи, Силою Твоею возвеселится царь. Далее по другим седмицам Великого Поста: Таблица 7 Вторая седмица Псалмы с 21-го по 40-й Третья седмица Псалмы с 41-го по 60-й Четвертая седмица Псалмы с 61-го по 80-й Пятая седмица Псалмы с 83-го по 103-й Шестая седмица Псалмы со 104-го по 124-го Первые три дня Страстной седмицы Псалмы со 125-го по 137-й Обращаясь мысленно к псалмам посредством воспевания этих “знаков” – прокимнов, мы как бы непрерывно дополнительно прочитываем Псалтирь во все будничные дни Великого Поста. Псалмы в зтом случае становятся сплошной невидимой тканью, на которой наносится чудный рисунок из христианских гимнов (тропарей, канонов, стихир). При зтом псаломская ткань богослужения состоит, как уже видно, из трех типов воспевания псалмов: а) знаковых чтений псалмов в виде прокимнов и запевных стихов между стихирами, б) чтения кафизм в) и претворенных в ирмосы библейских песен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

До 1917 года в Русской Церкви существовала практика сугубых постов, временно устанавливаемых церковными властями. Случалось это во время нашествия иноплеменников, при стихийных бедствиях, в дни губительных эпидемий. Сплошные седмицы В православном календаре есть так называемые сплошные седмицы, когда пост в среду и пятницу отменяется. Обычно сплошные седмицы бывают либо перед одним из многодневных постов, либо после него. Слово «седмица» в данном случае не означает буквально «неделя», поскольку Святки (Святые дни) после праздника Рождества Христова длятся 11 дней. Сплошные седмицы в порядке богослужебного года следующие. 1 . Святки, продолжающиеся от дня Рождества Христова, 7 января, до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику – 17 января (включительно). 2 . Седмица Мытаря и фарисея – за четырнадцать дней до начала Великого поста. 3 . Сырная седмица (масленица) – неделя перед Великим постом 5 . 4 . Светлая (Пасхальная) седмица – неделя после Воскресения Христова. 5 . Троицкая седмица – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом). Степени поста Различия в строгости воздержания в те или иные дни позволяет говорить о существовании пяти степеней поста. 1 . Разрешение на употребление в пищу рыбы 6 . 2 . Разрешение на вареную с растительным маслом пищу. 3 . Разрешение на вареную пищу без масла. 4 . Сухоядение 7 – разрешение на вкушение только невареной растительной пищи без растительного масла. 5 . Полное воздержание от пищи. Кроме того, в масляную (или сырную) седмицу существует как бы предуготовительная к посту степень воздержания, когда разрешается употреблять в пищу все продукты, исключая мясо. При наличии строгих и определенных предписаний Устава, такие правила поста могут быть ослаблены для некоторых категорий христиан. 1 . Для больных. 2 . Для младенцев. 3 . Для беременных и кормящих грудью матерей. 4 . Для людей, занятых тяжелым физическим трудом. 5 . Для заключенных. 6 . Для путешествующих. 7 . Для престарелых. Церковь в этих случаях не требует строгого исполнения всех указаний Устава, поскольку цель поста – не умертвить тело физически, но уничтожить либо ослабить укоренившиеся в человеке страсти и греховные привычки. Святитель Московский Филарет говорит, что в случае болезни «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а чтобы тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010