Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЛАГИЙ II Пелагий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Пелагий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († 7.02.590, Рим), папа Римский (с 26 нояб. 579). Уроженец Рима, сын Унигильда, вероятно остгота по происхождению. О жизни П. до избрания на Папский престол не сохранилось никаких сведений. Предшественник П., папа Римский Бенедикт I (575-579), умер 30 июля 579 г., во время осады Рима лангобардами, вызвавшей в городе сильный голод. Вероятно, эти обстоятельства привели к 4-месячной вакансии Папского престола. Согласно Liber Pontificalis , избрание и ординация П., проведенные в один и тот же день (26 нояб. 579), состоялись без санкции визант. имп. Тиверия I (578-582), получить к-рую было невозможно из-за осады Рима (LP. T. 1. P. 309). Согласно др. интерпретации источников, П. был избран еще в авг. 579 г., а в нояб. было получено одобрение императора. Одним из первых решений П. стало назначение папским апокрисиарием в К-поле диак. Григория (свт. Григорий I Великий , папа Римский в 590-604). П. просил его добиться от визант. правительства помощи в защите Рима от лангобардов. В нач. 80-х гг. VI в. в результате реформы управления византийскими владениями в Италии военная и гражданская власть была сосредоточена в руках представителя императора - экзарха, резиденция к-рого находилась в Равенне. Отношения П. с 1-м известным равеннским экзархом, Смарагдом, были, по-видимому, непростыми. В письме (окт. 584) апокрисиарию Григорию, переданном с нотарием Гоноратом (преемник Григория в должности папского апокрисиария в К-поле) и с еп. Севастианом, П. извещал о бедственном положении Италии и жаловался на экзарха, что тот в письме ему заявил, будто бы не может оказать Риму никакой помощи (MGH. Epp. T. 2. P. 440-441). В этом послании отмечено самое раннее использование титула «экзарх» применительно к визант. наместнику в Италии. С целью заключить военный союз против лангобардов П.

http://pravenc.ru/text/2579908.html

Святая Церковь наша поминает их память 2-го апреля. «Мученицы Твои, Господи, во страдании своем венцы прияша от Тебе, Бога нашего...» (троп. пр. муч.) СВЯТИИ БРАТИЕ, МУЧЕНИЦЫ ЗА ХРИСТА, АМФИАН И ЕДЕСИЙ, МОЛИТЕ БОГА О НАС! Но лишь Божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа святая встрепенется, Как пробудившийся орел!.. СВЯТОЙ МУЧЕНИК СЕВАСТИАН Кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным ( Мф. 10:32 ). Если мы действительно хотим быть миролюбивыми и народолюбивыми, то надо учиться говорить правду, не взирая на опасности и смерть. А если нам дороже всего личное благополучие, и мы молчим или еще сквернее, одобряем гибельный путь жизни, тогда лучше уйти в затвор или улететь на Луну. Святой мученик Севастиан был при дворе императора Нерона. Это был самый жестокий римский правитель; иная христианская Церковь 1-го века назвала Нерона антихристом. Нерон, пресытившийся сладострастием и гнусными оргиями языческой жизни, с непримиримой яростью гнал христиан, проповедующих умеренность, воздержание, целомудрие. Привязывая юношей и девушек христианских к высоким столбам, обвертывая их осмоленой одеждой, он зажигал их снизу, и они сотнями горели в ночном саду как живые факелы. Сам же Нерон на разукрашенной колеснице носился по дорогам сада, приветствуемый праздной языческой толпой. Он велел заколоть мечами свою родную мать Агрипину, которая, увидев солдат, пришедших убить ее по приказу сына, сказала громко: «Колите меня в самое чрево, которое родило чудовище!» Вот у такого-то тирана во дворце служил Севастиан. Он был доблестным начальником, которого любил весь царский двор. Особенно же его любили знатные римские матроны, т.е. знаменитые особы и красавицы римской знати. Севастиан был красив, храбр, умен, блестящий оратор, и при всем этом вел самый скромный, целомудренный образ жизни. Римские матроны, привыкшие к безумной роскоши и к сладострастной жизни, изумлялись поведению Севастиана и наперебой восхваляли его добродетели. Народ также любил Севастиана и надеялся в будущем видеть его своим повелителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Так, выкупив святого мученика, измученного до бесчувствия, за большую сумму денег, знатная вдова Фабиола и ее близкие стали тайно лечить Севастиана. Подвиг этот был весьма опасным, так как кругом рыскали шпионы и сыщики. Тем более, что Севастиан лежал в самом дворце Нерона. Но Господь хранил исповедника, и он, хотя и медленно, но все же поправлялся. Христианский священник, под видом печника, приходил и причащал мученика святых Христовых Тайн. Пастырь беседовал с Севастианом и укреплял его дух для будущего подвига. Святой Севастиан был не совсем доволен всем происшедшим. «Зачем меня лечат? – говорил он священнику. – Ведь я хотел умереть за Господа моего!» «Значит так угодно Богу, – говорил ему пастырь, – чтобы еще больше прославить имя Христово». «Но как же, отче, римский народ, – спрашивал святой Севастиан священника, – поклонятся ли они Христу, Богу нашему?» «Сын мой, – отвечал пастырь, – силы ада жестоко борются со светом Евангелия, но не устоят; еще век, два, и славная столица мира будет славить Христа». Когда священник уходил, святой мученик долго плакал; никто не видел его слез, их видел Один Господь. Душа Севастиана страдала от жестокого насилия зла и неправды над добром и истиной. Ему было больно видеть, как прикрытая ложь, а то и явная, господствует и издевается над беззащитной истиной, как она на каждом шагу, на каждом углу душит невинных, беззащитных христиан; как она, злорадствуя, обвиняет их, умело придумывает для них преступления, подводит под них статьи уголовного кодекса и объявляет их врагами общества. «Нет! Нет! – думает Севастиан, – Это слишком безответственно, слишком бесчеловечно! Нельзя больше молчать, нельзя медлить! Христос сказал: если мы умолчим, то камни возопиют...» Между тем, знатная Фабиола решила вымолить мученику Севастиану прощение и жизнь, она взяла самый драгоценный камень, оделась в лучшие брачные одежды и вышла утром на парадную лестницу, где должен был идти Нерон со своими сановниками. Фабиола сильно переживала, как цезарь отнесется к ее просьбе, как он поступит на этот раз со своим бывшим любимым центурионом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Гаий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1626) (РГБ) [Гай; лат. Cajus, Gajus; греч. Γος] († 22.04.296, Рим), св. (пам. 11 авг.; пам. зап. 22 апр.), папа Римский (с 17 дек. 283). Точные данные о жизни Г. отсутствуют; основные источники сведений о нем - жития мч. Севастиана и мц. Сусанны (пам. 11 авг.), составленные соответственно в сер. V и не ранее VI в. Происходил из Далмации. В Житии мц. Сусанны Г. назван родственником имп. Диоклетиана (284-305), родным братом сщмч. Гавиния, отца Сусанны. В правление императоров Кара , Карина и Нумериана (283) Г. был избран преемником скончавшегося папы св. Евтихиана . Согласно Житию мч. Севастиана, Г. ободрял мученика и его сподвижников перед казнью, а нек-рых рукоположил во пресвитеров и диаконов. В Житии мц. Сусанны упоминается, что после ее смерти Г. начал служить в ее доме, к-рый впосл. стал одним из рим. храмов (titulus Gaii; с кон. VI в.- titulus S. Susannae, хотя до VIII в. встречается первоначальное наименование - LP. Vol. 1. P. 371, 507). Согласно Liber Pontificalis (LP), Г. установил для кандидатов на епископское рукоположение обязательное посвящение во все предшествующие степени священства, а также учредил в Риме диаконские округа. В списке рим. епископов сер. IV в. Г. назван среди епископов немучеников (Depositio Episcoporum). В 1-й редакции LP (ок. 530) говорится, что Г. скрывался от гонений Диоклетиана и «скончался исповедником» (confessor quievit), а в редакции, приписываемой Анастасию Библиотекарю (кон. IX в.),- что через 8 лет жизни в укрытии (in cryptis) он стяжал мученический венец (martyrio coronatur); впрочем, традиц. дата смерти Г. предшествует началу массовых гонений (303). Тело Г. было погребено в катакомбах св. Каллиста, где в XIX в. археологом Дж. Б. Де Росси была найдена и восстановлена по фрагментам его могильная плита с надписями на греч. языке. В 1631 г. на месте, где, по преданию, находился дом Г., папа Урбан VIII освятил церковь во имя святого, куда были перенесены его мощи (разрушена в кон. XIX в.; мощи в наст. время покоятся в рим. храме св. Сильвестра). Г. является первым из пап, изображенным с паллием . В рус. традиции он упоминается в житиях мц. Сусанны и мч. Севастиана (ЖСв. Авг., 11 и Дек., 18).

http://pravenc.ru/text/161445.html

    Лампад (просвещающий, греч.), преп. иринопольский, 5 июля.     Лаодикий (судящий народ или судимый народом, греч.), страж темничный, с Гликериею, 13 мая.     Ларгий (щедрый, лат.), муч. римский, 7 июня.     Ларис (морская птица, чайка, греч., но вернее Варис), мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Леандр (кроткий муж λιος νjρ или по другим муж-лев, греч.), еп. севильский, 1 ноября.     Леввей-Иуда (твердый сердцем, разумный, евр.), ап. из 12, 19 июня.     Левкий (белый, греч.), исповедник, еп. врунтисиопольский, 20 июня.     Левкий, муч. кесарийский, 14 дек. и 17 авг.     Лев (дев, зверей царь, во многих языках), папа римский, 18 февр.     Лев, еп. катанский, 20 февр.     Леонид (льву подобный, греч.), муч. коринфский, 16 апр. и 10 марта.     Леонид, муч. египетский, 5 июня.     Леонид, муч. фиваидский, 20 мая.     Леонид муч., с Елевф ерием, 8 авг.     Леонилла (у иных Неонилла, Леовилла, Неовидда, Лонилла), мученица, 16 янв.     Леонтий (львиный), муч. трипольский, 18 июня.     Леонтий, муч., 24 апр.     Леонтий, мучен. киликийский, 17 октября.     Леонтий, постр. в Пергии памф., 1 авг.     Леонтий, из 45 мучч. никопольских, 10 июля.     Леонтий, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Леомтий, муч. александрийский, 11 и 13 сент.     Леонтий, муч, цареградский, 9 августа.     Леонтий, еп. никейский, муч. болгарский, 22 янв.     Леонтий, фписк. ростовский, 23 мая. Леонт (дев), воевода, муч. болгарский, 22 янв.     Ливерий (свободный, лат.), папа римский, исповедник от ариан, 27 авг.     Лидия (Лидия, область в Азии), мученица иллирийская, 23 марта.     Ликарион (волчонок, гр.), отрок, муч., 6 февр.     Лимний (бодотной, озерной, греч, пуосынник сирийский, 22 февраля.     Лин (цветок прекрасный, мододой юноша, по другим, печальная песнь, греч.), ап. из 70, 5 ноября.     Лиц пресв., муч. смирнекий, 11 марта.     Лисимах (прекращающий сражение, греч ), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Лолий (у греков Лоллия мученица, lolium кукол трава или lolius летучая рыба, лат.), с Евстохием и др., 23 июня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

византийский, 3 июня.     Клавдий, муч. коринеский, 31 янв. и 10 мар.     Клавдий трибун, муч. римский, 19 марта.     Клавдий комментарисий, муч. римский, 18 дек.     Клавдий, муч. в Момпсвестии, 29 окт.     Клавдий, муч. римский с Маркеллином папою, 7 июня.     Клавдий, муч. остийский, 11 авг.     Клавдий, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Клавдия, из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая.     Клавдия, мученица амисская, 20 марта.     Клавдия девица, мученица коринфская, 6 ноября.     Клеоник (славный победитель, греч.), муч. амисский, 3 мар.     Клеопа (прехождение, обмен, евр.), ап. из 70, 4 янв.     Клеопатра (славная по отцу, греч.), блаж., 19 окт.     Климент (милостивый, лат.), или Клим, ап. из 70, 25 нояб. и 22 апр.     Климент, священномучен. анкирский, 23 янв.     Кодрат (из Квадрат, выше), ап. из 70, 21 сент.     Кодрат, муч. коринфский, 10 марта. Кодрат, муч. никомидийский, 10 марта.     Кодрат, муч. никомидийский, 21 апр.     Коинт (Квинт — пятый, лат.), муч. фригийский, 6 июля.     Конкордий (согласный, лат), пресв., муч. сполетский, 4 июня.     Конкордия, мученица римская, 13 авг.     Конон (трудящийся, служащий, греч. κονω), муч. исаврийский, 5 марта.     Конон градарь, муч., 5 мар.     Конон, преподобномуч. иконийский, и сын его Конон, 6. марта.     Константин (твердый, постоянный, лат.), он же Ексакустодиан, из 7 отроков ефесских, 4 авг. и 22 окт.     Константин Великий, 21 мая.     Константин друнгарий, из 42 мучч. амморейских, 6 мар.     Константин, преп. синадский, 26 дек.     Константин, в схиме Кирилл, еписк. моравский, с Мефодием, 11 мая.     Константин, сын Феодора, князя смоленского, 19 сен. и 5 мар.     Константин, митрополит киевский, 5 июня.     Константин, князь муромский, 21 мая.     Константин Всеволодович, князь ярославокий, 3 июля.     Коприй (навозный, нечистый, греч.), препод., муч. египетский, 9 июля.     Коприй, преп. палестинской, 24 сент.     Коприй, препод. египетский, 9 июля.     Корив (шлемоносец, греч. κρος), муч. римский, 15 декабря.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Третья с любовью и простотой пьет падающую воду, или благодатное евангельское учение; четвертая, хотя и не отворачивается в сторону, но, наклонив голову, щиплет траву – это душа, всецело прилепившаяся к миру и неспособная отрешиться от земного. При этом и самая вода падает на овец не с одинаковым обилием, но сообразно степени жажды, которую проявляет каждая из них: на голову жаждущей овцы (т.е. души внимательной к слову Божию) льется целый поток; на овцу же, отвернувшуюся в сторону, едва точится несколько капель; Св. Севастиан (память 18 дек.) с дружиной своей пострадал в Риме при Диоклетиане в 257 г. Он был начальником царских телохранителей и любимцем императора и сначала исповедовал святую Христову веру тайно – для того, чтобы иметь возможность посещать темницы, где были заключены христиане и облегчать их горькую участь. Видя, как умирали святые мученики, он сам пожелал стяжать мученический венец. Два родные брата Маркеллин и Марк были осуждены на смерть за веру Христову (об их мученической кончине сказано в описании церкви св. Николая «в Темнице», см. 35). Родственники их, придя в дом начальника темницы, стали умалять своих близких отречься от веры, дабы избавиться от казни. Тогда св. Севастиан обратился ко всем с речью, сказав об истинной вере, о блаженстве верующих и о мучениях, ожидающих неверующих. При этом многие из язычников крестились, в том числе, – придворный казнохранитель Никострат и жена его Зоя, брат Никострата Кисторий, отец упомянутых Маркеллина и Марка Транквиллин, впоследствии поставленный в пресвитеры, шестеро друзей Транквиллина (Аристон, Крискентион, Евтихиан, Урван, Виталий и Иуст), Клавдий, начальник над тюрьмами, с женой Симфоросой и сыновьями Симфорианом и Феликсом и братом Викторином, Хроматин, римский епарх с сыном Тивуртием, Кастул, царский сановник, весь дом Никострата до 83 душ обоего пола и 16 заключенных в темнице, всего 64 человека. Крещение совершил пресвитер Поликарп, а восприемником всех новокрещенных был Севастиан. Узнав об этом, Диоклетиан приказал предать всех новообращенных мученической смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( < < back 1) ( < < back 2) римский император, царствовал с 218–222 по Р. Хр. Он построил себе, как богу, храм на одном из холмов Рима, Палатинском, рядом с императорским дворцом. Ступени Гелиогабала — ступени его храма. ( < < back 1) ( < < back 2) ристалище, место, где происходил бег коней, состязания с дикими зверями и т. н. гладиаторов друг с другом, что было любимым развлечением Римлян. Сюда же цари-мучители выводили христиан на съедение диким зверям. ( < < back 1) ( < < back 2) святого Севастиана было брошено в ров, предназначенный для стока городских нечистот, называвшийся клоакой Максима и находившийся около ристалища, называвшегося: «Циркус Максимус», т. е. Величайший цирк. — Кончина святого мученика Севастиана последовала 18-го ноября 287-го года. ( < < back 1) ( < < back 2) назывались подземные ходы и пещеры, которые были вырыты первыми христианами в окрестностях Рима (также в Неаполе, Сиракузах и во многих других городах) для погребения усопших. Ранее назывались они иначе, и впервые имя катакомб утвердилось за местом погребения святого Стефана в IV b. В стенах этих ходов были сделаны выемки, куда и полагались тела усопших без гроба и затем замуравливались камнями. Реже в них строились отдельные гробницы. Освещались катакомбы лампадами и отверстиями в потолке. Сюда к могилам родных, друзей, святых и мучеников сходились верующие праздновать дни их памяти, воссылать к Богу общие молитвы и совершать таинство Евхаристии, соединявшееся с общею вечерею, в подражания вечери Иисуса Христа. Мраморные плиты над могилами святых и мучеников служили престолом при совершении таинства Евхаристии. ( < < back 1) ( < < back 2) св. мч. Севастиана почивают в загородной церкви его имени в Риме. ( < < back 1) ( < < back 2) Память святого Модеста, архиепископа Иерусалимского разумеется Севастия Каппадокийская, на востоке Малой Азии, на границе с Арменией. преп. Феодосия Великого, начальника общежительного иноческого жития находилась в Палестине; подле нее, по преданию, провели ночь волхвы, шедшие из Вифлеема на поклонение Воплотившемуся Господу Иисусу. Обитель основана около IV века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

- Работа должна «настояться»… - Да. В полиптих «Воскресение Христово» также помещен сюжет Благовещения, и это не случайно. Ведь Благовещение – это начало нашего спасения. И еще здесь есть очень почитаемый лично Тицианом святой мученик Севастиан. - Кстати, почему его так особо выделяют? - Дело в том, что житие святого Севастиана вообще очень глубоко переживается в западной традиции. - Это тот святой, которого расстреляли стрелами, который после этого остался жив, его исцелили, и он после этого снова открыто исповедал себя христианином, и тогда его казнили, кажется, усекновением мечом, так? - Да. Со святым Савастианом связан интересный момент. Вполне возможно, что этого человека лично знал император Константин. Ведь Севастиан возглавлял личную охрану императора Диоклетиана, был очень известным человеком. Он не просто римский легионер, он фактически начальник службы безопасности первого лица государства. И конечно, когда узнали, что такой человек – христианин, был большой скандал. Константин же, когда стал императором, лично распорядился, чтобы над могилой Севастиана возвели церковь. Знаменитые катакомбы Севастиана под Римом и храм, который над его мощами возведен, - все это благодаря Константину. Святого Севастиана почитают и у нас, но на Западе сложилась какая-то особая традиция почитания. Очень многие художники писали сюжет о его мученичестве. Параллель понятная: Воскресение Христово порождает христианство, эта религия находит огромное количество последователей, люди готовы отдать за нее жизнь. Один из ярчайших примеров мученичества – святой Севастиан. Тициан считал этот сюжет одной из своих лучших работ. Причем есть предположение… У Микеланджело есть скульптурная работа, которая называется «Раб», где изображен человек со связанными руками. И некоторые искусствоведы считают, что Тициан взял ее за образец, когда писал Севастиана. Поза, фигура – действительно похожи. Вообще, в чем революционность живописи Тициана? Мы уже говорили о повествовательности. Можно также отметить монументальность…

http://foma.ru/ticzian-voskresenie-xrist...

римский, 6 июля.     Валентин, муч. из Доростола, 24 апр.     Валентин, муч. интерамиский, и три ученика его, мучч. италийские, 30 июля.     Валент (сильный, дат.) диакон, муч. падестинский, 16 февр.     Валент, или Уад, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Валериан (из города Варии иди Валерии в Италии, или Валериев, дат.), муч. римский, 1 июня.     Валериан, муч. римский, с Кикилиею и др. 22 ноября.     Валериан, Кандид и др. мучч. трапезунтские, 21 янв.     Валериан, муч. с Идиею и др., 13 сент.     Валерий (бодрый, крепкий дат. balere), муч. мелитинский, 7 ноября.     Валерий, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Ваптос (погруженный, греч.) воин, 10 февр.     Варадат, подвижник сирийский, 22 февр.     Варахисий, муч. персидский, 28 марта.     Варахий, (или евр. коего Бог благословил, или греч. снабженный жабрами, βαραγχιος) муч. мелитинский, 7 ноября.     Варвара (иноземка, грубая, греч.), великомученица илиопольская, 4 дек.     Варвар (иноземец, грубый, греч.), воин и муч. фракийский, 6 мая.     Варвар св., прежде разбойник, 6 мая.     Варипсав (трудноосязаемый, недотрога, греч.), муч. 10 сент.     Варлаам (сын народа, халд.), старец антиохийский, 19 ноября.     Варлаам и Иоасаф, преподобные индийские, 19 ноября.     Варлаам, игумен печер. 19 нояб.     Варлаам, пр. новгор., 6 нояб.     Варнава (сын утешения, евр.), ап. из 70, 11 июня.     Варсава (сын Савы, евр.), (Иосий, ИосиФ, Иуст), ап. из 70, 30 окт.     Варсис, епископ едесский, 25 авг.     Варсанофий, или Иоанн, архиеп. дамасский, отшельник нитрийский, 29 фев.     Варула (раб Божий, сирск.), отрок, муч. антиохийский, 18 нояб.     Варух (благословенный, евр.), пророк, 28 сент.     Варфоломей (сын Толомея, т. е. браздатого, евр.), ап. из 12, 11 июня и 25 авг.     Василид (царицын, греч.), из 10 муч. критских, 23 дек.     Василид, муч. никомидийский, 20 янв.     Василид, муч. с Геронтием, 1 апр.     Василиск (малой царь, царек, греч.), муч., 22 мая и 3 марта.     Василисса (царица, греч.), мученица римская, 15 апр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010