Иудейстии людие, яко видеша умершаго,/Твоим гласом воставша Христе, распыхахуся. Иудейский народ,/когда увидел умершего,/по Твоему возгласу воскресшим, Христе,/скрежетал зубами. Омраченнии о свете иудее,/что не веруете Лазареву востанию, Христову начинанию? Омраченные, не видящие света Иудеи!/Что не веруете восстанию Лазаря,/Христову славному деянию? Да радуется Сион, и да поет Жизнодавца,/воскресившаго словом от гроба Лазаря. Да радуется Сион,/и да воспевает жизни Подателя,/словом воскресившего из гроба Лазаря. Вои небеснии, и род земных воспеша Тя,/егда Спасе мой Лазаря воздвигл еси. Воинства небесные и род земных/воспели Тебя, Спаситель мой, за то,/что воздвиг Ты Лазаря. Слава: Со Отцем и Сыном Духа славословлю/и поя немолчно взываю:/Трисвятый, слава Тебе. Слава: Со Отцом и Сыном/и Духа славословлю/и в песнях взываю не умолкая:/“Трисвятой, слава Тебе!”. И ныне, Богородичен: Тебе благословлю и покланяюся Рождшемуся из Девы,/не разлучшуся престола святыя славы Твоея. И ныне, Богородичен: Тебя благословляю и поклоняюсь/Тебе, Родившемуся от Девы,/не отлучившись от престола/святой славы Твоей. Песнь 9. Ирмос: Сотвори державу мышцею Своею,/низложи бо сильныя со престол,/и вознесе смиренныя Бог Израилев./В нихже посети нас Восток с высоты,/и направил ны есть на путь мира. Песнь 9 Ирмос: Соделал сильное рукою Своею:/ибо низложил властителей с престолов/и вознес смиренных Бог Израилев./Так посетило нас Светило, восходящее с высоты,/и направило и нас на путь мира. Да поет чудо Вифания с нами:/в ней бо прослезися Создатель, законом естества плоти,/Лазаря воскрешая,/и Марфины слезы прочее, и плач Мариин в радость прелагая,/мертвеца воздвигл есть. Да воспевает с нами чудо Вифания:/ибо в ней Создатель, воскрешая Лазаря,/прослезился по закону естества плоти,/и затем, слезы Марфы и плач Марии/в радость претворяя,/мертвого воздвиг. Уверяя Слове, Воскресение Твое,/призвал еси Лазаря из гроба, и воздвигл еси яко Бог,/да покажеши людем Бога же и Человека вкупе воистинне суща,/и воздвигша храм телесе Твоего.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

Слава: Троице Всесвятая,/Отче безначальный Боже,/собезначальный Сыне и Божественный Слове,/Утешителю Благий, Душе Святый Божий:/единый и трисолнечный Свете, соестественное Существо,/едине Боже и Господи, ущедри мир. Слава: Троица Всесвятая!/Отче, Бог безначальный,/равно безначальный Сын и Слово Божественное,/Утешитель Благой, Дух Святой Божий:/единый и трисолнечный Свет,/соединенное естество,/единый Бог и Господь, помилуй мip! И ныне, Богородичен: Вся сотворивый в премудрости Иисусе,/и во всего мя оболкийся из Девы,/и весь пребываяй присно в недрех Отца:/Святый Дух Твой Христе, на стадо Твое низпослав/яко Бог, осени нас. И ныне, Богородичен: Все сотворивший премудростию, Иисусе,/и от Девы облекшийся всецело в меня,/и весь всегда в недрах Отца пребывающий!/Святого Твоего Духа, Христе,/на стадо Твое как Бог ниспослав,/осени нас. Вместо Достойно, ирмос: Сотвори державу: Вместо Достойно есть: ирмос: Соделал сильное: На Полунощнице, на первом Трисвятом, по Отче наш: Тропарь: Общее воскресение: На последнем Трисвятом, по Отче наш: Кондак: Всех радость Христос: Господи помилуй, 12. И отпуст. Молитвы же: Помяни Господи, не глаголем. На Полунощнице после первого Трисвятого тропарь: В общем воскресении: После заключительного Трисвятого кондак: Христос, всем радость: Господи помилуй (12) и отпуст. Молитвы же Помяни Господи: не произносим. НА УТРЕНИ НА УТРЕНИ На Бог Господь, тропарь, глас 1: На “Бог Господь:” тропарь, глас 1 Общее воскресение/прежде Твоея Страсти уверяя,/из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/Тебе победителю смерти вопием:/осанна в вышних,/благословен Грядый во имя Господне. [Трижды.] Вобщем воскресении/прежде Твоего страдания удостоверяя,/из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже./Потому и мы, как дети, держа символы победы,/Тебе – Победителю смерти воззовем:/“Осанна в вышних,/благословен Грядущий во имя Господне!” (3) Таже, стихословие: Рече Господь Господеви моему: Затем стихословим кафизму 16: Сказал Господь Господу моему:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

Господи, на гроб четверодневнаго пришел еси Лазаря,/и над гробом слезы пролияв,/мертвеца четверодневна возставил еси, класе живота./Темже смерть связана бысть гласом:/пелены разрешишася руками./Тогда радости исполнися множество ученик,/и едино от всех служашеся согласие:/благословен еси Спасе, помилуй нас. [Дважды.] Господи, Ты пришел к могиле/четыре дня назад умершего,/– ко гробу Лазаря,/– и над другом Своим слезы пролив,/мертвого уже четвертый день воздвиг Ты, Колос жизни./Потому смерть связана была гласом,/пелены же развязаны руками./Тогда радости исполнялся сонм учеников,/и всеми совершалось одно согласное служение:/“Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас!” (2) Господи, глас Твой разруши адово царствие,/и слово власти Твоея возстави из гроба четверодневнаго,/и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное./Вся возможна Тебе Владыко всех Царю,/даруй рабом Твоим очищение, и велию милость. [Единожды.] Господи, глас Твой разрушил царские чертоги ада,/и слово Твоей власти воздвигло из гроба мертвого уже четыре дня,/и стал Лазарь началом возрождения спасительным./Все возможно Тебе, Владыка, всех Царю!/Даруй рабам Твоим умилостивление/и великую милость. Господи, уверити хотя/учеником Твоим из мертвых Твое Воскресение,/на гроб Лазарев пришел еси,/и возгласившу Ти сего, ад пленися,/и отпусти четверодневна, вопиюща Тебе:/благословенный Господи слава Тебе. [Единожды.] Господи, желая внушить уверенность Твоим ученикам/в Твоем из мертвых Воскресении,/Ты ко гробу Лазаря пришел./И когда Ты позвал его,/ад был ограблен и отпустил умершего четыре дня назад,/взывавшего Тебе:/“Благословенный Господи, слава Тебе!” Господи, поемь ученики Твоя,/в Вифанию пришел еси,/да возставиши Лазаря:/и прослезився над ним законом естества человеча,/яко Бог того четверодневна воздвигл еси,/и вопияше Ти Спасе:/благословенный Господи слава Тебе. [Единожды.] Господи, взяв Своих учеников,/Ты в Вифанию пришел, чтобы воздвигнуть Лазаря;/и прослезившись над ним/по закону естества человеческого,/как Бог его на четвертый день по смерти воздвиг,/и он взывал Тебе Спаситель:/“Благословенный Господи, слава Тебе!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

Синаксарий. Синаксарий. Песнь 7. Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи/попраша пламень дерзновенно,/и на росу огнь преложиша, вопиюще:/благословен еси Господи Боже во веки. Песнь 7 Ирмос: Отроки Еврейские в печи/попрали пламя дерзновенно,/и огонь превратили в росу, взывая:/“Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!” Прослезився яко человек Щедре,/воскресил еси яко Бог сущаго во гробе,/и разрешся от ада Лазарь взываше:/благословен еси Господи Боже во веки. Прослезившись как человек, Ты, Милосердный,/воскресил как Бог бывшего в могиле;/и освобожденный из ада Лазарь взывал:/“Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!” Изыде повойми обвязан,/пропасти ада же и тьмы убег Владычним словом, Лазарь взывая:/благословен еси Господи Боже во веки. По слову Владыки избежавший/адской пропасти и тьмы,/вышел связанный погребальными перевязями Лазарь, восклицая:/“Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!” Иный. Ирмос: От Иудеи дошедше: Иной. Ирмос: Из Иудеи пришедшие: Над другом прослезився, Марфины Щедре слезы утолил еси,/и страстию вольною отъял еси от лица людей Твоих всякую слезу:/отец наших Боже благословен еси. Над Своим другом прослезившись,/Ты, Милосердный, слезы Марфы прекратил,/и страданием добровольным/снял с лица народа Твоего всякую слезу:/“Боже отцов наших, благословен Ты!” Живота сокровище, мертваго яко от сна Спасе воздвигл еси,/и словом адову утробу расторгнув, воскресил еси поюща:/отец наших Боже благословен еси. Жизни Властелин,/Ты мертвого как спящего призвал, Спаситель,/и, словом расторгнув чрево ада,/воскресил поющего:/“Боже отцов наших, благословен Ты!” Мертвеца смердяща, связана повойми, Владыко, воздвигнул еси,/и мене связанаго пленицами прегрешений, возстави поюща:/отец наших Боже благословен еси. Ты мертвеца смердящего,/погребальными перевязями связанного, воздвиг, Владыка,/и меня, согрешений узами опутанного,/воздвигни, поющего:/“Боже отцов наших, благословен Ты!” Катавасия: От Иудеи дошедше, отроцы/в Вавилоне иногда,/верою Троическою пламень пещный попраша, поюще:/отцев Боже, благословен еси.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

Κα σται, ν τρπον τε ν κατρ ν τος θνεσιν οκος οδα, κα οκος σραλ, οτω διασσω μς, κα σεσθε ν ελογ, θαρσετε, κα κατισχετε ν τας χερσν μν, διτι τδε λγει Κριος Παντοκρτωρ. ν τρπον διενοθην το κακσαι μς, ν τ παροργσαι με τος πατρας μν, λγει Κριος Παντοκρτωρ, κα ο μετενησα, οτω παρατταγμαι κα διανενημαι, ν τας μραις ταταις, το καλς ποισαι τ ερουσαλμ, κα τ οκ οδα, θαρσετε. Οτοι ο λγοι, ος ποισετε, λαλετε λθειαν καστος πρς τν πλησον ατο, λθειαν κα κρμα ερηνικν κρνετε ν τας πλαις μν, κα καστος τν κακαν το πλησον ατο μ λογζεσθε ν τας καρδαις μν, κα ρκον ψευδ μ γαπτε· διτι τατα πντα μσησα, λγει Κριος Παντοκρτωρ. Прокимен, глас 3: Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте. Стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Прокимен (псалом 46), глас 3: Воспойте Бога нашего, прославьте песнями; воспойте нашего Царя, прославьте песнями! Стих: Все племена, рукоплескать начните и воззовите к Богу гласом радости! Προκεμενον χος γ Ψλατε τ Θε μν, ψλατε, (ψλατε τ βασιλε μν ψλατε). Στχ. Πντα τ θνη κροτσατε χερας (λαλξατε τ θε ν φων γαλλισεως). Паремии Великого поста Чтение паремий (или паримий) — отрывков из книг Ветхого Завета — в период Великого поста происходит чаще, чем когда-либо ещё в течение богослужебного года. Их полагается совершать в каждый будний день поста, при этом в первые шесть недель (седмиц) читаются фрагменты только трёх книг: на 6м часе — одна паремия из пророка Исайи, а на вечерне — две: из книги Бытия и книги Притч. Паремии предваряются исполнением прокимнов (из стихов Псалтири) а паремия на 6м часе ещё и особым «тропарём пророчества».  Начиная с Цветоносного воскресенья (недели Ваий) количество ветхозаветных книг для паремий значительно расширяется. Апогея чтение паремий достигает в Великую субботу, на вечерне которой перед литургией исполняются 15 паремий (две из которых содержат библейские песни: песнь Исхода и песнь вавилонсих отроков).  Руский текст большинства паремий приводится в переводе П. Юнгерова , но после определённой редактуры, целью которой было приблизить язык перевода к современному. Перевод паремий из книг Бытия (начиная с 27 главы), Исхода и Царств принадлежит А. Мельникову. Оба перевода делались с греческого текста Септуагинты, который лёг в основу славянской Библии, в отличие от Синодального, делавшегося с еврейского масоретского текста, который имеет разночтения с Септуагинтой.  Церковнославянский текст тропарей пророчества и прокимнов приводится по т. н. «сергиевской» редакции Постной Триоди (1915). Первая седмица Великого поста Понедельник первой седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 5: Господи, Господи, Егоже вся ужасаются и трепещут от лица силы Твоея, Тебе припадаем, Безсмертне, Тебе молимся, Святый: спаси души наша молитвами святых Твоих. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Нося грехи наши, как Ходатай наш, Спаситель носит оные, как Очиститель грехов наших и всего мира. И той есть очищение о гресех наших, не наших же точию, но и всего мира ( 1Ин. 2:1–2 ). Силен, доступен к престолу благодати Ходатай наш. Ибо и Сам на престоле славы восседит одесную Бога Отца, и ходатайствует о нас. Но нелегко и ходатайствовать за человеков пред правосудием Божиим даже Богу. Бог есть свет и тьмы в нем нет ниединыя ( 1Ин.1:5 ). Очи Его тьмами тем светлейшии солнца суть. Он ненавидит беззакония, неприселится к Нему лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очами Его ( Пс. 5:4–5 ). Таков же и Сам Ходатай наш. Хотя Он до беспредельности любит грешников, которых снисшел с высоты престола Отца Своего взыскать и спасти, и за которых, как за другов и душу Свою положил: но любит грешников кающихся и исправляющихся. Каковы же те, за которых Он ходатайствует, и которых оправдывает Своим ходатайством? Не нужно говорить, что это все без исключения грешники. Но какие грешники? Такие грешники, которые ни помыслить, ни пожелать сами по себе неспособны что либо доброе кроме злого, которые так удобопоползновенны и преклонны на зло, так способны раздражать и раздражаться, что Божественным Ходатаем, ведущим немощь нашего естества велено нам друг другу прощать по взаимных огорчениях до семьдесят крат седмерицею. Если же Ходатай наш нам – нетерпеливым, гневливым, раздражительным повелел терпеть, сносить, прощать ближним до семдесятъ крат седмерицею: то мы не можем и представить себе меры долготы, глубины, высоты и широты долготерпения Его к нам. Одна для сего беспредельная мера, – неизмеримое богатство благости и милосердия Его к нам грешным. И так хотя Иисус на небесном жертвеннике пред Отцем Своим очищает грехи наши не таким уже жертвоприношением, какое совершил за нас на земле, – не лиянием вновь потоков пречистой крови Своей, как лил ее на кресте из пронзенных рук и ног и прободенного ребра; прославленное Божественною славою человечество уже непричастно более никакого страдания. Но действенно, непреложно, очищает грехи наши тем же Божественным жертвоприношениемъ, поскольку, единожды принесши Себя в жертву, всегда подъемлет на Себе грехи наши ( Евр. 9:28 ), единожды с кровию Своею вшедши во святая, выну является о нас лицу Божию ( Евр.9:24 ); единожды приобретши нам вечное искупление ( Евр.9:12 ), выну Духом Святым очищает совесть нашу от мертвых дел, дабы мы непорочно служили Богу живому и истинному ( Евр.9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Так кроткий все предприемлет и производит осмотрительно, спокойно, рассудительно, дабы все совершать в тишине и к общему благу. Прежде нежели увидим силу кроткого действования в человеках и над человеками, заметим, что образ оного находится в целой природе. Немного видим и слышим там грозных, потрясающих явлений. Он есть; но бывают по особенным, необычайным причинам. Всегдашнее течение в природе совершается безмолвно, тихо, спокойно. Безмолвно протекают над нами необъятные небесные светила. Тихо происходят в общем и повсемственном делателище естества разнообразные стихийные работы. Спокойно в сокровенной храмине своей творит и созидает неутомимая художница природа. Любообильно износит произведения из плодотворных недр своих, но уже в полном или предначатом образовании. Скажем более: таково действование Самого Бога. Всесильный и Всемогущий действует пресмиренно и прекротко. Всегдашний – обыкновенный образ действования Его на непокорные твари, есть долготерпение и кротость. Сими более способами правит и приводит Он под Свое владычество разумную, но непокорную нашу природу. Посему-то Образ Ипостаси ( Евр.1:3 ) небесного Отца, Единородный Сын Божий, Божия сила и премудрость ( 1Кор.1:24 ) в знамение колико всемирной искупительной жертвы, толико и безконечной Божественной кротости преимущественно носит именование Агнца. И почудимся, как сей Божественный Агнец, прежде чуждый и неведомый строптивому миру, сделался Господом и Христом. Сделался Господом неизбодением и сотрением противных, но кротостию и долготерпением. Агнчею кротостию, как представляет нам в своем тайнозрении Богослов, побеждает Он свирепых зверей, страшных драконов ( Откр.17:14 ) и таким образом в знамение всепобеждающей силы является уже в величественном изображении льва ( Откр.5:5 ). И кто не видит в агнце сем действий львиной силы и крепости? Теперь посмотрим на действие кротости в круге более простом и к нам близком, – в обыкновенных отношениях начальников к подчиненным, домовладык к домочадцам, и еще в простейших, – общежительных наших отношениях друг к другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Знал Пилат, что Иудеи по зависти предали ему Иисуса, – вполне был уверен в невинности Иисусовой из личных Ему допросов, из поступка с Ним Иродова, из важного предостережения женою, которая нарочно посылала к нему, чтобы он решительно ничего не делал этому Праведнику: ничто же тебе и праведнику тому, потому, что она во сне много пострадала за Него: много пострадах днесь во сне Его ради ( Мф.27:19 ); после сего даже сам страшился осудить в Иисусе или Сына Божия, или какого великого Праведника, егда убо слыша Пилат сие слово ( Ин.19:7–8 ), т.е. обвинение Иудеями Иисуса в том, что Он называет себя Сыном Божиим ( Ин.19:12 ), паче убояся, а посему и мыслил отпустить Его; и однакож, не смотря на все сие, садится на судейское место, чтобы судить Иисуса; употребляет он и власть свою к защищению Иисуса. Но как? Ставит неповинного наряду с разбойником. Употребляет и меру для возбуждения жалости к Иисусу. Но какую? Предает Праведника неистовству воинов, и дозволяет им так жестоко бить Его, что сей усердный защитник более ругался над неповинным Страдальцем, нежели старался о освобождении Его. Наконец в знак неповинности своей в осуждении Неповинного умывает руки свои пред народом. Но разве Судие, помощи которого оставлен есть нищий и заступлению убогий, надлежало допускать очевидную несправедливость? Надлежало в своем собственном деле поступать, как бы вовсе в постороннем, и под благовидным предлогом невинности своей предавать истину неправде? Такими и подобными предлогами нам можно бы было оправдать себя и во всехъ неправдах. Где же будет святая ревность по истине, где любовь к человечеству? На него восстало все сонмище Иудейское. Но если бы Он и действительно не мог устоять один в защищении Неповинного против неистовой толпы, то мог бы с судилища правосудия возвать о помощи к друзьям и ревнителям истины, – ибо не все пристали к совету и делу Иудеев; а если бы и не нашлось ни одного поборника по истине, надлежало бы пострадать за истину, или умереть вместе с истиною, а не выдавать истины. Но Пилат ничего такого не сделал. А почему? Потому, что хотел хотение сотворить народу ( Мк.15:15 ); хотел лучше быть другом Кесаревым, нежели другом Божиим: аще сего пустиши, неси друг Кесарев ( Ин.10:12 ). За сие-то слабый, человекоугодливый Судия неправедно осужденным от него Божественным Судиею, в виновности Богоубийства и поставлен рядом подле Иуды: сего ради предавый мя тебе, болий грех имать. О! избави нас, неповинно осужденный за нас Господи, от Пилатова неправосудия, и от измены истине Твоей по примеру человекоугодия и раболебства его! Пусть здесь уже сами себя судят Начальники и Князи, князи, по Пророку, общницы татем, любящий дары, гонящии воздаяние, сирым несудящии, и суду вдовиц невнимающии ( Ис. 1:23 ). Пусть судят себя Судии, пишущии лукавство, уклоняющии суд убогих, восхищающии суд нищих людей, коим вдовицы в расхищение и сироты в разграбление ( Ис. 10:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Но для чего, Ты, оклеветанная Невинность, возненавиденная Истина, умерщвленная Святость, чрез столько веков представляешься еще и чувственно и мысленно пред взоры наши в том же печальном состоянии, до какого довела Тебя злоба Иудеев? Не даешь ли Ты нам чувствовать, что все мы, не только по общей греховности естества нашего, вместе с главными виновниками виноваты в Твоих страданиях и смерти; но даже и ныне все и каждый в особенности, сам собою, собственными своими действиями, как неверный ученик, предаем Тебя врагам Твоим, как неблагодарный, недостойный народ Твой, осуждаем Тебя и, подобно Пилату, отдаем на пропятие? Страшно, ужасно быть в числе Богоборцев и Богоубийц. Почему стоит всего нашего внимания рассмотреть при сем обличительном для неправд человеческих образ страждущаго Иисуса: не бываем ли и мы ныне виною страданий и смерти Господа Иисуса, а следовательно и мы не в числе ли действительных врагов Его? Не будем удивляться тому, что и ныне можно быть виною смертельных страданий Безстрастного и в вечной славе безсмертно Царствующего Иисуса. Доколе Он не покорит под ноги Свои врагов Своих, дотоле в небесной истине Своей, которою борется с нашим противлением, и в верных Своих, которыми свидетельствует о истине Своей, будет и гоним, как некогда Сам с небеси возвал к Савлу: Савле, Савле что мя гониши ( Деян. 9:4 ); будет и распинаем так как, по слову Апостола, действительно есть второе распинающие Сына Божия и попирающие ( Евр.6:6, 10:29 ). Посему если и мы также поступаем с истиною Христовою и с верными свидетелями истины Христовой, как поступали с Самим Христом главные виновники страданий и смерти Его: то и мы также бываем виною страданий и смерти Христовой. Кто же главные виновники страданий и смерти Христовой, и как они поступили со Христом? Трое главных виновников страданий и смерти Христовой: Иуда, Иудеи и Пилат; посему и троякое особенно видим действие страстей в действии Богоубийства. В Иуде действовало корыстолюбие, в иудеях зависть и злоба, в Пилате слабодушие и человекоугодие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Если любостяжание преобладает сердцем нашим, то помыслим, сколько для удовлетворения сему идолу учинено и тайных и явных, и сокровенных и открытых – насильственных хищений чуждого, сколько обнаружено самых жестоких подозрений, недоверчивости, укоризн против самых искренних – ближних наших, и при ненасытимой жажде богатеть в себя, а не в Бога, не осквернены ли руки и святотатственными приобретениями? Если же нечистый дух любострастия владычествует в плоти нашей, то, не касаясь тайных тьмы, о чем, по Апостолу, нелеть есть и глаголати, мы не найдем в себе ни мысли, ни желания, ни чувства, ни расположения, ни начинания, ни действия, не найдем ни времени, ни места, ничего ни в себе, ни вокруг себя, чтобы не заражено было в нас тлетворным дыханием нечистых разжений. Присовокупим к этому многоразличные раз- тленные склонности, из главных страстей, как ветви из своих корней произрасшия и не только нами в самих себе, но вредоносным влиянием и в других распространенные, усиленные: о! тогда подлинно найдем ли в целом составе духовного существа нашего хотя одно место, один малейший член целым и не поврежденным? Вот горестный образ протекшей греховной жизни и дел наших. Посмотрим, какъ течет и настоящая – всегдашняя жизнь наша? Течет также в грехах, духовном нестроении, плотской беспечности, как текла прошедшая. Ибо течет по направлению прежних закоренелых навыков. Не будем уже повторять, как действуют в нас прежние, усиленные греховные навыки и расположения; посмотрим, как течет обыкновенная жизнь наша, которую едва ли мы не считаем невинною? Течет подобно суете. Мы обыкновенно живем и действуем по правилам мира; обращаемся друг с другом без назидания; говорим много праздного; делаем необдуманно; поступаем опрометчиво; судим и неправедно осуждаем; гневаемся и немилосердо губим и убиваем; обличаем и жестоко уязвляем, веселимся и неправдуем, и при нашей рассеянности, при невнимательности к себе непрестанно и всюду в самых невинных по видимому действиях претыкаемся и падаем. При таком образе прошедшей и настоящей нашей жизни, каковы должны быть наши расположения и по отношению к будущей – дальнейшей жизни? Какова причина, таковы и действия. Еда древо зло может плоды добры творити ( Мф.7:18 )? Кто многократно тяжко падал в жизни прошедшей, не престает беспечно продолжать падения в жизни настоящей, тот безопасен ли от падений и вперед – в жизни последующей? О будущем каждый мечтает по своим страстям. Честолюбец в будущем видит свое величие, корыстолюбец свои корысти, сластолюбец наслаждения. А как кто думает, желает, предполагаетъ, так и исполнится, если Бог не разрушит злых начинаний. Доселе мы жили суетно, невоздержно, в рабстве страстей; будемъ жить далее, будем также жить суетно, легкомысленно, будем также рабами страстей, если Господь, умилосердившись над нами, могущественною силою Своею не извлечет нас из непрестанного кружения в вихре житейских суетностей. О! да не возглаголют уста наша всех злых дел и начинаний наших!

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010