БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 25 марта ст.ст. (7 апреля нов.ст.). В этот день вспоминается явление Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении Иисуса Христа - Спасителя: " Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим " (Лк. 1; 28, 30-31, 35). БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ - пять молитв, читаемых верующими после причащения. Содержатся в молитвослове и следованной псалтири. БЛАГОСЛОВЕНИЕ - 1. Возглас священника или архиерея, которым начинается богослужение. Различаются возгласы: литургийный ( " Благословенно царство... " ; им же начинаются чин крещения и чин венчания), Всенощного бдения ( " Слава Святей... " ) и обычный ( " Благословен Бог наш... " ; перед остальными богослужениями). 2. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником или архиереем. Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом " Мир всем " . БЛАГОСЛОВЕННЫ - тропари, посвященные Воскресению Христову, поются на утрене в воскресения всего года, кроме праздников Пасхи, Пяти десятницы, Входа Господня в Иерусалим и второго воскресения после Пасхи. Называются до первому слову припева к тропарям - " Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим " . БЛАЖЕННЫ - молитвословие, состоящее из евангельских стихов (Мф. 5; 312; " Блаженны нищие духом... " ). Поется третьим антифоном литургии (или изобразительных) в воскресения и некоторые из праздников. БЛАЖЕННЫЙ - 1. Эпитет, связанный в православной церкви с именами двух выдающихся богословов Западной Церкви - св. Августина, епископа Иппонийского (Сев. Африка, 354 - 430 гг.) и св. Иеронима Стридонского (Италия, 347 - 420 гг.). 2. См. юродивый. БЛАГОЧИННЫЙ - священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной из частей епархии - благочиния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАТ (сер. IV в.), свт. (пам. зап. 29 апр.), еп. Карфагена (Сев. Африка). Подпись Г. значится в списке свт. Афанасия Великого в «Апологии против ариан» (Apol. соптг. ar. 50), где приведены имена епископов, подписавших определения Сардикийского Собора 343 г., а также тех, кто подписали его акты позже. К числу последних относился и Г. Между 345 и 348 гг. Г. созвал в Карфагене Собор из 30 африкан. епископов, на к-ром и председательствовал. Собор принял 14 канонов, каждый был либо предложен Г., либо принят Собором по его рекомендации. В соборных актах канонам предшествует речь Г., он выражает благодарность имп. Константу и присутствовавшим на Соборе его представителям Павлу и Макарию за заботу о Церкви и за борьбу со схизматиками (т. е. донатистами). Первое соборное постановление, предложенное Г., запрещало практику перекрещивания еретиков, если они крещены во имя Св. Троицы. За перекрещивание всех еретиков и раскольников ранее выступал сщмч. Киприан Карфагенский, однако в IV в. эта мера стала восприниматься как донатистская. Т. о., по инициативе Г. Африканская Церковь впервые официально отказалась от практики перекрещивания. 2-й канон, инициированный Г., утверждал порядок почитания мучеников, остальные касались дисциплины мирян и клира. Скончался Г. до 359 г., т. к. на Соборе в Аримине в этом году присутствовал уже его преемник св. Реститут. Г.- 2-й Карфагенский епископ, чья память была внесена в календарь Карфагенской Церкви (нач. VI в.). Однако его почитание имело место уже в предыдущем столетии, т. к. он фигурирует в 1-й италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима. Ист.: Mansi. T. 3. Col. 143-158; Hilar. Pict. Fragmenta ex opere historica. Fragmenta 3 (2)//PL. 10. Col. 695; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 50//PG. 25b. Col. 337; Consilium Cartaginense anno 345-348 (CPL., 1765b)//Consilia Africae, 345-525/Ed. Ch. Munier//CCSL. 149. 1974. P. 2-10. Лит.: Delehaye H. Comment. perpetuus in Mart Hieron.//ActaSS. Nov. T. 2. 2. P. 218; Lancel S. Gratus//DHGE. T. 21. Col. 1251-1252. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/166389.html

Синайская Церковь хранит верность истинному Православию. Паства ее невелика – не считая иноков обители, несколько десятков местных бедуинов и рыбаков. Но главное, многовековая история пустынножительства продолжается и мы, люди XXI века, можем воочию увидеть живой кусочек древней Византии, прибыв в монастырь Святой Екатерины на Синае. Прелюдия к главе 2 С Синая мы перемещаемся на запад, в некогда блистательную Римскую (иначе – Латинскую) Африку. В современном арабском Магрибе, погруженном в нищету и междоусобицу, мало что напоминает о ней. И часть вины за это лежит на Византии: отбив Латинскую Африку у вандалов, империя потеряла ее окончательно всего полтора века спустя, добив разоренные земли налоговым гнетом и чиновничьим произволом. А как все блистательно начиналось!.. Глава 2. Латинская Африка: Следы былой славы Нашим современникам сочетание слов «христианская Африка» покажется, пожалуй, несколько странным и даже непривычным; к сожалению, по большей части это горькая правда: бывшая некогда одним из оплотов христианства, с VII века Северная Африка подчинилась исламу; христианство сохранилось только у части местного населения Египта, у большинства населения Эфиопии и у малой части населения Судана. А ведь когда-то существовала целая карфагенская богословская школа и на весь христианский мир славились священномученик епископ Киприан (казнен в 258), борец с ересями, писатель и просто сострадательный человек, выкупавший у кочевников попавших к ним в плен людей; апологет Тертуллиан (ок. 155–220), автор знаменитых сочинений в защиту христианства от нападок язычников под названием «Две книги к народам»; один из величайших светочей богословия блаженный Августин Аврелий (354–430), чтимый на Востоке и на Западе; в 419–426 годах в Карфагене заседал Поместный Собор, составивший свод из ста сорока семи правил, которые были приняты Церковью как канонические, и отправивший послание Римскому папе Целестину , в котором вежливо, но и твердо указывалось, что папе не следует вмешиваться в дела Карфагенской Церкви и отправлять туда своих клириков- " исследователей». Увы, затем наступил закат; лишь отблеск былой славы христианской Африки виден в современном Магрибе...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нижнем ярусе росписи главного нефа особо выделены образ свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя церкви (на сев. стене), и ростовой 3-фигурный Деисус (на юж. стене); они расположены ближе всего к зоне алтаря, напротив друг друга. В сев. нефе: в апсиде - архангел (в конхе) и святители Ахиллий и Епифаний, в сев.-вост. углу справа от апсиды - 2 диакона и 2 столпника, один из к-рых прп. Симеон; на стенах - святые в рост и по пояс (в 2 нижних ярусах), ктиторская композиция в нижнем ярусе, в 3-м ярусе на юж. стене развернутая сцена «Страшный суд». В юж. нефе в апсиде - ап. Иоанн Богослов (бюст, в конхе), ниже - святители Онисифор и Тарасий (в рост). Святительский ряд на том же уровне на сев. стене апсиды продолжают фигуры Петра Александрийского, Климента Анкирского, на юж. стене изображения утрачены. На сев. и юж. стенах нефа - по аналогии с центральным и сев. нефами - расположены однофигурые изображения избранных преподобных и святителей (в рост и по пояс); рядом с ростовым образом свт. Николая Чудотворца на сев. стене помещено изображение Богоматери с Младенцем, а также композиция «Древо Иессеево» (частично переходит на стены арок), на западной - «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (встречается впервые в памятниках Македонии); помимо этого в верхнем ярусе стенописи на вост., юж. и сев. стенах находится житийный цикл свт. Николая Чудотворца, включающий 8 сцен. Архангел. Роспись конхи церкви во имя свт. Николая Чудоторца монастыря Манастир 1271 г. Исследователи росписи М. (Коцо и Мильковик-Пепек, В. Джурич, П. Костовска, А. В. Захарова) единодушны во мнении, что стенописи ц. свт. Николая Чудотворца были выполнены группой мастеров, работавших одновременно. Они выделяли руки 3 или 4 художников и отмечали присутствие в стенописи неск. манер, представляющих различные стилистические направления в визант. искусстве XIII в. Коцо и Мильковик-Пепек писали о 3 манерах: в 1-й выполнены образы пророков в арках между центральным и сев. нефом и образы святых в диаконнике, во 2-й - росписи центральной апсиды, фигуры одних святых в боковых нефах и других в центральном (святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Феодор Стратилат), а также праотцев в арках между центральным и южным нефом, в 3-й - остальные фрески центрального нефа.

http://pravenc.ru/text/2561808.html

Августин (Augustinus) Аврелий (354–430) – христианский теолог и философ, признанный в католицизме святым, а в православии – блаженным. Родился в Тагасте (Сев. Африка, Нумидия). Ведя в молодости «языческий» образ жизни, Августин затем примкнул к секте манихеев, в которой провел около 10 лет. Сильное влияние на Августина оказал также неоплатонизм. После знакомства с Амвросием Медиоланским обратился к христианству и в 387 г. принял крещение. С 391 г. пресвитер, а с 395-го епископ Гиппона (Сев. Африка). Автор многочисленных богословских сочинений – диалогов, проповедей, посланий, Августин сыграл огромную роль в разработке христианской догматики. Ему принадлежит онтологическое доказательство бытия Бога, вытекающее из идеи о существовании всесовершенного Существа не только в человеческом сознании, но и в действительности. Бог, создавший этот мир и его атрибуты – время, пространство, растительный и животный мир, человеческое тело и душу, – творит его непрерывно. В автобиографичной «Исповеди» (ок. 400 г.) Августин прослеживает процесс становления личности во всей ее противоречивости. Рассматривая «темные» стороны человеческой души, он приходит к выводу о необходимости божественной благодати, которая одна может спасти человека от греховной земной жизни и загробного воздаяния. Блаженство дает обладание истиной, которая достигается путем самоуглубления человека, его неустанной духовной работой. Эта истина, заключенная в человеческой душе, и приводит к Богу. В трактате «О граде Божием» (413–426) Августин противопоставляет «град Божий» – общину избранных, объединенных любовью к Богу и христианскими добродетелями, т. е. Церковь , «граду земному» – грешному, языческому миру, воплощением которого для него являлась Римская империя. Ход человеческой истории, по Августину, предопределен божественным провидением. В своем трактате Августин рассматривает исторический процесс как борьбу темных и светлых сил, язычества и христианства. Осуждая насилие, присущее государственной власти, Августин вместе с тем признает ее необходимость. Августин боролся с ересями своего времени – донатизмом, пелагианством, а также с манихеями, к которым некогда принадлежал сам. Для средневекового богословия Августин являлся непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, одним из отцов Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Остальные христианские культовые сооружения датируются 2-й пол. XIII-XV в. Их архитектурный облик близок к строительной традиции, существовавшей на северо-востоке М. Азии, в пределах Трапезундской империи XIII-XV вв. На территории Нижнего города раскопано 5 храмов. Храм на консолях расположен на сев. склоне Крепостной горы. Это однонефная 2-апсидная церковь, сев. апсида выступает за линию фундамента и опирается на 3 висячие консоли. Неф был перекрыт коробовым сводом с одной подпружной аркой посередине. В сев.-вост. углу постройки раскопками 1973 г. зафиксировано каменное основание купели с вмонтированной керамической трубой для отвода воды за пределы храма. По всей видимости, храм относится к типу 2-алтарных поминальных. Однонефный одноапсидный храм 1971 г. располагался в сев.-вост. углу городища. Исследованы часть зап. и сев., а также сев.-вост. стены. Сев. стена включена в субструкцию генуэзской оборонительной стены. Храм на участке куртины XV расположен с юж. стороны, недалеко от подковообразной башни; это однонефная одноапсидная постройка, в которой алтарная часть отделялась от основного объема невысокой каменной преградой с проходом в центре. Вдоль стен располагались каменные скамьи. В генуэзский период (1365-1475) после пристройки гавита храм использовался армянской общиной города. Часовня в башне 1385 г. Джакомо Торселли, расположенная на 1-м этаже башни, также использовалась, вероятно, арм. общиной города. Часовня в т. н. Георгиевской башне - небольшое помещение во внутренней части нижнего яруса башни, квадратное в плане, с хорошо сохранившейся конхой в вост. стене. При раскопках было выявлено основание каменной алтарной преграды и неск. уровней полов. На стенах сохранились остатки фресок. Вход в часовню расположен в юж. стене башни ( Гавриил (Айвазовский). 1844. С. 326; Фронджуло. Раскопки Судакского. 1974. С. 354-355; Фронджуло. 1975. С. 367; Баранов. 1988; Майко. 2007. С. 230-245, 250-252). В портовой части Сугдеи раскопано 4 храма. Храм 1995 г. расположен в зап.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Визант. церковь свт. Фотия, патриарха Константинопольского, между Ялусой и Ризокарпасо, построена на месте раннехрист. базилики VI в., от к-рой сохранились колонны из туфа, базы колонн, колонки темплона и часть эпистиля с рельефным изображением виноградной лозы. Датировка однонефного храма с куполом на тромпах остается спорной. Папагеоргиу относит его к началу средневизант. периода ( Idem . Θωτου Αγου εκκλησα, Γιαλοσα//ΜΚΕ. 1990. Τ. 13. Σ. 335), Департамент древностей Кипра - к Х в. А. Павлидис - к XII в. ( Παυλδης Α. Η Καρπασα ως χριστιανικς χρος//Ενατενσεις. Λευκωσα, 2010. Ν 12. Σ. 94). Две глухие арки в середине сев. и юж. стен вместе со сводом поддерживают купол. Кубический постамент у барабана отсутствует; стены завершаются сложнопрофилированным карнизом. Более поздний сев. парекклисион с деревянной крышей разрушен. Для сообщения с ним в сев. стене храма были сделаны небольшая дверь (в виме) и 3 проема разной ширины и высоты в сев. стене. Церковь была украшена фресками кон. XV - нач. XVI в., к-рые в наст. время сняты турками. К 1974 г. сохранялись изображения Богоматери «Знамение» с предстоящими архангелами в конхе апсиды, ниже - композиция «Служба св. отцов» (в число которых включен кипрский святой - еп. Синесий Карпасийский), на юж. стене - арх. Михаил, всадник на красном коне и ростовая фигура неизвестного святого, на сев. стене - вмч. Георгий Победоносец со сценами жития, всадник на белом коне, ниже преподобные Андроник и Афанасия. Илиадис датирует изображения арх. Михаила и вмч. Георгия 1-й пол. XVI в. ( Ηλιδης. 2010. Σ. 473). Трехнефная церковь вмц. Варвары близ дер. Коровия с полуцилиндрическим сводом была построена в VIII в. на месте более ранней базилики. Центральный неф был выше боковых, нефы разделены 2 рядами мощных 4-гранных столбов. К столбам примыкали пилястры, поддерживавшие поперечные арки. В качестве строительного материала использовались необработанные камни, а для кладки арок - хорошо отесанный туф. До 1956 г. сохранялся сев. неф со сводом. В 1974 г. от него осталась бóльшая часть сев. стены, 2 арки сев. колоннады и апсида ( Π[απαγεωργου] Α. Βαρβρας Αγας βασιλικ, Κορβια//ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 145). От росписей в одной из арок уцелел фрагмент фрески декоративного характера (VIII в.). По мнению Х. Ходзакоглу, он напоминает орнаментацию иконоборческого периода в вост. куполе ц. прмц. Параскевы в Героскипу (Ероскипу) ( Χοτζκογλου. 2010. Σ. 426).

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Солея, возвышение перед иконостасом, не устраивается; амвонов в афонских кафоликонах нет. Пространство самого храма организуют 4 столпа и 2 ориентированные на север и юг апсиды в центре сев. и юж. стен храма. У юго-вост. столпа установлена икона святого или праздника, к-рому посвящен мон-рь (или почитаемая в мон-ре чудотворная икона святого), а слева от столпа стоит проскинитарий (см. Аналой ), куда полагается икона по дню (см. Аналойная икона ). У сев.-вост. столпа установлена чудотворная икона Божией Матери; в каждом мон-ре есть неск. таких икон. Самая почитаемая в мон-ре икона Богородицы не обязательно устанавливается у сев.-вост. столпа - в нек-рых мон-рях, напр. в Ивироне и Дохиаре, для этих икон (Иверской и «Скоропослушницы» соответственно) построен особый параклис; в Хиландаре чтимая икона («Троеручица») установлена на игуменском месте. Др. иконы находятся у зап. столпов. К каждой из икон и к иконам в местном ряду иконостаса прикреплена небольшая икона-копия, к к-рой и прикладываются молящиеся. Кроме икон в иконостасе, у столпов и в проскинитарии, др. икон в храме немного, т. к. стены богато украшены фресками. По периметру сев., юж. и зап. стен, а также в пространстве между юж. и сев. стенами и зап. столпами установлены деревянные стасидии , в к-рых монахи и паломники стоят или сидят во время продолжительных служб. Стасидии в непосредственной близости от иконостаса занимают типикарь, служащий иеромонах, чтец, канонарх, пономари, в юж. и сев. апсидах - певчие, в пространстве между юж. и сев. стенами и обращенные к Востоку - старшие иеромонахи и гости мон-ря. У юго-зап. столпа ставится архиерейская стасидия (кафедра), к-рую занимают епископы - гости мон-ря, а по большим праздникам - игумен. Справа от архиерейской кафедры находится стасидия игумена мон-ря (см. схему в кн.: [ Χρυσστομος (Κατσουλιρης), ρχιμ. ]. Σ. 253). По большим праздникам кафоликон украшается старинными епитрахилями, развешиваемыми вдоль иконостаса и у вост. столпов, и расшитыми пеленами и коврами.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Остатки росписи нач. XI в. свидетельствуют о восстановлении мирной жизни на Кипре после окончательного освобождения от араб. нашествия. По своему качеству и красоте, по полноте программы и связи со всеми эпохами истории Кипра монументальные росписи этого храма могут претендовать на 1-е по значимости место среди местных памятников визант. фресковой живописи. Росписи покрывают храм внутри целиком. В 90-х гг. XX в. были проведены их расчистка и реставрация, поздние слои были удалены ради исследования первоначальной живописи. В алтаре были раскрыты: в конхе апсиды композиция - Богоматерь «Оранта», с предстоящими архангелами, на своде - «Вознесение Христа» и «Сошествие Св. Духа на апостолов» (фрески XIV в. с указанными композициями перемещены в Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия), а также неизвестные по др. памятникам поясные портреты священников - Деметрианоса (на сев. стороне юго-вост. столба; фреска XIV в. перемещена на юж. стену диаконника) и Филона (на юж. стороне сев.-вост. столба). На 2 сторонах юж. лопатки в алтаре - фигуры свт. Григория Нисского и прп. Симеона Столпника, на сев. лопатке - архидиак. первомч. Лаврентия и прп. Алипия Столпника. К числу древнейших принадлежат также фрески на зап. своде: «Преображение Господне» и «Воскрешение Лазаря» (на южном склоне), «Вход Господень в Иерусалим» (на сев. склоне), а также остатки композиции «Успение Пресв. Богородицы» в зап. люнете (верхнем полукруглом завершении рукава креста). На вост. поверхности сев.-зап. столба - поясной образ мч. Фалалея, в сев. люнете - фрагменты композиций «Положение во гроб» и «Оплакивание» (скрыты слоем XIV в. с изображением пустой гробницы). На склонах арки, между наосом и вимой, представлены портреты архиереев: на сев. стороне - сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, и свт. Игнатия, патриарха К-польского, на южной стороне - Германа, патриарха К-польского, и сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. В арке, соединяющей зап. рукав с нефом, расположены поясные парные портреты мучеников Флора и Лавра, воинов Сергия и Вакха. Росписи этого времени отличаются яркостью в письме личного с преобладанием охр и киновари, но также и однообразием в расположении фигур и их движений, в разделке драпировок.

http://pravenc.ru/text/2566148.html

На сев. стене расположен еще один цикл, посвященный вмч. Феодору Стратилату (8 июня), по фрагментам читаются 1-я и последняя сцены: «Мученичество вмч. Феодора на кресте» и «Побиение дракона». Поскольку именно в нижнем регистре сев. стены изображен надгробный портрет основателя церкви, Феодора Витольда, можно предположить, что расположение сцен из Минология, посвященных вмч. Феодору Стратилату и мц. Евфимии, связано с захоронениями, расположенными у сев. стены, а указанные святые являлись покровителями основателя церкви и его супруги. Среди других особенностей иллюстрации Минология в лужанских фресках следует отметить размещение в одном обрамлении 2 или 3 сцен, что отличает их от последующих изображений Месяцеслова в молдав. памятниках, но этот прием был хорошо известен в более ранних памятниках Балкан, откуда он и был, очевидно, заимствован. Однако включение его в состав житийных циклов не имеет аналогов. Свт. Николай избавляет трех мужей от казни. Роспись ц. в честь Вознесения Господня в с. Лужаны. 1456 г. Свт. Николай избавляет трех мужей от казни. Роспись ц. в честь Вознесения Господня в с. Лужаны. 1456 г. Нижний регистр лужанских росписей более разнороден. На западной и частично сев. стенах представлен сокращенный цикл Жития свт. Николая, архиеп. Мирликийского. На зап. стене фрагментарно сохранились сцены «Свт. Николай втайне раздает золото» и «Явление свт. Николая во сне Евлавию или имп. Константину» (по свидетельству кон. XIX в., здесь были изображены обе сцены, однако совр. состояние фресок не позволяет с точностью доказать, какая из них частично сохр.), на сев. стене помещена сцена «Свт. Николай спасает от казни 3 стратигов (воевод)». В XIX в. между ними на зап. стене были и др. сцены (примерно от 2 до 4), однако уже в то время они с трудом поддавались атрибуции. Другие сцены данного регистра, на юж. и сев. стенах, связаны с изображением на вост. стене сцены «Страшный Суд»: на южной - композиции «Смерть праведника» и «Смерть грешника», на сев. стене - «Прор. Илия в пещере».

http://pravenc.ru/text/2564044.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010