протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 7-я по Пятидесятнице Понедельник Мф, 56 зач., 13, 54–58 Тогда Иисус пришел в отечество Свое, и учил народ в синагоге, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их. Мы видим Христа в Своем Отечестве. Его соотечественники однажды уже отвергли Его, однако Он снова приходит к ним. Христос не ловит отвергающих Его на слове, но повторяет Свой зов к тем, кого Он пришел спасти. Тем не менее, и на этот раз они встречают Его с таким же надмением. Когда Он учил в синагоге их, они изумлялись, как такое могло быть. Разве имеет Он право быть учителем? У Него же нет богословского образования, как у них. Бесспорно, Он обладает мудростью и творит удивительные дела. Но остается вопрос: откуда все это Он взял? «Откуда у Него такая премудрость и силы?» Если бы они нарочно не закрывали глаза на правду, то увидели бы, что Он пришел от Бога и потому без помощи внешней учености являет чудеса исключительной мудрости и силы. Кроме того, их приводит в недоумение простота и нищета Его родства. Они не могут знать ничего о тайне Его бессеменного рождения, о том, что Он – Бог, явившийся плотию. Но то, что им известно о мнимом отце Его, они готовы поставить Ему в вину. «Не плотников ли Он сын?» – говорят они. А если бы и было так, что, скажите, плохого было бы в этом? Быть сыном честного труженика – разве это может унижать достоинство человека? Между тем, этот плотник – из дома Давидова ( Лк.1:27 ). Он – царского рода, хотя и плотник. И он – ветвь от корня Иессеова. Точно так же соблазняются они и о Матери Его. В самом деле, «не Его ли Мать называется Мария?» Она носит самое обыкновенное имя, и они все знают Ее, и знают, что Она – простой человек. И они ставят Ему это в упрек, как будто человека можно ценить только за звания и титулы. В то время как речь идет о Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, о Той, Которую отныне будут ублажать все роды. Они пеняют Ему Его братьями, имена которых они знают, это хорошие, может быть, но – бедные люди, и потому ничего не значащие. И Он – такой же, как они. Эти братья Его и сестры – дети от первого брака праведного Иосифа, хранителя девства Пречистой Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В душе, как в разрушенном, осквернённом храме, водворится мерзость запустения… и порой сразу не поймёшь – откуда пришла беда? – но на самом деле «вдруг» она никогда не приходит. Где-то согрешил и не покаялся, когда-то проявил небрежность к молитвенному правилу; в другой раз в чём-то предпочёл свою волю Божьим заповедям. Думаешь: ничего страшного, мелочь! А ведь на самом деле это страшно сказать! – пренебрежение к Творцу. Дескать, подождёшь, обойдёшься: у меня есть дела поважнее… И вот то, что было твёрдым основанием твоей жизни, вдруг начинает нависать над тобою, как скала, готовая рухнуть. Мы сами порой не видим, а вот со стороны это видно хорошо. И одно из средств духовно выжить, это – научиться принимать обличения. Причём, принимать их в любой форме: даже когда тебя бранят, укоряют отчитывают потому что во всяком, даже в самом недоброжелательном обличении есть доля истины. Какая тебе разница, с какой целью тебя укоряют, и кто делает это, друг или враг: тебе важнее вовремя увидеть свою беду. И если ты ещё живой человек, ты в конце концов смиришься и примешь с благодарностью. Лишь духовно мёртвые противятся до конца: даже тогда, когда их предостерегают, что «отнимется» от них «царство», – их ответ один: схватить и уничтожить своего обличителя и спасителя. Господь Иисус Христос всё время говорил о грядущем воскресении мертвых и жизни будущего века, Апостолы тоже постоянно напоминали об этом. Но и в книгах Ветхого Завета сказано, что душа по разлучению с телом продолжает существовать в каком-то ином состоянии. «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл. 12:7 ). Есть там указания и на грядущее воскресение всего человека. Святый Иов Многострадальный говорил: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» ( Иов. 19:25–27 ). А чего стоит одно только видение пророка Иезекииля, где множество мёртвых костей на огромном поле вдруг покрылось плотью и ожило во славу Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Видя грозные явления, мы ожидаем и суровых повелений. Но сравним, что говорилось тогда, и что потом. Например, о браке, и о возможности его расторжения. В огне и буре было позволено «писать разводное письмо и разводиться». А сейчас, в «веянии тихого ветра», сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Оказывается, когда мыслим Бога выше самых высоких гор и страшнее всех стихий, Он для нас еще на земле, и мы мыслим еще по-земному. Когда Бог в огне и трясении земли, то это – снисхождение к нам, к нашему жестокосердию. Но когда мыслим «в веянии тихого ветра», то и сами поднимаемся до неба, и небо стремительно приближается к нам. И еще Апостол пишет, что если тогда Бог «поколебал землю», то потом дал такое обещание: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо». О первом колебании говорит книга «Исход»: «Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» ( Исх.19:18 ). А о втором – в книге Пророка Аггея «так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» ( Агг.2:6–7 ). И какова же цель этого второго колебания? – Апостол объясняет: «Слова «еще раз» означают изменение колеблемого», «чтобы пребыло непоколебимое». Может быть, как встряхивают сосуд, чтобы плотнее уложилось его содержимое, так и все колебания неба и земли, все содрогания природы и народов, тел и душ. Чтобы все, некогда сдвинутое с места человеческим грехом, встало бы, наконец, на свое твердое, определенное Богом место, и стало бы навеки непоколебимым. Земля и небо, люди и духи, бесы и Ангелы, праведники и грешники, – чтобы все пришло туда, куда упорно стремится. Ощущение этих колебаний должно вселять в нас радостную надежду, что не вечно будем пребывать во лжи, висеть над пропастью, сидеть на двух стульях, разрываться между Богом и мамоной. Веяние тихого ветра довершит то, с чем не смогла справиться буря. И «мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» ( Евр.12:27–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Вот так мы часто своим внешним благообразием привлекаем людей, алчущих правды и жаждущих победы над смертью; а они, подойдя ближе, вместо радости о воскресшем Господе, видят уныние, суету и животный ужас перед смертью. Куда же им идти? Где искать? И чего мы после этого заслуживаем?.. на примере смоковницы Господь именно это и показал нам, именно от этого и предостерёг. О последовательности Вторник Мф. 21:23–27 1Кор. 15:29–38 Однажды, когда Господь учил в храме, «приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» Господь же не ответил, но Сам обратился к ним с вопросом: «спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властию это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков?» и вот, Святой Дух приоткрывает нам ход размышления этих людей: «если скажем: «с небес», то Он скажет нам: «почему же вы не поверили ему?», а если сказать: «от человеков», – боимся народа, обо все почитают Иоанна за пророка». Их не интересует истина. Как сначала они были между гордым нежеланием принять крещение покаяния и опасением потерять авторитет в народе; так и теперь они между стыдом быть обличёнными в безумной непоследовательности («если скажем: «с небес» …) и страхом народного гнева (если сказать: «от человеков» …). И они так и не нашли, что сказать, кроме как «не знаем». Господь же, услышав, что они не усвоили предыдущего, не отвечает и на их любопытство о последующем и говорит: «и Я не скажу, какою властию это делаю». Не случайно же Господь послал пред Собою Иоанна Предтечу,. Значит, пройдя мимо Иоанна, пройдёшь мимо и Самого Христа. Не поверив словам Предтечи, не поверишь и Его словам. У Господа всё точно, всё – важно, всё идёт своей чередой. В лестнице на небо важна каждая ступень, и на любом этапе подъёма должна соблюдаться строгая последовательность. Господь говорил, например: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет» ( Мк. 16:16 ). Имеется ввиду, конечно, вера и воскресение мёртвых. И Апостол Павел показывает бессмысленность крещения без этой веры: «Иначе что делают крестящиеся для мёртвых?» Бессмыслица, положенная в основание, не исчезает, но на всё накладывает свою печать. Бессмысленной оказывается и праведная жизнь, не основанная на правой вере. Апостол продолжает: «Для чего мы ежечасно подвергаемся бедствиям? Я каждый день умираю… По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мёртвые не воскресают?» – и Апостол возводит крышу над домом, в основание которого положено неверие: «Станем есть и пить, ибо завтра умрём!» – Вот куда приходим, пройдя даже через крещение, и через праведную жизнь, если перескочим через ступень веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Таинственно всякое самоопределение человеческой воли, таинственно и взаимодействие воль. Безусловно, что без Божьей воли не можем ничего творить; но безусловно, что и без человеческой доброй воли Божья воля не будет исполнена. Нужен и тот, кто возвестил бы Божью волю, ибо «как веровать в Того, о ком не слышали? Как слышать без проповедующего?» ( Рим. 10:14 ). Цель же доброго пастыря – чтобы человек сам, добровольно пришёл к Богу; и если человеческой доброй воли не получилось, то бессмысленно и пастырю говорить о своих трудах… И вот – вершина, когда все три воли соединяются вместе, когда ни одна – в начале, ни одна – в конце; ни одна – причина, ни одна – следствие, – когда можно, наконец, удовлетворённо вздохнуть: «Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. Ибо хотя я и просил его, впрочем, он, будучи весьма усерден, пошёл к вам добровольно…» Ведь именно об этом и молился Иисус перед Своими крестными страданиями: «Да будут едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» ( Ин. 17:21 ). О двуедином служении Рождество Богородицы Лк. 1:39–49:56 Лк. 10:38–42, 11:27–28 Почти на все богородичные праздники на литургии читается Евангелие, которое, казалось бы, не имеет прямого отношения к Божией Матери. Читается о том, как Господь однажды был в доме женщины по имени Марфа, и как сестра её Мария «села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа не заботилась о большом угощении». А в конце этого чтения присоединяется отрывок из другой главы, где, действительно, упоминается о Божьей Матери, но вроде бы даже и не о славе Её; некая женщина, слушая Господа, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!», – но Господь ей возразил. Тексты эти далеко не случайны. В Марфе и Марии воплотились два пути, которые всегда стояли перед человеком в христианском обществе: либо трудиться в миру во славу Божию, либо всецело посвятить себя Богу. И на том, и на другом пути можно спастись, если, трудясь в миру, постоянно укорять себя за нерадение о духовном делании; а, предстоя перед Богом, тем более, постоянно считать себя недостойнее всех. Как у одного подвижника некий человек спросил: «Почему ты, отче, такой молитвенник и чудотворец, столь почитаемый у людей, считаешь себя хуже всех? – А тот в ответ спросил: «Скажи мне, кто ты в своей деревне?» – «Самый богатый человек». – «А кем ты себя чувствуешь в Антиохии?» – «Одним из равных». – «А в Константинополе?» – «Одним из бедных». – «А кем бы ты чувствовал себя при царском дворе?» – «Последним нищем», – ответил тот. Вот так и в лучах Божьей славы особенно видна собственная духовная нищета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

е. после чтений 33-й седмицы, так как чтения 34-й седмицы выпадают уже после Недели о мытаре и фарисее), а перед чтениями 30-й седмицы. Опять, таким образом, сохраняется хронологическая последовательность зачал из Евангелия от Марка. Таблица I. Распределение марковых зачал по седмицам года Седмица по Пятидесятнице Евангельские зачала от Марка, 21–26 от Марка, 27–32 от Марка, 48–53 от Марка, 33–41 от Марка, 42–46 от Марка, 48–53 от Марка, 54–58 от Марка, 59–63 В качестве примера приведем порядок седмичных рядовых чтений для года с ключевой буквой , т. е. с Пасхой 14 апреля (см.: Таблицы 24а и 24б) 36 . С 9 по 13 сентября за литургией читаются чтения 15-й седмицы по Пятидесятнице, после чего 16 сентября ввиду преступки начинаются чтения 18-й седмицы, а чтения 16-й седмицы пропускаются. Переходя теперь к 27-й седмице по Пятидесятнице (которая выпадает на 2–6 декабря), мы видим, что на ней читаются евангельские чтения 29-й седмицы. После этого в течение 28-й седмицы по Пятидесятнице (с 9 по 13 декабря) следует читать пропущенные в сентябре евангельские чтения 16-й седмицы. Затем следует перейти к евангельским чтениям 30-й седмицы (на 29-й седмице по Пятидесятнице, 16–20 декабря) и читать далее последовательно чтения 31-й (23–27 декабря), 32-й (30 декабря – 3 января) и 33-й (6–10 января) седмиц. Далее, если в следующем году Пасха выпадает 29 или 30 марта (см.: Таблица 24а), следует повторить чтения 33-й седмицы (с 13 по 16 января), т. к. неделя о мытаре и фарисее выпадает на 19 января; если же следующая Пасха выпадает 5 или 6 апреля (см.: таблица 24б), следует повторить чтения 32-й и 33-й седмиц, т. к. неделя о мытаре и фарисее выпадает на 26 января. В обоих случаях из-за перестановки чтений 16-й седмицы перед чтениями 30-й седмицы все указанные Лекционарием чтения Евангелия от Марка будут прочитаны и будет сохранена последовательность евангельского повествования. 5.2. Порядок субботних и воскресных чтений Евангелия Перейдем теперь к правилам, описывающим выбор субботних и воскресных зачал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все указанные священные времена круга недельного и годового являются по Постановлениям Апостольским днями духовного торжества и радости, и в них запрещается работать и поститься (8, 33; 5, 17–20). Но, кроме этих священных времен торжества и радости, в Постановлениях Апостольских указываются еще также недельные и годовые времена сетования и поста. Сюда относятся: среда и пяток каждой недели, так как в первую «последовало осуждение Господа», а во вторую «Господь потерпел страдание» (7, 23; 5, 20); святая четыредесятница (5, 13), страстная седмица, иначе «седмица Пасхи» (5, 13), вторая по счету седмица после Пятидесятницы (5, 20), причем делаются подробные указания о самом образе поста (5, 18–19). В таком виде представляется по Постановлениям Апостольским круг ежедневных, недельных и годовых священных времен. К этому нужно еще прибавить указание Постановлений Апостольских на дни поминовения усопших: 3-й, 9-й и 40-й, годичный день смерти, посвящаемые молитвам и благотворению. «Совершайте же третины почивших в псалмах, чтениях и молитвах ради Воскресшего в 3-й день, и девятины... и сорочины... и годины о памяти почившего», так указывают Постановления Апостольские (8, 42). Что касается места, куда должны были собираться верующие для богослужения, то из Постановлений Апостольских видно, что для этого специально предназначены были особые молитвенные здания «церкви» (2, 57; 6, 30; 8, 34). Вторая книга Постановлений Апостольских подробно описывает самый внешний вид и внутреннее устройство, какое должны иметь здания, предназначенные для богослужения. Своим устройством молитвенное здание должно представлять подобие корабля, соответственно взгляду на самое общество христиан как на корабль, управляемый епископом (2, 57). Внутреннее устройство храма применялось к потребностям богослужения и к существующему разделению членов церкви на клир и мipяh (2, 25, 27). «Прежде всего, говорится в Постановлениях Апостольских, здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобно кораблю». Под притворами, очевидно, разумеются отделения для жертвенника и для ризницы – диаконник (διακονικν). Насколько можно заключать из дальнейшего описания устройства церкви, внутри она разделялась на две части. В первой находился за богослужением клир, причем для епископа престол был поставлен на середине, а по обеим сторонам его сидели пресвитеры и стояли диаконы. «По их же (диаконов) распоряжению в другой части здания пусть сядут мipяhe со всем безмолвием, а женщины отдельно..; «в середине же чтец, став на некотором возвышении» для чтения книг Св. Писания (2, 57). План и устройство храма, указанный Постановлениями Апостольскими, тот же самый, какой указывается Тертуллианом и Киприаном для храма их времени и, очевидно, указывает на литургическую практику начала III века, так как не указывается еще определенного места для оглашенных и кающихся разных степеней.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Седмица 27-я по Пятидесятнице Понедельник. О том, где находится Царство Небесное Лк.17:20–25 1Тим.5:1–10 Однажды фарисеи спросили Господа Иисуса Христа: «Когда придет Царствие Божие»? Вопрос «когда?» может означать и «когда по времени»? и «при каких условиях»? Но Господь не ответил ни в первом, ни во втором смысле. Он неожиданно сказал, что Царствие Божие вообще нельзя понимать, как нечто внешнее. Оно не приходит, как приходит день, как приходят одно за другим времена года. И даже нельзя сказать, что оно вообще придет: «Не придет Царствие Небесное приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Заметим, что именно уже есть «внутрь вас». И поэтому даже и не дожидаться надо, когда оно, наконец, внутри нас образуется и появится, но – ужаснуться той мысли, что его в нас может не быть! Человек вообще только тогда поистине живет, когда живет настоящим моментом. Как в притче: какое дело самое важное? – которое делаешь в данный момент. Какой человек самый главный? – который сейчас рядом. Однажды послушник спросил старца: «Как спастись? – А для этого надо угомониться. – А как это? – Вот, ты сейчас послушник, а, наверное, ждешь, когда тебя постригут? – Да. – А потом будешь ждать, когда тебя в иеродиаконы произведут, а потом в иеромонахи? – Да. – Вот, сейчас пост, а ты, наверное, хочешь, скорей бы Пасха? – Да. – И ждешь, когда лед сойдет, и паломники станут приезжать? – Да. – А вот когда тебе будет все равно, что пост, что Пасха, что лето, что зима, послушник ты или игумен, – вот тогда ты и угомонишься, и встанешь на путь спасения… Иначе говоря, все и всегда должно быть пронизано светом Царствия Небесного. В любом событии должно быть ощущение радости и достаточности, ощущение Божьего присутствия и Божьей победы. И даже не «должно быть», а – есть на самом деле. Ведь кому ответил Господь, что «Царствие Божие внутрь вас есть»? Даже не ученикам, а – врагам, фарисеям. Потому что поистине оно есть в каждом, и для каждого. Надо только протянуть руку и взять. Только щелкни выключателем, и зажжется свет. И напрасно будем ожидать, что река времени сама по себе принесет нечто доброе. Даже если где-то по этой реке и плывет к тебе счастье, то одновременно и тебя, заснувшего и бездействующего, эта же река с такой же скоростью сносит по течению вниз. Вторник. О социальном служении

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Что ждет нас впереди? 30.11.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 27-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 27-по Пятидесятнице Что ждет нас впереди? В будущем каждого из нас одно несомненно — наша смерть. Рано или поздно и нам тоже скажут: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя». Эта несомненность определяет все, что есть в нашей жизни. Далека наша смерть или очень близка, она придает эфемерный характер всему, что проходит сквозь наши пальцы. Необязательно быть верующим человеком, чтобы сказать вместе с ветхозаветным Екклезиастом: «Суета сует и всяческая суета». Эти слова сами собой становятся нашими, особенно когда вещи или люди, за которых мы держимся, начинают внезапно уходить от нас. Несмотря на это, до тех пор, пока мы по-настоящему не встретим Христа, мы продолжаем собирать богатства, о которых говорит Евангелие. Мы заняты тем, что даже среди нищеты прибавляем богатство к богатству, изобилие к изобилию. Наш голод неутолим. Чем больше мы приносим ему, тем больше он требует от нас. Наши желания не знают границ, в них различимо эхо бесконечности. Даже если мы на время удовлетворяем их чем-то второстепенным, не идущим до глубин нашей личности, даже если мы всецело устремлены к земному и слепы ко всему, кроме материальных благ. Слишком часто мы — те, кто «собирает сокровища для себя», как сказано в притче. Или как Христос напоминает об участи богача: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Но где же тогда жизнь человека? Потому что есть жизнь и жизнь. И никакая земная жизнь не выдерживает сравнения с той, которую Христос принес нам. «Я пришел для того, — говорит Он, — чтобы имели жизнь и имели с избытком». Значит, надо встретить Христа, чтобы предощутить эту жизнь и возжелать ее? Надо, слушая Превечное Слово, предощутить эту сладость, заполняющую сердце, превосходящую все, что блага этого мира могут дать? В отличие от материальных благ, благо, предлагаемое Христом, находится внутри нас. В нем нет внешнего блеска. Оно не ослепляет. Более того, оно совсем невидимо, оно сокровенно. Надо иметь особое зрение, чтобы увидеть его, и слух, способный его услышать, — то что только Дух Господень может нам дать. И надо еще пройти через смерть, чтобы эти богатства явились нам бесконечно желанными, несравненно большими всякого другого богатства, которое мы страшимся со смертью утратить навсегда.

http://moral.ru/23-nedelya/

Ибо смиренномудрие есть риза Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и через него беседовало с нами в теле нашем (52,234). В храме отправлялась вечеря любви. Один брат сел за трапезу, но некоторые сказали о нем: «Этот зачем здесь, встань и выйди». Он встал и вышел. Другие огорчились этим и позвали его обратно. Один из братии спросил у него: «Что помышлял ты, когда тебя сперва выгнали, а потом снова позвали?» Он ответил: «Я положил в сердце своем, что равен псу, который выходит, когда его гонят, и приходит, когда зовут» (77,514). НЕДЕЛЯ 30-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Лк. Зач. 91. (18,18–27) О ПАГУБНОСТИ БОГАТСТВА Горе богатым, если, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (2,70). Если станешь беречь богатство, оно не будет твоим, если станешь расточать (нуждающимся), не потеряешь ( Пс. 111, 9 ) (4,91). Путь узкий и тесный (в Царствие Божие) не приемлет тебя, который не сложил с себя бремя богатства (4,104). Богатые! Послушайте: богатство аще течет, не прилагайте сердила ( Пс. 61, 11 ); знайте, что полагаетесь на вещь непрочную. Надобно облегчить корабль, чтобы легче было плыть (10,211). Чем более кто богатеет, тем более делается немилосердным и бесчеловечным и тем паче удерживает руки свои от подаяния милостыни (24,145). Богатство, если имеешь, – расточай (нуждающимся), а если не имеешь, – не собирай (45,235). Богатство – это неприятель, живущий под одним кровом с тобою, это враг домашний (33,35). Богатых постигают многие болезни, а бедные не впадают в руки врачей (33,40). Не будем считать богатство чем-либо великим, не станем думать, что золото лучше грязи: достоинство вещей зависит не от их естественных свойств, но от нашего мнения о них (33,268). Хотя бы многи и многоценны были приобретения, но если нет могущего распоряжаться ими с добродетелью, то все погибнет и уйдет вместе с ним и может принести приобретателю крайний вред (34,336). Кто попрал страсть к богатству, тот всех богаче (38,51). Хотя бы мы во всех отношениях и были добродетельны, богатство истребляет все эти добродетели (38,643).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010