Не менее восторженно отзываются о нем и писатели. Так, Петрарка замечает: «С Августином, конечно, сравниться не может, по-моему, ни один человек; ведь если в его изобильный талантами век ему, на мой взгляд, не было равных, кто сравнится с ним теперь? Слишком велик был во всех отношениях этот человек, слишком неподражаем» . К сожалению, среди православных порой встречается чуть ли не ритуальное дистанцирование от блаженного Августина, поскольку некоторые из его идей послужили основой для католических догматов, таких как Филиокве или учение о первородном грехе. Это преувеличение ошибок отца Церкви, действительных и мнимых, было подробно разобрано в замечательном исследовании иеромонаха Серафима (Роуза), посвященном блаженному Августину . В своей работе отец Серафим показал всю меру почтения, которую воздает Гиппонскому святителю Православная Церковь. Отдельные мысли Августина по вопросам, еще не получившим в его время соборного решения, действительно не вполне соответствовали тем догматам, которые впоследствии были сформулированы на Вселенских Соборах. Однако это нисколько не умаляет заслуг человека, который именуется «учителем Церкви». Иеромонах Серафим, очень любивший блаженного Августина, подчеркивает: «Без огня подлинной ревности и благочестия, открывающихся в «Исповеди», наша православная духовность — подделка и пародия» . Сам отец Серафим ежегодно перечитывал «Исповедь», находя в ней все новые и новые источники для духовного преображения. Блаженный Августин родился 13 ноября 354 года в Тагасте (ныне город Сук-Арас, недалеко от границы Алжира с Тунисом). Он получил прекрасное образование и стал преподавателем грамматики и риторики — сначала в родном городе, потом в Карфагене, Риме и, наконец, Медиолане, где и познакомился со святителем Амвросием Медиоланским. Это была переходная эпоха — от античности к средневековью. Северная Африка, в то время провинция Римской империи, находилась на пересечении финикийско-греко-римского влияния, а Карфаген оспаривал у Александрии второе место после «Вечного города» по значению на мировой «шахматной доске». Именно в Северной Африке просияли такие великие христианские апологеты, как Тертуллиан, Лактанций, священномученик Киприан Карфагенский и другие.

http://pravoslavie.ru/58424.html

протоиерей Александр Шабанов Словарь имён АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ, Блаженный Августин Аврелий (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis, Augustinus Sanctus; 354-†430), – христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ г. Гиппон (Северная Африка). Родоначальник христианской философии истории (теологический труд «О граде Божием»); «земному граду» – государству противопоставлял мистически понимаемый «божий град» – Церковь . Глубиной психологического анализа отличается автобиографическая «Исповедь» («Confessiones»), изображающая становление личности. АДАМНАН, Адамнан Айонский (Adomnбn Adamnan – Eunan является англизаци – ей его имени в Ирландии; 623/624-†704), – игумен, преподобный. Родился на юго-западе графства Донегал (Donegal) в Ирландии. Последние семь лет своей жизни Адамнан провел в Ирландии, а весной 704 года вернулся на остров Айону. По просьбе айонских монахов, святой Адамнан написал житие святого Кольмкилла. Снискал благодарность за свою борьбу с языческим обычаем отправлять женщин и детей участвовать в военных действиях; он также настоял на том, чтобы все клирики освобождались от военных обязанностей. День памяти – 23 сентября. АИЛБЕ, святой Аилбе (древнеирл. Ailbe of Emly, Альбе, Алва, Аилви, Аилвей, Ailbe по-ирландски читается как Алва. На современном английском его просто зовут Элвис; ок 470 или 475 года – первая половина VI века) – кельтский средневековый монах, просветитель Имлехский, создатель строгого монастырского устава. Святитель. АЙДАН, святой Айдан Линдисфарнский, Айдан из Линдисфарна (англ. Aidan of Lindisfarne, стар.-ирл. Aedan; ок. 600 -†31.08.651) – христианский святой, миссионер, основатель и первый епископ монастыря на острове Линдисфарн (Шотландия, сейчас территория Англии). Древний святой неразделённой Церкви, просиявший до Великого раскола; почитается в православной, католической, англиканской Церкви и Лютеранстве. Апостол Нортумбрии. АЛБИН О’МУЛЛОЙ, Ailbe Ua Mail Mhuaidh (англ. Albin O’Molloy; †1223) – ирландский епископ города Фернса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Выбор и число их окончательны: Невозможно, чтобы Евангелий было больше или меньше, чем сколько их есть сейчас, как есть четыре стороны света и четыре главных ветра… Четыре живых существа [из . 353 Итак, для Иринея канон Евангелия закрыт, а его текст священен. Канон же апостольских писаний еще не закрыт. Когда он обращается к их названиям или к вопросу о принадлежности Павлу двенадцати посланий, ему не приходит в голову пользоваться теми же аргументами, что и в случае с Евангелиями. После Поликарпа, когда писатели Малой Азии пренебрегали апостолом Павлом, считая, что его послания скомпрометировали еретики, Ириней это изменил. Вместо того чтобы отдать Павла еретикам, он решил показать, что правильное толкование его посланий подтверждает учение Церкви. Не только Евангелия в качестве Св. Писания присоединяются к Ветхому Завету. Один раз (III. 12, 12) Ириней перечисляет Послания Павла наряду с Евангелием от Луки как Писание и подчеркнуто применяет (III. 12, 9) к Деяниям термин «Писание». Тогда неудивительно, что в I. 3, 6 он располагает «писания евангелистов и апостолов» в одном ряду с «законом и пророками». Он никогда не цитирует Павла после формулы «как написано», но это ни о чем не говорит, поскольку применительно к новозаветным писаниям он пользуется очень неофициальным оборотом «Иоанн говорит…», «Павел учит…». Евангелисты только дважды цитируются после слов «как написано» (II. 22, 3 и 30, 2). Вместе с тем Ириней называет Писанием еще и два апокалипсиса, Откровение св. Иоанна и Пастырь Ерма 354 . Словом, в трудах Иринея мы обнаруживаем свидетельство, что к 180 г. в Южной Франции был известен канон из трех частей, включавший, вероятно, 22 книги. Общее число будет колебаться в зависимости от того, включать или не включать в канон Послание к Филимону (скорее всего, да) и Ерма (что менее вероятно). Важнее, чем вопрос о точном числе, то, что у Иринея уже четко определено собрание апостольских книг, которому он придавал равное с Ветхим Заветом значение. Его принцип каноничности двояк: во–первых, апостольское происхождение писаний, во–вторых, соответствие преданию, сохраняемому в Церкви. III. Северная Африка

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

– Через обоняние воспринимается и благодатное благоухание святого мира и фимиама. Пророк Осия писал: «Расширятся ветви его (Израиля), и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана» ( Ос. 14:7 ). Апостол говорит: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный, а для других запах живительный на жизнь» ( 2Кор. 2:15–16 ). Слова эти можно разуметь как символически, так и буквально. Благоухание Духа Святаго источается святыми как при жизни, так и по смерти от их мощей. «И кто способен к сему? – спрашивает далее апостол и отвечает – Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно» ( 2Кор. 2:16–17 ). Ереси и неискренной вере недоступно сие благоухание. Не потому ли протестантизму и сектантству неизвестен буквальный смысл этих слов апостола? – И через вкушение тоже может постигаться невидимое. Так через вкушение книги были даны пророчества св. Иезекиилю и св. Иоанну Богослову ( Иез. 2:8–3:3 ; Откр. 10:9–10 ). В Церкви есть великое таинство вкушения тела и крови Христа. Жития святых многократно свидетельствуют, сколь благодатным может быть восприятие органами чувств. Но грехи плоти также совершаются через эти пять чувств. Посему и исповедуем мы в вечерней молитве грехи, совершенные «всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием...». Число пять имеет определенное значение в счете еще и потому, что у человека по пять пальцев на руках. Земная суша состоит из пяти континентов: Европа, Азия, Африка, Америка и Австралия. Или так: Евразия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида. В христианстве строятся храмы с пятью куполами в ознаменование Христа и четырех евангелистов. Пятиконечная звезда является масонским знаком. Перевернутая пятиконечная звезда является символом сатанистов. Из 126 стран мира 35 стран имеют на своих государственных флагах пятиконечные звезды, а 91 страна – не имеет. То есть примерно четверть стран запечатаны этим знаком. Интересно отметить, что все 50 штатов США и 15 республик СССР отдельно запечатаны звездой. Пять стран имеют на своих флагах сочетание звезды и полумесяца (символа мусульманства). На флаге Новой Зеландии имеется изображение Великобританского флага с крестом и звезд. Ни одна социалистическая страна не имеет в государственной символике знака креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

2 . Далее, хотя в Священном Писании принято называть четыре стороны света, которые называются либо «страны», либо «земли», в описании пределов колена Иудина упоминаются только две. Сказано: «Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к западу 20 ». И когда установлены границы на западе, сказано: «Пределом же к востоку все море Соленое» ( Нав.15:5 ), а остальные две части света, то есть север и юг, не упоминаются 21 . Посмотри, не наполнено ли все это тайнами. И хотя мы не в силах ни понять, ни объяснить ни одну из них, мы все же попытаемся рассмотреть каждую из них по отдельности в той мере, в какой будет угодно Господу и в какой мы сможем постичь. Сказано: «Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к западу». Таким образом, границы владений Иудиных проходят рядом с границами Идумеи. Но «Идумея», как мы уже часто говорили, означает «земное». Следовательно, земли Иуды начинаются сразу после земного. Однако сказано также: «Была пустыня Син». «Син» значит «искушения». Таким образом, земли наследия Иудина начинаются после искушений. Говорится о западе и востоке, а соседние земли, о которых упоминалось выше, являются смежными. Кроме того, «долина Египта» ( Нав.15:4 ) обозначает земли, соседние с западными частями и простирающиеся от пустыни на запад. А на востоке граница проходит по берегу Соленого моря. 3 . Затем сказано: «От холмов, ведущих к западу; и восходит от запада к Кадес-Варне» ( Нав.15:2–3 ) и таким образом простирается от запада к западу Кадеса. Это границы с Африкой, и от нее земли тянутся до долины Египта. Видишь, как в западных пределах упоминаются Африка и Египет, равно как и заход солнца? Без сомнения, чтобы всякий знал, что должно всего этого избегать и переступать через них, дабы мог он, наконец, достичь рода царского, о котором Апостол говорит: «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» ( Евр.7:14 ). «В смежности с Идумеею была пустыня Син» ( Нав.15:1 ). Несколько ранее мы сказали, что пустыня Син обозначает «искушения», и потому нам необходимо перейти через эту пустыню искушений, чтобы обрести наследство сынов Иудиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Восьмой день. Поучение 2-ое. Св. апостолы: Иродион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт и Ерма. (Труды св. апостолов). I. Ныне св. церковь воспоминает св. апостолов от 70-ти: Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, и Ерма. Святый апостол Иродион, родом из Тарса Киликийского, сродник св. апостола Павла, был епископом Неопатрийским и много пострадал за веру от иудеев и язычников. Однажды они замучили его до полусмерти; но благодатию Божией апостол выздоровел и в Риме проповедывал Евангелие со святым Петром. По мученической же кончине Петра, он был усечен мечем. О нем упоминает апостол Павел в послании к римлянам (гл. 16, 11). Св. апостол Агав, исполненный духа пророческого, проповедывал в странах, окружавших Иудею. В Деяниях апостолов упоминается о нем. «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии». (11, 27–28). Тот же Агав предвозвестил, что апостола Павла ожидают в Иерусалиме узы. Об апостоле Руфе, бывшем епископом в греческом городе Фивах, упоминает апостол Павел в послании к римлянам: «приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (гл. 16, 13). Тут же упоминает он и об апостоле Асинкрите, который был епископом в Иркании, об апостоле Флегонте, епископе Марафонском, апостоле Ерме, епископе Далматском. II. Все эти святые апостолы ревностно проповедывали слово Божие по вселенной и перенесли мучения за веру Христову. В день посвященный их памяти не бесполезно сказать нечто о трудах, понесенных апостолами. а) Исполняя завещание своего Учителя и Господа, святые апостолы тотчас по вознесении Его на небо и по сошествии на них Св. Духа вступили в великое служение всемирных проповедников Евангелия. И святый Петр в самый день сошествия Св. Духа своею проповедию обратил ко Христу три тысячи душ, а чрез несколько времени, исцелением хромого от рождения при храме Иерусалимском и проповедию о Христе, приобрел для церкви Христовой пять тысяч человек. С того времени, как он, так и прочие апостолы, не переставали проповедывать Христа, Спасителя мира, иудеям и язычникам, рассеянным по всем известным тогда странам. Таким образом исполнилось повеление Христово, данное апостолам: «шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» ( Марк. 16, 15 ). Действительно, из уст апостолов услышали проповедь Евангелия все части тогдашняго мира: и Азия, и Африка, и Европа; и можно было, без преувеличения, сказать, что «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенные глаголы их» ( Рим. 10, 18 ). Так святые апостолы основанную на краеугольном камени Иисусе Христе благодатную церковь Божию утвердили и распространили, поставили в ней пастырей, – епископов, пресвитеров и диаконов, учредили чин совершения таинств, показали образцы общественного богослужения и спасительное учение веры и жизни христианской преподали навсегда в своих Богодухновенных писаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Всякого, кто хотел присоединиться к их общине, донатисты перекрещивали заново. Это была секта «избранных», «святых», которые с презрением относились ко всем прочим — «падшим». Точно так относились некогда к мытарям и вообще всем грешникам фарисеи, и именно этим заслужили гневное обличение от Христа: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф 23:23). Ко всякой власти (даже христианской) донатисты относились резко враждебно, и поэтому главным признаком «истинного христианства» считали готовность к мученичеству. И когда Константин Великий, положивший в 313 году конец гонениям христиан, три года спустя издал суровый указ против сторонников Доната, те восприняли это как происки антихриста. Обвиняя всех вокруг в отступничестве от истинной веры, донатисты напрочь забывали слова апостола Павла — христианина уж конечно не худшего, чем они сами: Если имею… всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если… отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор 13:2–3). Вот парадокс — неукоснительно строго придерживаясь евангельского нравственного учения, последователи Доната впали в осуждение! Которое вообще часто оказывается оборотной стороной чрезмерной ревности о вере. Тезис третий: Все расколоучители, призывавшие к строгой жизни и добровольному мученичеству, начинали с разногласий с епископами, у которых были в подчинении, а заканчивали выходом из этого подчинения и учреждением собственных «церквей». Всякий раз это оборачивалось их личной катастрофой, но и в чисто религиозном отношении заводило в тупик. Ведь, сколько бы донатисты ни объявляли себя единственной подлинной Церковью, реальность эти декларации опровергала. Расцвет движения донатистов пришелся, как это часто бывает с сектами и раскольниками, на пору жизни самого Доната: в то время их риторика касалась преимущественно вопросов веры, и религиозный ригоризм находил себе немалое количество приверженцев. Было время, когда Доната поддерживала почти вся христианская Африка, он пользовался огромным авторитетом и уважением как «очиститель Церкви».

http://foma.ru/kak-borba-za-chistotu-ver...

Глава 2. «Полнота времен» Пришествие в мир Спасителя. Из четырех Евангелий – согласно Матфею, Марку, Луке и Иоанну – мы знаем о событиях, связанных с воплощением Сына Божьего – Господа нашего Иисуса Христа, с Его жизнью на земле, с Его учением, крестной смертью и Воскресением из мертвых. Перед Своим Вознесением на небо Он заповедал Своим ученикам: – Идите, научите (т.е. обратите в число Моих учеников) все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, и се Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:19–20 ). Как могли эти простые и неученые люди осуществить такое задание, «научить все народы»? «Полнота времен». Воля Божия исполняется не только в жизни отдельных людей, но и в жизни целых народов, и в жизни всего мира. Апостол Павел так пишет о явлении Христа миру: «Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего» ( Гал.4:4 ). И, действительно, вдумываясь в ход мировой истории, мы увидим, как многие события и обстоятельства подготовляли человечество к принятию проповеди Христа. Политическое единство Римской Империи. К началу нашей эры, то есть ко времени явления в мир Господа Иисуса Христа, завоевания римлян были почти закончены. Все Средиземное море стало как бы их внутренним озером. Все прибрежные страны были завоеваны. Римские легионы проникли и в южную часть Англии, и в лесные глубины Западной Европы. Римские правители управляли Сирией, римские крепости строились по берегам Рейна. Северная Африка тоже была римским владением. Только Индия и Китай оставались закрытыми для остального мира и не думали о нем. Персидская империя была неизменным противником Римской, и между ними велась непрекращающаяся война. Сеть дорог. Вся Римская Империя была покрыта сетью дорог и водных, морских путей. Никогда еще в истории человечества не было так просто добираться от Иерусалима до Рима или от Гибралтара до Черного моря. Даже в наше время, с современными возможностями пользоваться авиацией, поездами, теплоходами, для путешествий из страны в страну требуются паспорта и визы... Тогда же границы между государствами были прозрачными. И это обстоятельство давало возможность проповедникам христианства свободно передвигаться по миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Единобожие, которое стало распространяться, когда Сын Божий, повелел апостолам, сказав: «Итак идите, научите все народы» ( Мф. 28:19 ), осуществлялось именно начиная с Запада. Так вот, сначала они действительно шли к морю, и все апостольские путешествия совершались действительно от берега в сторону западную. А дальше сказано: «И к востоку…» ( Быт. 28:14 ) – когда возникли италийские (латинские) христианские общины, элладские (греческие), то христианство начинает распространяться уже и на Восток. Известно, что, апостол Фома отправляется в Индию, чтобы там проповедовать Евангелие, другие апостолы… «И к северу…» ( Быт. 28:14 ) – а что такое «к северу»? Видите, какая здесь очередность? Север от Святой земли – это как раз Скифия, следовательно, и наша Русь! Это обращение встречает по пути наши страны – и Грузию, и Армению, и нас – мы достаточно поздно принимаем Христову веру! «И к полудню…» ( Быт. 28:14 ), – а что такое «к полудню»? Это – означает «на юг». То есть, конечно, это Северная Африка, которая вся стала христианской. Но с учетом очередности событий, которую я вам сейчас предложил, интересно посмотреть, что предполагают святые Отцы. Отцы предполагают, что «на юг» – это и возвращение в Святую Землю! То есть евреи как нация последними примут веру Святого Евангелия! Когда во дни антихриста Бог пошлет на землю двух пророков, Илию и Еноха, Енох будет проповедовать всем людям мира, а Илия – будет проповедовать еврейскому народу ( Мал. 4:5–6 ). И они, еврейский народ, обратятся – после всех, ибо «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» ( Рим. 11:25 ). И далее Господь говорит: « И вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе » ( Быт. 28:15 ). И вот это выражение, очень важное: «И возвращу тебя в сию землю» ( Быт. 28:15 ) – это не только свидетельство о реальном событии из жизни этого конкретного патриарха Иакова, это свидетельство о том, что свет Евангелия вернется в ту землю, из которой он воссиял!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ибо пасха наша, Христос заклан за нас ( 1Кор. 5:7 ), который вкушается не извне, но в одном доме и внутри [его]. Ст. 18–19. Но Я иду, чтобы дела их и помышления их собрать вместе со всеми народами и языками, и они приидут и увидят славу Мою. И положу на них знамение и пошлю из тех, которые спаслись, к народам в море, в Африку, в Лидию, к натягивающим лук, в Италию и Грецию, на дальние острова, к тем, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей . LXX: И Я знаю дела их и помышления их, и иду собрать все народы и все языки, и приидут и увидят славу Мою, и оставлю на них знамение, и пошлю из тех, которые спаслись, к народам, в Фарсис и Фуд, и Луд и Мосох, и Фовел, и в Грецию и на дальние острова, к тем, которые не слышали имени Моего и не видели славы Моей . Прежде нежели изложить, что означает перечисление весьма многих народов, нужно вкратце сказать о разнообразии перевода. Фарсисом на еврейском языке называется море и (как говорят) страна в Индии, хотя Иосиф, изменив букву, полагает, что вместо Фарсиса называется Тарс, город в Киликии, в который хотел отправиться Иона, когда бежал из Иоппии ( Ион. 1 ). Фудом же или Фулом [называются] Ливийцы и вся Африка до Мавританского моря, в которой теперь [есть] река, называющаяся Фудом, и вся окрестная страна называется Футскою. А Лудом называют Лидийцев, поселенцы которых этруски, теперь называющиеся тусками, некогда бывшие весьма искусными в метании стрел, и теперь называются натягивающими стрелу . Вместо этого в еврейском читается mosche cesemh , что все, кроме Семидесяти, одинаково перевели: натягивающие лук ; Семьдесят же поставили Μoσχ, переведши именем вместо глагола. Если принять это, то он указывает на каппадокийцев, главным городом которых служит Мазака, впоследствии получившая от Цезаря Августа название Кесарии. Они также и в Бытии (гл. 10), – не знаю, с какою целью, – последнего сына Арамова, то есть Дамаска сирийцев, называющегося Мес , перевели Μοδχ, вместо чего мы правильнее переводим меонийцы , Атубал или Фовел означает или Италию, или Иберию, то есть Испанию [называющуюся] от реки Ибера, отчего и теперь страна испанская называется Кельтибериею. О них прекрасно [говорит] Лукан 76 :

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010