Что значит быть христианином? Это не значит просто ждать, когда осуществится Божий замысел о мире, и все заполнит Христова любовь. Это значит пытаться каждый день устремляться к этой любви. Речь не идет о добреньком морализаторстве для слабых, сентиментально настроенных людей. Мы — чада Отца Небесного, Который содержит в недрах Своей любви весь человеческий род — злых и добрых. Принося на Кресте молитву за всех, Христос воспринял от Отца власть дать нам эту заповедь. Неделя 1-я по Пятидесятнице Всех святых Мф, 38 зач., 10, 32—33, 37—38; 19, 27—30 Сказал Господь: итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на Престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. Христос принимает всех быть Его последователями на одном условии: чтобы мы были готовы принять крест и страдания. С самого начала, призывая апостолов, Он говорил, что они недостойны Его, если не хотят расстаться со всем ради Него. Теперь Он говорит, что честь и милость быть учениками Его дается тем, для кого Христос дороже всего на свете. Если вера наша что-нибудь значит для нас, она должна быть для нас всем. Кто не хочет принять креста на этих условиях, может оставить его к собственной погибели. Мы должны предпочесть Христа всему, и в том числе, говорит Господь, нашим самым близким и дорогим отношениям с другими людьми. Дети должны любить своих родителей и родители должны любить своих детей. Но если они любят друг друга больше, чем Христа, они недостойны Его. Как ненависть к другим людям, а особенно к домашним нашим, лишает нас общения со Христом, так и любовь к ним по плоти, любовь без Христа, удаляет нас от Него.

http://moral.ru/седмица-1-я-по-пятидесят...

Замечательно, что этот сотник лично не встречается со Христом. Его встреча со Христом происходит через посредников. Это два, одно за другим, посылаемые им посольства. Первое из них — иудейские старейшины, которые и дают нам характеристику сотника. Он — «боящийся Бога», один из тех многих язычников, которые веруют во Единого Бога Израиля. Господь немедленно отвечает на их просьбу и отправляется в путь. «И когда Он недалеко уже был от дома», сотник отправляет навстречу Ему других своих посланцев — он очень богат друзьями, — которые на этот раз передают его просьбу в первом лице единственного числа: «Не трудись, Господи! Ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Как перекликаются эти слова с тем, что сказал больший из рожденных женами: «Я не достоин развязать ремень обуви Его» (Лк. 3, 16). Нам показано, как совершается спасение мира. Израиль должен был служить посредником между Христом и язычниками. Во время земной жизни Господа час вхождения в новый народ Божий еще не пробил. Надо ждать Пасхи, дара Пятидесятницы. Встреча между безымянным сотником и Господом, которая не произошла, произойдет во встрече Корнилия сотника и апостола Петра, как это описано в 10-й главе книги Деяний. Первый язычник, вошедший в новый народ Божий, этот сотник представляет нас. Он напоминает нас. Как мы, он сознает свое недостоинство, и, как мы, он простой слушатель слова о Христе Иисусе — сам он не встречал Его. Его вера предваряет нашу. Он утверждает присутствие Господа в Его слове и всемогущество этого слова. Его исповедание веры — чаяние веры пасхальной. Поистине только Воскресение даст возможность Господу входить во все наши дома и присутствовать в них со всей Своей спасительной силой. Неделя 22-я по Пятидесятнице Лк, 83 зач., 16, 19—31 Сказал Господь такую притчу: некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

http://moral.ru/седмица-19-я-по-пятидеся...

Непостижимы и неисследимы замыслы Божии о человеке, и святость человека заключается в том, чтобы смиренно принять то, что Бог хочет сотворить с ним, приобщая его Своему Кресту и Воскресению. «Я не думаю об исцелении, — сказала тяжело больная женщина, которую недавно батюшка причащал на дому.— Я прошу Господа, чтобы иметь веру переносить мою болезнь. Я не могу сказать, что я не желаю исцеления, но я не прошу об этом. Господи, как Ты Сам желаешь, и как Сам знаешь, только спаси меня». Воистину, болезнь — Божие посещение. «Я ношу язвы Господа моего на теле моем», — говорит апостол Павел. И вся Церковь болезнями и страданиями своими до последнего дня несет на себе Христовы раны. Господь сподобляет такого болящего быть особым причастником Креста Своего. Он как бы дает ему нести вместе с Собою все немощи других людей. Он доверяет ему служение исцеления: своим страданием больной участвует во внутреннем исцелении их, его болезнь может быть проповедью, просвещением других. Тело иногда исцеляет Господь в знак исцеления души. Но настоящее чудо — не физическое исцеление. Чудо — избавление от ненависти и отчаяния, от этого ада, в котором все живут. Чтобы мог сказать человек: «Вот, что Он сделал с моим сердцем — в нем воссиял Свет несотворенный! И, полуживое, оно сделалось способным любить ближнего любовью Божией». Узнаем тайну молитвы, к которой призывает нас Святая Церковь, и об этом чуде, об этом свете милосердия будем Бога молить в мире, где за умножение грехов дается нам умножение болезней и бессердечия. Чтобы нашлись и у нас друзья, которые принесли бы нас ко Господу, когда придет к нам испытание тяжкой болезнью. Чтобы мы сами стали такими друзьями, которые исполнены решимости других на себе до конца нести. О, если бы Господь благодатью Своею научил нас на самом деле благодарить Его за скорби, которые Он нам посылает! Чтобы вся Церковь болезнями и страданиями своими принесла смертельно больную Россию ко Господу, и люди, еще вчера не знавшие Бога, могли воскликнуть: «Господи, не на грехи мои смотри, но на веру Церкви». Болезнями святых Твоих исцели наши болезни, Господи, и открой всем свет Креста Твоего и Воскресения! Неделя 19-я по Пятидесятнице

http://moral.ru/седмица-19-я-по-пятидеся...

Христос упрекает их за это: «Не запрещайте ему». «У него такие же устремления, как и у вас, он идет к той же цели, что и вы, хотя не ходит с вами тем же путем». «Кто не против вас, тот за вас», — и потому должен быть терпим вами. Научаясь Христову смирению, мы должны научиться терпеливому отношению к заблуждению тех, кто искренне ищет Христа. Мы не должны потерять никого из наших друзей, когда нас так мало, и когда так много у нас врагов. Вероятно, этому человеку еще не открыта полнота истины, но он может оказаться верным последователем Христа. Господь призывает к духовной рассудительности. Одно дело — не знающая никаких компромиссов с ложью наша верность Христу. И другое — терпеливое и исполненное надежды на полноту общения отношение к тем, кто еще не ходит с нами. Милостивый Господь не ставит под сомнение даже экзорцизм фарисеев, враждующих против Него: «Если Я, как вы говорите, силой веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силой изгоняют их? Посему они будут вам судьями» (Лк. 11, 19). Не будем мешать тем, кто, облегчая несчастья других, сражаются в меру своих сил и понимания со злом и устремляются к высшему благу. Этот ответ Господа идет далеко, потому что человек, упомянутый Иоанном, употребляет силу, которую он связывает с именем Иисуса. С одной стороны, «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2, 21). А с другой, — призывание этого святейшего имени может быть в суд и осуждение. В книге Деяний ярко показано, как попытка изгнания бесов именем Иисусовым нехристианами обращается во зло. «Злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19, 15—16). Все знают, насколько актуальна эта проблема в Церкви с самого ее начала до наших дней. Не об этом ли пишет апостол Павел в Послании к христианам Филиппийской церкви? «Некоторые по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.

http://moral.ru/седмица-19-я-по-пятидеся...

– На всенощном бдении , «по предначинательном псалме, кафисмы не глаголем»; если почему-либо не совершается бдение, то «утрени начало по обычаю» (т.е., возглас: «Благословен Бог» и «Аминь») и абие чтец глаголет: Приидите поклонимся, трижды, и обычные два псалма 19 и 20« (сн. 2 прим. на 647 стр.); после Евангелия поется: «Воскресение Христово видевше», 1-ды; по 50-м псалме – «Слава», «Молитвами Апостолов», «И ныне», «Молитвами Богородицы», «Помилуй мя Боже» (см. «Служба на день Вознесения», изд. Моск. Суд. Типогр.) и стихира праздника; после «Спаси Боже люди Твоя» и проч. поются два праздничных канона (ирмосы каждого поются до 2-ды, тропари 1-го канона на 6, а 2-го – на 4); катавасия – «Божественным покровен»; «на 9-й песни Честнейшую не поем», но поем припевы праздник (в 1-м каноне – «Величай, душе моя, вознесшагося», во 2-м каноне – «Ангели вхождение»), непосредственно после катавасии 9-й песни («Радуйся Царице») – малая ектенья, возглас («Яко Тя хвалят») и светилен праздника; в конце утрени произносится праздничный отпуст. – На 1-м часе (как и на прочих) тропарь и кондак праздника; заканчивается 1-й час малым отпустом. – На литургии поются праздничные антифоны, в которых пророчески изображается Божественная слава Спасителя, восходящего на небеса при восклицаниях в гласе трубном; «входное» – «Взыде Бог во воскликновении»; вместо «Достойно» «поем и до отдания» ирмос 9-й песни канона: «Тя паче ума», с припевом: «Величай душе моя»; как в день Вознесения, так и в следующие дни до Отдания этого праздники, на литургии вместо: «Видехом свет истинный», поется, по принятой практике (применительно к замене этого песнопения Уставом в предшествующий период пения Цветной Триоди), – тропарь: «Вознеслся еси во славе». " Службу минеи рядового святого, случившегося в праздник Вознесения, поем на повечерии» (о праздниках 8 мая и храмовых см. в Уст. Мр. гл. 8-мая и 51 храм. гл.). См. 243 стр. «Празднуется служба Владычнего праздника (Вознесения) до пятка (7-й недели) Пятидесятницы», не исключая и недели (воскресенья) Свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Эфиоп. Церковь пользуется тем же календарем, что и копт., но названия месяцев иные. Годы, образующие 4-летний високосный цикл, называются по именам евангелистов. Помимо астрономического календаря, как и у коптов, используется деление на сезоны по природным явлениям: периоды ветров, засухи, сева, дождей. Г. ц. начинается с памяти Иоанна Крестителя (1 Маскарама/29 авг.). В эфиоп. Церкви - 9 главных Господских праздников: Воплощение (Благовещение) (29 Маггабита/25 марта), Страстная седмица (считается не периодом, а единым праздником), Воскресение (Пасха) (иногда включается в Страстную седмицу), праздник ап. Фомы (во вторник Светлой седмицы; иногда вместо него в перечень включается воскресенье Осанн, т. е. Вход Господень в Иерусалим), Вознесение, Утешитель (Пятидесятница), Гора Фавор (Преображение) (13 Нахасе/6 авг.), Рождество Христово (29 Тахсаса/25 дек.), Богоявление (Крещение) (11 Тэрра/6 янв.) и связанное с ним празднование Чуда в Кане (12 Тэрра/7 янв.) (иногда толкуется как отдельный праздник). Для каждого подвижного праздника есть фиксированная дата (в расчете, что Пасха - 25 марта). Как и в др. традициях, великим праздникам предшествуют подготовительные периоды и навечерия. На следующий день могут совершаться аналоги визант. Соборов (напр., после Воплощения (Благовещения) - праздник в честь арх. Гавриила). К малым Господским праздникам относятся Воздвижение Креста (17 Маскарама/14 сент.), Обрезание Господне (6 Тэрра/1 янв.), Умножение (букв.- Благословение) хлебов (т. е. чудо насыщения 5 тыс. чел.) (28 Тэрра/24 янв.), праздник Симеона (Сретение) (8 Йаккатита/2 февр.), Обретение Креста (св. Еленой и имп. Ираклием) (10 Маггабита/6 марта), Вход в Египет (24 Гэнбота/19 мая). Иногда к ним причисляют еще 3 воскресенья и канун Рождества Христова и Преполовение поста. В эфиоп. Г. ц. помимо 3 больших циклов, связанных с Рождеством Христовым, Пасхой и Пятидесятницей, выделяются периоды разной продолжительности (от 3 месяцев до 1 дня), названные по великим праздникам или по антифонам, к-рые поются в это время: Иоанна Предтечи (1-8 Маскарама/29 авг.- 7 сент.), Захарии (8 Маскарама/7 сент.), Плодов (9-15 Маскарама/8-14 сент.), Обновления (букв.- Возведения) храма в Иерусалиме (16 Маскарама/15 сент.), Креста (17-25 Маскарама/16-22 сент.), Цветов (26 Маскарама - 5 Хэдара/23 сент.- 1 нояб.), 1-го Наставления (Астамхеро) (6 Хэдара - 13 Тахсаса/2 нояб.- 9 дек.; этот период появился в литургических рукописях только в XVII в. и включал 9 воскресных дней, 7 из к-рых имели те же посвящения, что и недели Великого поста; в совр. книгах период длится 5 недель, не имеющих особых названий), Предвозвещения-Схождения-Пришествия, Жениха (неделя перед Рождеством Христовым), Рождественский (до кануна праздника Богоявления), Богоявления (продолжается до начала Великого поста).

http://pravenc.ru/text/165235.html

Тропарь, воскресен, гл. 4. Кондак, гл. 8. Верою пришедшая на кладязь самаряныня, виде Тя премудрости воду, еяже напившися обильно, царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная. Утр. (Ев. 7-е. Ап. Деян.11:19–26, 29–30; 28 зач.; Ев. Ин.4:5–42, 12 зач.). На вечерне (на понедельник), по указанию Устава, поются стихиры «на стиховне» Триоди, но это – «стихиры Осмогласника» (только напечатанные в Триоди на ряду). – Служба о самаряныни продолжается и в следующие седмичные дни, попеременно с праздником Преполовения, так как содержащем песнопений служит один и тот же предмет – источник вечной жизни, учение Христово; в понедельник, вторник и среду поется служба Преполовению, а в остальные дни – самаряныни. В среду этой седмицы празднуется Omдahie Прополовения. Накануне этой среды вечерня совершается вседневная, и на ней поется «восследование праздника» (Преполовения) «непременно (без перемен), кроме входа и паремий» (а также и ектеньи: «Рцем вси», и проч. особенностей великой вечерни). – Повечерие (с пением на нем из Минеи службы рядового святого, воспоминаемого в день Отдания Преполовения), полунощница и с пением великого славословия утреня (на которой положена катавасия: «Море огустил») совершаются так же, как и в самый день Преполовения. На литургии положены на блаженны тропари 9-й песни (на 8) обоих канонов утрени; Ап. и Ев. – дня; прочее, как в праздник Преполовения, и вместо «Достойно» поется ирмос: «Чужде матерем». Нелля о слпом (6-я по Пасхе). В эту неделю воспоминается дарование Иисусом Христом зрения слепорожденному. Чудо исцеления слепорожденного весьма прилично дням христианской Пятидесятницы: подобно остальным, воспоминаемым св. Церковью в этот период событиям это чудо возвещает о Божественной силе и славе воскресшего Господа ( Ин.9:31–33, 38 ). По объяснению Синаксаря, чудо исцеления слепорожденного воспоминается в настоящую неделю потому, что оно было совершено в Пятидесятницу. В примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, св. Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, «потому что все согрешили и лишены славы Божьей» ( Рим.3:23 ), а дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь, и только во свете Его можно узреть истинный и спасительный свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Еще пример. Вот, можно сказать, всероссийский праздник преп. Сергия Радонежского – этого небесного покровителя и печальника земли нашей, собирающий в Божьи храмы самых недосужных тружеников; в наших светских учебных заведениях, даже московских, уроки идут своим чередом и от занятий несвободны даже те из учеников или учителей, которые носят имя этого святого... Кстати о праздновании дня ангела. Под влиянием, очевидно, все той же немецко-протестантской школы у нас в интеллигентных кругах стали совсем забывать этот исключительно православный обычай. Не только дети, а и отцы, очень часто не знают ни жития своего ангела, ни тропаря ему и не считают своей обязанностью праздновать день этот церковно. А ведь по учению православной Церкви, как каждый храм посвящается имени того или иного святого, почитаемого покровителем его, и день его памяти празднуется, как великий праздник, так точно и для каждого из верующих, которых св. апостол называет храмами Божиими ( 1Кор.6:19 ), день его ангела или того святого, имени которого посвящен он, как храм Божий, есть его, так сказать, храмовой праздник. Как же может быть забываем или пренебрегаем в церковном отношении этот день? А у нас, напр., не считается неучебным днем храмовый (хотя бы только главный) праздник той церкви, в приходе которой находится учебное заведение, не имеющее своего храма, даже больше – не считается, напр., праздником 23-е ноября в той школе, где есть храм во имя св. благоверного Александра Невского. А о родительских субботах, или днях поминовения усопших, каковых дней у нас можно считать три (суббота около 26 октября, перед Сырной седмицей и Пятидесятницей), в школе, нет и помина; между тем как Сырная седмица, которая, по уставу церковному, есть приготовление к Великому посту и в среду и пятницу которой не бывает даже литургии и полагаются поклоны с молитвой св. Ефрема Сирина , у нас празднуется... Впрочем, в этом последнем виновата не одна светская, а и духовная школа и вся вообще наша жизнь. Но довольно примеров; тем более, что ими почти и исчерпывается все то время, которое желательно было бы отнять от учебных занятий для религиозно-нравственных потребностей. Другими словами, этого времени всего лишь 7–40 дней, или 1/4 того излишка учебного годового срока против существующего, какой образуется через сокращение летних каникул... К чему же, в конце концов, сводится то возражение против усиления церковности в школе через введение новых праздников, которое с таким пафосом высказывают наши западничествующие ревнители просвещения во имя времени?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Петр спрашивает Спасителя об Иоанне: «Господи, сей же что?» «Что тебе до того, — отвечает Господь, — ты иди за Мною». Господь дает каждому свое служение. Как говорит преподобный Силуан Афонский: «Один — патриарх, другой — священник, третий — повар; большую награду получит тот, кто больше любит Бога». Не надо сравнивать себя ни с кем. Перед лицом вечности каждый из нас, сколь бы скромным ни было его служение, обретает несоизмеримое ни с чем величие по дару любви Христовой. И Господь сказал еще об Иоанне: «Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду». Оттого что апостол Иоанн Богослов — единственный из апостолов, кто не умер мученической смертью, их ученики заключили из этого слова Христова, что он вообще не умрет. Может быть, в этом проявилась детская простота первых христиан, желающих видеть всегда перед собой этого исключительного свидетеля любви Христовой, и знающих после Его воскресения, что Господу возможно все. Но не сказал Господь, что он не умрет, но: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» Господь хочет, чтобы верность, которую этот апостол явил у Креста вместе с Божией Матерью, его свидетельство о истине и любви, евангельское слово и откровение о будущем человечества и Церкви, всегда пребывало с нами. «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь». Как бы мы ни были утешены благодатью, сколько бы мы ни знали о Христе, мы касаемся только края ризы Его. Какие бы чудеса ни дано нам было пережить, они — ничто перед тем, что может ждать нас впереди. Человеческие слова бессильны описать Христа, и человеческие книги не могут вместить Его. Потому Евангелие от Иоанна завершается напоминанием о бесчисленных победах, о неиссякаемой силе и безграничной благодати воскресшего Христа. Неделя 8-я по Пасхе День Святой Троицы. Пятидесятница Утреня Ин, 65 зач., 20, 19—23 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

http://moral.ru/седмица-7-я-по-пасхе/

стилю). Полнолуние это также определялось не астрономически, а по лунному календарю, построенному на основе 19-летнего метоновского цикла. 115 С днем Пасхи Христовой связаны несколько переходящих праздников (Св. Троица (Пятидесятница), праздник Входа Господня в Иерусалим и др.). Таким образом, в годовом круге присутствуют непереходящие (одно и то же число определенного месяца каждого юлианского года) и переходящие праздники (их дата зависит от дня празднования новозаветной Пасхи). По степени важности церковные праздники выстроены в своеобразную пирамидальную иерархию. Важнейшим праздником, ‘торжеством из торжеств‘ является праздник Воскресения Христова. Затем следуют 12 важнейших Господних и Богородичных праздников. За ними следуют некоторые другие праздники во славу Господа и в честь Пресвятой Богородицы. Затем – праздники в честь святых, память которых празднуется каждый день года, причем число святых, почитаемых в конкретный день, постоянно растет, поскольку на всем протяжении двухтысячелетней истории христианской Церкви являлись все новые и новые святые. В православных христианских государствах, например, в Российской Империи, было принято освобождать от будничного труда дни двунадесятых и некоторых других важнейших праздников. Нерабочими днями для большинства служащих, рабочих и крестьян были дни святок (с 25 декабря до 6 января) и Светлая седмица (пасхальная неделя). Праздничные дни давали возможность творить усиленную и продолжительную молитву в храме, посещать больных и совершать другие дела христианской любви и милосердия. Довольно продолжительный рабочий день (лишь в 1897 году в России был введен Закон об 11,5 – часовом рабочем дне в дневное время и 10 – часовом в ночное) и большое количество праздников было характерной особенностью России и отличало ее от европейских стран. Число нерабочих дней (практически все они были православными праздниками) у русских рабочих доходило до 110, а у крестьян до 140 дней в году. 16 В странах Европы в XIX – начале XX века продолжительность рабочего дня была меньшей, но меньше было выходных и праздничных дней (от 50 до 70).

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010