В ответ на малые дополнительные посты Ориентальных Церквей православным византийцам пришлось сформулировать предельно ясное противовесное решение11. Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной»12), другим — Масленица, мясопуст или Сырная седмица. Из истории Сырной седмицы или Масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю»13. Народ не принял распоряжения императора Юстиниана и не захотел нарушать установленного Цер­ковью канона14. Существует также версия, согласно которой Сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии15 — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году16 — как особое дополнительное покаянное время17. В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей в устном предании — в это время не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа18. Но превращение «предпостной» седмицы в пост, по слову преподобного Иоанна, чрезмерно и не нужно: «Но для законополагающих о восьми седмицах я предположил, что благо не благо, если не добре деется. Хорошо девство, но если ты вступишь в брак, не согрешил. Хорошо не есть во всякий день. Но не ядущий да не судит ядущего. В таковом подобает не законодательствовать, не применять насилие, не принудительно вести вверенную паству, но более убеждением, и кротостью, и словом, осоленным солью, — это и таковым предлагаем»19. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю Масляную неделю вкушали только хлеб и воду20. Действительно, в 4-м правиле святителя Никифора сказано, «что подобает поститься монахам в среду Сырной седмицы и в пятницу и после отпуста Литургии Преждеосвященных Даров есть сыр, где бы они ни находились. Это правило опровергает учение Иакова и ересь тетрадитов»21.

http://e-vestnik.ru/analytics/igumen_dio...

Малые предварительные посты еретиков и их «антиподы» в Византии Однако в мире Древних Восточных Церквей, придерживавшихся, в частности, монофизитской доктрины, именно самый длинный срок из восьми недель получил наибольший авторитет. Этот авторитет усиливался и другими традициями малых постов, предшествовавших Великому посту. Яковитская монофизитская Церковь отмечала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур или Арачаворк. Особый срок для поста стал очень удобен как один из атрибутов или символов защиты своей веры. В ответ на малые дополнительные посты Ориентальных Церквей православным византийцам пришлось сформулировать предельно ясное противовесное решение 11 . Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной» 12 ), другим — Масленица, мясопуст или Сырная седмица. Из истории Сырной седмицы или Масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю» 13 . Народ не принял распоряжения императора Юстиниана и не захотел нарушать установленного Цер­ковью канона14. Существует также версия, согласно которой Сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии 15 — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году 16 — как особое дополнительное покаянное время 17 . В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей в устном предании — в это время не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа 18 . Но превращение «предпостной» седмицы в пост, по слову преподобного Иоанна, чрезмерно и не нужно: «Но для законополагающих о восьми седмицах я предположил, что благо не благо, если не добре деется. Хорошо девство, но если ты вступишь в брак, не согрешил. Хорошо не есть во всякий день. Но не ядущий да не судит ядущего. В таковом подобает не законодательствовать, не применять насилие, не принудительно вести вверенную паству, но более убеждением, и кротостью, и словом, осоленным солью, — это и таковым предлагаем» 19 .

http://patriarchia.ru/db/text/5782883.ht...

«Познаим, братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блудного сына преблагий Отец предустрет лобзает, и паки Своея славы познание (отличия) дарует; и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитанного, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу и славному Заколению – Спасу душ наших». Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним («да достойно сожительствуем»). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений. Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного. Особенности богослужения 1) На утрени в Неделю о блудном сыне (и затем в Недели мясопустную и сырнопустную), после пения полиелейных псалмов (134-го и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется еще псалом 136-й: «На реках Вавилонских...» («с Аллилуиею красною»). Этот псалом побуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари: «Ангельский собор...». 2) На утрени после 50-го псалма поются покаянные песнопения: «Покаяния отверзи ми двери...». 3) На литургии читаются Апостол – к Коринфянам, зач. 135-е, и Евангелие от Луки, зач. 79-е. Причастен: «Хвалите Господа с небес...». Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (с тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу). Седмица и Неделя мясопустные Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустными по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще «мясопуст» (то есть отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф., зач.106-е).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

С этого дня и весь пост до 5ой недели включительно на каждой воскресной утрене после Евангелия поется известное покаянное песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…». Оно состоит из нескольких тропарей: «Покаяния отверзи ми двери», «На спасения стези», «Множество содеяных мною лютых». Седмица после недели мытаря и фарисея сплошная, то есть в среду и пятницу отменяется пост в посрамление гордившегося своими постами фарисея. Неделя о блудном сыне Название ее связано с читаемой на литургии Евангельской притчей о блудном сыне. В этот день в богослужебных текстах воспевается беспредельное милосердие Божие к кающемуся грешнику. Главная мысль недели о блудном сыне – никакой грех не может победить человеколюбия Божия, а потому, сокрушаясь о своих грехах, никогда не следует приходить в отчаяние (2, с. 150). На этой неделе появляется еще одно покаянное песнопение – 136 псалом «На реках Вавилонских». Его поют после полиелейных псалмов 134 и 135 («Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви»). 136 псалом поется всего три воскресенья, это и следующие два. Псалом ярко выражает нашу скорбь об утраченном небесном отечестве, призывает нас осознать свое греховное состояние и покаяться, подобном подобно тому, как некогда каялись иудеи, сознавшие в Вавилонском плену свое бедственное положение. Седмица после недели блудного сына называется мясопустной, потому что после ее окончания положен «отпуст» мяса, то есть прекращение его употребления. Суббота мясопустная – одна из двух Вселенских родительских суббот. В этот день Церковь особенно молится о тех, кто, по выражению синаксаря: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша», то есть погибли в каких-то особых обстоятельствах и не удостоились надлежащего христианского погребения. Синаксарий 30 объясняет, что не все, погибшие в пропастях, в огне, море, от холода и голода, страдают по повелению Бога. Одним смерть бывает по благоволению Божию, другим – по попущению, а кому-то – ради вразумления и грозного предупреждения остальных. И все это – «суть Божии судьбы», то есть действие неисповедимого Промысла Божьего.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Священные сосуды — Предметы богослужения, используемые при совершении таинства евхаристии. К священным сосудам относятся: потир, дискос, звездица, лжица, копие, воздух, дарохранительница, дароносица. Священство (ср.) 1)- Одно из семи христианских таинств: возведение в сан священнослужителя посредством рукоположения. 2)- Служение священника. 3)- Совокупность священнослужителей. Седмица (ж.) — На церковном языке: неделя. Семисвечник (м.) — Светильник с семью лампадами, находящийся в алтаре за престолом. Символ веры — Краткое догматическое изложение основ христианского вероучения, известное в форме молитвы. Синод — см.Священный Синод. Складень (м.) — Небольшой складной переносной иконостас, состоящий из двух, трех и более иконок. Скоромное (м.) — Животная пища в отличие от постной. Славословие (ср.) — Песнопение, содержащее хвалу Богу, прославление Бога. Служба (ж.) — см.Богослужение. Служебник (м.) — Богослужебная книга, предназначенная для священника и диакона. Служение (ср.) — Богослужебная и пастырская деятельностьсвященника. Собор (м.) 1)- Большой храм, имеющий несколько приделов (обычно наиболее значительный храм города), где совершает богослужение епископ или митрополит. 2)- Собрание представителей духовенства для решения церковных вопросов (избрания патриарха, канонизации новых святых, выработки богослужебных положений и т.п. (см.Архиерейский собор, см.Вселенский собор, см.Поместный собор). 3)- Православный праздник, посвященный Богородице, Иоанну Предтече, архангелу Гавриилу. Соборование (ср.) — см.Елеосвящение. Солея (ж.) — Возвышенная часть пола перед иконостасом. Сороковины (мн.) (Разг.) — Поминовение умершего в церковных и домашних молитвах в сороковой день со дня кончины. (ср.) Девятины. Сорокоуст (м.) — Поминовение умершего в церкви на литургии в течение сорока дней со дня кончины. Поминовение совершается священником по просьбе (по записке близких. В современной церкви сорокоустом называют также сорокадневную церковную молитву о здравии. Сплошная седмица — Неделя (обычно праздничная), в течение которой нет поста в среду и пятницу.

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

ниже. О чтении утр. воскр. Еванг.). – Из положенных в нед. Мыт. и Фар. 8 стихир «на хвалитех» 5-я и 6-я берутся из вечерних стихир Триоди, поемых «на Господи воззвах». – С недели Мытаря и Фарисея до недели Всех Святых, пред великим славословием, вм. утренней Евангельской стихиры, поется стихира Триоди; а утренняя Евангельская стихира поется (по отпусте утрени пред 1-м часом) на «Слава, и ныне на утренних литиях (см. Уст. ) там, где бывают эти «литии», т.е., исхождения в притворе (и совершение в нем 1-го часа). – См. Последование святого, прилучившегося в неделю Мытаря и Фарисея и Блудного, поем в пяток на повечерия (сн. выше, 33 стр.), если только не случится намять великого (т.е., имеющего бдение) святого (см. Уст. 30 янв.). Седмица всеядная, или «сплошная», называется так по тому, что во всю эту седмицу, даже в среду и пяток, дозволяется вкушение скоромной пищи. Православная Церковь разрешает вкушение скоромной пищи во все следующие за неделей Мытаря и Фарисея дни седмицы для того, чтобы не иметь общения с Армянами, постившимися в продолжение всей этой седмицы. Кроме того, разрешая пост при начале приготовления нас к Великому посту, св. Церковь этим обличает гордого Фарисея, который напрасно хвалился двукратным своим постом в седмицу, и, согласно с сим обличением, поступает вопреки его лицемерному и гордому посту. Седмицы Постной Триоди начинаются с понедельника и оканчиваются воскресеньем, исключая Страстной, оканчивающейся субботой. – Для дней всеядной седмицы песнопений в Пост. Триоди не имеется, и службы отправляются по Октоиху и Мес. Минее. См. По субботам, начиная от субботы перед неделей Блудного до недели Всех Святых, положено читать Евангелия на литургии в таком порядке: сперва рядовое субботы, потом – святого. См. ниже: если в Мясопустную субботу случится праздник Сретения или храм. Недля О Блудном сын. В эту неделю Евангельской притчей, от которой получила свое название и сама неделя, св. Церковь , для возбуждения к покаянию тех, которые, находясь в узах греховной привычки, не могут и не хотят освободиться от нее, изображает бедственное состояние человека, удалившегося от Бога; а для утешения и ободрения тех, которые, подавляясь сознанием тяжести грехов своих, впадают в безнадежность и отчаяние, – представляет образ покаяния развращенного сына и неисчерпаемое милосердие Отца Небесного, Который приемлет всякого кающегося грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое Светлая седмица 1 мин., 02.05.2013 Светлая седмица, или Пасхальная неделя, - это первые семь дней празднования Пасхи. Длится седмица от дня Пасхи, воскресения Христова, до Фоминой недели. Каждый день после Литургии верующие обходят храм праздничным крестным ходом, который сопровождается трезвоном — особым пасхальным колокольным звоном. Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день, в праздник Вознесения Господня) православные люди встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!». На Светлой седмице, радостной и праздничной, нет привычного для православных христиан поста в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошной». Отменяются и земные поклоны на службе. Вместо утренних и вечерних молитв поют Пасхальные часы. Часы Святой Пасхи — это молитвы, которыми в Пасхальную седмицу заменяутся обычные молитвословия перед Литургией. Рекомендовано для использования на уроках ОПК.  Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/chto-takoe-svetlaya-sedmi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Наступила сырная седмицапоследняя подготовительная седмица к Великому посту. Седмица эта является сплошной (без поста в среду и пятницу), но мясо уже не вкушают. Это время принято посвящать подготовке к предстоящему посту и душеполезному общению, испрашивая друг у друга прощения. В русской традиции принято всю неделю угощать друг друга блинами и ходить в гости на блины. Давайте разберемся в разновидностях этого замечательного праздничного блюда. Ингредиенты Виды блинов и особенности приготовления А чем угощают друг друга западные христиане? Рецепты блинов на Масленицу Блины дрожжевые  Блинцы скороспелые Блинчики со сладкими начинками Блинчики с сытными начинками Ключевые слова: блины Категория: мучные блюда Другие рецепты О постах и трапезах Популярное Сейчас в разделе 90  чел. Всего просмотров 4.5 млн. Всего записей 3742 ©2024 Азбука рецептов к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/recept/bliny-blinczy-bl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАСЛЕНИЦА Слав. аграрный праздник, в правосл. календаре совпадающий с сырной седмицей . В зап. традиции М. (вместе с мясопустом) соответствует карнавал. Изначально М. отмечала границу между зимой и весной, была подведением итогов прошлого хозяйственного сезона и началом подготовки к новому. Обряды и ритуалы М. связаны с идеей воспроизводства и имеют целью активизировать начало нового биологического цикла растений, скота и человека (подробнее см.: Масленица//Славянские древности/Ред. Н. И. Толстой. М., 2004. Т. 3. С. 194-199). В христ. традиции М.- заключительный этап подготовки к Великому посту . В течение сырной седмицы, которая является сплошной (т. е. обязательный пост в среду и пятницу отменяется), еще разрешается вкушение скоромной пищи - молочных продуктов (масла, сыра) и яиц, но не мяса (см. ст. Мясопустная неделя ). В литургическом плане сырная седмица также готовит верующих к подвигу Великого поста: в сырные среду и пяток совершается служба, по структуре близкая к великопостной, Божественной литургии в эти дни не бывает, также на сырной седмице уже не совершается венчание брака . Подробнее см. статьи Сырная седмица , Прощеное воскресенье . Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562540.html

Вопрос: В любой ли день когда есть Литургия можно причащаться взрослому человеку? Ведь перед причастием нужно как минимум три дня поститься. А если это сплошная седмица, то можно ли поститься и причащаться? Отвечает иеромонах Адриан (Пашин):   Литургия для того и совершается, чтобы верующие причащались Тела и Крови Христовой. О частоте причащения, количестве дней поста перед причастием и о других подобных вопросах необходимо посоветоваться с духовником. 9 февраля 2005 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6542.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010