Скачать epub pdf Седмица 3-я по Пятидесятнице О первом приближении Бога Понедельник Мф. 9:36–10:8 Рим. 7:1–13 Видя толпы народа, изнуренные и рассеянные, Господь «сжалился над ними» и сказал ученикам: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина Жатвы, чтобы послал делателей на жатву Свою». После этого Он послал учеников проповедовать в городах иудейских, что «приблизилось Царство Небесное». Но Господь предупредил, что далеко не все выйдут навстречу проповедникам и примут их в свои дома. Для грешного человека вообще очень трудно перенести первое приближение Бога. Каково было, например, евреям вступать в первый, Ветхий Завет с Ним? Какого было испытать это первое приближение к человечеству Царствия Небесного?.. Тяжело было в рабстве. Но вот Бог явился Моисею и велел вывести народ. И что же? На каждое требование Моисея фараон все более ужесточал их жизнь. Потом пришлось бежать ночью с поспешностью. А что ждало впереди? – погоня, враги, отсутствие привычной пищи, сорокалетнее скитание в пустыне, пока, наконец, Господь не ввел в землю обетованную. А изнутри сколько поднималось ропота на Моисея, сколько они восставали против Бога, порываясь вернуться назад в Египет, сколько молитвенных слез пролил Моисей, спасая их от заслуженного гнева! Дело в том, что пока человек предоставлен самому себе, то есть пока он в плену у диавола, грех, живущий в нем, кажется мертвым; человек как бы не знает о нем и не мучается. Но вот он получает от Бога закон, получает заповедь, которая говорит о чем-то: «Не пожелай». И вдруг он чувствует, что «грех ожил», что грех, «взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание», что «страсти греховные, обнаруживаемые законом», стали действовать в членах наших, «чтобы приносить плод смерти», что «грех ожил, а я умер… потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею». И это страшная картина оживления греха, восстания его и извне, и изнутри, – в той или иной степени повторяется всякий раз, когда Бог призывает человека ко всякому крещению. Начинаются страхи, терзания совести, начинаются конфликты с окружающими. Люди, которые казались интеллигентными и терпимыми, начинают с дикой злобой бросаться на тебя за то, что перекрестился, за то, что стал по воскресеньям ходить в храм. Часто по началу и сам обратившийся, и окружающие замечают, что стал гораздо хуже; а кому-то может показаться, что он вообще сходит с ума…

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 13-я по Пятидесятнице Понедельник Мк, 11 зач., 3, 6–12 Тогда фарисеи составили с иродианами совещание против Иисуса, как бы погубить Его. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. Господь снова исцеляет в синагоге в субботу страждущего человека. И «фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его». Противостояние врагов Христовых нарастает – от обвинения в богохульстве – к заговору об убийстве. Казалось бы, Его милосердие должно бы было пробудить у них любовь к Нему, а чудеса, которые Он совершал, – веру в Него. Вместо этого мы слышим: «Он должен умереть». «Но Иисус с учениками Своими удалился к морю». Господь оставляет это место, научая нас в бедственные времена не пренебрегать собственной безопасностью. Прежде чем вступить в открытое сражение с духовными вождями Израиля, Христос должен был удаляться из синагог. Но это не был уход человека, который боится встретиться с сильным врагом. Его час еще не пришел. Ему надо было еще многое сделать и сказать, прежде чем наступит время последнего противостояния. Христос оставляет синагоги, и останавливается на берегу моря под открытым небом. «И за Ним последовало множество народа». Люди идут со всех сторон, преодолевая огромные расстояния, чтобы только увидеть Его и услышать Его. Одни исполнены такой ненависти ко Христу, что изгоняют Его из своей страны, а для других Он столь дорог, что они идут за Ним, куда бы Он ни пошел. Что заставляло их так поступать? «Услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве». Одни желали увидеть Того, Кто совершает великие чудеса, другие – надеялись, что Он совершит чудо и для них. Узнавание, что сделал Христос с другими людьми, и что Он доныне делает, не может не влечь нас к Нему. «Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его». Вот для чего посылаются нам болезни – чтобы мы начали искать Господа и шли к Нему как к Врачу душ и телес наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Седмица 32-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 48. (10,46–52) О РАССУДИТЕЛЬНОСТИ Рассудительность есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела (61,123). Всею силою и всем тщанием мы должны стараться смирением приобрести сей благий дар рассудительности, которая может сохранить нас от чрезмерности с обеих сторон. Ибо, как говорят отцы, крайности с той и другой стороны: и излишество поста и пресыщение чрева; чрезмерность бдения и продолжительность сна, и прочие излишества равно вредны. Ибо знаем мы некоторых не побежденных чревоугодием, но низложенных чрезмерным постом и затем впадших в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста (50,199). В рассудительности состоит премудрость, в ней разум и смысл, без которых нельзя ни созидать внутренний наш дом, ни собирать духовное богатство, как сказано: «С премудростью зиждится дом и с разумом исправляется. С чувствием (смышленостью) исполняются сокровища от всякого богатства честного и доброго» ( Притч. 24,3–4 ). Рассудительность называется крепкою пищею, свойственною тем, которые навыком приучили чувства к различению добра и зла ( Евр. 5, 14 ). Из этого ясно открывается, что без дара рассудительности не может стоять никакая добродетель или пребывать твердою до конца. Ибо она есть матерь, хранительница и управительница всех добродетелей (50,191). Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроения душевного… В средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного и от того, что противное доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других (54,175). Истинная рассудительность приобретается только истинным смирением, которого первым доказательством будет – открывать духовным отцам не только то, что делаем, но и о чем думаем; ни в чем не доверять своему помыслу, но во всем следовать наставлениям старцев и считать хорошим или худым только то, что они признают таковым. Такое действование способствует христианину не только безопасно пребывать в истинной рассудительности и на правом пути, но и сохранит его невредимым от всех сетей диавольских (50,194).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пора и нам определиться c выбором 28.06.2014 Рубрика: Воскресные проповеди Метки: Седмица 3-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице Обстоятельства, в которых мы сейчас живем, очень трудные и скорбные. Они напоминают нам, более чем когда-либо, то, о чем Христос говорит сегодня в Евангелии: не заботьтесь о завтрашнем дне, каким бы этот день ни был. Как опасно хвастаться будущим, так же не менее губительно предаваться многозаботливости о нем. У каждого дня достаточно своих забот, и нет нужды прибавлять дополнительные заботы завтрашнего дня к сегодняшним. Если присоединить заботы всех дней, которые нам предстоят, к сегодняшнему дню, то мы рухнем под их тяжестью. У нас не хватит сил сделать даже то, что мы должны сделать сегодня. Господь премудро так устроил, что ни один день не оставляется без своей заботы, чтобы мы научились тому, о чем Он говорит нам сегодня. Слово Христово предельно просто и ясно: никто не может служить двум господам, тем более двум богам. Пока господа идут вместе, их слуги могут следовать за тем и за другим. Но когда они расходятся, надо выбирать, в какую сторону идти. Сегодня, как никогда, они идут в двух совершенно противоположных направлениях. «Не можете служить Богу и маммоне», — говорит Господь. Маммона — это прежде всего деньги, всякое мирское приобретение. Но также и все, что в мире, — похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2, 15). Весь современный языческий, отступнический от Христа Бога мир после долгих колебаний в конце концов выбирает Ваала — бога плодородия, бога всякого благополучия, идола. Пора и нам определиться c выбором. И не заботиться ни о чем, как призывает нас Господь. Однако жизнь земная, как мы знаем, это пища и одежда. Как же мы обойдемся без них? Господь предупреждает Своих учеников об опасности греха, в котором отделение земного от небесного, — столь же страшное, как отделение души от тела, то есть смерть. «Не заботьтесь, — говорит Он, — и не говорите, что нам есть и что нам пить, или во что одеться. Разве душа не больше пищи, и тело не больше одежды?» Пища и одежда необходимы для жизни, но цель, к которой мы идем, несравненно прекраснее, чем средства, употребляемые для этого. Самая прекрасная пища и одежда, какая есть на земле, — из земли. А жизнь наша — от дыхания Божия. Бог дал нам душу и тело, и Он всего Себя отдает нам на Кресте.

http://moral.ru/vybor/

Седмица 13-я по Пятидесятнице Понедельник. О христианской благотворительности. Мк.3:6–12 2Кор.8:7–15 Сегодня мы читаем, как Апостол побуждает коринфских христиан помочь своим иерусалимским братьям. Но обратим внимание, что забота Его как бы даже и не о самих нуждающихся. Он не старается принудить, потребовать, психологически надавить. Он снова и снова подчеркивает: «Говорю это не в виде повеления»; «я даю вам совет. Ибо это полезно», и полезно не кому-то, а, в первую очередь, именно «вам» самим. И вместо того, чтобы рисовать бьющую по нервам картину голода и нищеты, Апостол старается оживить в памяти коринфян Всемилостивый образ Господа Иисуса, Который, «будучи богат, обнищал ради вас, чтобы вы обогатились Его нищетою». Апостол также приглашает полюбоваться духовной красотой македонских христиан, «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия». Апостол пишет, что македоняне не просто послушались его, не просто согласились, но даже «сами просили… принять дар и участие их». И даже не просто просили, но просили «весьма убедительно». Апостол радуется, что они были доброхотны «по силам и сверх сил», что они совершили «не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, а потом и нам по воле Божией». И это – «среди» собственного «великого испытания скорбями» и собственной «глубокой нищеты»! Так, причиной добродетели должно быть не столько внешнее побуждение, сколько – свободный духовный выбор пути подражания Господу и Его святым. И не должно быть усердия не по разуму. Господь и без нашей помощи может все: «ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним». Господь в силах и Один всех накормить, как когда-то Свой народ в пустыне, как написано: «кто собрал много, не имел лишнего; а кто – мало, не имел недостатка». Но такова уж Его воля о нас, что «нищие всегда будут среди земли твоей; потому Я повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему, и нищему твоему на земле твоей» ( Втор.15:11 ). И хорошо, когда ты с радостью, от чистого сердца делишься тем, что у тебя есть. Но иные ревнители, желая «организовать» кому-то помощь, начинают суетиться, давить на всех, и вместо пользы создают смуту и в себе, и вокруг. Не одобряя такой суеты, Апостол пишет, что жертвовать надо «по достатку». «Ибо если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Седмица 20-я по Пятидесятнице Понедельник. О богатых, о ропщущих и о сомневающихся Лк.6:24–30 Флп.2:12–16 В пересказе евангелиста Луки Господь в Своей Нагорной проповеди изрекает кроме «блаженств» еще и «горе»: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете». Как видим, «горе» не просто богатым, но при этом еще и – пресыщенным, и – самодовольно смеющимся. Потому что такой человек никогда не возведет, вместе с пророком Давидом, очи свои «ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны» ( Пс.122 ). Самодовольному богачу кажется, что он «разбогател, и ни в чем не» имеет «нужды». Но Господь говорит ему: «…а не знаешь, что ты несчастен и жалок и нищ» ( Откр.3:17 ). Премудрый Соломон молил Бога: «…богатства не давай мне, – питай меня хлебом насущным, дабы пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: «кто Господь?» ( Притч.30:9 ). Действительно, «трудно богатому войти в Царство Небесное» ( Мф.19:23 ). Но достаточно ли быть бедным, достаточно ли внешне быть делателем заповедей Божиих, чтобы войти туда? И бедных Апостол предостерегает: «все делайте без ропота». И – делателям говорит: «Все делайте без … сомнения». В перенесении бедности и унижения должно быть радостное чувство, что идешь прямым, Христовым путем к спасению. А если даже подставляешь правую щеку после удара по левой, а в сердце при этом ропот и уныние, то никакой ты не подвижник, а – жалкий раб. Только бессилие заставляет тебя покоряться. Известен рассказ из Патерика, как жили мать и две дочери. Жизнь матери прошла в бедности и страданиях. И вдруг после ее смерти было открыто, что она не с Богом! – Потому что несла свой крест с постоянным ропотом. Спасительна лишь добровольная жертва. Потому-то в житиях мучеников за веру всегда четко видим момент свободного выбора. Мучители предлагают: поступи против совести и – живи. А он свободно избирает смерть, нежели измену Христу. А сомневающийся, по словам апостола Иакова, «подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» ( Иак.1:6 ). Такой, если и делает что-то по-видимому доброе, то – не столько по сознательному и свободному выбору, сколько – под напором внешних сил, или с элементом корысти. А Господу угодна жертва чистая и непорочная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Седмица 17-я по Пятидесятнице О полноте света и полноте тьмы Понедельник Мк. 10:46–52 Еф. 1:22–2:3 У апостола Павла был удивительный дар: говорить о неизречённом, говорить кратко и исчерпывающе. И для такого же, как он, чистого и великого мужа этот язык понятен и достаточен. Нам же, чтобы уразуметь сказанное. Поневоле приходится многословить. Так, сказав о Христе «воскресив Его из мертвых и посадив одесную себя на небесах... поставил Его выше всего, главою Церкви…» ( Еф. 1:20–22 ), – Апостол пишет о Церкви, что она есть «Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём». Казалось бы, определение Бога, как «Наполняющего всё во всём», исключает всякие оговорки и дополнения. «Всё во всём» – куда полнее? А между тем, сначала Апостол всё же сказал о Церкви, что именно она, и только она есть «полнота Наполняющего». Хотя и о самой Церкви нельзя сказать, что она всё наполняет. А далее это противоречие ещё более углубляется: оказывается, что при «Наполняющем всё во всём» находит себе место ещё и «мир сей» с его обычаями, и, кроме того, – даже «князь, господствующий в воздухе», дух, противящийся Богу. И у этого князя тоже есть полнота господства и тоже есть «сыны», в которых он действует и которых заставляет вместе с собой противиться Богу. То есть оказывается, что при безусловно «Наполняющем всё во всём» может существовать не просто какая-то незаполненность, но и противоположный, враждебный этой полноте мир. И Апостол напоминает христианам, что как раз оттуда, из этого враждебного мира, они пришли в эту полноту: «и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желание плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие». Так, перед нами – тайна сосуществования полноты спасения и полноты погибели. И это – как тайна света и тайна тьмы. Сегодня в Евангелии и говорится о Вартимее, слепом, который «сидел у дороги» в то время, как Иисус проходил по ней «с учениками Своими и множеством народа». Вокруг слепого – свет, а он один – во тьме. Все вокруг все видят, видят и его самого и могут видеть и даже самоё устройство его глаз, до последней клеточки, а он не видит даже самого себя, и так получается, что он – вне всё наполняющего, всё пронизывающего света, и в нём всецело господствует и всего его наполняет тьма. Но вдруг он «начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Иисус же велел подвести его к себе, чтобы слепой перед всеми засвидетельствовал своё желание, свой выбор, своё предпочтение света тьме: «Чего ты хочешь от меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тот час прозрел и пошёл за Иисусом по дороге». Мгновенно и без следа рухнуло господство тьмы, и Вартимей тоже со всеми оказался в полноте света.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Седмица 28-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 97. (19,37–44) О ПРОСЛАВЛЕНИИ БОГА Посей славословие Бога, чтобы пожать венцы, и почести, и похвалы в Царстве Небесном (1,213). Когда Бог прославляется и благословляется людьми, тогда Он обыкновенно подает обильнейшее благословение Свое тем, ради которых Сам благословляется (35,309). Чтит и прославляет Бога, кто исполняет волю Его, а бесчестит Бога, кто преступает закон Его (3,310). Не будем считать хвалу делом маловажным, но прежде пусть возносит ее жизнь наша и прежде языка пусть взывает наше поведение. Тогда и молча мы можем хвалить Бога и, взывая, будем совершать стройную песнь жизнью (36,322). Не иначе возможно Богу прославляться в человеке, как разве когда добродетель его свидетельствует, что причина благ в Божием могуществе (14,421). Если бы не было обещано и никакой награды, то удостоиться славить Бога само по себе было бы славою (40,577). Слава Богу воздается и тогда, когда мы живем в союзе и единении, когда единодушно благословляем Бога, переносим того, кто немощнее нас, и не презираем отторгающегося члена (40,820). Если мы будем воздавать Богу честь, то чрез это себе самим доставим честь. Подобно тому как человек, который открывает глаза для того, чтобы видеть солнечный свет, себе самому доставляет пользу чрез это, удивляясь красоте этого светила, а не ему что-нибудь дает, потому что не делает его чрез это более светлым… оно остается тем же самым. Так точно и даже гораздо больше (бывает, когда прославляем) Бога. Кто с удивлением взирает на Бога и воздает Ему честь, тот снискивает самому себе спасение и получает величайшую пользу… Каким же образом, спросят, Бог прославляется, если Он ничего не приемлет от славы, нами воздаваемой? Таким же, как говорится о Нем, что Он терпит голод и жажду: все наше Он присвояет Себе, чтобы, по крайней мере, этим привлечь нас, – принимает и почести, и обиды, чтобы хотя бы этим внушить нам страх, а мы, несмотря на это, не приближаемся к Нему (42,648). В теле прославляет Бога тот, кто не предается блуду, кто не пресыщается, кто не печется о внешнем украшении, кто настолько показывает заботливости о себе, насколько это нужно только для здоровья; кто не прелюбодействует, равно как и та, которая не намащает себя благовониями, не расписывает красками своего лица, которая довольна тем видом, каким наделил ее Бог, и ничего не прибавляет к тому искусственного (42,649).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Седмица 9-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мф. Зач. 74 (18,1-И) О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Кто желает в Царствии Небесном удостоиться большей славы, тот должен здесь любить смирение и унижение пред другими (3,349)… Всегдашнее царствование Христа во святых наступает тогда, когда, по истреблении из сердец наших смрадных пороков, власть диавола прекращается, и Бог, по причине благоухания добродетелей, начинает в нас владычествовать, когда вместо побежденной плотской похоти, воцарится в нашем уме чистота, вместо подавленного гнева – спокойствие, вместо попранной гордости – смирение (50,336). Какие бы добрые дела ни делал, какими бы подвигами ни подвизался и ни утруждал себя в настоящей жизни всякий человек, мудрый или несведущий или нерассудительный, ученый или неученый, богатый или бедный, – если это не способствует к озарению души его от немощей ее, суетно все сие и бесполезно для него, и оставляет душу вне Царствия Небесного, ибо в Царствие Небесное приемлются только здравые души, не имеющие никакой немощи (57,123). Бесчеловечные не имеют наследия в вечных обителях, во дворец Мой не входит немилосердный, не достоин небесного чертога жестокий; не вселяются в горних обителях скупые, но только одни милостивые, одни только сострадательные, странноприимцы, воспитатели сирот, защитники вдовиц и немощных, покровители утомленных, ходатаи за притесняемых, утешители удрученных несчастиями, благодетели нуждающихся, служители немощных, опора злостраждущих, утешители плачущих и малодушных, отцы для тех, которые находятся в тяжелом рабстве (греху), усердные помощники находящихся в беде или нужде, союзники связанных, наставники заблудших, податели за должников… щедрые податели нуждающимся и нищим, – вот кто обитатели Чертога и наследники вечных благ (40,872)… Станем искать Царствия Божия, тогда и детей увидим везде почтенными и сами прославимся с ними… (32,122). Кто воспитывает детей угодно Богу, тот блаженен (22,146). Пока душа еще способна к образованию, нежна и подобна воску, уступчива и удобно запечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначальных оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние (5,112).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Седмица 24-я по Пятидесятнице Понедельник. О любви, чуде и знамении Лк.11:29–33 1Сол.2:20–3:8 Однажды приступили к Господу Иисусу Христу «фарисеи и саддукеи, и, искушая Его, просили показать знамение с неба» ( Мф.16:1 ). Но Господь ответил: «род сей лукав; он ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Все, что делал Господь, это, во-первых, любовь и милосердие. Во-вторых, это всегда чудо, то есть свободное и независимое распоряжение всем, что в мире. И в-третьих, это еще и «знамение», то есть указание на Его высочайшее достоинство. Господь делает, а в результате получается и одно, и другое, и третье. Он и обличает тех, кто пытается оторвать одно от двух других. Любовь без чуда, это не любовь, а бессилие. Чудо без любви – всего лишь фокус. А просто знамение, это всего лишь – самореклама. И в том, что фарисеи в поисках знамения ухитряются не увидеть неотрывной от знамения всемогущей любви, Господь видит их безнадежное пребывание во тьме. Чтобы рассеять эту тьму, Он приводит два как бы примера. «Как бы» – потому что всякий пример, это, во-первых, чей-то свободный выбор. Во-вторых, это – конкретное событие. А в-третьих, это еще и суд над тем, кто в подобной ситуации поступил не так. «Пример», это – как свеча, поставленная «на подсвечнике, чтобы входящие» не просто услышали о свете, но реально бы «видели свет», и спохватились бы, что их тайное вдруг стало явным. Потому-то «царица Южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их». «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его». И как же не осудит их царица Южная! Она, женщина, оставляет надолго свое царство, и «от пределов земли», за тысячу верст, и не в кресле самолета, а на верблюде, по аравийской пустыне отправляется только затем, чтобы «послушать мудрости Соломона»! А «здесь», совсем рядом, Тот, Кто неизмеримо «больше Соломона». И как же не осудят их Ниневитяне! Они поверили пророку Ионе, «и объявили пост, и оделись во вретища», «и крепко вопияли к Богу», и «каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» ( Иона 3,5–8 ). А «здесь» – Тот, Кто «больше Ионы», терпеливо зовет покаяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010