Не приводя, впрочем, других мест, в которых встречается и имеет осо­бенное значение седмиричное число, потому что таких мест очень мно­го, мы обратим только внимание на употребление и важность этого числа в книге Апокалипсис. Оно представляется любимым числом писателя этой книги, так как мы читаем в ней седмь посланий к седми Церквам, о седми золотых светильниках, седми печатях, седми трубах, седми чашах гнева Божия, седми язвах, о седми светильниках огненных или духах Божиих, об Агнце с седмью рогами и седмью глазами. В 1упоминается о седми звездах; в 4– о седми свойствах Божиих; далее, в 12:3, читаем о драко­не с седмью головами и в 13– о звере с седмью головами. Из этого очевидного значения и важности числа седмь ясно открыва­ется, что выражение семь духов означает всесовершеннейшего Духа, Бога Духа Святого, имя Которого всегда стоит в апостольских приветствиях. При всяком же другом толковании трудно было бы объяснить, почему в апокалипсическом приветствии не упомянуто о Святом Духе. Такое понимание выражения «семь духов» согласно не только со всеми местами Писания, в которых употребляется это выражение, как, напри­мер, в 3:1; 4и 5:6, которые не допускают другого толкования, но и под­тверждается словами же Апокалипсиса в 5:6. В этом месте читаем: «Агнец... имел семь рогов, и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» ( Апок. 5:6 ). Семь рогов означают полную, всеобщую власть над всем, семь очей – совершеннейшую премудрость, и семь духов – всесовершеннейшего Духа, именно, как Он здесь называется, Духа Божия. Совершенно согласно с этим и сказанное прор.Исайей в его предска­зании о Духе Божием, Которого он изображает в семи следующих свой­ствах, говоря: «И почиет на Нем (то есть Спасителе Иисусе Христе) Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» ( Ис.11:2–3 ). Здесь мы также имеем семь духов в одном Духе, Которым помазан был Иисус Христос, и это по­мазание, или полнота Божества, о которой говорит апостол, что она оби­тает во Христе телесно ( Кол.2:9 ). В пророческих словах Исаии мы имеем как бы перечисленными или в отдельности упомянутыми те семь духов, которые, как всякого рода духи или дарования, но однако только как один Дух, посылаются во всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Беседа LXIV «Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую 779 . И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский» ( Быт.41:46–49 ). 1. Хотите ли, чтобы и сегодня мы продолжили повествование об Иосифе и рассмотрели то, как этот дивный муж, получив начальство над всем Египтом, свойственным ему благоразумием успокоил всех жителей его? «Изыде же, – сказано, – от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу яко песок морский». Получив от царя полную власть, он собирал полевые плоды и слагал их в городах, приготовляя таким образом достаточное обеспечение на время наступавшего голода. Видишь ли, какое воздаяние за свое благодушие, терпение и другие добродетели еще здесь получил этот праведник, из темницы перешедши в царские чертоги. Было же у него, сказано, два сына прежде наступления годов голода; и «нарече имя перваго 780 Манассия, глаголя: яко забыти мне сотвори Бог вся болезни моя, и яже отца моего» ( Быт.41:51 ). Заметь благочестие этого мужа и в том, что в имени сына он полагает воспоминание о всем, чтобы благодарность свою (Богу) сделать постоянной, чтобы и сын из собственного своего имени мог знать об искушениях и терпении, через которое праведник достиг столь великой славы. «Яко забыти мне сотвори вся болезни моя, и яже отца моего». Что значит: «вся болезни моя»? Здесь, мне думается разумеет он двукратное свое рабство и страдание в темнице, «и вся яже отца моего», т.е. испытанное им разлучение с отцом, когда он был удален от объятий отеческих и еще в незрелом возрасте, воспитанный с таким попечением, перешел из свободного состояния в неволю. И «имя второму нарече Ефраим: яко возрасти мя Бог в земли смирения 781 моего» ( Быт.41:52 ). Смотри, имя и этого сына выражает полную благодарность. Не только, говорит, я забыл прежнее горе, но и размножился на этой земле, в которой потерпел такое унижение, что находился в крайности и подвергался опасности за самую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Таким образом древнейшее употребление просфор при литургии в нашей Церкви было пятеричное. Седмеричное же число их начало входить только в последние годы XVI столетия. Именно, седми просфор требуют: 1) служебник, напечатанный в 1583 и 1617 годах, 2) служебник, напечатанный в 1620 и 1639 годах в Киеве, 3) служебники и номоканоны, напечатанные при всероссийских патриархах: Иове, Филарете, Иоасафе и Иосифе. Но все сии служебники и номоканоны, согласно требуя седми просфор, не согласны ни с древнейшими служебниками, ни между собою касательно тех лиц, для которых полагаются отдельные две просфоры. Следовательно требуемое ими число просфор не может быть принято за общее необходимое правило, тем более за древнее апостольское предание 36 . Раскольники, желая доказать свою правоту в требовании седми просфор, указывают на примеры патриархов: Иеремии и Феофана, из которых один, рукополагая первого всероссийского патриарха Иова, а другой – всероссийского патриарха Филарета, будто совершали проскомидию на семи просфорах; но это указание так же несправедливо. Ибо архиереи не совершают проскомидии, а вынимают только частицы за живых и умерших из просфор, какие им предлагают. Если и допустить, что при совершении литургии означенными патриархами было седмь просфор: то отселе еще ни чего не следует к тому заключению, будто литургия не может быть совершаема на пяти просфорах, когда на это есть прямые указания в древнейших церковных уставах. Ссылаются еще на Симеона солунского , будто он повелевает творить поминовение на семи просфорах. Но Симеон говорит только о частицах, а не о просфорах. Если же в его словах о поминовении разуметь отдельные просфоры: то их будет не сем, а семнадцать. – Опять ложь! Говорят еще, что обычай совершать литургию на пяти просфорах введен в Грецию со времени покорения турками Константинополя, когда уже неверные успели повредить чистоту православной веры. Но это так же несправедливо; ибо служебники XII, XIII и XIV веков, когда Константинополь еще не был взят турками, свидетельствуют не о семи просфорах, но о пяти. – На чем ни оснуется раскольник, везде оказывается ложь и несправедливость.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Изыде же Иосиф от лица Фараоня и пройде всю землю Египетскую, осмотрел ее и определил, что должно делать. И сотвори земля в седми летех обильну жатву. И собра всякую пищу седми лет, в нихже бяше обильность в земли Египетстей: и положи пищу во градех: пищи поль града сущих окрест его положи в нем, около всякого града растущий хлеб собирал внутрь, или в средину града. И собра Иосиф пшеницу яко песок морский многу зело, дóндеже не можаху меры исчести: без числа бо бяше. Иосифу же беста два сына, прежде пришествия седми лет гладных, ихже роди ему Асенефа, дщерь Петефриа жреца Илиопольскаго. И нарече Иосиф имя первенцу, Манассия, что значит сын забвения, как бы тако глаголя: яко забыти мне сотвори Бог вся болезни моя, и вся, яже отца моего, все то, что было прежде в дому родительском. Имя же второму нарече Ефраим, сугубое приращение, глаголя: яко возрасти мя, умножи племя мое, Бог в земли смирения и унижения моего. После сего минуша седмь лет обильных, яже быша в земли Египетстей. И начаша седмь лет гладных приходити, яко же рече Иосиф: и бысть глад по всей земли. Во всей же земли Египетстей быша хлебы, довольно было запасено во всех градех оной пшеницы и плодов. И как взалка вся земля Египетская, почувствовала глад: то возопи народ к Фараону о хлебех. Фараон же рече всем Египтянам: идите ко Иосифу, и еже речет вам, сотворите. И глад бяше на лице всея земли. Иосиф же отверзе вся житницы, и продаяше всем Египтянам. И вся страны прихождаху во Египет куповати ко Иосифу; обдержаше бо глад всю землю ( Быт.41:38–57 ). Чудное превращение! Иосиф в непродолжительном времени из счастливого сделался несчастным, и паки из несчастного весьма благополучным, будучи господином в доме отцовском учинился невольником и рабом в доме Пентефриевом, а из заключенного в темницу раба сделался полномочным владыкою всей Египетской земли. Тако и многие в наружном состоянии переменяются, то унижаются, то возвышаются; унижаются или по злобе, ненависти и недоброхотству других, так, как Иосиф по злобе братьев, или по причине своего собственного недостоинства, по дерзким нравам и по худой жизни своей; и возвышаются или по покровительству благодетелей, или по своим собственным заслугам, по уму и по хорошей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

В XVI столетии, новогородец Иван Акимов Шайдуров изобрел знаки из 7-ми гласных букв для пояснения крюковых нот. Эти знаки писались между крюками киноварью. Неизвестный писатель в«Сказании ο подметках» изложил учение изобретателя. Текст сего сказания начинается так: «Подобает ведати ο сем: яко не красоты ради пишутся над знаменем подметки, но указуют осмогласного пения силу в согласиях; понеже в седми согласиях человеческий глас, поя, изменяется, из согласия в согласие превивается. Более седми согласий отшод несть во всех осми гласех. Сими подметками в мудрых местех пение утвержается и отнюдь в забвение не прилагается. Сие уложение к нашему учению знаменного пения новогородца Ионна Иоакима сына Шайдурова истинно есть и не ложно, к научению достойно ко всякому пению разумительно. Яко же бо струнное бряцание ово дебелый глас испущает, а ино среднии, а не малейший, тако и сие подобне мусикийному согласию». Сказание свое писатель разделил на три части. В первой, под общим надписанием, изложены правила и значения помет в пении. Вторая имеет свое надписание: «Сказание Божественного пения ο подметных словех, еже пишутся над знаменем не красоты бо ради, но указуют силу и крепость велию в согласии осмогласного пения». Текст сей части начинается словами: «Искони убо преблагий Бог промышляет ο добре человечестем и подая комуждо благая на пользу, яже к угождению своему, то и сие Божественное дело в разумение истины приведе». Писатель излагает правила ο пометах. В этой части находим известие ο древних знаках: «Прежде бо сих седми слов согласных древнии Божественного пения учители подметные слова имеша, но непотребнии, и не суть истинны беша: понеже бо каждо учитель по евоему умышлению подметныя слова писаше, и того ради у них велие несогласие бываше. Сия же суть истиннии, вельми потребнии коеждо бо подметное слово свое согласие имеет. Α еже древние учителие подметныя слова имеша, а не истиныеша, и се не дивно. Множицею бо лет свершенных муж оскуде, то сие отроча обрете: и еже премудрых мимо тече, невежам дадеся: и еже учителем утаися, то учеником открыся». Писатель Сказания не называет здесь по имени ни учителей, ни отроча – изобретателя помет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но поскольку ум людей трудолюбивых любит изведывать глубины, то спрашиваешь, как удовлетворяется правосудие седми -кратностию и что здесь отмщаемое ( τ εκδικομενα), – седмь ли это грехов или хотя один грех, но наказаний за один грех седмь? Писание число отпущения грехов всегда определяет числом седмеричным. Сказано: «колькраты аще согрешит в мя брат мой, и отпущу ему, до седми ли крат?» – спрашивает Господа Петр. И вот ответ Господа: «не глаголю тебе: до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею»(ср.: Мф. 18, 21–22 ). Господь не перешел к другому числу, но многократно взяв седмеричное, в нем положил предел отпущения. И после седми лет еврей освобождался от рабства(см.: Втор. 15, 12 ); седмь седмиц лет составляли знаменитый в древности юбилей ( Лев. 25, 10 ), в который и земля субботствовала, и было прощение долгов, освобождение от рабства, и как бы восстановлялась новая жизнь в новом порядке, а прежняя седмеричным числом получала некоторый вид скончания. И это суть образы сего века, который протекает у нас в седмидневном круговращении и в который за грехи менее тяжкие, по человеколюбивой попечительности Благаго Владыки, возлагаются наказания, чтобы не предавать нас мучению в нескончаемый век. Итак, «седмикратность», по сродству с сим миром, потому что миролюбцы от того самого наиболее должны потерпеть вред, для чего решились они быть порочными. А под словом «отмщаемое» ( τ εκδικομενα) будешь ли разуметь грехи Каина, то найдешь их седмь; или наказания, положенные на него Судиею, то и в сем случае не погрешишь в разумении. В том, на что отважился Каин, первый грех – зависть, по причине предпочтения Авелева, второй – обман, с каким обращался к брату, сказав ему: «пойдем на поле» ( Быт. 4, 8 ), третий – убийство, приращение зла; четвертый – братоубийство – еще высшая степень зла; пятый – что Каин сделался первым убийцею, оставив миру худой пример; шестой – обида, потому что заставил плакать родителей; седьмой – что солгал Богу, ибо на вопрос: «где Авель, брат твой?» отвечал: «не вем» ( Быт. 4, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

– Косматый, – вразумительно объяснил медик. – Тот, кто раньше был косматым. Гоголь. Да вот он, – и доктор Булль вытащил за локоть рыжего бледного человека, которого почти неделю тому назад изгнали из Совета; первого из мнимых анархистов, которого разоблачили. – Что вы ко мне лезете? – крикнул тот. – Вы меня выгнали как шпиона. – Все мы шпионы, – тихо сказал Сайм. – Мы шпионы! – завопил Булль. – Пойдем выпьем. Утром отряд объединившихся сыщиков направился к отелю на Лестер-сквер. – Ну что ж! – говорил доктор Булль. – Ничего страшного. Шестеро человек идут спросить у одного, чего же он хочет. – Все не так просто, – возразил Сайм. – Шестеро человек идут спросить у одного, чего хотят они сами. Они молча свернули на площадь и, хотя отель был на другой ее стороне, увидели сразу и небольшой балкон, и огромного вождя. Он сидел один, склонившись над газетой. Но соратники, пришедшие, чтобы его свергнуть, переходили площадь так, словно с неба за ними следила сотня глаз. Еще у себя в отеле они спорили, вести ли с собой бывшего Гоголя и сразу бросить карты на стол или сделать сначала какой-нибудь дипломатический ход. Сайм и Булль стояли за прямую атаку и победили, хотя Секретарь до конца спрашивал их, почему они так спешат. – Очень просто, – объяснил Сайм. – Я нападаю на него сразу, потому что я его боюсь. Сыщики молча поднялись за Саймом по темной лестнице, и все сразу вошли туда, где их ждали лучезарный утренний свет и лучезарная улыбка Воскресенья. – Какая прелесть! – сказал он. – Как приятно всех вас видеть. И день чудесный… А что царь, умер? Секретарь выпрямился, чтобы слова его прозвучали и достойно, и гневно. – Нет, сэр, – сурово вымолвил он. – Убийства не было. Черная мерзость… – Ай-ай-ай-ай! – сказал Председатель, укоризненно качая головой. – У каждого свои вкусы. Простим Суббо– те его небольшие слабости. Называть черной мерзостью эти очки… Ах, как невежливо! И при нем!.. Вы ли это, мой милый? Секретарь задохнулся; доктор сорвал очки и швырнул их на стол. – Это и правда мерзость, – сказал он. – Но я больше в мерзостях не участвую. Посмотрите мне прямо в лицо…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

- Это мой сосед Яков Петрович - старовер. Он наши иконы не признает. - Не по канонам они написаны, - проворчал Яков Петрович, - Лик утучнен, перстосложение - безблагодатное: его облатынив-шийся грек Малакса придумал. По закону должно быть: как крестишься, так и благословляешься. Да еще иконы гладкие, потому что ковчег под запрещением еще от Никона-гонителя. - А ты, Яков, как думаешь спастись, если не только от наших икон отворачиваешься, но и причастия не приемлешь? - У нас свои, благодатные, старого письма иконы есть. А при-частие как я могу принять, если у нас священников нету? - А куда они девались? - Да вымерли все со временем, а новых поставить некому было. Матвей Иванович огладил бородку, поглядел на меня и спросил Якова Петровича: - А вот в Евангелии Христос говорит: кто не вкушает Моего Те-ла и Крови, тот не войдет в Царствие Небесное. Что ты на это скажешь? - Наш знаменитый начетчик и учитель в старообрядчестве Пичу-гин говорил, что по молитвам нашим и за наше благочестие Гос-подь причащает нас не чувственно, а духовно. - Э-э, Яков Петрович, это у вас мудрование в обход Святого Евангелия. Я полагаю, что Пичугин научился этому у талмудис-тов, которые очень ловко придумали обходить свои же собствен-ные законы. Мне рассказывал один знакомый еврей, что в суббо-ту можно отойти от своего дома только на небольшое расстоя-ние - по мерке, указанной в Талмуде. Но мы, говорит, нашли способ, чтобы не нарушая закона, пройти нужный тебе путь. Бе-рем, значит, зонтик, хлеб и проходим законную мерку. Дальше нельзя, стоп. Тут мы садимся на корточки, раскрываем над собой зонтик и жуем хлеб: как будто дома под крышей обедаем.Теперь из этого " дома " опять можно пройти субботнюю мерку, не нару-шая закона. Так и вы, Яков Петрович, мудрите со своим духов-ным причастием. - Тебя, Матвей Иванович, не переспоришь. А ведь я к тебе за дрожжами пришел. Моя хозяйка хочет на ночь ставить квашню на хлеб, да дрожжей не оказалось. - …А дворе поднялась метель, - сказал Матвей Иванович, проводив соседа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2080...

Далее до 01:31:46 про схимонахиню Феодосию в фильме нет упоминаний, но продолжается индуцирование возбуждённого интереса зрителей относительно спрятанных где-то «денег Ванги». Затем с 01:31:46 сюжет непосредственно про Вангу обрывается и начинается снова сюжет про схимонахиню Феодосию, без всяких смысловых переходов и комментариев такого резкого изменения сюжетной линии. Это один из известных манипулятивных приёмов, направленный (в данном фильме) на содействие достижению зрителями интроекции утверждения о тождестве Ванги и схимонахини Феодосии. « В этот дом, что стоит на окраине села Скопина, каждую пятницу выстраивается огромная очередь. Сюда за помощью приезжают люди со всей России» (01:32:02-01:32:13 - закадровая речь). При этом схимонахине Феодосии приписываются, по существу, свойства, сходные с теми, которыми, как следует из фильма, обладала Ванга, что способствует отождествлению схимонахини Феодосии с Вангой. В частности, заявляется, что схимонахиня Феодосия является гадалкой-предсказательницей, что для православных верующих является социально осуждаемой деятельностью, совершенно недопустимой, даже запрещённой - с религиозной (православного христианства) точки зрения. Зрителю внушается, что предметом предсказаний схимонахини Феодосии являются какие-то мелкие бытовые вопросы (вполне в стиле газетных рекламных объявлений «гадалок»): « Ну, да, предсказывает. Вот даже и мне она предсказывала... Она мне сказала, что «вот здесь освободится место, вот здесь в автобазе, и ты поступишь на эту работу»« (01:32:14-01:32:24 - речь демонстрируемой в кадре женщины, представленной как Раиса Александрова, соседка). В данном случае реализован известный приём совмещения возвышенного, религиозно почитаемого (уважаемого) с профанным (не обладающим весомой ценностью), что представляет собой попытку редуцировать и литотизировать значение личности схимонахини Феодосии в восприятии и сознании православных верующих. « Провидицу зовут Феодосия. Но кто она и откуда, никто не знает» (01:32:24-01:32:29 - закадровая речь). Сразу после этого высказывания звуковой ряд о том, что « журналистов даже на порог не пускают» (01:32:30-01:32:32 - закадровая речь) совмещён с 01:32:28 по 01:32:35 с видеорядом, изображающим энергичные, с применением силы, самовольные попытки тележурналиста ворваться в дом схимонахини Феодосии, грубейшим образом нарушая конституционно гарантированные неприкосновенность жилища и неприкосновенность частной жизни человека и соответствующие нормы федеральных законов. После этого заявляется: « Мы - первая съёмочная группа, которая побывала в доме ясновидящей» (01:32:36-01:32:40 - закадровая речь); это высказывание сопровождается показом крупных планов лежащего в постели старого человека - схимонахини Феодосии (01:32:36-01:32:51; 01:33:02-01:33:05).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/12/...

Говорит Господь , Которого свет в Сионе и пещь в Иерусалиме (Ис. 31:9), то есть свет спасения в Сионе и пещь отмщения в Иерусалиме.   Глава 32 Се, в правде цари и князи со судом владети начнут (Ис. 32:1), то есть Езекия и князья его. И будет человек… как убежище от ветра (Ис. 32:2), то есть будет убежищем во время бедствий. И ксему не рекут юродивому владети… Юрод бо юродивая изречет (Ис. 32:5–6). Здесь подразумевается царь Ассирийский, который думал, что своей силой и силой идолов своих победит Езекию. И сердце смысленное уразумеет видение (Ис. 32:4), то есть Езекия, который Рабсаковы письма отверзе… пред Гдсподем (Ис. 37:14). Сердце юродивого творит неправду, еже совершати нечестие (Ис. 32:6). Таков Рабсак в хуле на Бога. И глаголати… прелесть , как говорит Рабсак: «Где боги народов?». Еже тщу сотворити душу алчную и отнять питие у души жаждущей (Ис. 32:6). С таким намерением говорили: да не прельщает вас Езекиа словесы… не предастся град сей в руце царя Ассирийска (Ис. 36:14–15). Великий духом совещает великое. Крепкий духом Езекия советует великое, потому что с твердым упованием взирает он на Бога. И… пребудет в величии (Ис. 32:8), то есть будет спасен и сохранит величие царства своего. Жены богатыя, востаните и услышите глас Мой: дщери, с надеждею слышите словеса Моя (Ис. 32:9). Богатые жены и дочери надеющиеся — суть города Иудины, которые упоевались надеждой спасения. И во дни года востенут (Ис. 32:10). Они лишатся надежды своей, исчезнет спасение, оскудеют плоды земные, враги будут истреблять их в земле их. Это согласно со сказанным: еще лето (едино)… оскудеет слава сынов Кидарских (Ис. 21:16). Преста обымание винное , с гумна собрано (Ис. 32:10). Не придет избавление, которого ожидали. Совлецытеся, наги будите, препояшите чресла своя во вретища (Ис. 32:11), потому что земля ваша опустошена, и жители отведены в плен Ассириянами. На земли людий Моих терние и былие возникнет , и во всяком доме веселия (Ис. 32:13), то есть города Иудейские будут разрушены. Храм будет предан забвению, то есть святой храм Иерусалимский. И прекратится сила, то есть не станет в городе многолюдства. Домы вожделения… будут… пещеры… радость ослом дивиим (Ис. 32:14). Пророк имеет в виду падение Иерусалима; одни жители его в плену, другие бежали в Египет, ища себе убежища.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010