Кирик – вестник [греч.] – (Кириак) Соловецкий, больничный старец, прп.: Новг.; Солов. – Тарсийский, мч., младенец: Ил. 15 Кирилл – солнце [перс.] – Александрийский, патриарх: Ян. 18; Ин. 9 – Алфанов, Сокольницкий, Новгородский, прп.: М. 4 Новг. – Бастийский – см. Киприан Бастийский – Белоезерский, игумен: Ин. 9 Волог.; Костр.; Новг.; Радонеж. – Белый, Новоезерский (Новгородский), прп.: Костр.; Новг. – Борисоглебский, схим.: Ростов. – Вологодский, пустынник: Волог. – Гортинский, еп., сщмч.: Ил. 9; С. 6 – Зографский (Афонский), прмч.: Афон. – Иерусалимский, патриарх: Мр. 18 – Илиопольский, диакон, сщмч.: Мр. 29 – Катанский (Сицилийский), еп.: Мр. 21 – Новгородский, игумен: Новг. – Новоезерский (Новгородский), прп.: Ф. 4; Н. 7 Костр.; Новг. – Радонежский, схим., отец прп. Сергия Радонежского: Ян. 18; С. 28 Радонеж.; Ростов. – Ростовский, еп.: Ростов. – Ростовский, еп. (другой): Влад.; Ростов. – Севастийский, мч.: Мр. 9 – (Смирнов), Казанский, митрополит, сщмч.: Н. 7 Новомуч.; Петерб. – Туровский, еп.: Ап. 28 Белорус. – (Константин) Философ, Моравский, равноапостольный: Ф. 14; М. 11 Волын. – Челмогорский, прп., просветитель чуди: Д. 8 Карел.; Новг. Кирин – холм в Риме [лат.] – Бастийский – см. Киприан Бастийский – Римлянин, мч.: Ил. 6 – Римский, мч.: Ин. 7 Кирион Севастийский, мч.: Мр. 9 – жрец, депутат [лат.] Кифа, апостол от 70-ти, еп. Иконийский (Колофонский): Мр. 30; Д. 8 – камень [сир.] Клавдиан – Клавдиев [лат.] – Мелитинский, мч.: Н. 7 – Пергийский (Памфилийский), мч.: Ф. 3 Клавдий – Византийский, мч.: Ин. 3 – Киликийский, мч.: Окт. 29 – Коринфский, мч.: Ян. 31; Мр. 10 – Римский, комментарисий (смотритель темниц), мч.: Д. 18 – Римский, мч.: Ин. 7 – Римский, сановник, мч.: Ав. 11 – Римский, трибун, мч.: Мр. 19 – Севастийский, мч.: Мр. 9 Клеоник Амасийский, мч.: Мр. 3 – славный победитель [греч.] Клеопа, апостол от 70-ти, брат Иосифа Обручника, сщмч.: Ап. 70 — прехождение, обмен [евр.] Климент – милостивый [лат.] – Алфанов, Сокольницкий, Новгородский, прп.: М. 4 Новг.

http://pravmir.ru/muzhskie-pravoslavnye-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЛАГИЙ II Пелагий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Пелагий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († 7.02.590, Рим), папа Римский (с 26 нояб. 579). Уроженец Рима, сын Унигильда, вероятно остгота по происхождению. О жизни П. до избрания на Папский престол не сохранилось никаких сведений. Предшественник П., папа Римский Бенедикт I (575-579), умер 30 июля 579 г., во время осады Рима лангобардами, вызвавшей в городе сильный голод. Вероятно, эти обстоятельства привели к 4-месячной вакансии Папского престола. Согласно Liber Pontificalis , избрание и ординация П., проведенные в один и тот же день (26 нояб. 579), состоялись без санкции визант. имп. Тиверия I (578-582), получить к-рую было невозможно из-за осады Рима (LP. T. 1. P. 309). Согласно др. интерпретации источников, П. был избран еще в авг. 579 г., а в нояб. было получено одобрение императора. Одним из первых решений П. стало назначение папским апокрисиарием в К-поле диак. Григория (свт. Григорий I Великий , папа Римский в 590-604). П. просил его добиться от визант. правительства помощи в защите Рима от лангобардов. В нач. 80-х гг. VI в. в результате реформы управления византийскими владениями в Италии военная и гражданская власть была сосредоточена в руках представителя императора - экзарха, резиденция к-рого находилась в Равенне. Отношения П. с 1-м известным равеннским экзархом, Смарагдом, были, по-видимому, непростыми. В письме (окт. 584) апокрисиарию Григорию, переданном с нотарием Гоноратом (преемник Григория в должности папского апокрисиария в К-поле) и с еп. Севастианом, П. извещал о бедственном положении Италии и жаловался на экзарха, что тот в письме ему заявил, будто бы не может оказать Риму никакой помощи (MGH. Epp. T. 2. P. 440-441). В этом послании отмечено самое раннее использование титула «экзарх» применительно к визант. наместнику в Италии. С целью заключить военный союз против лангобардов П.

http://pravenc.ru/text/2579908.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сорок Севастийских мучеников 5 мин., 22.03.2024 Содержание Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. Церковь вспоминает подвиг Севастийских мучеников 22 марта. В этот день служится  Литургия Преждеосвященных Даров (в 2024 году, из-за совпадения со службой святому Феодору Тирону , служба 40 мчч. Севастийских переносится на субботу; соответственно и литургия служится не Преждеосвященная, а обычная Иоанна Златоуста) . Накануне дня праздника верующие пекут из постного теста «жаворонков» — они символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой версии — песнь этих птиц символизирует молитву Севастийских мучеников Богу. Житие 40 Севастийских мучеников В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. В городе Севастии, который находился в той части империи, которой правил Ликиний, находилось одно войско, состоявшее из христиан. Под началом язычника Агриколая состояла целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. Разделяя антихристианские настроения императора, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет». Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

http://foma.ru/sorok-sevastijskix-muchen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Гаий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1626) (РГБ) [Гай; лат. Cajus, Gajus; греч. Γος] († 22.04.296, Рим), св. (пам. 11 авг.; пам. зап. 22 апр.), папа Римский (с 17 дек. 283). Точные данные о жизни Г. отсутствуют; основные источники сведений о нем - жития мч. Севастиана и мц. Сусанны (пам. 11 авг.), составленные соответственно в сер. V и не ранее VI в. Происходил из Далмации. В Житии мц. Сусанны Г. назван родственником имп. Диоклетиана (284-305), родным братом сщмч. Гавиния, отца Сусанны. В правление императоров Кара , Карина и Нумериана (283) Г. был избран преемником скончавшегося папы св. Евтихиана . Согласно Житию мч. Севастиана, Г. ободрял мученика и его сподвижников перед казнью, а нек-рых рукоположил во пресвитеров и диаконов. В Житии мц. Сусанны упоминается, что после ее смерти Г. начал служить в ее доме, к-рый впосл. стал одним из рим. храмов (titulus Gaii; с кон. VI в.- titulus S. Susannae, хотя до VIII в. встречается первоначальное наименование - LP. Vol. 1. P. 371, 507). Согласно Liber Pontificalis (LP), Г. установил для кандидатов на епископское рукоположение обязательное посвящение во все предшествующие степени священства, а также учредил в Риме диаконские округа. В списке рим. епископов сер. IV в. Г. назван среди епископов немучеников (Depositio Episcoporum). В 1-й редакции LP (ок. 530) говорится, что Г. скрывался от гонений Диоклетиана и «скончался исповедником» (confessor quievit), а в редакции, приписываемой Анастасию Библиотекарю (кон. IX в.),- что через 8 лет жизни в укрытии (in cryptis) он стяжал мученический венец (martyrio coronatur); впрочем, традиц. дата смерти Г. предшествует началу массовых гонений (303). Тело Г. было погребено в катакомбах св. Каллиста, где в XIX в. археологом Дж. Б. Де Росси была найдена и восстановлена по фрагментам его могильная плита с надписями на греч. языке. В 1631 г. на месте, где, по преданию, находился дом Г., папа Урбан VIII освятил церковь во имя святого, куда были перенесены его мощи (разрушена в кон. XIX в.; мощи в наст. время покоятся в рим. храме св. Сильвестра). Г. является первым из пап, изображенным с паллием . В рус. традиции он упоминается в житиях мц. Сусанны и мч. Севастиана (ЖСв. Авг., 11 и Дек., 18).

http://pravenc.ru/text/161445.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТ, ОРОНЦИЙ И ФОРТУНАТ [Юст, Оронтий и Фортунат; лат. Iustus, Orontius, Fortunatus], мученики (пам. последнее воскресенье авг.). Мученичество И., О. и Ф. известно по пересказу Ф. Феррари в «Каталоге святых Италии», к-рый сделан по рукописи, вероятно XII в. Согласно Мученичеству, И. сопровождал ап. Павла во время его путешествия в Рим. Высадившись в обл. Апулии, И. встретил О. и его племянника Ф., жителей г. Лицея (ныне Лечче), и обратил их в христианство. Впосл. ап. Павел поставил О. 1-м епископом Лицеи. При имп. Нероне (54-68) И. и О. приняли мученическую кончину, 2-м епископом стал Ф., к-рый впосл. также был казнен. Возможно, в действительности О. и Ф. были в числе африкан. мучеников, пострадавших в эпоху «великого гонения» (нач. IV в.) в г. Гадрумет (ныне Сус, Тунис). В Мученичестве (BHL, N 2298-2302), составленном предположительно в VIII в. в Беневенто, они упоминаются вместе с 12 братьями во главе с Донатом и Феликсом (впосл. их останки оказались в разных городах Юж. Италии). Мощи О. (Аронция) вместе с мощами Ф., Гонората (Гонория) и Сабиниана (Савиана) были положены в лодку, к-рая чудесным образом пристала к берегу близ г. Потенция (ныне Потенца) в пров. Лукания. Почитание О., Гонората и Сабиниана в Потенции засвидетельствовано в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.) под 27 авг. Отождествить И. с к.-л. из одноименных мучеников, упомянутых в Иеронимовом Мартирологе, сложно. Возможно, речь идет об одном из мучеников в Мартирологе Адона Вьеннского (IX в.), пострадавших в Кампании. В Римском Мартирологе (XVI в.) уточняется, что они скончались при имп. Диоклетиане . Однако в данном случае речь идет о 10 христианах из Мученичества св. Севастиана (BHL, N 7543), к-рых Римский еп. (папа) Гаий убедил бежать в Кампанию. Сведения об их мученичестве впервые стали известны из Мартиролога Адона Вьеннского. О почитании в Лечче мучеников И., О. и Ф. известно с XII в. В датированной 1181 г.

http://pravenc.ru/text/1237919.html

Рубрики Коллекции Жизнь Ксении Блаженной. История в картинках 6 февраля и 6 июня Церковь празднует память святой блаженной Ксении Петербургской. Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII века.  05.02.2024 25.01.2024 Как Москва стала церковной столицей России. История в картинках Со времен Крещения Руси до конца XIII века резиденция глав Русской Церкви находилась почти все время в Киеве. Однако после нашествия Батыя в 1240 году великий город надолго запустел. Митрополит Максим избрал новой резиденцией Владимир-на-Клязьме 06.09.2023 Святая Екатерина : житие в картинках Дочь правителя Александрии Доротея знала несколько языков, изучала труды философов и медиков, упражнялась в ораторском искусстве, участвовала в диспутах ученых… Теперь мы ее знаем как святую великомученицу Екатерину, чью память Церковь празднует 7 декабря. 06.12.2018 День народного единства и 1612 год. История в картинках Каждый год 4 ноября Россия отмечает День народного единства. Это очень молодой праздник. Всего лишь в 2005 году его ввели в календарь. Но у него глубокие исторические корни. 04.11.2021 13.10.2021 40 мучеников Севастийских В 320 г. римский император Лициний (308–323), разделивший власть со своим братом Константином, разорвал отношения с императором-христианином. 21.03.2022 26.04.2020 Жизнь Святителя Николая. История в картинках 22 мая Церковь отмечает день памяти святителя Николая Мирликийского (перенесение мощей святителя и чудотворца Николая). В Московской Руси и Российской империи Николай Чудотворец занимал одно из первых мест среди святых по количеству посвящённых храмов и написанных икон. Его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцев. 18.12.2019 Пророк, Предтеча и Креститель «Из рожденных женами не восставал пророк больший Иоанна Крестителя», — говорит о нем Спаситель (Мф 11:11). Его значение в истории спасения человечества так велико, что ему посвящено сразу несколько праздников в году. А история этого величайшего из пророков начинается задолго до его рождения.

http://foma.ru/themes/istorija-v-kartink...

Сегодня Православная Церковь празднует память сорока мучеников Севастийских 22 марта, 2011. Редакция " Правмира " Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет» В 313 году Святой равноапостольный император римский Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания в Римской империи и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Лициний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Лициний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные».

http://pravmir.ru/segodnya-pravoslavnaya...

«Я очень скорблю, Дорогой Друг, что в ряды отступников от Церкви Божией и врагов Божиих стал профессор С.М. Зарин, мой бывший учитель по Петроградской Духовной Академии, – прежде православного светлого настроения… Каким образом он перешел от света к тьме? Несомненно, профессор С.М. Зарин искренно работает на обновленческом фронте против святого православия?.. Что его побудило вступить в раскол? В обновленчество С.М. Зарин перешел сравнительно поздно… Значит, он приглядывался к нему – и решил, наконец, порвать с церковью и принять обновленчество… По моему глубокому убеждению, С.М. Зарин, ранее верный сын Церкви Божией, теперь, в связи с тяжелым внешним положением Христовой Церкви в нашей стране, потерял веру и терпение ( Апок. 2:19 ). Да, к сожалению, и славный некогда мой профессор разделил то неверие во внутренние силы Церкви Божией, которыми недугуют и все обновленческие деятели и еще ранее их, их соидейный единомысленник, римский католицизм, видящий только во внешнем единственную и надежную опору христианской вере. Профессору С.М. Зарину, как и многим другим обновленцам, наскучило пребывать в гонении и постоянном страхе… Теперь, став обновленцем, С.М. Зарин, по-видимому, совершенно спокоен и усердно работает в обновленчестве, считая себя православным и не замечая, что он трудится над разрушением Церкви Христовой. Прав ли С.М. Зарин и ему подобные? Нет, они глубоко заблуждаются, и с точки зрения Православной Церкви они находятся в состоянии духовного ослепления. Да, да, Церкви Божией в нашей стране весьма и весьма тяжело. И эта тяжесть с годами не уменьшается, а увеличивается. Что же делать нам, православным? Изменять святой вере и Церкви? Принимать обновленчество и ему подобные расколы? Нет, но держаться святого православия во что бы то ни стало: пусть нищета, голод, тюрьма, самая смерть, – но изменить Богу и Церкви – нельзя! Те нападания на Церковь Божию, православную, какие теперь идут со стороны обновленцев и других раскольников, и со стороны безбожия – подобны тем, какие совершали римские ересь и уния римская в отношении к православным, находившимся под владычеством Польши в 14–15 веках. Но православные там ни за что не хотели принять нечеститвой унии, ни латинства: они твердо держались Церкви Божией. А если иные из них после упорной и непрерывной борьбы падали, то оплакивали свое малодушие. А у нас профессор Духовной Академии открыто порывает с православием ! Да, мы очень хорошо видим, что неверие, провозглашенное открытою религией в стране нашей, и все расколы церковные (обновленчество, самосвятство, григорианство, иоанникиевщина и др.), отпавшие от Церкви и зарегистрированные внешне, направили все свои удары против Православной Церкви… Мы понимаем, что наше положение вне закона в стране нашей с каждым днем вырывает из среды нашей нетерпеливых и теряющих надежду в Бога и Церковь , как из 40 мучеников севастийских один потерял веру и терпение и изменил своим друзьям. А так же и Богу…

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Севастьян Медиоланский, Римский, мч. - житие Святой мученик Севастиан родился в городе Нарбоне (Галлия), а образование получил в Медиолане. При императорах-соправителях Диоклитиане и Максимиане (284–305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере. Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк, сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь. «Доблестные воины Христовы! Не бросайте знамени ваших побед ради женских слез и не давайте ослабления низложенному под ваши ноги врагу, дабы он, получив опять силу, не начал с вами борьбу. Воздвигните же над земными пристрастиями славную хоругвь вашего подвига. Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь – бессмертная и безболезненная, в которой царствует непрестающая радость, то непременно пожелали бы войти в нее с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную. Кто не хочет быть служителем вечной жизни, тот и эту временную жизнь погубит напрасно». Святой Севастиан убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Жена царского казнохранителя Никострата, Зоя, 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, – она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались.

http://pravicon.com/info-3331

Мученик Севастиан и засохшее дерево Нет слепой судьбы — воин-преторианец стал воином Христовым 31 декабря, 2013 Нет слепой судьбы — воин-преторианец стал воином Христовым 31 декабря Церковь чтит память мученика Севастиана. Кто он? В чём его подвиг? Почему на иконе он изображён юным, хотя был военачальником? Размышляет Ольга Джарман. Севастиан, римский офицер, начальник преторианской стражи — воин, особо приближенный к императору Диоклетиану, живший на рубеже III u IV bekob… Это — те скудные сведения, которыми владеет историк. Однако при словах «Святой Себастьян» не образ видавшего виды воина встает перед нашим внутренним взором. Мы вспоминаем юношу, пронзенного стрелами, прекрасного молодого человека, только-только подходящего к порогу зрелости. Он чем-то напоминает юношу-Ионафана — лучшего друга Давида, волею судьбы оказавшегося в лагере противников Давида, в лагере Саула. Против такой судьбы не пойдешь — но Ионафан сумел найти в себе силы ослушаться отца и сохранить дружбу с Давидом-Помазанником. Трагическая смерть в бою юноши Ионафана, предупредившего Давида с помощью стрел (1 Царств, гл. 20), плач Давида о погибшей дружбе (2 Царств, гл. 1) — одни из самых трогательных рассказов из жизни помазанника и царя Древнего Израиля. …Нет слепой судьбы — воин-преторианец стал воином Христовым, он нашел Христа и был обретён Христом вопреки всякой очевидности. Сильный колос, к жатве спелый, Жернова сгубят. Стрелы, Крепкий, что за стрелы Впереди Тебя? То — земля подвиглась, Сильный, Ветер, ночь и мрак. Что за имя — Твое Имя? Друг Ты — или враг? Но, сияя посредине Четырех концов, Не забудь и вспомни в Сыне, Бог моих отцов! Отчего же Севастиан-Себастьян — юноша? Безусловно, начальником преторианцев не назначили бы безусого юнца. Севастиан, несомненно, не был таковым — как не были святой Георгий , святой Димитрий Солунский и даже святой Пантелеимон , иконографический образ которого — почти отроческий. Нет, все эти молодые люди были в возрасте около 30 лет, в возрасте прекрасной молодости, переходящей в мужественную зрелость. В этом возрасте они и засвидетельствовали о Христе Воскресшем, совершив свою мартирию.

http://pravmir.ru/muchenik-sevastian-i-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010