Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Просвирнин Анатолий Иванович; 5.05.1940, Омск - 12.07.1994, Москва), архим., историк, археограф. С 10-летнего возраста прислуживал в Омском кафедральном соборе, был алтарником, затем иподиаконом сначала у еп. Венедикта (Пляскина) , позже у еп. Вениамина (Новицкого) . В 1958 г. поступил во 2-й класс МДС. Через год был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После армии в 1964 г. окончил семинарию. Во время учебы в МДА (1964-1968) сформировались научные интересы И.: история монашества, старчества, миссионерства, книжности на Руси с древнейших времен. Первую научную работу Просвирнин посвятил Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь и 12 июня 1968 г. был удостоен за нее степени кандидата богословия. По окончании Академии был оставлен в Московских Духовных школах преподавателем истории РПЦ. С 1963 г. по приглашению председателя Издательского отдела Московского Патриархата еп. Волоколамского Питирима (Нечаева) и по благословению схиархим. прп. Севастиана (Фомина) работал в редакции «Журнала Московской Патриархии» . С 1 апр. 1966 г. был редактором, заведовал отделами проповеди и богословия «ЖМП». В кон. 1975 г., уже будучи протоиереем, был введен в состав редколлегии ежегодного сб. «Богословские труды», а в нач. 1977 г. назначен заместителем главного редактора по научной работе. 4 февр. 1970 г. в Успенском храме Новодевичьего московского монастыря еп. Волоколамским Питиримом (Нечаевым) Просвирнин был рукоположен во диакона, 22 февр. того же года, в день празднования обретения мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского,- во иерея. 27 дек. 1977 г. в Троице-Сергиевой лавре наместником архим. Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем в честь Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) , 16 апр. 1978 г. возведен в сан игумена, 26 апр. 1981 г.- в сан архимандрита. Помимо «ЖМП» и «Богословских трудов» участвовал в работе над др. изданиями, выпущенными Издательским отделом МП РПЦ, в подготовке к печати Библии (1969), Нового Завета (1976). Значителен вклад И. в публикацию «Настольной книги священнослужителя», прежде всего томов 2 и 3, содержащих Месяцеслов - Жития святых православной Церкви. Альбом «Троице-Сергиева лавра» является одной из лучших книг, посвященных обители прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/468751.html

Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения Троицкого кафедрального собора в Брянске и возглавил хиротонию архимандрита Никона (Фомина) во епископа Шуйского и Тейковского 1 июля 2012 г. 19:47 1 июля 2012 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Свято-Троицкого кафедрального собора в Брянске и Божественную литургию в новоосвященном соборе. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Никона (Фомина)  во епископа Шуйского и Тейковского ( Ивановская митрополия ). Его Святейшеству сослужили:  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;  архиепископ Курский и Рыльский Герман ;  архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий ;  епископ Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф ;  епископ Брянский и Севский Александр ;  епископ Гомельский и Жлобинский Стефан ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон , председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ;  епископ Рыбинский и Угличский Вениамин ;  епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан ;  епископ Петропавловский и Камчатский Артемий ;  епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай ; епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий ;  епископ Искитимский и Черепановский Лука ;  епископ Карасукский и Ордынский Филипп ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Всеволод Чаплин , председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям; духовенство  Брянской епархии  и Ивановской митрополии. На богослужении присутствовали: губернатор Брянской области Н.В. Денин с супругой; председатель Брянской областной думы В.И. Гайдуков; главный федеральный инспектор по Брянской области Н.В. Бурбыга; глава г. Брянска А.Я. Ковалев; глава администрации г. Брянска С.М. Смирнов; руководители областных и городских структур Брянской области.

http://patriarchia.ru/db/text/2319272.ht...

Митрофорный протоиерей Владимир Королёв 22 марта 2023 г. 16:00 Протоиерей Владимир Королёв 08.07.1938–02.01.2023 2 января 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Костанайской епархии Казахстанского митрополичьего округа митрофорный протоиерей Владимир Королёв. PDF-bepcuя. Владимир Егорович Королёв родился 8 июля 1938 года в селе Старо-Березово Рязанской области. Будущий пастырь рос в семье рабочего, фронтовика Егора Петровича Королёва. Отец Владимир не раз отмечал, что в нем с самого детства воспитывали любовь к послушанию, уважение к старшим, внимательное отношение к поручениям. Будучи ребенком, он пережил тяжелые военные годы, часто называл детство самым голодным периодом своей жизни. В 1946 году семья переехала в Караганду. Этот крупный индустриально-промышленный город называют шахтерской столицей Казахстана. Здесь Владимир окончил школу и в 1953 году поступил на работу учеником автослесаря, а позже трудился маляром вплоть до 1971 года. Тогда же он начал делать свои первые шаги в Церкви: посещал храм, общался с верующими, стал участвовать в таинствах Покаяния и Евхаристии. В одной из бесед с духовными чадами батюшка сказал, что у него две Родины — Россия и Казахстан: одна дала ему жизнь, другая вскормила и преподнесла дар священства. Протоиерей Владимир — преемник особого духовного опыта, воспринятого им от двух великих казахстанских исповедников веры и подвижников благочестия, чьи имена почитаются миллионами верующих: карагандинского старца схиархимандрита Севастиана (Фомина) и митрополита Алма-Атинского Иосифа (Чернова). Путь служения отца Владимира на ниве Христовой начался с благословения преподобного Севастиана Карагандинского. На протяжении трех лет он служил пономарем при святом старце. Если свое раннее детство, полное лишений и невзгод, пастырь вспоминал с болью, то десятилетний период с 1961 по 1971 год, проведенный у алтаря рядом с преподобным, считал самым счастливым временем. В эти годы Владимир, помимо пономарского сужения, по благословению схиархимандрита Севастиана нес послушание на клиросе. Любовь отца к церковному пению передалась и его детям.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Встреча с Православием/Православная библиотека Гермоген Шиманский На развитие погребальных обрядов в христианстве имели влияние христианские воззрения на жизнь и смерть. По христианскому учению, земная наша жизнь есть странствование и путь к Небесному Отечеству; смерть есть сон, после которого умершие восстанут для вечной жизни в обновленном духовном теле; день смерти есть день рождения для новой, лучшей, блаженной и вечной жизни. Тело усопшего собрата есть храм Духа Святого и сосуд бессмертной души, который, подобно зерну, хотя возвращается в землю, но после воскресения облечется в нетление и бессмертие. Евгений Поселянин Когда верховный из Ангелов возмутился против Бога и в безумии своем задумал низвергнуть вечный Престол и самому воцариться на место Бога, предводитель Сил Небесных Архистратиг Михаил собрал вокруг себя легионы Ангелов, оставшихся верными Богу, низвергнул сатану с полчищем его в преисподнюю и с тех пор постоянно поражает его своим огненным мечом. Неукротимый в ненависти, непримиримый в злобе, неистощимый в лукавстве, сатана не перестает вновь и вновь устремляться на Престол Божий, вновь и вновь отражаемый светлыми Ангелами. Евгений Поселянин Гермоген Шиманский Диакон Александр Колногоров Диакон Александр Колногоров Диакон Александр Колногоров Диакон Александр Колногоров Максим Янышевский Преподобный Севастиан крестил тайно как по домам, так и в молитвенном доме, после открытия. Об этом вспоминает Игуменья Севастиана (Жукова): «Помню, когда я заканчивала школу и после уроков приходила домой, по комнате была разлита вода. Теперь-то я понимаю, что в нашем доме крестили, а тогда это скрывали от меня». Родители боялись, что дочь расскажет в школе. Она очень любила петь, и, когда возвращалась домой, всегда пела. Родители слышали ее за несколько кварталов, и батюшка быстрее заканчивал чин крещения. Максим Янышевский Из рукописного заявления: «Между прочим, я лично в Михайловку не просился, а просил вообще предоставить мне какой-либо приход свободный, так что идти на занятый приход в Михайловке у меня желания не было. Такова была воля архиепископа. Но окружающие Севастьяна Фомина арсенал монашек, верховодя в основном всею церковною жизнью в Михайловке, цепляясь и создавая свое благополучие материальное, проявляют собой ядро не подчиняющихся ни церковной, ни гражданским властям, на что и прошу Вас тов. Ткаченко обратить соответствующее внимание».

http://pravoslavie.ru/put/page6_1082.htm

Житие преподобного старца Севастиана (Фомина), исповедника Карагандинского Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский Блаженный старец схиархимандрит Севастиан (Стефан Васильевич Фомин) родился 28 октября/10 ноября 1884 года в селе Космодемьяновское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. Отца его звали Василием, мать — Марфой. Они имели троих сыновей. Старшим был Илларион, 1872 года рождения, средним — Роман, 1877 года рождения, и младший в своем крещении назван был Стефаном в честь преподобного Стефана Савваита, творца канонов, в день памяти которого он родился. В 1888 году родители возили детей в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Стефану было тогда 4 года, но он хорошо запомнил это посещение и ласковые глаза благодатного старца. Остался будущий батюшка Севастиан сиротой от отца 4-х лет, от матери 5-ти лет. Старшему брату Иллариону было в то время 17 лет. Чтобы справится с хозяйством и укрепить семью, через год после смерти родителей Илларион женился. Стефан был привязан к среднему брату Роману за его нежную душу и мягкое сердце. Но Роман избрал путь иноческой жизни и в 1892 году упросил Иллариона отвезти его в Оптину пустынь, где был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит. Стефан хорошо учился, закончил 3-х классную приходскую школу. Приходской священник давал читать ему книги. От рождения Стефан был слаб здоровьем и на полевых работах трудился мало, а больше на пастбищах пастухом. Радостным утешением было для Стефана в зимнее, свободное от крестьянской работы время посещать в Оптиной пустыни среднего брата. Эти посещение имели большое духовное влияние на Стефана, и когда он подрос, стал просить Иллариона отпустить его в Оптину пустынь. Но брат не пускал, желая, чтобы Стефан помогал ему в ведении хозяйства. В 1908 году в скиту Оптиной пустыни средний брат Роман Фомин по болезни келейно принял монашеский постриг с именем Рафаил, а 16 декабря 1908 года в монастырском храме во имя преподобной Марии Египетской о. Настоятелем Ксенофонтом был облечен в мантию.

http://pravoslavie.ru/60947.html

Крест преподобного Севастиана Карагандинского. Часть 2 Лесоповал 25 февраля 1933 года отца Севастиана арестовали и отправили в Тамбовское ОГПУ для прохождения следствия. На допросах следователем выявлялись его контакты с едиными по духу людьми, а также отношение его к советской власти. На это батюшка дал прямой ответ: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, тогда только мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввластью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается православная вера». 2 июня 1933 года заседание тройки ПП ОГПУ по ИЧО по внесудебному рассмотрению дел постановило: «Фомина Степана Васильевича, обвиняемого по ст. 58-10 II УК, заключить в исправтрудлагерь сроком на семь лет, считая срок с 25/2-33 г.» (УФСБ по Тамбовской обл. Дело Р-12791. Т. 1). Медкомиссия признала, что в связи с ограниченным движением левого локтевого сустава (батюшка в детстве повредил левую руку) он не годен к тяжелому физическому труду. Несмотря на это, отец Севастиан был отправлен на лесоповал в Тамбовскую область. Духовные дети узнали место лесоповала и, невзирая на дальность расстояния, находили возможным приносить ему передачи, утешать и поддерживать, кто чем мог. По воскресным дням осужденных отпускали домой. Ехать в Козлов отцу Севастиану было далеко. Но и в местной деревеньке нашлись духовные дети, которые вечером в субботу ждали его. Там можно было помыться, сменить одежду, поесть, помолиться и отдохнуть. Воскресный день проходил в молитве и беседе, о чем сам батюшка говорил: «Как на Пасху! Как в раю побудешь!». Но через год отец Севастиан был переведен в КарЛАГ. Лагерь этот состоял из 26 отделений (точек). Они располагались в знойных летом и очень холодных зимой степях Центрального Казахстана в радиусе от двух до четырехсот километров от «столицы» КарЛАГа – Долинки, что в 45 километрах от Караганды. В Долинку отец Севастиан прибыл 26 мая 1934 года.

http://pravoslavie.ru/3975.html

В Астане состоялось заседание Синода Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан 26 ноября 2016 г. 16:43 26 ноября 2016 года в административном и духовно-культурном центре имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в Астане состоялось заседание Синода Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан . Перед заседанием в домовом храме Синода в честь Астанайской-Почаевской иконы Божией Матери была совершена Божественная литургия, за которой молились и причастились Святых Христовых Таин казахстанские архипастыри. В заседании Синода, прошедшем под председательством главы главы Митрополичьего округа митрополита Астанайского и Казахстанского Александра , приняли участие: архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний ; архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий ; епископ Костанайский и Рудненский Анатолий ; епископ Талдыкорганский Нектарий , викарий Астанайской епархии ; епископ Каскеленский Геннадий , управляющий делами Православной Церкви Казахстана; епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава ; епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан ; епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий ; епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион ; епископ Петропавловский и Булаевский Владимир . После общей молитвы митрополит Александр приветствовал архипастырей и огласил повестку дня. Перед началом работы Синода глава Митрополичьего округа тепло поздравил епископа Карагандинского Севастиана с 55-летием со дня рождения. За многолетние труды на благо Православия на Казахстанской земле и в связи с памятной датой Преосвященный Севастиан был награжден орденом священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского. Архипастыри Митрополичьего округа пожелали юбиляру милости от Господа и многих лет служения Церкви Христовой. Глава Митрополичьего округа выступил с докладом о торжествах, посвященных 50-летию со дня преставления преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана (Фомина), состоявшихся в Караганде с 16 по 18 сентября, в Алма-Ате 24-25 октября и в Чимкенте 30 октября текущего года.

http://patriarchia.ru/db/text/4698009.ht...

Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский 6/19 апреля мы празднуем память замечательного подвижника – схиархимандрита Севастиана Карагандинского (в миру Стефана Васильевича Фомина). Жизнь этого старца неразрывно связана с Оптиной Пустынью . Впервые он побывал там в 1888 году четырехлетним мальчиком, когда его родители, крестьяне Орловской губернии Василий и Матрона, возили троих сыновей в монастырь – благословиться у великого Оптинского старца Амвросия . В этом же году отец умер, а через год и мать. Любимый средний брат Роман ушел в Оптину и стал послушником, а Стефану пришлось помогать старшему брату и лишь изредка утешаться поездками в Оптину Пустынь. Уже в детстве озорные сверстники дразнили смиренного и кроткого сироту «монахом». Монахом он и стал. Пришел в Оптину в 25 лет – и нашел там себе настоящего отца – старца Иосифа. Господь даровал юноше великую милость – он стал келейником преподобного Иосифа. Позднее Стефан вспоминал: «Жили мы со старцем как с родным отцом. Вместе с ним молились, вместе кушали, вместе читали или слушали его наставления». Старец Иосиф очень любил своего келейника и говорил о Стефане: «Он нежной души». После смерти духоносного наставника Стефан стал келейником преподобного Нектария. Рядом с этими великими старцами молодой послушник быстро рос духовно и был счастлив. В грозном 1917 году его постригли в монахи с именем Севастиан – в честь мученика Севастиана. В 1923 году, когда власти потребовали выселения всех монашествующих из Оптиной, рукоположили в иеродиакона, в 1927-м – в иеромонаха. Гонимая братия обрела пристанище в Козельске, а в 1933 году безбожные власти сами нашли им новое пристанище – тюрьму: более 50 монашествующих и мирян обвинили в создании контрреволюционной церковно-монархической организации. Его выставили в одной рясе на мороз, требуя отречения от Христа. Стража, чтобы не замерзнуть, сменялась каждые два часа, а он – стоял и молился Отца Севастиана выставили в одной рясе на мороз и требовали отречения от Христа. Стража, чтобы не замерзнуть, сменялась каждые два часа, а он – стоял и молился. Господь сохранил верного своего служителя. Старец вспоминал об этом: «Матерь Божия опустила надо мной такой “шалашик”, что мне было в нем тепло».

http://pravoslavie.ru/78719.html

«Сколько прекрасного она сделала за всю свою жизнь…» Схимонахиня Агния (Стародубцева) Анна Фейгина Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви 135 лет назад, 15 апреля 1884 года родилась подвижница благочестия, талантливый иконописец, духовное чадо преподобного Варсонофия Оптинского и преподобноисповедника Севастиана Карагандинского (Фомина) старица Агния, в миру Александра Васильевна Стародубцева. Девочка родилась слепой, и благочестивые родители с верой и упованием повезли ее к мощам святителя Митрофана Воронежского, где она и получила исцеление. Рано оставшись сиротой, Сашенька упросила своих родных отвезти ее в Знаменский Сухотинский женский монастырь, который славился в то время своей иконописной школой. Юная подвижница всем сердцем хотела научиться писать иконы. В Знаменском Сухотинском монастыре послушница Александра после искуса была пострижена в рясофор с именем Агния и подвизалась в обители 21 год (до самого ее закрытия в 1919 году), обучаясь иконописному искусству и проходя различные послушания. Ежегодно посещая Оптину пустынь, приезжая для исповеди и духовного совета к своему духовному отцу старцу Варсонофию (Плиханкову), Александра впервые встретилась там и познакомилась с будущим старцем Севастианом, в то время еще послушником Стефаном, келейником оптинского старца Иосифа (Литовкина). В ноябре 1919 года Знаменно-Сухотинской монастырь был преобразован в трудовую общину, которая просуществовала десять лет. В 1929 году по благословению иеромонаха Севастиана, ставшего после кончины старца Варсонофия ее духовником, инокиня Агния с монахиней Надеждой, также бывшей насельницей обители, переехали в город Новохоперск Воронежской области. Как и монахини из других закрытых монастырей, Агния была вынуждена часто переезжать с места на место, чтобы не привлекать к себе внимание ОГПУ. В 1930 году она проживала в Среднем Карачане, в Алферовке и других селах, находящихся вблизи Новохоперска. Тяжело переживая разлуку с родной обителью, она записала в своем дневнике 18 февраля 1929 года: «Господи, помоги пережить все находящее, дай мне сил и терпения. Теперь мне нужна мудрость, чтобы самой решать серьезные вопросы, оставаясь одной на чужой стороне».

http://pravoslavie.ru/120630.html

Преставился ко Господу почетный настоятель Введенского кафедрального собора г. Караганды архимандрит Анатолий (Киселев) 14 апреля 2021 г. 12:34 13 апреля 2021 года, на 80-м году жизни, после продолжительной болезни отошел ко Господу почетный настоятель Введенского кафедрального собора г. Караганды архимандрит Анатолий (Киселев). Отец Анатолий — духовное чадо и ученик преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана (Фомина), одного из последних Оптинских старцев и небесного покровителя Казахстана. Архимандрит Анатолий (в миру Киселев Александр Михайлович) родился 16 мая 1941 года в селе Сухотинка Знаменского района Тамбовской области в семье рабочих. Крещен в младенчестве в домашних условиях. Среднюю школу окончил в Караганде, куда в 1956 году по благословению преподобного Севастиана Карагандинского переехала семья Киселевых. По благословению старца Севастиана поступил в школу фабрично-заводского ученичества, где освоил специальность столяра-мебельщика. После окончания учебы стал работать на мебельной фабрике, в свободное время помогал в храме. Александр не собирался становиться священником, и старец Севастиан никогда с ним об этом не говорил. Вскоре после преставления преподобного протоиерей Александр Кривоносов, сподвижник старца Севастиана и настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Большой Михайловке, предложил Александру ехать учиться в Московскую духовную семинарию . На решение поехать повлияло, как рассказывал отец Анатолий, полученное чудесным образом откровение от самого преподобного Севастиана. В 1966 году будущий архимандрит Анатолий поступил в духовную семинарию, затем продолжил обучение в Московской духовной академии. Курс академии Александр Киселев окончил по первому разряду, защитил курсовое сочинение на тему «История Московской духовной академии 1870-1900 гг.» и получил ученую степень кандидата богословия. 28 мая 1972 года архиепископом Волоколамским Питиримом  в Воскресенском храме города Москвы рукоположен в сан диакона. Владыка Питирим был близок святому Севастиану Карагандинскому — перед кончиной старца он постригал его великую схиму, был около него буквально до последних часов жизни, напутствуя преподобного Святыми Таинами. Владыка Питирим совершил заупокойное богослужение, затем и погребение старца Севастиана на городском Михайловском кладбище.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010