Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Почему одним дано, а другим нет? 28.10.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 21-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице Каждый ли день все присутствующие в храме читают Евангелие? Это все равно, что задать вопрос: каждый ли день все присутствующие здесь молятся? Если кто не читает Евангелие каждый день, тот не хочет слушать Бога или, по крайней мере, не дорожит тем, что Бог хочет говорить с ним каждый день. Чтению слова Божия должна предшествовать молитва. «Никогда, — говорит преподобный Исаак Сирин, — не приступи к чтению слова Божия, не помолившись, да не раскаешься». Это слово, которое будет судить нас в последний день, и которое сейчас судит. И оно может быть для нас как святое причащение, во оправдание или во осуждение. Слово Божие — на каждый день — для того, кто хочет осуществить свое назначение стать человеком Божиим. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что Евангелие остается для нас книгой за семью печатями — до тех пор, пока мы не начнем читать его своей жизнью — с усилием исполнить это слово. Мы можем наизусть знать все Священное Писание, но глубина его не откроется нам, пока мы не приступим к нему таким чтением. Сегодняшнее Евангелие — притча о сеятеле — тоже о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Мы неспособны воспринимать мир на такой глубине, как Христос и все святые, которые научились от Господа, — чтобы уже как в открытой книге читать Божии тайны. Но слово Божие должно быть нами воспринято так, как оно сказано. Ученики — те, кто ищет истину и следует за Христом, — спрашивают Господа о значении притчи о сеятеле, которую Он сказал в присутствии множества народа. Каждый человек должен стремиться узнать сокровенный смысл слова Божия. Не удовлетворяться тем, что он «все читал» и исполняет какое-то правило — как иные у нас могут читать по-церковнославянски всю Псалтирь, почти ничего понимая. Псалтирь — это слово Божие, это часть Священного Писания. Оно неотделимо от молитвы, но молиться Богу и слышать Его слово мы должны разумно. Когда один законник, искушая Господа, спросил Его, как наследовать жизнь вечную, Господь сказал ему: «Разумееши ли, что чтеши?» (Лк. 10, 26).

http://moral.ru/dano/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Какие еще нечистые духи?» 08.08.2015 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 10-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице Продолжается наш Успенский пост. Особое место в нем занимает праздник Преображения Господня. Он — в самой середине поста, чтобы в свете его мы прозрели и обрели способность увидеть, как неодолимо велика тьма мира и нашего греха. И что за этой тьмой стоит сам диавол со всеми падшими духами, непрестанно воюющими против нас. Ничто, никакая сила не в состоянии противостоять им, кроме благодати Христовой, которой Он хочет приобщить нас свету Своего Преображения. Молитвами Богородицы, как будем мы петь в тропаре праздника Преображения. Можно сказать, что праздник Преображения Господня — это преддверие праздника, к которому мы идем в эти дни, — Успения Божией Матери. Потому что Она первая в роде человеческом приобщилась в полноте Преображению Господню, славе Его Креста и Воскресения. И теперь молится за всех нас, чтобы и мы не были лишены непостижимого дара Господня. Событие, о котором мы слышим сегодня в Евангелии, как бы предваряет наше участие в празднике Преображения. Мы видим Господа Иисуса Христа, Человека, Который говорит «как власть имеющий». И совершает чудеса, заставляющие спросить: «Кто же Он?» Кто этот Иисус из Назарета, учащий с мудростью и силой, которые, несомненно, превосходят то, что делают все книжники и законники? Кто этот Иисус из Назарета, повелевающий нечистым духам выйти из тех, кем они, кажется, навсегда завладели? Слово Божие сразу дает ответ. Этот Человек — «Сын Божий», то есть Мессия Христос. Но люди еще не знают этого. Они узн а ют об этом только после Воскресения, когда увидят Его возвращение к жизни — этого Человека, Которого они предали смерти. Теперь же они с изумлением слушают, что Он говорит, и ужасаются при виде того, что Он совершает. Поистине, Он — не такой как другие люди. В Нем есть некая таинственная сила, которая влечет к Нему. Он делает то, что снова и снова заставляет задуматься, кто Он, и определить себя по отношению к Нему.

http://moral.ru/vlast/

Вопрос о сентябрьской преступке не имеет единого решения среди литургистов. Одним из исходных положений при составлении ряда чтений Четвероевангелия всегда была забота о том, чтобы Священное Писание было прочитано в течение года полностью. Пасха теку­щего года Недели по Пятиде­сятнице и количе­ство седмиц от прошлой Триоди Пасха буду­щего года 33-я 50 седмиц 34-я 51 седмица 35-я 52 седмицы 36-я 53 седмицы 37-я 54 седмицы 38-я 55 седмиц Сентябрь Декабрь Январь Январь Январь Январь Январь 11 апреля Ферваль 12 апреля 12 апреля 13 апреля 14,15 апреля Январь 16 апреля 17 апреля 17, 18 апреля Февраль 18,19 апреля 13, 19, 20апреля Апрель 14, 20, 21 апреля 25 марта-22 апреля 26 марта – 22 апреля 27 марта – 23, 24 апреля 27, 28 марта – 18, 25 апреля Февраль 22, 28 марта – 19 апреля 23, 29, 30 марта – 19 апреля 23, 31 марта 24, 31 марта; 1 апреля 26 марта; 1 апреля 27 марта; 2, 3 апреля 28 марта; 4, 5 апреля; Февраль 29 марта; 5, 6 апреля 29 марта; 6 апреля 31 марта; 6 апреля Октябрь 1 апреля; 7, 8 апреля 2 апреля; 8, 9 апреля 2, 3 апреля; 10 апреля 3 апреля; 11 апреля Февраль 4 апреля; 11, 12 апреля 6 апреля; 12 апреля 7 апреля; 14 апреля 8 апреля 8 апреля 9 апреля Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРУГА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ НА ЛИТУРГИИ Евангельские зачала, читаемые ежедневно в течение года за Божественной литургией, как указывалось, представляют собой точно очерченный круг. По характеру чтений он разбивается на три цикла: первый содержит в себе зачала Недель (воскресений) и седмиц от Святой Пасхи до Пятидесятницы; второй начинается от первой Недели по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; третий цикл включает в себя евангельские зачала, прочитываемые в Недели и седмицы Великого поста. Зачала в седмичные, или будние, дни представляют последовательные, с некоторыми выпусками, чтения из евангельских повествований от Иоанна, Матфея, Марка и Луки с возвращением в конце круга к чтению из Евангелия от Марка. Зачала воскресных дней образуют свой круг чтений. Так, чтения Светлой седмицы повествуют о событиях, изложенных в первых семи главах Евангелия от Иоанна; за Светлой седмицей следуют чтения Недели о Фоме, а к концу благовествования апостола Иоанна читается глава 20. Зачала следующих Недель и седмиц по Пасхе удерживают эти особенности. Вторая Неделя по Пятидесятнице также нарушает последовательность чтений предшествующей ей седмицы, возвращая нас от главы 7 Евангелия от Матфея, прочитанной накануне в субботу, к главе 4 того же Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Отступить немного от земли 05.10.2019 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 16-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 16 по Пятидесятнице Сегодняшнее Евангелие рассказывает о призвании Господом на служение Его учеников. Христос вышел к Геннисаретскому озеру, где трудились галилейские рыбаки, и начал проповедовать о новой жизни, которая с Его приходом открывается человечеству. Огромные толпы народа, тесня Его, жадно слушали каждое слово. Мы можем видеть, как во все времена верующий народ жадно слушает истинную проповедь. Оставляя все дела, люди устремляются туда, где звучит подлинное слово Божие. Так много народа, что Господу как будто и места не остается, по крайней мере, на земле. Среди этих огромных толп Христос стоит, как бы сливаясь со всеми, так что Его не видно. Поэтому Он просит одного из рыбарей, Симона, позволить Ему сесть в его лодку и отступить немного от земли. Отступить немного от земли должна Церковь и тот, кто говорит слово Божие. Немного — чтобы было видно и слышно с земли. Видно — так, как будет видно, когда Господь будет вознесен на Крест и всех привлечет к Себе, как Он Сам говорит. Эта тайна уже присутствует здесь. Его голос слышен, сколько бы ни было народу. «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25). Мертвые глас Его услышат, и сегодня слышат: «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» — как бы тихо ни говорил Христос. Какое бы ни было количество людей, весь род человеческий может слышать Его голос. После этого Господь говорит, чтобы Симон, будущий апостол Петр, а также Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, снова возвратились к своему обычному земному делу: занялись рыбной ловлей. «Наставник! — отвечает Петр, — мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по Твоему слову закину сеть». Труды всех людей были напрасными без Христа, как были пустыми сети апостолов. Человечество предпринимало много усилий, чтобы устроить хорошую жизнь на земле. Оно строило не одну вавилонскую башню, и, кажется, достигало уже самого неба, но все без Христа Бога. На наших глазах было строительство так называемого коммунизма, а затем последовала так называемая перестройка. Но все рассыпал, и сейчас рассыпает Господь всякий труд, который без Бога. Вся ночь строительства человеческой истории оказывается тщетной, бесплодной.

http://moral.ru/больше-чем-мы-можем-помы...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " И похоронное шествие превратилось в праздник 22.10.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 18-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице Сегодня мы слышим за литургией Евангелие от Иоанна, Первосвященническую молитву Спасителя на Тайной Вечери накануне Его Крестных Страданий (Ин. 17, 1—13). Перед лицом смерти, перед лицом того, что предстоит каждому человеку, молится Господь за Церковь Свою, за весь род человеческий. Истина, которой жив человек, означает победу над смертью, потому такой дорогой ценой дается нам истина. Потому со всяким опасением, как самое драгоценное, как жизнь, Господу принадлежащую, как нашу вечную жизнь, мы должны хранить истину. Святые отцы, утвердившие догмат иконопочитания, сокрушившие ересь иконоборцев, говорят нам, что это пасхальная победа Церкви — в утверждении всегдашнего живого присутствия среди нас Господа, Божией Матери и всех святых через святые иконы. Они давно умерли — кто-то, может быть, четыре тысячи лет назад, как праведник Авраам и его племянник Лот, память которых сегодня в календаре. Но они живы, и они присутствуют среди нас через иконы, которые мы видим на иконостасе. Они напоминают нам, что хотя каждому из нас предстоит умереть, мы призываемся быть живыми. Господом нам уготована та жизнь, которая Ему принадлежит. И этой жизни мы должны уже сейчас, прежде чем наступит последний наш переход, приобщиться через истину и через верность, истине святой Церкви. Сегодня мы не можем не размышлять о тайне смерти и потому, что слово Евангельское за литургией напоминает о ней. В конце концов, самое главное в нашей жизни — память о том, каким путем мы идем, что нам предлежит, что Господь уже совершил для нас. Это должно заполнять всю нашу жизнь, если мы надеемся быть вместе со святыми, как всегда молится Церковь о усопших. Этой глубиной мы должны измерять все происходящее с нами. Нам трудно так делать, потому что по естеству своему человек не может постоянно помнить о смерти. Ему кажется, что это отравляет все его земное существование, лишает всех радостей.

http://moral.ru/shestvie/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Чудо исцеления за любовь к храму 10.12.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 27-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 27-я по Пятидесятнице Господь сегодня в Евангелии снова напоминает нам о необходимости молитвы. Господь, как сказано о Нем, в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Вместе с верующими молящимися людьми приходит Господь. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но приходит и в церковь. Не потому что Он имеет в этом нужду, а чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы обязательно должны быть в храме. Эта заповедь — наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди». Собственно, об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. С трудом она вообще передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий. Как часто приходилось удивляться этому раньше, когда в храме были в основном бабушки. Немощные, дряхлые, действительно, еле ходят, но ни одной службы не пропускают! И утром, и вечером — потому что душа влечется туда, где Господь, где открывается истинная жизнь. И никакая немощь не является для них преградой. Тем более должно быть стыдно нам, когда Бог не отнял еще у нас здоровье, грубо нарушать одну из основных Его заповедей — пропускать праздничные и воскресные богослужения. Господь совершает чудо над этой женщиной именно ради ее верности заповеди Божией, ради того, что она приходит смиренно в храм помолиться. Хотя она уже ни на что не надеется. Она готова до смерти нести это иго своей немощи. Но ей важно придти туда, где возвещается слово Божие, где дается самое главное для человека. И Господь совершает чудо исцеления за ее любовь к храму, за ее смирение, за то, что с таким терпением в течение столь долгого времени она приходила ко Господу.

http://moral.ru/chudo_iscelenia/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Род сей изгоняется только молитвою и постом» 12.08.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 10-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице Завтра мы вступаем в Успенский пост — очень краткий, всего две недели. А в середине его — праздник Преображения Господня. Духовный смысл поста — борьба Света со тьмой. И уже сегодня мы слышим Евангелие о том, как Господь со Своими избранными учениками сходит с горы Преображения, где им приоткрылась завеса, и они увидели за человечеством Христа Его Божество. Они услышали глас Отца Небесного, коснулись вечной жизни, непостижимого покоя, радости, для которой и создан человек. И первое, что они встречают, сходя с горы, — мир, такой, какой он есть сейчас, — в его непросветленности, подчиненности князю тьмы, с его беснованием, болезнями, маловерием. Отец с плачем бросается к ногам Спасителя, прося исцелить своего ребенка, которого бес бросает то в огонь, то в воду. И говорит, что это беснование происходит с ним с раннего детства. Когда ученики обращаются к Спасителю: «Почему мы не могли исцелить его?», Господь отвечает: «За неверие ваше, потому что род сей изгоняется только молитвою и постом». Мы тоже приобщаемся благодати вечной жизни, входим в храм как на гору Преображения, и есть некоторые из стоящих здесь, которые, как говорит Господь, не увидят смерти, прежде чем увидят, вкусят Царство Божие, пришедшее в силе. Господь дает эту благодать и утешает многих. А когда мы выходим из храма, то видим мир, который страшнее, чем тот, что описан в Евангелии, потому что «тайна беззакония», согласно слову Божию, постепенно раскрывается во все большей силе. Приходит время, о котором Спаситель сказал: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Сегодня мы часто видим беснующуюся молодежь, слышим сквернословие, на котором печать самого сатаны, как обычную человеческую речь. Гнусные клеветы на наших святых воспринимаются слишком многими с преступным легковерием. Разврат, самые страшные пороки утверждаются как нормальная жизнь. Не у единиц, а в массе народа. Эти люди смотрят на Церковь и обращаются к ней. А мы можем только спросить у Господа: «Почему мы не в состоянии помочь этим людям?»

http://moral.ru/rod/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Все наше самое доброе само по себе ничто 17.10.2020 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 19-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице Мы — православные христиане, мы веруем во Христа Бога. Мы исполняем, по крайней мере, минимальные требования Церкви. Но часто мы исполняем их только внешне. Добросовестно, прилежно, но внешне. Оставляя пустое пространство — большее, может быть, чем требуют наши духовные обязанности. Пространство, которое мы сохраняем отдельно для себя, в котором мы живем для себя, по своему усмотрению. Но если слово Божие воспринято нами, как можем давать мы место случаю — тому, что стремится существовать само по себе, независимо от Христовой правды, в то время как все этой правде принадлежит? Слово Божие хочет жить в нас как семя Божие. Как жило оно в Пречистой Деве Марии, возрастая и все заполняя. Мы не должны называть себя христианами, если есть в нас такие закоулки души, которые остаются закрытыми для слова Божия. Быть верующим, говорит нам святая Церковь, значит быть христоносцем, носителем слова Божия. И это значит — быть всецело носимым словом Божиим. Наша вера не заключается в том, чтобы приближаться к правде Божией с оглядкой, осторожно, соблюдая дистанцию. Наша вера не в том, чтобы, проявляя, как нам кажется, осмотрительность, стараться исполнить сначала наиболее легкие для нас слова Христовы, оставляя наиболее трудные, наиболее требовательные на потом, на неопределенное будущее. Быть верующим означает осмелиться воспринять сразу, тотчас же, слова самые невероятные и самые непостижимые и, не откладывая, без промедления дать им место в нашей жизни. Чтобы внезапно, не уклоняясь, встав по дару Христа лицом к лицу перед совершенным Богом, дать место тому невозможному, которое они содержат. Такое место, благодаря которому все в душе и в жизни займет надлежащее место. И не будет уже ничего слишком мелкого и незначительного, которое бы не стоило нашей любви и наших трудов.

http://moral.ru/nashe_dobroe/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Четыре рода почвы 29.10.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 19-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице Мы слышали в Евангелии притчу о сеятеле, о сеянии слова Божия. В этой притче нас поражают две вещи. Первое — как много людей, словесных существ, отличающихся от всех прочих творений Божиих тем, что они одарены даром слова, отвергают слово Божие или не принимают его в свою жизнь. И второе — как удивительно щедр Господь по отношению к тем, кто это слово принимает. Потому что оно приносит плод во сто крат, то есть в той полноте жизни, которая есть у Самого Слова Божия, у Самого Бога. Эти четыре рода почвы, о которых говорит сегодняшнее Евангелие, определяют разнообразие людей в мире. Во-первых, это те, кто представляет собой, по существу, дорогу, и кого слово Божие не достигает, сразу похищаемое птицами, то есть бесами. Но и эти люди не освобождаются от ответственности за то, что они будто бы не слышали благовестия Христова. Обратим внимание, что и прохожие, превращающие землю в дорогу, и птицы, поглощающие семя, ставятся наравне. Люди, ходящие по накатанным путям, и бесы могут одинаково губительно воздействовать на восприятие нами слова. Второй род почвы — когда семя падает на каменистую почву. Некоторые с радостью воспринимают слово Божие, но, не имея глубины, не могут принести плода. На мгновение они загораются верой, но достаточно одного удара — скорбей, которых нельзя никому обойти, — чтобы сокрушить все, что они приняли. Третий род почвы — это когда воспринятое семя постепенно удушается. Плевелы — забота о богатстве, о сладостях земной жизни — оказываются настолько сильными, что слово Божие тоже не приносит плода. Обратим внимание, что хотя любящему Бога все содействует во благо, и не бывает таких обстоятельств, которые были бы против нас, если мы с Господом, большинство людей, к сожалению, зависят от них. В наше время все три рода почвы сливаются в одну. До этого их можно видеть как три периода нашей истории, где преимущественное значение имела каждая из них. Вначале — попытки превратить поле общественной жизни в проезжую дорогу, затем — жестокие гонения на слово, которое хранит Церковь, и, наконец, нынешнее удушение слова беспрепятственным ростом терний греха. Самое главное, что можно сказать о том, что происходит сегодня в России и во всем мире, — слово на всех уровнях обесценивается. Одна писательница, муж которой был знаменитым диссидентом в советские годы и за смелые выступления против коммунистической идеологии сидел в тюрьме, сказала, что тогда слово правды что-то значило. За слово могли человека посадить. Теперь ты можешь говорить все, что угодно. Можешь говорить в глаза нынешним убийцам, преступникам и растлителям: «Вы убийцы, преступники и растлители». Слово не имеет никакой силы, оно ничего не может изменить — они не страшатся слова, как страшились раньше, и потому принимали против него такие меры.

http://moral.ru/poczva/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Историческое значение этого события 24.10.2015 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 21-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице (память святых отцов VII Вселенского Собора) Сегодня память святых отцов VII Вселенского Собора, последнего из Вселенских Соборов, утвердившего иконопочитание. В нем — полнота всех догматов, всех тайн нашей веры. Бог стал человеком, и человек призван стать по дару Христа богом. Бог, невидимый никем, стал видимым, и Он может быть изображаем на святых иконах. И здесь тайна Воплощения Божия. Антихрист, учит нас святая Церковь, прежде всего будет противиться именно тайне Воплощения, без которой не может ни один человек осуществить свое призвание. Тайна Воплощения связана с тайной всепревосходящей чистоты Приснодевы, благодаря которой Бог стал человеком. И тайна развоплощения, уподобления человека скоту, как говорит Писание, связана с «тайной беззакония» — в нецеломудрии, в растлении. То, что мы наблюдаем сегодня в неслыханном масштабе. Враг рода человеческого, ненавидящий святыню, борясь с иконопочитанием, воздвиг гонение на святые иконы, как это было в древние времена иконоборчества и как это было в недавние времена гонения на Церковь, когда уничтожались храмы и иконы. А теперь он стремится к тому, чтобы эти иконы были просто украшением, по существу, идолом, которому поклоняются люди, — «замечательными произведениями искусства». Раньше некоторые верующие прятали свои иконы, боясь, что кто-то увидит их, им не хватало мужества открыто их выставлять. А теперь часто иконы продаются рядом с самыми растленными картинками. То есть для сатаны важно сейчас превратить святыню просто в узор, в одно из явлений жизни наряду с самым мерзким грехом. Обратим сегодня внимание на то, что в Евангелии об исцелении сына вдовы Наинской Господь показывает нам, как важно, чтобы эта верность истине, устремленность к Богу и способность сострадать другим людям всегда присутствовала в нас. Когда Спаситель появляется у городских ворот в сопровождении огромной толпы, неотступно следовавшей за Господом, им встречается похоронная процессия других людей, которые не оставляют женщину в ее страшном горе. Она потеряла мужа, а теперь единственного сына, и люди не знают, чем можно утешить человека в этой беде. Одним своим молчаливым присутствием они как-то разделяют с ней то, что она переживает. И вот эти два потока соединяются в один, и Господь совершает чудо.

http://moral.ru/vii_council/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010