Филагрий (любящий дикое место, деревню, греч.) священномуч., еп. Кипрский, 9 февр.     Филадельф (братолюбец, греч.), муч. италийский, 10 мая.     Филарет (любитель добродетели, греч.) милостивый, 1 дек.     Филетер (любитель друзей, греч.), муч. никомид. 30 дек.     Филикитата (осчастливленная, греч.), муч. африканская, 1 февр.     Филикс (вернее Феликс, см. выше), муч. аполлониадский, 6 июля.     Филикс, муч. варкинонский, в Испании, 22 авг.     Филимон (любимый, целуемый, греч.), из 70 апп., 19 февр. и 22 ноября.     Филимон, 14 дек.     Филимон, муч. кизический, 29 апр.     Филиппия (любящая коней, греч.), мученнца, 21 апр.     Филипп (любящий коней. греч.), из 12 апп. 14 ноября.     Филипп, отец Евгении. 24 дек.     Филипп диакон. из 70 апп., 11 окт.     Филипп, муч. римский. из 7 сынов Филицаты, 25 янв.     Филипп, муч. никомидийский. 17 авг.     Филипп, муч. апамейский, 22 февр.     Филипп, мптрополит московский, 9 янв. и 3 июля.     Филит (φιλιτο_σ любимый, греч.) синклитик, 23 марта.     Филицата (счастие, лат.) и 7 сынов ее, 25 янв.     Филогоний (любящий детей своих, греч.), еписк. антиохийский, 20 дек.     Филоктимон (любостяжательный, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Филолог (любитель слова, наук, греч.), из 70 апп., 5 ноября.     Филонилла, мученица 11 окт.     Философ (любомудр друг мудрости, греч.), муч. египетский, 31 мая.     Филофей, муч. самосатский, 29 янв.     Филофей, пресвитер и чудотворец, 15 сент.     Филумен (любимый, греч.), муч. анкирский 29 ноября.     Фил (друг, греч.), из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Финеес (медной рот, евр.), св. 12 марта.     Фирмин (крепкий, лат.) и Фирмос, мучч. 24 июня.     Флавиан (Флавиев) исповедник, патриарх цареградский, 18 февр.     Флавий (желтый, лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Флегонт (горящий, сожигающий, греч.), из 70 апп., еп. марафонский, 8 апр.     Флорентий (цветущий, лат.), муч., солунянин, 13 окт.     Флорентий, преп. нурсийский, 23 авг.     Флорентий, 30 дек.     Флор (цветущий, лат.) и Лавр, мучч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

14 Так сообщает, по крайней мере, традиционная церковная история. На самом деле старое, отцами переданное учение, торжественно провозглашённое ещё современником Юстиниана патриархом Миной – палеографические исследования св. отцов о письме Μины отчасти сомнительного свойства, было заменено совершенно новыми догматическими конструкциями св. Максима, принятыми папой Мартином. Папа Агафон извиняет себя самого неучёностью своих советников. Но греческие теологи, несмотря на это, склонились перед ними. Императорское принуждение содействовало тут, кажется, так же, как в Халкидоне; впрочем, смелый Макарий Антиохийский был готов дать изрубить себя на куски за старую церковную истину. Никак не служит к чести собора, что он осудил двух таких выдающихся и действительно святых людей, как старо-римский Гонорий и ново-римский Сергий. 15 ) Пользуюсь именем, освящённым заблуждением веков, хотя Лев происходил из Германикии и был, следовательно, сирийцем. (R. Schenk в Byz. Zeitschr. 1896 стр. 296 и далее). 16 ) Тогдашние фемы были: в Азии: 1) Опсикийская, 2) Анатолийская, 3) Фракисийская, 4) Армениакская, 5) Кивиреотская, 6) Вукелларийская, 7) Колония (?); в Европе были: 1) Фракия, 2) Эллада с Пелопоннесом, 3) Македония, Сицилия с Калабрией. Наконец, Константин Порфирогенит перечисляет в начале X века: А. в Азии фемы: 1. Анатолийская, 2. Армениак, 3. Фракисий, 4. Опсикий, 5. Оптимат, 6. Вукелларий, 7. Пафлагония, 8. Халдия, 9. Месопотамия, 10. Колония, 11. Севастия, 12. Ликанд, 13. Селевкия, 14. Кивиреотская, 15. Кипр, 16. Самос, 17. Эгейское море, 18. Каппадокия. Б. в Европе фемы: 1. Фракия, 2. Македония, 3. Стримон, 4. Солунь, 5. Эллада, 6. Пелопоннес, 7. Кефалиния, 8. Никополь, 9. Диррахий, 10. Сицилия, 11. Лонгибардия. 17 Для хронологии VII и VIII вв. здесь воспроизводятся в главнейших пунктах даты Феофана, которые часто оказываются лишь приблизительно верными. Вся эпоха нуждается ещё в хронологическом отношении в основательном пересмотре с систематическим привлечением сирийского, арабского и армянского материала, ибо исследования Наги, Гутшмида и Бери не дали до сих пор окончательных результатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Тем более, что Фабиола делала это без согласия самого мученика Севастиана… Но вот на ступенях парадной лестницы показался Нерон. Он шел в сопровождении своих телохранителей и знатных сановников. Вид его был могуществен и страшен. Увидев цезаря в таком великолепии и славе, Фабиола затрепетала. Но она не пала духом: знатная матрона Рима должна быть мужественной до конца. Тем более, что Нерон уже успел заметить красивую и роскошно одетую Фабиолу. Он подошел к ней и, любезно улыбаясь, спросил: «Вы о чем-то изволите просить меня, знатная матрона?» Фабиола затрепетала. Решающий момент, к которому она столько времени готовилась, наступил. Бледная как смерть и прекрасная как богиня, дрожащей рукой она подала Нерону дивный драгоценный Маргарит. У тирана загорелись жадные очи. Он благодарно взял камень и, делая легкий поклон головой, деликатно сказал: «Я все готов сделать для вас, прекрасная женщина, говорите и не бойтесь». В это время Нерон заглянул в глаза Фабиолы. Взгляды их встретились. На Фабиолу смотрели холодные глаза тирана-властителя, коварно и льстиво заигрывающего с хорошенькой беззащитной женщиной. Но она и здесь сохранила присутствие духа и достоинство аристократки. Смотря своими большими глазами прямо в лицо Нерону, Фабиола твердо сказала: «Даруйте прощение и жизнь своему бывшему любимому славному С...» – «Нет государь, – раздался вдруг неизвестный громкий голос, – моя жизнь в руках моего Христа. А ты – только временный властитель, Им поставленный. Ты имел удовольствие убить меня, но вот – я жив. Христиане не умирают. Знаю, что ты вновь захочешь избавиться от меня, но я, и убитый тобою, буду говорить тебе: «До каких пор ты, государь, будешь губить неповинных христиан? До каких пор будешь держать свой римский народ в заблуждении и безумном разврате? Настанет конец твоей тирании и жестокости, победа Христа, как солнце яркое, восходит над Римом!» – говорил мученик Севастиан, стоя у раскрытого окна, как призрак, как таинственное привидение. В белой больничной одежде, с белым, бескровным, но мужественным лицом, белыми волосами он походил на римское божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Омиусиане начали не показным образом, но реально укреплять соборную связь всех единомысленных с ними омиусиан Востока, чтобы затем солидно явиться на римский Запад с предложением объединения. По словам историка Сократа, омиусиане разослали делегатов по многим городам и провели вероучительное самоопределение на собориках в Смирне, Писидии Исаврийской, Памфилии, Ликии. Решено искать защиты на Западе y императора Валентиниана. Для этого отряжаются три посла-епископа: Евстафий Севастийский, Сильван Тарский, Феофил Костовальский. Послы прибыли в Милан в момент отсутствия Валентиниана, уехавшего в Галлию. Они отправились в Рим для переговоров с многострадальным папой Ливерием. Условием Ливерия было подписание Никейского символа. (Между прочим, уже тогда была признана неудачность внесенной рядом с омоусиос в Никейский символ добавки: «т.е. из сущности Отца,» ибо «сущность» — «усиа» — принадлежит равно всем Трем: и Отцу, и Сыну, и Святому Духу.) Прибавлено к этому ради успокоения «восточных» толкование «Единосущного Отцу» в смысле «подобного по существу.» Приписаны анафемы как Арию, так и Савеллию с Маркеллом и Фотином. И особо анафематствовано Ариминское исповедание, переделанное в Нике Фракийской и подписанное в Константинополе в 360-361 гг. Так произошел целый переворот. Так как данное соглашение привезено делегатами от 64 восточных епископов, то папа Ливерий и направляет свое послание на имя этих 64. Β нем он извещает, что теперь почти все бывшие в Ариминиуме уже анафематствовали свое тогдашнее подписание неверной формулы. Оно заменено теперь новым подписанием веры Никейской. Папа приглашает расширять такое объединение при условии анафемы Арию и подписи Никейского символа. Восточные послы не ограничились сговором с Римом и папой. Они снеслись еще с епископами других частей Италии, Западной Галлии, Африки, сами побывали в Сицилии. Вернулись на Восток с радостными вестями и документами ο примирении и соединении со всем Западом. Этот счастливый сговор нужно было y себя на Востоке закрепить соборным принятием.

http://sedmitza.ru/lib/text/435065/

14 Кедрон – черный. Поток, который начинаясь около Рамы, в колене Вениаминовом, протекал по Иосафатовой долине и на юго-восток от Иерусалима втекал в Мертвое море. Он отделяет Гефсиманию от Иерусалима. Он давно засорен и высох, потому что в него прежде бросали идолов и всякие нечистоты ( 3Цар. 15:13 , 4Цар. 23:4 ). 16 В так назывваемой Царской долине ( 2Цар.18:18 ). По Иосифу Флавию (историк иудейский) в двух стадиях от Иерусалима.Памятник указываемый ныне в Иосафотовой долине, не есть конечно, подлинный памятник Авессалома. 20 Претория – судебное место, где заседал начальник римский и самый судия заседающий в главном судилище. 21 Иудея – область. Занимающая южную часть Палестины, в ней жили потомки двух колен еврейского народа – Иудина и Вениаминова. 22 Галилея – часть Палестины от Ливана до Кармила и от Средиземного моря до Гениссаретского озера. Как страна подверженная нападению врагов и населенная народом полуязыческим, Галилея, вместе с Тиром и Сидоном считалась страною погруженную во мрак ( Ис.9:1 , Амос.2:4 ) и у евреев составилось мнение, что из Галилеи и пророк не может явиться ( Ин.7:41–52 ). Но свет Евангелия возсиял здесь еще во дни земной жизни Иисуса Христа. (мф.4:13–16). Во времена Иосифа Флавия Галилея делилась на верхнюю т.е. северную, гористу. И нижнюю, южную, заключавшую в себя Израильскую долину. Иосиф описывает Галилею, как страну богатую дарами природы и густо населенную воинственным народом. 24 Самария – (сторожевное место) столица Израильского царства, построенная на цветущей н плодоносной горе Семерон, которую Амврий купил у Семира за два таланта серебра ( 3Цар. 16:24 ) Ахав украсил Самарию языческим храмом и дворцом из слоновой кости (ст. 32, гл. 22, 39). При Ахаве и Иораме город осаждали Сирийцы ( 3Цар. 20:4 , 24:33 ) Здесь убито 70 сынов Ахава (10:1–10), умер пророк Елнсей и совершалось чудо от костей его ( 4Цар. 13:14–21 ). Как столица израильского царства Самария у пророков противопоставляется Иерусалиму ( Иез. 16:46 , Ос. 7:1 ). Садманасар после трехлетней осады разрушил город ( 4Цар. 17:3–5 ). Возстановленная Самарянами Самария была снова взята Гирканом. Ирод великий украсил Самарию храмом в честь кесаря, обвел ее стеною в 20 стадий (около 3-х верст) н назвал Севастиею. Как средоточие Самарян Самария иногда называлась городом Хуфеев. В последствии Самариею стали называть всю страну, населенную Самарянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 40 мучеников Севастийских 2 мин., 22.03.2021 Святые, известные сейчас как 40 мучеников Севастийских, жили во времена правления императора Лициния (308–323). В 320 г. римский император, разделивший власть со своим братом Константином, разорвал отношения с императором-христианином. Он опубликовал эдикты, направленные против христиан, и разослал во все подчиненные ему провинции магистратов, обязанных выполнять его приказы. Правитель Агриколай, назначенный для Каппадокии и Малой Армении, был одним из самых ревностных исполнителей указов о гонениях. Он призвал в Севастию, где нахо­дилась его резиденция, двенадцатый императорский легион, называемый Молниеносным. Видимо, зная, что среди воинов этого легиона есть христиане, Агриколай решил устроить «чистку»… Воины должны были поклониться имперским идолам и принести им жертву. Но 40 человек из легиона назвали себя христианами и отказались совершать ритуал. Агриколай сначала попытался переубедить воинов мягкостью, восхваляя их боевые подвиги и обещая почести и на­грады от императора, если они покорятся его повелению. Воины отказались и были заключены в темницу. Вскоре в Севастию прибыл командующий двенадцатым легионом Лисий. Он начал уговаривать воинов принести жертвы идолам, и, встретив упорный отказ, повелел другим воинам выбить им зубы ударами камней. Но когда те приступили к выполнению приказа, то внезапно ослепли и по ошибке били один другого. Лисий, объятый гневом, схватил камень и хотел метнуть его в святых, но камень попал в Агриколая, тяжело ранив правителя. Агриколай повелел бросить воинов-христиан нагими в замерзшее озе­ро, которое находилось неподалеку от Севастии. А на берегу он приказал растопить баню, чтобы желающие отречься от своей веры могли выйти из воды и согреться. Всю ночь воины, нагие, стояли на льду озера. Дул пронзительный ветер, мученики страдали от холода, но молились Христу. Однако один из воинов, не выдержав страданий, побежал в баню греться, но такая быстрая перемена температуры привела к тому, что сердце его не выдержало и он умер.

http://foma.ru/40-sevastiyskih-mucheniko...

…Его не казнили. Кто знает, готов ли он был к мученичеству тогда? Думал ли он об этом – одинокий, вдали от непонимающих родных и шумных, многочисленных друзей? Юлиан не хотел давать христианам мучеников. Приговор — ссылка. Кесарий удален от двора навсегда. О, какая головокружительная, пьянящая свобода в его поступках! Ветер ранней церкви развевает полотнища сброшенных знамен с монограммой «Хи» и «Ро». Нет, это не пресловутое – «легко добыто, легко и прожито». Это – мужество воина. Это – та свобода во Христе, которая с легкости отличит левую руку от правой, главное от балласта, которая знает, какие вещи можно вменить, как сор, когда речь заходит о главном. Едва достигший тридцати лет молодой человек, познавший славу и власть, совершил поступок, достойный зрелого мужа и философа. «Отправляйся в свою каппадокийскую деревню! Там будешь философствовать!» Жизнь сломана – как казалось, навсегда. Он отдал Христу все, что было его – по праву, заработано трудом и бессонными ночами. Не раздумывая, отдал. Его не казнили. Но, кроме жизни, он потерял все, что имел – а думали, что он к этому «всему» и стремился в столице… Впрочем, о ссыльном скоро забыли. Гнев императора скор. Где вы, веселые друзья с пирушек? Он и не ждал, что они придут или напишут письмо. Помнится, римский поэт Овидий напрасно уговаривал лучшего друга писать ему в ссылку – что взять с тех, которые привыкли угощаться за чужой счет! И лишь верный Григорий восклицает: «Кесарий, это лучше, чем если бы ты разделил с Юлианом царство!». Отчего же позже убежишь ты в ужасе из славных Сасим, Григорий? …А врач Орибасий начал писать свой труд. Дюжина писцов исправно строчат перьями по дорогому пергаменту – все оплачено из государственной казны. Имя Орибасия войдет во все учебники по истории медицины. Имени Кесария там никогда не будет. «Орибасий – знаменитый врач четвертого века, написавший самый подробный свод по античной медицине». И лишь немногие в скобках заметят, что он был никудышним хирургом, а современники называли его «обезьяна Галена» — в молодости он вскрыл одну или двух обезьян.

http://pravmir.ru/kesarij-kappadokijskij...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - (143) март 2015 Приход. Как устроена христианская община На девять распространенных вопросов о приходе и приходской жизни отвечает протоиерей Игорь Фомин. 17.06.2023 Ничего не понимаю! Как язык мешает исповеди Протоиерей Александр Авдюгин: «Последние годы я все чаще замечаю, насколько же трудно моим прихожанам говорить, то есть выражать свои мысли и понимать обращенную к ним речь. Общаюсь с ними — и ловлю себя на том, что просто не понимаю, о чем это они». 19.04.2021 40 мучеников Севастийских В 320 г. римский император Лициний (308–323), разделивший власть со своим братом Константином, разорвал отношения с императором-христианином. 21.03.2022 Молчание Бога. Как уверовать, если ничего не чувствуешь? Хочу поверить, принять христианство, но нет во мне ни особого трепета на службе, ни каких-то ярких переживаний, ни даже жизненных историй, говорящих о Его присутствии. Говорят, что Бог отвечает всем, кто хочет верить, так в чем проблема? Во мне? 29.11.2018 8 способов заговорить. Советы профессионального оратора Как быть, когда родной язык — не родной? Если не получается и двух слов связать на публике, можно ли научиться грамотно и ярко выражать свои мысли? Владимир Аннушкин, профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина,  рассказал «Фоме» как преодолеть речевой барьер.  21.11.2017 Покой: внутреннее молчание Интересно, что древнегреческое слово покой – συχα (hesyhia) – одновременно переводится на русский язык и как «молчание», «тишина». Это гнездо значений подсказывает необходимое условие, без которого невозможно достичь покоя – внутреннее молчание. 19.12.2016 Даже оставляя ребенка, женщина должна иметь возможность остаться ему матерью, - Патриарх Кирилл «Мы должны предоставить возможность проживания, защиты и в определенных случаях — я хотел бы особенно это подчеркнуть — если женщине все-таки невозможно взять ребенка, мы должны оставлять его у себя. Но это должно быть не усыновление, не лишение родительских прав. Мы должны ей говорить: ты остаешься мамой, ты можешь сюда приходить, ты можешь встречаться со своим ребенком, больше того, ты в любой момент можешь забрать его к себе — но только оставь его живым, а мы будем участвовать в том, чтобы его вырастить, воспитать».

http://foma.ru/journal/3-143-mart-2015

   Гонорат, префект — II.41    Гонорий, император — IV.31; V.12, 14, 18, 25, 26; VI.1, 2, 18,21; VII.1, 6, 7, 15, 20, 22—24    Гордиан, император — V.22    Грата, дочь Валептиниана I — IV.31    Грациан, император — IV.5, 9, 10, 11, 20, 31; V.2, 4—7, 11, 14    Григорий, еп. александрийский — II.10, 11, 14, 29; IV.26    Григорий, еп. антиохийский — V.8    Григорий Богослов — IV.26    Григорий Назианзен — III. 23; IV.11,23, 26; V.6, 7; VI.3; VII.36    Григорий Нисский — IV.26; V.8, 9    Григорий, еп. понтийский — IV.26    Давид, библ. — III.8    Дагалайф, консул — IV.5, 9    Далмаций, еп. кизикский — VII.28    Далмаций, еп. македонский — IV.12    Далмаций, тиран — II.25; III.1    Дамасий, еп. римский — IV.22, 29, 37; V.3, 4, 15; VI.1, 9; VII.3    Даниил, библ. — II.37; III.8, 20    Дарий, перс. царь — II.37    Декентий, брат Магненция — II.32    Демофил, еп. в г. Бероэ (Фракия) — II.37; IV.14;V. 3, 7, 10, 12    Деций, император — I.10; IV.28    Дидим Александрийский, богослов — IV.25, 26    Дидим, подвижник — IV.23    Дидимион, еп. — IV.12    Диоген Киник, философ — III.23    Диодор, еп. тарсийский — V.8; VI.3    Диокл. еп. — IV.12    Диоклетиан, император — I.2, 5, 6; III.12, 19    Дионис, миф. — III.23    Дионисий, консул — I.28, 31    Дионисий, еп. г. Альбы — II.36    Дионисий, церковный писатель — III.23    Диоскор, пресвитер — II.28    Диоскор, еп. гермопольский — VI.7, 9, 10, 14, 16, 17; VII.14    Диофант, еп. — IV.12    Доминика, жена Валента — IV.26; V.l    Домициан, префект — II.34    Дорофей, еп. — II.40; IV.35; V.3 12, 23; VII.6    Досифей, еп. антиохийский — VII.36    Дракилиан — I.9    Драконтий, еп. — II.28    Драконтий, еп. галатский — II.42, 43    Ева, библ. — III.7    Евагрий, консул — V.8    Евагрий, еп. антиохийский — III.7; IV.14, 15; V.15; VI.2; VII.17    Евагрий, еп. митиленский — II.40    Евагрий, еп. сицилийский — II.25    Евагрий, пресвитер — VI.3    Евагрий, подвижник — IV.23    Евастий, еп. севастийский — IV.12    Евгений, еп. — IV.12    Евгений, тиран — V.25; VII.10

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Вместе с тем продолжало процветать и анахоретство, эта изначальная форма афонского иночества. Высота иноческих подвигов была так почтенна, что в средине XI века Афон в первый раз и официально был назван „Святою горою“ – αγιον δρος (в уставе императора Константина Мономаха от 1046 года). В то время здесь было до 180 монастырей и громадное число монахов: в одной лавре св. Афанасия их было 700. Они проводили строгую религиозно-созерцательную жизнь. Мирские занятия, женщины, пиршества были навсегда изгнаны из пределов Афона. Здесь не было различия между рабом и господином, здесь царили истинная свобода и справедливость. В царствование византийской династии Комнинов (XII в.) Афон пользовался и внешним благополучием и внутренним благоустройством. Один из императоров этой династии (Алексей I) даже узаконил, чтобы Афон был независим от всякой власти – гражданской и церковной, в том числе и патриаршей, и подчинялся только одному императору; ближайшее высшее управление афонскими монастырями возлагалось на совет игуменов, во главе с первым из них – протом; а епархиальной власти (епископу соседнего города Иериссо) предоставлялось только право хиротонии афонских священников и диаконов, по желанию монастырей. К началу XIII века Афон был весь усеян монастырями, так что казался одним большим монастырем, представлялся всецело иноческим царством. Единством духовных целей Афон роднил все племена и соединял в одну общину представителей разных народностей. Все стремились к одной цели – вечному спасению, для всех Афон был самой высшей школой православно-христианского подвижничества. Это был, монашеский рай место святое, дом Божий и врата небесные. Но вслед затем в истории Афона наступила другая пора. В 1204 году, после завоевания Константинополя латинянами, подпал латинскому игу и монашеский Афон. Высшее управление монастырями взял на себя римский папа (Иннокентий III-й), а ближайшее о них попечение было предоставлено севастийскому латинскому епископу. Этот епископ, живя на Афоне, грубо и дерзко обращался с греческими монахами, подвергал их гонениям, разорял монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010