Путь Церкви – это всегда «золотая» середина. Все в Ней гармонично, все в ней выверено до мельчайших подробностей. Все в Ней ведет с Божьей помощью человека ко спасению. Так и со сплошными седмицами (от слова «семь», семь дней недели). Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион. Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны – в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны – дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны – не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты. Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять: 1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней). 2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого поста. 3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). 4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи. 5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – в этом году припадает на интервал с 5 по 11 июня. Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных. Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

http://pravoslavie.ru/104100.html

Епископ Петергофский Амвросий совершил праздничное всенощное бдение в соборе святых апостолов Петра и Павла города Петергофа июня 2013 Его Преосвященству сослужили клирики собора, преподаватели и студенты академии в священном сане Его Преосвященству сослужили клирики собора, преподаватели и студенты академии в священном сане: благочинный Петергофского округа,  настоятель Петропавловского собора протоиерей Павел Кудряшов ,  почетный настоятель протоиерей Александр Кудряшов , священники Иоанн Смирнов, Глеб Санюк, иеромонах Серафим (Бубнов), протодиакон Кирилл Журавлев, диаконы Герман Ранне и Алексий Кудряшов. Исповедь совершал протоиерей Владимир Чернобай. За богослужением пел хор Петропавловского собора. День Святой Троицы, Пятидесятница, в Православной Церкви - один из самых торжественных дней года. Служба совершается по самому праздничному чину из возможных. Несмотря на то, что этот праздник приходится на воскресный день, на богослужении отменяются все воскресные песнопения, остаются лишь праздничные. Такое происходит только в случае самых главных праздников - например, если на воскресный день попадет Рождество Христово. После Пятидесятницы следует сплошная седмица, то есть без поста в среду и пятницу - такое бывает, кроме Пятидесятницы, лишь после праздников Рождества Христова и Пасхи. Служба Пятидестницы наполнена любимыми православными христианами песнопениями - такими, как, например, праздничная стихира " Царю небесный " . По окончании всенощного бдения епископ Амвросий обратился со словами поздравления к пастве. Владыка напомнил прихожанам о важности дня Пятидесятницы, о значении этого события для всей Церкви. Со словами поздравления с днем Рождения Церкви, архипастырь пожелал неоскудевающей помощи Святого Духа, Который дарует благодать и силы нести Евангельское слово всем, кто еще находится вне пределов Церкви. Фото: Константин Шнуров Поделиться 3 апреля 2024 2 апреля 2024 1 апреля 2024 19 марта 2024 18 марта 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

День святого духа («Духов день») Песнопения в этот день те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу. Всенощного бдения на день Святого Духа, по Уставу, не полагается, но в практике в этот день совершается служба, как в день святой Пятидесятницы. На утрени полиелея нет. «Честнейшую...» не поется (поется ирмос 9-й песни). В конце утрени – великое славословие. На литургии поются изобразительны. Произносится входной стих, как в день Пятидесятницы, но вместо «Елицы...» – «Святый Боже...». Отпуст – дня Пятидесятницы. Попразднство Пятидесятницы – 6 дней. Отдание праздника бывает в следующую субботу. На литургии (до отдания праздника) по входе: «Приидите, поклонимся...», «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа». Седмица по Пятидесятнице сплошная: пост в среду и пятницу отменяется. Такое разрешение поста установлено Церковью в честь Святого Духа и семи Его даров. Неделя 1-я по Пятидесятнице – всех святых В песнопениях Недели всех святых Церковь напоминает нам о подражании подвигам и добродетелям святых. Неделей (воскресеньем) всех святых оканчивается Цветная Триодь и начинается ежедневное пение Октоиха. Богослужебная книга Октоиха употребляется с понедельника после Недели (воскресенья) всех святых до пятой Недели (воскресенья) Великого поста включительно. В период пения Постной Триоди от Недели сыропустной через всю Четыредесятницу Октоих употребляется только по воскресным дням. Период от Недели всех святых и до Недели о мытаре и фарисее составляет 32 Недели. Соответственно порядку этих Недель следуют столпы воскресных утренних Евангелий. Столпы осмогласия (гласов Октоиха) начинаются со второй Недели (воскресенья) по Пятидесятнице, после Недели всех святых. Неделя 2-я по Пятидесятнице – всех святых, в земле Российстей просиявших Постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1918 году восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста, т.е. после Недели всех святых. Читать далее Источник: Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди/Сост. архимандрит Иоанн (Маслов). – Киев : Общество любителей православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. – 311 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Для того чтобы разговор о постах был полным, укажем сплошные седмицы, когда отменяется пост в среду и пяток. Во-первых, это так называемые Святки – период от Рождества Христова до Богоявления включительно (с 25 декабря по 4 января). Во-вторых, неделя о мытаре и фарисее: та седмица, которая следует после нее, – сплошная. Есть известная литургическая шутка: с чего начинается Постная Триодь? Со слов «не помолимся» (стихира 1-я начинается со слов: «е помолимся фарисейски, братие»). Кроме того, период пения Постной Триоди начинается со сплошной седмицы, так что не только «не помолимся», но еще и не попостимся. В-третьих, сплошная седмица – Сырная. В эти дни исключается мясная пища, но разрешается всякая прочая (молочная, яичная, рыбная), в том числе в среду и пяток. Однако в среду и пяток полагается вкушение пищи единожды в день. Следующие сплошные седмицы – Светлая и седмица после праздника Пятидесятницы (которая начинается Днем Св. Духа) – до Недели всех святых. Особенности Богослужения Великого Поста Я опускаю особенности Богослужений приготовительных седмиц, в том числе и Сырной. Первое, что следует отметить: все постовые особенности отменяются в субботу и воскресенье. В эти дни почти ничто не напоминает о том, что идет Великий Пост. Есть некоторые особенности – например, на воскресном всенощном бдении по чтении Евангелия поется «Покаяния отверзи ми двери...», но это уже некие малости. В последний раз великопостные особенности присутствуют в пяток каждой седмицы за вечерней (по субботам). Эта вечерня, как правило, присоединяется к Литургии Преждеосвященных Даров. А вот великое повечерие в пятницу вечером уже совершается без великопостных особенностей – без земных поклонов и не в черных облачениях. Кстати, черное облачение на будничных службах Великого Поста – это довольно поздняя традиция, пришедшая к нам от римо-католиков примерно в 18 веке. До этого служили в темных (как правило, темно-лиловых) облачениях, но не в черных. Так или иначе, облачения иерейские и диаконские на будничных службах Великого Поста всегда отличались от облачений, скажем, воскресных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На полунощнице, вместо обычных тропарей и прочих песнопений Часослова, по 1-м «Трисвятом» – тропарь, а по 2-м – кондах праздника, и молитва за упокой («Помяни Господи») не глаголется. Для утрени в Триоди Цветной, на ряду, имеются седальны и стихиры «на хвалитех», а прочие песнопения берутся из последования праздника Пятидесятники, по указаниям Устава (имеющимся и в Триоди Цветной). Эта утреня совершается с великим славословием, но без пения полиелея и чтения Евангелия; вместо же «Честнейшую» на утрени поется ирмос 9-й песни канона. – На литургии, на блаженны, положены (на 8) тропари от 3-й и 6-й песен праздничного канона; возглашается (после: «Премудрость, прости»), как и в праздник Пятидесятницы, «входное» («Вознесися Господи») и поются тропарь, кондак, задостойник и причастен праздника Пятидесятницы; но положены: «Трисвятое» и другие – прокимен («Спаси Господи люди Твоя»), апостол, аллилуиарий («Помилуй мя Боже») и Евангелие. Отпуст – тот же, что и в день Пятидесятницы (см. 680 стр.). Ап. ( Еф.5:9–19; 229 зач.; Ев. Мф.18:10–20; 75 зач.). Праздник в честь Святой Троицы и Святого Духа продолжается во всю «пятидесятную» седмицу. – Во всю эту седмицу «оставляются междочасия часов, и иже в повечериях певаемый канон Пресвятыя Богородицы» (см. также на 680 стр.). Во всю седмицу после праздника Пятидесятницы, не исключая среды и пятка, разрешается вкушение скоромной пищи, посему эта седмица и называется сплошной иди всеядной. Седмица эта посвящена в честь Святого Духа, как пасхальная: – в честь Сына Божьего, – и разрешением поста в продолжение ее Церковь исповедует, что Дух Святой единочестен Отцу и Сыну. «Службы святых, прилучившихся в субботу грядущую (в отдание Пятидесятницы) и в неделю Всех Святых, поем единого напреди, а другого в настоящий пяток на повечерии». – О службе Обретения главы Предтечи во вторник, если он случится 26 мая, и в пяток, если этот пяток случится 23 мая, см. на 204 стр. (сн. 652 стр.). В субботу празднуется Отдание праздника Пятидесятницы. Службы совершаются по тому же порядку, «якоже указася (в Уставе) на Отдание Вознесения Христова»; но только положен «канон праздника, со ирмосом на 8, ирмосы по 2-ды, другой (канон праздника) со ирмосом на 6, ирмосы по 2-ды, катавасия – ирмос 2-го канона: Божественным покровен, оба лика вкупе» («Честнейшая», как и в праздник Пятидесятницы, не поется). – Отпуст – праздничный (см. 680 стр.); но на нем «поминает иерей святого, егоже есть день».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Если какой-либо праздник с полиелеем попадает на понедельник, вторник или четверток, то разрешаетс рыба. Если полиелей попадает на среду или пяток, разрешается елей и вино. Бдение, на какой бы день ни попало эти посты, дает разрешение на рыбу. Для того чтобы разговор о постах был полным, укажем сплошные седмицы, когда отменяется пост в среду и пяток. Во–первых, это так называемые Святки — период от Рождества Христова до Богоявления включительно (с 25 декабря по 4 января). Во–вторых, неделя о мытаре и фарисее: та седмица, которая следует после нее, — сплошная. Есть известная литургическая шутка: с чего начинается Постная Триодь? Со слов «не помолимся» (стихира 1–я начинается со слов: «е помолимся фарисейски, братие»). Кроме того, период пения Постной Триоди начинается со сплошной седмицы, так что не только «не помолимся», но еще и не попостимся. В–третьих, сплошная седмица — Сырная. В эти дни исключается мясная пища, но разрешается всякая прочая (молочная, яичная, рыбная), в том числе в среду и пяток. Однако в среду и пяток полагается вкушение пищи единожды в день. Следующие сплошные седмицы — Светлая и седмица после праздника Пятидесятницы (которая начинается Днем Св. Духа) — до Недели всех святых. Особенности Богослужения Великого Поста Я опускаю особенности Богослужений приготовительных седмиц, в том числе и Сырной. Первое, что следует отметить: все постовые особенности отменяются в субботу и воскресенье. В эти дни почти ничто не напоминает о том, что идет Великий Пост. Есть некоторые особенности — например, на воскресном всенощном бдении по чтении Евангелия поется «Покаяния отверзи ми двери…», но это уже некие малости. В последний раз великопостные особенности присутствуют в пяток каждой седмицы за вечерней (по субботам). Эта вечерня, как правило, присоединяется к Литургии Преждеосвященных Даров. А вот великое повечерие в пятницу вечером уже совершается без великопостных особенностей — без земных поклонов и не в черных облачениях. Кстати, черное облачение на будничных службах Великого Поста — это довольно поздняя традиция, пришедшая к нам от римо–католиков примерно в 18 веке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Сграффито – техника, в которой были выполнены изображения, прочерченные по белому ангобу. Такими гравированными изображениями украшали столовую керамику XII в., покрытую цветной глазурью. Себеос – епископ, армянский историк VII в., описавший правление императора Ираклия (610–641 гг.). См.: историк Византии. Севаст – дословно с греч. «священный, высокий, почтенный». Греч. слово севастос представляет кальку лат. слова август (эпитет римских императоров). Этот высокий византийский титул, как и протосеваст, получил распространение со второй половины XI до XIII в., но до правления Алексея I Комнина (1081–1118 гг.) им пользовались только василевсы. Севаста – высокий женский титул XI-XIII вв. Севастия – 1) главный город Второй Армении; 2) клисура на юге Малой Азии, созданная перед 908 г.; фема – с 911 г. Севастократисса – знатная дама, как правило, царского рода, носившая титул севастократора; супруга севастократора. Севастократор (от греч. севастос – «священный», «достойный поклонения» и кратор – «правитель», «власть») – один из высших титулов, введенный в конце XI в. василевсом Алексеем I Комнином (1081–1118 гг.) и до правления Мануила Комнина (1143–1180 гг.) следовавший сразу после царского. Его обладатель носил венец – стефанию. См: кесарь, корона. Севастополь – приморский город на юго-западе Крыма. Основан в 1783 г. на месте татарской деревушки Ахтиар как российский военно-морской порт и крепость. Здесь же, между Карантинной и Песочной бухтами, находятся руины Херсонеса. Севастофор – глашатай и личный посланник василевса, носивший его знамя. Эта чиновная должность появилась между 963 и 975 гг. и замещалась евнухами. В XI в. превратилась в почетный сан. Север Антиохийский (465–538 гг.) – видный византийский богослов. См.: теология. Седмица – церковнославянское название недели. Седмицы сплошные (по юлианскому календарю): Святки (с 25 декабря по 4 января); Мытаря и фарисея (с 31 января по 5 февраля); Сырная (Масленица – «Мясоед», у ромеев – Криофаг) (с 14 по 20 февраля); Пасхальная (Светлая) (первая неделя после Пасхи); Троицкая (первая седмица – неделя после великого праздника Пятидесятницы). Ее первый день назывался Духов День.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Троицын день, от первохристианских времен, а вернее, даже ветхозаветных ( Лев.23:11–16 ), сохранился обычай украшать храмы зеленью и стоять вечерню с цветами . На символическом языке первых христиан цветы означали многообразные дары Святого Духа 417 . День Святаго Духа. Всенощного бдения, по Уставу, нет. Утреня без полиелея, с великим славословием. На литургии «входное», как в день Пятидесятницы. Отпуст (особый) тоже для Пятидесятницы. Все седмица эта сплошная. Неделя всех святых (1-я по Пятидесятнице). Этим праздником заканчивается пение Цветной Триоди. Службою этого дня восполняются чествования всех тех святых, бесчисленных ( Откр.5:11 ) и неизвестных, которым не установлены нарочитые отдельные празднества. На следующий день начинается Петров пост и пение Октоиха. По уставу в этот пост, так же как и в прочие (Рождественский, Великий), «аще несть празднуемаго святаго памяти, поем Аллилуиа на глас Октоиха, и троичны гласа, творяще и поклоны по чину святыя 40-цы», то есть с молитвою Ефрема Сирина и проч. 418 Неделя всех русских святых (2-я по Пятидесятнице). 269 Индиктом у римлян называлась, собственно, подать, известная мера которой распределялась на 15-летний период. Собиралась же она по пятилетиям. В память св. равноапостольного Константина, введшего подобное исчисление (по индиктам) в Византии и даровавшего Церкви свободу, Церковь удержала это наименование для обозначения своих годов. 276 Впоследствии к сему присоединилось воспоминание возвращения в этот день Животворящего Древа Креста из персидского плена (628 г.), после 14-летнего отсутствия в иерусалимском храме. 278 «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе», под 14 сентября. Цит. по: Марковин Н. Богомольные выходы древних царей по сравнению с такими же выходами византийских императоров. СПб., 1872. С. 63–64. 279 ορτοδρμιον, ητοι ρμηνεα ες τος σματικος καννας κ.τ.λ. Νικοδμου το Αγιορετου. 6.55, Venet., 1836. 282 Книжица, содержащая величания, певаемая по полиелеах праздниках. Почаевская Лавра, 1763; Часослов. Киево-Печерская Лавра, 1742. Есть и дугие величания. Прекрасный акафист Покрову принадлежит Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому, другу знаменитого нижегородского подвижника-архиерея, Иеремии-отшельника.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Апреле – 23. Мае – 9. Июне – 24. Июле – 20. Август – 29. Сентябре – 26. Октябре – 1. Ноябре – 8. Декабре – 6. Из переходящих: суббота мясопуста, первая седьмица поста, суббота акафиста, преполовение пятидесятницы. Мы не касаемся пока чисто церковных праздников, которые не вакуют. Посты бывают: А. Говение – количественный пост. В. Воздержание – качественный. А. Говение: разрешается лишь одна трапеза по вечерни, в эти дни литургия после 9 часа с вечерней. Дни говения суть: 1 день сочельника Рождества Христова, 1 день сочельника Крещения, 2 дня среда и пяток сырные, 30 дней седмиц). Будни великого поста (кроме суббот), 6 дней святых и великих страстные седмицы. Итого 40 дней в году. Из них 3 дня: Сочельник Крещения, среда и пяток сырные не суть дни воздержания. Также ½ дня с вечерни Рождества Христова в сочельник несть особого воздержания. Итого 361½ дней, сиречь десятина (одна десятая) лета строгого поста, говения и воздержания. В. Воздержание: среда, пяток, кроме сплошных седмиц, день Усекновения, Воздвижение. Посты: Великая четыредесятница. Сырная неделя. Суббота и неделя вербная. Страстная седмица. Малая четыредесятница. Успенский пост. Апостольский Петров пост. Обязательные посты для мирян: 1 . Сочельник Рождества Христова – до звезды. 2 . Первый день великого поста – весь. 3 . Страстная пятница – весь. 4 . Страстная суббота – весь. Строгий пост: одна трапеза, без мяса, молока, мяса и яиц. Эти постные дни все христиане должны соблюдать, иначе смертно грешат. Остальные постные дни достаточно, если миряне будут воздерживаться от мяса, или если даже этого не могут, но за одной трапезой не есть мяса и рыбы вперемежку, так как мясо разрешается в постные дни только по той причине, что негде, трудно, дорого достать рыбу или если кто находит ее недостаточно питательной. Желающие же как следует воздать почесть постным дням или одинаково воздерживаются от мяса во все дни или различают степени воздержания, как это делает и Церковь . Именно: 1 . Воздержание от мяса – разрешение на молоко и яйца. Обычно, каждую пятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

В этот день после литургии панихида по воинам, на поле брани убиенным (по указу 1769 г., августа 17) и всем за правду пострадавшим. Б. Дни подвижные (пение Триоди Постной и Цветной) 1. Седмицы подготовительные 318    Неделя о мытаре и фарисее (сплошная). Начало падения первого ангела, превратившегося в сатану, первого человека Адама и вообще всякого человека  –  гордость 319 . С врачевания в нас этой страсти Церковь и начинает. Для чего читается на литургии соответствующее Евангелие (ΝΒ. Заключительные слова: Лк.18:14 ). На утрене (в эту неделю и в следующие до пятой недели [воскресенья] Великого поста включительно) после 50-го псалма на «Слава» поется «Покаяния отверзи ми двери...», на «И ныне»  –  «На спасения стези...», затем «Помилуй мя, Боже...» и «Множества содеянных...» 320 . Евангельская стихира (на славнике хвалитных стихир) с этой недели до неДели Всех святых поется после утрени, перед 1-м часом. Седмица, следующая за этой неделей (воскресеньем), называется сплошной, всеядной, мясной, потому что в среду и пяток на ней мирянам дозволено вкушение мяса, а монахам  –  сыра и яиц. И в этом смиряет Церковь нашу гордость: чтобы мы не тщеславились, как фарисей, своим постом 321 . Неделя о блудном сыне. Евангелие за литургией ( Лк.15:11–32 ) подает надежду кающимся грешникам на неисчерпаемое милосердие Божие. На утрене после «Хвалите имя Господне...», то есть 134 и 135 псалмов, прибавляется еще следующий псалом «На реках Вавилонских». Пением этого псалма, в котором описывается горькое состояние рабства иудеев в плену вавилонском, Церковь хочет напомнить нам о том, что мы тоже находимся в рабстве, но в гораздо худшем, постыднейшем и тягостнейшем в тысячу раз, в рабстве у диавола. Потому и такую ненависть заповедует она к поработителям-демонам! Дщи вавилоня окаянная 322 . Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам!    Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень!.. 323    Суббота мясопустная (1-я родительская суббота). Творим память всех от века усопших в благочестии и правой вере отцов и братий наших, и особенно тех, кто, как говорит Синаксарь этого дня, «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша», то есть умерли или схоронены неотпетыми. В службе та особенность, что не только на утрене поется «Аллилуиа» (вместо «Бог Господь»), но и на вечерне, вместо прокимна. Служба во всем подобна службе в субботу перед Пятидесятницей, разница лишь та, что в нынешний день поются песнопения Октоиха рядового гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010