Седмица 30-я по Пятидесятнице Понедельник. О Новом Завете Мк.8:11–21 Евр.8:7–13 Пророк Иеремия за семь веков до Рождества Христова возвестил Божьему народу: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской». Он обещал, что Новый Завет будет более совершенным. В Ветхом завете Бог просто «взял их за руку». О Новом же сказано: «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, и они будут моим народом». Обычно более совершенное доверяют тем, кто выполнил предыдущее, менее совершенное. А тут – наоборот: более совершенное дается именно «потому, что они не пребыли в том завете Моем»! Еще Господь говорит: «дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное. И дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим» ( Иез.11:19 ). И опять – вопрос: почему Бог не сделал этого в Ветхом завете? Почему еще тогда не вложил законы им в мысли и не написал «на сердцах их»? А почему удастся сделать это теперь? Разве люди стали совершеннее? Вот, даже ближайшим ученикам Он говорит: «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? Имея уши, не слышите»? Что же такое совершит Бог, если после этого даже «не будет учить каждый ближнего своего, и каждый брата своего, говоря: познай Господа»? Почему вдруг «все, от малого до большого, будут знать» Бога? А произойдет вот что: «Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не вспомяну более». Не добьется Господь усвоения и выполнения первого, Ветхого завета, но простит все, что не выполнили, и даст новое, более высокое. Но как можно простить то, что ребенок не выучил в первом классе, и перевести его во второй? Но у Бога все совсем по-другому. Для Него простить грехи и неправды, простить непослушание, – не значит просто махнуть на все рукой. Это значит – Самому выполнить послушание, причем, «даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). Таким образом, мы снова и снова возвращаемся к Кресту, который воздвигнут «посреди земли» ( Пс.73:12 ), пред лицем всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Период Великого поста (иначе пост Христа) начинается с понедельника после воскресенья Встречи (к-рое иначе называется Наставление или по антифону - «Который сошел») и продолжается 40 дней. 1-я седмица (изначально - подготовительная) называется пост Ираклия или Моисей, а следующие за ней - по евангельским зачалам, читаемым в соответствующие воскресенья (о посте (святости), храм, о расслабленном, Елеонская гора, о верном рабе, о Никодиме). Страстная седмица, к-рая начинается с вечера пятницы перед Входом Господним в Иерусалим, не относится к Великому посту. Кроме Великого поста существует неск. постов разной продолжительности: пост Чуда на горе Кусквам (память освящения церкви на месте, где, по преданию, остановилось Св. Семейство во время бегства в Египет) (пост продолжается 40 дней, с 26 Маскарама по 6 Хэдара/23 сент.- 2 нояб.), пост пророков (43 дня до Рождества Христова, с 16 Хэдара - 12 нояб. по 28 Тахсаса - 24 дек.), пост накануне Богоявления, пост ниневитян (понедельник, вторник, среда 2-й подготовительной к Великому посту седмицы, за 10 недель до Пасхи), пост апостоловпонедельника после Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла (в эфиоп. Синаксаре - 5 Хамле/29 июня; в литургических книгах этот праздник посвящается 12 апостолам, тогда как память Петра и Павла отмечается особо 25 Сане/19 июня, а также 25 Маскарама/22 сент.)), пост накануне праздника Взятия Божией Матери в небесную славу (1-16 Нахасе/25 июля - 9 авг.). Помимо постов существуют особые покаянные дни (букв.- Заклинания) в течение года: 1-я среда после начала года (Иоанна Крестителя), пятница накануне Входа Господня, вечер Пятидесятницы, 1-я пятница поста пророков, пятница после Воздвижения Креста, 1-я среда в период Цветов, среда перед началом Великого поста, среда и пятница 3-й седмицы Великого поста, начало сезона дождей (26 Сане - 21 июня). В XV в. имп. Зара Якобом были определены 32 (в наст. время 33) Богородичных праздника, среди к-рых выделяются: праздники, связанные с жизнью Пресв. Богородицы,- Введение во храм (3 Тахсаса/29 нояб.), Успение (Преставление) (21 Тэрра/16 янв.; этот праздник включает также темы Ее Вознесения на небеса, Приснодевства и др.), Рождество (1 Гэнбота/26 апр.), Зачатие прав. Анной (7 Нахасе/1 авг.), Успение (Взятие в небесную славу) (16 Нахасе/9 авг.); праздники в честь Ее имен (напр., Завета благодати (милосердия) - 16 Йаккатита/11 февр.); праздники воспоминания явлений и чудес по Ее заступничеству (напр., явление Ильдефонсу Толедскому - 22 Тахсаса/18 дек.); праздники памяти освящения храмов во имя Пресв. Богородицы (напр., всех храмов во Св. земле - 20 Сане/15 июня).

http://pravenc.ru/text/165235.html

   Когда предпасхальный пост из недельного сделался сорокадневным, ему осталось пройти еще одну стадию, чтобы получить тот вид или вернее ту продолжительность, какие он имеет в настоящее время. Как известно, ныне Великий пост, хотя называется Четыредесятницей, продолжается не 40 дней, а 48. Это потому, что Страстная неделя не включается в Четыредесятницу, а рассматривается как самостоятельный пост.    Такой порядок пощения, можно думать, возник одновременно с другой практикою, ограничивавшей пост 40 только днями, следовательно, включавшей Страстную седмицу в Четыредесятницу. Из вышеприведенных свидетельств Сократа и Созомена мы узнаем точно, где и какой из этих порядков господствовал в их время. Практика шестинедельного поста принята была главным образом в Риме, но кроме него в Иллирии, Греции, Египте, а по Созомену, и в Палестине.    Где был принят шестинедельный пост, там его начинали в понедельник шестой недели до Пасхи, т. е. с понедельника второй недели нынешнего православнаго поста. Следовательно, вся нынешняя первая седмица поста при такой практике не входила в пост. Памятью о такой практике, которой не следует теперь и главная в древности сторонница ее-римская церковь, в этой последней церкви осталось то, что тайная молитва этого понедельника, приходящегося теперь в римской церкви шестым уже днем поста, начинается словами: „Жертву начала Четыредесятницы торжественно приносим».    Что шестинедельный срок для пасхального поста принят был кроме Рима и в некоторых церквах Востока, об этом кроме Сократа и Созомена есть и другие свидетельства, которые вполне подтверждают и точность топографических указаний этих историков. Два вышеприведенные свидетельства о Четыредесятнице Евсевия Кессарийского ясно дают понять, что автору известен был предпасхальный пост только сорокадневной продолжительности.    Св. Афанасий Великий в одном пасхальном послании дает такие термины для предстоящего пасхального года: „сорокадневный пост начнем 13-го фаменота (­9 марта); затем, завершив пост, начинаем неделю св. праздника Пасхи [как видно из последующего-Страстную седмицу] 18-го фармути (13 апреля) и прекращаем ее [букв. „отдыхаем от нее“] 23-го же фармути, и затем 24-го празднуем воскресенье; а к этим дням прибавляем 7 недель великого праздника Пятидесятницы (Пасха, следовательно, в том году приходилась 19 апреля). Не большую продолжительность имел предпасхальный пост в Александрии и при патриархе Феофиле (385—412), в пасхальном послании которого даны такие термины: 30-го мехиря (24 февраля) начало поста, 5-го фармути (31 марта) Страстная седмица, 11 фармути (6 апреля) — Пасха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Когда предпасхальный пост из недельного сделался сорокадневным, ему осталось пройти еще одну стадию, чтобы получить тот вид или, вернее, ту продолжительность, какие он имеет в настоящее время. Как известно, ныне Великий пост, хотя называется Четыредесятницей, продолжается не 40 дней, а 48. Это потому, что Страстная неделя не включается в Четыредесятницу, а рассматривается как самостоятельный пост. Такой порядок пощения, можно думать, возник одновременно с другой практикою, ограничивавшей пост 40 только днями, следовательно, включавшей Страстную седмицу в Четыредесятницу. Из вышеприведенных свидетельств Сократа и Созомена мы узнаем точно, где и какой из этих порядков господствовал в их время. Практика шестинедельного поста принята была главным образом в Риме, но, кроме него, и в Иллирии, Греции, Египте, а по Созомену, и в Палестине. Где был принят шестинедельный пост, там его начинали в понедельник шестой недели до Пасхи, т. е. с понедельника второй недели нынешнего православнаго поста. Следовательно, вся нынешняя первая седмица поста при такой практике не входила в пост. Памятью о такой практике, которой не следуют теперь, и главная в древности сторонница ее-римская церковь , в этой последней церкви осталось то, что тайная молитва этого понедельника, приходящегося теперь в римской церкви шестым уже днем поста, начинается словами: «Жертву начала Четыредесятницы торжественно приносим» 71 . Что шестинедельный срок для пасхального поста принят был, кроме Рима, и в некоторых церквах Востока, об этом, кроме Сократа и Созомена , есть и другие свидетельства, которые вполне подтверждают и точность топографических указаний этих историков. Два вышеприведенные свидетельства о Четыредесятнице Евсевия Кессарийского ясно дают понять, что автору известен был предпасхальный пост только сорокадневной продолжительности. Св. Афанасий Великий в одном пасхальном послании дает такие термины для предстоящего пасхального года: «сорокадневный пост начнем 13-го фаменота (9 марта); затем, завершив пост, начинаем неделю св. праздника Пасхи [как видно из последующего-Страстную седмицу] 18-го фармути (13 апреля) и прекращаем ее [букв. «отдыхаем от нее " ] 23-го же фармути, и затем 24-го празднуем воскресенье; а к этим дням прибавляем 7 недель великого праздника Пятидесятницы (Пасха, следовательно, в том году приходилась 19 апреля) 72 . Не большую продолжительность имел предпасхальный пост в Александрии и при патриархе Феофиле (385–412), в пасхальном послании которого даны такие термины: 30-го мехиря (24 февраля) начало поста, 5-го фармути (31 марта) Страстная седмица, 11 фармути (6 апреля) – Пасха 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В Дрезденском списке Типикона Великой церкви 26 приводится замечание, в котором сравниваются практики соборного и монашеского богослужения. Об утрене: «Подобает знать, что в Великой церкви Евангелие не читается, в монастырях же, если хочет настоятель, читается 9е утреннее Евангелие» (можно заметить, что в другие праздники Типикон Великой церкви назначает утреннее Евангелие); и о Литургии: «В монастыре же Студийском говорятся антифоны Литургии эти [ Пс.18, 19, 20 ], но эти антифоны поются только в Студийском монастыре, тогда как Великая церковь и прочие — по обычаю», т. е. вседневные антифоны «Благо есть», хотя другие списки Типикона указывают именно праздничные антифоны 27 . На вечерне Пятидесятницы в Типиконе Великой церкви нет коленопреклонных молитв. В Студийских Типиконах празднование Пятидесятницы уже имеет вполне современный вид: ему предшествует вселенская поминальная суббота, к понедельнику приурочивается особое воспоминание Святого Духа, и вся седмица составляет попразднство Пятидесятницы, в субботу — отдание. Так, по Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (сохранившемуся в славянском переводе — рукописи 70х гг. XII в.: ГИМ. Синодальное собр., 330) 28 всенощного бдения нет, как его не бывает вообще по Студийскому уставу На вечерне 1я кафизма «Блажен муж», на «Господи, воззвах» стихиры на 9 (как в любой воскресный день, но здесь стихиры только празднику). Вход и три паримии (такие же, как и в Типиконе Великой церкви и в нынешней службе), на стиховне трижды поется стихира 7го гласа «Параклита имуще» (в нынешней редакции «Утешителя имуще»), на «Слава, и ныне» — «Царю Небесный» (6й глас). Тропарь праздника: «Благословен еси, Христе Боже наш». На утрене поется только 1я кафизма, затем (после седальна праздника и чтения слова святителя Григория Богослова) — «От юности моея», прокимен и Евангелие праздника (полиелей по этому Типикону не употребляется). В качестве праздничного Евангелия используется 9е воскресное Евангелие. В Студийском уставе устанавливается соответствие недель после Пасхи определенному гласу (по порядку), начиная с 1го гласа в неделю Антипасхи; это проявляется не только в пении соответствующих песнопений Октоиха, но и в том, что на рядовой глас могут быть составлены и некоторые песнопения Триоди.

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

Вопрос о сентябрьской преступке не имеет единого решения среди литургистов. Одним из исходных положений при составлении ряда чтений Четвероевангелия всегда была забота о том, чтобы Священное Писание было прочитано в течение года полностью. Пасха теку­щего года Недели по Пятиде­сятнице и количе­ство седмиц от прошлой Триоди Пасха буду­щего года 33-я 50 седмиц 34-я 51 седмица 35-я 52 седмицы 36-я 53 седмицы 37-я 54 седмицы 38-я 55 седмиц Сентябрь Декабрь Январь Январь Январь Январь Январь 11 апреля Ферваль 12 апреля 12 апреля 13 апреля 14,15 апреля Январь 16 апреля 17 апреля 17, 18 апреля Февраль 18,19 апреля 13, 19, 20апреля Апрель 14, 20, 21 апреля 25 марта-22 апреля 26 марта – 22 апреля 27 марта – 23, 24 апреля 27, 28 марта – 18, 25 апреля Февраль 22, 28 марта – 19 апреля 23, 29, 30 марта – 19 апреля 23, 31 марта 24, 31 марта; 1 апреля 26 марта; 1 апреля 27 марта; 2, 3 апреля 28 марта; 4, 5 апреля; Февраль 29 марта; 5, 6 апреля 29 марта; 6 апреля 31 марта; 6 апреля Октябрь 1 апреля; 7, 8 апреля 2 апреля; 8, 9 апреля 2, 3 апреля; 10 апреля 3 апреля; 11 апреля Февраль 4 апреля; 11, 12 апреля 6 апреля; 12 апреля 7 апреля; 14 апреля 8 апреля 8 апреля 9 апреля Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРУГА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ НА ЛИТУРГИИ Евангельские зачала, читаемые ежедневно в течение года за Божественной литургией, как указывалось, представляют собой точно очерченный круг. По характеру чтений он разбивается на три цикла: первый содержит в себе зачала Недель (воскресений) и седмиц от Святой Пасхи до Пятидесятницы; второй начинается от первой Недели по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; третий цикл включает в себя евангельские зачала, прочитываемые в Недели и седмицы Великого поста. Зачала в седмичные, или будние, дни представляют последовательные, с некоторыми выпусками, чтения из евангельских повествований от Иоанна, Матфея, Марка и Луки с возвращением в конце круга к чтению из Евангелия от Марка. Зачала воскресных дней образуют свой круг чтений. Так, чтения Светлой седмицы повествуют о событиях, изложенных в первых семи главах Евангелия от Иоанна; за Светлой седмицей следуют чтения Недели о Фоме, а к концу благовествования апостола Иоанна читается глава 20. Зачала следующих Недель и седмиц по Пасхе удерживают эти особенности. Вторая Неделя по Пятидесятнице также нарушает последовательность чтений предшествующей ей седмицы, возвращая нас от главы 7 Евангелия от Матфея, прочитанной накануне в субботу, к главе 4 того же Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Христос Господь для всякого верующего в Него бывает силою рассуждения, мощью разума, крепостью мудрости, державою правды, основою любви к Богу, действом всякой святой заповеди и воли Божией; некиим разумным и в природу обратившимся отвращением и возненавидением всякого зла и греха, всякой похоти и лукавства. Христос Господь есть надежда наша и мир наш. Без Господа Иисуса не только никто не может делать добро, но и всякий бывает отдален от Бога. Одного только требует Господь от всякого верующего в Него – чтобы он всецело вверил себя Ему – Христу Господню, то есть чтобы имел полную на Него надежду и питал непоколебимую уверенность, что только силою Христовою, а не своею собственною, может кто спастись. И такой только есть настоящий христианин, кто полную надежду возлагает на одного Христа, что Он один все в нем исправит и уврачует его по душе и по телу (57,170). НЕДЕЛЯ 32-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Лк. Зач. 94. (19,1–10) О МИЛОСЕРДИИ, ПРИБЛИЖАЮЩЕМ НАС К БОГУ Будь Закхеем, который вчера был мытарь, а сегодня стал щедр: все принеси в дар Христову вшествию, чтобы оказаться тебе великим, хорошо увидеть Христа, хотя мал ты возрастом телесным (10,304). Не так вода по природе своей омывает нечистоты тела, как милостыня силою своею обирает нечистоту души (34,308). Смотри, сколь велика милостыня: Бог сравнивает сострадательного человека с Самим Собою ( Лк. 6.36 ) (33,909). Ничто другое не может так избавить нас от огня геенского, как щедрая милостыня (35,336). Милостыня так плодотворна, что не только очищает грехи, но отгоняет и самую смерть (35,592). Нет ничего хуже нечестия, нет ничего несчастнее беззакония против Бога, нет ничего нечестивее хулы на Бога. Но и такое беззаконие может загладить милостыня, если грешник не продолжает своей хулы, но исправляет свой грех покаянием (36,711). Если хочешь сделаться равным апостолам – ничто не препятствует: довольно для тебя выполнить истинно одну добродетель – милостыню, чтоб ни в чем не быть скуднее апостолов (38,487). Без девства можно видеть Царствие Небесное, а без милостыни никакой нет к тому возможности (38,494).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Какие же у них основания для этой уверенности? Послушайте, о чем они говорят: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Они слушали Евангелие и, может быть, причащались святых Христовых Таин, и неужели Он не спасет их? Но Господь скажет: «Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды». Господь знает тех, кто Его, а тех, кто не Его, Он не знает. В том их гибель, что они только имели вид благочестия, и в одежде воинов Христовых служили диаволу. Как страшно будет их наказание! «Там будет плач и скрежет зубов» — предел горя и отчаяния. «Соедините тысячу геенн, — говорит святой Иоанн Златоуст, — это ничто по сравнению с лишением благодати Христовой». Они будут извергнуты вон, как не имеющие части с Господом. Одно зрение славы святых будет для них непрестанным мучением. В Царстве Божием будут неожиданности. Те, кто занимает очень важное место в этом мире, могут оказаться на весьма скромном в будущем. Небесные оценки отличаются от земных. Первые на земле могут явиться последними на небе, и последние — те, кто научился смирению, будут первыми. По тому, что говорит здесь Христос, можно подумать, что немногие спасаются. Но нет, проповедь о Христе Распятом и Воскресшем не была напрасной. Великое множество праведников, подвизавшихся во все времена и во всех народах, «придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием». Неделя 29-я по Пятидесятнице Лк, 85 зач., 17, 12—19 И когда входил Иисус в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

http://moral.ru/седмица-26-я-по-пятидеся...

Послав двенадцать апостолов, Господь дает им эту силу и власть над бесами. И не только двенадцати. Семьдесят с радостью возвращаются и говорят: «Господи, и бесы нам повинуются о имени Твоем». И Он утверждает их в этом служении: «Се даю вам власть наступать на змей и на скорпионов, и на всю силу вражию, и ничтоже вам вредит» (Лк. 10, 17—19). Мы понимаем, что духи повинуются апостолам и всем верным, любящим Господа, потому что имена их написаны на небесах и потому что имя Христово запечатлено в их сердцах. Потому и сказано: «Возшед на высоту, пленил плен» (Еф. 4, 8), — избавив плененных диаволом и пленив диавола, Господь дал дары человекам. И мы помним, как Церковь Христова, с самого начала победоносно проповедуя о торжестве Христовом над диаволом, являет многие чудеса, изгоняя бесов из одержимых, мучимых ими людей. Воистину наша Церковь приняла власть от Господа Иисуса Христа. Во все времена мы можем видеть друзей Божиих, возвещающих великую пасхальную победу Господа. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что повсюду нечистые духи изгоняются именем Христовым. Не страшитесь зла в сегодняшнем мире. Так написано, так попущено злу раскрыться до конца, так дана диаволу на время свобода бесчинствовать в отступническом мире. Так подобает Церкви, сражаясь вместе с Господом, войти в славу Его и победить Его врагов. Они будут вести брань с Агнцем, эти враги. Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царствующих. И те, которые с Ним, суть званые и избранные, и верные. Неделя 18-я по Пятидесятнице Лк, 17 зач., 5, 1—11 Однажды, когда народ теснился к Иисусу, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

http://moral.ru/седмица-18-я-по-пятидеся...

Пример. Возьмем 1898 год. 1) 1898:19=6; 2) 1898:4=2; 3) 1898:7=1; 4) 114+16=130; 130:30=1; 5) 4+4+6=14; 14:7=2. 1+2+21=24 марта. Примечание. Прилагаемые нами ниже I и III таблицы дают полную возможность без всяких вычислений в каком угодно году определить день Пасхи. Для этого в III таблице надо найти день пасхального полнолуния данном году и определить по I таблице, в какой день седмицы будет это пасхальное полнолуние; число воскресенья, следующего за отысканным в I таблице днем седмицы, и будет днем Пасхи данного года (см. 713 стр.). Переходящие праздники и другие времена церковные Переходящие праздники и другие времена отстоят от Пасхи на известное число дней впёред и назад. Преполовение – 25 день, Вознесение – 40 день, Пятидесятница – 50 день, Воскресение недели Всех Святых – 56 день. Отсюда начинается Петров пост до 29 июня. Начало триоди перед Пасхою – 70 дней, Мясопуст – 56 дней, Сыропуст – 49 дней. Для точного определения расчетов на каждый год существуют следующие формулы: Триодь начинается в простом году 10 января+ключ. Триодь начинается в високосном году 11 января+ключ. Мясопуст начинается в простом году 24 января+ключ. Мясопуст начинается в високосном году 25 января+ключ. Сыропуст начинается в простом году ключ. февраля. Сыропуст начинается в високосном году 1 февраля+ключ. Преполовение начинается 14 апреля+ключ. Вознесение – 29 апреля+ключ. Пятидесятница – 1 мая+ключ. Петров пост – 15 мая+ключ. Петров пост продолжается 43 – ключ дней. Рождественский мясоед продолжается в простои году 31+ключ, в високосном году – 32+ключ. Употребление зрячей пасхалии Чтобы отыскать по пасхальной таблице в Следованной Псалтири и Типиконе день празднования Пасхи, должно в первом отделе (Обращение индиктиона), против данного года, заметить ключевую букву и, потом, отыскать эту букву во втором отделе (Пасхалия зрячая); под этой буквой и указан день празднования Пасхи со всеми зависящими от него праздниками и временами церковными; при этом необходимо помнить, что церковный год начинается с 1 сентября, т. е. упреждает гражданский четырьмя месяцами, а потому вычисленный под ключевою буквою искомого года седмичный день праздника Рождества Христова в гражданском счислении будет относиться не к этому, а к предшествующему году. Помещаемая нами ниже IV таблица содержит все сведения, заключающиеся в зрячей пасхалии при церковно-богослужебных книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010