– Какие дни особого поминовения усопших? До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства. Особые дни поминовений новопреставленного — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни берет начало в глубокой древности. В Апостольских постановлениях написано: «Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного.» Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо. В году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни: 1. Вселенская мясопустная родительская суббота. Она бывает за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню — «Недели мясопустной», т. е. Дню, в который последний раз разрешается есть мясо. 2. Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста. 3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста 4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста 5. Радоница — вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом. 6. 9 мая — день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны. 7. Троицкая вселенская родительская субботасуббота перед днем Святой Троицы. В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.

http://pravmir.ru/otpevanie-smert-pomina...

Та же мысль о преходящем характере выделения отдельных дней содержится в Гал. 4:9–11 : «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас». Наблюдение дней и времен делает напрасным благовестие, лишая нас усыновления Богу. Впрочем, суббота у отцов зачастую приобретает и свой особый смысл – тот, который впервые придал этому дню ап. Павел, разворачивая в послании к Евреям свое учение о субботстве народа Божьего 44 . Свт. Епифаний Кипрский сводит субботу ко Христу: «Христос есть великая и вечная Суббота». Прп. Максим Исповедник развивает его мысль: «Бог предписал почитать субботу, новомесячия и праздники, не того желая, чтобы людьми почитались дни [...], но символически почитать Его Самого посредством дней. Ибо Он Сам есть Суббота, упокоение мук [...] и прекращение скорбей» 45 . Г.Ю. Каптен так характеризует Божие субботство: «Состояние Седьмого дня характеризуется удалением от мирского, духовным упокоением (στσις), бездействием страстей (παΘεα) и недвижимостью ума плотскими вещами. При этом движения души не прекращаются, а именно упокоиваются, становятся бесстрастными и подчиненными Богу и самому мудрецу. В таком состоянии Христос пребывает постоянно, поскольку Его Ипостась божественна, предвечна и неподвержена движениям падшей материи» 46 . Для обычного человека суббота является лишь целью, достижимой через переживание личной Пятидесятницы, которая актуализирует в нас богоподобие. Однако совершенное и всецелое богоподобие, по мысли прп. Максима, будет лишь на следующей стадии наития Св. Духа, вводящего человека в вечность и дарующего видение всего сущего и тайн Божества в предельно доступной для нас степени. Такое состояние прп. Максим называет Восьмым днем, Субботой суббот, обожением, вечным упокоением в Боге, вечной Евхаристией, приснодвижимым покоем. Г.Ю. Каптен выделяет триаду гностической эсхатологии прп. Максима: субботасубботысуббота суббот,– раскрывая их содержание так: «Первое – единичный случай “диабазиса” или проникновения в суть бытия вещей, второе – постоянное пребывание в этом, третье – обожение и обретение божественного знания. Через эту триаду состояний проходит каждый святой учитель, однако есть еще четвертая стадия, или Божия Суббота, которая есть “окончательное возвращение к Богу всех тварей. В это время Бог почивает, отдыхая от [Своей] естественной энергии, направленной на них, и прекращает Свое Божественное действие, осуществляемое неизреченным образом”» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

И, конечно, все субботы года связаны с этими двумя. Почему Суббота — такой особенный день? Потому, что устроение христианской жизни по Новому Завету не отменило вполне ветхозаветной заповеди, и хотя главным, конечно, стало воскресенье, но в богослужении суббота осталась, — как день особенный. И в Великую Субботу мы будем слышать, что это суббота Преблагословенная, «день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий» — как Бог почил на седьмой день после сотворения мира, так суббота постоянно в богослужении памятуется как день упокоения, покоя. 2-я, 3-я, 4-я субботы Великого поста как раз и являются теми субботами, когда на утрени поется Аллилуйя. Они, конечно, немного отличаются от тех суббот, в которые поется Аллилуйя в другое время года. В эти дни богослужение устроено особенно сложно, оно совершается по Триоди, Октоиху и Минее. На утрени поется тропарь «Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершивший…» второй тропарь начинается словами «Помяни, Господи, яко благ…» Затем читаются 16 и 17 кафизмы, поются тропари по Непорочнех заупокойные: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», «Святых лик обрете Источник Жизни и дверь райскую» и т. д. Эти тропари нам знакомы по отпеванию, по панихиде, и служба имеет заупокойный характер. Важно, что эти субботы Великого поста не такие, как суббота Мясопустная и суббота Троицкая, которые суть Вселенские родительские субботы, в которые поминают всех от века усопших православных христиан, а эти — малые родительские заупокойные субботы, их богослужение не такое полное и торжественное. Совсем не такова последняя суббота Великого поста, суббота 5-ой седмицы. Она имеет название субботы Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы. Богослужение этого дня действительно не похоже ни на одно богослужение. Относительно причин установления этого праздника нужно сказать, что они довольно сложные. В синаксаре этого дня отмечено, что празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от нашествий и арабов, и персов, и даже россов по молитвам Пресвятой Богородицы, Которая всегда считалась заступницей, особой покровительницей Константинополя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Та же мысль о преходящем характере выделения отдельных дней содержится в Гал. 4:9-11: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас». Наблюдение дней и времен делает напрасным благовестие, лишая нас усыновления Богу. Впрочем, суббота у отцов зачастую приобретает и свой особый смысл — тот, который впервые придал этому дню ап. Павел, разворачивая в послании к Евреям свое учение о субботстве народа Божьего . Свт. Епифаний Кипрский сводит субботу ко Христу: «Христос есть великая и вечная Суббота». Прп. Максим Исповедник развивает его мысль: «Бог предписал почитать субботу, новомесячия и праздники, не того желая, чтобы людьми почитались дни [...], но символически почитать Его Самого посредством дней. Ибо Он Сам есть Суббота, упокоение мук [...] и прекращение скорбей» . Г.Ю. Каптен так характеризует Божие субботство: «Состояние Седьмого дня характеризуется удалением от мирского, духовным упокоением (στσις), бездействием страстей (παΘεα) и недвижимостью ума плотскими вещами. При этом движения души не прекращаются, а именно упокоиваются, становятся бесстрастными и подчиненными Богу и самому мудрецу. В таком состоянии Христос пребывает постоянно, поскольку Его Ипостась божественна, предвечна и неподвержена движениям падшей материи» . Для обычного человека суббота является лишь целью, достижимой через переживание личной Пятидесятницы, которая актуализирует в нас богоподобие. Однако совершенное и всецелое богоподобие, по мысли прп. Максима, будет лишь на следующей стадии наития Св. Духа, вводящего человека в вечность и дарующего видение всего сущего и тайн Божества в предельно доступной для нас степени. Такое состояние прп. Максим называет Восьмым днем, Субботой суббот, обожением, вечным упокоением в Боге, вечной Евхаристией, приснодвижимым покоем. Г.Ю. Каптен выделяет триаду гностической эсхатологии прп. Максима: субботасубботысуббота суббот,— раскрывая их содержание так: «Первое — единичный случай “диабазиса” или проникновения в суть бытия вещей, второе — постоянное пребывание в этом, третье — обожение и обретение божественного знания. Через эту триаду состояний проходит каждый святой учитель, однако есть еще четвертая стадия, или Божия Суббота, которая есть “окончательное возвращение к Богу всех тварей. В это время Бог почивает, отдыхая от [Своей] естественной энергии, направленной на них, и прекращает Свое Божественное действие, осуществляемое неизреченным образом”» .

http://bogoslov.ru/article/3995858

А почему в этот день? Потому, что воскресенье перед Масленицей называется Неделей о Страшном Суде. Когда, как не перед днем, в который вспоминается Страшный Суд, уместнее всего помолиться о наших покойных? ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: 2я, 3я и 4я субботы Великого Поста В эти дни совершается торжественное поминание усопших. Оно установлено Церковью, чтобы не лишить усопших молитвенного предстательства во дни Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной Литургии, которая в Великий пост положена только по субботним и воскресным дням. ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Радоница Радоница, то есть день радости для усопших, приходится на вторник Фоминой седмицы. Отметим, что это уже не суббота, а вторник. Почему? Потому, что в день Пасхи и во всю Пасхальную седмицу поминать усопших в храме не разрешается. И вот в первый раз их можно поминать на второй неделе после Пасхи, на Фоминой седмице (посвященной Апостолу Фоме). Вторник этой седмицы и предназначен для торжественного поминания наших усопших. ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Троицкая Родительская суббота Оно совершается в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы. В России приняты и еще два дня нарочитого поминания усопших: ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Димитриевская родительская суббота Поминовение усопших перед 26 октября (по старому стилю), днем св. великомученика Димитрия Солунского, установлено в 1380 году великим князем Димитрием Донским для поминовения воинов, павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8 сентября 1380 г. Однако со временем эта суббота сделалась на Руси днем особого церковного поминовения всех усопших в вере. Совершается эта родительская суббота, в соответствии с новым стилем, в первой половине октября.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

В день Великой Субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад Великая Суббота Песнопения Великой Субботы Великая Суббота — это последний день перед Пасхой . Для верующих Великая Суббота — и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой Субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад . В день Великой Субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению. Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа. Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу в Великую Субботу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения. По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница. Песнопения утреннего канона Великой Субботы славят Христа, Своею смертью победившего смерть .  Великая Суббота – толкования, проповеди, песнопения (+аудио) После малого повечерия Великой Субботы с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота — самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Великая Суббота — это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход с Евангелием, Великий вход – совершается в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-posle...

е. Пасхи, первое. А это могло быть следующим образом: по Хвольсону [см. его статьи в Хр. Чт. 1875 г., где он говорит о принесении первого снопа ( Лев.23:9–21 , ср. Ин.19:31 ) «на другой день субботы»: у боэтусеев, караимов и самарян сноп жали в действительную субботу вечером, а по раввинам эта суббота=первому дню Пасхи] раввинское направление, хотя уже только после поглотившее древнее направление и толкование всякого рода сталкивающихся постановлений закона, но в зародыше бывшее уже и в дни И. Христа, называло и первый день Пасхи, на какой бы день он ни падал, субботой, и таким образом, суббота в собственном смысле, следующая прямо за этой субботой в несобственном смысле (=за первым днём Пасхи), недельная суббота в строгом смысле этого слова, а не суббота только по смыслу праздничного покоя, следующая за первым днём Пасхи (=субботой по смыслу покоя), и не могла однословно быть названа иначе и лучше, как второпервой. Она была, если называть и считать первый день Пасхи субботой, второй с Пасхи субботой, второй субботой наступившего нового года, но она же, если вести счёт обычных лишь недельных суббот, была и первой: была вторым субботним днём в году по своему праздничному=субботственному значению и характеру и в этом смысле второй годовой субботой, и первой в году субботой по своему недельному наименованию, так что в одном смысле она же вторая и в другом она же первая в году суббота=второпервая. А если таков смысл термина «второпервая суббота», то, в виду того, что после этой Пасхи у Луки нет упоминания о другой Пасхе, а прямо следует за ней только Пасха страданий И. Христа, и выходит, что предшествующая пасхе страданий И. Хр. Пасха (=вкушение пасхального агнца) была в четверг вечером, который вместе с пятницей, как первый день Пасхи, составлял во мнении учёных руководителей народа субботу в нестрогом смысле, а за этой следовала уже и действительная, недельная суббота. Она, таким образом, оказалась и второй, и первой в году, что и дало термин второпервая. Подобное этому было бы у нас, христиан, если бы остался и вошёл в практику обычай малоазийских церквей праздновать Пасху, по примеру Евангелия Иоанна, в 14 день нисана: у нас могло бы почти ежегодно оказываться по два воскресенья на одной неделе (пасхальной).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

441.  Канон о Распятии, п. 8. 442.  Тогда же, там же. 443.  Похвала 125. 444.  Канон о Распятии, п. 7. 445.  Понедельник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Иосифа, гл. 8, п. 9. 446.  Святой Великий Пяток, вечер на Господи, воззвах, гл. 2. 447.  Канон о Распятии, п. 9. 448.  Канон о Распятии, п. 9. 449.  Похвала 85. 450.  Похвала 161. 451.  Канон Великой Субботы на утрени, п. 9, ирмос. 452.  Канон о Распятии, п. 9. 453.  Добротолюбие, том 3, стр. 420, 19. 454.  Канон молебный при разлучении души.., гл. 6, п. 1. 455.  Там же, песнь 6. 456.  Последование погребения мирских человек, на целование, подобны, гл. 2. 457.  Там же. 458.  Последование погребения священников. Самогласен Дамаскинов, гл. 2. 459.  Там же, блаженны, гл. 2. 460.  Суббота мясопустная, утро, эксапостиларий. 461.  Постная Триодь. Суббота мясопустная, утро, канон господина Феодора, гл. 8, п. 1. 462.  Триодь, Суббота мясопустная, утро, синаксарь. 463.  Последование погребения священников, канон, гл. 6, п. 9. 464.  Там же, самогласны Дамаскиновы, гл. 3. 465.  Последование погребения священников, икосы, гл. 8. 466.  Там же. 467.  Там же. 468.  Суббота мясопустная, утро, синаксарь. 469.  Последование погребения священников, блаженны, гл. 2. 470.  Канон при разлучении души от тела, гл. 6, п. 6. 471.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, слава, гл. 2. 472.  Последование погребения мирских человек, самогласен Иоанна монаха, гл. 8. 473.  Там же, блаженны, гл. 6. 474.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, гл. 8. 475.  Последование погребения священников, икосы, гл. 8. 476.  Там же, на халитех, гл. 6. 477.  Канон покаяный, гл. 6, п. 7 (из правильника). 478.  Постная Триодь, 3 седмица, четверток утро, трипеснец господина Феодора, гл. 6, п. 9. 479.  Последование погребения мирских человек, подобен на целование, гл. 2. 480.  Там же. 481.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, слава, гл. 2. 482.  Там же, гл.8 483.  «О началах», II cap. X. I. 100–101 484.  Там же, III cap. VI. 5. 154. 485.  Последование погребения священников, блаженны, гл.2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». В Ветхом Завете «суббота покоя, посвященная Господу» напоминала людям о том, что после шести дней творения Бог «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» ( Быт 2:2 ). Суббота была временем поминовения Бога Творца ( Исх 31:15 ). В субботу предписывалось полное прекращение всяких работ и повседневных дел, вплоть до запрета разжигать огонь ( Исх 35:3 ) и готовить пищу ( Исх 16:23 ). В этот день происходило «священное собрание» ( Лев 23:3 ), приносились жертвы ( Числ 28:9–10 ) и совершались другие священные обряды ( Лев 24:8 ). Заповедь о соблюдении субботы как святого дня, в который следует оставить все повседневные заботы и труды, является предписанием посвятить один из дней седмицы (недели) богопочитанию, вести более осознанную религиозную жизнь. В Новом Завете Господь Иисус Христос не отменил заповедь о праздновании субботы как дня сугубого богопочитания. Говоря, что «суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк 2:27 ), Он осудил ее формальное соблюдение — в ущерб исполнению духовно-нравственных требований закона Божия. В Церкви религиозный ритм жизни, связанный с ветхозаветной заповедью о субботе, сохраняется. Днем особого богопочитания является день, следующий за субботой, в который воскрес Господь Иисус Христос ( Деян 20:7 ; Откр 1:10 ); поэтому в христианскую эпоху этот день получил наименование «воскресенья» (или «дня Господня»). Суббота же в седмице христианского календаря стала днем, предваряющим воскресный день, как Ветхий Завет предшествовал Новому. В христианском богослужении суббота выделяется из седмичного круга как праздничный день. В субботы Мясопустную, во 2ю, 3ю и 4ю субботы Великого поста, в Троицкую и Димитриевскую родительские субботы совершается общецерковное поминовение усопших. Особое значение имеет Великая Суббота — день накануне Пасхи ,  когда Церковь вспоминает об упокоении тела Христова во гробе и о сошествии Христа во

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Воскресный день Некоторые секты, в частности, адвентисты, упрекают Церковь в том, что она изменила четвертую заповедь Синайского Десятисловия - онтологическую, неизменную основу догматики и нравственности Ветхого и Нового Заветов, которая названа в Библии " Законом Вечным " . По мнению сектантов, празднование первого дня недели вместо седьмого является незаконным и неоправданным нарушением прямого Божественного повеления, не допускающего каких-либо отступлений или изменений. Празднование воскресного дня вместо субботы сектанты склонны объяснять подчинением Церкви государственной власти в лице императора Константина, который в 324 году издал закон, повелевающий праздновать во всей империи воскресный день. Мы знаем, что ветхозаветные пророчества в Новом Завете не отменились, а исполнились. Ветхозаветная символика не уничтожилась, а воплотилась и приобрела новый, более глубокий смысл в обрядах, священных символах и таинствах новозаветной Церкви. Одним словом, Ветхий Завет раскрылся и осуществился в Новом Завете. Слово суббота означает покой. Этот день, завершивший цикл творения, символически указывал на вечность, но истинный покой - это мир души с Богом, поэтому ветхозаветная суббота была только прообразом чаемого небесного покоя. Даже души умерших праведников ожидали своего искупления и спасения. Их покой был покоем от мук, но не покоем встречи с Богом, когда душа успокаивается в царстве благодати, как ребенок на руках матери. Это был покой, похожий на отдых после долгих трудов. Ветхозаветный праведник не осуждался своей совестью и карающим законом, но предоставлялся сам себе и был не в силах выйти из своего ограниченного сотворенного бытия в метафизическую свободу через приобщение к Божественной жизни. Ветхий Завет запрещал делать грех и зло, но еще не давал человеку силу творить истинное добро, поэтому суббота в Ветхом Завете была упразднением от всех дел. Истинный покой души - это Сам Господь, поэтому истинная суббота могла настать только после Голгофской Жертвы, схождения во ад и Воскресения Христа Спасителя. Итак, суббота давала форму покоя, но не имела внутреннего содержания, она была пустым алавастром, который еще не наполнен миром. Пасха страданий и Пасха Воскресения явились центром Священной истории, началом Нового Завета и основанием Церкви. Воскресение дало содержание субботнего покоя: мир с Богом, восстановление в человеке образа и подобия Божия, богообщение и покой в Духе Святом. Суббота была пророчеством о покое, пророчеством о Воскресении, в этом смысле - образом вечности. Воскресение - это начало вечной жизни на земле. Ветхозаветная Пасха воплотилась в Новозаветную Пасху, а суббота - в воскресный день.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2174...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010