В день Пятидесятницы Святейший Патриарх Алексий совершил богослужения в Троице-Сергиевой лавре 27 мая 2007 г. 17:48 27 мая, в день праздника Святой Троицы, в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении епископа Сергиево-Посадского Феогноста совершил Божественную литургию и вечерню Святой Пятидесятницы с коленопреклонными молитвами. Перед началом вечерни Святой Пятидесятницы с коленопреклонными молитвами Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве. Святейший Патриарх Алексий, в частности, сказал: «Богослужение праздника Святой Троицы отличается тем, что после Божественной литургии совершается Вечерня с особыми коленопреклонными молитвами, в которых мы испрашиваем благодать Пресвятого Духа на свой жизненный путь. В канун и в самый День Святой Троицы Церковь совершает сугубое поминовение душ усопших православных христиан. Мы знаем, что " Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых " (Мк. 12:27). В День Святой Троицы мы духовно соединяемся с теми, кто раньше нас завершил свой жизненный путь (нашими почившими предками и ближними), когда молимся об их блаженном упокоении. Да коснется и их благодать Господня в этот великий праздник Живоначальной Троицы. Будем также молиться о том, чтобы Господь укрепил нашу Святую Церковь, совершающую духовное возрождение нашего многострадального народа. Да подаст Он делателям Своим силу и мудрость совершать служение Богу, Церкви Христовой и народу Божию. Да дарует Всеблагой Господь благодать Пресвятаго Духа и всем нам на нашем жизненном пути. Помолимся же за Троицкой Вечерней и коленопреклонно испросим Господа послать Пресвятаго Духа Своего в каждое сердце, в каждую душу». По окончании Божественной литургии и вечерни Его Святейшество приветствовал с балкона Патриарших покоев многочисленных богомольцев и паломников. На торжествах в Лавре в качестве почетных гостей присутствовали представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко , глава Сергиево-Посадского района Московской области и другие руководители администрации района и города. По традиции в Праздник Святой Троицы жители Сергиева Посада отмечают также День города. Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/249858.htm...

Патриаршее слово с балкона Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры 27 мая 2007 г. 18:03 27 мая, в день праздника Святой Троицы в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и вечерню Святой Пятидесятницы с коленопреклонными молитвами. По окончании богослужения Его Святейшество приветствовал с балкона Патриарших покоев многочисленных богомольцев и паломников. Поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с праздником Живоначальной Троицы, — с Престольным праздником самого древнего собора Лавры, где почивают мощи преподобного Сергия Радонежского и где сегодня мы совершали богослужение. Сегодня, в День Пятидесятницы, мы празднуем сошествие на апостолов Утешителя, Духа Святаго, Которого Господь обещал ниспослать при Своем Вознесении. В виде огненных язык сошел Дух Святый на учеников Христовых и сотворил смиренных галилейских рыбарей проповедниками Евангелия Царствия Божия. Эту проповедь святые апостолы пронесли по лицу всей Римской империи и за ее пределами. Праздник Пятидесятницы — День установления Церкви Христовой на земле. Каждый из нас получает благодать Господню через принятие Таинств Церкви, через общую церковную молитву, через священническое благословение на свой жизненный путь. Сегодня мы впервые, после праздника Пасхи Христовой, слышим песнопение Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю!». Мы просим Святаго Духа вселиться в нас и очистить нас от всякой скверны, и даровать нас спасение. Дай Бог, чтобы благодать Господня помогала нам укрепляться в христианских добродетелях, быть христианами не только по имени, но и по жизни. Дай Бог, чтобы каждый из вас, после общей церковной молитвы, которую мы вознесли в этом святом, намоленном преподобным Сергием Радонежском, его учениками и последователями, месте, стяжал и сохранил в своем сердце свет благодати Духа Святаго. Да хранит всех вас, дорогие братья и сестры, благодать Господня, да поможет она вам совершенствоваться, возрастая о Господе. Пусть радость праздника Святой Троицы наполняет ваше сердце и в сегодняшний день, и во все время вашей жизни. С праздником. Да хранит всех вас Господь! Седмица.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/249862.htm...

В Дрезденском списке Типикона Великой церкви 26 приводится замечание, в котором сравниваются практики соборного и монашеского богослужения. Об утрене: «Подобает знать, что в Великой церкви Евангелие не читается, в монастырях же, если хочет настоятель, читается 9е утреннее Евангелие» (можно заметить, что в другие праздники Типикон Великой церкви назначает утреннее Евангелие); и о Литургии: «В монастыре же Студийском говорятся антифоны Литургии эти [ Пс.18, 19, 20 ], но эти антифоны поются только в Студийском монастыре, тогда как Великая церковь и прочие — по обычаю», т. е. вседневные антифоны «Благо есть», хотя другие списки Типикона указывают именно праздничные антифоны 27 . На вечерне Пятидесятницы в Типиконе Великой церкви нет коленопреклонных молитв. В Студийских Типиконах празднование Пятидесятницы уже имеет вполне современный вид: ему предшествует вселенская поминальная суббота, к понедельнику приурочивается особое воспоминание Святого Духа, и вся седмица составляет попразднство Пятидесятницы, в субботу — отдание. Так, по Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (сохранившемуся в славянском переводе — рукописи 70х гг. XII в.: ГИМ. Синодальное собр., 330) 28 всенощного бдения нет, как его не бывает вообще по Студийскому уставу На вечерне 1я кафизма «Блажен муж», на «Господи, воззвах» стихиры на 9 (как в любой воскресный день, но здесь стихиры только празднику). Вход и три паримии (такие же, как и в Типиконе Великой церкви и в нынешней службе), на стиховне трижды поется стихира 7го гласа «Параклита имуще» (в нынешней редакции «Утешителя имуще»), на «Слава, и ныне» — «Царю Небесный» (6й глас). Тропарь праздника: «Благословен еси, Христе Боже наш». На утрене поется только 1я кафизма, затем (после седальна праздника и чтения слова святителя Григория Богослова) — «От юности моея», прокимен и Евангелие праздника (полиелей по этому Типикону не употребляется). В качестве праздничного Евангелия используется 9е воскресное Евангелие. В Студийском уставе устанавливается соответствие недель после Пасхи определенному гласу (по порядку), начиная с 1го гласа в неделю Антипасхи; это проявляется не только в пении соответствующих песнопений Октоиха, но и в том, что на рядовой глас могут быть составлены и некоторые песнопения Триоди.

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

Вопрос о сентябрьской преступке не имеет единого решения среди литургистов. Одним из исходных положений при составлении ряда чтений Четвероевангелия всегда была забота о том, чтобы Священное Писание было прочитано в течение года полностью. Пасха теку­щего года Недели по Пятиде­сятнице и количе­ство седмиц от прошлой Триоди Пасха буду­щего года 33-я 50 седмиц 34-я 51 седмица 35-я 52 седмицы 36-я 53 седмицы 37-я 54 седмицы 38-я 55 седмиц Сентябрь Декабрь Январь Январь Январь Январь Январь 11 апреля Ферваль 12 апреля 12 апреля 13 апреля 14,15 апреля Январь 16 апреля 17 апреля 17, 18 апреля Февраль 18,19 апреля 13, 19, 20апреля Апрель 14, 20, 21 апреля 25 марта-22 апреля 26 марта – 22 апреля 27 марта – 23, 24 апреля 27, 28 марта – 18, 25 апреля Февраль 22, 28 марта – 19 апреля 23, 29, 30 марта – 19 апреля 23, 31 марта 24, 31 марта; 1 апреля 26 марта; 1 апреля 27 марта; 2, 3 апреля 28 марта; 4, 5 апреля; Февраль 29 марта; 5, 6 апреля 29 марта; 6 апреля 31 марта; 6 апреля Октябрь 1 апреля; 7, 8 апреля 2 апреля; 8, 9 апреля 2, 3 апреля; 10 апреля 3 апреля; 11 апреля Февраль 4 апреля; 11, 12 апреля 6 апреля; 12 апреля 7 апреля; 14 апреля 8 апреля 8 апреля 9 апреля Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРУГА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ НА ЛИТУРГИИ Евангельские зачала, читаемые ежедневно в течение года за Божественной литургией, как указывалось, представляют собой точно очерченный круг. По характеру чтений он разбивается на три цикла: первый содержит в себе зачала Недель (воскресений) и седмиц от Святой Пасхи до Пятидесятницы; второй начинается от первой Недели по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; третий цикл включает в себя евангельские зачала, прочитываемые в Недели и седмицы Великого поста. Зачала в седмичные, или будние, дни представляют последовательные, с некоторыми выпусками, чтения из евангельских повествований от Иоанна, Матфея, Марка и Луки с возвращением в конце круга к чтению из Евангелия от Марка. Зачала воскресных дней образуют свой круг чтений. Так, чтения Светлой седмицы повествуют о событиях, изложенных в первых семи главах Евангелия от Иоанна; за Светлой седмицей следуют чтения Недели о Фоме, а к концу благовествования апостола Иоанна читается глава 20. Зачала следующих Недель и седмиц по Пасхе удерживают эти особенности. Вторая Неделя по Пятидесятнице также нарушает последовательность чтений предшествующей ей седмицы, возвращая нас от главы 7 Евангелия от Матфея, прочитанной накануне в субботу, к главе 4 того же Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Чудо исцеления за любовь к храму 10.12.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 27-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 27-я по Пятидесятнице Господь сегодня в Евангелии снова напоминает нам о необходимости молитвы. Господь, как сказано о Нем, в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Вместе с верующими молящимися людьми приходит Господь. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но приходит и в церковь. Не потому что Он имеет в этом нужду, а чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы обязательно должны быть в храме. Эта заповедь — наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди». Собственно, об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. С трудом она вообще передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий. Как часто приходилось удивляться этому раньше, когда в храме были в основном бабушки. Немощные, дряхлые, действительно, еле ходят, но ни одной службы не пропускают! И утром, и вечером — потому что душа влечется туда, где Господь, где открывается истинная жизнь. И никакая немощь не является для них преградой. Тем более должно быть стыдно нам, когда Бог не отнял еще у нас здоровье, грубо нарушать одну из основных Его заповедей — пропускать праздничные и воскресные богослужения. Господь совершает чудо над этой женщиной именно ради ее верности заповеди Божией, ради того, что она приходит смиренно в храм помолиться. Хотя она уже ни на что не надеется. Она готова до смерти нести это иго своей немощи. Но ей важно придти туда, где возвещается слово Божие, где дается самое главное для человека. И Господь совершает чудо исцеления за ее любовь к храму, за ее смирение, за то, что с таким терпением в течение столь долгого времени она приходила ко Господу.

http://moral.ru/chudo_iscelenia/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как войти в радость Господа своего 27.09.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 16-я по Пятидесятнице Слово в неделю 16-ю по Пятидесятнице Можно подумать, что эта притча о последнем Страшном Суде. На самом деле речь идет о сегодняшнем дне, о каждом дне нашей жизни. Мы должны услышать в этой притче три вопроса. Какое сокровище вверяет нам Господь? Что означает Его отправление в чужую страну? И, наконец, что происходит, когда Он возвращается? Сокровище, которое Он вверяет нам, — Его богатство. И это богатство — мы. Мы — Его самое драгоценное достояние. Каждый из нас — дар от Бога и Богу, единственный и неповторимый. Потому все — благодать. И мы не должны поступать как тот ленивый раб, который всего боится, потому что все время сравнивает себя с другими. В некотором смысле никто из нас не принял больше или меньше других, потому что каждый из нас — единственный и неповторимый. И все мы — драгоценное достояние нашего Господа. Со всей нашей ограниченностью, со всеми нашими недостатками и грехами. В этом — чудо Господне. Не забудем и о наших скорбях. По мере того как проходят дни и годы, все более обнаруживается очень тяжелая часть нашей жизни и нас самих. Эти скорби многоразличны. Но благодаря им все более насущной становится всеобщая церковная молитва о просвещении мира. Всюду Господь обращается к людям с проповедью о спасении, посылая им скорби. Скорби это то, что прежде всего характеризует историю человечества и особенно нашу эпоху. В наших скорбях, какими бы они ни были, сокрыто великое сокровище любви, сокровище сострадания, несущее жизнь. Где бы мы ни находились, сколь бы немощны мы ни были, нам дается возможность быть на первых рубежах этого служения любви нашего Спасителя. Потому что, принимая драгоценные Тело и Кровь Христовы, мы становимся сокровищем Бога. Но в начале притчи сказано, что наш Господин отправляется в далекое странствие и возвращается только спустя долгое время. Что означает это отсутствие? Разумеется, не отсутствие Господа в нашей жизни. Но это означает некоторое расстояние между Его дарами, которые Он не перестает нам щедро давать, и нашим ответом на эти дары. В этом расстоянии — все наше Божественное величие: мы можем решиться рисковать нашей жизнью ради Него. Здесь — все решающий, постоянно длящийся момент: наша жизнь может стать либо плодоносной, либо бесплодной. Мы можем быть едиными с Ним, единственным Слугой всех, либо остаться одни, при своих интересах. И в этом служении Господу, в этом нашем служении, в служении Церкви не существует ни увольнения с работы, ни безработицы. Кем бы мы ни были, мы — посланные Богом. И мы должны рисковать нашей жизнью, какие бы скорби ни скрывались за этим.

http://moral.ru/как-войти-в-радость-госп...

Скачать epub pdf Седмица 16-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 27. (6,54–7,8) О СПАСЕНИИ ВО ХРИСТЕ … И елицы аще прикасахуся Ему, спасахуся ( Мк.6,56 ). Главное в спасительном домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив сечение, восстановить первобытное единство, подобно тому, как наилучший врач целительными врачеваниями вновь связывает тело, расторгнутое на многие части (5,360). Помни сам себя, чтобы не забыться тебе, взирая на Бога. Ты дал клятву, помни о своем спасении. Увы! Обаятель обманывает тебя своими лживыми умствованиями, обманывает тебя неприязненный. Обратись скорее к Слову, чтобы не пасть глубже, обними крест и остановишь вред (5,17). Кто намерен душу и тело по закону благочестия привести к Богу и воздать Ему непорочное и чистое служение, тот, соделав руководительницею жизни благочестивую веру, которую возглашают по всему Писанию уста святых, с доверчивою и послушною душою должен предаться течению добродетели, отрешив себя от уз жизни, всецело и единственно предать себя вере и жизни Божией, ясно зная, что в ком благочестивая вера и непорочная жизнь, тому присуща и сила Христова, а в ком Христова сила, от того бежит зло (20,264). Человек так уязвлен, что никому невозможно исцелить его, кроме единого Господа (30,172). В какой мере предается каждый телесному и душевному подвигу со всяким услаждением добрыми делами, в такой же мере приобретает он причастие Святого Духа к духовному возрастанию ума, по благодати и туне получая спасение, а по вере, любви и подвигу свободного произволения входя в преспеяние и меру, чтобы как по благодати, так и по правде стать наследником Вечной Жизни и не всецело Божиею силою и благодатию, без собственного человеческого содействия и старания, возрастая в преуспеяние, и не всецело собственною силою и крепостью, без содействия и помощи Духа, имея возможность прийти в совершенную волю Божию и в меру чистоты (24,321)… Как невозможно видеть глазами без света, или работать без рук, или ходить без ног, или слышать без уха, или говорить без языка, так невозможно человеку спастись и войти в Царство Небесное без Господа Иисуса (27,452).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Когда они шли к храму, они очистились 23.12.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 27-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице Сегодняшнее Евангелие говорит нам о тайне благодарения. Десять прокаженных исцелились. И один из них возвращается воздать славу Богу и принести Ему благодарение. Почему же не все возвратились ко Христу, благодаря Бога за это чудо? Почему не девять из десяти? Где остальные? Разве не тысячи людей получают исцеление каждый день — а в храме за молитвой стоят только несколько десятков. Разве не для всех дает Бог солнечный свет — а только несколько сот приходят с благодарением. Разве любовь и земной успех, и богатство, и мудрость, и веселье, и друзей, и детей имеют не многие? Где они? Один только из десяти благодарит Бога за все. Это общая духовная проказа, неблагодарность Богу и людям. Очевидно, эта болезнь является причиной всех внешних бедствий, в том числе смерти. Но, может быть, эта общая беда может объединить всех? Между прочим, мы ничего не знаем о десяти прокаженных, а Евангелие говорит нам, что один из них был самарянин. Мы помним, что самаряне, по убеждению иудеев, были людьми, которым невозможно спастись, отверженные, кого иудеи старались всячески избегать. И оттого что один из десяти, как Евангелие подчеркивает, был самарянин, остальные девять, по всей вероятности, были иудеи. Преграда, которая отделяла иудеев от этого презренного самарянина, исчезла, потому что их всех поразила общая беда. Не имеет уже значения, кто какой национальности, кто какое положение занимает в обществе, если все приговорены к смерти. Страшная болезнь соединила всех прокаженных вместе. Промысл Божий, обратите на это внимание, так ведет человечество, так ведет наш народ, чтобы, посещая его бедствиями, всех соединить в одно. Чтобы все стали вместе, и из общей своей беды возвысили свой голос ко Господу: «Иисусе Наставниче, помилуй нас!» Однако этот единый вопль о помиловании может родиться из единой веры в Того, Кто имеет власть исцелять от любой смертельной язвы.

http://moral.ru/taina_blagodarenia/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Воспользуемся Божиим долготерпением 27.10.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 22-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице Мы слышали сегодня евангельскую притчу о сеятеле. Есть один только Сеятель, один Проповедник и один Спаситель всех людей — Христос. Но с самого начала Господу нужны соработники — апостолы. А вслед за ними идут святители, пастыри, проповедники, а также мученики, преподобные и все святые. Непостижимо избрание для спасительного сеяния, которое совершает Сердцеведец Господь. В притче о сеятеле Господь говорит, что Царство Божие началось. Мессия сеет слово. Однако Царство Божие будет установлено только в конце времен. В течение веков проповедь о нем будет встречаться со многими трудностями. В притче Господь приоткрывает нам историю этого Царства. Его начало очень скромное: несколько проповедей, несколько событий перед совсем небольшим количеством людей в стране побежденной, не имеющей будущего. Но это крошечное сеяние умножится и распространится во всей вселенной. «Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи», — говорит псалом (Пс. 85, 9). Все народы, и в числе последних — наш русский народ. Эта пригоршня закваски преобразит все человечество. Все пророчества Господа исполнятся. Евангелие будет проповедано во всем мире. Оно преобразит цивилизации, изменит менталитет даже у тех, кто не знал Христа или боролся с Ним. И оно продолжит свое дело, когда мир в большинстве своем снова отречется от Господа. Разумеется, и в Церкви все еще будет далеко от совершенства. Совершенство будет достигнуто только в конце времен. Царство Божие присутствует на земле во всех, кто старается быть верным обетам крещения, но оно нигде не завершено. Царство Божие присутствует всюду, но оно не имеет конца нигде. Это то, чему нас учит притча о добром семени и плевелах. Своей Церковью Господь сеет доброе семя во всем мире. Но не следует забывать, что диавол с самого начала вовлек человека в грех, и продолжает сеять зло. Всегда будут те, кто за Бога и кто против Бога, всегда будут сыны Царства и сыны неприязненного. Только во время жатвы при конце мира совершится отбор. Верные получат чудесное воздаяние навеки в Царстве Отца Небесного, а нераскаявшиеся грешники будут ввержены в огонь вечный.

http://moral.ru/dolgoterpenie/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Вера это совсем другое, чем верование 27.06.2015 Рубрика: Перед Пасхальным Судом Слова Метки: Седмица 4-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице Снова Капернаум! Снова Галилея! Христос решительно приходит в места, имеющие дурную славу, и именно там Он дает более всего знамений Царства (ср. Лк. 4, 23). Он вступает в общение с язычниками — таков этот офицер римской армии. И здесь Он ищет и находит веру, изумительную веру, которой Он не нашел в Израиле. Мы помним, что именитые иудеи были мало расположены к тому, чтобы поддерживать добрые отношения с не исповедующими их религию людьми. Но сами мы понимаем ли эти слова Спасителя? Что это была за вера, которая привела в изумление Господа в римском воине? Это не была иудейская вера, совершенно ясно. И, конечно, не языческая вера, о которой здесь просто нет речи. Так какая же вера? Что такое вера, согласно Христу? Своеобразие этого события в том, что именитые иудеи приходят просить Господа исцелить раба сотника. Они прекрасно знают, что благоверный иудей не может входить под кров необрезанного. Но они облагодетельствованы сотником. Он построил для них синагогу, и этот невероятный поступок стоил многого. Если Христос совершит исцеление, для них нет сомнений, что они, как и сотник, сделавший для них доброе дело, заслужили это. Что касается расхождений в религии с римским офицером, не надо быть слишком щепетильными, когда речь идет о деле. Реакция сотника совершенно иная. Конечно, он просил именитых пойти ко Христу, но он не ожидал того, что произошло. Он посылает своих друзей, чтобы убедить Христа придти к нему, так как сознает себя недостойным самому беспокоить Учителя. И он не может надеяться на свое собственное ходатайство. Но у сотника есть вера. Первое, что являет сотник, — смирение, то есть правду и истину. Он ставит Иисуса Христа несравненно выше себя: будучи военным человеком, он имеет ясное чувство иерархии. Что не должен был делать он, подначальный, он не может ждать от Того, Кто несравненно выше его. Другими словами, сотник не намеревается «использовать» Иисуса Христа, подобно многим, как просто чудотворца. Он устанавливает истинные отношения между Христом и собой, отношения Личности и личности. Прошение сотника оставляет Господа совершенно свободным. Если что-то может произойти, то только на расстоянии — том расстоянии, которое как раз устанавливает подлинные отношения свободы, дара. Замечательно, что он соединяет два чрезвычайно важных понятия: власть Христа, Его силу и силу Его слова. Два понятия, которые как раз ставят Христа в область веры. То есть, с одной стороны, сотник являет доверие Господу и, с другой, приобщенность Его Слову.

http://moral.ru/vera/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010